III. Обладая чем-то действенным

Поколение наставников Одной из вех на пути к зрелости является желание иметь отца — человека, идущего впереди и зовущего следовать за собой, и брата — человека, равного нам, шагающего рядом и вдохновляющего нас своим состраданием. Когда (а это происходит почти со всеми мужчинами) мы неожиданно понимаем, что у нас нет ни того, ни другого, неизбывное разочарование может смениться горечью или заставить нас всем сердцем искать Бога, самим становясь отцом и братом для других. Для тех немногих, кому известна радость благотворного общения с отцом и богатых взаимоотношений с братом, призвание заключается не в том, чтобы просто наслаждаться этими благословениями, но в том, чтобы приготовить то же самое для других.

Если сегодня мужчины готовы взглянуть во тьму, вспомнить Бога и произнести слова, которые станут животворными для других, если они готовы идти по крутой, узкой и длинной тропе к истинной мужественности, тогда, быть может, наши дети будут взрослеть в благословенном общении с поколением наставников — мужчин, которые умеют быть настоящими отцами и братьями.

12. Отцы: мужчины, которые верят в нас

Самыми тяжелыми были утренние часы, когда после тщетных попыток уснуть он лежал в постели, а в голове как будто крутилась карусель из мыслей: несколько мгновений покоя, а потом — долгий мучительный подъем по знакомому крутому склону на головокружительную высоту, затем внезапное падение, приступ почти неконтролируемого безумия и какие-то дикие, беспорядочные думы, заставлявшие пугаться так, что замирало сердце.

У всех его мыслей было нечто общее — все они тревожили его. Звонил обеспокоенный учитель: у сына плохие оценки. В чем дело? Быть может, он ленится? Наверное, плохо с дисциплиной? Не слушается? Или просто отстает в развитии? Что его ждет в будущем?

Потом вспоминал о дочери. Красавицей ее не назовешь, и к тому же она прибавила в весе, а в тринадцать на внешность уже нельзя не обращать внимания. Отцовские объятия и ласковые имена уже не вызывают той улыбки, которая играла на ее лице, когда ей было десять.

Жена. Спокойно спит. Совсем рядом, хотя на самом деле они бесконечно далеки друг от друга. Куда подевалась страсть? Девятнадцать лет подряд их роман постепенно шел на убыль, и теперь их связывали только внешние обязательства. Иногда, правда, вспыхивала какая-то искра, но вскоре гасла. На что их брак будет похож лет через десять, когда дети уйдут? Возможно, они снова сблизятся? Может быть, ему удастся расстаться со своими фантазиями и случайными видеокассетами, которые стали единственным источником сексуального возбуждения?

Он взглянул на часы. Половина первого ночи. Старые тревоги сменялись новыми, а то, о чем он только что так одержимо думал, оставалось без ответа. Деньги. Сына надо устраивать в колледж. Он, наверное, никогда не поступит. Удочери тоже проблемы. Похоже, ее шансы выйти замуж не слишком велики. Ему осточертели постоянные заботы о семейном бюджете: каждую неделю откладываешь двадцать долларов на отпуск, а потом вдруг берешь оттуда на какие-то непредвиденные расходы. В последний раз пришлось заплатить водопроводчику, а надо было бы самому справиться с протечкой.

В голове опять зароились мысли. Беспокоила работа. Он был аттестован как менеджер среднего уровня. Неужели еще двадцать лет придется сидеть за одним и тем же столом?

На этот раз он знал, что делать. Для него это уже стало привычным. Схватив одежду и Библию, он побежал вниз, боясь, что расплачется и разбудит жену. Иногда ему хотелось, чтобы так оно и было. Ведь так приятно ощутить, что о тебе заботятся, поймать обеспокоенный взгляд жены. Почувствовать ее руку на плече. Раньше такое случалось. Ему это нравилось, но всегда казалось, что чего-то недостает. Нет, только не сейчас. Он справится с собой иначе: расскажет о своих тревогах Господу, вспомнит Божьи обетования и попросит, чтобы Он был с ним. Он отыщет в себе мужество, не теряя уверенности продолжать жить в этом неясном и тревожном мире.

Он включил свет и сел. Он сидел в том же кресле и — как это уже бывало много раз — охватившая его паника привела к слезам. Он разрыдался, упав на колени и ничуть не сдерживаясь. Интересно, слышит ли жена? Когда она это слышала, то всегда оставалась наверху.

Потом он опять сел в кресло и открыл Библию. Какое-то время он читал, а затем поймал себя на том, что думает об отце. Оторвавшись от чтения, он не стал противиться воспоминаниям. Подобно рекламе, в сознании вспыхнули слова: Отец здесь!

Воспоминания набегали одно за другим: болезнь, стоившая отцу, у которого на руках было трое маленьких детей, двух лет работы… Трудолюбивая мать, которая никогда не жаловалась, но всегда выглядела усталой… Опять отец, из всех сил старавшийся улыбаться, иногда надолго куда-то уходивший… Вся семья на коленях в спальне…

Он слышал голос отца: Скоро я буду работать, дорогая. Бог поможет. У тебя появится возможность быть дома .

Он начал работать и неплохо зарабатывать. Дела пошли лучше, стало легче и даже появилось ощущение счастья, но отец по-прежнему выглядел обеспокоенным. Временами он чувствовал, что у родителей не складываются отношения. Он не знал, в чем дело, но порой их радость казалась наигранной.

Вспомнилось и другое. Больницы. Обычные радости и невзгоды. В течение пяти лет — звонки из школы по поводу поведения его старшего брата. Посещение полиции и несколько приводов, а потом — боль и смущение от того, что отец решил уйти из совета церкви. Брат только и делал, что без конца огорчал родителей. Он вспомнил, как отец плакал и молился: склоненная голова и тихий голос, который время от времени дрожал. Отче, укрепи нашу веру в Твою доброту. Благодарим Тебя за то, что Ты остаешься верным через Христа. Сделай всех нас Его последователями .

Отец здесь! — снова пронеслась мысль. Его отец не всегда был счастлив, временами ему приходилось очень нелегко, но он продолжал работать и никогда не забывал о своих обязанностях. Вдобавок он никогда не прекращал заботиться о своем блудном сыне.

И теперь, в свои семьдесят четыре года, тяжело пережив смерть жены, наступившую после нескольких месяцев страданий, он не был веселым и жизнерадостным, но излучал покой, в котором чувствовалось нечто большее, чем простое смирение, — он не перестал надеяться. В его надежде чувствовалась сила. Самое лучшее еще впереди , — как будто говорил он. Отец не сдавался, и казалось, что его любовь к Христу сильна, как никогда.

Молясь, он повторял одни и те же слова, но теперь они казались куда более содержательными. Склоненная голова и спокойный голос, который иногда дрожал: Отче, укрепи нашу веру в Твою доброту. Благодарим Тебя за то, что Ты остаешься верным через Христа. Сделай всех нас Его последователями .

Он видел, как старший сын вернулся к Богу, вернулся после двух разводов, причиной которых была его неверность. За три года своей жизни его единственная внучка уже успела перенести три операции. Никаких гарантий на будущее.

Но отец шел по этой тропе, и продолжал свой путь, имея за плечами семь десятков. Отец не сдавался…

В два часа ночи он закрыл Библию, немного подумал и затем, как отец, склонил голову и тихим, слегка дрожащим голосом начал молиться: Отче, укрепи нашу веру в Твою доброту. Благодарим Тебя за то, что Ты остаешься верным через Христа. Сделай всех нас Его последователями .

Помолившись, он лег в постель и заснул. Жену он никогда не будил.

Благочестивый отец сообщает своему сыну три вести:

1. Ты можешь это сделать .

2. Ты не одинок .

3. Я верю в тебя .

Большинству мужчин нашего поколения ни разу не приходилось услышать это от своих отцов. Они не испытали такого отношения, и поэтому в их душах чего-то недостает.

Когда наступают тяжелые времена, мужество идет на убыль.

Окружающая тьма кажется слишком мрачной и не вызывает желания войти в нее. Мрачным представляется и будущее. Очень многие мужчины, глядя на своих отцов, приходят к выводу, что нет никаких оснований мечтать о подлинной мужественности, о том, чтобы стать сильными, добродетельными и любящими мужчинами. Они думают: это просто невозможно. Никто не ведет их по такому пути. Никто не показывает, что это осуществимо.

Быть может, наше желание пойти на компромисс, наше стремление предаться нескольким минутам дешевого удовольствия и тем самым попытаться облегчить страдание, не является чем-то плохим? Может, лучше найти более широкий и удобный путь и оставить этот узкий, по которому мы пытаемся идти? Кому какое дело, в конце концов? Что мы теряем? Предположим, мы совершили явный грех. Люди начнут качать головами и говорить: Вы слышали, что случилось с Бобом? Я нисколько не удивлен. Интересно, знал ли он когда-нибудь Господа на самом деле? Заварить такую кашу! Я слышал, его жена сильно переживает. Теперь они, наверное, разведутся .

Никто не проявит подлинного сочувствия, никто не придет к нам и не посмотрит на нас с надеждой. Это заставляет страдать и приводит к тому, что дружеские связи мы начинаем ценить не слишком высоко.

Не оправдывая надежд сына, отец способствует тому, что в жизни сына возникают какие-то дополнительные проблемы, с которыми он, по сути дела, не должен был столкнуться. Если мужчина никогда не слышал, как другой мужчина всей своей жизнью говорит о том, что надо стремиться к зрелости и что это стремление дает свои плоды независимо от того, что преподносит жизнь, если ему ни разу не говорили о том, что его любят и всегда будут любить и заботиться о нем, что на свете есть человек, который уважает его внутренний мир и знает, что он многое может, то мужчина постоянно будет ощущать внутреннюю пустоту, от которой невозможно не прийти в отчаяние и которой не было бы, если бы его отец помнил, что он отец.

В этой главе я призываю мужчин к двум вещам. Во-первых, осознать всю реальность взаимоотношений с отцом. И если вам они принесли лишь разочарование, примите эту утрату. Откройте сердце страданию. Оплачьте свою потерю. Не пытайтесь приукрасить картину псевдохристианскими выводами, не говорите: Что поделаешь, он делал все, что было в его силах… Хорошо, что не было хуже… Бог, наверное, преследует определенную цель, раз допускает это… Постарайтесь справиться с ситуацией. Вы от всего сердца хотели бы, чтобы дело-обстояло иначе. Вы хотите этого и теперь, но ничего не можете придумать, и это ранит.

Принимая все как есть, вы начнете искать своего Небесного Отца. Но это произойдет только в том случае, если ваше страдание не превратится в горечь, тихо и незаметно ютящуюся где-то в глубине сознания. Остро ощущая потребность в отце, вы вспомните о тех мужчинах, которые относились к вам по-отцовски. Быть может, вы с теплым чувством вспомните о дедушке, дяде, каком-нибудь молодом пасторе, школьном учителе, спортивном тренере. Вероятно, своего духовного отца вы узнаете в Иеремии, Илии, Иове или Петре — в мужчинах, которые сражались, терпели неудачу, чувствуя себя покинутыми и одинокими, которые знали, что испытывая и наказывая, Бог остается верным; в мужчинах, всей своей жизнью говорящих, что вы тоже многое можете сделать. Это первое.

Во-вторых, постарайтесь представить, кем вы сами могли бы стать для других (особенно молодых) мужчин, идущих следом за вами. Конечно, приняв на себя обязанности благочестивого отца, вы не заполните той пустоты, которая образовалась в вашей душе из-за отсутствия отца в вашей жизни. Напротив, вы можете ощутить ее даже острее. И все же в вашей жизни появится смысл. Это принесет вам радость, неповторимую радость христианина, радость, которая поддерживает другого в его страдании, а не стремится это страдание сразу же утолить, удивительная радость, которая поможет вам идти вперед. Молодым мужчинам, обучающимся в колледже, подойдет роль наставников для тех, кто учится в школе. Они могут проводить с ними какое-то время: вместе обедать, разговаривать о девушках, оценках, правилах, учить их играть в теннис, ремонтировать автомобиль или осваивать компьютер. Если у вас есть дети, вы можете и даже должны донести отцовскую весть до их детей. Бездетные мужчины (как состоящие в браке, так и холостяки), а также престарелые отцы, которые видят своих взрослых детей раз в году, могут стать духовными отцами более молодых мужчин в своей общине. В этой главе я хочу призвать мужчин хотя бы на миг задуматься, что они могут сделать для тех, кто ищет и ждет.

Три признака благочестивого отца

Благочестивый отец — это мужчина, который понимает, что он значит для своих детей, и которого переполняет радость от сознания того, что его авторитет может послужить выполнению Божьего завета, и ужасается, думая о том вреде, который он может принести. Он переживает смешанное чувство восторга и страха, но поскольку он верит в Бога, восторг оказывается сильнее.

Он стремится своим спокойным примером и немногими словами направить сына на путь благочестивой мужественности. Как женщина, страдая, рождает на свет ребенка, так благочестивый мужчина изо всех сил старается дать миру благочестивого сына. В своем мучительном желании он уподобляется Богу, Который, предвосхищая грядущее исправление всякого греха и завоевывая Свой народ для Себя, восклицает: Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая (Ис. 42:14). Благочестивый отец стремится угодить своему Небесному Отцу, уподобиться Сыну и следовать Святому Духу. Однако не менее сильным остается и призвание передать свой опыт богопознания следующему поколению. Помня о Боге и обращая свое слово во тьму, чтобы увековечить память о прошлом, такой мужчина совершает три поступка, которые характеризуют его как благочестивого отца.

Признак 1 Он показывает сыну добрый пример, говоря: Ты можешь это сделать .

Речь идет не о том, чтобы каким-то особым действием произвести на сына впечатление. Отец просто верит в Бога и идет по тому пути, который Тот открывает ему. Даже если он ничем не может подкрепить свою веру, он все равно всем сердцем открыт той истине, которая ему известна о Боге. Он слышал, что Бог говорит через Свое Слово, и верит в сказанное. Благочестивый отец — это верующий мужчина, чьи страдания, несмотря на всю их глубину и постоянство, не упраздняют радости (или, по крайней мере, делают это ненадолго), чьи неудачи никогда не служат оправданием грубости и жестокости, чья борьба никогда его не изнуряет. На его лице иногда проступает сияние, которое видят немногие, но тех, кто видит, покоряет и приводит в трепет его жаркая любовь к Христу.

Когда он узнает, что своей жизнью вдохновил сына следовать по тому же пути, он испытывает удивление и благодарность. Он чувствует себя неловко, когда другие тепло отзываются о его авторитете. Он настолько растворяется в Христовой славе, что не замечает, когда ее отсвет отражается и на нем.

Благочестивый отец не притворяется. Жизнь тяжела, и он это знает. Тернии и шипы иногда колят его до крови, и плевелы удручают. Но он идет вперед и борется.

Иногда он острее воспринимает какую-нибудь неудачу, нежели свое возрастание. Если вы захотите поговорить с действительно зрелым мужчиной о его зрелости, он постарается перевести разговор на другую тему. Размышляя о себе, он изумляется тому, что Бог ему радуется, и скорбит о том, что Богу пришлось пожертвовать ради нас Своим Сыном. Благочестивый отец — это рассказчик и наставник. Но он не читает нотаций, а рассказывает ту или иную историю. Он знает, что если какое-то нравоучение облачить в форму рассказа, впечатление от него будет сильнее и сохранится дольше. Он рассказывает о детских мечтах, которые проложили ему путь к суровой реальности взрослой жизни.

Послушайте, что написал мне отец в одном из последних писем:

Особенно ярко мне запомнился один мой день рождения. Мне исполнилось двенадцать лет. Когда ко мне пришли друзья, я был поражен. Те, кому было тринадцать, выглядели совсем взрослыми. Теперь я ожидал двадцати. Я знал, что некоторые в этом возрасте уже женятся. У меня же были другие мечты…

Вместе с матерью я сидел на заднем крыльце внушительного особняка на Честнат-Хилл. Тетя Лилли работала там гувернанткой и разрешила матери остаться на лето, пока хозяева путешествовали по Европе. Я пытался рассказать маме о том, как буду заботиться о ней, когда вырасту. В ту пору мы жили на Бейнтон-стрит, но я воображал, как она будет жить в таком же особняке, а на мне будут лежать все расходы. Всего лишь детское неведение, но — ах! — каким оно казалось , — сказал поэт.

Жизнь во многом похожа на эту картину: суровая реальность берет свое, и мечты увядают .

Прочитав это письмо, я узнал, что когда-то мой отец мечтал точно так же, как мечтал я. Самые нежные грезы рассыпались в прах, но он по-прежнему стремится к Богу и живет с верой.

Благочестивые отцы рассказывают и другие истории: о благородных мечтах, которые осуществились, о победах и поражениях, о том, как Бог давал о Себе знать в их жизни, о тех редких минутах, когда Христос просто ослеплял их и заставлял забыть обо всем остальном, и о томительных часах, когда жизнь казалась невыносимой. Слушая их рассказы, молодой мужчина начинает понимать, что с такими же, как у него, трудностями уже сталкивались раньше. Он чувствует, как теплая надежда согревает его измученную душу, вселяя силу и мужество. Это возможно! — вырывается из его груди. — Отец сделал это. Посмотрите на него. В свое время он столкнулся со всем тем, с чем теперь сталкиваюсь я, пережил тот же страх, сердечную боль и неудачи, задавал те же самые вопросы, и в ответ слушал ту же тишину, которая приводит меня в бешенство, и все равно, он по-прежнему доверяет Богу. Он не сдался. Значит, это возможно .

Признак 2. Иногда отец оборачивается и смотрит на сына, словно хочет сказать ему: Ты не одинок .

Избрав истинный путь, благочестивый отец знает, что сын следует за ним. Их разделяет период в тридцать, а может более, лет, но глядя вслед отцу и даже не разговаривая с ним, сын слышит весть, которая гласит: Это возможно .

Время от времени, с определенной закономерностью, которая кажется Обескураживающе случайной и совершенно непредсказуемой, благочестивый отец останавливается, оборачивается и смотрит на сына. Пока этого не происходит, сын чувствует, что между ним и отцом пролегло определенное расстояние (не какое-то холодное и пустое, но тем не менее отделяющее их друг от друга). Он жаждет от отца больше, чем просто услышать весть, которая гласит, что можно до конца оставаться верным призванию быть мужчиной. Он хочет, чтобы между ним и отцом всегда существовала связь, чтобы отец всегда слышал его и помнил о нем. Он хочет удостовериться в том, что мужчина, который поддерживал его на школьных соревнованиях, который с гордостью стоял и аплодировал на выпускном вечере в колледже, по-прежнему заинтересован в его судьбе. Взрослому сыну принципиально важно знать, что, стоя на коленях перед алтарем, отец упоминает его имя, знать, что отец ощущает любую боль и радость в его жизни.

Отец оборачивается, и, встречаясь с ним взглядом, сын чувствует, как сомнения рассеиваются: Отец здесь и по- прежнему заботится обо мне. Я не одинок!

Благочестивый отец оборачивается (посылает письмо, звонит по телефону или просто приходит в гости) не для того, чтобы наставить или предостеречь. Есть время и место и для этого, но основная его задача — слушать. Оборачиваясь, он не говорит, а приглашает. Даже в тех письмах, где он не может удержаться от совета, он скорее предлагает, нежели навязывает его, потому что бесконечно уважает неотъемлемое право сына на собственный выбор.

Их взгляды встречаются, и даже не начав разговора, сын знает, что его услышали. Быть может, отец обернулся потом, а не прежде, так как почувствовал, что сыну надо что-то сказать. Божий Дух нередко заставляет любящего отца вспомнить о сыне, и тогда он снимает телефонную трубку. Вспоминаю — и слезы набегают на глаза — как однажды отец позвонил и сказал: Вчера вечером я постоянно вспоминал о тебе. Может, надо о чем-то помолиться?

Благочестивый отец часто думает о сыне. И порой это заставляет его остановиться и обернуться. Оборачиваясь, он наклоняется и прислушивается, словно желая сказать: Я не хочу пропустить ни одного твоего слова . Именно так поступает Бог, оборачиваясь к Своим детям, которые Его помнят: Внимает Господь и слышит это (Мал. 3:16). Он прислушивается к голосу, привлекшему его внимание, и затем склоняется, чтобы лучше услышать. Таков смысл слов внимает Господь и слышит это .

Его весть ясна: Я никогда не забываю о вас, вы всегда в моем сердце. Я с вами. Вы не одиноки! Благочестивый отец — это прообраз всегда внемлющего Небесного Отца, Бога, который собирает каждую слезинку и сберегает до того дня, когда Он явит Свой добрый замысел, сокрытый в посланных нам испытаниях.

Сын слышит весть благочестивого отца: Ты не одинок. Я слушаю тебя. Я чувствую твою боль. Я никогда не рассказывал тебе о своей борьбе с вожделением, алчностью и гордостью, а ты никогда не говорил мне о своем противоборстве, но я знаю, что и ты переживаешь все это, и не удивляюсь, потому что я тоже мужчина. Ничто не может отделить тебя от Божьей любви. Как Земля бесконечно превосходит песчинку, так Его милосердие превосходит наш грех. Мы оба — падшие мужчины, еще не сумевшие освободиться от своего греха. Я знаю, что жизнь тяжела, порой — просто невыносима. Часто она заставляет нас невыразимо страдать. Когда ты решаешь проблему, связанную с деньгами, когда тебя разочаровывает карьера, когда ты бьешься над семейными проблемами, знай, что я страдаю вместе с тобой. Я чувствую бремя твоих вопросов и молитв, оставшихся без ответа. Знаю, что такое тьма, с которой тебе часто приходится сталкиваться. Но я знаю и то, что обещал сделать Бог, и поэтому, вникая в твои проблемы, я не теряю голову и не считаю, что тебя надо спасать. Я с тобой в твоих радостях и печалях. Я с тобой!

Такова весть, которую отец посылает своим взглядом, и в ответ сын чувствует желание говорить. Он рассказывает не все (некоторыми тайнами лучше поделиться с братьями), ното, о чем он рассказывает, внимательно выслушивается. Ничто не успокаивает борющегося мужчину так, как сознание того, что рядом находится человек, которому он небезразличен и который не требует никакого признания, никакой особой благодарности, но просто хочет быть поблизости, чтобы в нужную минуту проявить заботу, внимательно выслушать и понять. И, обращаясь к отцу, мужчина обретает мужество идти вперед по темной тропе, зная, что отец уже шел по ней и что теперь он рядом.

Признак 3. Он идет к Богу, веруя, что Тот поведет его сына за ним следом.

Благочестивый отец не тратит все свое время на то, чтобы слушать сына. Это делает наш Великий Первосвященник, но человек — не может и не должен. Если он будет слушать слишком долго и с головой входить в заботы сына, он или начнет предлагать слишком много помощи, или впадет в уныние, цинизм и гнев. Он может послать денег, которые лишат сына возможности трудного взросления, или, расстроившись, может дать совет, который приведет к еще большей борьбе: Лучше делай, как я говорю, а не то натворишь бед!

Благочестивые отцы могут сделать нечто большее, чем слушать сыновей. Конечно, иногда важнее всего именно выслушать, но отец всей своей жизнью должен выражать решимость оставаться на узкой тропе, независимо от того, следует за ним сын или нет.

Помню, как в трудный период я сказал одному из своих сыновей: Ты можешь разбить мне сердце, но не сможешь разрушить мою жизнь. Я пойду за Христом, независимо от того, как поступишь ты. Моя жизнь сокрыта во Христе. Ты мне дорог, но твое влияние не всемогуще .

Возобновляя свой путь, благочестивый отец ставит сына на подобающее ему место. Он не взваливает на него непосильной ноши, делая средоточием своей жизни. Освобожденный от бремени, с которым он все равно не смог бы совладать и которое в конце концов заставило бы его негодовать, сын обретает еще лучшую возможность радостно давать отцу то, что имеет и что способен дать.

Когда отец отворачивается от сына, чтобы еще раз обратить свой взор к Иисусу, сын знает, что это не означает отвержения или равнодушия. Только возможность еще лучше узнать Бога может заставить отца уйти в сторону. Благочестивый отец уверен: его сын находится в добрых руках, гораздо более могущественных, чем его собственные, и, зная это, учится быть спокойным.

Спокойный отец значит для сына очень много. Тревожась, он словно хочет сказать, что рано или поздно сын сумеет испортить себе жизнь, но когда он спокоен, он как будто говорит, что сын сам несет ответственность за свой выбор перед Богом, тем Богом, Который готов двигать небом и землей, лишь бы привести его к послушанию.

Жизнь благочестивого отца свидетельствует о первой вести, то есть о том, что несмотря на все тяготы, сын может следовать за Христом. Присутствие отца где-то рядом дает сыну возможность ощутить: он не одинок и о нем заботятся. Это вторая весть. И, наконец, отказываясь окружать сына чрезмерной заботой (то есть не вникая во все детали его жизни и не взваливая себе на плечи те трудности, с которыми он должен справляться самостоятельно), отец сообщает третью весть — весть о своей вере в сына. Он признает в нем личность, отвечающую за свой выбор и, по Божьей благодати, способную выбирать правильный путь и находить в себе силы вставать после падения.

Ты можешь это сделать .

Ты не одинок .

Я верю в тебя .

Нет такого мужчины, который слышал бы эти вести так ясно и постоянно, как ему хотелось бы. Иногда благочестивые отцы терпят неудачу, вмешиваясь в дела сыновей и попадая в зависимость от них, или настолько увлекаются решением собственных проблем, что уже никого не могут слушать как следует. Они излишне обеспокоены, и их вопросы выдают неверие в способность сына делать все как надо.

Мы не должны требовать, чтобы наши отцы были воплощением совершенства: вместо этого нам надо следовать тому примеру, который они являют. Нам надо учиться по достоинству оценивать наших несовершенных, но благочестивых отцов, которые стараются снова стать на добрый путь, проявляют искреннюю заботу о нас (даже если не так часто, как нам того хотелось бы), и кое-что знают о том, как успокоиться в руках Всемогущего Бога.

Печально, конечно, что у большинства мужчин нет благочестивых отцов. Очень немногие могут указать хотя бы на кого-то старшего, кто властно сообщил им эти три вести. У большинства в ушах звучит нечто совершенно иное:

1. Жизнь слишком тяжела, чтобы жить так, как того требует Бог. Необходимо идти на небольшой компромисс, рассчитывать на некоторое послабление, иметь возможность сделать то, что удобно в данный момент. Истинно благочестивая жизнь? Это невозможно!

2. Конечно, я забочусь о тебе. Все в порядке, поэтому зачем мне выслушивать тебя? У меня есть и свои проблемы. Мне кажется, что ты должен быть благодарен за все, что я сделал для тебя, когда ты был ребенком. Может быть, сейчас моя очередь рассчитывать хоть на какое-то внимание? Аты, право же, позаботься о себе сам!

3. Послушай, жизнь не становится сколько-нибудь лучше. Ты хоть представляешь себе, что значит стареть? Так вот, однажды ты узнаешь, что это такое! Я делаю все, что в моих силах, и сомневаюсь, что ты сделаешь больше!

Тридцатичетырехлетний сын одного богатого бизнесмена пришел к умирающему отцу. И вот что тот сказал ему на прощание: Я завещал тебе мою компанию. Если бы у меня был другой сын, я передал бы дело ему. Теперьты глава всему. Думаю, тебе понадобится год, чтобы развалить дело всей моей жизни .

В то время сын с трудом находил в себе мужество жить дальше. Он боролся с депрессией, безрассудно тратил деньги и очень много пил. Ему не хватало жизненой силы, той силы, которую отец мог бы вложить в него.

Виноват ли отец в неудачах сына? Нет. Наш Небесный Отец дал ему все необходимое, чтобы жить достойно и нести ответственность за свои поступки.

Но этот молодой человек вел такие битвы, которые ему никогда не следовало бы вести. Возможно, на последнем Суде он получит большую награду за то, что всю жизнь боролся со своими пороками, чем я за все мои лекции, консультации и книги.

Посмотрите, каковы на самом деле ваши отношения с отцом? (Будьте честны с собой!) Пусть вам будет больно, если вы лишены их. Почувствуйте гнев, вызванный страданием и пренебрежением. Радуйтесь всему хорошему. Слушайте весть, которую несет жизнь вашего отца.

Затем обратитесь к Небесному Отцу. Посмотрите, как Его Сын шел по узкой тропе, ничем не запятнав Себя, и знайте, что Его жизнь есть и в вас, и онадает вам возможность возрастать в послушании и никогда не прекращать борьбы. Представьте нашего Великого Первосвященника, Который слышит нас всякий раз, когда мы называем Его имя, затем склоняется к нам, чтобы слышать каждое слово, каждый вздох, каждый вопль. Вспомните, как Он вознесся на небеса, зная, что верные Ему последуют за Ним, и что Он сделает все, чтобы тянуть нас вперед, пока мы с Ним. А затем посмотрите на других — может быть, на молчаливого пожилого человека из вашей церкви, которого вы едва замечали раньше, — на тех, чья жизнь говорит вам, что это возможно, что вы не одиноки, что они верят в вас.

И примите решение стать одним из тех мужчин, которые тихо и спокойно сообщают молодым людям, идущим за ними, эти хорошие вести.

Подсчитайте, чего вам это будет стоить. Неправдали, цена огромная? Но оцените также все преимущества и предвкусите радость. Нет выше призвания, чем стать для кого-то духовным отцом и свидетельствовать перед ним о Боге. Станьте старшим.