4. Симптом как выражение прерванного движения любви

ЭЛЬКЕ, СЕННАЯ ЛИХОРАДКА И ОТЕЦ

Симптом Сенная лихорадка.

Нынешняя семья

Эльке 56 лет, она замужем, имеет взрослого сына.

Расстановка

Мы расставили Эльке и ее симптом. Они стоят друг напротив друга, между ними обнаруживается глубокая любовь.

В ответ на мой вопрос, Эльке рассказывает, что у нее всегда были проблемы с отцом. На некотором расстоянии от Эльке я ставлю заместителя ее отца. Эльке и симптом подходят друг к другу и вместе отворачиваются от отца. Они ведут себя как двое влюбленных.

Я прошу Эльке встать напротив отца и медленно подойти к нему. Она колеблется, ей не хочется выполнять мою просьбу. Я настойчиво предлагаю ей посмотреть на отца и подойти к нему. Заместитель отца теперь тоже чувствует себя неуверенно. Эльке требуется много времени, прежде чем ей удается сказать отцу: «Я люблю тебя. Я тоскую по тебе». Лишь после этого отец тоже показывает свои эмоции. Они сердечно обнимаются. Симптом стоит в стороне, он чувствует себя лишним и отходит назад.

Симптом «сенная лихорадка» был выражением прерванного движения любви к отцу. Когда любовь между Эльке и ее отцом получила пространство, симптом утратил свою функцию в жизни Эльке.

ХАЙДИ, МИГРЕНЬ И ТРАУР МАТЕРИ

Симптом Мигрень.

Нынешняя семья

Хайди 58 лет, она замужем. У нее четверо детей. Она работает психотерапевтом.

Родительская семья

Родители Хайди умерли. Когда Хайди было семь лет, ее мать заболела детским параличом. Она полностью выздоровела. По словам Хайди, с тех пор она чувствует себя виноватой.

Символ

В трансе Хайди видит скелет. Когда она касается рук скелета, руки до локтей оживают, и она уже не может их отпустить.

Первая расстановка

Расставлены Хайди и скелет. Хайди ставит скелет за своей заместительницей. Та ощущает давление в голове. Я ставлю скелет напротив Хайди. Она чувствует жар, а скелет — оцепенение. Я прошу Хайди склониться перед скелетом. Она кланяется и ей сразу же становится намного лучше. Затем я прошу скелет сделать легкий поклон перед Хайди, он выполняет эту просьбу. Он говорит: «Теперь я чувствую жизнь и радость». Хайди и потом чувствует себя хорошо.

Процесс

На следующий день во время круга Хайди говорит, что ей очень плохо, что она практически не спала. Она выглядит совершенно измученной. Я говорю ей: «Твоя душа пока еще хочет хранить верность». Хайди кивает: «Мама всегда ходила в черном, потому что у нас постоянно был траур». Но она понятия не имеет, по какой причине или по кому.

Вторая расстановка

Мы расставляем Хайди, ее мать и скелет. Скелет смотрит в одну сторону, Хайди и ее мать стоят рядом и смотрят в другую сторону. Я ставлю скелет перед матерью. Хайди снова чувствует давление в голове. Матери очень неприятно, она говорит: «Я в бешенстве». Скелет качается. Я прошу мать и Хайди взяться за руки и сделать низкий поклон перед скелетом. Скелет говорит: «Я чувствую приятные мурашки и хочу отойти». Он отступает на несколько шагов назад.

Мать спокойна. Хайди говорит: «Мне очень хорошо, теперь я могу чувствовать близость матери». Я предлагаю Хайди повернуться к матери и сказать: «Хорошо, что ты осталась». Мать и дочь обнимаются. Стоящий с краю расстановки симптом приветливо улыбается.

В моем понимании прерванное движение любви означает, что прерван питающий поток любви, как правило, от матери, отца или от них обоих к ребенку и наоборот. В этом случае любовь между матерью и ребенком (по крайней мере, в восприятии ребенка) была на некоторое время прервана опасной для жизни болезнью матери. Это привело к появлению удочери мигрени. Почему симптом не исчез, когда мать выздоровела? Научных объяснений тут нет, однако опыт показывает, что подобные детские травмы часто продолжают сказываться и дальше.

Дать однозначное определение роли скелета в этой расстановке невозможно. Я склонна предполагать, что речь идет о чем-то тяжелом в родительской системе матери. Это подтверждает замечание дочери о том, что мать всегда носила траур. Важную роль здесь играют и болезнь матери, и ее тяжелая судьба.

Здесь проявляется еще одно выражение прерванного движения любви. Если любовь ребенка не может достичь матери, поскольку та переплетена в своей системе, его душа «из любви к матери» перенимает то, что она несет, или то, что ее связывает. Такое переплетение не способно помочь никому — ни дочери, ни матери. В случае Хайди оно привело к прерыванию потока любви. Только когда мать и дочь вместе склонились перед скелетом (символом симптома) и Хайди отдала должное тому, что мать осталась, поток любви между ними восстановился.

КЛАУДИА, БОЛЬНЫЕ ЗУБЫ И ОТЕЦ

Симптом

Кариес, постоянные проблемы с зубами.

Нынешняя семья

Клаудии 38 лет, она не замужем, детей нет. У нее никогда не было продолжительных партнерских отношений.

Родительская семья

Мать живет одна, отец умер, когда Клаудии было двенадцать лет. По словам матери, отец был алкоголиком.

Символ

В трансе Клаудиа увидела большой белый зуб.

Процесс

Во время первого круга Клаудиа говорит, что хочет «найти свое место». Я обращаю внимание на то, что она очень негативно отзывается о своем отце, хотя ее собственные воспоминания о нем позитивны.

Расстановка

Расставлены Клаудиа и зуб. На роль зуба она выбирает заместителя-мужчину. Клаудиа и зуб стоят напротив и смотрят друг на друга. Клаудиа ощущает сильное сердцебиение, зуб говорит: «Я хочу быть ближе к Клаудии». Я прошу Клау-дию подойти к зубу и при этом не отрываясь на него смотреть. Пока она идет к зубу, сердцебиение нормализуется, она говорит, что ощущает приятное тепло в области сердца. Я предлагаю Клаудии склониться перед зубом. Она кланяется. Зуб с любовью кладет руки ей на голову, и она склоняется еще ниже, что у обоих вызывает положительные эмоции. Симптом говорит: «Теперь мне хорошо, я чувствую к Клаудии любовь». После этого Клаудиа выпрямляется, и они с симптомом долго обнимаются. Клаудиа плачет. В течение следующих дней Клаудиа была в группе спокойной и уравновешенной.

Во время заключительного круга она говорит, что теперь чувствует свое место, хотя ничего не понимает и не может объяснить.

Эта расстановка проводилась при наличии очень небольшого количества информации. Я сознательно не выходила за рамки немногих отправных точек. Одна уже работа с симптомом возымела хорошее действие, и лишь это важно. Ни я, ни кто-либо из членов группы, ни Клаудиа не знал, кого олицетворял симптом. Я предполагала за ним отца. Точно это поняла только Клаудиа, пусть даже на бессознательном уровне. «Ее душа поняла». Это было видно по действию. В этом случае сдержанность терапевта была особенно важна.

ИЗАБЕЛЛА, АСТМА И УМЕРШИЕ БЛИЗКИЕ

Симптом

Астма и депрессия.

Нынешняя семья

Изабелле 78 лет, более 20 лет назад она овдовела. Ее муж погиб в 1981 году в автомобильной катастрофе при лобовом столкновении. У них было четверо детей. В 1975 году утонул их единственный сын. У всех дочерей есть семьи.

В 1998 году Изабелла, сидевшая в машине рядом с водителем, пережила лобовое столкновение. Женщина, сидевшая за рулем, не пострадала, у Изабеллы оказался сломан четвертый шейный позвонок. С тех пор она болеет астмой. Тогда же она впала в депрессию, которая впоследствии усилилась. На расстановку Изабелла пришла по настоянию старшей дочери.

Расстановка

Расставлены Изабелла и депрессия. Изабелла спонтанно садится на корточки, втягивает голову в плечи и сжимается в комок. Она говорит: «Я чувствую себя так, будто я вдавлена в пол». После этих слов депрессия наклоняется к Изабелле и поднимает ее. Когда Изабелла стоит прямо, ей очень трудно смотреть на депрессию. Она говорит: «Я чувствую с твоей стороны угрозу». Депрессия говорит: «Я тебя люблю». Я прошу Изабеллу подойти к депрессии ближе. Они обнимаются. Депрессия показывает свою любовь к Изабелле. Изабелла противится этому, она говорит: «Какая-то часть меня сопротивляется. Я чувствую блок». Я прошу Изабеллу (клиентку) выбрать заместителя на роль блока. Она выбирает мужчину и ставит его за спиной у своей заместительницы. Депрессия и блок чувствуют себя некомфортно.

Я ставлю депрессию и блок рядом друг с другом, напротив Изабеллы. Всем становится лучше. Теперь я прошу Изабеллу поклониться перед ними. Когда Изабелла выпрямляется, депрессия произносит: «Теперь мне хочется отойти». Но Изабелла говорит: «Меня снова тянет к депрессии». Только сейчас я расспрашиваю о произошедших в семье событиях и узнаю о смерти сына и мужа. Позади депрессии и блока я ставлю заместителя смерти и предлагаю Изабелле сказать: «Я с радостью приду к вам». Депрессия и блок снова говорят об ощущении дискомфорта, им обоим становится холодно: «Мы этого не хотим». Только когда Изабелла говорит: «Я останусь еще на какое-то время, потом я тоже приду», они втроем спонтанно обнимаются. Смерть стоит сзади и смотрит на них дружелюбно. Изабелла (клиентка), наблюдающая за расстановкой извне, плачет. Ее заместительница высвобождается из объятий и кланяется. Изабелла говорит: «Теперь я могу глубоко дышать». .

Расстановка была удивительно успешной. И через год после расстановки астма не вернулась. Изабелла была по возрасту активна, и, как и до несчастного случая, принимала действенное участие в семейной жизни своих дочерей. На мой взгляд, оба симптома (депрессия и блок) олицетворяли погибших сына и мужа. Кого олицетворял какой симптом, имело вторичное значение и осталось неясным. Автокатастрофа послужила своего рода «спусковым механизмом» для симптомов. Это событие подсознательно напомнило ей о внезапной смерти мужа и сына. Она так и не смогла попрощаться с ними по-настоящему.

Внезапная смерть часто не оставляет времени на прощание. Прощание может состояться лишь тогда, когда поток любви будет восстановлен там, где его прервала смерть. В случае Изабеллы было отчетливо видно, что прощание не завершено и между ней и умершими остается связь. Произнося фразу: «Я останусь еще на какое-то время, потом я тоже приду», она позволяет себе чувствовать боль. Тот факт, что, сохраняя связь, отпустить легче, кажется противоречием. Но для меня это очевидно, поскольку связь является знаком того, что все то хорошее, что было в потерянных отношениях, имеет право продолжаться дальше. И именно это облегчает расставание и дает силы жить дальше.