3. Любовь к Богу

Бог есть любовь, а любовь нуждается в том, чтобы давать, поэтому Бог сотворил человека — духовное существо, как и Он сам, чтобы иметь того, кого Он сможет любить и кому сможет давать. Здесь речь идет и о мужчинах, и о женщинах, поскольку вопрос не в половой принадлежности, а в духе, потому что Бог есть Дух.

Первое, что Бог даровал этому сотворенному духовному человеку, было владычество над землей, физическим миром. Духовные существа не могут понять и оценить физическую реальность, потому что физическое и духовное находятся в двух совершенно разных измерениях. Поэтому Бог взял «прах земной», часть этого физического мира, и слепил физическое тело как «жилище» для духовного человека. Он наделил это тело сердцем, легкими, нервной системой и пятью чувствами — зрением, обонянием, вкусом, осязанием и слухом, чтобы Его духовный человек мог иметь законный доступ к физическому миру и смог полностью оценить тот мир, над которым ему надлежало владычествовать.

Так вышло, что первое тело, которое Бог сделал для человека, было мужского пола. Когда выяснилось, что мужчина Адам оказался в этом мире так же одинок, как Бог до сотворения, Бог взял часть тела Адама и создал женское тело, в которое также поселил духовного человека. Теперь мужчина и женщина вместе могли наслаждаться совершенством и непрерывным общением с Богом. Для полного удовлетворения в своем духе Адам и Ева не нуждались ни в ком, кроме Бога. Однако в своей мужественности и женственности они, чтобы быть совершенными, нуждались друг в друге. Точно так же обстоит дело и с каждым из нас.

Божья фундаментальная цель в сотворении нас заключалась в том, чтобы любить нас; владычество над землей было Его первым даром для нас. Он сотворил нас для Своей любви и даровал нам владычество как доказательство Своей любви. Итак, в чем же заключается цель существования человека на земле? Неужели мы живем здесь только для того, чтобы владычествовать над всем творением? Адам и Ева не только правили над окружающим их физическим миром, но также наслаждались постоянными взаимоотношениями с Богом.

Мы являемся «преемниками» Божьей любви, потому что Бог сотворил нас такими. Он также создал нас способными отвечать любовью на любовь. Все, что происходит от Бога, должно быть подобным Богу. Поскольку Бог есть любовь, мы — произошедшие от Бога — тоже являемся в нашем духе любовью. Цель нашего пребывания на земле заключается, в первую очередь, не во владычестве, а в том, чтобы принимать Божью любовь и отвечать на нее взаимностью. Вестминстерский Краткий Катехизис, классическое изложение основополагающих истин христианской веры, гласит, что главная цель человека — это «вечно прославлять Бога и наслаждаться Им». Это прекрасное и точное описание взаимоотношений любви между Богом и человеком.

Цель нашего пребывания на земле заключается, в первую очередь, не во владычестве, а в том, чтобы принимать Божью любовь и отвечать на нее взаимностью.

Наша главная, основная цель — любить Бога. Иногда мы настолько увлекаемся владычеством над землей, что забываем о том, что сказал Бог: «Прежде всего ты должен любить Меня и поклоняться Мне». Иисус заявил об этом совершенно ясно:

Наша главная цель как людей заключается в том, чтобы любить Бога всем своим естеством. Только тогда мы действительно сможем исполнить вторую заповедь — любить наших ближних, как самих себя. Успех и истинное счастье во всех наших взаимоотношениях зависят от того, насколько мы любим Бога. Бог любит нас, и мы должны также любить Его соответственно. Как нам это делать? Что значит любить Бога?

Божья воля, Его желание, удовольствие заключаются в том, чтобы мы любили Его. Не любя Бога, мы не сможем угодить Ему. Мы не можем любить Господа, если не будем знать Его, и мы не можем знать Его, если не верим в Него. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евреям 11:6).

Следовательно, первое условие для того, чтобы любить Бога, — это знать Его верой. Невозможно любить Бога, не зная Его. Мы познаём Бога через Его Сына Иисуса Христа, Который Своей смертью на кресте заплатил цену за наш грех и открыл нам путь к тому, чтобы вернуться к правильным взаимоотношениям с нашим Небесным Отцом. В Послании к Римлянам Павел пишет: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Римлянам 3:23,24).

Грех разрушил наши взаимоотношения с Богом, но Иисус закрыл эту брешь Своей кровью. Когда мы в вере отвращаемся от своих грехов и доверяемся Иисусу Христу как нашему личному Господу и Спасителю, «Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1-е Иоанна 1:9). Иисус также наполняет нас Святым Духом, дарующим нам способность быть в постоянном общении с нашим Небесным Отцом. Вот тогда (и только тогда) мы и становимся по-настоящему способными любить Бога!

Поклонение

Мы, верующие, можем проявлять нашу любовь к Богу на практике различными способами. Один из наиболее важных — поклонение. При этом необходимо понимать: часто то, что называют в церквах поклонением, на самом деле не является таковым. Истинное поклонение происходит не в физической, а в духовной сфере. Многое же из нашего так называемого поклонения происходит лишь на физическом уровне: пение, славословие, поднятие рук, танцы, говорение языками и пр. В таких проявлениях всегда задействуются тело и разум, но не всегда дух (ведь дух не «включается» автоматически). Мы можем все это делать с огромным рвением и энтузиазмом, но так и не войти в истинное поклонение.

Истинное поклонение происходит не в физической, а в духовной сфере.

То, что большинство верующих называют поклонением, на самом деле является хвалой — признанием величия и благости Творца, выражением благодарности за Его чудеса и благословения, торжеством Божьего присутствия и силы. Восхвалять Бога — означает превозносить Его, говорить о Нем наилучшее, почитать Его превыше всех, воздавать Создателю славу, величие и честь. Все это хорошо, правильно и необходимо, но не является истинным поклонением. Хвала только подготавливает путь для поклонения, но многие верующие не идут дальше этим «путем».

Истинное поклонение больше, чем просто хвала — песни, славословия и прочие физические действия, которые многие склонны считать поклонением. Хвала приносит больше пользы нам, чем Богу: она подготавливает наш дух к истинному поклонению, помогая привести наши души и тела в подчинение духу. В некотором смысле, хвала помогает нам выйти из рамок своих тел, из ограничений плоти, чтобы наш дух мог поклоняться в полной свободе. По этой самой причине она может и отвлекать нас, если мы не будем внимательными.

Истинное поклонение всегда происходит от духа к Духу, когда наш дух соединяется с Духом Божьим. Часто это происходит без слов. Поклонение — это то состояние, когда мы погружаемся в Бога, забываемся в Нем. Если мы слишком увлечемся восхвалением и выполнением внешних действий, сосредоточенных на плоти, на физическом, — тогда мы не сможем всем сердцем погрузиться в поклонение. Должен наступить момент, когда мы оставим физическое и начнем общаться с Богом только на духовном уровне. Хвала — это «ракетный ускоритель», отрывающий нас от стартовой площадки. Но на «орбиту» может выйти только наш дух.

Слово «поклоняться» означает «близко общаться, кланяться, целовать». Короче говоря, «поклонение» равно «близости”. Именно это и отличает поклонение от хвалы. Близости на расстоянии не бывает. Мы можем восхвалять Бога на расстоянии, но мы не можем поклоняться Ему на расстоянии. Хвала — это физическое, душевное переживание, поклонение — духовное. Поклонение — это встреча Божьей и человеческой сущностей.

Мы можем восхвалять Бога на расстоянии, но мы не можем поклоняться Ему на расстоянии.

Бог — любовь, и сотворил Он нас для того, чтобы мы принимали Его любовь. Поскольку мы происходим от любящего Бога, который является даятелем, мы способны не только принимать любовь, но и отдавать. Поклонение происходит тогда, когда Бог дарует Свою любовь, мы принимаем ее и снова возносим Господу. Наш дух взаимодействует с Божьим Духом, производя обмен любовью. Бог любит и дает — мы принимаем и отвечаем взаимностью, отдавая Ему ту любовь, которую Он уже излил на нас.

Прибудьте во Христе

Для такого интимного обмена любовью нужно, чтобы мы оставались в духе близкими к Богу. Близость на расстоянии невозможна. Таким образом, частью любви к Богу является непрерывность нашей связи с Ним. Он — источник всего, что мы имеем, кем мы являемся и кем надеемся стать. В Боге находятся ответы на все наши вопросы. В Нем — решение всех наших проблем. Господь — мир для нашей смятенной души. Он держит в Своих руках ключи от всех тайн и загадок мироздания. В Нем мы находим мудрость, знание и саму жизнь.

Именно эту мысль хотел выразить Иисус, когда сравнивал взаимоотношения между Собой и Своими последователями с лозой и ветвями.

9,10).

Ветви лозы не имеют жизни сами по себе: их жизнь кроется в лозе. Всякая ветвь, отделенная от лозы, погибнет, потому что не сможет сама поддерживать в себе жизнь. Хотя именно на ветвях вырастают листья и плоды, все это происходит только до тех пор, пока ветви остаются соединенными с лозой. Жизнь, пребывающая в лозе, течет по ее ветвям, и благодаря этому они плодоносят. Никакая ветвь не может приносить плод сама по себе.

Иисус сказал, что точно так же и мы не можем ничего делать без Него. Мы — ветви, а Он — лоза, наш источник жизни и плодов. В Нем есть все, в чем мы нуждаемся, все, что мы вообще можем иметь и кем мы сможем стать. Чтобы приносить плод и исполнять свое предназначение, мы должны поддерживать постоянную, жизненно важную связь с Иисусом — нашей Лозой.

Иисус повелевает Своим последователям: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Иоанна 15:4) и сопровождает Свою заповедь обетованием: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Иоанна-15:10). Таким образом, пребывать во Христе жизненно необходимо для обмена любовью между нами и Господом. Причина этого проста: мы, чтобы принимать Божью любовь во всей полноте, должны постоянно находиться близко к Нему.

Чтобы приносить плод и исполнять свое предназначение, мы должны поддерживать постоянную жизненно важную связь с Иисусом — нашей Лозой.

Источник всякой любви находится в Боге. Наша способность любить кого бы то ни было — Бога, самих себя или других людей — зависит от Божьей любви. Мы можем любить только потому, что Бог первым возлюбил нас. Вот как объясняет это апостол Иоанн в своем Первом послании:

Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что немы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1-е Иоанна 4:7—10).

Ключ к любви — «не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего». Как нам любить Господа? Мы можем любить Его, только находясь близко к Нему, не удаляясь от Него, чтобы иметь возможность принимать Его любовь. Любовь Божья, принятая нашими сердцами, делает нас способными отвечать Ему взаимностью. Как нам оставаться в постоянной близости к Богу? Мы можем этого достичь, поклоняясь, молясь, проводя время в чтении, изучении Божьего Слова и в размышлении над ним, а также ходя в Духе Божьем и регулярно общаясь с другими верующими. Если мы любим кого-либо, нам хочется проводить с ним как можно больше времени. Если мы любим Бога, то будем проводить с Ним время, сохраняя близость к Нему, чтобы Он мог любить нас и учить Своим путям, пока мы не станем такими, как Он.

Мы можем любить Бога, только находясь близко к Нему, не удаляясь от Него, чтобы иметь возможность принимать Его любовь.

Близость с Богом

Один из четких житейских принципов заключается в том, что человек становится все больше похожим на тех людей, с которыми проводит больше всего времени. Единственный способ по-настоящему узнать кого-либо — это проводить с ним много времени. Один из путей, приводящий к любви Бога, заключается в познании Его. Познание Бога можно выразить словом «близость». В сущности, в Библии понятия познания и близости весьма тесно связаны между собой. В Ветхом Завете еврейское слово ядя» используется как в значении «познавать», так и в значении «иметь половую связь». Например, Моисей «знал» Бога «лицом к лицу» (Второзаконие 34:10, пер. с англ.), а «Адам познал Еву, жену свою» (Бытие 4:1). В обоих случаях подразумевается близость и тесные взаимоотношения.

Один из путей, приводящий к любви Бога, заключается в познании Его.

В Притчах 1:7 сказано: «Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление». Познание Бога является началом всякого истинного знания и решающим фактором успеха как в любви, так и во всех жизненных сферах. Противоположностью знания является невежество. Невежество подавляет творческие способности и потенциал личности и держит своих жертв в интеллектуальном и духовном рабстве. Знание, напротив, освобождает. Иисус сказал: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанна 8:31,32).

Нас делает свободными не просто истина, но познание истины. В этом вся разница. Истина, которую мы не понимаем, не принесет нам никакой пользы. Иисус сказал, что мы познаем истину, если пребудем в Его учении. Все, что Иисус говорил и делал в земной жизни, было отражением жизни Его Отца. Цель учения Иисуса заключается в том, чтобы мы познали Бога. Если мы знаем Бога, мы знаем любовь, ведь Бог есть любовь. Если мы знаем Бога, мы знаем жизнь, ведь Бог есть жизнь.

Если мы хотим хотя бы начать понимать Бога и научиться любить Его, мы должны познавать Его. Возможно ли нам понять Бога? С одной стороны, нет: мы своими ограниченными умами никогда не сможем полностью понять и постичь безграничного Бога. С другой стороны, Бог не хочет, чтобы мы оставались в полном неведении относительно Него. Господь жаждет, чтобы верующие познали Его через близкое общение. Вот почему Отец сделал все необходимое для того, чтобы явить Себя нам в Своем Слове, в Своем Сыне и в Своем Духе.

Если мы знаем Бога, мы знаем любовь, ведь Бог есть любовь. Если мы знаем Бога, мы знаем жизнь, ведь Бог есть жизнь.

Многие верующие ошибочно считают, что Бога понять абсолютно невозможно и что Он должен навеки оставаться тайной. Это вовсе не так. Давайте обратимся к Библии — этому заслуживающему полного доверия описанию Божьего не- прекращающегося, прогрессивного откровения Самого Себя людям. В Псалме 97:2 сказано: «Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою». Все же некоторые верующие используют для подтверждения своего мнения о таинственности и непостижимости Бога стих из Первого послания к Коринфянам: «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1-е Коринфянам 2:9). Однако они при этом упускают из виду следующую за этим строку: «А нам Бог открыл это Духом Своим» (1-е Коринфянам 2:10).

Бог познаваем и хочет, чтобы мы познали Его. Господь явил Себя многими способами, так что мы можем познать Его. И один из способов научиться любить Бога заключается именно в том, чтобы уделять время, прикладывать усилия к познанию Его и развитию близких отношений с Ним. Господь стоит и ожидает, когда мы ответим на Его призыв: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иакова 4:8).

Знание Божьих путей

Бог хочет, чтобы мы знали Его и любили Его. Это включает в себя не только знание множества фактов о Боге; это больше, чем просто знания «в голове». Знать что-либо — значит понимать природу и свойства человека или вещи. Если вы хороший автомеханик, то досконально знаете не только физические параметры автомобиля, но также внутреннее устройство. Вы понимаете принципы функционирования всех систем автомобиля. Вы изучили двигатель как свои пять пальцев, разбираетесь в устройстве трансмиссии, аккумулятора и системы отвода отработанных газов. Если автомобиль «барахлит», вы легко можете определить и устранить причину неисправности, потому что понимаете устройство и свойства транспортных средств. Вы действительно можете сказать, что знаете автомашины.

Знать человека — означает понимать его природу и личностные качества. Это значит знать его убеждения, страсти, сильные и слабые стороны; знать, что ему нравится, а что нет и что движет этим человеком. Такое «знание» простирается весьма глубоко, намного глубже поверхностных слов и действий, и касается самой сути личности другого человека. Глубокое знание кого-либо подразумевает встречу не только умов, но и сердец. Это подразумевает знание не только дел человека, но и его путей.

Любить Бога означает учиться познавать Его пути. Это весьма отличается от простого знания о Его делах и свершениях. В Псалме 94:10 Господь говорит: «Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих». Он говорит об израильском народе — Его избранном народе, который тем не менее не познал Его путей. Это люди, бывшие свидетелями Божьих казней в Египте, с помощью которых они вырвались из рабства. Они видели, как Бог разделил перед ними воды Чермного моря и как поверг в них войско фараона. Они следовали за Божьим облачным столпом днем и огненным столпом ночью. Бог сверхъестественно дал им воду из скалы. Они наслаждались Его чудесным обеспечением: манной, которая в прямом смысле сыпалась на них с неба каждый день на протяжении сорока лет пребывания в пустыне. За все это время их одежда и обувь не износились. Израильтяне видели все великие Божьи дела. Они знали его дела, но так и не познали Его путей.

Глубокое знание кого-либо подразумевает встречу не только умов, но и сердец.

Что же касается Моисея, то он имел иные, более близкие взаимоотношения с Богом. Давид упоминает об этом в Псалме 102:7, говоря о Господе так: «Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои». Здесь подразумеваются два вида взаимоотношений. Моисей знал Божьи пути, а народ израильский — только Его дела. Моисей поддерживал связь с Божьим сердцем и разумом, а народ был знаком только с Его делами. Вот почему большинство вышедших из Египта людей так и не познали Божье присутствие.

Та же самая проблема существует и сегодня. Есть много верующих, которые могут засвидетельствовать о Божьих чудесах, о Божьих благословениях, которые могут рассказать о том, как Бог восполнил какую-то их конкретную нужду, но при этом они не знают Его путей. Они могут ценить силу и дела Божьи, но совсем не знать Его присутствия. Эти верующие просто не захотели настроить свои сердца «на волну» Божьего сердца, а свои умы — «на волну» Божьего разума.

Знание Божьих путей вносит в общую картину любви к Богу еще один элемент, пожалуй, самый важный из всех — послушание. Иисус сказал:

Послушание Богу является величайшим проявлением, величайшим доказательством нашей любви к Нему. Повинуясь Богу, мы проявляем Свою любовь к Нему. Без послушания всякое наше исповедание любви и преданности будет пустым, бессмысленным и лицемерным. В Книге пророка Исаии 29:13 Бог обличает такое отношение к Нему: «И сказал Господь: …этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня».

Послушание Богу является величайшим проявлением, величайшим доказательством нашей любви к Нему.

Чего вы желаете? Только получать Божьи благословения или познать Самого Бога? Будет ли вам достаточно лишь получать от Него «подарки», или вы желаете иметь близкие взаимоотношения с Отцом? Вас устраивает быть знакомым Бога, или вы страстно желаете стать Его другом?

Для того чтобы достичь полноты, любовь должна отдавать себя; следовательно, любовь нуждается в том, кто будет ее принимать. Чтобы любовь была полной, принимающий должен возвращать ее даятелю. Именно для таких взаимоотношений Бог задумал каждого из нас, и именно к таким взаимоотношениям Он призывает всех нас. Мы были сотворены, чтобы принимать Божью любовь и возвращать ее снова Богу. Господь желает, чтобы мы вошли в такие глубокие и близкие взаимоотношения любви с Ним, которые выходят за рамки внешних проявлений и соединяют нас с Ним сердце к сердцу и дух к духу. Бог призывает нас любить Его всем сердцем, всей душой и всей крепостью. Такая любовь сделает нас способными исполнить наше главное предназначение — «вечно прославлять Бога и наслаждаться Им».

Вас устраивает быть знакомым Бога, или вы страстно желаете стать Его другом?

Принципы

1. Наша главная, основная цель заключается в том, чтобы любить Бога.

2. Первое условие для того, чтобы любить Бога, — это знать Его верой.

3. Истинное поклонение всегда происходит отдуха к Духу, когда наш дух соединяется с Духом Божьим.

4. Поклонение — это встреча Божьей и человеческой сущностей.

5. Частью любви к Богу является поддержание на¬шей связи с Ним.

6. Пребывание во Христе жизненно необходимо для обмена любовью между нами и Господом.

7. Познание Бога является началом всякого истинного знания.

8. Один из способов научиться любить Бога заключается в том, чтобы уделять время, прикладывать усилия к познанию Его и развитию близких от¬ношений с Ним.

9. Любить Бога означает учиться познавать Его пути.

10. Бог желает, чтобы мы вошли в такие глубокие и близкие взаимоотношения любви с Ним, которые выходят за рамки внешних проявлений и соединяют нас с Ним сердце к сердцу и дух к духу.

11. Повинуясь Богу, мы проявляем свою любовь к Нему.