11. Умерщвляем страсти

Когда я ищу глубокого и близкого общения, то внутри меня поднимают головы исчадия плоти и всячески препятствуют моим поискам. Когда я вступаю с кем-то в контакт, в действие приходит полный набор чувств и состояний, закрученных вокруг моего «Я»: зависть, раздражение, равнодушие, неуверенность — всех и не перечислишь. Мне становится трудно излить благодатную силу своего сердца в глубинную праведность, которую, как предполагается, я вижу в другом человеке.

Иногда в отношениях я ощущаю близость, которая меня настораживает. Я ощущаю единство, но оно какое-то фальшивое — вроде той общности, которой наслаждаются сплетницы, вместе перемывая кости людям, попавшим им на язык. Получается, что в таком ложном единении я испытываю удовольствие, потакая своим страстям, — вместо того чтобы противостоять им.

Во мне есть хорошие помыслы, но есть и дурные. Мое дело выявлять добрые стремления, подпитывать их и давать им волю. А плохие помыслы я должен распознавать, морить голодом и затем — убивать. Что же это за помыслы? Ответ на этот вопрос станет темой и этой, и следующей глав.

Я обратил внимание на четыре библейские метафоры, которые ясно отражают плотские принципы устройства нашей жизни. Все вместе эти метафоры образуют зеркало, в котором человек может увидеть грязь, которую нужно смыть с лица. Без такого зеркала грязь трудно заметить, а в нем я могу видеть реальность — пятна на моем лице вовсе его не украшают, а уродуют. Ведь дурные помыслы весьма хитры: они могут выглядеть очень привлекательно.

Хочу предложить вам еще некоторые идеи для размышления: все плохое является извращением хорошего. Творец — только Бог. Все, что Он создал, хорошо по своей природе. Но хорошую сущность можно извратить — как, собственно, ангелами и людьми некогда и было искажено добро. Все, что было изначально хорошо, теперь имеет привлекательного двойника, подделку, которая несет зло. Нередко хорошее превращается в плохое, когда мы пренебрегаем подлинными ценностями. Вот, например, сексуальные отношения. В браке они достойны, чисты и прекрасны. Бог радуется, когда супруги наслаждаются друг другом в интимной близости. Однако, если желание сексуального наслаждения выходит на первое место, ставится выше, чем доброе отношение и преданность супругов друг другу, то интимные отношения обращаются во зло.

Имея дело с нашими эгоистичными помыслами, мы обычно совершаем одну из двух распространенных ошибок. Мы либо обращаем на эти помыслы мало внимания и пренебрегаем заключенной в них опасностью, либо сосредотачиваемся на них и старательно выискиваем скрытый дурной смысл в каждом своем поступке. Если же наше зеркало остается чистым, и мы смотримся в него каждый раз, когда нас побуждает Дух Святой, то мы реже будем впадать в ту или иную крайность.

Библейские образы, которые я предлагаю рассмотреть, соответствуют четырем греховным ложным принципам, о которых я говорил в девятой главе. Прежде чем обсуждать каждую метафору, я их назову и кратко опишу те ложные принципы, которые стоят за ними.

1. «Строительство городов». Устраивая свою жизнь, «строители» полагаются на свои силы и способности. Выше всего они ставят собственные возможности, и это порождает помыслы, которые препятствуют единению между людьми.

2. «Прояснение». Люди, склонные освещать жизнь безжалостным, не оставляющим полутонов светом, — «осветители» — срывают с нее покров тайны и сводят ее к примитивным категориям, которые доступны для понимания и поддаются управлению. Эти категории иногда полезны — но лишь в тех ситуациях, где результат гарантирован. Приверженность своим собственным представлениям и планам — вот что наиболее важно для «осветителей», а такая позиция мешает единению сердец.

3. «Отделка стен». «Отделочники» на первое место ставят безопасность. Они всеми силами стараются все сгладить, уменьшить риск и защитить себя от любых осложнений, которые могут помешать их планам. Озабоченность безопасностью ограничивает их свободу, которая необходима для единения.

«Рытье колодцев». Им занимаются «старатели», которые во главу угла ставят комфортное состояние. Причем они хотят получить все, что нужно для его достижения, сразу и на своих условиях. Они хотят постоянно обладать ощущением благоденствия. Они настолько сосредоточены на немедленном удовлетворении своих потребностей, что с трудом осознают, как их жизнь влияет на других людей. «Старатели» не беспокоятся о своем участии в отношениях, и это препятствует единению между людьми.

Позвольте мне теперь подробнее рассказать о каждой предложенной метафоре. Мы посмотрим, получается ли из них зеркало, в котором мы увидим, что же нам следует уничтожить внутри себя.

Строительство городов: Превыше всего — собственные возможности Метафора Когда Каин убил Авеля, Бог немедленно, твердо и ясно вынес Свой приговор. Самым суровым в этом приговоре, как мне кажется, был его последний пункт. Именно он вызвал отчаяние Каина: «наказание мое больше, нежели снести можно» (Быт 4:13). Бог сказал преступнику: «ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт 4:12) — иными словами, Он отнял у Каина возможность когда-нибудь осесть среди людей. Каин преступил законы человеческого общежития, и в наказание был лишен радостей жизни в сообществе.

Выслушав приговор, Каин тут же начал жаловаться. Жить без родного дома, никогда не обрести Родину, ночевать в разных местах, не иметь возможности сохранять отношения — это было тяжело даже представить, а не то что испытать.

И Каин взбунтовался. Вместо того чтобы признать, что он заслужил наказание, и тогда уже просить милости, Каин решил поправить дело самостоятельно. Он хотел жить среди людей и считал свое желание вполне законным. И поэтому, когда жена Каина родила ему первенца Еноха, Каин строил город (Быт 4:17).

Он назвал этот город именем сына. Возможно, Каин хотел увековечить наследие, которое он намеревался оставить сыну, заполучив и сохранив навсегда то, чего лишил его Бог. Таково кредо «строителей городов» — самим обеспечить себе те земные блага, в которых отказывает Господь, и черпать из собственных ресурсов.

Этот мотив повторяется в Библии не раз. Вот только несколько примеров:

• Дети Ламеха заложили основы цивилизации: Иавал стал основателем фермерства, Иувал освоил музыкальные инструменты, а Тувалкаин занялся промышленностью. Члены семьи преступника использовали собственные способности и возможности для того, чтобы строить человеческое общество по своему вкусу (Быт 4:19-22).

• Нимрод — человек, о котором говорится, что он был звероловом «пред Господом». Можно представить себе, что Бог присматривал за ним, как родители следят за ребенком, который склонен попадать в разные неприятности. Нимрод стал первым, о ком сказано, что он выстроил несколько городов. Среди его достижений числится и Вавилон, ставший символом земной гордыни (Быт 10:9-10).

• Народ в Сеннааре собрался и решил: «построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт 11:4). Этот город никогда не был закончен. Бог разрушил их планы, смешав языки строителей, чтобы они не могли работать вместе. Очевидно, Вавилон обещал стать мегаполисом, который был противен Богу.

• Пророк Аггей упрекал израильтян за то, что они тратят время и средства на строительство своих домов, в то время как дом Господень остается в запустении (Агг 1:3).

• Иисус знал, что Его ученики в смятении. Они уже не искали никакой выгоды, последовав за Ним, и не знали, что их ждет впереди. Иисус успокоил их, сказав, что идет приготовить для каждого из них дивное жилище. Он не велел ученикам строить себе дома здесь, на земле. В этом мире их ждут только трудности: обители для них Он приготовит в другом мире (Ин 14:1-3).

Для Бога — огромное удовольствие видеть, что его последователи живут, как «странники и пришельцы на земле» (Евр. 11:13), не пытаясь заглушить или облегчить тоску по дому. Они смотрят в будущее, «ожидая города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр 11:10). Бог говорит, что Он «не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр 11:16). Напрашивается вывод, что Бог огорчается, когда его приверженцы строят свои города в этом мире.

В последних главах Библии перед нами разворачивается картина города, Святого Града, «сходящего от Бога с неба». Это место, где нет ни смерти, ни вопля, ни слез, ни боли. Господь приглашает своих детей войти туда и обитать там вечно, ходить по улицам из чистого золота, прозрачного, как стекло, и наслаждаться ничем не замутненными яркими красками. Там всегда безоблачное небо. Там растет древо жизни. Там люди пребывают в радости единения, и песнь прославления льется изо всех уст. Апостол Иоанн видит, чему «надлежит быть вскоре». Он слышит слова Иисуса: «Се, гряду скоро». И как ребенок, который слишком долго был оторван от семьи, от родного дома, кричит: «Приди, Господи Иисусе! Возьми меня домой!» (Откр).

Смысл метафоры А теперь давайте посмотрим на эту метафору в целом. Начать нужно издалека — страстное желание любого человека иметь дом корнями уходит очень глубоко. С тех пор как Адам и Ева были изгнаны из рая, с тех по, как первый убийца был приговорен к наказанию, мы все испытываем мучительную и неутихающую тоску по утраченному.

Мы хотим попасть домой. Мы мечтаем сладко покачиваться в потертом кресле, зная, что все счета оплачены. Нам так хочется, чтобы всё наше семейство уселось обедать за одним столом — как приятно осознавать, что все в сборе! Нам очень хочется, чтобы добрые друзья могли забежать к нам на огонек, и у нас было время всласть поговорить и вместе повеселиться.

Мы хотим подлинного мира: такого состояния, когда все вокруг нас устроено так, как и должно быть. Жажда такого мира настолько сильна в наших сердцах, что мы не в состоянии ее отрицать. Она идет из тех глубин сердца, в которых заложена наша сущность. Желание иметь дом кажется самым логичным и разумным.

Но мы не дома. И мы убеждаемся в этом каждую минуту: проблемы со здоровьем, трудности с деньгами, напряженные отношения, душевные страдания,

потери — вот, что обременяет нас и не дает нам покоя. Мы живем в мире, где все идет не так, как должно. И создается впечатление, что Бог ничего не предпринимает, чтобы улучшить ситуацию.

Мы не в аду — в нашей жизни есть много хорошего, чудесного, приносящего подлинное удовольствие и радость. Но то плохое, что в ней присутствует, не позволяет нам полностью наслаждаться хорошим.

Жить в этом мире тяжело. Мы не дома, но нам очень туда хочется. И мы пытаемся сделать похожим на наш родной дом несовершенный мир, в котором мы живем. И когда нам становится ясно, что Бог — Единственный, Кто способен дать подлинный мир и покой, — не собирается делать это немедленно, мы, недоумевая и возмущаясь, принимаемся за дело сами. Я вспоминаю слова одной старой песни:

Мне этот мир — чужой:

Я по нему бреду,

Но дом, мне дорогой,

Лишь в небесах найду Там ангелы зовут Войти в родную дверь.

Я дом свой обрету Не здесь и не теперь.

Многие из нас недрогнувшей рукой переписали бы эти строки на новый лад:

Мне этот мир — чужой,

Но я устрою так,

Что весь он будет мой:

Я вроде не дурак,

Чтоб ангелам внимать Про будущий мой дом.

Здесь надо дом создать,

А небеса — потом!

И вот что получается. Как только мы решили, что сами возьмем от этого мира все, что сумеем, перед нами сразу встает вопрос: «А сумеем ли?» А есть ли у меня все необходимое для этого? Смогу ли я создать хорошую семью: захочет ли моя супруга жить со мной через десять лет? А захочу ли я сам быть с ней? Способен ли я воспитать достойных детей — или они разобьют мое сердце? Добьюсь ли я успеха: сумею ли зарабатывать достаточно денег, чтобы устроить свою жизнь так, как мне хочется? Достаточно ли у меня дарований, чтобы поддерживать рост своей церкви? Сумею ли я найти друзей и сохранить эту дружбу? Буду ли я доставлять радость людям, если они узнают меня поближе?

Как только мы решаемся строить собственные города, нас тут же начинают грызть сомнения в нашей состоятельности: а сможем ли мы осуществить те задачи, которые перед собой поставили? И тогда нам приходится жить так, чтобы развеять эти сомнения. Если мы достигаем успеха, то испытываем гордость, которую мы называем радостью. Если мы терпим неудачу, то мы научаемся ненавидеть (самих себя — за провал, других — за то, что не помогли, Бога — за безразличие) и считаем это чувство оправданным.

Вы многое узнаете о людях, если поймете, чего они больше всего боятся и что больше всего ненавидят. Для «строителей городов» мысль о неудаче невыносима — они ненавидят свои слабости. Живя среди людей, они больше всего озабочены собой и своей состоятельностью. Их чувства колеблются от самодовольства до опустошенности — в зависимости от того, насколько успешно они справляются с ситуацией. Они готовы броситься на любого, кто пробудит в них страх.

Я вспоминаю время, когда я только начинал работать психологом. Один известный христианский лидер направил ко мне своего сына. Человек такого уровня обратился ко мне впервые. Я ощутил тревогу и напряжение: «Это мой шанс! Если все пойдет хорошо, то обо мне будут говорить в высоких сферах. Моя репутация упрочится. О, Боже, помоги мне!»

Поймите, что этих слов я не говорил. Я даже не осознавал в себе таких мыслей. Мое сознание позволило родиться совсем другим словам, которые я и произнес: «Господи, Ты знаешь, как трудно приходится этому лидеру — он так переживает из-за сына. Если я сумею помочь парню, то его отец будет лучше служить Тебе во славу Твою! Пожалуйста, Господи, помоги и мне достойно послужить Тебе».

Несмотря на то что я облек свои плотские помышления в духовные одежды, я чувствовал, что мои молитвы напрасны. У меня не было уверенности, что Господь присоединился к моим благородным начинаниям. Тогда я решил проверить собственные возможности. Что было у меня в багаже:

• Я хорошо учился в аспирантуре.

• Некоторые из моих супервизоров предсказывали мне блестящее будущее.

• Молва говорила обо мне, как о приличном психотерапевте.

Ура! Я смогу сделать то, что хочу! Я думаю, что смогу. Я надеюсь, что смогу. Боже, помоги мне! Ну хотя бы немного.

Павел говорил о том, что страдать за других следует в силе Христа (Тим 2:8). Он желал видеть, как в людях все полнее отображается Христос (Гал 4:19). Апостол Иоанн бесконечно радовался, когда слышал, что дорогие его сердцу люди сохраняют верность Христу (3 Ин 1:4). Устремления апостолов были связаны с созиданием Царства Божьего.

Мною же двигало стремление построить свое царство. Я больше беспокоился за себя, нежели за моего клиента. Я терзался от неуверенности — получится ли так хорошо, как я предвкушал, или нет. Смогу ли я сделать, чтобы все сложилось удачно? Этот вопрос занимал меня гораздо больше, чем раздумья о действии Духа Святого в жизни того юноши, которому меня просили помочь.

Мне бы убить это желание помочь, несмотря на то, что внешне оно выглядело весьма достойно. Но я посчитал его за благородный порыв и взялся за дело. Я действительно помог молодому человеку. Его отец был поражен, а моя репутация хорошего специалиста резко возросла. Так я заложил прочное основание своего города. Слава Богу! Или мне! На самом деле, какая разница — кому? Это не имело значения: ведь моя жизнь разворачивалась так, как я хотел. О чем же еще беспокоиться?

«Строители городов» не могут быть связаны с другими людьми истинными и глубокими отношениями. Им необходимо, чтобы окружающие постоянно подтверждали их состоятельность. Тогда отношения начинают развиваться, но единение, к которому они приводят — ложное.

Один мой знакомый начал межцерковное служение. Хотя оно и не достигло масштабов, которые он планировал, но все же получило известность. Возникла довольно крупная организация — с собственным штабом, несколькими дочерними офисами и солидным штатом. На ключевые позиции руководитель набирал тех людей, которые восхищались им и не угрожали его авторитету. Эти люди осуществляли поставленные им цели. А цели, заявленные в его декларации, были весьма духовны.

Когда все шло благополучно, мой знакомый был на удивленье великодушен и буквально излучал радость — находиться рядом с ним было одно удовольствие. Но как только он столкнулся с трудностями, в глубине его души зашевелился страх. Ощущая смутную угрозу и не осознавая этого ощущения, миссионер занял оборонительную позицию. Он отдалился от тех людей, которые, заботясь о том, чтобы служение сохраняло верный курс, задавали ему «ненужные» вопросы. И крепко держался за тех сотрудников, кто был «верен» ему — то есть за тех, кто никогда ему не возражал. Его команда стала кликой, а служение выродилось в культ.

В конце концов, Бог поступил с этим замечательным человеком так, как Он часто действует, когда Его дети начинают строить свои города. Он привел моего знакомого в пустыню, в такое место, где таланты этого одаренного служителя уже не приносили ему пищи для души, а ложная общность, которую обеспечивали лояльные сотрудники, не облегчала душевной боли. Он оказался один среди горячих песков. И у него не было ни инструментов, ни снаряжения, чтобы построить себе не то что новый город, но даже простейшее убежище.

И уже в пустыне, как это тоже нередко бывает, Бог проникновенно обратился к служителю (Ос 2:14):

— Ты всегда считал, что твои таланты обеспечат тебе настоящую жизнь. Когда ты стал старостой класса в христианской школе, ты твердо решил получить максимум удовольствия от своих руководящих способностей. Ты — неразумный ребенок. Я хочу, чтобы ты жил, а не только услаждал себя преходящими радостями от собственных достижений. Я создал тебя для отношений со Мной. Для таких отношений, когда ты с радостью подчиняешься Мне и наслаждаешься общением со Мной, не отвлекаясь ни на что, поскольку Я полностью восполняю все твои нужды. Я не сержусь на тебя. Мне просто очень горько. Твое сердце — пусто, оно оставалось пустым, даже когда твое служение шло очень хорошо. Город, который ты строишь — это просто дырявая лачуга, открытая всем ветрам. А Я хочу, чтобы ты создал обитель, где смогу жить Я. Я хочу, чтобы ты и сам стал прекрасным храмом для Меня — и тогда Я смогу действовать через тебя. А потом Я введу тебя в Мои вечные обители. Подожди, пока ты сможешь увидеть то место, которое Я предназначил для тебя — оно еще не готово.

Но сейчас тебе еще нужно побыть в пустыне. Ты еще не до конца осознал, что без Меня все твои способности совершенно бесполезны. Ты можешь выстроить для себя город, можешь получить все, что желаешь, но это истощит твою душу. Я хочу, чтобы ты понял: твои ресурсы ничего не стоят, когда ты тратишь их на достижение своих целей. Они мертвы и не могут дать жизни. Когда, пребывая в пустыне, ты убедишься в этом, — вот тогда ты умертвишь страстное стремление доказывать свою состоятельность.

А потом ты обнаружишь в душе другое стремление, которое станет еще сильнее, если ты будешь питать его. Когда же ты осуществишь его — это будет радость для Меня, благословение для других и благодать для тебя.

Все это будет. Но пока тебе нужно побыть в пустыне.

Опыт пребывания в пустыне — непредсказуемые периоды в жизни, когда все знакомые, накатанные дороги приводят в тупик, когда перестают работать все привычные механизмы — очень полезен. Милосердие Божье ведет нас на выжженные земли, чтобы изменились те вопросы, которые нас волнуют. Вместо вопроса, насколько мы состоятельны, чтобы справиться с трудностями и достичь своих целей, мы с удивлением обнаруживаем, что наша возрожденная душа уже давно тихо вопрошает: «Что я могу сделать для Господа, ведь я люблю Его?»

Это вопрос, который радует Святого Духа: ведь это Он распределяет дары среди Божьего народа, чтобы мы могли служить друг другу, как члены единого тела. На переход от вопроса «Насколько я состоятелен?» к вопросу «Что я могу дать?» требуется время: процесс изменений — дело медленное и трудное. Но в любом случае — чтобы желание служить Христу стало процветать, нужно уничтожить страсть, лежащую в основании неверного вопроса.

Страсть, которая так свойственна «строителям городов» — искать, взращивать, подтверждать, лелеять и демонстрировать свою состоятельность, — лучше всего умирает в пустыне.

Прояснение:

Превыше всего — собственная правота и планы Метафора Вслушайтесь в слова пророка Исаии:

Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да угверждается в Боге своем. Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, — идите в пламень огня вашего и стрел,

раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей; в мучении умрете (Ис 50:10-11).

Есть огромная разница между радостью открытия и страстью объяснения. Открытия привносят в жизнь дух приключения, расширяют горизонты Божьего творения. Желание найти всему объяснение заставляет ненавидеть тайны.

Бог сотворил мир, в котором существует порядок. Человек способен познавать этот мир и использовать его для своих нужд. Задача науки — как можно полнее понять порядок, который присутствует в мире.

Однако за мирозданием стоит Личность — свободная, ни от кого не зависимая и ничем не связанная. И поэтому у ученых никак не получается свести все тайны мироздания к ясным и однозначным понятиям — всегда остается место для неопределенности. Если мы доверяем той Личности, что стоит за кулисами Вселенной, то неопределенность становится для нас источником захватывающих переживаний и роста. Когда доверия нет, то неопределенность становится мучительной, и мы всеми силами стараемся от нее избавиться.

Для тех, кто радуется открытиям, зная, что благой Бог всегда движется от хаоса к чудесному исходу, тайна не составляет проблемы. Эти люди приветствуют тайну. Они находят объяснения там, где можно, и не беспокоятся, даже когда ничего не могут объяснить. Для тех же, кем движет страсть все подогнать под разумные объяснения, кто превыше всего ставит определенность и выполнение намеченных ими планов, тайна ненавистна и невыносима. Такие люди хотят точно знать все. Что именно они должны предпринять, чтобы обеспечить себе финансовое благополучие? Что конкретно нужно сделать, чтобы восстановить гармонию в отношениях? Как себя вести, чтобы достичь успеха в карьере или служении? Неопределенность для них — враг номер один, и если возникает что-то непонятное или непредвиденное, то досадное препятствие нужно немедленно преодолеть.

Слова, сказанные Богом через пророка Исаию, дают нам ключ, который помогает понять, по духу мы живем или по плоти. Если мы сталкиваемся с тем, чего не понимаем, если оказываемся в темном лабиринте и не знаем, как из него выбраться, то какое желание в нас сильнее — довериться Господу или разобраться, что нужно делать? Бросаемся ли мы тут же к фонарю, чтобы осветить дорогу? Или только крепче сжимаем руку Господа, Который Один видит сквозь мрак и расстояние?

В чем мы черпаем уверенность — в Боге или в своей способности найти выход? Если мы уверенно движемся в свете собственных фонарей, то слова Исаии предупреждают нас, что мы уповаем не на Бога. Потребность, едва вступив на путь, заранее знать исход — это желание плоти. Его нужно умертвить.

Смысл метафоры «Осветители» любят формулы — они по ним живут. Когда они не могут вывести формулу сами, то обращаются к знатокам, которые уверенно направляют их по «правильному» пути.

Когда «осветители» помогают другим людям, они озабочены тем, чтобы все сделать правильно, и вовсе не стремятся затронуть сердце другого человека. Они гораздо больше доверяют своим схемам, чем голосу Бога — Духу Святому, Который через Слово обращается к нашим сердцам. Глубокое единение сердец подменяется контролем. «Осветители» очень напряженно работают, они ни на йоту не отходят от теории, они во всем полагаются на испытанные методы.

Когда мои сыновья только вошли в подростковый возраст, я однажды провел несколько часов, анализируя их состояние и потребности. Я рассмотрел, на какой стадии развития находится каждый из них, и определил, что им нужно. Чтобы успешно справиться с социальными и психологическими запросами переходного возраста и наилучшим образом помочь своим отпрыскам, я распланировал, что я могу сделать.

Несколько лет спустя, когда Кеп был в самом расцвете своего бунта, я возопил к Богу: «Скажи мне, что мне делать, я все выполню! Только скажи, что делать!»

Но Бог промолчал. И я обратился за консультацией к специалисту по переходному возрасту, вернее даже к двум.

— Что мне делать? — требовал я у них ответа. — Нужно ли мне стереть Кепа в порошок, продать его машину и принудить посещать специальную группу? Или же мне стоит спокойно обсудить с ним положение дел, высказать свою озабоченность и рассмотреть разные варианты решений?

Поскольку Бог не ответил на эти вопросы и в Книге, которую Он написал, то я потерял всякий интерес к чтению Библии. Вы обращали внимание, насколько мы склонны рассматривать Библию, как должностную инструкцию или сборник принципов, которым нужно следовать, когда в жизни появляются трудности? Мы забываем, что в ней Бог открывает нам Свое сердце. Нам больше нравятся инструкции и рецепты, а не приглашение Господа соединить наши сердца с Его сердцем и только после этого исполнить то, что Он нам откроет.

«Осветители» терпеть не могут неопределенности. Замешательство их ужасает. Они вечно пристают с вопросами: «Я прав? Я все правильно делаю? Не ошибаюсь ли я? Это действительно оптимальный выход из ситуации? Кто может подсказать мне ответ?» «Осветители» всегда требуют четких ответов, практических указаний и осуществимых решений. С их точки зрения, жизнь нормальна, если она идет по надежному плану. Поэтому они всегда пытаются создать или ищут хорошие планы. И такие планы эти люди часто находят в Библии — но не потому, что там действительно есть планы на все случаи жизни, а потому, что «осветителям» очень хочется, чтобы они там были.

Особенно склонны к «прояснению» родители маленьких детей. Очень здорово, когда мамы и папы малышей собираются вместе, чтобы поделиться опытом, поддержать друг друга и помолиться. Прекрасно, когда они вместе изучают Библию и обсуждают хорошие книги для родителей. Но бывает, что они объединяются в группу для того, чтобы целенаправленно изучать последнее христианское руководство по воспитанию детей. И если кто-то начинает задавать слишком много вопросов или оспаривать истины, провозглашенные в этой книге, в группе возникает отчуждение — большинству родителей не нужны сомнения. Страх перед неопределенностью они прикрывают почти раболепным преклонением перед мнением авторитетов.

Чтобы чувствовать себя увереннее, «осветители» держатся вместе. Они рапортуют об успехах, поддерживают друг друга, когда дела идут не так, как ожидалось, и обмениваются взаимными упреками за оплошности в исполнении плана. В глубине души эти люди испуганы и ищут единения. У «осветителей» имеется один общий фонарь, которым они освещают путь, и в его свете им чудится, что они достигли единства. Но это единство — фальшивое, оно скорее похоже на культ. Соглашательство и конформизм ценятся больше, чем дискуссии и различие мнений. Постоянно подчеркивается, что все делается во имя библейской истины. Страсть быть правыми и единодушие в понимании того, как все должно быть, — вот на чем основывается их общность.

Подобная страсть и неизбежный вопрос, который возникает в среде «осветителей» — «А прав ли я?» — идут от плоти. Потребность быть правым, настойчивое стремление к уверенности при построении планов, которые гарантируют желанный результат, — все эти помыслы нужно убить. Они должны быть уничтожены, так как подменяют доверие Богу верой в некую «непотопляемую» систему, которой можно следовать.

Как Бог чаще всего реагирует, когда человеком движет страсть к «прояснению»? По своему опыту скажу, что Господь обычно еще больше сгущает тьму. Лично меня Бог привел в полное замешательство, и тогда передо мной остались только два варианта: довериться Богу или впасть в отчаяние. В темноте, которую попустил мне Господь, полностью растворилась моя уверенность в собственных действиях. Эта тьма разрушила все мои надежды разработать новый, улучшенный план и снова оказаться у руля.

Когда Кеп взбунтовался, я не только разрабатывал планы, чтобы помочь ему и его брату гладко пройти очередной этап в развитии. Помимо этого я изучал библейские истории, чтобы понять, что «работает», а что — нет (размышляя, почему Илия не смог воспитать достойных сыновей я часами исследовал Первую книгу Царств). Я читал книги лучших специалистов, я молился и постился.

Поскольку моей глубинной целью было найти правоту и стать правым, то я не был способен к глубоким и доверительным отношениям. И что я мог дать жене,

сыновьям и друзьям? Хотя я много и довольно сердечно общался с ними, на самом деле я боролся прежде всего за то, чтобы быть правым. И, конечно, я не заботился, чтобы из моего сердца изливалась благодать, способная затронуть что-то хорошее в сердцах моих близких.

Тьма все сгущалась. Бог не давал мне возможности получить ни малейшего подтверждения, что я прав. Я все более приходил в замешательство, которое было мне ненавистно, — я пытался его преодолеть, как это делают все «осветители».

И вот я получил известие, что Кепа исключили из университета. В этот момент что-то прояснилось. Формулы перестали работать. Я лишился «правильной» стратегии, которая дает гарантированный результат. Остался только Бог. Доверюсь ли я Ему? Смогу ли на Него положиться — причем так, чтобы мое доверие не стало новым планом получения желаемых результатов? Буду ли я просто держаться за Его руку, верить Его сердцу и идти за Ним в беспросветной темноте, желая одного — хоть немного отразить в себе Христа? Только тьма помогла мне убояться Бога больше, чем неопределенности.

Когда потухли все осветительные приборы, и нет надежды склеить разбившиеся вдребезги мечты, — тогда приходит время для новых вопросов. Нас больше не интересует, правы мы или нет. Мы уже поняли, что наша правота не приводит к исполнению желаний. Теперь мы задаемся вопросом: «Кому я доверяю?»

Страсть находить всему объяснения ведет нас по пути, который плохо кончается. Если верить словам пророка Исаии, конец такого пути — мучение. Мы будем изнемогать от вопросов, на которые невозможно ответить: «Почему все так вышло? Что мне нужно было сделать иначе? Почему я так неразумен? И зачем я послушался этого знатока? Как мне выбраться из ямы, в которую я попал — она такая глубокая и темная?»

Но как только мы умертвим страсть к правильным решениям, в нас поднимется совсем другое побуждение — мы всем сердцем захотим доверять Богу. Это стремление поведет нас по новому пути — он неровен, он проходит по невероятной крутизне и спускается в низины, полные мрака… Но в конце концов он выведет нас в дивный город, где мы сможем отдохнуть. Это нам обещано.