13. В единой битве

Трудно предстать перед другими людьми в плачевном состоянии. Наверное, поэтому наши самые горькие слезы проливаются в одиночестве. Мы боимся надоесть друзьям своими страданиями и пытаемся справиться с ними в одиночку. Особенно это касается тех неприглядных внутренних битв, где мы не в силах одержать победу.

Но вот мы плачем, а рядом нет никого, кто мог бы выслушать и утешить нас, — и наши раны остаются неисцеленными. Но если рядом с нами кто-то присутствует, то внутри нас происходят изменения. Отчаяние уже не кажется таким безысходным, боль уменьшается, и в душе начинает шевелиться робкая надежда.

Помните моего друга, который был рядом со мной, когда я плакал? Когда прошел час, он посмотрел на меня покрасневшими глазами и произнес: «У меня желудок так болит — он ощущает как больно тебе». Друг разделил мои страдания, он слышал меня и сопереживал мне.

Это был момент единения. Благодатная сила излилась из его сердца, затрагивая все хорошее и живое, что было в моей душе — и я почувствовал себя сильнее.

Как он научился так делать? Может быть, он применил какую-то психотехнику? Или посещал тренинг «Навыки целительного общения»? Или просто устранил все препятствия на пути единения сердец и открыл дорогу благодати, которую Бог заложил в его сердце?

Его слова вовсе не были «правильными» или «уместными». Не нужно срочно записывать их в блокнот, чтобы процитировать, когда ваши близкие будут переживать кризис. Эти слова исходили из его сердца, в котором в тот миг царил Христос. А я в эти минуты ощутил присутствие Отца. Окрепла и углубилась моя уверенность в том, что Отец заботится обо мне.

Нам нужно признать горькую правду — кто не страдал, тот не способен по-настоящему любить. Дурные стремления и страсти, которые извращают все наши усилия любить, умирают только в горниле испытаний. Они умирают, когда мы проходим через палящий зной пустыни или оказываемся в ледяной тьме неопределенности, когда нас постигают бессмысленные на первый взгляд трудности и потери или когда нам приходится признать ущерб, который наш эгоизм наносит другим людям.

Когда человек изливает свои горести, то слушатели обычно ощущают собственную несостоятельность. Мы не знаем, что сказать. Мы подозреваем, что в человеке происходит что-то очень серьезное, и мы не способны уловить эти процессы. А если бы и уловили, то совершенно не представляем, что делать. Иногда мы даем осторожные советы или предлагаем помолиться. Порой пробуем ответить эмпатически : «Складывается впечатление, что ты сильно испугана». Мы можем начать интерпретировать слова собеседника: «А ты не думаешь, что твой страх отвержения связан с событиями прошлого? С тем, что отец оставил семью, когда ты была маленькой девочкой?» Или наскоро «выдаем» несколько библейских цитат о Боге, надеясь, что они принесут пользу. Или рекомендуем собеседнику обратиться к специалисту .

Нам кажется, что нужна особая подготовка, чтобы сказать слова, которые помогают. Но возможно, наша проблема вовсе не в отсутствии специальных навыков. Может быть, все трудности такого общения связаны непосредственно с ощущением нашей несостоятельности. Мне кажется, что в неумении оказать подлинную помощь гораздо большую роль играет желание человека быть «на уровне», чем реальная ограниченность его возможностей. Если ваш друг никогда не учился на стоматолога, то он не сумеет излечить ваш больной зуб. Это — реальная ограниченность. Однако, если в ответ на ваши мучительные откровения друг не способен излить из своего сердца то доброе, что вложил в него Бог, то вряд ли это связано с нехваткой благодати. Такая неспособность скорее определяется тем, что в его сердце процветают плоды «строительства городов».

В большинстве случаев за ощущением несостоятельности скрывается синдром «строителей городов», который мешает людям быть едиными в теле Христовом. Желая помочь страдающему другу, вы полагаетесь на свою компетентность? Скорее всего, кроме несостоятельности, вы ничего и не ощутите. (Встает вопрос: кто в данном случае может быть компетентен?

И как он достиг этой компетентности?) Но если, находясь рядом со страдающим человеком, вы внимательно прислушаетесь к своему обновленному сердцу, то обнаружите там благодатную силу, готовую выйти на свободу. Пагубная страсть «строителей городов» (быть «на уровне») должна умереть, если мы хотим дать волю стремлениям «строителей Царствия Божьего» — жажде отдавать.

Страсти «строителей городов» вместе с ущербным чувством несостоятельности лучше всего умирают в пустыне. Другу, который был рядом со мной, когда я плакал, довелось пройти через пустыню. Ему пришлось бороться с ужасающим чувством собственной никчемности. Было время, когда он переживал эти муки в одиночестве, и только Бог был свидетелем его слез. В тот трудный для меня день опыт собственных страданий помог ему быть открытым для единения со мной.

А как бы на мои слезы могли среагировать «осветители»? Они бы включились в неистовую умственную работу, вырабатывая подходящий план, призванный разрешить мои мучения. Возможно, они бы даже записались на курсы консультантов, чтобы в следующий раз увереннее справиться с подобной ситуацией. «Осветители» — это те студенты психологических отделений, которые все время спрашивают своих руководителей: «А скажите мне, что делать, если случится вот это!»

Если посоветовать «осветителям» расслабиться и не бросаться выстраивать стратегии по любому поводу, а больше доверять своему сердцу, то они не послушают. Возможно, они вас просто не поймут. Подобный совет не похож на хороший план. «Доверять сердцу? А как же я тогда смогу точно понять, как лучше всего помочь человеку?» Пробудить у «осветителей»

интерес к идее доверия способна только тьма, причем настолько полная, чтобы стало невозможно ничего планировать.

Вновь вспомню тот день, когда я страдал невыразимо. Мой друг обучался консультированию под моим началом. Но когда я рыдал, он не стал мысленно листать мои лекции, чтобы понять, как лучше всего мне помочь. По своему опыту он знал, как тяжко быть во мраке, когда неизвестно, что делать. Темнота хоть немного, но научила его, что значит доверять Духу Святому, Который обитает внутри него.

А теперь представим, что я излил душу перед «отделочником». Ему необходимо срочно исправить положение дел к лучшему, хотя бы внешне. Его мысли тут же начнут метаться: может быть, стоит немедленно помолиться? Или необходимо суровое обличение? А в прошлый раз хорошо подействовали теплые слова и дружеские объятия — может быть, стоит их попробовать и сейчас?

«Отделочникам» никогда не придет в голову мысль о подлинном сопереживании. Для них это слишком рискованно. Они быстро возводят хлипкие стены, чтобы можно было защититься от трудностей, и потом усиленно их обмазывают и штукатурят. Возможность единения сердец упущена, но это неважно: их цель достигнута. Все присутствующие чувствуют себя немного спокойнее, и удалось обойтись без риска.

Но мой друг преследовал иную цель. Он всем сердцем желал коснуться моей души и отдать мне часть себя — ту часть, которая отражает Христа. Мой друг открыл для себя это бесценное сокровище, когда переживал трудности, которых не сумел избежать. Те времена разрушили его надежды на благополучие и безопасность — но он был вознагражден сторицей, ибо обрел надежду высшего порядка.

Когда не происходит слияния душ, мы чувствуем опустошение. Мы созданы для глубокого единения — созданы Богом, Который Сам существует в единстве. Все, что не дает подлинного единения, оставляет нас со страшной внутренней болью, от которой мы всеми силами хотим избавиться. Боль может быть настолько сильной, что мы приветствуем любое средство, которое способно ее снять. Человек может оправдать для себя самые ужасные дела — изнасилование, наркотики, мошенничество, физическое насилие — ведь на одно чудное мгновение они снимают эту боль. «Меньшие» злодеяния вроде сарказма, равнодушия и высокомерия оправдать еще легче — они позволяют чувствовать себя комфортно. Временное удовольствие от греха действительно облегчает нашу невыносимую боль, хотя и ненадолго. Но кажется, что ничто другое вообще не способно ее облегчить.

Так считают «старатели», копающие колодцы. Если бы мой друг был из их числа, то, утешая меня, он заметался бы в поисках чувства внутреннего удовлетворения. Возможно, он ощутил бы себя героем, который вовремя разглядел искушения, грозящие известному христианскому психологу, и приступил бы к моему спасению. Или пошел бы более проторенной дорогой, дав волю своим сокровенным сексуальным фантазиям, одновременно выражая мне свою заботу.

Но все произошло совсем не так. Мой друг стоял за меня силой Христовой. Я знаю, почему он сражался так целеустремленно и безоглядно. Дело в том, что несколько месяцев назад ему пришлось признать, что он здорово подвел меня. Друг любил меня, и когда он увидел, к каким последствиям привел его эгоизм, то проникся ненавистью к побуждениям плоти. Тогда его сердце открылось для лучших стремлений, которые в нем были. По благодати Божьей мой друг — хороший человек. Преображение произошло, когда он стал христианином. В тот день, когда он увидел, к чему привели его дурные помыслы, он открыл в своем сокрушенном сердце огромные пласты добра. Мой друг был совершенно раздавлен осознанием, какое зло он оказался способен причинить. И это сокрушение привело в действие благодатные силы, скрывающиеся в его душе.

Страсти и помыслы нашей независимой натуры препятствуют единению сердец. Эти страсти нужно умертвить. Мы призваны принять непосредственное участие в исполнении смертного приговора — зарядить ружье и спустить курок.

Теперь нам нужно уделить внимание двум оставшимся вопросам. Во-первых, каким образом единение может помочь нам убить пагубные страсти? Во- вторых, что именно означает выражение «умертвить» или «убить» эти помыслы? Почему Библия говорит о том, что их нужно умерщвлять? Мы должны совсем уничтожить эти страсти — так, чтобы они никогда больше нам не вредили? А если нет, то неужели речь идет только о том, чтобы противостоять им, а вовсе не убивать?

Как помогает единение сердец?

Изменение людей не является задачей общины. Изменения совершает только Дух Святой. Он один ведает тем, направить ли человека в пустыню или сгустить тьму на его пути, озадачить ли неожиданными проблемами или открыть ему глаза на тот вред, который приносят его эгоистичные стремления. Иногда Дух Святой использует нас как инструмент, чтобы исполнить Божьи планы. Причинять боль, ведущую к покаянию, — тоже Его дело: такой труд должны выполнять руки более чуткие, чем человеческие. Иногда мы сурово обличаем или сокрушаем человека жестокой правдой (мы всегда должны идти на такие поступки с нежеланием), но мы не можем утверждать, что подобное сокрушение производит глубокую духовную работу. Нам нельзя настаивать на том, что наше вмешательство обязательно даст желаемый результат. Скорее, мы должны молиться о достижении цели.

Если же мы требуем, чтобы наше участие привело к определенным последствиям, то узурпируем права Святого Духа. И тогда мы оказываемся в самом центре борьбы за власть. Основное призвание общины — соединять людей, а не сокрушать их. Соединять сердца, изливая благодатную силу своей души в жизнь ближнего, чтобы пробудить то доброе, что сокрыто в его душе. Дух Святой помогает нам преодолевать препятствия на пути единения сердец — те ложные ценности, о которых мы говорили: стремление к собственной состоятельности, уверенности в своей правоте, к безопасности и внутренней удовлетворенности. Как только мы их преодолеваем, перед нами открываются возможности для такого взаимодействия между людьми, которое несет огромную исцеляющую силу. Позвольте мне пояснить.

В трудные времена мы больше всего нуждаемся друг в друге. Когда Дух Святой ведет «строителя городов» в пустыню, тот ощущает острейшую боль от своей несостоятельности. Один друг написал мне длинное письмо — каждая страница была залита слезами. «Никто не пошел за мной, — писал он. (Этот факт заставил его погрузиться в размышления: а есть ли в нем хоть что-то стоящее, чтобы люди следовали за ним.) — Неужели мне жизненно важно быть такой влиятельной персоной, чьи слова люди схватывают на лету?»

Мой друг сейчас в пустыне. Он стал глубже понимать, что представляют собой его потребности — потребности «строителя городов». Боль от того, что эти запросы не удовлетворяются, стала терзать его сильнее. Год за годом он боролся, чтобы доказать свою состоятельность. Частично это было вызвано тем, что он вырос в атмосфере неодобрения, не получая подтверждения своих способностей. Во многих областях у него все благополучно. Этот человек талантлив, способен и очень умен. Но он так и не обрел внутреннего мира.

Бог любит моего друга и хочет, чтобы тот умер для своих притязаний на состоятельность и самодостаточность. Поэтому Дух Божий и повел его долгим путем через пустыню — босиком по раскаленным пескам. Мой друг оказался в положении, когда он не чувствует себя «на уровне», и его возможностей не хватает, чтобы справиться с жизнью. Время, которое он проведет в пустыне, предназначено для того, чтобы побудить его отказаться от стремления к самодостаточности и посвятить свои таланты строительству Царствия Божьего. Только попав в пустыню, мы можем осознать, что занимаемся строительством собственных городов (хотя наша деятельность обычно имеет все атрибуты бескорыстного служения).

И лишь когда мы приходим в сокрушение от открытий о себе, а затем — к покаянию, тогда и появляются возможности для жизни по новому замыслу. Мы начинаем ощущать, что значит жить по Духу.

Вот как это можно показать схематично (см. следующую страницу):Мой друг сейчас в пустыне. И это открывает для меня новые возможности. Если я вижу праведность в близком мне человеке, если я верю, что Дух Святой готов совершить в его жизни что-то потрясающее, то мне нужно обратиться к своему сердцу. Мне нужно понять — а что я могу излить в сердце моего друга, чтобы затронуть то доброе, которое, я уверен, там есть. Как бы я ни выразил это словами, суть послания, что бьется в моем сердце, такова: «Я верю в тебя».

Предположим, что мой друг не столько страдает от своей несостоятельности, сколько находится во мраке неопределенности. Предположим, что Дух Святой ведет его в темные долины, где не видно освещенного

пути и неясно, куда двигаться дальше. Например, его одолевают тяжелые раздумья о том, каким образом ему ухитриться оплатить все счета. Или он в полном смятении и не знает, как отреагировать на известие, что его незамужняя дочь беременна. Вместо того чтобы просто согласиться: да, положение действительно затруднительное, или дать совет, я снова могу обратиться к своему сердцу. Я волен прислушаться к ответу, который идет из глубин моего обновленного сердца. Другу, который оказался в темной долине безысходности, мне, может быть, захочется сказать: «Я знаю, как ты стремишься довериться Богу. Мне ведома твоя борьба с сомнениями — я никогда не оставлю тебя одного в этой битве».

Или, например, Дух повел моего друга по крутизне необъяснимых трудностей и потерь. Когда Бог рушит подштукатуренные стены, воздвигнутые человеком, желая, чтобы тот оставил мечты о безопасности и вспомнил о мужестве, Дух Божий может дать мне такие слова: «Ты мужественный человек. Я глубоко уважаю тебя за это». Возможно, эти слова затронут обновленное сердце «отделочника», которому нужно расстаться с иллюзией своей защищенности и идти вперед, делая рискованные шаги там, где это необходимо. И ведь он действительно хочет разумно рисковать. Я знаю об этом, потому что Святой Дух ведет его к жизни по Божьему замыслу.

И, наконец, когда мы сломлены в результате осознания, какое зло наши грехи причинили другому человеку, нет слов желаннее, чем: «Я прощаю тебя». Дух Божий видит под всем нашим безобразием прекрасный образ. Дух уверен, что он там есть, потому что Сам вложил его в душу. Когда же Дух побуждает обиженного нами человека, чтобы и он увидел красоту образа Божьего, — тогда в его сердце появляются желание простить обиду и надежда, что красота и добро выйдут наружу.

Надеюсь, что достаточно простое графическое обобщение главных моментов, о которых мы говорили, поможет нам помнить о них.

Метафора № 1: Строительство городов

Главный принцип жизни:

Я устрою свою жизнь, исполь

Основной вопрос:

зуя те ресурсы, которые могу самостоятельно контролировать.

«Насколько я состоятелен?»

Глубинный страх:

Оказаться «не на уровне»,

Требование, неудовлетво

несостоятельным.

«Подтвердите мою состоя

рение которого вызывает

тельность!»

гнев:

Возможности для ложного

Сотрудничать с людьми,

единения:

которые достаточно компе

Сопутствующие страсти:

тентны, чтобы достигать общих целей.

Зависть;

Стратегия Божьей помощи:

Злорадство;

Зависимость от похвалы;

Сверхчувствительность к критике;

Тщеславие.

Время в пустыне.

Послание для подлинного

«Я верю в тебя!»

единения сердец:

Новый вопрос:

«Что я могу дать?»

Главный принцип жизни:

Я составлю для своей жизни

Основной вопрос:

план, который наверняка сработает.

«Я прав?»

Глубинный страх:

Перед неопределенностью

Требование, неудовлетво

и замешательством. «Согласитесь со мной».

рение которого вызывает

«Скажите мне, что нужно

гнев:

делать».

Возможности для ложного

Стремление к людям, которые

единения:

во всем соглашаются с нами,

Сопутствующие страсти:

не подвергают сомнению истинность нашего понимания и при этом осуждают тех, кто имеет другие взгляды. Стремление к выявлению

Стратегия Божьей помощи:

разногласий;

Готовность критиковать; Любовь к доводам;

Покровительственное отношение к другим.

Путь через долины тьмы.

Послание для подлинного

«Я знаю, что ты хочешь

единения сердец:

довериться Богу».

Новый вопрос:

«Кому я действительно дове

ряю?»

Главный принцип жизни:

Моя основная задача — оградить себя от трудностей.

Основной вопрос:

«В безопасности ли я?»

Глубинный страх:

Бедствия, потери, несчастья.

Требование, неудовлетво

«Помогите мне защитить

рение которого вызывает

себя!»

гнев:

Возможности для ложного

Объединиться с людьми,

единения:

которые предпочитают видеть в жизни только благословения судьбы и считают, что эти блага являются результатом их действий или поведения.

Сопутствующие страсти:

Склонность к крайностям; Поверхностность духовной жизни;

Отсутствие гибкости в привычках;

Безынициативность.

Стратегия Божьей помощи:

Допущение трудностей, от которых невозможно укрыться.

Послание для подлинного

«Я вижу твое мужество».

единения сердец:

Новый вопрос:

«Достаточно ли добры руки Бога, которые держат меня, чтобы я мог идти по жизни, не страшась риска?»

Главный принцип жизни:

Я хочу получать удовольствие,

Основной вопрос:

как только пожелаю, и ни на мгновение не ощущать боли. «Все ли я получил, что хотел?»

Глубинный страх:

Пустоты.

Требование, неудовлетво

«Будьте со мной заодно

рение которого вызывает

в моих попытках получить

гнев:

удовольствие и не осуждайте

меня».

Возможности для ложного

Общение с поверхностными

единения:

людьми, которые стремятся получать от жизни только удовольствие.

Сопутствующие страсти:

Нетерпение;

Бесчувственность;

Потакание собственным слабостям;

Жадность.

Стратегия Божьей помощи:

Вскрытие вреда, который эгоизм наносит другим людям.

Послание для подлинного единения сердец:

«Ты прощен».

Новый вопрос:

«Как мне стать благословением для других?»

Мало кто сомневается в том, что в людях живут дурные стремления. И все христиане, конечно же, согласны, что им нужно противостоять.

Но нам дано повеление не просто сопротивляться страстям — мы должны предать их смерти. Тем не менее, надо признать, что злые страсти по-прежнему живут в нас — мы продолжаем ощущать их давление. Значит ли это, что мы их вовсе не убили? Или под словами «убить страсть» подразумевается нечто иное, а не полное одномоментное уничтожение?

Давайте посмотрим, что не является умерщвлением плоти.

Умертвить плоть не означает:

1. Только противостоять ей. Несомненно, умерщвление плоти включает в себя противостояние — мы должны, «отвергнув нечестие и мирские похоти», жить «целомудренно, праведно и благочестиво» (Тит 2:12). Но, очевидно, здесь необходимы еще какие-то действия — иначе мы возвратимся к подходу «делай правильно», то есть опять будем стоять у подножья Синая и, трепеща от страха, внимать голосу закона.

2. Убрать ее из жизни навсегда, чтобы она никогда больше не беспокоила нас. Психотерапия иногда создает иллюзию, что такое возможно. Главное — излечить скрытое психологическое расстройство, и тогда все проблемы уйдут. Так происходит, когда врач лечит воспаление легких: уничтожил возбудителя, укрепил иммунитет — и исчезли все симптомы заболевания. Аналогия понятна: удалите злокачественный корень страстей, и все: они больше не будут вас тревожить. Однако, даже если вы решили очень серьезные психологические проблемы, плотские помыслы не исчезают.

3. Тщательно исследовать каждое движение души на предмет скрытых страстей и, обнаруживая их, тут же изменяться к лучшему. Одна моя знакомая участвовала в работе малой психотерапевтической группы. Задачей группы было выявление неприглядных побуждений, стоящих за любым словом или действием. Каждый член группы говорил о том негативе, который, по его мнению, скрывался за высказываниями, поступками и поведением других участников. Так вот, эта женщина ушла из группы совершенно разбитая. Она была уверена в том, что в ней нет ничего хорошего — одни гадости. Она перестала открыто говорить о себе с другими людьми, опасаясь оттолкнуть или ранить их. Результат этой «психотерапии» был вполне предсказуем: женщина утратила радость и свободу. Работа группа не имела ничего общего с процессом, который Библия называет умерщвлением плоти.

Апостол Павел говорит нам, что наша ветхая природа была распята вместе со Христом, «дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим 6:6). Главное уже истреблено Христом, и теперь мы имеем право считать ветхого человека мертвым.

Слово «ветхий» означает что-то отжившее, ненужное, переставшее приносить пользу. Когда Павел пишет, что «ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное» (Рим 6:6), он использует слово, которое по-гречески означает «полностью истреблен».

Смысл утверждения апостола таков: наш прежний образ жизни, который господствовал до встречи со Христом, теперь совершенно бесполезен. Смерть Христа приводит в полную негодность все старые подходы к жизни. Его жертва сбрасывает с трона все ветхие законы, безраздельно управлявшие нашей жизнью. Мы не только получаем прощение грехов — теперь у нас есть возможность заменить саму нашу греховную природу чем-то принципиально иным, несоизмеримо более прекрасным и могущественным.

Мы знаем, что ветхая природа продолжает существовать и порождать злые помыслы. Но еще мы знаем, что она не имеет животворной силы. Наша плоть — «бог», к которому мы обращались, думая, что только он способен дать нам желанную полноту жизни, — уже сброшена с пьедестала. В нашу жизнь вошел Новый Бог, Которому мы можем свободно служить.

Все это нам дано. Теперь наше дело — «почитать себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 6:11). А это значит — глубоко понимать, что все побуждения нашей плоти (стремление быть самодостаточными, обрести гордую уверенность в себе, пребывать в абсолютной безопасности, найти полное удовлетворение и при этом оставаться независимыми), которые являлись основами нашей жизни, никуда не годятся. Все это больше не работает, хотя временами и создается впечатление, что все устаревшие подходы вполне приемлемы. Впрочем, независимо от того, понимаем мы это или нет, они неизбежно ведут к страданию.

Однако нам по-прежнему трудно расстаться с ветхим человеком. И тогда Бог ведет нас в пустыню, где наши претензии на состоятельность лопаются и испаряются, как мыльные пузыри. Он повергает нас во мрак, чтобы вдребезги разбить ложную надежду обрести уверенность, удачно распланировав свою жизнь. Бог впускает в нашу жизнь трудности, от которых мы тщетно старались защититься. Он суровой десницей открывает нам глаза, чтобы мы увидели, сколько боли приносим людям, потакая своим похотям. Такими способами Господь отравляет нам удовольствие от греха. На всех наших путях Он показывает, что плотские страсти не ведут к полной жизни, как сулят их сладкие голоса, — они приводят к несчастьям и страданиям, отчаянию и бессмысленности.

Для Духа Божия нет ничего желаннее, чем высветить красоту Христа, которая теперь сокрыта и в нас. Это стремление присутствует в каждом действии Духа. Если Он замечает в нас побуждения, ведущие прочь от Христа, то вскрывает их истинную природу. Дух Святой показывает нам, насколько они опасны для нашей души. Он открывает нам, что наследие ветхого человека не только не приносит никакой пользы для обретения полноты жизни, но препятствует ему.

Когда же мы признаем истину и искренне соглашаемся с тем, что наша ветхая природа бессильна и давать ей бразды правления бесполезно и разрушительно, когда мы избираем путь сопротивления плотским страстям — вот тогда мы умерщвляем плоть. Мы убиваем греховные стремления, свергая их с трона, как тиранов, от которых мы больше не ждем ничего хорошего.

Самая главная задача Святого Духа — вывести на свободу Христову жизнь, свет которой мерцает в наших душах. Святой Дух не получает никакого удовольствия от той боли, которую мы испытываем, проходя по пустыням, долинам тьмы и бедствиям или сталкиваясь с плодами своего эгоизма. Он просто расчищает завалы, лежащие на пути к единению сердец. Он устраняет преграды, которые не дают нам жить в отношениях, приносящих небесную радость. Ту самую радость, которой вечно наслаждаются Отец, Сын и Дух Святой, и которая была прервана лишь однажды, на краткий миг в Великую Пятницу после полудня.

Чтобы наши отношения были полны такого же единения и радости, нам нужно не только умерщвлять плоть, но и оживлять дух. Эту тему мы и обсудим в последних главах.