3. Рецептурная теология

Супруги чувствовали себя нервно, оба сердились. Это был их первый визит к доктору Гилберту, консультанту по вопросам семьи и брака, которого им рекомендовал их пастор. К концу первого года совместной жизни женщина начала говорить о том, что необходимо обратиться за помощью. Мужчине эта мысль всегда не нравилась. Он считал: они сами могут во всем разобраться, и если бы она не пригрозила разводом, то сейчас, за две недели до второй годовщины их брака, он не сидел бы в кабинете доктора Гилберта. Ему было двадцать девять, ей — на год меньше.

Она заметно нервничала, а он старался казаться спокойным. Учти, — предупредил он перед визитом, — я не отказываюсь сходить туда один раз, просто чтобы посмотреть, действительно ли в этом может быть хоть какой-то толк .

Доктор Гилберт предложил кофе, оба отказались, и тогда он спросил прямо: Скажите мне, что вас заставило прийти? Ну что ж, неплохо, — подумал молодой человек. — Он ведет себя вежливо, но при этом сразу приступает к делу .

Для его жены вопрос доктора послужил сигналом к откровенному рассказу, и она начала с того, что ее муж уже слышал: Доктор Гилберт, наш брак в опасности .

Почти пятнадцать минут она обрушивала на него один рассказ за другим: бурное ухаживание, свадьба и почти мгновенное крушение семейной жизни. Всегда ссоры. Никакой интимной близости. Просто секс. Такое больше нельзя выносить. В конце концов, она выходила замуж не для этого.

Свое выступление она закончила самой привычной жалобой: Когда я пытаюсь рассказать ему о своих чувствах, он или злится, или просто молчит .

Теперь заговорил муж. С его точки зрения идти сюда вовсе не стоило. Послушайте, я тысячу раз говорил ей, что готов сделать все, чтобы вдохнуть в наш брак новые силы. Я люблю ее. Мы вместе посещали какой-то семинар, который, как она считала, может помочь, и я на самом деле старался следовать полученным советам. Там много говорилось о том, как наладить отношения, как признаваться в любви в желанной для женщины манере, какие шаги предпринять, чтобы оживить отношения .

Он остановился и посмотрел на консультанта. Доктор Гилберт не поддакивал, но и не выражал недоверия.

Молодой человек продолжал: Наш пастор сказал жене, что вы хороший специалист, и мы решили попытаться. В одном она права: наши отношения действительно оставляют желать лучшего. Если у меня болит зуб, я иду к стоматологу, а если надо укрепить брак, мне кажется, есть смысл пойти на прием к консультанту . Вы слышите, что он говорит? — закричала его жена, чуть не выскочив из кресла. — Я хочу чтобы со мной рядом был мужчина, с которым бы меня что-то связывало и благодаря чему мы могли бы жить вместе, а он хочет скрепить то, что развалилось. Для него наш брак подобен поломанному автомобилю .

Немного успокоившись, со слезами на глазах, она продолжала: Я не какая-то поломанная вещь. Я личность, женщина, которая хочет, чтобы ее любили. Я просто не знаю, сможем ли мы когда-нибудь быть счастливы . Она разрыдалась. Он терпеть не мог, когда она плакала: всегда как-то внутренне сжимался и чувствовал себя беспомощным. Да, он сердился, пугался, но больше всего ощущал свое бессилие. Она все плакала, а он сидел неподвижно.

Скажите, о чем вы сейчас думаете? — спросил доктор Гилберт. Вопрос был обращен к мужчине. Тот лишь пожал плечами и сказал: Я не знаю, что делать…

В детстве, перед тем как идти спать, я любил лежать на теплой летней траве, пристально глядя в усеянное звездами небо. Я чувствовал себя маленьким, но мне нравилось это чувство, потому что я знал: есть нечто огромное, чему я принадлежу, нечто гораздо большее, чем я сам. Я не знал, что это такое, но понимал, что оно как-то связано с той великой историей, которую рассказал Бог. Я хотел узнать ее и стать ее частью.

С тех пор я понял, что пристально смотреть в небо — это совсем не то, что сидеть в библиотеке, писать докторскую диссертацию или давать профессиональную консультацию. Созерцание звездного неба позволяет видеть всю картину в целом, а другие виды деятельности заставляют погружаться в детали. Мои взрослые обязанности в основном заключаются в том, чтобы как следует разобраться в какой-нибудь проблеме и продумать способы ее решения (например, попытаться понять, почему одних мужчин тянет на гомосексуальные связи, тогда как другие не в силах совладать с депрессией). От психолога ждут одного: выяснить, что не так, и найти выход. Сегодня того же ожидают и от руководителей библейских семинаров, пасторов и других христианских лидеров: ожидают, чтобы они помогли справиться с реальными жизненными проблемами. Если им это удается, их начинают считать экспертами, если нет — начинают говорить об их несостоятельности и просто забывают, как людей не очень нужных. С другой стороны, складывается впечатление, что христианские руководители в большей степени заинтересованы в каких-то отрывках и деталях, а не в видении общей картины (то есть не в созерцании неба), где проповедуется Божья слава и дела Его рук (Пс. 18:1). В результате современные богословские высказывания больше похожи на рецепты, а не на священные Божьи истины. На место трансцендентной теологии, которая рождается из созерцания этой всеобъемлющей картины, приходит рецептурная теология с характерным для нее акцентом на конкретные жизненные особенности. Средоточием первой является Бог, Его характер и замысел, средоточием второй — человек, его потребности и благополучие.

Такой стиль мышления определяет и наш подход к повседневной жизни. Возьмем пример, с которого мы начали эту главу. Муж исходил из двух частных предположений: ему казалось, что, во-первых, кто-то знает, что ему надо делать, чтобы вывести из кризиса его супружескую жизнь, и, во-вторых, он считал, что, если он найдет такого человека и последует его совету, ситуация улучшится. Руководитель семинара, о котором он говорил, не был настоящим знатоком своего дела, но, быть может, консультант, к которому они пришли, найдет рецепт, способный оживить их супружеские отношения. Почти все мы думаем именно так. Нам хочется верить, что кто-то хорошо знает, что нам делать, чтобы решить проблемы, и (в зависимости от того, насколько они серьезны) мы готовы делать все, что нам посоветуют. Наша культура стала культурой ЭКСПЕРТОВ И ТЕХ, КТО ИМ СЛЕПО ДОВЕРЯЕТ, причем все п олны решимости разобраться в конкретных деталях и фрагментах нашей повседневной жизни.

Приведем несколько примеров того, что из себя представляет рецептурное мышление:

— Хотите знать, как избавиться от последствий обид, пережитых вами в детстве? Вот несколько компонентов, которые даны Богом. Перемешайте, как написано, и вы получите превосходную смесь, которая резко повысит вашу самооценку .

— Быть может, вам надо принять решение о вашей будущей работе или совладать со стрессом, связанным с работой, которая у вас уже есть? Вот вам парочка библейских принципов. Они укажут, как действовать. Примените их к вашей жизни и скоро вы почувствуете уверенность, которая позволит идти вперед и радоваться от осознания того, что вы являетесь средоточием Божьего замысла .

— Вы рассержены? Никак не можете наладить отношения со своей супругой? А может быть, вам не помириться с приятелем? Вот Божий рецепт, который поможет избавиться от гнева, разрядить обстановку и наладить интимные отношения. И помните: ЕГО лекарство всегда действует .

Фрагментарный подход к жизни оказывает влияние на то, как мужчина воспринимает себя самого, считает ли он себя человеком благочестивым или нет. Он почти не чувствует себя мужчиной, когда обстоятельства вынуждают его сдаться и сказать: Я совсем не знаю, что делать , — и, сказав это, ничего не предпринимать. Нерешительные мужья и женихи, угодливые трусы, хнычущие жертвы — таковы слабые мужчины. Подобно флагу, который как тряпка висит в безветренную погоду, они не двигаются с места, и их единственные мужские поступки проявляются в том, чтобы кричать на женщин или на тех мужчин, которые от них зависят, напиваться допьяна и мастурбировать в угоду своим излюбленным фантазиям. Если ты живешь в обществе, которое считает, что мужчина всегда должен знать, что делать, не так-то просто столкнуться с проблемой, для решения которой нет рецепта.

Мужчины часто говорят о том, что больше всего они чувствуют себя мужчинами, когда могут сказать: Вероятно, я и не знаю, какбытьсэтим, но зато знаю, какделатьто. Я могу это сделать, делаю и все получается хорошо . Такой мужчина может преуспевать в бизнесе, но он почти не общается с детьми. Живя в сфере своей компетентности, он обычно не испытывает никаких проблем, связанных с чувством мужского достоинства. Он сталкивается только с теми проблемами, в разрешении которых абсолютно уверен.

Мужчины, которые ощущают себя мужчинами, на самом деле могут и не обладать необходимым мужеством. Они чувствуют себя мужчинами в силу своей осведомленности в какой-либо области, почти не замечая, что сфера, предполагающая дела, с которыми им не справиться, вбирает в себя самые значимые для них связи и взаимоотношения, тогда как другая (включающая в себя все то, с чем они справляются хорошо) предполагает выполнение безликих задач, доставляющих им удовольствие. Мужчины, у которых чувство собственного благополучия подкрепляется решением знакомых им проблем, обычно оказываются несостоятельными, когда речь заходит об установлении близких взаимоотношений.

Нередко они запрещают своим женам говорить об одиночестве, переживаемых обидах или непонимании. Какие бы жалобы они не услышали, они или пресекают их, или просто не обращают на них внимания. Такой мужчина может пойти со своим сыном на футбольный матч, но никогда не отправится с ним в дальнюю прогулку. Если у него возникнут какие-то проблемы, он постарается сделать так, чтобы никто этого не заметил, и особенно сыновья. Мужчины, знающие свое дело, не умеют выслушать и не могут быть искренними.

Такой мужчина может весело общаться со своей дочерью, много смеяться, добродушно подтрунивать или сурово говорить, что ее никто не смеет тронуть даже пальцем ( Если какой-нибудь парень тебя обидит, я ему вправлю мозги ), но почти не разговаривает с ней и не имеет представления о доверительной беседе с глазу на глаз.

Поскольку у них нет возможности расслабиться в своем добродушии настолько, чтобы оно смогло поглотить все их отрицательные черты, поскольку они не могут сохранять в себе сильное чувство любви, которое могло бы их поддерживать, женам и дочерям таких мужчин приходится несладко. Они не смеют забывать о своих обязанностях. Им надо быть наготове. Неподлинные мужчины воспитывают суровых женщин.

Мне кажется, что больше всего мужчина чувствуют себя мужчиной, когда может сказать: Я не знаю, что делать в этой ситуации, но знаю, что нельзя отступать и необходимо действовать. Поэтому я попытаюсь представить, чего хотелось бы Богу, и потом постараюсь этого достичь, используя всю свою мудрость и силу, которую дал мне Господь . Настоящий мужчина идет вперед даже тогда, когда у него нет никаких рецептов.

Критикуя рецептурную теологию, я не подвергаю сомнению Библейские принципы, которые она отстаивает, и не отвергаю ее требование следовать им. Мне просто не нравится характерная для нее тенденция превращать эти принципы в формулу успеха.

Мы не должны обращаться с Библией; как с поваренной книгой, напичканной рецептами любых блюд, которые мы захотим состряпать. Бог отвечает на нашу конкретную ситуацию, призывая нас принять участие в той истории, которая бесконечно шире нашей жизни. Рецептурная теология исследует лишь отдельные фрагменты, чтобы помочь нам лучше рассказать наше личное повествование, а Бог призывает соединиться с Ним, рассказывая Его историю.

Мне кажется, что в основе современной культуры лежит стремление к достижению жизненного успеха. Мы считаем,

что жизнь должна этому отвечать (по крайней мере, нашаличная жизнь). Мы полагаем, что нам надо чувствовать себя хорошо, радоваться дружбе, прилично зарабатывать, иметь своего доктора и знать, что наше окружение нас уважает. Существуют специалисты, которые помогают нам сделать жизнь полнокровной в этом смысле, и, решая призвать на помощь Бога, они превращаются в тех людей, которых я называю рецептурными богословами.

Мы удивительно близоруки. Но почему? Почему нас так завораживает маленькая картинка собственной жизни, и мы не приходим в восторг от возможности увидеть огромную картину, которую рисует Бог? Почему нам так трудно усомниться в правильности своих представлений о жизни (не говоря уже о невозможности отказаться от мысли, будто кто- то может нам подсказать, как лучше всего ее устроить)? Почему рецептурная теология так популярна?

Быть может, вслед за прошлыми поколениями мы отодвинули на второй план по крайней мере какую-то одну принципиально важную библейскую истину, и в результате этого у нас сформировалось искаженное представление о христианстве и христианской жизни? Во времена Мартина Лютера церковь позабыла о благодати, и в результате сформировалась рецептурная теология индульгенций и добрых дел.

Мне кажется, что в наши дни люди перестали ощущать весь драматизм и вдохновение своего призвания — своей жизнью и характером отношений друг с другом явить миру незримого Бога. Мы легко забываем единственно важную истину, которая нас касается: истину о том, что все мы носим в себе Божий образ. Являясь этим образом, мы призваны всей своей жизнью рассказывать Его историю, а не свою с Его помощью.

Когда мы забываем об этой истине, призыв уподобиться Богу превращается в шепот, а желание как можно полнее Реализовать себя в этой жизни — в крик. Мы превращаемся или в стремящихся выздороветь больных ( Могу ли я чувствовать себя лучше? ), или в угрюмых законников ( Могу ли я делать лучше, чем делаю? ). Истина, согласно которой своей жизнью нам надо являть Бога другим людям, низводится до религиозной риторики, которую мы, в той или иной мере, принимаем, хотя в то же время ищем реальной помощи, якобы дающей нам возможность наладить отношения с жизнью и почувствовать себя комфортно. Более высокому призыву-жить согласно Божьему замыслу — мы предпочитаем чью-то практическую помощь.

Все дело в том, что мы никогда не сможем как следует решить свои проблемы, никогда не справимся со своими духовными обязанностями, если прежде не научимся благоговейно относиться к призыву нести в себе образ Бога и не решим узнать Его лучше. Начните с рецептурной теологии и вы никогда не поднимитесь выше себя самого, но начните с теологии трансцендентной, и в конце концов вы станете тем, кем вам и надлежит быть согласно Божьему замыслу.

Позвольте объяснить. Сегодня рецептурная теология поднимает две самых больших темы: как решить возникшие проблемы (призыв к исцелению) и как научиться исполнять свои обязательства (призыв к послушанию).

Таким образом, мы или с головой уходим в заботы о собственном хорошем самочувствии, или ощущаем, как на нас давит необходимость творить добрые дела. Нито, ни другое не дает нам истинной возможности раскрыться перед Богом и выполнять Его заветы.

Тот, кому кажется, что самое главное — это облегчить страдания вконец измученному человеку или научиться поступать так, чтобы в любви тебя ценили и принимали, в конце концов обратится к рецептурной теологии. Он станет искать специалиста, который помог бы ему более полно, свободно и счастливо ощущать себя самого в этом трудном мире. Быть может, речь пойдет о необходимости строгого исполнения долга, однако если создастся критическая ситуация, на первый план выйдет вопрос о личном счастье и благополучии, а не об исполнении обещаний.

Однажды на консультации один человек сказал мне так: Когдая нахожусь с другой женщиной, то как мужчина чувствую себя гораздо лучше, чем с женой. Я знаю, это неправильно, но просто не могу представить, чтобы Богхотел продолжения наших супружеских взаимоотношений, ведь мы делаем друг друга такими несчастными .

С другой стороны, эксперты, специализирующиеся на твердом и четком наставлении, воспринимают Бога не столько как любящего Отца, сколько как армейского сержанта, которому надо беспрекословно подчиняться. Они акцентируют внимание на совершенно другом богословии, которое по-прежнему остается рецептурным , но в то же время постоянно напоминает нам об ответственности. В результате человек становится самодовольным и ощущает не радость, а собственную самоправедность, не свободу, а давление. Один мой приятель рассказывал мне, что когда он пошел на прием к консультанту, тот сразу же дал ему компьютерную распечатку библейских стихов и сказал, что их нужно выучить наизусть и все до единого исполнять. Когда, пытаясь наладить свою жизнь, человек просто изо всех сил старается что-то сделать лучше, он в конечном счете или терпит неудачу и живет с ощущением поражения, или преуспевает и начинает гордиться. И то и другое оставляет его в той сфере жизнедеятельности, которой, как нам кажется, мы можем управлять. Нам нравится думать, что если возникнет необходимость в каком-либо исцелении, мы знаем, какие шаги предпринять. Мы уверены, что наши обязанности перед Богом похожи на хорошо освещенную дорогу, по которой легко идти. Нам кажется, что все ясно, и мы знаем, что делать. У нас никогда не появляется потребность оставить знакомую сферу деятельности, и поэтому мы так и не можем понять, что такое зависимость и доверие, о которых узнаешь, лишь вступив в область тьмы.

Но давайте подумаем, что произойдет, если у нас хватит мужества оставить привычные дела и проникнуть в область тайны, где нет никаких ответов и где более необходима не та строгая дисциплина, с которой мы следуем каким-то правилам, а мужество, позволяющее войти в хаос. Представьте встревоженного отца, который все время был занят своим непростым характером, но вдруг понял, что должен помочь своему сыну прийти к Богу. Возможно, он не знает, что именно ему надо делать, но энергия, которую он обратил на сына, Движется в нужном направлении.

Если бы мы перестали воспринимать предлагаемые нам рецепты как требования бездумного подчинения или технические приемы, способствующие внутреннему исцелению, то могли бы расценить те добрые принципы, которые в них содержатся, как возможность познать Бога и засвидетельствовать Его своей жизнью. Быть может, тогда мы снова начали бы чаще думать о характере Бога и Его замыслах, и это способствовало бы развитию трансцендентной теологии.

Для того чтобы правильно осмыслить, что такое мужское достоинство, для того чтобы стать настоящим мужчиной, знающим цену духовности, надо начинать не с каких-то рецептов, способных помочь развитию мужественности, а с неповторимого Божьего призыва к людям. Надо постараться выяснить, чем богоподобие мужчины отличается от бого- подобия женщины, в чем заключается самобытность Божьего призыва, обращенного к мужчинам.

Для того чтобы мужчины могли реализовать те глубоко коренящиеся в них сугубо мужские способности, которые изначально были присущи Богу и затем дарованы мужчинам, для того чтобы помочь им как можно лучше отразить в своей жизни те особенности Божьего характера, которые наилучшим образом могут выразить только они, необходимо найти мудрого человека, который всем своим существом чувствовал бы, что такое Бог и какова Его природа. Здесь необходим богослов, исповедующий трансцендентную теологию, поскольку знания представителя теологии рецептурной окажутся просто ни к чему.

Рецептурная теология гораздо лучше вписывается в ту область, которую я называю ОБЛАСТЬЮ УПРАВЛЕНИЯ, тогда как трансцендентная теология становится необходимой в том случае, когда мы соприкасаемся с ОБЛАСТЬЮ ТАЙНЫ. В нашей жизни все можно отнести к одной из этих областей.

Для мужчин вполне естественно действовать в сфере управления, но если они ступили на путь поиска подлинной мужественности, то они должны найти в себе смелость прикоснуться к тайне. Поясню подробнее. ОБЛАСТЬ УПРАВЛЕНИЯ вбирает в себя все то, что более или менее предсказуемо и имеет определенный порядок, с помощью которого (осмыслив его как следует) можно направить нашу жизнь в желанное русло. ОБЛАСТЬ ТАЙНЫ включает в себя все, что до конца предсказать нельзя. Немыслимо обрести власть или контроль над существующим там порядком, ибо понять его до конца невозможно.

Находясь в сфере управления, мы можем двигаться вперед и хоть как-то контролировать ситуацию, ставить цели и достигать их, следуя выработанному плану. Вступив в область тайны и начав свой путь, мы можем не сомневаться лишь в Том, Кому мы доверяем, но над Кем не властны. Какую бы цель мы здесь ни поставили, она непременно связана с молитвой, в то время как свою энергию мы направляем не на развитие каких-то событий, а на то, чтобы угодить Богу.

В нашей культуре любые отношения (включая и наши отношения с Богом) принято считать решением некой задачи. При этом мы должны найти наиболее эффективное ее решение. Нам нравится думать, что как возрастание во Христе, так и развитие прочных взаимоотношений с другими людьми, принадлежат к уже упомянутой сфере управления, поэтому остается лишь выяснить, как нам действовать. Мужчины предпочитают делать то, чем они могут управлять, и в этом смысле рецептурная теология указывает им путь.

Но нам необходимо понять, что значит без остатка предаться Господу? Как добиться глубокого контакта с другими людьми? И для этого мы должны ступить в область тайны. А возможность обратиться к неведомому, где Бог совершает Свою самую сокровенную работу, может дать только трансцендентное богословие.