8. Дружба: высочайший уровень взаимоотношений

Взаимоотношения между мужем и женой — старейший и преобладающий вид взаимоотношений между людьми. Они предшествуют всем другим видам взаимоотношений, включая взаимоотношения между родителями и детьми, матерью и дочерью, отцом и сыном, сестрой и братом, доминируют над ними. Никакие другие взаимоотношения не должны быть более тесными, более личными, более близкими, чем те, которые существуют между мужем и женой. Подобная близость включает в себя не только любовь, но и знания. Муж и жена должны знать друг друга лучше, чем кого- либо другого в целом мире. Они должны знать о симпатиях и антипатиях, о причудах и «больных местах», о сильных и слабых сторонах друг друга, о хороших и плохих качествах, о дарах и талантах, о предрассудках, добродетелях и недостатках друг друга. Короче говоря, муж и жена должны знать друг о друге все, в том числе и о тех нежелательных личностных чертах, которые спрятаны от всех остальных.

Взаимоотношения не гарантируют знаний.

Знания о браке не приходят автоматически. Они не появляются только потому, что два человека стали мужем и женой. Взаимоотношения не гарантируют знаний. Одна из самых больших проблем как в браке, так и в других человеческих взаимоотношениях касается ярлыков, которые мы используем. Слова «муж», «жена», «мать», «дочь», «сестра», «брат», «отец», «сын» описывают различные отношения в рамках семьи. Они также подразумевают знания или близость, которые могут как существовать, так и не существовать на самом деле.

Например, мать и дочь могут полагать, что по-настоящему знают друг друга, поскольку их «ярлыки» подразумевают наличие близких отношений: «Конечно же, мать знает свою дочь, а дочь знает свою мать». Однако в действительности так бывает не всегда. То же самое можно сказать и о других отношениях между родственниками. Называя вас моим братом или моей сестрой, я подразумеваю, что уже знаю вас. Поскольку мы являемся родственниками, я полагаю, что мы не нуждаемся в том, чтобы проводить время в общении друг с другом с целью знакомства.

Брак — это путь длиной в жизнь не только к близким отношениям, но и к дружбе.

Ярлыки, подразумевающие близость и глубокое знание друг друга, в действительности иногда препятствуют построению истинных взаимоотношений. Муж и жена могут полагать, что знают друг друга просто потому, что состоят в браке друг с другом. В результате они могут так и остаться на поверхности, не заглядывая в глубины личности друг друга для того, чтобы обрести истинное знание и построить глубокие, близкие взаимоотношения.

Брак — это путь длиной в жизнь не только к близким отношениям, но и к дружбе. Муж и жена должны быть самыми лучшими друзьями друг для друга. Нет более высоких взаимоотношений. В конце концов, кто знает нас лучше, чем наши друзья? Большинство из нас расскажет своим друзьям о себе такие вещи, которые мы никогда не скажем своим родственникам. Между мужем и женой не должно быть никаких секретов друг от друга. По мере развития взаимоотношений они должны становиться настоящими друзьями, знающими друг о друге все — и хорошее, и плохое — и все равно любящими и принимающими друг друга.

Уже не рабы, a друзья

С библейской точки зрения высочайшей формой взаимоотношений являются взаимоотношения друзей. Самым лестным свидетельством о жизни библейского героя будут слова о том, что этот человек был «другом Бога». Авраам соответствует такому описанию: «…веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим» (Иакова 2:23). Моисей был еще одним человеком, который знал Бога как друга: «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим…» (Исход 33:11). Давид, второй царь Израиля, был известен как муж по сердцу Божьему (см.: 1-я Царств 13:14). Иначе говоря, Давид был Божьим другом.

В Библии высочайшей формой взаимоотношений являются взаимоотношения друзей.

В Своем учении Иисус ясно показал превосходство дружбы. В 15-й главе Евангелия от Иоанна, объяснив Своим ученикам, что их близость с Ним была подобна связи ветвей с лозой, Иисус связал эту близость с дружбой.

III. Будь послушен Господу

В этих стихах Иисус заявляет, что в Его взаимоотношениях со Своими последователями наступает новый этап, предполагающий более высокий уровень. В том, какие теперь между ними будут взаимоотношения, произошла фундаментальная перемена. Начав с заповеди «Любите друг друга», Иисус затем поясняет эту любовь, утверждая, что самая великая любовь проявляется тогда, когда человек готов положить жизнь за своих друзей. Иисус продемонстрировал эту любовь буквально на следующий день, когда взошел на крест. Важно отметить, что Иисус здесь говорит о друзьях, а не о членах семьи. Истинная дружба превосходит даже узы семейных взаимоотношений. В Ветхом Завете Давида, будущего царя Израиля, и Ионафана, сына Саула, который был царем на то время, объединяла дружба более крепкая, чем семейные узы. Даже когда Саул хотел лишить Давида жизни, Ионафан защищал Давида, потому что был «одного духа с Давидом и любил его как самого себя» (1-я Царств 18:1, пер. с англ.).

Затем Иисус говорит о новой, более глубокой природе взаимоотношений: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Иоанна 15:14). Дружба с Иисусом проверяется послушанием; послушание также является показателем любви. Иисус ждет послушания не по обязанности, как от рабов, но по любви — а такое послушание возникает в контексте дружбы. Послушание по обязанности навязывается извне, а послушание по любви добровольно избирается изнутри. Между этими двумя видами послушания — огромная разница.

Дружба с Иисусом проверяется послушанием; послушание также является показателем любви.

В оставшейся части отрывка Иисус проводит четкое и ясное разграничение между старыми и новыми взаимоотношениями Его последователей друг с другом: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоанна 15:15). Рабы не имели свободы выбора. Они не могли поступать по своей воле, но были обязаны исполнять волю своего господина. Они очень редко знали что-либо о глубоких, личных аспектах жизни своего господина или его семьи. Несмотря на то, что они могли жить, трудиться, есть и спать в доме своего господина, они ничего не знали о его делах. Их положение отличалось от положения родственников и друзей господина, которые имели привилегию входить в «узкий круг» и знать о самых личных сторонах его жизни.

Иисус сказал: «Я уже не называю вас рабами… Я назвал вас друзьями…» Тем самым Он говорил Своим последователям: «Я не хочу взаимоотношений, в которых вы будете преданны мне по обязанности. Не нужно больше мыслить по рабски. Вы — Мои друзья, а со Своими друзьями Я делюсь всем, что узнал от Моего Отца».

Что имел в виду Иисус, когда говорил: «Я… сказал вам все, что слышал от Отца Моего»? Что Иисус сказал Своим ученикам, Своим самым близким друзьям и последователям, чего Он не открыл никому другому? Он открыл перед ними Свое сердце и душу. Он ничего не скрыл от них. Обращаясь к народу, Иисус говорил притчами, но позже, оставаясь наедине со Своими учениками, Он все объяснял четко и подробно (см.: Марка 4:33,34). Он жил и работал в тесном общении с ними на протяжении трех лет, воспитывая и подготавливая их к тому, чтобы продолжить Его дело, когда Его уже не будет с ними.

Друзья все делят друг с другом — и хорошее и плохое, и радость и печаль.

Одна важная характеристика друзей выражается в том, что они все делят друг с другом — и хорошее и плохое, и радость и печаль. Это качество отличает друзей от просто знакомых и часто даже от родственников. С самых первых дней совместного пребывания со Своими друзьями Иисус рассказывал им обо всех плохих, неприятных вещах, которые должны были произойти в их жизни из-за их дружбы с Ним. Он говорил им, что будет предан, схвачен и избит, что Его будут бичевать, Ему будут вырывать бороду, что Он будет распят, умрет и будет погребен, а на третий день воскреснет из мертвых. Иисус говорил Своим ученикам, что из-за дружбы с Ним их будут ненавидеть, презирать, гнать и даже убивать. Он также заверял их в том, что всегда будет с ними и что они будут жить и ходить в Его силе и власти. Иисус ничего не скрывал от них. Он не старался подсластить пилюлю и говорил без обиняков. Такая открытость и искренность является отличительной чертой настоящей дружбы.

Друзья открыты и честны друг с другом

Иисус хотел, чтобы Его друзья знали все это заранее, чтобы они были готовы к тому, когда все это произойдет. «Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. …Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том…» (Иоанна 16:1,4). Он не хотел, чтобы эти события застали их врасплох.

Это иллюстрирует важную истину: друзья открыты и честны друг с другом. В супружеских взаимоотношениях этот принцип особенно важен. Одной из больших проблем во многих браках является то, что мужу и жене трудно общаться друг с другом как друзьям. Они являются больше «рабами», чем друзьями, их отношения больше похожи на отношения брата и сестры, чем мужа и жены. Им так же трудно открыться друг другу, как открыться родственникам или знакомым. Большинство людей не делится самым сокровенным с родителями или братьями и сестрами. Они не говорят открыто о своих самых больших мечтах или самых глубоких страхах, о своих лучших добродетелях или худших недостатках. Однако они будут говорить об этих вещах со своими друзьями. Дружба между мужем и женой, характерная своей открытостью и честностью, совершенно необходима для счастливого, успешного и процветающего брака.

Большинство людей вступают в супружескую жизнь, не рассказав друг другу всего о себе. В некотором роде это считается само собой разумеющимся. Невозможно в самом начале взаимоотношений быть абсолютно откровенными, поскольку какие-то вещи открываются только по мере развития отношений. Тем не менее, жених и невеста должны узнать друг о друге как можно больше — как хорошего, так и плохого — до того, как они предстанут перед алтарем.

Для этого особенно подходит период ухаживания и время от помолвки до свадьбы, однако часто мужчина и женщина сосредоточивают все свои силы на том, чтобы вести себя друг перед другом исключительно хорошо и показать себя с лучшей стороны. Боясь разрушить развивающиеся взаимоотношения, они на цыпочках обходят проблемы и избегают какого-либо упоминания привычек или особенностей, которые их раздражают друг в друге. Если они не научатся быть честными друг с другом на этом этапе своих взаимоотношений, их ожидает непредвиденная встреча с реальностью позже, когда они поженятся и эти вещи неизбежно выйдут наружу

Жених и невеста должны узнать друг о друге как можно больше — как хорошего, так и плохого — до того, как они предстанут перед алтарем.

Например, если Джон раздражителен, он должен честно признаться в этом Саре, и чем раньше, тем лучше: «Знаешь, мне бывает сложно контролировать себя. Я легко срываюсь. Господь помогает мне меняться в этой сфере, но мне еще далеко до совершенства. Я просто хочу сказать тебе, что если я сорвусь, тебе не нужно принимать это лично. Просто прости меня». В этом случае первая вспышка гнева Джона не станет для Сары совершенной неожиданностью.

Сара может страдать от чувства ревности или критицизма. Если она заранее открыто расскажет об этом Джону, они смогут устранить всякое недоразумение еще до того, как оно успеет развиться. Они могут вместе работать над своими проблемами, помогая друг другу перерасти их.

Очевидно, для того чтобы во взаимоотношениях мужа и жены могла быть подобная честность, они должны чувствовать себя уверенно друг с другом. Создание подобной безопасной атмосферы во многом зависит от взаимного уважения и доверия. Оба эти качества не только происходят от любви, но и питают ее. В Библии дружба и любовь тесно связаны между собой. «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастия» (Притчи 17:17). «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг более привязанный, нежели брат» (Притчи 18:24). «…Уста его — сладость, и весь он — любезность. Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские!” (П. Песней 5:16).

Брак является высшей формой человеческих взаимоотношений, а дружба представляет собой высший уровень этих взаимоотношений. Каждая супружеская пара должна поставить своей целью достижение этого уровня и не успокаиваться до тех пор, пока он не будет достигнут. Но даже и тогда они не должны останавливаться в своем росте. Настоящая дружба настолько широка и глубока, что полностью охватить ее все равно не хватит ни времени, ни роста.

Брак является высшей формой человеческих взаимоотношений, а дружба представляет собой высший уровень этих взаимоотношений.

Дружба — это катализатор, который в конце концов сплавит мужа и жену воедино подобно драгоценному камню. Брак — это земной, плотский образ взаимоотношений в духовном мире не только между Богом — Отцом, Богом — Сыном — Иисусом Христом — и Богом — Святым Духом, но также и между Богом и людьми, которых Он сотворил. Дружба является отличительной чертой совершенного единства и близости, существующих между Отцом, Сыном и Святым Духом. Дружба также являлась природой взаимоотношений, которые были у Адама и Евы с Богом и друг с другом в Едемском саду.

Бог желает восстановить между Собой и человечеством взаимоотношения дружбы, которые были разрушены грехом. Современный мир отчаянно нуждается в четкой и честной картине того, что собой представляет дружба с Богом. Никакие земные взаимоотношения не приближаются к этой картине больше, чем брак, а ближе всего оказывается такой брак, в котором муж и жена являются настоящими друзьями.

Несмотря на нападки и проблемы современного общества, институт брака будет существовать до тех пор, пока на земле будут существовать люди. Бог установил и утвердил брак, и он будет оставаться в силе до тех пор, пока Бог подведет весь физический мир к концу своего существования. Как бы ни менялись социальные и нравственные отношения, брак будет оставаться твердым, как всегда Он будет оставаться самой лучшей формой человеческих взаимоотношений, которая когда-либо существовала, потому что это — Божья идея.

Брак — это все еще великолепная идея!

Принципы

1. Муж и жена должны быть самыми лучшими друзьями друг для друга. Нет более высоких взаимоотношений.

2. Истинная дружба превосходит даже узы семейных взаимоотношений.

3. Открытость и искренность являются отличительными чертами настоящей дружбы.

4. Друзья открыты и честны друг с другом.

5. Дружба между мужем и женой, характерная своей открытостью и честностью, совершенно необходима для счастливого, успешного и процветающего брака.

6. Дружба — это катализатор, который в конце концов сплавит мужа и жену воедино, подобно драгоценному камню.