14. Важность прилежности

Отношение к труду

Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями; он не будет стоять перед простыми. Притчи 22:29

Здесь слово “проворный” имеет более узкое значение, чем “прилежный”. Проворный человек не всегда прилежный, но прилежный — всегда проворный.

Наш Бог — очень прилежный: Он все тщательно заранее готовит и делает все хорошо. Но люди чаще всего стремятся идти путем наименьшего сопротивления, там, где легко, где можно проскочить без каких-то особых усилий. Это — обман плоти. Если у вас есть плоть, то есть и это желание: меньше делать и больше получать, не вникать особенно в дело, чтобы не пришлось разбираться, т.е. с наименьшими затратами энергии получить большие результаты. Но когда мы читаем Библию, то видим, что Бог учит совсем противоположному, потому что хочет, чтобы мы все были похожими на Него — трудолюбивого, тщательного, скрупулезного, внимательного. Все эти определения вмещаются в семантику слова “прилежность”.

Если адаптировать определение прилежности для человека, то получится примерно следующее: прилежность — это качество, которое позволяет человеку проникать в суть дела, тщательно исследовать его, быть неуклонным в деле, трудолюбивым и мудрым. Хорошая работа — это много значит, но гораздо важнее этого то, как эта работа выполняется, т.е. качество труда.

Возьмем, к примеру, качество строительства в советское время. Однажды ко мне приехали американцы. Они походили по квартире, в которой я жил, и начали меня утешать: “Ну, ничего страшного, мы тоже живем в старом доме в Америке”. Я спросил: “Сколько вашему дому в Америке?” Они ответили: “Конечно, он не такой старый, как этот, но нашему дому где-то 110 лет”. Когда я им сказал, что нашему дому всего 4 года, они чуть в обморок не упали. Те, кто был в Европе, видели, что там все строится настолько основательно, как будто на тысячу лет.

Всех иностранцев шокирует отношение бывших народов Советского Союза к труду. В СССР все трудились, все работали, но показать было практически нечего, т.е. качество вещей было ужасным. Производили много обуви, но туфли, сапоги все равно старались доставать импортные — из Венгрии или Польши. Свое производили, но носить не хотели, т.к. стремились выполнить пятилетку за три года. Народу приходилось невероятно изворачиваться, чтобы достать хоть что-нибудь качественное. Качество — это результат прилежности и проворности.

Если мы хотим быть детьми Отца Небесного, то нам нужно поменять отношение к труду. Мы должны все делать, как для Господа или хотя бы как для себя. Нельзя делать что-нибудь, лишь бы делать, создавая видимость занятости, работать для “галочки”.

Когда я приехал в Советский Союз и поступил в университет, у меня сложилось впечатление, что в вузы набирают всех подряд, включая двоечников, лишь бы места не пустовали. Наверное, единственным стимулом для учебы у моих однокурсников была стипендия. Поэтому перед сессией все старательно писали шпаргалки. Я — иностранец, с плохим русским языком ничего не списывал, учился сам на “отлично”, а большинство студентов из Союза со шпаргалками учились как-нибудь. Я был шокирован таким отношением к учебе и начал расспрашивать, почему они так плохо учатся. Большинство ответили: “А какая разница? Все равно направление на работу дадут, а там на оценки никто не смотрит…” Тогда наконец я понял почему в этой стране все такого низкого качества. Из разговоров я узнал, что молодого специалиста, как бы он ни работал, выгнать с работы не имеют права…

Да, я согласен, что не все, что преподают в вузе, пригодится в будущем. Но важно не это, а само отношение к обязанностям, к учебе, к работе. Я уверен, что правильное отношение к труду воспитывает в человеке прилежность и созидает правильный характер, помогая человеку сохранить себя в доброй совести, а такие плоды всегда пригодятся и принесут благословение, возвышение. Поэтому, даже если вы считаете, что занимаете не свое место, что это не ваше призвание, все равно работайте хорошо, будьте прилежными и проворными, — это вам всегда пригодится. Представьте себе, что мне пришлось учиться у коммунистов, атеистов. Чему я мог научиться на лекциях по атеизму, марксистско-ленинской философии?! Наверное, как стать материалистом! — Нонсенс для искренне верующего человека. Но я учился и… стал проповедником. Прилежность и скрупулезность в учебе пригодится, когда вы начнете заниматься своим делом. Так что, уважаемые ученики и студенты, не упускайте своего шанса не только изучить предметы, но и научиться работать. Люди, которые достигают чего-нибудь в жизни, обязательно должны через это пройти. Допустим, я сейчас уже не занимаюсь “мелкими” делами, но я все вижу, потому что я уже это делал, и это помогает мне вникать в дело, учить и руководить. К тому же я сохранил добрую совесть.

В учебных заведениях мы учимся быть усидчивыми: когда-то на работе вам придется сидеть по нескольку часов, чтобы изучать и анализировать документы, вникнуть в суть дела.

Моя жена после двух или трех лет совместной жизни однажды сказала: “Слушай, ты такой серьезный ко всему; ты такой серьезный в отношении семьи, что я иногда думаю, что ты не домой, а на работу пришел”. Но я все должен делать правильно, чтобы угодить Господу, потому что Писание повелевает все делать, как для Господа.

Прилежность хранит от многих неприятностей

Все, что может рука твоя делать, по силам делай…

Екклесиаста 9:10

Как видите, мы должны делать все не только наилучшим образом, но и столько, насколько хватит сил. Пусть скрупулезность, проницательность и усидчивость станут неотъемлемой частью вашего характера. Без этого вы не сможете довести дело до конца, вас начнут обманывать, подводить, потому что вы сами — недостаточно глубокий человек. Вы можете делать много дел, но у вас постоянно что-то не будет получаться.

Если, например, у вас свой бизнес и вы, будучи хозяином, недостаточно проницательны и прилежны, то ваши работники постараются этим воспользоваться и разорить вас. Надо уметь поправлять их и побуждать к труду. Чтобы найти людей, которые захотят по-настоящему работать, причем без контроля, придется искать всю жизнь. Поэтому нужно научиться все держать под контролем, постоянно всех проверять. Нельзя полагаться на то, что работник выполнит свою часть только потому, что это его работа и он должен ее делать, — не факт. Он может сделать что-то как-нибудь или же сделать вид, чтобы вы подумали, что он уже все сделал… Прилежность спасет и избавит вас от такой массы неприятностей.

Я здесь пишу о том, что сам обнаружил: если вы кому-то что-либо поручили сделать, то нужно три раза проверить, как идут дела, и столько же раз уточнить детали. Конечно, в церкви должно все строиться на доверии, но, как показал опыт, доверие должно быть с проверкой, т.е. доверяй, но проверяй.

Итак, прилежность — это способность быть скрупулезным до педантичности. Если вы, действительно, проворный человек, то будете добросовестно вникать в каждую деталь дела, над которым работаете. Прилежному человеку все равно, кто его контролирует, проверяет и какую оценку ему ставят, — он просто добросовестный. Почему я об этом пишу, учу в церкви? — Если нам, как верующим, удастся приобрести эти Божьи качества, то мир за нами будет бегать, мы будем на вес золота, за что бы мы ни взялись на всякой работе.

Прилежность — основание для успеха

Прилежные люди не могут не состояться в жизни, не могут не быть успешными, потому что они видят то, чего другие не видят. Разница между бедными и богатыми в том, что богатые привыкли за всем смотреть, все замечать: что и где не так, что надо поправить, а это — умение вести дела, хозяйство.

Бедный привык, чтобы ему говорили, что делать, сам он даже не задумывается ни о чем. Из-за беспорядка он даже не замечает, что у него хлеб уродил, — и урожай гибнет. В Книге Притчей написано: “…держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб” (Притчи 20:13).

Богатые люди — это внимательные люди, которые анализируют все, что видят; они педантичные, скрупулезные, глубокие и добросовестные. Всякая попытка быть успешными без этих качеств, без такого характера — это афера. Однако очень многие люди (особенно недостойные) хотят получить все и сразу без надлежащей подготовки и труда. Это можно назвать “легкой формой воровства” или “узаконенной аферой”. Недостойные люди всегда завидовали достойным и хотели иметь то же, что и они: почет, уважение, богатство, оставаясь при этом на плотском уровне, т.е. не прилагая ни малейших усилий для своего духовного и интеллектуального роста. Мир наполнен этим обманом, но люди научились скрывать свое истинное лицо, надевая маски благочестия и делая вид, будто с ними все в порядке. На самом деле мало кто из богатых людей в настоящее время является глубоким человеком.

Я понял, что очень легко быть успешным. Просто нужно прилагать чуть больше усилий, чем хочется, делать чуть больше, чем удобно делать, и чуточку больше, чем делают другие, потому что все остальные делают только то, что им удобно, двигаясь, как мы уже говорили, по пути наименьшего сопротивления. То есть если им где-то чуть-чуть неудобно или что-то тяжеловато, они тут же снимают эту ношу и выбирают другую — чуть полегче. Именно так по всему миру люди отпадают от призвания. Но человек, который прилагает хоть чуть-чуть усилий, становится главой, — и это благодаря усердию. В Притчах 22:29 говорится о том, что человек проворный в своем деле будет стоять перед царями. Цари, т.е. великие мира сего, которые многого достигли, очень ценят проворных, прилежных людей. Каждая фирма, каждая компания ценит и ищет добросовестных, прилежных людей. К сожалению, таких людей мало, потому что не многие хотят вставать рано утром, молиться и учиться, копаться в книгах, справочниках, ходить в библиотеку в поисках нужных знаний, изучать проповеди и Слово Божье, — и все это добровольно, по собственному желанию, а не для экзамена или диплома. Но когда находится такой человек, то невозможно, чтобы он был средним или стоял где-то внизу. Человек прилежный — это человек, который всегда востребован, проворного человека ищут везде.

Давайте осознаем, какого мы рода, Кто наш Отец, и свергнем с себя ношу лени, чтобы стать людьми, достойными Бога. Я постоянно говорю своим детям: “Никогда не говорите мне, что вы не можете с чем-то справиться, потому что слишком тяжело”. Если уж начинать что-нибудь делать, то делать нужно хорошо. Если что-нибудь читать, то читать надо внимательно, вникая в каждое слово. Некоторые люди “пробегают” книгу глазами “по диагонали”, пролистывая ее, и считают, что они все прочитали. А спросите такого человека: “О чем там? Что ты понял?” — и вы увидите испуганные глаза, а в лучшем случае услышите молчание. Зачем тогда тратить время?! Надо уметь “проникновенно” вчитываться, аналитически подходить к изложенному материалу. Если я прочитал книгу, то через 10 лет я вам ее перескажу, потому что я вникаю, задаю себе вопросы, перечитываю важные места. Поэтому одну книгу я могу читать две недели, т.к. тщательно разбираю ее.

Итак, прилежный человек озабочен тем, чтобы не просто делать работу, а делать ее наилучшим образом, так как он стремится к наивысшему результату. Все, что вы делаете, делайте, как для Господа, примите решение так относиться ко всякого рода труду, и вы всегда будете иметь не просто какой-то результат, а лучший результат. Вы также удивитесь переменам, которые обнаружите в себе.

Когда Бог меня призвал стать пастором, я сразу Ему сказал: “Быть пастором? Я многих пасторов знаю, их по всему миру великое множество. Что толку быть одним из?.. Если мне нужно быть пастором, то только одним из самых лучших в мире. А если нет, то я в миру что-то буду делать и все равно стану лучшим…” Конечно, я делаю теперь все возможное (и даже сверх того) со своей стороны, т.е. я стараюсь делать больше, чем делают другие пасторы и проповедники.

Умными не рождаются…

В детстве у меня было неправильное понимание: я думал, что лишь некоторые люди рождаются умными и что я в их число не попал: кому-то Бог дал голову, а мне не повезло. Поэтому поначалу я учился, мягко говоря, без усердия. Но, когда я покаялся, все изменилось. Моя сестра тут же показала мне место Писания, которое перевернуло мою жизнь.

Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа, Бога твоего…

Второзаконие 28:13

Прочитав это обетование, я тогда в сердцах воскликнул: “Не может быть! Кого Он первым сделает? Я же не отличник!” А сестра говорит: “Вот написано: верующих, которые будут исполнять Его Слово”. …И я уцепился за это обетование. Однако сестра не успела мне тогда сказать, что надо трудиться и быть прилежным, чтобы оно исполнилось. Поступив в университет, я держался за это Слово, я молился этим Словом, а преподаватель мне говорит: “Если ты заговоришь по-русски и сдашь этот экзамен, я пойду свечку ставить. С тобой бесполезно…” А я все молюсь — Бог же сказал, что я буду первым, а не последним, и… ничего. Надо было что-то делать, чтобы выйти из этой ситуации, чтобы хотя бы Бога не позорить. И я решил: если я молюсь и не получается, значит, надо к этому еще что-то добавить. И я дал Богу слово, что засяду в библиотеке и каждый день по шесть часов буду учиться. Шесть лет с трех часов дня до девяти часов вечера я занимался в библиотеке и все-таки стал первым.

Дорогой читатель, и вместо вас Бог не будет ни учиться, ни трудиться — Он и так все знает и уже все, что мог, сделал. Трудитесь на той ниве своей жизни, где хотите собрать обильный урожай, получить прорыв, молитесь, напоминая Богу соответствующее обетование, и Он исполнит его. Если вы стоите на Божьем Слове и не видите результатов, значит, вы не приложили к этому достаточно усилий или не до конца поверили. Но я тогда точно знал, что поверил в это Слово, и чтобы Бога не позорить, не сделать Его обманщиком, я решил сидеть и учиться, пока это Слово не исполнится. Этот случай помог мне получить самое главное откровение в моей жизни: все Божьи обетования сбываются только через наш прилежный труд. Оказалось, что умными не рождаются, как я в детстве думал, а становятся. С тех пор у меня всегда все получается, потому что я понял самое главное: если быть прилежным, дисциплинированным человеком, если научиться полностью отдаваться делу, то нет в мире ничего невозможного.

Конечно, тяжело себя дисциплинировать, особенно поначалу. Но хотя бы с чего-то надо начинать и хотя бы в чем-то надо быть главой, если не получается во всем. В чем-то надо быть первым, в чем-то надо подтвердить Божье Слово своей жизнью. И неважно, в какой области это будет — в церкви, в бизнесе, в науке, в политике, — принципы порядочности, прилежности, добросовестности, проворности производят везде одинаковый результат: вы станете главой, а не хвостом; первым, а не последним. Через прилежность мы высвобождаем те ресурсы, которые Бог в нас вложил, и становимся такими, какими должны быть по Божьему замыслу. И, конечно же, свою прилежность мы проявляем в труде.

Золотые истины

• Если мы хотим быть детьми Отца Небесного, то нам нужно поменять отношение к труду. Мы должны все делать, как для Господа или хотя бы как для себя.

• Правильное отношение к труду воспитывает в человеке прилежность и созидает правильный характер, помогая человеку сохранить себя в доброй совести, а такие плоды всегда пригодятся и принесут благословение, возвышение.

• Пусть скрупулезность, проницательность и усидчивость станут неотъемлемой частью вашего характера.

• Если вы стоите на каком-либо Божьем Слове и не видите результатов, значит, вы не приложили к этому достаточно усилий или не до конца поверили.

• Если быть прилежным, дисциплинированным человеком, если научиться полностью отдаваться делу, то не будет в мире ничего невозможного для нас.