Адам молчал, когда ему следовало говорить

Где был Адам, когда змей искушал Еву? Библия говорит, что, после того как сатана ее искусил, она взяла один из запретных плодов …и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт. 3:6) . Был ли Адам с нею все время? Стоял ли он рядом со своей женой, когда змей коварно пытался обмануть ее? Был и слушал каждое слово?

Если Адам находился рядом (и есть все основания так думать), то возникает вполне закономерный вопрос: Почему же он ничего не сказал?

Прежде чем сотворить Еву, Бог заповедал Адаму никогда не есть плодов от одного дерева. Затем на свет появилась Ева. Предполагалось, что Адам расскажет ей об этом запрете. Скорее всего, он так и сделал.

Но когда змей затеял с Евой разговор, желая сбить ее с толку и заставить усомниться в Божьей благости, Адам промолчал. А ведь он слышал все слово в слово! Слышал, как Ева неправильно пересказала Божью заповедь, которую он, Адам, сообщил ей точно. Он наблюдал, как она начала поглядывать на запретное дерево, видел, как она направилась к нему и протянула руку, чтобы сорвать плод. И он ничего не сделал и не произнес ни звука, чтобы ее остановить. Адам молчал! Почему?

Вспомните, змей соблазнил Еву, а не Адама (1 Тим. 2:14). Адам знал, что происходит и, наверное, должен был сказать: Подожди-ка минутку, дорогая! От этого змея нельзя ждать ничего хорошего. Я насквозь вижу его дьявольское коварство. Он соблазняет тебя, стараясь внушить, что, не послушав Бога, ты сумеешь обрести больше, нежели оставаясь Ему верной. Это ложь! Позволь мне напомнить, что говорил Бог, когда тебя еще не было. Все, что вокруг, — это рай. Бог сотворил его и дал нам. У нас нет никаких причин сомневаться в Его благости . А затем, обернувшись к змею, ему следовало сказать: Разговор окончен. ПОШЕЛ ПРОЧЬ!

Но Адам ничего не сказал. Он стоял рядом, смотрел и молча слушал. Он предал свою жену. В своей первой духовной битве он не смог отстоять Бога, потому что не обладал качествами, необходимыми мужчине.

Молчание Адама — это начало любой другой мужской несостоятельности: от бунта Каина до нетерпенья Моисея, от немощи Петра до моей вчерашней неспособности сказать жене, как я ее люблю. Это молчание — причина (тревожная, но показательная) всех наших неудач. Со времен Адама в каждом мужчине живет естественное стремление промолчать, когда ему следует говорить. Лучше всего мужчина чувствует себя в таких ситуациях, когда ему хорошо известно, что делать. Если же он сбит с толку и напуган, он внутренне сжимается и отступает. Когда жизнь начинает сводить его с ума своей непредсказуемостью, он чувствует, как изнутри поднимается гнев и, Исполненный страхом и яростью, он забывает Божью истину и думает только о себе. С этого момента все идет не так и результат мы можем наблюдать каждый день: неконтролируемые сексуальные влечения, равнодушные мужья и отцы, разгневанные мужчины, которым, что называется, нравится быть на коне . И все это началось в тот момент, когда Адам промолчал.

Мужчины призваны помнить, что сказал Бог, и говорить в соответствии с этим; призваны идти навстречу опасной неопределенности, храня в себе уверенность и мудрость, которые приходят к ним в процессе познания Бога. Вместо этого, подобно Адаму, мы забываем Бога и молчим.

А сатана по-прежнему одерживает одну победу задругой: в обществе, в церкви, в жизни наших жен, детей и друзей. Для мужчин настало время слушать Бога, обрести свой голос — и говорить.

Эта книга написана тремя взрослеющими, но продолжающими борьбу мужчинами — теми, кто открыто признает, что, по-видимому, чем дольше мы живем, тем интенсивнее становится эта борьба. Наша жизнь не такая, какой должна быть с точки зрения христианской культуры. Предполагается, что христиане (и особенно те, кто руководит другими) должны чувствовать постоянное воодушевление, горячо приветствовать открывающуюся перед ними перспективу и почти не иметь проблем. Считается, что у зрелого человека не бывает безумных мыслей, греховных влечений и тяжелых переживаний. Мы же уверены в обратном.

Мы утверждаем, что духовное мужество состоит не столько в том, чтобы успешно преодолевать трудности, сколько в том, чтобы, несмотря на них, продолжать делать свое дело. Мы верим, что Божий Дух не только хочет поведать нам, как ужиться друг с другом, но и стремится (через трудности) пробудить в нас любовь к Христу. Гораздо чаще, вместо того чтобы решить наши проблемы, Он использует их для того, чтобы выбить нас из колеи , поубавить в нас самоуверенности, заставить задуматься над пугающими нас вопросами и выявить те неугасающие сомнения, которые отдаляют нас от Христа.

Мы не думаем, что в Библии содержится некий план, с помощью которого можно сделать жизнь такой, какой она, с нашей точки зрения, должна быть. Мы считаем, что Библия объясняет, почему нам надо продолжать свой путь, даже если жизнь не соответствует нашим представлениям о ней. Если бы мы действительно смогли найти эффективные способы избавления от гнева, воспитания благочестивых детей или еще большего сближения со своими женами, мы, конечно, воспользовались бы ими. Однако вряд ли они существуют.

Нам кажется, что настоящие мужчины не прячутся от страха и смятения перед жизнью за легкомысленной самоуверенностью или осторожным планированием своих действий. Мы не пытаемся предсказать жизнь, мы просто увлечены ее тайной. Такие переживания нелегки, порой невыносимы, но мы знаем, что отсутствие честности по отношению к жизни лишит нас возможности выбора. Конечно, какие-то ее стороны имеют устоявшийся порядок и ими можно управлять: машина не поедет без бензина; мы чистим зубы, чтобы с ними было меньше проблем; а в семье не будет спокойствия, если муж и отец равнодушен к своим обязанностям. То, что можно сделать, надо делать, и там, где жизнью можно управлять, необходимо управлять ею как можно лучше.

Но самые важные стороны жизни, составляющие сущность христианства, не кажутся нам столь управляемыми. Они таинственны, и в них больше хаоса, чем порядка. Как вы почувствуете себя, узнав, что вашу дочь соблазнила няня? Не испытываете ли вы острой зависти по отношению к своему другу, который зарабатывает больше вас? А как быть с одолевающими вас безнравственными помыслами? Как сблизиться с Богом, если внутри все омертвело? Сможет ли Дух Божий привести нас в дом Отца?

У нас нет готовых ответов на эти и другие вопросы, и нам кажется, что Господь не дал их не для того, чтобы разочаровать или обескуражить нас, но чтобы отыскать в наших душах то, что Он вложил в нас и что выявится лишь тогда, когда в самом средоточии тайны мы предадим себя Ему. Духовное мужество означает, что во всей глубине ошеломляющего смятения у нас хватает решимости продолжать свой путь в поисках единения с Господом. В этом мало общего с той ситуацией, когда сначала мы просчитываем определенное действие, а потом начинаем его осуществлять.

Эту книгу написали трое мужчин, каждый из которых пережил историю, еще не нашедшую своего завершения. Мы пытаемся решить вопросы, на которые нет ответа; терпим крушение там, где до сих пор, на наш взгляд, все было в порядке; сражаемся с отвратительными желаниями, живущими в нас, среди которых мелькает желание капитулировать, когда жизнь изматывает нас вконец. Мы изо всех сил стараемся идти вперед рука об руку.

И мы все еще надеемся: быть может, наша жизнь станет настолько зрелой, что позволит нам возвысить голос, чтобы заставить умолкнуть сатану. Мы тешим себя этой надеждой, потому что, несмотря на все наше смятение, порой уныние, а иногда — отчаянье, мы все еще на пути к нашим женам, детям, друзьям и Богу.

Путь этот не всегда гладок, и тогда мы останавливаемся, но потом собираемся с силами и движемся вновь. И в этом суть нашей вести: МУЖЕСТВО — ЭТО ДВИЖЕНИЕ; не всегда успех и далеко не всегда победа, но — движение, толчок которому может дать только страстное, всепоглощающее и ведомое Духом очарование Христом. Это и есть настоящая победа.

Разрешите представиться: нас трое мужчин, и у каждого своя история — история печали, радости, провала, успеха, скуки, страсти, возмездия и любви. Приглашаем поразмышлять вместе с нами над тем, что значит быть мужчиной и жить в соответствии с Божьим замыслом.