4. «Сегодня я смог заработать только десятку»

Воспоминания отца

И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор. 15:19).

В 1946 году я бросил надежную работу на инструментальном заводе-гиганте в Чикаго и открыл собственный бизнес по сбыту мелкого промышленного оборудования. Почему я отказался от хорошо оплачиваемого места на уважаемом предприятии, променяв его на полную неопределенность? Даже сейчас я не могу этого объяснить. За пять лет я поднялся от простого рабочего на их дочернем заводе в Филадельфии до управляющего на главном предприятии в Чикаго. Все шло прекрасно. Мы построили дом в тихом районе, идеальном для семей с детьми. Билл пошел в детский сад, а Ларри едва начал делать первые шаги. Мы все четверо освоились на новом месте, у нас уже появились друзья.

Возможно, это было эгоистичное стремление к независимости. Конечно, я молился о добром совете свыше, как всегда делал перед принятием важных решений. Думаю, Богу было забавно слушать мои просьбы о наставлении, облеченные в формы глубоко духовные, но по сути сводившиеся к требованиям одобрить и благословить мое бесповоротное решение. Я даже имел наглость цитировать в молитве Псалом 83:12: «Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ».

Бог не бросил меня на произвол судьбы, однако Его помощь пришла в несколько ограниченном виде. Нам хватало на оплату счетов, но не более того. Работать приходилось до поздней ночи, а толку было немного. Помню, как однажды, вернувшись домой далеко за полночь, я со вздохом выложил перед женой смятые доллары: «Сегодня я смог заработать только десятку».

Моя ошибка состояла в том, что я рассчитывал, что старые связи в Филадельфии, приобретенные за время работы на заводе, обеспечат мне немедленное процветание. Однако теперь я из представителя промышленного гиганта превратился в одного из очень многих дилеров, дерущихся за клиентов. Меня встречали с холодком, придирчиво выспрашивали о скидках, сроках и порядке оплаты, а потом оставляли ни с чем, потому что все выгодные контракты уже были поделены между «своими». Иногда мне что-то удавалось, но чаще не удавалось ничего. Стоило получить хоть какую-то прибыль, как она вся уходила на оплату накопившихся долгов.

Как же обещание Бога «не лишать благ»? Почему Он не помогал мне? Все мои надежды исчезли, как дым. Тогда я не понимал, что веду себя подобно Иакову, во всем искавшему свою выгоду. Я как бы торговался со Всевышним: «Пошли мне богатство, а я за это помогу проповедовать Евангелие». А ведь я, действительно, старался: несмотря на занятость, я вызвался отвечать за группу мальчиков, которых наша церковь посылала благовествовать на улицах. Двери нашего дома были постоянно открыты для подростков. Мы изучали Библию и играли в баскетбол, но я не замечал, что самая тяжелая обязанность ложилась на плечи моей милой Изабеллы, которая ежедневно готовила обеды для двух десятков мальчишек. Она же делала все с улыбкой, говоря, что мы вместе трудимся на ниве Господней, и никогда не жаловалась на растущую усталость и тающие финансы.

Почему Бог не открыл для нас «отверстий небесных» и не излил на нас «благословения до избытка»? Он же обещал это (Мал. 3:10). Мы-то выполняли свои обязательства, дело остава- лось за Ним! Я лично знал нескольких бизнесменов-христиан, чье дело процветало. Однако я встречал немало и тех, кто, подобно мне, едва сводил концы с концами. Почему так? Чем одни хуже других?

Что же, Бог не всегда вписывается в наши планы. Я всячески отгонял мысль о том, что являюсь неспособным бизнесменом и что решение открыть свое дело было несколько необдуманным.

Читая Первое послание апостола Павла к Тимофею (1 Тим. 6:10): «Корень всех зол есть сребролюбие», я вдруг похолодел. Не сводится ли суть моих бед к элементарной жажде наживы? Не двигало ли мной желание навеки забыть голодное детство и наверстать упущенное, сказочно разбогатев? Я любил цитировать Притчи: «Нищеты и богатства не давай мне» (Притч. 30:8), но был ли я искренен перед самим собой? Видимо, мое представление о балансе между нищетой и богатством несколько отличалось от библейского. В Притчах не указано, сколько шекелей должно быть у счастливого и гармоничного человека, а сам я готов был отнести к золотой середине довольно солидную сумму. Сами посудите: сыновьям нужно образование. Должны же они прочитать какие-то книжки помимо Диккенса и Льюиса, лежавших в нашем шкафу. А кроме того, неужели я позволю им с малолетства работать ради куска хлеба?

Спустя годы я понял, что мои тревоги были необоснованны, однако тогда даже сам апостол Иоанн не переубедил бы меня. Высшая любовь, может быть, и избавляет от страха перед завтрашним днем, но не лучше ли справится с этим кругленькая сумма на банковском счету?

За радугой, за радугой

Есть царство без забот.

Там все мечты сбываются, И всех нас счастье ждет.

Эта песенка малышки Дороти из сказки «Волшебник страны Оз» оказалась столь же далекой от реальности, как и мои грандиозные планы. Девочка искала страну исполнения всех желаний, а нашла фокусника, способного лишь напускать дым и создавать загадочный шум при помощи трещоток. Так мы в детстве верим в Деда Мороза, а он оказывается переодетым дядей Джеком Есть ли смысл надеяться на осуществление хоть каких-то желаний?

Смысл имеется, поскольку, хотя Дед Мороз существует только в сказках, есть Некто — лучше и сильнее любого волшебника. И счастливое царство тоже есть, такое, что «не видел того глаз, не

слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

Период отчаяния сменялся у меня твердой уверенностью в благости Бога, Который добр ко мне даже когда я этого не чувствую. А потом снова наступала депрессия. Приобрести непоколебимую стойкость не так-то легко. «На свете нечего бояться, кроме самого страха!» — заявил Франклин Рузвельт в торжественной речи по поводу собственной инаугурации. Действительно, страх поражения куда хуже самого поражения. Он вытягивает жизненные силы и заставляет человека жалеть себя. Кому это знать, как не мне? О, я делал все, как положено верующему: выписывал библейские стихи, подтверждающие разные полезные истины, учил наизусть многочисленные «Не бойся… Не страшись». При этом только сейчас я начинаю понимать глубокий смысл мудрой фразы из Второзакония (Втор. 33:27): «Прибежище твое Бог древний, и ты под мышцами вечными» — это ежедневная забота Отца небесного, посылающего нам хлеб насущный, как некогда Он умножал скудные запасы несчастной вдовы. «Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало» (3 Цар. 17:16). Однако вдова Сарептская получила пищу в голодное время, потому что через пророка Илию Господь вознаградил ее веру и смирение Меня же Бог кормил только из милости. А я продолжал требовать еще.

Мне всего было мало. Я хотел уверенности в завтрашнем дне, расплаты с долгами, растущих доходов и, наконец, реальных символов богатства в своем жилище. Ответом на такие молитвы было молчание небес. Я бился в агонии из-за недостижимости моей мечты о процветании, не замечая, как великодушно Бог заботится о первоочередных потребностях всей моей семьи. На самом деле, мне не в чем было упрекать Всевышнего. Так или иначе, нам всегда удавалось платить по счетам. Более того, Билл и Ларри смогли закончить университет, а в аспирантуре оба учились уже бесплатно в награду за отличную успеваемость.

Недавно я перечитывал книгу Иова, и горькие слова вдруг поразили меня в самое сердце: «Ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне» (3:25). Далее

пророк продолжает: «Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье» (3:26). Что же получается? Иов никогда не надеялся на бесконечный поток благодеяний Божиих? Черпая из, казалось, бездонного источника процветания, он с трепетом ожидал того черного дня, когда безоблачному счастью наступит конец?

Иакову всегда казалось, что у Бога неправильный подход к решению проблем, и этим он отличается от покорного Иова. Исаия сравнивает таких самоуверенных людей с желающими увидеть что-то в темноте и разжигающими огонь для этого. «Идите в пламень огня вашего… Это будет вам от руки Моей: в мучении умрете» (Ис. 50:11). Как часто мы предпочитаем умирать в мучениях в пламени огня своего вместо того, чтобы покоиться на злачных пажитях (Па 22)! Самое удивительное, что даже собственный опыт ничему нас не учит, мы повторяем эту ошибку вновь и вновь. Неужели так трудно довериться Богу?

В четвертой главе Евангелия от Марка рассказывается подобная история. Иисус и ученики Его отправились на лодке через море, Он уснул на корме, а тем временем началась страшная буря. Ученики потеряли голову от страха и бросились будить Его: «Учитель! Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?». Мы в осуждении качаем головой, рассуждая об этом эпизоде на уроке в воскресной школе, а сами поступаем точно так же Сколько раз я уверенно брал в руки штурвал, надменно приглашая Господа взойти в лодку. Я великодушно предлагал Ему отдохнуть на корме, пока опытный капитан ведет корабль по спокойным водам. Я всегда Ему рад, мне приятно, что у меня будет такой Пассажир — но помощи никакой не надо, спасибо, сам прекрасно справлюсь. И справлялся, пока волны не начинали заливать лодку. «Сегодня я смог заработать только десятку! Что мы будем есть? Как заплатим за свет? Что делать, Господи, что делать? Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?!». А спустя годы после бури вдруг понимаю, что Бог всегда был с нами и всегда помогал нам. Мудрость веры, укрепленная жизненным опытом, подсказывает мне: пусть Он стоит у штурвала, а мы последуем за Ним туда, куда Он поведет корабль, даже если на первый взгляд нам туда не надо.