4. Каждый человек должен пережить бракосочетание «в саду»

Первое в мире бракосочетание произошло в Едемском саду. Там Бог утвердил и освятил брак мужчины и женщины, которых Он сотворил. Первая и вторая главы Книги Бытие описывают брак в его идеальном состоянии, соответствующем Божьему замыслу, когда Адам и Ева наслаждались полными любви, гармоничными и равноправными взаимоотношениями друг с другом, а также постоянным, непрерывным общением со своим Творцом. Однако в третьей главе Книги Бытие перед нами открывается совершенно другая картина: грех разрушил гармонию взаимоотношений людей друг с другом и их общение с Богом. В первой и второй главах Книги Бытие изображен брак «в саду», а в третьей главе показан брак «за пределами сада». Что такое Божий брак, можно испытать только «в саду». Всякий брак «за пределами сада» не является Божьим браком.

Первая и вторая главы Книги Бытие изображают брак до грехопадения, каким Бог замыслил его. Третья глава показывает, каким брак стал после грехопадения, подвергшись мирскому разложению. Практически это означает, что ни одно из условий благословений и обетований, сопровождающих брак «в саду» первой и второй глав Книги Бытие, не гарантируется в браке «за пределами сада», о котором говорится в третьей главе. Находясь в саду, Адам и Ева наслаждаются взаимной любовью, уважением и равенством; за пределами сада они начинают оправдываться, обвинять друг друга и наговаривать Богу друг на друга. Находясь в саду, они разделяют один Дух — Дух Божий; за пределами сада этот Дух оставил их, и они стали словно чужими друг для друга. Находясь в саду, они едины в духе и в плоти; за пределами сада у них осталась только плоть.

Божий стандарт брака основывается на требованиях, предъявляемых к браку в Едемском саду. Никто не может оправданно заявить, что Бог соединил их, если эти люди не приходят к алтарю в контексте сада. Будучи изначально предназначенным для верующих, настоящий брак является не столько союзом духа, сколько союзом плоти. Находясь в Едемском саду, Адам и Ева не испытывали нужды в том, чтобы быть женатыми по духу, поскольку они уже разделяли один дух. Их дух уже был сплавлен воедино. Тем не менее по плоти они были отдельными людьми. Их брак «в саду» был предназначен для того, чтобы соединить их физически — чтобы сплавить их в «одну плоть» точно так же, как они уже были «одним духом».

Каждый день тысячи пар по всему миру вступают в брак, полагая, что их соединил Бог. В большинстве случаев это не соответствует действительности, потому что эти люди вступили в брак не в контексте сада. Они не разделяют один дух, поскольку либо один из них, либо они оба не пережили рождения свыше от Духа Божьего. Поэтому они не имеют никакой гарантии успеха, никакой защиты против разрушительных сил, которые стремятся расторгнуть их союз.

Божьи обетования в Писании относятся ко всем, кто верит и повинуется Ему — ко всем, кто называется чадом Божьим и имеет в себе Его Дух. Ни один человек, не имеющий Духа Божьего, не имеет какой-либо гарантии получения Божьих обетований. Что касается брака, то успех или неудача могут в большой степени зависеть от того, существует ли этот брак в контексте сада.

Даже будучи рожденными свыше, многие новобрачные сталкиваются с проблемами в своем браке, потому что неосознанно приняли мирские ценности и взгляды вместо Божьих.

Знание является важным ключом к успеху во всем, и брак — не исключение. Даже будучи рожденными свыше, многие новобрачные сталкиваются с проблемами в своем браке, потому что неосознанно приняли мирские ценности и взгляды вместо Божьих. Даже исполненные Духа верующие могут терпеть неудачи в браке, если они не знают и не понимают фундаментальных различий между браком «в саду» и браком «за пределами сада». Им нужно научиться обращаться к Святому Духу за мудростью и знаниями, необходимыми для того, чтобы ввести свой брак «в сад».

Равная власть, равное владычество

В первых двух главах Книги Бытие содержатся важные сведения, помогающие нам понять, каким изначально должен был быть брак и какие взаимоотношения должны существовать между мужем и женой. В шестой, последний день творения, после того как небеса и земля заняли свое место и наша планета наполнилась растительностью и всевозможными животными, кульминацией Божьей созидательной деятельности стало сотворение человека. Люди — мужчина и женщина — стали вершиной, венцом славы Божьего творения. У Него было особое место и особый план для самого грандиозного Своего творения.

III. Будь послушен Господу

Обратите внимание на то, что власть править всем творением, наполнять землю и обладать ею была дана мужчине и женщине вместе. Как мужнина, так и женщина были сотворены по образу Божьему, при этом каждый из них должен был совершенным образом дополнять и обогащать другого. Им обоим была дана способность и власть править физическим миром подобно Божьим наместникам. Также обратите внимание на то, что их власть править распространялась на все низшее Божье творение — рыб, птиц и зверей — но недруг на друга. Согласно изначальному Божьему замыслу мужчина и женщина должны были обладать равной властью и осуществлять равное владычество.

Божье повеление владычествовать и править равным образом относилось и к мужчине, и к женщине. В Едемском саду Адам и Ева имели один дух, действовали с одинаковой властью и одинаковой силой. Они владычествовали над «всяким животным, пресмыкающимся по земле». Это подразумевало и змея. В третьей главе Книги Бытие ясно показано, что сатана — этот падший ангел, искуситель и клеветник — присутствовал в саду в виде змея. Поскольку Адам и Ева представляли собой вершину Божьего творения и поскольку сатана находился в их царстве, он был подвластен им. Адам и Ева обладали властью и силой над дьяволом, однако не использовали свое владычество, что и привело к катастрофе.

В Едемском саду Адам и Ева были равны как личности и имели равный авторитет.

Во второй главе Книги Бытие также показано, что в Едемском саду Адам и Ева были равны как личности и имели равный авторитет. В Бытие 2:18-24 описывается, как Бог сотворил Еву из ребра Адама, чтобы она была ему достойной помощницей — человеком, который будет совершенно и полностью подходить ему физически. Еврейское слово «ребро» может быть также переведено как «бок». Ева была сотворена из части бока Адама. Она была сотворена из того же «теста», что и Адам; она имела такой же дух, такой же разум, такую же сущность и такой же божественный образ. Она явилась костью от костей его и плотью от плоти его и была равна ему по всем параметрам. Древнееврейская пословица, находящаяся в Талмуде — авторитетном сборнике иудейских преданий, — гласит: «Бог сотворил женщину не из головы мужчины, чтобы она не командовала им, и не из ног мужчины, чтобы она не была его рабыней, но из бока мужчины, чтобы она была близка его сердцу».

Будучи едины в духе и во плоти в Едемском саду, мужчина и женщина имели равную власть и силу и вместе правили физическим, земным царством, которое Бог доверил им.

Будучи едины в духе и во плоти в Едемском саду, мужчина и женщина имели равную власть и силу и вместе правили физическим, земным царством, которое Бог доверил им.

Главенство мужчины основывается на знании

Равенство личностей, силы и власти не означает, что в саду между Адамом и Евой не было приоритета лидерства. Во второй главе Книги Бытие ясно говорится о том, что Бог поставил мужчину главой семьи. Согласно Божьему замыслу главенство в браке является обязанностью мужчины. Поместив человека в Едемском саду, Бог установил рамки, в которых человек должен был жить и работать.

III. Будь послушен Господу

Обязанность ухаживать за садом дала Адаму возможность заниматься продуктивным и полезным делом. В то же время Бог дал ему право поступать в рамках своих обязанностей так, как ему заблагорассудится. Единственное ограничение свободы Адама заключалось в Божьем запрете есть от дерева познания добра и зла.

Важно заметить, что Адам получил эти указания еще до того, как Ева стала активным участником событий. Будучи сотворенным первым, Адам располагал такой информацией, которой Ева не имела. На Адаме лежала ответственность передать эту информацию своей жене. Как глава семьи, Адам был прикрытием для нее. Это прикрытие основывалось на его ответственности.

Почему Адам был поставлен главой семьи? Потому что он был физически сильнее? Нет. Сегодня хорошо известно, что мужчины и женщины, в сущности, равны по своей физической силе — просто это проявляется различным образом. Верхняя половина тела сильнее у мужчин, а нижняя — у женщин. Женское тело специально приспособлено для того, чтобы справляться с физическими нагрузками при родах. Очень немногие мужчины смогли бы выдержать подобную боль. Итак, главенствующее положение Адама не было связано с его физической силой.

Был ли причиной тому его внешний вид? Я так не думаю. Физически женщины более привлекательны, чем мужчины. Некто когда-то в шутку сказал, что поскольку мужчина был сотворен первым, он стал, так сказать, «черновиком», а женщина — «законченным произведением».

Был ли Адам умнее? Нет. Мужчины и женщины обладают равными мыслительными способностями. Были ли Адам более духовным? Нет. Адам и Ева имели один дух.

Похоже, что главенство Адама во многом было связано с порядком творения. Адам стал главой потому, что был сотворен первым и обладал информацией, которой Ева не владела. Главенство Адама основывалось на знании. Этот факт подразумевает серьезные следствия в понимании того, что означает главенство. Муж является главой жены (см.: Ефесянам 5:23), но это не означает, что он командует ею, как начальник. Главенствоэто не правление, главенствоэто лидерство. Будучи главой, мужчина должен обеспечивать духовное лидерство и руководство в семье. Он должен прокладывать курс. Его духовная температура должна формировать климат всего дома.

Главенство — это не правление, главенство — это лидерство.

Сегодня многие браки, в том числе и христианские, страдают из-за того, что мужья не имеют правильного понимания своих обязанностей как глав семей или не выполняют их. Слишком часто их главенство вырождается в авторитарное правление и доминирование над женой и детьми. Иногда они полностью отрекаются от своего лидерства, так что быть главой приходится их женам — если и не на словах, то наверняка на деле.

Когда и муж, и жена имеют четкое понимание вопроса главенства, это будет способствовать гармонии и успеху их брака. Муж решает, каким курсом движется семья, а жена — как они будут добираться до цели. Муж заботится о выборе направления, а жена — о поддержании движения. То, куда направляется муж, во многом зависит от того, что делает его жена, а то, что делает жена, во многом связано с тем, в каком направлении движется муж. И то, и другое необходимо — и оба действуют вместе. Первый шаг — это направление, второй — действие.

В своем главенстве Адам обладал важной информацией от Бога, от которой зависела безопасность и благополучие Евы. Он нес ответственность за изложение Еве Божьей заповеди относительно дерева познания добра и зла. Таким образом, главенство мужчины основывается на знании и, главным образом, касается обучения и наставления своей семьи в Божьих путях и всех духовных вопросах вообще.

Уход из сада

Пребывая в прекрасной обстановке Едемского сада, Адам и Ева владычествовали над творением, наслаждались совершенной супружеской гармонией и блаженством, а также постоянным общением со своим Творцом. Эти идиллические условия оказались разрушены из-за искусно замаскированных происков врага. Появившись в виде змея, этот главный Божий враг поставил своей целью уничтожить чистоту, невинность и порядок жизни в саду. Своей мишенью он избрал женщину, а своим оружием — сомнение.

III. Будь послушен Господу

Поскольку Ева нисколько не удивилась тому, что змей заговорил с ней, будет резонно заключить, что этот разговор между ними был уже не первым. В своей невинности относительно познания добра и зла Ева не имела причин не доверять словам змея или подозревать его в обмане. Его вопрос был очень тонким, и с его помощью он посеял в разуме Евы семя сомнения в Божьей честности: «А что, Бог вправду сказал вам не есть ни от какого дерева в саду?». Именно так действует враг. Божий враг, называемый в иудео-христианских Писаниях дьяволом или сатаной, стремится подорвать Божью репутацию в умах людей с помощью двусмысленных намеков, сомнений и извращения истины.

Один из главных методов врага заключается в том, чтобы заставить нас усомниться в том, кем мы являемся.

Реакция Евы на вопрос змея показывает, что Адам выполнил свою обязанность сообщить ей о Божьей заповеди относительно дерева познания добра и зла. Когда Ева сказала, что есть с дерева или прикасаться к нему равносильно смерти, змей стал открыто противоречить Богу: «Нет, не умрете, но знает Бог, что вдень, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Один из главных методов врага заключается в том, чтобы заставить нас усомниться в том, кем мы являемся. По чьему образу и подобию были сотворены Адам и Ева? По Божьему. Они не нуждались в том, чтобы есть плоды с дерева познания добра и зла, чтобы стать такими, как Бог — они уже были такими, как Он\

Семя сомнения в разуме Евы продолжало расти до тех пор, пока она не запуталась в том, кем она являлась и что сказал Бог. Из-за своего смятения, а также из-за того, что плод этого дерева выглядел привлекательным, она решила съесть его. А где же был Адам, пока все это происходило? Согласно стиху 6, он был с ней, по крайней мере, в тот момент, когда она ела этот плод, потому что она дала плод ему, и он тоже ел. В Библии не говорится о том, где был Адам во время разговора Евы со змеем. Хотя в повествовании нет разрыва, решение Евы вкусить этот плод не обязательно произошло сразу после разговора со змеем. Возможно, прошло еще какое-то время, пока ее сомнение возросло, а искушение усилилось.

Похоже, что Адама не было рядом, когда Ева беседовала со змеем. Отсутствуя, Адам не выполнил свою обязанность защищать и прикрывать свою жену. Несмотря на то, что первые люди обладали властью над змеем, они отреклись от этой власти вследствие послушания змею, так что он в итоге обрел власть над ними. Но если Ева была обманута, то Адам согрешил совершенно сознательно. То «знание», которое они получили ценой такого падения, оказалось всего лишь осознанием того, что они согрешили и что Божий Дух оставил их. Внезапно они оказались отчуждены от Бога и друг от друга. «Медовый месяц» закончился. Из-за непослушания первой семьи Богу их брак вышел «за пределы сада».

Адам, где ты?

Когда Адам и Ева ослушались Бога в Едемском саду, Он обличил их в этом грехе, и то, как Он это сделал, открывает важную истину, касающуюся Его замысла для брака.

III. Будь послушен Господу

III. Будь послушен Господу

III. Будь послушен Господу

Заметьте, что хотя именно Ева послушалась змея, была обманута им и первая вкусила от запретного плода, — Бог обратился с обличением к Адаму. «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» Этот вопрос касался не местонахождения, но принадлежности. Бог уже знал, где был Адам и что он сделал. Он задал этот вопрос для того, чтобы дать возможность Адаму признать свой грех и взять на себя ответственность за свой поступок. Господь фактически спрашивал Адама: «Как ты оказался в таком состоянии? Ты пал, и Мой Дух оставил тебя. Между нами больше нет общения. Как ты оказался в таком положении?».

Если Ева была подстрекателем и первая ослушалась Бога, вкусив запретный плод, почему же Бог взывал к Адаму? Этому есть, по меньшей мере, две причины. Во-первых, несмотря на то, что Ева согрешила первой, Адам был не менее виновен, потому что он тоже ел от этого плода. Он мог отказаться, но не сделал этого. Важнее, однако, то, что Бог пришел к Адаму потому, что Адам нес ответственность за свою семью в качестве ее главы. На Адаме лежала ответственность не только за то, чтобы передать своей жене слова Божьи (что он, очевидно, сделал), но и за то, чтобы наблюдать за ней и охранять ее. Он должен был быть ее прикрытием. Где он был во время встречи его жены с врагом? Из-за того, что Адама не было там, где он должен был быть, и он не делал того, что должен был делать, он понес на себе вину за падение Евы.

Страх и разделение не входят в Божьи планы. Бог не желает нам этого.

Реакция Адама на вопрос Господа ясно показывает, что во взаимоотношениях между ними произошли фундаментальные перемены: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся». Когда люди теряют связь с Богом, происходят несколько важных вещей. Во-первых, их чувство отчужденности от Бога заставляет их бежать от Него. Адам спрятался. Во-вторых, они начинают бояться. Адам боялся. До того, как ослушаться Бога, Адам не знал, что такое страх, но теперь страх преследовал его по пятам.

Любовь и страх не могут сосуществовать. Там, где изобилует любовь, нет места страху; там, где возрастает страх, уменьшается любовь.

Страх и разделение не входят в Божьи планы. Бог не желает нам этого. Он сотворил нас, чтобы мы любили Его и наслаждались постоянным общением с Ним. Страх является чуждым элементом в этом общении. Он препятствует свободному выражению любви. Во Втором послании к Тимофею, своему молодому воспитаннику, апостол Павел, великий миссионер и учитель первого столетия новой эры, объяснял: «…Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2-е Тимофею 1:7). Апостол Иоанн, любимый ученик Иисуса и один из авторов Нового Завета, писал: «…Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. … В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1-е Иоанна 4:16,18).

Любовь и страх не могут сосуществовать. Там, где изобилует любовь, нет места страху; там, где возрастает страх, уменьшается любовь. Из-за своего греха Адам и Ева утратили любовь, мир, гармонию и общение, которыми они наслаждались с Господом и друг с другом, и обнаружили, что на их месте оказались страх и чувство вины. Эти перемены повлияли на все сферы их жизни, в том числе и на брак. Брак без любви является рабом страха и разделения. Именно этими чертами характеризуется брак «за пределами сада».

Брак без любви является рабом страха и разделения.

Перекладывание вины на других

Еще одним признаком фундаментальных перемен, которые грех принес во взаимоотношения Адама и Евы, было то, что они начали делать виновными других. Взаимные обвинения процветают там, где нет любви! Адам стал обвинять Еву, Ева переложила вину на змея — никто из них не захотел взять на себя ответственность за свои действия. Пытаясь уклониться от ответственности, люди часто говорят и делают глупости. Посмотрите, что заявил Адам: «…Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Бытие 3:12). Он сказал об этом так, словно абсолютно ничего не мог поделать в данной ситуации. Фактически, Адам пожаловался Богу: «Во всем виновата жена, которую Ты мне дал. Она схватила меня, стиснула мою голову, разжала челюсти и затолкнула мне в рот этот плод, а затем стала двигать моими челюстями, приговаривая: «Давай, жуй!».

Взаимные обвинения процветают там, где нет любви.

Попросту говоря, Адам не захотел брать на себя ответственность за то, что произошло с его семьей. Ева тоже не захотела этого сделать. Когда Бог спросил: «Что это ты сделала?», она попыталась переложить вину на другого: «Змей обольстил меня, и я ела». На первый взгляд то, что она сказала, является правдой — ведь змей действительно обольстил ее. Однако это не снимает с нее ответственности. Она знала, что сказал Бог, но решила ослушаться.

Нежелание брать на себя ответственность является весьма распространенной проблемой в нашем сегодняшнем обществе. Это один из симптомов греховности человечества, восстающего против своего Творца. Популярная психология говорит нам, что все мы являемся «жертвами». Если у нас в жизни не все в порядке, причина этого лежит в нашем окружении, или в том, что в детстве мы подвергались оскорблениям, или в том, что мы терпели социально-экономические лишения, или… Можно придумать бесконечно много других оправданий. Выходит, что мы не несем никакой ответственности за свои поступки или за то, какими мы стали. Что бы ни происходило, в этом всегда будет виноват кто-то другой — наш муж, наша жена, наши дети, наш начальник — только не мы сами.

Такое же отношение характеризует и брак «за пределами сада». Когда ни один из партнеров не желает принимать на себя ответственность, страдают все. Когда люди хотят избежать ответственности, они могут вести себя совершенно нелогично. Пытаясь оправдать свое безответственное поведение, они начинают приводить в свою защиту совершенно бессмысленные аргументы, говоря о них как о неопровержимых законах. Мирской замысел для брака противоположен Божьему замыслу. Брак «за пределами сада» — это брак, полный взаимных обвинений, безответственных поступков, перекладывания вины друг на друга и невыполнения мужчинами своих обязаностей главы семьи. Согласно мирской системе, от брака можно избавиться, если в нем возникнут проблемы.

Еще одна дополнительная характеристика брака «за пределами сада» выражается в том, что мужья осуществляют авторитарное руководство своими женами. Это одно из последствий греха Евы. Бог сказал ей: «…Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою‘ (Бытие 3:16, курсив авт.). Важно отметить, что это не является частью Божьего первоначального замысла для взаимоотношений между мужем и женой; это описывает ныне существующую ситуацию, вызванную грехом.

Муж несет общую ответственность за здоровье и благополучие своей жены и всей семьи, но он не «босс».

В божественном браке муж не правит своей женой, но осуществляет главенство. Он обеспечивает лидерство и указывает направление, а правят они вместе. Муж несет общую ответственность за здоровье и благополучие своей жены и всей семьи, но он не «босс». Он ведет семью не как тиран и диктатор, а как глава: с любовью, благодатью, мудростью и знанием — под господством Христа.

Принципы

1. Согласно изначальному Божьему замыслу мужчина и женщина должны были обладать равной властью и осуществлять равное владычество.

2. Согласно Божьему замыслу главенство в браке является обязанностью мужчины.

3. Главенство — это не правление, главенство — это лидерство.

4. Главенство мужчины основывается на знании и, главным образом, касается обучения и наставления своей семьи в Божьих путях и всех духовных вопросах вообще.

5. Брак «за пределами сада» — это брак, полный взаимных обвинений, безответственных поступков и невыполнения мужем своих обязанностей главы семьи.

6. Муж ведет семью не как тиран и диктатор, а как глава: с любовью, благодатью, мудростью и знанием — под господством Христа.