Заключение кпервой части

Если мы стремимся причислить мужчину к той или иной категории, достаточно выяснить, какие вопросы не дают ему покоя. Для многих мужчин одним из мучительнейших является вопрос: Что я должен делать? Переживая внутреннюю борьбу, мужчины спрашивают себя именно об этом.

Не сумев ответить на этот вопрос, мужчина пытается сменить ситуацию, в которой он оказался, на другую, считая, что таким образом ответ будет найден. Он поступает так потому, что сложившаяся ситуация требует от него мужества и творческих способностей, он же начинает искать путь, который вернет его в ситуацию безличного управления, когда предъявляемые к нему требования будут соответствовать его умениям и навыкам, оставляя при этом незамеченными его страх и несостоятельность, — одним словом, он возвращается туда, где можно найти ответ на не дающий покоя вопрос.

Спасаясь от ужаса тайны в привычной сфере навыков, мужчина компрометирует себя. Он лишает себя возможности пережить ту глубокую радость, которую дает осознание истинной мужественности. Он искажает свое призвание и изменяет своей подлинной природе.

Бог призывает мужчину говорить во тьму и помнить ту истину о жизни, которую Он открывает. Мужчина должен выстраивать межличностные отношения и брать на себя ответственность, никогда не забывая об этой истине. При этом его творческий потенциал должен быть подобен творческой силе Христа.

Бог рассказывает историю, полную жизни, любви и благодати, историю ненависти и зла, уважения и добра, историю, исполненную драматической силы, поэзии и страсти.

Видя, что эта история находит свое выражение и в нашей жизни, мы обретаем мужество одолевать то неизбежное смятение, которое для нее характерно. Мы находим в себе силы двигаться вперед, рисковать, выстраивать глубокие отношения, потому что история нашей жизни разворачивается в широком контексте истории Бога.

Бог призывает нас прервать молчание Адама. Нам надо отрешиться от себя и предаться Богу, нисколько не сомневаясь в Его доброте. Такое доверие рождает свободу, с которой мы, вооружившись животворным словом, должны погружаться в глубины опасной неопределенности. Такое движение может быть простым, когда, например, мы ободряем ребенка, окружая его вниманием, или страшным, когда мы приносим свое сердце туда, где его, быть может, не хотят принять.

Однако в любом случае, мы не молчим вслед за Адамом, и поэтому испытываем страх. Стремление вести себя по-мужски действительно порождает страх, но это страх здоровый. Мы понимаем, что не существует никаких правил, позволяющих уверенно вступить на избранный нами путь, однако в то же время само решение рождает в нас чувство предвосхищения. Как только мы решаемся говорить во тьму, Бог дает нам мужество, причем не такое, которое успокоит дрожь в ногах, а такое, которое позволит нам двигаться на них дальше.

Интересно, что, двигаясь вперед с верой в Бога, мужчины острее осознают свою потребность в Нем и поэтому ищут Его с большей серьезностью. А стремясь к Нему всем сердцем, мы действительно Его находим. Таково обетование.

Мужчины, которые не боятся потратить жизнь на поиски Бога, постепенно превращаются из обычных мужчин в умудренных опытом старейшин: они становятся благочестивыми мужчинами, которые знают, что значит доверять людям; становятся духовными отцами, вступающими в темные пещеры, из которых бегут их дети; они делаются похожими на Христа наставниками, которые обращают свое слово во тьму с силой, а не со стремлением к господству, с мягкостью, а не с губительной энергией, с мудростью, которая через смятение прорывается к красоте.

Путь подлинной мужественности проходит через узкие ворота искреннего стремления полностью предаться Богу. Путь, который открывается за воротами, — это свобода говорить во тьму, слушая голос незабываемого Бога и вторя Ему.