6. Призыв помнить

Перед тем как войти в глухое здание без окон, он огляделся по сторонам, словно собирался пересечь опасный перекресток. Сердце колотилось от страха и возбуждения. Он боялся, что его могут заметить, и в то же время не хотел остаться незамеченным. Риск будоражил его. Несмотря на то, что его прихожане редко появлялись в этом районе города, он опасался, что кто-нибудь из них окажется здесь именно сегодня. Знакомых лиц не было, и он осторожно прошел в дверь, на которой было написано Только для взрослых .

Весь следующий час он жадно перелистывал журналы и смотрел видеокассеты, время от времени поглядывая по сторонам, чтобы убедиться, что его никто не заметил. В эту минуту он забыл обо всем, что было для него важно: интересный молитвенный вечер, который накануне он провел с друзьями, жену, ожидавшую второго ребенка, ясноглазую дочь, которой исполнилось два года, разрастающуюся церковь, в которой он работал пастором, и Бога, Которого он знал с тех пор, как пережил обращение в средней школе. Ему пришлось все это выкинуть из головы, потому что такие мысли испортили бы ему то удовольствие, которое он на какой-то миг себе позволил.

Через некоторое время он также осторожно вышел, чувствуя одновременно усталость, возбуждение и глубокую неудовлетворенность. Дорога домой была неблизкой, и пока он ехал, первоначальный страх и возбуждение от пережитого приключения сменились знакомым чувством поражения.

В это же время через весь город к тому же магазину ехал другой мужчина. Ему эта дорога тоже была хорошо знакома, однако на этот раз, совершая свое мучительное путешествие, он неожиданно обратил внимание на старый каменный собор неподалеку от обочины. Внезапно он решился. Отогнав машину на церковную автостоянку, он вышел и направился к огромным дубовым дверям. Этот мужчина тоже испытывал страх и возбуждение, однако перед тем как войти, ему не надо было оглядываться по сторонам. Напротив, он боялся, что его внезапный порыв продлится недолго. И все же какое-то скрытое благородство заставило его пойти на этот шаг.

Он вошел и тихо направился к алтарю. Зажег свечу, преклонил колени и стал молиться. Прежние безрассудные решения заставили его чувствовать себя униженным и измотанным, но в то же время появилась благодарность за то, что сегодня что-то изменилось. Он подумал о жене, детях, коллегах, вспомнил о Боге.

Потом он вышел из церкви, сел в машину и направился домой. Борьба измучила его, однако впервые за много лет он обрел надежду.

Значимость борьбы

Вы только что прочитали историю двух мужчин, которые вели одинаковую борьбу, но результаты этой борьбы были разными. В наших рассказах многие мужчины увидят отражение собственной борьбы, которая порой длится годами, но стыд мешает им говорить о ней, и они чувствуют себя одинокими. Страсти других мужчин, не интересующихся порнографией, выглядят иначе: они с головой уходят в работу, забывают о духовном, переедают, стремятся к власти, хотят, чтобы их любили, погружаются в собственные фантазии, занимаются мастурбацией. Перечень бесконечен, но борьба одна и та же. Все мужчины борются с желаниями и страстями. Одни выходя’т из этой битвы победителями, а другие терпят поражение за поражением.

Корень проблемы

Если бы один из этих мужчин обратился к вам за помощью — что бы вы ему посоветовали? Советы бывают разными. Кто-то сказал бы: Надо общаться с другими верующими, так как общение с благочестивыми людьми помогает удержаться от греха. Кроме того, появляется ответственность перед другими .

Почитайте Библию и выучите ключевые отрывки, — скажут другие. — Того, кто удерживает слово Божье в своем сердце, трудно сбить с истинного пути .

Избегайте искушения, — предложат третьи. — Держитесь подальше от мест, где можно споткнуться .

Все эти советы хороши, разумны и правильны, все основаны на библейских заповедях и действительно способны помочь некоторым мужчинам. Однако других такие советы обескуражат еще больше. Быть может, это касается и вас. Возможно, в течение нескольких лет вы честно старались им следовать, но никаких существенных перемен не произошло. Да, был временный успех, но проблема возвращалась, и вы чувствовали себя еще более удрученным, чем раньше.

Мы хотим предложить новый подход, который, вбирая в себя все лучшее из того, что было сказано, дает нечто большее. Вместо того чтобы просто накапливать побольше энергии, стремясь что-то сделать (или наоборот — не сделать), попытайтесь заглянуть вглубь сложившейся ситуации. Спросите себя, почему вы поступаете так или иначе? Почему живете в противоречии с теми нормами, которые вам известны как истинные и правильные?

Мужчины сотворены по образу Бога. Согласно Божьему замыслу, мы призваны своей жизнью и отношением к миру выражать истину о Нем. Мыпризваны к тому, чтобы двигаться, говорить, творить, любить, и если нашажизнь не отражает этого, то значит что-то не так. Это не так достаточно серьезно. Мужчины призваны сделать серьезный выбор, предполагающий нечто гораздо большее, чем решение вопроса о том, смотреть порнографию или нет. Если выбор сделан неправильно (пусть даже неосознанно), происходит искажение мужской природы.

Корень проблемы в том, что, совершая свой выбор, мы отдаляемся от замысла, который должны воплощать.

Сотворенный, чтобы помнить

Мы уже видели, что, вступая в хаос собственного мира и обращаясь к этому хаосу со своим словом, мужчина живет по образу Бога, однако Божий замысел предполагает нечто большее. В первой главе Книги Бытия сказано: …по образу Своему (Быт. 1:27).

Весьма любопытно, что в данном отрывке для обозначения мужчины использовано еврейское слово ^акаг, помнящий . Казалось бы, что слова сильный , ведущий , могущественный подходят больше, однако вместо этого мы видим, что мужчина охарактеризован как тот, кто помнит. Почему?

О чем он должен помнить? Может, он станет лучше, если вспомнит, куда положил ключи? Или научится работать еще упорнее, если вспомнит о каких-то важных датах, какой- нибудь годовщине или дне рождения? Если имеется в виду именно это, тогда можно сказать, что мы касаемся всего, кроме самого важного. Необходимость помнить имеет гораздо более глубокий смысл: она означает, что, во-первых, существует нечто важное, о чем мы должны помнить, и, во- вторых, есть причина, чтобы помнить об этом.

О чем надо помнить

У каждого из нас есть старые друзья, которые были участниками важных событий в нашей жизни. Для меня такими друзьями являются коллеги по служению в университете. Уже несколько лет подряд мы собираемся вместе, заранее зная, как пройдет встреча. После сытного ужина мырасспросим друг друга о жизни и делах, а потом весь вечер будем рассказывать истории. Мы об этом недоговариваемся и не готовимся: все происходит само собой.

Кто-то начинает рассказывать об одном из событий нашего прошлого, и все мы внимательно слушаем. И хотя мы слышали эту историю много раз, интерес от этого не пропадает. Часто кто-нибудь даже поправляет рассказчика. По мере того как история набирает ход и движется к своему веселому завершению, предвосхищение развязки начинает расти, и, когда наступает кульминационный момент, зал взрывается от хохота, по щекам у нас текут слезы, и мы буквально катаемся по полу. Наконец мы приходим в себя, и кто-то просит: А ну-ка, Роджер, расскажи-ка нам… — и так до глубокой ночи.

Почему мы это делаем? Быть может потому, что нам отчаянно хочется повеселиться? (Кто-то считает, что так оно и есть.) А может быть потому, что мы живем прошлым и не способны двигаться вперед? (Кое-кто считает, что и это верно.) Однако на самом деле существует еще одна гораздо более важная причина.

Дело не в историях, которые мы рассказываем. Сами по себе они всего лишь занимательные виньетки к совместно прожитой жизни. Они веселы и порой незамысловаты, но все-таки и они имеют определенное значение. Их ценность заключается в способности направить наш взор в прошлое. Они напоминают нам о том времени, когда много лет назад мы вместе работали, совершая студенческое служение. Это было время, когда мы видели, как Бог действует в нашей жизни, а также в жизни студентов, которыми мы руководили. Порой происходило что-то важное, порой печальное, порой чудесное: Бог был среди нас, и теперь мы рассказываем эти истории, чтобы вспомнить о тех днях, и, по-моему, поступаем правильно.

В конце концов, мужчина так и устроен: мы — существа помнящие , созданные для того, чтобы вспоминать прошлое и рассказывать истории.

Библия постоянно говорит о памятовании. Собираясь на богослужение, народ Божий исповедовался в своих грехах, молился, а один из его вождей, стоя посредине, пересказывал деяния Божьи:

Ты увидел бедствие отцов наших в Египте, и услышал вопль их у Чермного моря. И явил знамения и чудеса над фараоном, и над всеми рабами его, и над всем народом земли его, так как Ты знал, что они надменно поступали с ними, и сделал Ты Себе имя до сегодня. Ты рассек пред ними море, и они среди моря прошли посуху, и гнавшихся за ними Ты поверг в глубины, как камень в сильные воды. В столпе облачном Ты вел их днем и в столпе огненном — ночью, чтоб освещать им путь, по которому идти им (Неем. 9:9-12).

В рассказах о прошлом освещается и пересказывается минувшая история. Подумайте о том, сколько раз Библия пересказывает дела Божьи. Почему? В Ветхом Завете Бог стремится явить Себя народу, живущему в хаосе. Старейшины знали, что рассказы о неизменной Божьей любви необходимы для того, чтобы народ продолжал доверять Богу. Пересказывая старые истории, они сообщали жизненно важную вещь: Бог остается верным Своему народу. Ради нас Он много раз вмешивался в ход истории и показал, насколько Он благ. Ныне Он таков же, Каким был и тогда. Поэтому будьте мужественными. Верьте. Не забывайте о том, Каков Он и что сделал .

Пророк Аввакум разгневался на Бога за Его мнимую бездеятельность и обвинил Его в том, что Он глух и слеп. Но вспоминая, Аввакум обрел надежду и стал молиться: Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости (Авв. 3:2). Аввакум вспомнил историю богооткровения.

Однажды, когда филистимляне осадили Израиль, пророк Самуил совершил жертвоприношение. В ответ Господь обрушил на голову врага гром, чем поверг его в смятение, и израильтяне без особого труда его разгромили. После этого Самуил воздвигнул камень, который назвал Авен-езер, что означало до сего места помог нам Господь . С этого дня всякий раз, проходя мимо камня, люди вспоминали о том, что Бог — верен.

Итак, мы — те, кто помнит. Мы созданы для того, чтобы помнить сказанное и сделанное Богом. Мужчины призваны вспоминать о Боге, правдиво рассказывая другим, Кто Он такой и что совершил. Но почему они должны делать это? В чем заключается цель такого памятования?

Для чего надо помнить

Только берегись, и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих, — о том дне, когда ты стоял пред Господом, Богом твоим, при Хори- ве, и когда сказал Господь мне: собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих (Втор. 4:9-10).

Несколько лет назад я пережил довольно тяжелый период. На протяжении нескольких месяцев все в моей жизни напоминало битву. Проблемы клиентов, приходивших ко мне за консультацией, были чрезвычайно серьезны и на первый взгляд казались неразрешимыми. Моих друзей также преследовали неудачи, и ужас пребывания в этом падшем мире казался почти осязаемым.

Я начал чувствовать, что голова у меня пошла кругом. Каждый миг я ощущал непреодолимое желание плакать или сражаться. Стоило по радио зазвучать какой-нибудь сентиментальной мелодии — и я начинал плакать. Но если кто-нибудь на своей машине заезжал на мою территорию, я испытывал сильное желание сбросить его с дороги. Стоило какому-нибудь ребенку улыбнуться мне из своей коляски, как мои глаза тут же наполнялись слезами. Тем не менее, если в магазине у кассы происходило какое-нибудь замешательство, я гневно смотрел на продавца, считая, что проблема должна быть немедленно решена. Печаль и ярость. Ярость и печаль.

В конце концов я пошел к одному своему хорошему приятелю и коллеге и рассказал ему о том, что со мной творится. Тот внимательно меня выслушал, а потом многозначительно сказал: Плохо дело, если вступишь в бой и поймешь, что выхода нет .

Его ответ меня ошеломил, но я знал, что он прав. На протяжении нескольких лет я пытался вступить в серьезную битву. Я решил, что называется, шире раскрыть глаза на ужасные реалии нашего падшего мира. В свои двадцать с небольшим я жил, довольствуясь тем, что решительные бои ведут другие люди. Я же стоял на обочине. Однако такая позиция претерпевала изменения, и я это понимал. Глядя в будущее, я испытывал страх. Его неотвратимость приводила к слезам и гневу: слезам, потому что я хотел вернуться домой (где бы он ни находился), а гневу, потому что я боялся идти вперед, боялся того, что от меня потребуется.

Поговорив со своим другом, я вспомнил несколько историй о Второй мировой войне, рассказанных мне отцом, который был в ту пору молодым солдатом. В тот же вечер я позвонил отцу и попросил, чтобы он записал для меня свои размышления об этой войне.

На следующей неделе пришло письмо. Отец описывал дни вторжения в Омаху, описывал переживания солдат, разговоры командиров, рассказывал, как они высадились на берег, и ему пришлось ползти по трупам убитых товарищей, изнемогая от усталости и превозмогая беду. Он писал о том, что вселяло в него мужество, а также о страхе, заставлявшем его отступать. Описывая сражение, он постоянно говорил о молитве и о том, как он познал Бога в то ужасное и тяжкое время.

Я несколько раз перечитывал письмо. Оно дало мне возможность узнать об отце то, чего я не знал прежде, однако важнее была та надежда, которую оно мне дало. Ко мне перешла какая-то часть отцовского прошлого, его воспоминаний, и я начал лучше понимать Бога.

Слова, сказанные другом, и письмо отца помогли мне понять, почему мы должны помнить. Мужчины призваны передать будущим поколениям нечто важное. Передать не просто какие-то исторические сведения, но рассказать, что значит Бог в нашей жизни. Поступая таким образом, мы как бы рассматриваем свою жизнь в перспективе. Вспомним псалмопевца, который говорит о том, что история Израиля вселила в него надежду и мужество:

Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние. Ты рукою Твоею истребил народы, а их насадил; поразил племена и изгнал их. Ибо они не мечем своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего (Пс. 43:2-4).’

Отец не ответил на мучившие меня вопросы, ното, о чем он помнил, вселило в меня мужество, и я смог продолжить свой путь и борьбу. Его рассказы вселили в меня надежду.

Нежелание помнить

Почти все мужчины предпочитают молчать. Дети практически ничего не знают о прошлом отца: о пережитом опыте, неудачах, борьбе. Вместо того чтобы рассказать им об этом, он молчит и ведет себя так, словно ничего не помнит. Почему?

Давайте еще раз вспомним мужчин, о которых мы рассказали в начале этой главы. Каким образом мужчина, существо помнящее , борется с сексуальным или любым другим грехом?

Подумайте об этом. Мужчина, переступивший порог магазина с надписью Только для взрослых , должен был позабыть обо всем, что ему дорого. Он не мог получать удовольствие от своих греховных наслаждений, вспоминая о жене, детях или своем служении. Для того чтобы предаться греховному выбору, ему надо было на какое-то время, пусть даже самое короткое, позабыть и о Боге.

Поразмышляйте о том времени, когда вы вполне умышленно (на самом деле или только в воображении) обращались к чему-нибудь такому, что, как вы знали, дурно. Какова в этот миг была ваша связь с Богом? Была ли она тесной? Радовала ли вас близость с Ним? Конечно, нет. Если бы Он был рядом, вы не могли бы продолжать свое движение по направлению к греху. Для того чтобы удовлетворить свои желания, человек ищет не Бога, а идола. Грех требует, чтобы мы позабыли о Боге, а это нечто большее, чем, например, забыть ключи от машины. Мы совершаем осознанный и свободный выбор — отказываемся помнить. Апостол Павел ярко описывает, что происходит, когда человек изменяет славу нетленного Бога… в образ, подобный тленному человеку (Рим. 1:23). Таких людей предал… Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела (Рим. 1:24). Особого внимания заслуживает 28-й стих: И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства . Эти люди забыли Бога, и в результате совершили серьезный грех.

Несмотря на то что мужчины в нашем рассказе знали истину о Боге, они приходили туда, где, как им казалось, не было никакого смысла помнить о ней. Они сами создали себе вполне предсказуемых богов , которые никак не мешали их греховному выбору. Что делает мужчина, направляясь в порнографический магазин или предаваясь соответствующим фантазиям? Что происходит, когда, пользуясь властью, он требует, чтобы другие думали также, как думает он? Что движет им, когда он жаждет власти? В каждой из этих ситуаций основная проблема заключается в неспособности поверить, что нам достаточно одного Бога. Жизнь, которой я живу, ничего не дает. Бог обращается со мной не так, как я того заслуживаю. В этой жизни просто нет ничего хорошего. Мне надо найти что-то или кого-то, чтобы почувствовать себя хорошо или ощутить власть. Доверяясь Богу, я не получаю тех результатов, к которым стремлюсь, и поэтому я должен позабыть о Нем. На какое-то время я должен забыть Бога и заменить Его чем-нибудь более приятным .

Мы, мужчины, вполне естественно приходим к такому решению. До грехопадения Адаму было о чем помнить. Глядя на творческую работу Бога и разговаривая с Ним, Адам познавал Его характер. Он знал, к чему призывает его Бог, что Он приготовил для него и каковы границы его полномочий. И тем не менее мы уже видели, что Адам поступил не соответственно тому, что являлось истинным. Когда змей искушал Еву, Адам молчал. Память изменила ему, или, говоря точнее, он просто отказался помнить.

Хочу ли я сказать, что мужчинам надо устраивать в своей семье вечера рассказов ? Что всякий раз, чувствуя искушение, им надо перечитывать библейские отрывки, в которых пересказываются деяния Божьи? Поможет ли это? Возможно. Но не обязательно, ибо здесь требуется гораздо больше — перемена сердца. Если мужчины честно не признаются, что их упрямое стремление к забвению и преданность собственным страстям сильнее тяги к Богу, серьезного изменения никогда не произойдет.

Призыв помнить

Когда я был неофитом, мне казалось невероятным, что люди, увидевшие, как разверзлось Красное море, могут забыть все, что сделал Бог, и вновь поклоняться лжебогам. И тем не менее, вскоре после своего чудесного освобождения из рук египтян, израильтяне снова начали грешить. Библия рассказывает, как на протяжении всей истории Израиля израильтяне много раз сбивались с истинного пути, хотя и знали, что Бог — благ.

Такие рассказы обычно удивляли меня, однако сегодня, столкнувшись с реалиями собственной жизни, я этому совсем не удивляюсь. Я верующий человек, и ясно вижу, как Бог действует в моей жизни. Тем не менее, временами я ищу чего-то другого, что, якобы, может дать мне удовлетворениеи исполнить мои желания. Поступая таким образом, я забываю о том, что истинно…

Время пребывания Иисуса с учениками приближалось к концу. И вот однажды вечером Иисус призвал их на пасхальную трапезу. Эти люди были с Ним, своими глазами видели, как Он творил чудеса, и вскоре им предстояло стать свидетелями Его смерти и воскресения. Сие творите в Мое воспоминание , — сказал Он им. В отличие от нас, им не требовалось никаких символов, чтобы помнить Христа. Разве могли они забыть Его после всего, что им довелось увидеть и услышать? И тем не менее Иисус знал их, как знает и нас. Он знал, что они склонны к забвению. Почти сразу после того, как Иисус предсказал Свою смерть, они затеяли мелочный спор: Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим (Лк. 22:24). Не успел Иисус оставить их, как они уже забыли Его слова, забыли, к какой жизни Он их призывал.

Двое мужчин, о которых мы рассказали в начале этой главы, тоже столкнулись с необходимостью помнить. Оба пережили борьбу, и оба преклонились. Первый отказался помнить и, в конце концов, преклонился перед алтарем лже- бога, тогда как второй, внимая призыву Христа помнить о Нем, поклонился Богу истинному.