2. Вопрос подчинения

Обучение тому, как строить взаимоотношения без фиксированных ролей, может оказаться для супружеских пар серьезной трудностью, в особенности если традиционные представления о ролях глубоко укоренились в их разуме. Для того чтобы с успехом изменить это, потребуется значительная перестройка их мышления. Поскольку в большинстве человеческих культур на протяжении весьма долгого времени действовала модель общественного порядка, в которой доминируют мужчины, многим людям сложно принять концепцию брака как равноправного партнерства, характеризующегося безролевыми взаимоотношениями. Тем не менее, это библейская модель.

В начале Бог сотворил человека — мужчину и женщину — по Своему образу и дал им владычествовать над землей и тесте править ею (см.: Бытие 1:26). Первая пара людей наслаждалась браком, в котором они были равными партнерами и имели равные права и обязанности. Они ходили в открытом и постоянном общении друг с другом и с Богом.

Затем наступил день, когда Адам и Ева решили ослушаться Бога. Их обстоятельства тут же изменились. Их грех разрушил их общение с Богом, а их брак из равноправного партнерства выродился в некую тень самого себя, когда женщина оказалась в подчинении у мужчины. Этот извращенный брак, в котором стал доминировать мужчина, стал «нормальной» моделью взаимоотношений между полами в мире, запятнанном грехом.

У Бога с самого начала был план восстановить людей в общении с Собой. Он послал Своего Сына Иисуса Христа умереть на кресте за грехи человечества и тем самым разрушить силу греха и уничтожить его последствия. Одной из частей Божьего плана было возвращение института брака к его первоначальному неиспорченному состоянию.

Первая пара людей наслаждалась браком, в котором они были равными партнерами и имели равные права и обязанности. Они ходили в открытом и постоянном общении друг с другом и с Богом.

Брак между верующими может и должен характеризоваться без- ролевыми взаимоотношениями, в которых муж и жена являются равными партнерами. Это, однако, вызывает естественный вопрос: как примирить библейскую концепцию равного партнерства в браке с настолько же библейской концепцией подчинения жены мужу? На первый взгляд эти понятия кажутся противоположными и несовместимыми. В предыдущей главе мы вкратце коснулись этого вопроса, однако понимание вопроса о подчинении настолько важно для долговременного успеха и счастья в браке, что нам потребуется обратить на него намного более пристальное внимание.

Мужья должны вести себя подобно Иисусу

Мы уже видели, что взаимоотношения мужа и жены в библейском браке должны характеризоваться взаимной любовью, подчинением и уважением, но что же это означает на самом деле? Еще раз обратите внимание на совет, который Павел дал ефесянам:

8. Дружба: высочайший уровень взаимоотношений

Первое наставление Павла касается взаимного подчинения: «Подчиняйтесь друг другу ради уважения ко Христу» (Ефесянам 5:21, пер. с англ.). Все, сказанное Павлом в этих стихах, говорится в контексте взаимного подчинения. Жена подчиняется своему мужу «как Господу», а муж любит свою жену «как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Эта самоотверженная любовь со стороны мужа сама по себе является формой подчинения. Именно это подчинение мужа своей жене так часто упускается из виду как в теории, так и на практике.

В этом отрывке Павел сравнивает мужа с Христом. Жены должны уважать своих мужей и подчиняться им «как Господу». Муж есть «глава жены, как и Христос глава Церкви». Мужья должны любить своих жен «как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». В каждом случае муж должен смотреть на Христа как на пример поведения для себя. На практике это означает, что муж заслуживает и имеет право ожидать подчинения и уважения от своей жены в той мере и степени, в которой он живет и поступает по отношению к ней как Иисус. Муж заслуживает подчинения своей жены в той мере, в которой он поступает подобно Господу. Если он не поступает подобно Господу, тогда он не имеет права ожидать, что его жена будет подчиняться ему «как Господу».

Муж заслуживает подчинения своей жены в той мере, в которой он поступает подобно Господу.

Павел говорит, что жены должны подчиняться своим мужьям, как церковь подчиняется Христу. Как Иисусу удается добиться того, чтобы Его церковь подчинялась Ему? Что бы произошло, если бы Иисус внезапно появился в вашей церкви и прошел по ней, размахивая бейсбольной битой с явным намерением снести несколько голов, и с криками: «Эй, слушайте Меня! Или вы будете делать то, что Я скажу или вам будет хуже!» А что, если бы Он начал осыпать свою церковь проклятиями, пинать ее ногами и плевать на нее? Началась бы эпидемия отступничества, и лично я стал бы одним из этих отступников. Он бы потерял всех Своих последователей. Кто бы захотел идти за таким «любящим» Господом?

Нет, Иисус завоевал любовь, уважение и подчинение Своей церкви с помощью Своего собственного подчинения ей в жертвенной любви. Он добровольно, без принуждения отдал Свою жизнь за церковь. Своей кровью Он очистил церковь от греха и вины, сделав ее святой, непорочной и неповинной. Своим Духом Иисус укрепляет и поддерживает церковь, постоянно проявляет к ней любовь и сострадание, прощает ее и восполняет ее нужды по Своему богатству в славе (см.: Филиппийцам 4:19).

Иисус — совершенный пример. Если мужья хотят научиться тому, как завоевать любовь, уважение и подчинение своих жен, им следует посмотреть на то, как Иисус относится к Своей церкви, и последовать Его примеру.

Если мужья хотят научиться тому, как завоевать любовь, уважение и подчинение своих жен, им следует посмотреть на то, как Иисус относится к Своей церкви, и последовать Его примеру.

Большинство мужей потерпели неудачу

К сожалению, с точки зрения стандарта Иисуса выходит, что большинство мужей не заслуживает подчинения. Печально, но это так. Когда речь заходит о том, чтобы любить своих жен так, как Христос возлюбил церковь, оказывается, что большинство мужей потерпели в этой сфере неудачу. Это не означает, что большинство мужей не проявляют искренней любви к своим женам и не желают для своих жен самого лучшего. Несоответствие мужей стандарту Христа указывает на главную проблему в сердце каждого человека, как мужчины, так и женщины. Библия называет эту проблему грехом, и она является частью природы человека с тех самых пор, как первая пара людей отказалась повиноваться Богу в Едемском сад,’ и решила пойти своим путем. Грех — это проблема, мешающая мужьям быть подобными примеру Христа.

С точки зрения стандарта Иисуса большинство мужей не заслуживает подчинения.

Хотя в Едемском саду Адам и Ева были равными партнерами и имели равную власть, Бог поставил Адама быть «главой» семьи и возложил на него обязанность учить и наставлять свою жену в Божьих путях. Когда Адам и Ева ослушались Бога, грех стал частью их природы. Он разрушил их общение с Богом, так что они убоялись Его и спрятались. Когда Бог стал искать их, в первую очередь Он искал Адама. Несмотря на то что Ева ослушалась первой и втянула в это своего мужа, Адам был «главой», и Бог в первую очередь спрашивал с него.

8. Дружба: высочайший уровень взаимоотношений

Будучи уличен в своем проступке, Адам немедленно попытался свалить вину на свою жену. Отказавшись признать свою вину, Адам попытался переложить ответственность на другого человека, и с тех пор люди стали перекладывать ответственность за свои промахи на других.

Когда Адам ослушался Бога и грех проник в его природу, в его жизни незамедлительно произошли четыре вещи. Во-первых, он знал, что виновен. Он отказывался признавать это, однако он знал это. Во- вторых, он испугался. Грех привел к отделению человека от Бога, и это отделение вызвало страх. В-третьих, он спрятался, и в-четвертых, ему стало стыдно.

Отказавшись признать свою вину, Адам попытался переложить ответственность на другого человека, и с тех пор люди стали перекладывать ответственность за свои промахи на других.

Все эти вещи хорошо знакомы каждому мужчине. Мужчины и сегодня знают, когда они не правы, даже если никогда не признаются в этом. Мысль о том, что их промахи будут обнаружены, наполняет людей страхом. Мужчины все так же скрываются от своих неудач. Многие прячутся за своим «я», своей физической силой или своим положением и статусом в обществе. Другие прячутся за деньгами, влиянием, политической властью, своей работой, спортом — всем, что помогает им избежать встречи со своими промахами.

В этом мало кто признается, но когда мужчина совершает ошибку, ему становится стыдно, как бы «круто» он себя ни вел. Он может прятать свой стыд за похвальбой или за поведением «настоящего мужчины». Он может попытаться утопить свой стыд в рюмке или дать выход своей ненависти к самому себе, избивая жену и детей. Стыд, вызванный неудачным браком, может привести его в объятия любовницы. Он может попытаться избавиться от стыда, обвинив в своих неудачах жену.

Ничто не разрушает мужское «я» так сильно, как неудачи. Мужчины очень боятся оказаться «раздетыми», когда их неудачи окажутся выставленными на всеобщее обозрение. Именно поэтому так много мужчин ищет ложную безопасность в таких людях или местах, которые поддержат их мужественность и не станут вспоминать об их недостатках. Они скорее будут нежиться в теплых лучах ложного представления о себе, чем посмотрят в лицо истине.

Мужья должны выполнять свои обязанности

Итак, возникает дилемма: мужья должны поступать как Иисус, однако так поступает мало мужей. Конечно, совершенных людей нет, и ни один муж не может в совершенстве подражать поведению Христа. Проблема заключается в том, что многие мужья в действительности совершенно не представляют себе, как они должны себя вести и что им следует делать. Они так долго прятались от своей истинной сущности, что теперь, даже понимая, что им необходимо измениться, они не знают, как это сделать.

Мужья, которые серьезно намерены следовать примеру Иисуса в отношении своих жен, должны быть готовы выполнять свои обязанности. Они должны быть готовы взять на себя ответственность за свои поступки, не отрицая их, не прячась от них и не перекладывая вину на других, в особенности на своих жен. Им нужно осознать, что, будучи живыми людьми, они временами будут ошибаться, но это не должно быть причиной стыда или катастрофы. Взаимоотношения, основанные на любви «агапе», создадут атмосферу прощения и поддержки. Каждый муж, который честно старается любить свою жену «как и Христос возлюбил Церковь», обнаружит, что она станет рядом с ним и с готовностью будет помогать ейу добиваться успеха. Какая здравомыслящая женщина останется безразличной к мужчине, который действительно любит ее, укрывает ее, защищает ее, заботится о ней, посвящает себя ей

и,      говоря по-человечески, делает ее центром своей жизни?

В общем контексте любви к жене первая и главная роль мужа заключается в том, чтобы быть в доме духовным главой, покровителем и учителем. Муж должен своими словами, жизнью и личным поведением учить свою жену и детей Слову, воле и путям Господа.

Сегодня одна из самых серьезных проблем в браке и семье заключается в том, что во многих семьях мужья фактически отреклись от своего главенства либо из-за бездеятельности, либо по незнанию. Во многих верующих семьях жена знает о Господе, Его Слове и Его путях больше мужа, потому что проводит в этом больше времени. Она ходит в церковь, в то время как ее муж занимается своими делами где-то в другом месте. Даже если муж и приходит в церковь вместе с женой, он часто меньше интересуется духовными вопросами, чем его жена. Как муж может учить тому, чего не знает? Как он может быть примером для своей семьи, если ничего не знает об этом образе жизни?

Сегодня одна из самых серьезных проблем в браке и семье заключается в том, что во многих семьях мужья фактически отреклись от своего главенства либо из-за бездеятельности, либо по незнанию.

Если бы больше мужей были верны в том, чтобы любить своих жен, как Христос возлюбил церковь, и выполнять свои обязанности главы семьи, тогда в вопросе подчинения жен не было бы никаких проблем и путаницы.

Мужья должны ухаживать за своими женами, как Христос ухаживает за церковью

Павел не только сравнивает мужа с Христом, но и жену с церковью. Жены должны подчиняться своим мужьям, как церковь подчиняется Христу. Мужья, в свою очередь, должны любить своих жен, как Христос возлюбил церковь. Эти действия взаимосвязаны — муж жертвенно любит свою жену, а жена подчиняется ему.

Мужья должны завоевывать подчинение своих жен, становясь достойными его. Для этого им нужно учиться любить своих жен так, как Христос любит церковь. Как Христос любит церковь? Как Он привлекает людей к Себе так, что они подчиняются Ему?

Эти действия взаимосвязаны — муж жертвенно любит свою жену, а жена подчиняется ему.

Иисус завоевывает наши сердца, ухаживая за нами. Сначала Он каким-либо образом открывается нам и пленяет наши сердца Своей любовью. Затем Он ласково привлекает нас к Себе: «Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иеремии 31:3). Он приглашает нас в любой момент прийти к Нему, получить прощение грехов и принять дар вечной жизни. Когда мы осознаем, как сильно Он любит нас и сколько Он сделал для нас, мы поймем, что нужно быть безумцем, чтобы не пойти за Ним. Именно тогда, отвечая на Его нежный призыв, мы добровольно принимаем решение прийти к Нему.

Подчиниться Иисусу — это наш выбор. Он никогда не навязывает Свою волю. Иисус никогда не заламывает нам руки и не оказывает на нас никакого давления. Он просто говорит: «Я здесь. Придите ко Мне». Подчинение нельзя навязать силой извне. Подчинение — это результат добровольного выбора. Когда мы подчиняемся Иисусу, Он становится центром нашей жизни. Он так хорошо ухаживал за нами и мы любим Его так сильно, что готовы пойти за Ним куда угодно и сделать для Него все что угодно.

Точно так же, муж должен ухаживать за своей женой. Всегда оказывайте ей самые высокие почести и относитесь к ней с истинным уважением как к личности. Защищайте ее своими молитвами и берегите ее. Относитесь к ней с добротой, вниманием и состраданием. Не бойтесь проявлять свои нежные чувства. Не забывайте оказывать ей знаки внимания. Дарите ей цветы. Пригласите ее поужинать в ресторане. Удивите ее романтической поездкой для двоих в выходные. Своими словами, поступками и всеми возможными способами показывайте ей, что вы ее любите, цените и почитаете больше всех.

Подчинение жены добровольно

До сих пор мы почти исключительно говорили об обязанностях мужа. Этому есть по меньшей мере две причины. Во-первых, муж, являясь главой семьи, несет большую ответственность. Во-вторых, обязанности мужа очень часто превратно истолковываются и вследствие этого редко исполняются.

Муж является «главой» жены, но он — не «босс» для нее, равно как и не «босс» своей семьи. Это как раз то, что многие мужья понимают превратно. Возможно, разница между этими понятиями не так уж очевидна, однако Христос ведет Свою церковь за Собой, но не правит ею железной рукой. Христос правит Своим царством, а Свою церковь Он ведет. Он любит и лелеет Свою церковь, а Его церковь добровольно и без принуждения подчиняется Ему.

А как обстоит дело с женой? Каковы ее обязанности по отношению к мужу? Давайте еще раз обратимся к наставлениям апостола Павла в послании к Ефесянам: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу… Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Ефесянам 5:22, 24). Как церковь подчиняется Христу, своему Господу? Добровольно и без принуждения, по любви. Подчинение жены своему мужу должно характеризоваться такими же качествами.

В словах апостола Павла в этих стихах выражено повеление: «Жены, подчиняйтесь своим мужьям». Обратите внимание, что это повеление дано женам, а не мужьям. Женам велено подчиняться своим мужьям. Павел нигде не повелевает и не дает власти мужьям силой заставлять своих жен подчиняться. Вынужденное подчинение не является истинным подчинением; это покорение. Подчинение — это всегда плод свободного, добровольного выбора.

Несмотря на то что жене велено подчиняться, ее согласие добровольно. Она имеет право выбора. Если ее муж исполняет свои обязанности и старается любить ее такой же самоотверженной, жертвенной любовью, какой Христос возлюбил церковь, на жене лежит ответственность подчиняться ему «во всем». Если она этого не делает, то будет отвечать за это не столько перед мужем, сколько перед Господом. Ее отказ подчиняться главенству своего мужа является грехом.

Вынужденное подчинение не является истинным подчинением; это покорение.

В подчинении жены мужу, который в своем отношении к ней и в поведении стремится быть похожим на Иисуса, нет ничего унизительного. Подчинение не означает унижение или полное покорение личности, подчинение воли жены воле и прихотям ее мужа. Муж, который поступает со своей женой по примеру Иисуса, в любом случае не станет подвергать ее подобному обращению.

Подчинение означает, что жена признает главенство своего мужа как духовного лидера и наставника семьи. Это не имеет ничего общего с отрицанием или подавлением ее воли, духа, разума, талантов или личности. Подчиняться означает признавать, утверждать и поддерживать возложенную на мужа Богом ответственность за общее руководство семьей. Библейское подчинение жены мужу — это подчинение положения, а не личности. Это — добровольное подчинение равного равному ради порядка, стабильности и послушания Божьему замыслу.

Как мужчина муж сможет исполнить свое предназначение и достигнуть полноты мужского характера, осуществляя свое главенство в молитвенном и смиренном подчинении Христу и отдавая себя своей жене в жертвенной любви. Как женщина жена сможет достичь полноты женского характера, подчиняясь своему мужу из почтения к Господу, принимая его любовь и признавая его лидерство. Когда во взаимоотношениях присутствует взаимное подчинение, жена сможет стать такой женщиной, какой Бог изначально сотворил ее.

Правильное понимание и реализация библейского подчинения как мужем, так и женой жизненно важны для долговременного успеха и счастья в любом браке. Без этого супруги не смогут осознать всей полноты своей сущности во Христе и не смогут реализовать свой потенциал людей, созданных по образу Бога.

Принципы

1. Муж заслуживает и имеет право ожидать подчинения и уважения от своей жены в той мере и степени, в которой он поступает по отношению к ней, как Иисус.

2. Грех — это проблема, мешающая мужьям быть подобными примеру Христа.

3. В общем контексте любви к жене первая и главная роль мужа заключается в том, чтобы быть в доме духовным главой, покровителем и учителем.

4. Мужья должны завоевывать подчинение своих жен, становясь достойными его. Для этого им нужно учиться любить своих жен так, как Христос любит церковь.

5. Подчинение нельзя навязать силой извне. Подчинение — это результат добровольного выбора.

6. Если муж исполняет свои обязанности и старается любить жену такой же самоотверженной, жертвенной любовью, какой Христос возлюбил церковь, на жене лежит ответственность подчиняться ему «во всем».