5. От хаоса к хаосу

В два часа ночи тишину взорвал телефонный звонок. Он проснулся не сразу. Телефон зазвонил во второй раз. Третий звонок помог ему осознать, где он находится. Он взглянул на часы и подумал: Кто может звонить в такое время? Затем медленно потянулся к телефону. Или это шутка, или произошло что-то серьезное. Надеюсь, что шутка , — сказал он себе. Четвертый звонок. Он резко снял трубку. На другом конце провода кто-то тихо плакал. Прошло несколько нестерпимых секунд, прежде чем послышался нерешительный голос: Сынок, это я, твоя мать. С отцом плохо .

Он словно онемел. Не хотелось верить. Он попытался успокоиться. Отцу всего шестьдесят четыре. В таком возрасте врядли может быть что-нибудь серьезное. Что случилось? — спросил молодой человек. Перед сном случился сердечный приступ. Я вызвала скорую и дала лекарство. Сейчас мы в машине, с ним врачи . Потом ее голос изменился. Сын хорошо знал этот тон и ненавидел его: она разговаривала с ним, как будто он все еще был мальчиком. Не волнуйся. Все будет нормально , — как-то невыразительно прозвучал голос матери. Не обращая внимания на ее слова, он сказал, что вылетает ближайшим самолетом. Она начала вяло возражать, говорить, что это ни к чему. Он повесил трубку. Перед его мысленным взором проносились образы отца и его самого. Вот они борются на полу, ловят рыбу. Вот он смотрит, как впервые в жизни его отец плачет: плачет на похоронах своего отца. Вот он спит, тесно прижавшись к отцу, как маленький мальчик, в охотничьей хижине. На какое-то время он задержал это воспоминание. В ту пору ему было шесть лет. За окном закричала рысь, и в тот же миг, выпрыгнув из своей кровати, он очутился на кровати отца, скользнул под одеяло и тесно к нему прижался. С отцом было безопасно. Что бы он без него делал? Хватит, — строго приказал он себе. — Предстоит очень много работы, и к тому же нужно надеяться, что отец вылечится .

Когда он прилетел, старший брат ждал его в аэропорту. По его лицу он понял все. Слова были излишними.

Отец умер. Два часа назад. Обширный инфаркт .

Повернувшись, брат направился к багажному отделению, бросив на ходу: Нам надо многое сделать . Ему показалось, что он слишком медленно двигается. Послушно следуя за братом, он пытался осознать ужасную истину.

Стоя на краю тротуара, он чувствовал, как в нем поднимаются первые переживания. Он смотрел на проходившись мимо него людей. Если бы они хоть краем уха слышали, что мой отец умер, они остановились бы. Они повернулись бы и по- шлидомой. Если бы они знали, что мой отец у мер, чтоихжизнь больше не имеет смысла!Все в мире перестало бы двигаться, и он бессмысленно крутился бы вокруг своей оси. Жизнь бы просто кончилась. Почему Бог взял его именно теперь ? Ведь мой сын, которому всего два года, так сильно его любит. Что я ему скажу? Ведь он не поймет. Я хотел бы поговорить с отцом. Хотел бы позвонить и спросить у него, что мне теперь делать ? Он ответил бы. Но его нет .

Мысли роились у него в голове, и гнев одолевал его все сильнее. Когда вместе с братом он подходил к автомобилю, то был просто взбешен. Не печален, а именно взбешен.

Неделя, ушедшая на похороны, была сплошным кошмаром. Дом наполнился сочувствующими. Некоторые родственники выглядели довольно жалко. Никто не находил подходящих слов. Мужчина, о котором идет речь, был человеком замкнутым и любое присутствие воспринимал как вторжение в свое горе.

Где дедушка? — без конца спрашивал сын. Ни один вопрос не приводил его в такое отчаяние. Казалось, он только и делает, что ищет слова, чтобы как-то объяснить, что дедушка на небе. Он вернется? — постоянно спрашивал сын, вопросительно глядя на него.

Нет, сынок. Он не вернется .

Он не мог смотреть в глаза жене. Время от времени он обнимал ее, словно по необходимости. Но не мог позволить, чтобы она его утешала, и как можно тактичнее старался не замечать матери.

На следующий день после похорон он исчез. Исчез не в буквальном смысле. Он был там, но это была всего лишь его оболочка. Утром он позаботился о некоторых мелочах, связанных с похоронной обстановкой, изучил отцовскую страховку и заплатил по счетам. После обеда, сидя на задней террасе родительского дома, он почувствовал, как его охватывает некое новое переживание, которое, как и гнев, заставляет его бодриться.

Он был разгневан, и это чувство было ему хорошо знакомо. Он всегда чувствовал себя разгневанным, хотя об этом знали лишь немногие, однако на сей раз он почувствовал нечто большее, чем гнев. Он ощутил ожесточение. Подойдя к террасе, жена спросила, не хочет ли он прогуляться с ней. В такую жару? — ответил он, посмотрев на нее с глубокой неприязнью. Мы можем подождать, когда станет прохладнее , — сказала она. Он промолчал и отвернулся, потом взял какой-то журнал и начал рассеянно его перелистывать, и жена почувствовала себя совсем одинокой. Он испытывал сильное ожесточение, когда кто-нибудь подходил к нему с соболезнованиями. Ему хотелось навредить каждому, кто пытался с ним сблизиться. Жизнь нанесла ему сокрушительный удар, и кто-то должен был заплатить за эту несправедливость. Внешне его гнев выглядел как явная холодность, которая отталкивала окружающих.

Однако столь сильная ярость не могла продолжаться долго, в конце концов гнев заставил его вспомнить, что он просто беспомощен и бессилен перед лицом совершившейся трагедии. Он хотел, чтобы что-нибудь облегчило боль, помогло обо всем забыть.

Тогда он начал фантазировать, представлять различных женщин и предаваться похотливым мыслям. Не могло быть и речи о близости с женой в такое время. После полудня он ничего не делал, предаваясь своим безудержным фантазиям. Он дождался заката и, ощущая вечернюю прохладу,

вспомнил, что к следующему воскресенью должен подготовить проповедь.

Секс и насилие — две темы, которые волнуют каждого мужчину и на которых кинематограф и книжная индустрия зарабатывают миллионы долларов. Мужчины знают силу гнева и чувствуют привлекательность секса.

Ощутив самое сильное смятение в своей жизни, мужчина, о котором рассказывается в этой истории, нашел утешение в гневе и сексуальных фантазиях. Он пришел в ярость от того, что у него так рано забрали отца. Большинство друзей отца были старше его, но все еще жили. Почему же умер отец?

В это время воспоминания об отце не могли облегчить его страданий. Они постоянно его преследовали, напоминая о хорошем человеке, которого не стало. Чтобы отвлечься от этих мыслей, он предался сексуальным фантазиям. Теперь отца не было, и он лишился приятной возможности советоваться с ним. Он был рассержен потому, что остался один. Хаос — смятение и тьма, вторгающиеся в жизнь каждого человека, — заполнил и его жизнь, и он прибегнул к тому, что помогало, к тому, что казалось естественным.

Как мужчины реагируют на хаос, вторгающийся в их жизнь? ,

Вспомним искушение в раю. Находясь в райском саду, Адам не подозревал ни о каком хаосе. История возникновения мира, о котором рассказывается в Книге Бытия, началась с хаоса, но завершилась творением. И увидел Бог, что это хорошо . Превратив пустыню в рай, Бог сделал его жилищем Адама и Евы. До своего непослушания Адам преуспевал в любом начинании. Тернии были еще впереди. Работа его не изматывала, давала высшее удовлетворение, однако важнее всего, что он мог наслаждаться совершенными отношениями с женой и Богом.

Но потом хаос вернулся. В культуре той эпохи, когда была написана Книга Бытия, змей являлся символом хаоса, неуправляемой тьмы. Заставив Еву усомниться в мудрости Бога,

змей исказил смысл Божьего слова. Он бросил тень на Божью истину, и тьма снова начала носиться над землей.

В последней главе рассказывается, как Адам, впервые столкнувшись с хаосом, предпочел молчать. Его ответ превратил рай в пустыню. Его молчание сотворило новый хаос для его потомков: хаос насилия и сексуальной развращенности. В оставшейся части Книги Бытия об этом говорится более подробно: достаточно вспомнить об убийстве Авеля, кровосмешении Лота с дочерьми и насилием над Диной. Каждый мужчина повторяет борьбу Адама и его поражение. Наша жизнь полна хаоса. Хаос — это трагедия в многомиллионном обличье. Это может быть страх перед неопределенным будущим, решение, которое надо исполнить, когда все возможности кажутся одинаково оправданными. Хаос может выражаться в боязни потерять работу, заработную плату, супруга, в мятежном поведении подростка, в неправильном медицинском диагнозе. Если мы ведем себя честно, то знаем, что хаос досаждает нам каждый день. Хаос — это та тьма, которая начинает носиться над нами каждый раз, когда мы разговариваем с женой, исполняем свою работу, платим по счетам и пытаемся придать жизни смысл.

Адам научил нас тому, чего не надо делать. Но кто научит нас, как реагировать на хаос в нашей жизни?

Прежде чем попытаться ответить, что значит быть мужчиной, надо найти точку отсчета. Каким мужчина видит себя? На что ориентируется? Сравнивает себя с другими мужчинами? Старается походить на своего отца? Ищет примеры истинной мужественности, посещая церковь, сидя в кинотеатре или перед телевизором, увлекаясь психологией?

Характер и поведение большинства мужчин определяются не столько истиной слова Божье’го, сколько культурой, в которой они живут. Если мы на самом деле хотим стать мужчинами в том смысле, в каком нас задумал Бог, мы должны вернуться к рассказанной Им истории. Бог говорит с нами и рисует чудесный план, которому надо следовать. Для того чтобы понять Его замысел, важно и полезно сравнить Библию с языческими повествованиями о творении.

Посмотрим вкратце, как определяла мужчину древняя культура. Что говорили о мужчинах соседствовавшие с Израилем народы? На что были похожи их боги? Какими они представляли себе идеальных мужчин и женщин? Каким образом строились их взаимоотношения?

Во всем мире существует множество рассказов о творении, но мы ограничимся двумя: древневавилонским и древнегреческим. Подобно нам, обращающимся к Книге Бытия в попытке разобраться в себе, вавилоняне и греки искали ответ в своих мифах. Читая их, помните о библейской истории творения. Отличие языческих мифов от Книги Бытия просто поразительно.

Вавилонская история творения

(Вавилоняне называли ее Энума Элиш )

Когда небо и земля не имели названия, когда не было пастбищ и болот, был бог по имени Апсу ( сладкая вода ) и его жена богиня Тиамат ( соленая вода ), У них было множество сыновей и внуков. Становясь все сильнее и неистовее, сыновья постоянно нарушали мир и покой Апсу и Тиамат.

Тогда Апсу решил умертвить своих сыновей и внуков и вернуть тишину. Этот замысел вызвал у Тиамат ужас. Она тоже считала, что они заслужили наказания, но не столь сурового. Апсу же был неумолим.

Но вот один из его сыновей по имени Еа услышал о коварном замысле отца. Он наслал на него заклинание и затем умертвил.

У Еа и его жены Дамкины родился сын, у которого было четыре глаза и четыре уха. Звали его Мардук. И он стал главным богом.

Другой бог, Ану, сотворил четыре ветра, которые взволновали воды Тиамат. Растревоженная ветрами, она в свою очередь смешала день с ночью, рассердив остальных богов, и они обвинили свою мать в смерти Апсу.

Разгневавшись, она создала демонов и драконов, которые повергли небеса в хаос. Призвав своего сына Мардука, Еа попросил его утихомирить Тиамат, и тогда Мардук вышел с ней на битву. Сотворив великие ветры, он хотел взволновать ими воды Тиамат, но она обрушивалась на него с магическими заклинаниями, извергала яд и раскрыла пасть, чтобы пожрать Мардука.

Пустив злой ветер в сторону Тиамат, Мардук бросил стрелу: стрела поразила ее в сердце, и она умерла. Он поверг ее тело наземь и, встав на него, стал похваляться своей победой. Он раскроил ей череп дубиной и, разрезав ей жилы, позволил ветрам разнести ее кровь во все стороны. В довершение он рассек ее тело на две части: одна стала небом, а другая землей.

Мардук завершил творение. Из крови Тиамат он создал людей, которые должны были служить богам. Боги восхваляли Мардука, радуясь его величию.

Греческая история творения

(Греки называют ее Кронос , по имени своего бога)

Вначале ничего не было, и это ничто называлось Хаосом (или Пустотой).

Затем появилась Земля, и у богов возникла почва для опоры. Потом возник Тартар (или преисподняя), а затем Эрос (или Любовь). Хаос породил Ночь и Эреб, а те в свою очередь — День и Пространство. Земля породила Небо и Море. Боги отдыхали на Небе, но своим жилищем сделали гору Олимп. Небо и Земля породили титанов, самым юным из которых был Кронос, неукротимый сын, возненавидивший своего отца Небо. У Неба и Земли было еще трое сыновей, обладавших большой силой и имевших по пятьдесят голов.

Небо всегда ненавидело своих детей и потому заключило их во тьму. Земля воспротивилась воле мужа. Она решила помочь сыновьям бежать из заключения. Все они, кроме Кроноса, очень боялись своего отца. Тогда мать сотворила серп и дала его Кроносу. В тот момент, когда Небо распростерлось на Земле, Кронос выскочил из засады и серпом убил своего отца.

У Кроноса тоже появились дети, и однажды он понял, что они могут поступить с ним так же, как он поступил со своим отцом. Тогда он стал пожирать детей, которых рожала его жена Рея. Рея обратилась к Земле с мольбой, чтобы та укрыла ее сына Зевса. Земля согласилась и спрятала Зевса в лесах. Взяв большой камень, Рея укутала его в покрывало. Кронос решил, что это ребенок, схватил камень и проглотил его, считая, что покончил и с этим сыном. Став величайшим из богов, Зевс умертвил Кроноса.

Воспламененные гневом и обезумевшие от похоти

Оба мифа имеют общие черты. Рассказ начинается с описания хаоса. В вавилонском мифе небо и земля были безымянны и бесформенны. Греки более конкретны. Вначале не было ничего и это ничто именовалось хаосом. В обеих историях тайну и хаос олицетворяет богиня-женщина, которую убивают и тело которой затем расчленяют.

Боги ведут войну против своих детей, убивают отцов, братьев и жен. Людей они создают лишь для того, чтобы использовать их как рабов. Они видят в людях одно только зло и не признают за ними никаких достоинств.

Оба повествования завершаются опять-таки хаосом: смертью, уничтожением, эротическими сценами. О людях никто не заботится, их просто уничтожают. Можно сказать, что в языческих мифах все движется от хаоса к хаосу.

Эти мифы подтверждают, что мужчины склонны к насилию и порочны. Язычники создают своих богов по образу таких мужчин, рассказывая только об этих их наклонностях и очень редко касаясь достоинства и красоты, достичь которых помогает истинная мужественность.

В языческих мифах мужчины окутывают землю тьмой, и поскольку боги-мужчины корыстны, коварны и алчны, они ввергают в хаос своих близких. Языческие мифы описывают бога, который живет только для себя и в этом видит цель своего существования. Послушаем, что говорит Цицерон относительно греческих и римских повествований о творении:

Поэты рисуют богов, воспламененных гневом и обезумевших от похоти, представляют нашему взору их войны и сражения, их битвы и раны, ненависть, вражду, ссоры… их жалобы и сетования, необузданные страсти, измены и заточение, показывают, как они вступают в связь с людьми, рождая смертное потомство от бессмертного отца .

В древности на Ближнем Востоке мужчины больше всего боялись хаоса. Пожилые мужчины жили в постоянном страхе, что в любой момент на них может обрушиться голод, неурожай, хищники или враги. Как же они с этим боролись? Они творили богов по своему образу — богов насилия и порока, — и в насилии и пороке поклонялись им, чтобы умилостивить их и убедить изгнать хаос. Именно так многие мужчины реагируют на хаос.

Однако могут ли они отвечать на него как-то иначе? Что говорит об этом Библия?

От хаоса к творению

В Книге Бытия говорится о том, что человек был создан по образу Бога. Христианство начинается с Бога, а не с человека. Мы сотворены по Его образу и Он является для нас точкой отсчета. Но что из Себя представляет Бог? Похож ли Он на богов языческих мифов? Прибегает ли Бог к насилию и порочности, противостоя хаосу? Ни в коей мере.

В Книге Бытия не встретишь ни одной положительной оценки насилия или навязчивых сексуальных влечений, присущих мужчинам. Вместо этого она рисует яркий образ мужчины, созданного совершенным, и рассказывает, кем он мог бы стать, если бы следовал наказу Бога. Мы видим, что мужчина и женщина живут в гармонии и взаимном уважении. Мужчина не боится женщины, ата не пытается его уничтожить. Они заботятся друг о друге и вместе ухаживают за садом, в котором живут.

Адам и Ева были призваны возделывать и хранить сад . Сила, как противоположность насилия, дается мужчине для того, чтобы хранить сложившиеся взаимоотношения, а не разрушать их. Интимная близость существует как противоположность похоти, и проявляется в заботе о человеке, а не в использовании его в своих эгоистических целях. Первые слова, сказанные Адамом, были теплы и поэтичны: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей .

Во всей Книге Бытия, и вообще во всем Ветхом Завете, мужчина выступает как посредник, как связующее звено между прошлым и будущим. Он понимает, что не может жить только для себя, не стремится уничтожать своих детей, не забывает о них и знает, что насилие может их погубить. Он понимает, что порочность развращает детей, и хорошо помнит древние истории, рассказывающие о его отце и дедах. Он живет для того, чтобы рассказать историю Бога следующему поколению, своим детям и внукам. Если в будущем твои дети спросят тебя, что значат слова повеления и уставы, которые Бог заповедовал тебе, скажи им… (Втор. 6:20-21; Пер. мой. — Л. К.)

Между Книгой Бытия и языческими мифами существует одно важное сходство, о котором говорится в третьей главе Книги, — грехопадение человека. Непослушание Адама привело к тому, что оправдывалось в языческих мифах. В первой и второй главах Бог движется от хаоса к творению, в третьей главе Адам идет от хаоса к хаосу. Непослушание Адама пробудило темный мир — мир секса и насилия, и оставшаяся часть Книги Бытия описывает результаты греха, совершенного первым человеком: появились ненависть, убийства, расизм, насилие, кровосмешение и прелюбодеяние.

Когда мужчина вторгается в тайну жизни в ярости и похоти, он живет как язычник, считая, что на Бога нет никакой надежды. Бог отсутствует. Молчит. Не зная, как совладать с беспорядком жизни, мужчина впадает в ярость и похоть.

Ярость вселяет в мужчину иллюзию собственного могущества. Тогда он старается поправить несправедливого Бога. Похоть помогает мужчинам забыться, а фантазия становится формой существования наданный конкретный момент. Она отвергает боль прошлого и надежду на будущее. Гневаясь, мужчина живет настоящим, поэтому он опасен. Вожделея, он самоустраняется, хотя чувствует себя полным жизни. Книга Бытия рассказывает нам совершенно иную историю творения. Да, она заканчивается трагично, но зато начинается прекрасно, в чем, собственно, и заключается наша надежда. Красота существует. Существуют смысл и порядок. Отвечая на тайну жизни насилием и сексуальной развращенностью, мы ввергаем этот мир в изначальную тьму Книга Бытия ни на секунду не оправдывает этого: она указывает нам единственный путь — вернуться к Божьему замыслу о нас самих, постараться стать сильными и ласковыми и с почтением отнестись к нашему призванию — призванию уподобиться Богу. Книга Откровение говорит нам о том, что однажды мы это сделаем, а все остальные книги (между Бытием и Откровением) повествуют, как именно. Такова история Бога, о которой следует помнить.