5. Как вы реагируете на оскорбления

От чего зависит глубина оскорбления

Оскорбление — это незаслуженно причиненная глубокая обида, унижение достоинства человека. Это обобщенное определение подразумевает множество нюансов, однако самым болезненным считается оскорбление, нанесенное человеком, занимающим более низкое социальное, должностное положение, или тем, кто значительно моложе по возрасту. Кроме того, одно и то же оскорбление в разных обстоятельствах воспринимается по-разному. Иногда, когда мы благодушествуем, мы можем проигнорировать или не заметить даже значительного оскорбления, а когда нам плохо, то даже незначительный упрек причиняет глубокую боль.

Так, например, сообщение об увольнении было бы для человека меньшим ударом, если бы его жена не была в декрете; а теперь представьте, что по дороге домой этого человека толкнули да еще и обозвали… Если бы у него все было хорошо, то такую “мелочь”, как хамство в транспорте, можно было бы просто проигнорировать, но при подобных обстоятельствах подобная “мелочь” превращается в “бомбу”. Для человека такая ситуация могла бы стать поводом для серьезной драки; новообращенный христианин, наверное, значительно повысил бы голос, чтобы не менее “достойно” ответить обидчику. Зрелый христианин, конечно же, благословил бы всех обижающих его и начал бы за них молиться. Следовательно, глубина оскорбления зависит не от степени грубости обидчика, а от духовного “возраста” обиженного. Однако обратимся к Писанию.

Иисус и самаряне

Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим,

И послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него;

Но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.

Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?

Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;

Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.

Луки 9:51-56

В процитированном отрывке речь идет об Иисусе — Сыне Божьем, то есть о Самом Боге, пришедшем на землю во плоти. Иисус проповедовал, и люди тянулись к Нему, потому что получали исцеление, освобождение и даже еду. О Нем быстро распространялись слухи в Израиле и Палестине, в городах и маленьких селениях. Он был самым популярным Человеком после кесаря.

В 51-м стихе написано, что Иисус шел в Иерусалим, зная, что приблизилось время взятия Его от мира, т.е. Он шел туда на смерть. Душа Иисуса скорбела, и Он пытался рассказать ученикам о том, что Его ожидает в Иерусалиме, но они не понимали, о чем Он говорит:

…Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам;

И поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

Марка 10:33,34

Иисусу было очень трудно, но Он знал, что нужно идти. В подобной ситуации, мне кажется, даже Иисус был очень ранимым. Ему и ученикам нужно было проходить через какое-то селение, и, скорее всего, они собирались там переночевать, но местные жители не приняли их, вместо того чтобы обрадоваться, что им выпала такая честь.

Еще раз подчеркиваю, что это было неподходящее время для оскорбления Иисуса. Но, похоже, самаряне были настолько невежливы, что Иаков и Иоанн аж “вскипели” от обиды, предложив Иисусу “низвесть” на них огонь с неба и истребить, как некогда это делал пророк Илия. У Иисуса было несколько причин, чтобы обидеться. Первая: Им, городским жителем, пренебрегли селяне, — это парадокс, потому что обычно бывает наоборот. Вторая объективная причина оскорбления — популярность Иисуса, которой пренебрегли в данном селении. За Иисусом следовало много тысяч людей, — вспомните хотя бы историю о насыщении четырех, а в следующий раз и пяти тысяч человек (см.: Марка 6:8).

Такой превосходный проповедник, как Иисус, Который к тому же имел власть над болезнями и бесами, Который делал людей счастливыми, не мог быть непопулярным, тем более в то время. Иисус был необыкновенным, незаурядным Человеком — Он был Богом во плоти. Впереди “великих мира сего” всегда следуют его служители, чтобы уладить организационные вопросы. Как когда-то впереди Иисуса пришел Иоанн Креститель, чтобы приготовить Господу путь, так теперь апостолы в качестве служителей пошли в селение. Царь сам не ищет себе ночлега. И тут — такое оскорбление: Его отказывалось принять какое-то село.

Третья причина оскорбления заключалась в том, что это селение было самарянским. Дело в том, что самаряне считались “второсортными” людьми. Отношения между Израилем и Самарией в то время напоминали нынешние отношения между Палестиной и Израилем. Израильтяне относились к самарянам так, как белые к темнокожим в Южной Африке. Самаряне были как рабы у евреев, их даже не пускали в израильские города. Не пустив Иисуса, они таким образом решили отомстить иудеям. И надо же было такому случиться, чтобы они отыгрались на Самом Господе, да еще в такой момент!

Иисус мог пожаловаться правительству Иудеи, и они бы защитили своего гражданина от оскорблений, так как Иисус был иудеем. Самария была одной из трех провинций Палестины, населенная смешанным народом, большей частью языческого происхождения. Иудеи из-за этого презирали самарян, смотрели на них, как на пришельцев из иноплеменников. Даже Сам Иисус, когда в первый раз посылал Своих учеников на проповедь, не велел им ходить в самарянские города (см.: Матфея 10:5). Но позже, когда Ему надлежало проходить через Самарию (см.: Иоанна 4), Он встретился с самарянкой, которая уверовала в Него сама, а потом привела к Господу жителей города Сихарь, у которых впоследствии Он пробыл два дня. Но теперь самаряне унизили Иисуса, не зная, что отказали Самому Мессии — Царю царей.

“Низвесть бы на них огонь!”

Реакция учеников Иисуса на оскорбление была невероятной — низвести огонь с неба и истребить это селение. Их возмущение приобрело такие размеры еще и потому, что они знали, что “презренные” самаряне оскорбили Самого Господа. Если вам, дорогой читатель, удастся представить себя в подобной ситуации, попробуйте также предположить, как бы вы отреагировали на такое оскорбление.

Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа…

Луки 9:55

Вспомните эти слова Иисуса, если вам когда-либо захочется отреагировать на оскорбление по- плотски. Конечно, ваша плоть будет кипеть, но “пар” не успеет выйти, если вы вовремя зададите себе вопрос: “Какого я Духа?”

По этому поводу хочу рассказать историю, которая произошла 14 лет назад. Я евангелизировал на улице. Человек, к которому я подошел и протянул брошюру, чтобы пригласить в церковь, бросил в меня брошюрой, плюнул в лицо и выругался. Что у меня творилось внутри?! — Все бурлило и клокотало, но я не выпустил “пар” — я сумел обуздать свою плоть (которой очень хотелось вспомнить тренировки по боксу) и был очень вежливым.

Главное в такой ситуации — вспомнить, какого вы Духа, и это моментально изменит ваше сердце, и, как следствие, вы еще больше утвердитесь в Господе. Когда Бог видит, что человек меняет свою позицию согласно принципам Царства Божьего, Он сразу же высвобождает помазание на освобождение, на исцеление, на помощь. И здесь, дорогой читатель, вы должны получить очень важный урок по поводу того, зачем нам нужно знать Слово Божье и научиться жить по-Божьему: когда мы живем и реагируем по плоти, это блокирует, останавливает все Божьи благословения, которые у Бога есть для нас.

Но как только мы постигаем какую-то истину и поступаем по ней, сразу приходят Божьи благословения, и сила, содержащаяся в этой истине, освобождает нас. Поэтому написано:

…познаете истину, и истина сделает вас свободными.

Иоанна 8:32

Не знаете, какого вы Духа!..

Мы не такие, как люди мира. Раньше мы были такими же, имели такую же реакцию на обиды и оскорбления, но теперь мы Христовы и Дух Христа живет в нас, поэтому и реагировать мы должны, как Христос. Родившись от Духа Святого, мы перестали быть обыкновенными людьми. Обыкновенные люди никогда не смогут реагировать так, как наш Господь, они никогда не смогут смолчать, когда их оскорбляют, не смогут сдерживать себя и тем более “подставить левую щеку”. Библия написана и предназначена не для обыкновенных людей, и заповедь Божья — не для плотских людей. Понимать Слово Божье, познавать Бога и идти путем Его заповедей могут только сверхъестественные люди, в которых живет Дух Христа. Именно поэтому Иисус сказал апостолам не о человеке, не о плоти, но о Духе. Вашу жизнь, вашу реакцию на оскорбления и всякого рода несправедливость определяет не то, какой вы человек и как сильно вас унизили, а то, какого вы Духа.

Дух Христов — это Дух Человека, Который возлюбил людей так сильно, что отдал Свою жизнь за них, это Дух любви в высочайшем Его проявлении, Который заботится о том, как кому помочь, как кого-то спасти, как кому-то сделать хорошо, как стереть слезы с лица ближнего, как кого-то поднять, укрепить, исцелить. Это именно то, что побудило Иисуса отдать Свою жизнь за грешников, оскорблявших Его, чтобы они ни в коем случае не попали в ад. Это — Божья любовь, которая побеждает всякое зло, которая победила смерть и которая пребудет вовек.

Бедный Навуфей!..

В Библии есть разные примеры того, как люди реагируют на оскорбление. Рассмотрим два наиболее выразительных варианта. Первый из них записан в 3-й Книге Царств:

…у Навуфея, Изреелитянина, в Изрееле был виноградник подле дворца Ахава, царя Самарийского.

И сказал Ахав Навуфею, говоря: отдай мне свой виноградник; из него будет у меня овощный сад; ибо он близко к моему дому, а вместо него я дам тебе виноградник лучше этого, или, если угодно тебе, дам тебе серебра, сколько он стоит.

Но Навуфей сказал Ахаву: сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих!

И пришел Ахав домой встревоженный и огорченный тем словом, которое сказал ему Навуфей Изреелитянин, говоря: не отдам тебе наследства отцов моих. И лег на постель свою, и отворотил лице свое, и хлеба не ел.

И вошла к нему жена его Иезавель, и сказала ему: отчего встревожен дух твой, что ты и хлеба не ешь?

Он сказал ей: когда я стал говорить Навуфею Изреелитянину и сказал ему: “отдай мне виноградник твой за серебро, или, если хочешь, я дам тебе другой виноградник вместо него”, тогда он сказал: “не отдам тебе виноградника моего”.

И сказала ему Иезавель, жена его: что за царство было бы в Израиле, если бы ты так поступал? встань, ешь хлеб, и будь спокоен; я доставлю тебе виноградник Навуфея Изрее- литянина.

И написала она от имени Ахава письма, и запечатала их его печатью, и послала эти письма к старейшинам и знатным в его городе, живущим с Навуфеем.

В письмах она писала так: объявите пост, и посадите Навуфея на первое место в народе;

А против него посадите двух негодных людей, которые свидетельствовали бы на него и сказали: “ты хулил Бога и царя”; и потом выведите его, и побейте его камнями, чтобы он умер.

И сделали мужи города его, старейшины и знатные, жившие в городе его, как приказала им Иезавель, так, как писано в письмах, которые она послала к ним.

3-я Царств 21:1-11

Итак, Навуфея убили, потому что он не хотел уступить своему царю землю, которой тог и его жена хотели владеть. Земля была не просто собственностью Навуфея. Она было его наследством. Царь ничего не сказал в ответ на отказ, но так расстроился, так оскорбился, что, вернувшись домой, не ел и не пил, а лег в постель. Услышав о том, что случилось, устранением “проблемы” занялась Иезавель — жена царя Ахава. По ее приказу Навуфея ложно обвинили, убили, а земля его предков перешла в собственность царя. Все было ловко сфабриковано и выглядело вполне законно, так что никто не мог обвинить царя в чем-либо, да и кто посмел бы?! Но есть Бог на небе, Который видит все. Он послал к Ахаву пророка Илию. Когда царь вошел в виноградник Навуфея, чтобы взять его во владение, пророк сказал:

…“так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь”… ибо ты предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа.

3-я Царств 21:19,20

Месть Иезавели и Ахава Навуфею за оскорбление царя была неугодна Богу. В чем же заключалось оскорбление? Даже из простого уважения к царю Навуфею нужно было отдать землю, т.к. царь владел всей страной, и тем более он не просил ее даром, но предлагал выгодный обмен или деньги. Но даже такое выгодное предложение возмутило Навуфея: “Сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство…” От такой наглости царь потерял дар речи, и вскоре “обидчик” был убит.

Бог не сразу наказал царскую семью, потому что Он реагирует не по эмоциям, г.е. не сразу. В этом разница между реакцией Бога и реакцией человека на происходящее. Очень часто так происходит в нашей жизни. Мы думаем: “Где Бог? Господи, если Ты есть, ну разберись, сделай что-нибудь, — я же Твой служитель”. Но Он поступает, как Бог, Который владеет не только нынешней ситуацией, но и будущее держит в Своей руке, — у Него Свои времена и сроки. Когда пришло время, Бог вернулся к совершенному царем и царицей преступлению. Уже прошло довольно много времени, и супружеская чета жила хорошо, а при хорошей стабильной жизни люди очень быстро забывают прошлое, особенно то, что не хочется помнить. Вот тогда-то Бог и отомстил Ахаву за кровь Навуфея и другие злодеяния — пророчество Илии сбылось.

Не дразните Елисея!

В Библии описана еще одна очень “впечатляющая” реакция на оскорбление, и это — реакция Елисея, пророка Божьего.

И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города, и насмехались над ним, и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый!

Он оглянулся и увидел их, и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса, и растерзали из них сорок два ребенка.

3-я Царств 2:23,24

Бог доверил Елисею огромную силу. Однако наличие у человека духовной силы не проявляется во внешности большими мышцами или кулаками, поэтому дети начали дразнить пророка, видя в нем обычного лысого дядю. Елисей аж запыхтел от оскорбления и выпустил пар, т.е. проклял детей, и они погибли. Это урок для нас. Нам нельзя оскорблять друг друга. Нужно быть корректными с окружающими. Старайтесь ничем не оскорбить помазанника Божьего, каким бы грубым он ни был (а такое иногда случается). Подтверждение тому — пророк Елисей, помазанный служитель Божий. Похоже, что в то время лысых было не так уж много, если на них так реагировали. Конечно, никакой химии, радиации, чистая вода. В наше время лысые тоже не всем нравятся, но этот недостаток (или достоинство) так часто встречается, что никто на его обладателей не обращает внимания.

Учите своих детей, что все равны перед Богом, что нужно быть корректными и терпимыми по отношению к внешности другого человека. Нельзя насмехаться, ругать или оскорблять его хотя бы потому, что мы не знаем, кто живет в этом “лысом”, “косом” или “толстом”. Скажу больше: никто из людей не заслуживает оскорблений! Красота Божьего творения — в его разнообразии.

Однако вернемся к Елисею. Со стороны детей это была игра — злая, но игра. Они, наверное, бежали за ним, как за собакой, и дразнили, выкрикивая оскорбительное “плешивый”. И он не дрался с ними, не прогонял, — детей было много, и такое поведение было бы ниже достоинства Божьего человека, поэтому Елисей… проклял их. Слова Божьих помазанников и тем более пророков имеют как созидательную, так и разрушительную силу.

Именно поэтому мы должны жить в мире со всеми и молиться за обижающих нас, особенно за братьев и сестер во Христе. А то, не дай Бог, попадете на плотского верующего! Дьявол может воспользоваться его словами, а мы знаем, что жизнь и смерть во власти языка. Так что не ругайте и не оскорбляйте никого, а лучше молитесь и благословляйте. Если кто-то не прав — есть только Один Праведный Судья, и все суды принадлежат Ему, — это заповедь. Вряд ли Елисей хотел, чтобы медведица убила детей, скорее всего, он сам в своей плотской ярости напоминал разъяренного медведя, когда проклинал детей. Увы, его сила была так велика, что духовный мир сразу отреагировал.

Но по слову Елисея люди не только умирали. Пророк воскрешал из мертвых, исцелял, очищал воду, спасал от голода, у людей открывались глаза, а также вся вражеская армия на некоторое время ослепла (о чудесах Божьих, творимых через Елисея, написано в 4-й Книге Царств).

Не мстите за себя, возлюбленные!

Конечно, авторитет и власть Иисуса в духовном мире были больше, чем у Елисея, но Сын Божий никогда не реагировал по плоти. Он знал, Кто Он и для чего пришел: не губить, а спасать. Об этом Иисус и сказал ученикам, когда они хотели, чтобы учитель отреагировал на оскорбление так, как Елисей. Но величие достоинства проявляется в снисхождении и прощении, а не в драке. Поэтому в Книге Деяния святых Апостолов (1:8) написано, что Иисус при Своем вознесении послал учеников проповедовать Евангелие “в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии (выделено автором) и даже до края земли”. Так реагирует на оскорбления Любовь. Что же касается проклятий, то здесь есть нюанс: незаслуженное проклятие не сбудется, — у него просто не будет “открытой двери”, чтобы проникнуть в жизнь человека, и Сам Бог станет на защиту невинного. Дети, которые оскорбили Елисея, были виновны, т.к. должны почитать, а не дразнить взрослых, служителей Божьих.

Когда я только покаялся, у меня был молитвенный партнер, и он рассказал мне такую историю: однажды он ехал в такси, при посадке договорившись с водителем об определенной плате. Когда же они подъехали к пункту назначения, таксист потребовал вдвое больше денег, угрожая при этом. Брат дал ему, сколько тот требовал, но при этом сказал: “Бог тебе Судья, и Он тебя осудит. Эти деньги тебе не пойдут на пользу, ты потеряешь намного больше”. И буквально через несколько метров это такси попало в ужасную аварию.

Христиане имеют большую власть в духовном мире: их слова как поднимают, так и разрушают. Но даже если вас безвинно обидели, оскорбили, причинили вред, вы не имеете права проклинать — это не Христов путь. Иисус говорит: “У нас другой Дух”. А в Послании к Римлянам написано: “Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь” (Римлянам 12:19).

Бывает, однако, так, что человек внешне никак не отреагировал на оскорбление, но внутри у него все закипело, да так, что он не в силах справиться с обидой. О том, что делать в таких ситуациях, поговорим в следующей главе.

Золотые истины

• Чем старше человек в духовном плане, тем менее он чувствителен к оскорблениям.

• Когда мы наступаем на свое “эго”, принимая решение поступать по принципам Царства Божьего, Бог высвобождает на нас Свое помазание на освобождение, исцеление и своевременную помощь.

• Нашу реакцию на оскорбления и всякого рода несправедливость определяет не то, какой вы или я человек и как сильно нас унизили, а то, какого мы Духа.

• Нам нужно быть корректными и терпимыми по отношению к внешности другого человека. Нельзя насмехаться, ругать или оскорблять его хотя бы потому, что мы не знаем, кто живет в этом “лысом”, “косом” или “толстом”.