7. Планирование семьи

В последние годы, в какую бы страну я ни приезжал для встреч с ОО государственными деятелями и религиозными лидерами, спрашивая у них о том, какова самая большая проблема в их стране, я обычно получаю один и тот же ответ: состояние семьи. Я слышу это в странах Карибского бассейна, в Южной Америке, в Соединенных Штатах, в Израиле — везде, где я бываю. Распад семьи — это всеобщая проблема.

То, что институт семьи подвергается таким атакам врага, не должно нас удивлять. Распад семьи приведет к развалу цивилизации. Семья является первой и основной ячейкой человеческого общества. Семьи являются «кирпичиками», из которых строится каждое общество и каждая культура. По сути, семья является прототипом общества. Прототип — это первый экземпляр какой-либо вещи, демонстрирующий основные характеристики всех последующих экземпляров. Другими словами, состояние общества отражает состояние семьи. Точно так же, как здание будет настолько крепким, насколько крепки материалы, использованные для его постройки, общество сильно настолько, насколько крепки семьи, из которых оно состоит.

Бог придумал семью в самом начале, и она до сих пор остается Его идеальным институтом для утверждения человеческого общества. Поэтому решение всех социальных, психологических, эмоциональных, духовных и гражданских проблем, с которыми мы сталкиваемся в обществе, заключается в том, чтобы заново открыть, восстановить и отстроить семью.

Состояние общества отражает состояние семьи.

Все существующее имеет свое предназначение. У Бога-Творца есть определенная цель для всего, что Он сотворил. Это справедливо как для семьи, так и для всего остального. Первая человеческая семья возникла тогда, когда Бог сотворил Еву из ребра Адама и представил ее ему (см.: Бытие 2:21-24). Книга Бытие ясно говорит о Божьей цели для семьи: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1:27,28, курсив авт.). Божье желание заключалось в том, чтобы наполнить землю людьми, созданными по Его образу, и Он избрал исполнить это желание с помощью семьи.

Еще одно указание на Божью цель для семьи мы находим в книге пророка Малахии — последней Книге Ветхого Завета. Народ Божий был расстроен, потому что Бог, казалось, больше не отвечал на их молитвы. Малахия объяснил, почему:

8. Дружба: высочайший уровень взаимоотношений

Дети дороги Божьему сердцу. От детей зависят развитие человеческого общества и продолжение рода. С самого начала Бог поставил твердое основание, на котором должно строиться общество. Первой стадией было сотворение человека, мужчины и женщины. Второй стадией был брак — духовный союз, в котором два человека сливаются воедино, что находит свое физическое отражение в половом акте. Брак естественным образом ведет к третьей стадии — семье, состоящей из отца, матери и одного или нескольких детей. Это — традиционное определение слова «семья». В то время как родители, воспитывающие детей в одиночку, и не состоящие в браке люди, живущие отдельно, тоже считаются семьями в более широком смысле этого слова, традиционное понимание имеет большую значимость, когда речь идет о продолжении человеческого рода и «наполнении земли» людьми.

Муж и жена вместе создают брак. Брак создает семью. В семье рождаются дети, которые, вырастая, создают свои семьи. Благодаря умножению семей возникают общины, умножение общин ведет к возникновению сообществ, а умножение сообществ порождает нации.

Если люди и выполняли верно какую-то из Божьих заповедей, так это заповедь «плодитесь и размножайтесь». Мы, люди, так усердно выполняли это повеление, что в двадцать первом столетии население земного шара достигло критического уровня, в связи с чем миллионы людей каждый день недоедают или рискуют умереть от голода. Столкнувшись с этим кризисом, сознательные люди Божьи сейчас, как никогда раньше, обязаны серьезно задуматься о необходимости целенаправленного планирования семьи.

Заводить или не заводить детей?

Многим верующим неловко говорить о планировании семьи. Это зависит от того, в каком обществе они выросли или как были воспитаны. Некоторые из них не имеют четкого представления об этом вопросе из-за недостаточного или неточного учения, других мучает неприятное чувство «греховности», вызванное мыслью о планировании такого интимного и «святого» дела, как зачатие детей. Поэтому важно понимать, что собой представляет планирование семьи и чем оно не является.

Попросту говоря, планирование семьи включает в себя принятие обдуманных решений заранее, чтобы избежать нежелательной беременности и ограничить размер семьи тем количеством детей, которое родители смогут должным образом любить, обеспечивать, воспитывать, взращивать и защищать. Реализация этих решений требует принятия конкретных мер, направленных на предотвращение беременности. Другими словами, планирование семьи включает в себя контроль рождаемости. Сегодня самыми распространенными средствами контроля рождаемости являются презерватив, диафрагма и противозачаточные таблетки. Все эти средства предотвращают беременность, не давая сперматозоидам мужчины оплодотворить яйцеклетку женщины. Средства контроля рождаемости препятствуют зачатию нового человека.

Планирование семьи сосредотачивается на предотвращении беременности и упредительном контроле рождаемости. Оно не имеет ничего общего с умышленным прерыванием беременности. Поэтому аборт не является ни методом планирования семьи, ни средством контроля рождаемости, ни профилактической процедурой. Аборт — это умышленное уничтожение существующей человеческой жизни, и поэтому он является аморальным и греховным. Аборт противоречит непосредственным Божьим замыслам и намерениям.

Было время, когда большие семьи были нормой и даже необходимостью для выживания, особенно в странах с сельскохозяйственной направленностью. Показатели младенческой и детской смертности были настолько велики из-за болезней и травм, что родителям приходилось производить на свет много детей, чтобы кто-то из них гарантированно достиг зрелого возраста и помог работать в хозяйстве, а также продолжил род. В сегодняшнем индустриальном обществе и нынешних экономических обстоятельствах планирование семьи и контроль рождаемости попросту являются здравым решением. Это также касается и многих стран третьего мира с широко распространенной нищетой и недоеданием, где население бесконтрольно растет из-за невежества и недоступности допустимых средств контроля рождаемости.

Планирование семьи сосредотачивается на предотвращении беременности и упредительном контроле рождаемости. Оно не имеет ничего общего с умышленным прерыванием беременности.

Существует по меньшей мере три вопроса, на которые каждая супружеская пара должна ответить. Это желательно сделать еще до женитьбы, но в любом случае не позже, чем в первые месяцы совместной жизни. Первый вопрос таков: «Хотим ли мы иметь детей?» Некоторые супружеские пары по разным причинам решают не заводить детей вообще. Это может быть вызвано соображениями карьеры, риском для здоровья, опасностью наследственных проблем со здоровьем или какими-то другими вещами. Так или иначе, это решение каждая пара принимает самостоятельно.

Если супруги решают, что хотят иметь детей, тогда они должны ответить на второй вопрос: «Когда?» Это очень важный вопрос. При определении того, когда нужно заводить детей, следует учитывать несколько важных факторов, в частности, зрелость супругов, возможную учебу одного или обоих супругов, а также наличие постоянной работы и источника доходов. Для того чтобы дети выросли здоровыми, им нужно жить в атмосфере финансовой, эмоциональной и духовной стабильности.

Третий вопрос относительно детей, на который следует ответить супругам — это: «Сколько?» В этом случае одним из наиболее важных факторов, на который следует обратить внимание, является финансовое положение супругов. Попросту говоря, чем больше у супругов детей, тем больше денег понадобится для того, чтобы надлежащим образом позаботиться о них. Например, семья с доходом в триста долларов в неделю не сможет реально прокормить десять детей (автор имеет в виду американскую семью — прим. пер.). На родителях лежит ответственность за то, чтобы определить не только то, сколько детей они хотят иметь, но и то, сколько детей они реально могут содержать.

Воспитание детей является для Бога серьезным и важным вопросом, и родители ответственны перед Ним за то, как они обращаются со своими детьми и заботятся о них. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1-е Тимофею 5:8). Бог не против того, чтобы у супругов было много детей, но Он ожидает и требует, чтобы они любили своих детей и ответственно заботились о них.

На родителях лежит ответственность за то, чтобы определить не только то, сколько детей они хотят иметь, но и то, сколько детей они реально могут содержать.

Средства контроля рождаемости могут быть благословением, особенно для молодоженов, которым нужно время, чтобы «притереться» друг к другу и обустроить дом, прежде чем думать о детях. Те супружеские пары, которые не хотят иметь детей или уже имеют столько детей, сколько хотели, могут устранить возможность зачатия с помощью хирургического вмешательства — вазектомии у мужчин или перевязки маточных труб у женщин. Эти благословения новых технологий весьма ценны для супружеских пар и помогают им принимать мудрые и обдуманные решения относительно размера семьи.

Детинаследие от Господа

Супружеские пары, решившие завести детей, избирают благо. В Библии есть множество мест, где описываются благословения, связанные с рождением и воспитанием детей. Во времена Ветхого Завета родители, имевшие много детей, считались особо благословленными Богом. В то же время женщины, неспособные иметь детей, считались проклятыми Богом. В то время как сегодня мы понимаем, что между размером семьи и Божьими благословениями нет никакой связи, такое отношение показывает, насколько ценными и важными считали детей люди древности, и, в частности, евреи — народ Божий.

8. Дружба: высочайший уровень взаимоотношений

Как я говорил в шестой главе, еврейское слово «сыновья», использованное здесь в третьем и четвертом стихах, также может быть переведено как «дети». В третьем стихе дети названы «плодом чрева». Дети — это плод, продукт плодовитости своих родителей. Таким образом, супружеские пары, имеющие детей, исполняют одну из Божьих целей брака: «Плодитесь и размножайтесь» (Бытие 1:28).

Супружеские пары, решившие завести детей, избирают благо.

В Псалме 126, стих 4, дети уподобляются стрелам в руке воина, а в стихе 5 говорится, что человек, наполнивший свой «колчан» детьми, благословлен. Стрелы, однако, предназначены не оставаться в колчане, но быть выпущенными из лука в цель. До тех пор, пока стрела остается в колчане, она не сможет выполнить свое предназначение. То же самое относится и к детям. В течение какого-то времени дети находятся в «колчане» своего дома и семьи. Они растут, учатся, но в конце концов наступает день, когда их необходимо выпустить в мир. Только тогда они смогут исполнить свое предназначение полностью реализовать потенциал, заложенный в них Богом. Роль родителей заключается в подготовке своих детей к тому, чтобы покинуть «колчан».

Бог ищет благочестивое потомство (см.: Малахии 2:15), а благочестивое потомство лучше всего получается у благочестивых родителей. Божья цель для Его детей состоит в том, чтобы они имели Его природу и характер, были похожи на Него. Лучший способ стать похожим на Бога — это подражать Ему. Только верующие и последователи Христа могут действительно стать похожими на Бога, потому что для этого необходимо иметь пребывающее присутствие Святого Духа. Обращаясь к верующим в Ефесе, апостол Павел писал: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Ефесянам 5:1,2).

Наш пример — Сам Иисус Христос. Мы должны относиться к своим детям так, как Иисус относится к нам. Одна из родительских задач заключается в том, чтобы воспитать детей, которые будут поступать так же, как их родители, и придерживаться тех же самых убеждений и ценностей. Пример — это самый лучший учитель. Дети учатся большему на примере жизни своих родителей, чем на их словах. Поступки в самом деле говорят громче, чем слова.

В Книге Притч 20:11 сказано: «Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его». Где же еще дети научатся чистому и правильному поведению, как не от своих родителей? Как бы там ни было, отношения и поведение детей отражают то, какое воспитание они получили. В большинстве случаев поведенческие проблемы детей и подростков уходят корнями в плохое родительское воспитание.

Мы должны относиться к своим детям так, как Иисус относится к нам.

Хорошее родительское воспитание не происходит случайно. Этого невозможно достичь пассивно или на расстоянии — как физическом, так и эмоциональном. Эффективное воспитание является целенаправленным, продуманным и намеренным. Родители должныпланировать успех, и их целью должно быть благочестивое потомство. Если наши дети, став взрослыми, примут наши моральные, этические и духовные ценности — значит, мы достигли успеха как родители. Если они научатся любить Господа, поклоняться Ему, следовать за Ним и служить Ему, значит, мы преуспели как родители.

Кто из нас не стал бы самым бдительным образом охранять доставшееся ему сокровище? На земле нет большего сокровища, чем наши дети. Они являются наследием от Бога, и мы как благочестивые родители ответственны перед Богом за то, чтобы относиться к ним должным образом. Наша цель — произвести благочестивое потомство, которое прославит и почтит своего Небесного Отца.

Фундаментальные принципы воспитания детей

Бог в весьма реальном смысле был первым родителем, потому что Он произвел на свет «детей», которые должны были быть похожими на Него. Это видно из Его самого первого утверждения о людях, записанного в Книге Бытие. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему..,» (Бытие 1:26).

В этом стихе содержатся три фундаментальных принципа воспитания детей. Они заключены в словах «образ» и «подобие». Образ имеет прямое сходство с оригиналом и отражает его природу или характер. Слово «подобие» означает «то, что выглядит и действует похоже» на что- то или кого-то.

Бог создал людей, чтобы они имели непосредственное сходство с Ним, они жили и поступали, как Он, и были похожими на Него во всех основных чертах. Эта истина подразумевает четкие следствия для родителей.

Фундаментальный принцип №1: Воспитание должно воспроизводить в детях природу родителей. Бог свят, и Он сотворил человека быть святым. Грех запятнал святость человека и исказил Божий образ в нем. С тех самых пор Божьей целью и намерением было восстановление человека в его первоначальной святой природе. Именно поэтому Он послал Своего Сына Иисуса Христа жить во плоти. Своей жизнью Иисус показал нам, каков Бог, а Своей смертью за грехи сделал возможным полное восстановление в нас Его образа и святости.

Точно так же, если мы, родители, желаем иметь благочестивых детей, то сами должны показывать им пример, живя благочестивой жизнью. Бог по Своей природе свят и праведен, и Он хочет, чтобы Его дети являли ту же природу. Воспитание детей должно воспроизводить в детях природу родителей. Божью природу как в нас, так и в наших детях может воспроизвести только Дух Божий. Именно поэтому, если мы хотим мудро и эффективно воспитывать своих детей, то должны полностью полагаться на Господа и ходить в близости с Ним.

Если мы, родители, желаем иметь благочестивых детей, то сами должны показывать им пример, живя благочестивой жизнью.

Фундаментальный принцип №2: Воспитание должно воспроизводить в детях характер родителей. Природа и характер очень тесно связаны. Наш характер определяется природой, которая управляет нами. Он показывает, кем мы являемся на самом деле, независимо от того, какими мы предстаем перед людьми. Будучи весьма сродни нашей репутации, характер имеет отношение к нашей моральной высоте и стойкости (или отсутствию таковой) и касается умственных и этических привычек, которые делают нас отличными от других людей. Характер — это то, кем мы являемся, когда нас никто не видит.

С точки зрения воспитания детей это очень важно. Один из критериев оценки нашей эффективности как родителей — это то, как наши дети ведут себя в наше отсутствие. Что они говорят и делают, когда нас нет рядом, чтобы высказать свое одобрение или неодобрение, похвалить или сделать замечание? Нравится нам это или нет, но, вероятнее всего, наши дети станут такими, как мы. Это часть природы — дети становятся такими, как их родители. Если мы хотим вырастить детей с достойным характером, мы должны быть родителями с достойным характером.

Характер — это то, кем мы являемся, когда нас никто не видит.

Фундаментальный принцип №3: Воспитание должно воспроизводить в детях поведение родителей. Природа определяет характер, а характер определяет поведение. Когда родители сосредотачиваются только на поведении своих детей, они неизбежно потерпят неудачу и окажутся разочарованы, потому что поведение связано с характером.

Как и в случае с характером, родители, желающие добиться хорошего поведения от своих детей, должны стать примером хорошего поведения для своих детей. Старый подход «делай так, как я говорю, а не так, как я делаю» не только лицемерен — ©н просто не работает. Дети видят лицемерие насквозь и быстро перестают уважать людей, которые говорят одно, а делают другое.

Если мы будем хорошими, благочестивыми родителями, наши дети будут иметь хорошую, благочестивую природу. Если мы во всех своих делах поступаем честно, у наших детей выработается сильный характер. Если мы, родители, следим за своим поведением, наши дети тоже научатся правильно себя вести.

Мы всегда должны смотреть не только на своих детей, но и на их детей. Окончательным показателем нашей эффективности как родителей является то, какими вырастут наши внуки. Если мы справились со своей задачей, наши дети примут нашу природу, характер и поведение и передадут все это своим детям. Таким образом праведность может передаваться из поколения в поколение. В этом исполняется Божий план, так как Он ищет благочестивого потомства.

Окончательным показателем нашей эффективности как родителей является то, какими вырастут наши внуки.

Наказ родителям

Воспитание детей — это великая радость, но также и огромная ответственность. В Своем Слове — Библии — Бог ясно показал, чего Он требует и ожидает от родителей и какие обязанности Он на них возлагает. Его наказ ясен: родители, воспитывайте своих детей.

8. Дружба: высочайший уровень взаимоотношений

8. Дружба: высочайший уровень взаимоотношений

8. Дружба: высочайший уровень взаимоотношений

8. Дружба: высочайший уровень взаимоотношений

8. Дружба: высочайший уровень взаимоотношений

В Книге Притч 22:6 мы находим иллюстрацию важности воспитания детей, пока они еще молоды: когда они состарятся или вырастут, то «не уклонятся от этого». Достоверные исследования показывают, что основы характера ребенка формируются к семи годам; То, чему мы не научим и что не передадим своим детям в течение первых семи лет их жизни, им придется постигать позже, и это будет уже труднее (если вообще удастся). Раннее воспитание закладывает основание для дальнейшей жизни. Даже когда дети и подростки испытывают свои границы (а они делают это всегда), они обычно возвращаются к тем убеждениям и ценностям, которые познали в первые годы своей жизни — если родители учили их этому честно, последовательно и на личном примере.

Основы характера ребенка формируются к семи годам.

Хорошее воспитание детей всегда включает в себя наставление — во-первых, потому, что дети нуждаются в наставлении. Наставлять и давать советы — это не одно и то же. Некоторые родители пытаются давать советы своим детям, независимо от их возраста. Однако чем младше ребенок, тем менее эффективными обычно бывают советы. Маленьких детей сначала нужно научить слушаться, а позже они поймут, почему это нужно делать. Это делается для их же пользы. По мере развития их мыслительных и аналитических способностей, они смогут лучше понимать причины своего воспитания. Нам следует быть осторожными и не делать ошибок, давая детям советы, когда они еще не готовы их принимать.

Хорошее воспитание детей всегда включает в себя наставление.

Во-вторых, дети не могут наставлять сами себя. Это должно быть само собой разумеющимся, однако есть еще много родителей, которые фактически позволяют своим детям самим принимать решения и заботиться о себе — даже в очень юном возрасте. В таких семьях наставления детей практически не существует. Будучи спрошены об этом, родители часто начинают оправдывать свои действия (или бездействие), утверждая, что не хотят навязывать детям свои личные убеждения и ограничивать их свободу выбирать свой собственный путь в жизни. Это попросту глупо и наверняка приведет к катастрофе, потому что у детей еще не развита способность делать мудрый и зрелый выбор. Они нуждаются в четком и неуклонном руководстве взрослых, которые смогут показать им, каким путем следует идти. Они нуждаются в родительском наставлении.

В-третьих, наставление должно быть намеренным. Воспитание детей является слишком ответственным делом, чтобы относиться к нему халатно или пустить его на самотек. Родители должны добровольно и осознанно брать на себя это бремя. Мы являемся для своих детей первым рубежом защиты, первым и основным источником примеров и наставления. Дети так или иначе будут’ брать пример с нас — как хороший, так и плохой, как положительный, так и отрицательный. Наше наставление и пример должны быть справедливыми, последовательными и согласованными. В вопросах правил поведения в семье, обязанностей и дисциплины родители всегда должны действовать единым фронтом, чтобы их дети не научились настраивать родителей друг против друга.

Дети так или иначе будут брать пример с нас — как хороший, так и дурной, как положительный, так и отрицательный.

В-четвертых, наставление сосредотачивается на долгосрочных целях. Нам не следует ожидать, что наши дети мгновенно станут паиньками или все будут постигать с первого раза. Наставление — это процесс развития. Зрелость не приходит за один день. Мы, родители, всегда должны смотреть далеко в будущее наших детей и внуков. Что касается наставления и дисциплины, то здесь кратковременные страдания приводят к долговременным положительным результатам. Возможно, наше сердце будет разрываться от того, что нам приходится больно наказывать наших детей и видеть их слезы, но долгосрочная цель подготовки их к ответственной взрослой жизни оправдывает кратковременную боль наказания, пока они еще молоды.

Наконец, отказываясь от наставления,мы тем самым прикладываем руку к погибели своего ребенка. Вспомните Писание: «Наказывай сына своего, ибо в этом есть надежда; не будь пособником его смерти» (Притчи 19:18, пер. с англ.). В этом стихе говорится, что если мы не наказываем своих детей, то становимся пособниками их погибели. Если наши дети пойдут не той дорогой и наломают дров в своей жизни из-за того, что мы не дали им правильного наставления, мы понесем самое тяжелое бремя ответственности. Сами того не осознавая, мы станем пособниками их погибели и соучастниками тех сил мира сего, которые хотят уничтожить наших детей.

Будьте паровозом а не вагонами

Я хочу дать родителям и тем, кто хочет стать родителями, еще один, последний совет-, будьте паровозом, а не вагонами. Паровоз обеспечивает движение поезда и определяет его направление и скорость. Все вагоны следуют за паровозом; ни один из них не бывает первым. Куда едет паровоз, туда едут и вагоны. Если провести аналогию между поездом и семьей, то родители должны быть паровозом, а дети — вагонами. Дети должны везде следовать за родителями. Родители идут впереди своих детей, определяя путь и скорость движения. Если паровоз без проблем прибудет на станцию назначения, туда прибудет и весь поезд.

Одна из больших проблем в сегодняшних семьях заключается в том, что родители позволили себе стать вагонами. Их дети захватили паровоз и мчатся на всех парах, не имея никакого представления ни о направлении, ни о цели поездки, а родители могут только тащиться следом, в то время как поезд их семьи несется по рельсам. В конце концов он неизбежно сойдет с рельсов и потерпит крушение. Что бы мы, родители, ни делали, мы никогда не должны позволять нашим детям управлять поездом.

То, по какой колее поедет поезд, зависит от паровоза. Точно так же мы, родители, выбирая дорогу, по которой нам двигаться, определяем, по какому пути пойдут наши дети и кем они станут. Перед нами — стрелка, и мы можем направить свой поезд либо по одному пути, либо по другому. Одна колея ведет к жизни, здоровью и преуспеванию, а другая — к смерти и разрушению. Выбор за нами: по какому пути мы отправимся?

Что бы мы, родители, ни делали, мы никогда не должны позволять нашим детям управлять поездом.

Бог ищет благочестивое потомство. Он хочет, чтобы мы выбрали жизнь для себя и своих детей. Вот что говорит об этом Моисей, «Божий друг»:

Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю:

8. Дружба: высочайший уровень взаимоотношений

Дети нуждаются в любви, направлении, наставлении, дисциплине и защите, и это им могут дать только родители. Сила и здоровье следующего поколения зависят от верности и усердия родителей нынешнего поклонения. Супружеские пары, решившие завести детей, избирают благо. Да, воспитание детей — это огромная ответственность, сопровождающаяся большой долей разочарования, страданий и стресса. Однако важнее то, что воспитание детей — это чудесная привилегия, сопровождающаяся огромной радостью, глубоким удовлетворением и изобильной надеждой на будущее.

Принципы

1. Планирование семьи включает в себя принятие обдуманных решений заранее, чтобы избежать нежелательной беременности и ограничить размер семьи тем количеством детей, которое родители смогут должным образом любить, обеспечивать, воспитывать, взращивать и защищать.

2. Планирование семьи включает в себя ответы на три вопроса относительно детей: «Хотим ли мы детей?», «Когда?» и «Сколько?»

3. Для того, чтобы дети выросли здоровыми, им нужно жить в атмосфере финансовой, эмоциональной и духовной стабильности.

4. Пример — это самый лучший учитель. Дети учатся большему на примере жизни своих родителей, чем на их словах.

5. Эффективное воспитание является целенаправленным, продуманным и намеренным.

6. Воспитание должно воспроизводить в детях природу родителей.

7. Воспитание должно воспроизводить в детях характер родителей.

8. Воспитание должно воспроизводить в детях поведение родителей.

9. Божий наказ ясен: родители, воспитывайте своих детей.

10. Родители должны быть паровозом, а не вагонами.