4. Разрушая дух эгоцентричности

“Я сам!”

Задача каждого пастора, каждого лидера в церкви состоит в том, чтобы помогать людям освобождаться от духа, который царствует в этом мире, — духа эгоизма и эгоцентричности. Миром правит эгоизм, и все ищут своего. Верующие до покаяния тоже были такими, потому что натура человека сама по себе эгоистична. Наша плоть хочет угождать только себе, только себе делать что-то приятное — нужды других ее не волнуют.

Когда Иисус Христос пришел в этот мир, то одной из Его самых главных задач было освобождение человека от господства плоти и “эго”. Что же с нами произошло, когда мы приняли Иисуса своим Господом и Спасителем? Мы освободились от своего “я” и от власти дьявола. До знакомства с Иисусом мы считали себя свободными людьми. Люди, которые не знают Бога, убеждены, то они хозяева своей жизни. Когда кто-то им делает замечание, наставляет, ссылаясь на Библию и на Бога, они говорят: “Я сам себе бог! Это моя жизнь, и никто мне не указ. Я сам знаю, что для меня лучше” — это девиз истинного эгоцентризма, девиз человека обманутого врагом.

Если бы человек на самом деле распоряжался своей жизнью, он бы знал, что с ним будет завтра, через год, десять, двадцать. Но разве кто-то из людей может этим похвастать?! Именно поэтому нам нужно доверить свою жизнь Тому, Кто любит нас и знает о нас все, Тому, Кто создал нас и вдохнул в нас жизнь, чтобы мы прожили ее для Него, используя дары, способности и силы, которыми опять-таки Он наделил нас.

Но эгоизм это отвергает. “Я хозяин своей жизни!..” А в годик и в два вы тоже распоряжались своей жизнью и знали, что вам нужно? Сам по себе человек — никто. Бог позволил вам стать взрослым, окрепнуть, но из-за того, что плоть стала больше и у вас появилось определенное представление об окружающем мире, власти над своей жизнью у вас не прибавилось, хотя некоторые твердят: “Я уже кое- что понимаю — не ребенок все-таки. Сам знаю…” Знают, а ходят во тьме и столько шишек понабивали! “Я сама знаю, за кого мне выйти замуж”, — а теперь одна детей воспитывает. Или: “Я сама знаю, когда мне нужно ребенка рожать, а когда не нужно, — сделаю аборт”. И сделала, а теперь ни детей, ни здоровья.

Когда мы твердим “я сам”, “я сама”, мы сажаем свое “я” на трон и тут же начинаем уничтожать сами себя. Со слов “я знаю” и “я сам” начинается деградация, самоуничтожение личности, а отнюдь не созидание, как думают некоторые. Сколько бед сегодня в этом мире только по этой причине. 99% заключенных — это те, кто считал себя богом. 90% болезней, мучающих людей, появились потому, что их обладатели “сами знали”, как жить и что делать.

“Помоги! Я сам не могу”

Тропа, которую человек сам себе выбирает, обычно заводит в тупик или в беду, из которой самостоятельно человек выбраться не может. А освобождение и спасение из сложившейся ситуации начинается с того момента, когда мы сокрушаемся перед Богом, склоняем перед Ним колени и говорим: “Господь, я сам уже не могу, помилуй меня!” Именно в тот момент, когда человек понимает, что он вовсе “не хозяин” и “сам не может”, вот тогда он готов покаяться: “Господь, я каюсь, что шел своими путями, искал только своего. Прости меня, омой Своей кровью. Господь Иисус, войди в мое сердце и будь для меня Господом и Спасителем”. С этого момента Бог проливает свет в жизнь человека и указывает путь, которым нужно идти.

Многие люди после молитвы покаяния поднимаются с колен и, радуясь, что Бог простил их грехи, опять бегут своими путями, а Творца вспоминают, когда приходит очередная беда. Конечно, это неправильно.

Как только человек покаялся, он должен сказать: “Господь, давай поменяемся местами. Теперь Ты иди впереди меня. Возьми меня за руку и веди по жизни, без Тебя я не хочу даже шаг сделать. Я не хочу выходить замуж без Тебя. Я не хочу идти в этот бизнес без Тебя. Я не хочу учиться без Тебя. Я ничего не хочу делать без Тебя. Наставь меня и научи всему, что я должен знать. Никогда не оставляй меня, Боже, потому что у меня уже нет своей воли, у меня уже нет своих желаний — я подчиняю их Тебе, потому что хочу делать то, что Тебе угодно. Я больше не являюсь господином своей жизни; Ты — мой Господь, Царь; Ты — мой путеводитель по жизни”.

Такое посвящение должно обновляться перед Богом каждый день. Каждый день мы должны продолжать смиряться, чтобы повиноваться Господу, отдавать себя Ему в подчинение. Без этого дьявол нас просто уничтожит, потому что он расставляет сети именно на тех участках нашего пути, где мы непослушны Творцу. Именно тогда, когда мы упрямо делаем что-то свое, мы попадаемся.

Как жить “без себя”

Из всего вышесказанного следует, что “быть спасенным” — значит “освободиться от своего “я”. Я думаю, что у многих “спасенных от себя” людей возникают вопросы: “А как теперь жить? Как строить отношения с людьми? С чего начинать?” Библия — это учебное пособие, в котором можно найти ответы на все эти вопросы. Начнем с советов апостола Павла.

…Ничегоне делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.

Филиппийцам 2:3

То, что писал Павел, — “абсолютный абсурд” для большинства людей этого мира: они не понимают, как можно почитать других выше себя. Почти каждый человек в миру видит ошибки и изъяны только в других и исследует не себя, как тому учит Слово Божье, а других, причем с точки зрения негатива, а не достоинств.

Однако только очень сильный и чистый человек может почитать других выше себя. Так что забудьте сказку о том, что христианами становятся слабые люди. Только сильный может любить врагов; только сильный может подставить правую щеку, когда его ударили по левой щеке; и только сильный в духе человек, который полностью предан Богу, может сказать, что он живет не только для себя и своей семьи, но и для того, чтобы сделать мир лучше, помочь тем, кто нуждается в его помощи, помочь людям получить те сокровища, которые у него самого уже есть, т.е. спасение и жизнь вечную. Истинный христианин будет это делать не из корысти, не для удовлетворения своего “эго”, но из любви. Никакой человек не способен так жить сам по себе, потому что плоть хочет любить только то, что ей нравится, только то, что может принести пользу ей.

Однако христиане преодолевают все трудности силою возлюбившего их Христа. Нам следует признаться Богу, что мы без Него ничего не значим и что жить так дальше мы не можем, а измениться — не в наших силах. Но что невозможно человеку, то возможно Богу. Иисус живет в каждом верующем, поэтому нам не нужно “биться головой об стенку”, пытаясь поместить себя “в рамки” христианства, за которые постоянно “выскакивают” то эмоции, то что-то плотское, то что-то душевное, то гордость и упрямство (как два рога). Дорогой мой, будьте вежливыми и пропустите вперед Иисуса. “Я сам” не прошло в ветхозаветные времена (никто не мог исполнить закон), поэтому Бог послал на землю Иисуса. Нам нужно “сдаться” Богу и предоставить Иисусу первенство, чтобы во всем следовать за Ним, позволять Ему любить через нас, потому что без этого мы, как христиане, вообще ни в какие “рамки” не впишемся.

“…Ничего не делайте по любопрению…” (Филиппийцам 2:3). Прения — это публичный спор, обсуждение, т.е. то место, где чаще всего проявляется тщеславие, хвастовство, г.е. эгоцентричность. Хвастая, мы думаем о себе, прославляем себя, в то время как мы должны думать о других и прославлять Бога.

“…но по смиренномудрию…” Мы обязаны смиряться, чтобы представить себя на месте другого и определить его нужды, — в этом мудрость, “…почитайте один другого высшим себя” — это слово касается и жен в отношении к мужьям, и мужей — в отношении к женам. (Надеюсь, что, прочитав эти слова, вы поняли, что нужно все-таки умереть для себя.) Это — Божья заповедь любви.

Жизнь эгоцентричности приводит к разрушению не только в нынешнем веке, но и в вечности. Кто живет только для себя, тот движется прямо в ад, потому что эгоцентричность — это магистраль, скоростная линия, скоростная трасса в ад.

Значит, чтобы наследовать жизнь вечную, нужно сначала спастись от эгоцентризма, спастись от своего “я”, умереть для себя и позволить Иисусу жить в нас Своей жизнью. Тогда люди, знавшие нас раньше, будут говорить: “Его как подменили”, — т.е. они увидят в нас Христа и Его любовь — настоящую.

Любовь Иисуса отличалась от “любви” человека тем, что Он не о Себе думал, а о других, и не брал, а давал, — даже жизнь отдал, чтобы и мы научились так любить. Набирая учеников, Иисус не приглашал к Себе красивых девушек и богатых бизнесменов, чтобы впоследствии использовать их, “раскрутить” на пару тысяч евро и начать Свой бизнес, Он позвал за Собой простых мужиков, чтобы сделать их царями и священниками и одарить небесными сокровищами — спасением, вечностью…

Печально, что некоторые сегодняшние лидеры просто обирают своих учеников, постоянно “безвозмездно” одалживая у них деньги. А если им отказывают, они пускают в ход самое эффективное оружие — Слово Божье: “Знаешь, в Библии есть заповедь: просящему у тебя дай”, — или еще что-то придумывают “по Писанию”. Такие “лидеры” — позор не только для своей церкви, но и для Тела Христа в целом.

Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

Филиппийцам2:4

Начните практиковать любовь, начните что-то делать для других: молитесь за людей, помогайте немощным и бедным, проповедуйте, т.е. делайте то, что делал бы на вашем месте Иисус.

Спасенный “по-настоящему”, наполненный Божьей любовью верующий не может быть равнодушным к судьбам погибающих и обреченных на погибель. А этот мир, как все мы знаем, обречен на погибель, и если мы не вытащим людей из тьмы, их кровь будет на нас. Все дары и таланты Бог дал нам только ради того, чтобы мы могли явить Божью любовь и этой любовью победили царящий в мире дух эгоцентричности.

Золотые истины

• Факт, что человек не знает, что будет с ним завтра, через год, через десять лет, доказывает, что человек не распоряжается своей жизнью.

• Человеку дано право выбрать, в чьи руки отдать свою жизнь: в руки Бога или в руки врага.

• Обычно путь, который человек выбирает себе сам, заводит в тупик или в беду; и оттуда без Божьей помощи человек выбраться не может. Мы поступим мудро, если позволим Богу распоряжаться нашей жизнью.

• Каждый день нам нужно продолжать смиряться перед Господом, отдавать себя Ему в подчинение.

• Нам нужно сдаться Богу и предоставить Иисусу первенство, чтобы во всем следовать за Ним, позволять Ему любить через нас.