17. Высвобождаем силу

Так получилось, что у меня есть бесценная привилегия — в тяжелое для дорогих мне людей время я могу с ними говорить. В такие минуты я меньше всего ощущаю себя психологом, исполняющим профессиональный долг, — я остаюсь христианином, который уповает на Бога и искренне желает излить из своего сердца жизнь Христа. Когда я разговариваю с человеком, который переживает кризис, то профессиональная объективность кажется не просто неуместной, но и неправомочной — она способна перекрыть все потоки благодати. Мне нужно быть именно субъективным. Я должен встать на фундамент библейских обетований, отдаться водительству Святого Духа и действовать, исходя из глубин моего сердца. Невозмутимость или отстраненность осквернит все живое и доброе и закроет дорогу к целительному единению.

Когда кто-то из близких мне людей страдает или оказывается в сетях дьявола (как же я ненавижу сатану!), то я обращаюсь к Богу с молитвой:

«Господи! Только Твоя жизнь, коснувшись сердца этого человека, способна совершить то, что нужно.

Мои умения, мой ум и знания обращаются в ничто, если их не направляет воля Твоя. Отче, меня ужасает то, с чем столкнулся в своей жизни этот человек. Ужас пронизывает все мое существо. Но за этим огромным страхом я ощущаю неземное спокойствие, потому что знаю силу Твоей благодати и верю Тебе! Боже милосердный, яви через меня Сына Твоего, так чтобы я стал мощным проводником блага в руках Твоего Духа».

В это утро наша церковная группа посвятила время особой молитве — о крайне серьезных проблемах со здоровьем.

Муж Маргарет, которому всего сорок лет, умирает после долгой и тяжелой борьбы с раком мозга.

У Марка обнаружилось странное заболевание шеи. На прошлой неделе он прошел обследование и сейчас ожидает результатов.

У Дэбби совсем больные суставы — ей уже не раз оперировали запястья и одно колено. А вчера стало подводить и второе колено.

У пожилых родителей Линн — целый ворох разных болезней, которые в скором времени могут оборвать их жизни.

Лэрри (не мне, другому) предстоит на этой неделе операция на голеностопном суставе.

А у меня только-только закончилась эпопея с камнем в почке, и теперь я снова могу заняться уже знакомыми проблемами с кишечником и обезвоживанием.

Молитвой руководил Эл. Он объявлял каждую нужду и затем давал несколько минут, чтобы мы могли помолиться молча. Когда молитва закончилась, я попросил слушателей поделиться тем, как они молились. Могли ли они высказывать свои просьбы без сомнений, как учит нас действовать в минуты испытаний апостол Иаков? Просите «с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» (Иак 1:6).

Мы все согласились: это правильно — просить Бога, чтобы Он излечивал шеи и подправлял колени. Но одновременно мы пришли к заключению, что никто из нас не в состоянии молиться о физическом исцелении с непоколебимой уверенностью. Каждый из нас имел опыт молитвы об исцелении, на которую Господь не ответил. Меня поразило, что я молюсь об успешной операции голеностопа с большей верой, чем об исцелении от рака. Дело в том (и мне неприятно это признавать), что в первом случае хороший исход весьма вероятен и, значит, вполне возможен и без прямого вмешательства Бога. А вот чтобы справиться с запущенным раком мозга, необходимо чудо.

В наши дни чудеса случаются не так часто. Подобно Гедеону, я вопрошаю: «И где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши..?» (Суд 6:13) У меня нет уверенности, что молитвы пятидесяти человек из нашей группы, да даже и миллионов людей по всему миру, убедят Бога исполнить наши просьбы. На людях мы славим Бога за Его милосердие, а оставшись наедине с собой, сокрушаемся. Мы жалуемся, что Он бывает таким холодным, таким равнодушным к нашим самым сокровенным желаниям. Иногда Бог кажется просто упрямым.

Но когда мы начинаем понимать, что именно собирается совершить Бог, тогда наш взгляд меняется. Тогда и наша молитва становится искренней. Господь вступает в битву, которая началась со времен грехопадения наших пращуров и будет длиться до возвращения Христа, твердо зная, что Он хочет сделать. И эта битва вовсе не за то, чтобы улучшить наше положение или обеспечить нас деньгами. И не за то, чтобы избавить нас от страданий, уберечь от боли и борьбы. Главной целью Бога не является быстро, качественно и вовремя подправить наше здоровье. Да, Господь побуждает нас молиться обо всех этих нуждах и нередко помогает нам. Однако заканчивать наши молитвы мы всегда должны замечательными словами, которые по нашей незрелости так часто вызывают досаду: «если есть на то, Господи, воля Твоя».

Разве нет воли Божьей на то, чтобы мы, Его дети, наслаждались всеми радостями здорового тела и благополучия? Судя по всему — нет. По крайней мере, нет в этой жизни. Апостол Петр, будучи уже далеко немолод, сказал, что мы призваны к страданию. Он увещевал нас не удивляться при встрече с тяжкими испытаниями и не воспринимать их как нечто странное (1 Петра 2:20-21; 4:12).

В один прекрасный день Господь начнет великую битву со злом, царящем в мире, со всем, что заставляет нас страдать и плакать — и победит. Но сейчас Он ведет совсем другую войну, которая, какой бы успешной она ни была, приносит нам множество поводов для слез. Пока мы не оказались в Отчем доме, мы должны рассчитывать на Бога — Он зовет нас в бой против болезни души. Именно эту войну Он и ведет сегодня. И нас Он призывает вступить в это сражение рука об руку с Ним.

Стратегия проста: мы должны помогать друг другу умерщвлять плоть и оживлять дух. Плоть служит проводником происков дьявола и прочих злых сил этого мира. Дух пробуждает в наших сердцах добродетели, посредством которых мы все более уподобляемся Богу, все яснее проявляем Его образ, по которому мы сотворены.

Если есть на то Его воля, Бог легко исцелит шею и в мгновение ока избавит человека от рака. Но Он не давал нам никаких гарантий, что станет делать это обязательно. Молиться о физическом исцелении с полной уверенностью в результате, по меньшей мере, самонадеянно. Такая молитва отражает скорее высокомерную требовательность, чем смиренную веру. Мы можем быть уверены лишь в одном — что Господь слышит нашу молитву и, если исцеление не противоречит Его замыслу и пойдет нам во благо, то ответит на нее. Мы имеем право просить Бога о телесном исцелении, не сомневаясь, что Он может это сделать. А вот когда мы просим исцелить наши души, то ничто не должно поколебать нашей уверенности в том, что Он это сделает.

Вернемся к молитвам об исцелении в нашей группе. Когда мы делились своими размышлениями, отец Марка сказал:

— Я молился, чтобы мой сын смог больше доверять Богу, вне зависимости от того, как будет развиваться болезнь.

Кто-то молился о Маргарет, чтобы она, глядя, как угасает ее муж, чувствовала Божье присутствие и не теряла способность благодарить. Благодарить не за боль, а за то, что промысел Божий всегда ведет ко благу, и за исполненное любовью участие Господа в ее столь горестном сейчас пути.

Я слушал свидетельства моих братьев и сестер во Христе, и все яснее понимал, что мы действительно находимся в битве за души друг друга. Мы очень много делаем в практической сфере: приносим людям еду, возим их в больницу, ухаживаем за ними, молимся о физическом исцелении. Но ведь самое большое благо получается тогда, когда мы помогаем друг другу все больше уподобляться Христу.

Борьба эта непроста и нелегка. А мы не торопимся признаваться в ней. Намного проще сказать: «Колено меня подводит. Помогите мне, пожалуйста, забраться в машину и помолитесь, чтобы врачи сумели меня вылечить». Труднее открыть свои переживания: «Я совершенно растеряна. Жизнь стала невыносимо тяжела, и я не вижу никакого просвета. Мне все надоело. Мне нет дела до других людей. Я увязла в болоте жалости к самой себе. Меня душит злость. Мне кажется, что я схожу с ума. В моем сердце только холод и одиночество — я в отчаянии. Но я не хочу оставаться в таком состоянии — помогите мне!»

Что вы почувствуете, если ваш друг или подруга обратятся к вам с такими речами? Наверно вы решите, что им нужно срочно поговорить со священником или с христианским консультантом.

Мы не стесняемся рассказать о предстоящей операции, но ни за что не выдадим наши страхи: «Я до смерти боюсь потерять работу. Жене я ничего не сказал. Я наврал ей, что у меня есть страховка по болезни — а у меня ее нет. Я понимаю, что это глупо: жена ни в чем не виновата, но я злюсь на нее по любому поводу. Стоит ей сказать слово, как я буквально прихожу в бешенство. Я даже думал уйти от нее. В моей жизни царит полнейший хаос. Мне очень нужна помощь».

Мы ощущаем себя вполне состоятельными, чтобы молиться о физическом исцелении, но когда дело доходит до душевных сражений, опускаем руки. Как мы можем вступить в эту борьбу? А на самом деле для участия в ней требуется не так уж и много: слушать с любовью и полагаться на то, что сделает в данной ситуации Господь наш Иисус Христос. Тогда мы можем не сомневаться, что в сердце человека, который ищет помощи, жалость к себе сменится твердой верой, а на место обиды придет любовь.

Но обычно, если дело доходит до конкретных слов поддержки, в которых способно воплотиться наше видение, мы теряем всякую уверенность. В нашей голове появляется мысль, что кто-то другой должен разбираться с завистью и горечью, с похотью и страхами, которые свили себе гнездо в душах наших ближних. Нужно, чтобы с ними поговорил специалист, который поймет, как психологические травмы прошлого влияют на душевное состояние человека в настоящем. Мы полагаем, что здесь поможет только профессионал, который знает, что следует искать, как вести беседу и что делать с обнаруженными проблемами.

На самом деле в духовную борьбу способны вступить верные люди — родные, друзья, единоверцы, которые проявляют искреннюю заботу о нас. Более того, нередко они предвидят, как может преобразиться наша жизнь. Они твердо верят, что так оно и будет. Что же касается «словесной хирургии», то нередко она бывает необходима — но даже самые распрекрасные, самые «христианские» методы психологии не должны уводить нас от генерального сражения.

Однако подход к душевным битвам, принятый в нашей культуре, предполагает, что вскрытием глубинных проблем должен заняться квалифицированный профессионал, а не члены Тела Христова. Что значит «квалифицированный»? Это значит, что консультант, психолог или психотерапевт имеет дипломы, свидетельства, сертификаты и прочие официальные подтверждения его компетентности. Возможности других людей — друзей, родных и даже священников — ограничены. Мы можем поговорить с подругой, когда ее везут на каталке по больничному коридору, но когда она оказывается в операционной — мы ждем у дверей. Она попадает в руки специалистов. Мы не покинули ее в борьбе, мы твердо верим, что Дух Святой способен творить чудеса. Но сделать операцию самим? Говорить с силой, которая принесет душе исцеление? Нет, это выше наших возможностей!

А вдруг, отводя психологии столь исключительную роль, мы ошибаемся? Вдруг специальная подготовка приобрела такое громадное значение лишь потому, что очень немногие христиане знают о чудесном воздействии силы живущего в их сердцах Христа? Мы знаем, что война идет с болезнью души. А если настоящая болезнь — это отпадение души от Бога, первородный грех? И душа эта, вырванная из бессмертного тела, умирает без воды, лишенная возможности припасть к истинному источнику жизни? Разве не в том состоит призвание других членов Тела Христова, чтобы утолить ее духовную жажду? Или, по крайней мере, дать страждущей душе ощутить вкус живой воды, который заставит ее найти источник и устремиться к нему?

Я поднял эти вопросы в ходе радиопередачи в прямом эфире. Один человек позвонил в студию, чтобы сказать:

— Я высоко ценю, что доктор Крабб так много внимания уделяет исцеляющей силе общины верующих. Как замечательно, когда каждый может быть выслушанным, получить любовь и молитвенную поддержку. Но бывают случаи, когда человеку нужен именно психотерапевт.

Конечно, этот мужчина прав. Иногда нам бывает крайне необходимо поговорить с мудрым, чутким человеком, который хорошо разбирается в душевных проблемах. Я считаю, что лучше всего для этой цели подойдет человек, исполненный энергией Христа. Он может быть профессионалом, а может и не быть. Главное, что он наполнен благодатной силой Христа. И значит, он не просто сопереживает, потому что это необходимо, а профессионально владеет искусством сопереживания. Нет, оказывая помощь страждущему,

он исполняет свое призвание. И эта призванность, вне зависимости от статуса и квалификации помогающего, неизмеримо превосходит профессиональное умение слушать. Сила Христа дает и мудрость, которая позволяет понять человеческое сердце, и животворные слова. И, конечно же, эти слова не сводятся к обещаниям помолиться и к советам, дополненным ободряющими жестами.

Посмотрите, что открывает нам Новый Завет о жизни Христа. Иисусу были ведомы людские сердца. Он сумел коснуться сердца самарянки — увидел, что та жаждет совсем другой жизни, и поддержал, усилил это стремление. Христос знал, когда сказать человеку о его ошибках. Он в совершенстве умел проявить чуткость к людям, переживающим горе, — например, к родным Лазаря, жестоко разочарованным из-за Его промедления (Ин 11). Иисус не стал спорить с человеком, который сказал Иаиру: «Дочь твоя умерла; не утруждай Учителя», Он просто велел Иаиру верить (Лк 8:49-56). А как искусно Христос обращался с порывистым рыбаком, призванным стать ловцом человеческих душ! Если упрек — то высказанный в нужное время и нужной форме. Если взгляд — то проникающий до глубины души. Если обличение — то твердое, но с любовью, в конечном итоге укрепляющее душу. Потому Петр и смог стать мудрым пастырем народа Божьего. Когда ученики начинали ссориться, Иисус всегда находил для них верное слово.

Так почему же у нас возникает ощущение неспособности к целительному воздействию на души ближних? На мой взгляд, причина неуверенности одна: мы и не пытаемся использовать силу Христову, заложенную в нашем сердце. Профессионализм здесь ни при чем.

Христианским психологам и другим христианским специалистам — всем, кто так или иначе участвует в подготовке христианских консультантов, следует сосредоточить усилия на Христовой силе, что есть в каждом нашем студенте. Нам нужно видеть ее, всячески подпитывать и помогать ей выйти на волю.

«Господи! Дорогие моему сердцу люди живут не лучшим образом. Мой муж (жена), сын (дочь), родители и близкий друг находятся в душевном борении. На их души больно смотреть — они измучены, больны, разочарованы, ожесточены. Плоть управляет ими и их отношением к страданиям. Боже всемогущий, используй меня, чтобы пробудить их дух — даруй, чтобы Твоя жизнь изливалась из моей души на окаменевшую почву их сердец. Пусть Твоя живая вода просочится сквозь корку ожесточения и напитает почву, которую Дух Святой возделывает в их душах. Только вкус воды из Твоего источника истинной жизни пробудит их сердца. Даруй, чтобы они ощутили этот вкус через меня».

Если мы хотим, чтобы в нас действовала энергия Христа, то в первую очередь нам следует осознать, что Христова жизнь является абсолютной истиной, высшей реальностью — реальнее нее внутри нашего существа ничего нет. Наша задача — открыть в себе эту жизнь и питать ее. Питать и взращивать неустанно, пока она не станет сильнее любых других внутренних побуждений. Пока мы сами не станем сильнее. Пусть сомнения останутся, но укрепится вера. Пусть тревога не покинет нас, но близость к Богу и доверие Ему станут полнее. Пусть чувство собственной несостоятельности будет по-прежнему посещать нас, но мы с большей готовностью станем отдаваться водительству Духа Святого. Вот в чем заключается оживление духа.

Нам нужно не терять бдительности и научиться в каждый конкретный момент различать, что только кажется настоящим, а что на самом деле является подлинным. Представьте себе, что супружеская пара, которую вы всячески наставляли, сообщает о намерении развестись. Скорее всего, вы почувствуете, как сжалось ваше сердце и опустились руки. Но знайте: это не вся правда, это — ненастоящее. Истина состоит в том, что в вашем сердце есть сила, способная остановить ход событий и повернуть его к сохранению семьи. И с верой в эту неиссякаемую силу мы должны идти вперед.

Высвобождение энергии Христа сводится к одному: мы учимся говорить слова от чистого, наполненного Христовой жизнью сердца. Это самый глубокий и в то же время — самый простой подход к помощи людям. И он дает нам свободу. Нам не нужно мучиться, пытаясь найти подходящие слова, которые бы соответствовали теории консультирования. Мы доверяемся Духу Святому: Он подскажет нам слова и в любую минуту научит, что делать. Нам нужно просто без остатка посвятить себя ближнему — отдать то, что находится в самой глубине сердца, отделив губительные плотские помыслы от духовных. Мы должны высвободить и отдать все, что несет силу и жизнь.

Чтобы мои мысли не были превратно истолкованы и неверно использованы, я хочу пояснить, как с мудростью отличать жизнь Христову, скрытую внутри нас, от многочисленных подделок. А затем поделюсь некоторыми выводами, которые помогут нам давать волю благу, содержащемуся в наших сердцах.

Когда дочери Питера Крифта было пять лет, врачи сообщили, что у ребенка обширная опухоль мозга. Повинуясь первому побуждению, Питер задал врачу множество вопросов: насколько велика опухоль? Доброкачественная ли она? Когда станут известны результаты биопсии? Каков прогноз при неблагоприятном диагнозе?

Позже он записал в своем дневнике: «Удивительно, как мозг, пытаясь справиться с непоправимым, хватается за земные, обыденные детали. Когда мы не способны принять правду, мы сосредоточиваемся на фактах».

Недавно умер отец моего друга. После похорон сердобольные люди стали узнавать у сына по поводу страховки: покроет ли сумма страховки расходы, которые были сделаны за время длительной болезни (а по существу, долгого умирания) отца? Остались ли у матери деньги на жизнь?

Сын ответил честно: «Нет, наши финансовые дела в полном упадке». «Какая трагедия!» — услышал он в ответ. Моему другу хотелось закричать: «Нет! Умер мой отец — вот трагедия!»

Если мы не в состоянии принять правду, если ужасная действительность вызывает слишком сильную тревогу — мы начинаем цепляться за детали, хорошо знакомые нам пустяки, которые вкраплены в жестокую реальность, и стараемся укрыться за ними. Только так мы можем что-то предпринять: нам есть на чем сосредоточить внимание и о чем подумать.

В этих состояниях есть определенная ценность. Родителям больной девочки нужно ясно представлять себе положение дел, чтобы принять правильные решения. Им необходимо держать себя в руках, чтобы не пугать ребенка глубиной своих чувств. Сыну, на попечении которого оказалась овдовевшая мать, надо искать выход из финансового кризиса. Хирургам, которые собираются оперировать маленькую головку, нельзя думать о том, что под их скальпелем — драгоценное дитя, чьи родители перепуганы до смерти. Вместо этого медики полностью концентрируются на деталях операции.

Сосредоточиться на деталях бывает очень полезно, когда наплыв чувств, связанных с невыносимой для психики правдой, грозит перевернуть весь мир. Тогда уверенная, опытная рука, держащая скальпель, важнее сопереживающего сердца.

Однако если мы ведем другую борьбу — не с болезнью или тяжелыми обстоятельствами, а за чью-то душу, то картина полностью меняется. В таких сражениях целительная сила заключена в раскрытом сердце, из глубин которого изливается животворная энергия. Единение обычных людей в подобных случаях неизмеримо важнее самообладания профессионала или наличия определенных знаний. Беспристрастные методики не способны принести душе исцеление.

Нам необходимо глубоко осознать все ценности, что находятся в самой сердцевине нашей души, и тогда мы сможем предложить эти ценности другому. Но для того чтобы познать и ощутить все наше богатство, нужно полностью признать правду: «Мой сын встал на дурную дорогу»; «Мой муж очень далек от Господа»; «Мой друг пытался покончить жизнь самоубийством»; «В моей жизни царит ужасное насилие».

Только признав правду, мы сумеем обнаружить, что лежит в глубинах нашего сердца. Лишь тогда наше новое рождение и образ Божий получат возможность воплощения и дальнейшего развития. Мы находим Бога, когда нуждаемся в Нем. Если же мы, пытаясь справиться с трудной ситуацией, ищем лишь достойный выход, то наше доверие Богу приобретает чисто символическое значение.

А мы склонны именно к этому. Что я должен сделать? Как объясню то, что происходит? Какая теория лучше всего поможет мне понять, что творится с этим человеком и должным образом откликнуться на его нужды? Когда мы задаемся подобными вопросами, то все внимание сосредотачивается на анализе происходящего — и мы теряем возможность понять, что Бог делает в нашем сердце.

Картина проста. Вот правда. Вот пугающая реальность происходящего в жизни близких нам людей.

Эта правда вызывает в нас ужас. Как мы реагируем на это чувство? Если начинаем судорожно обдумывать стратегию поведения, то упускаем шанс пробудить то животворное, благодатное и доброе, что есть в нашем сердце.

А теперь предположим, что мы позволили себе в полной мере осознать трагедию, происходящую с дорогим нам человеком. Представим, что мы ощутили всю его боль и печаль. Тогда мы очень быстро осознаем свою полную несостоятельность изменить хоть что-то: ведь все дело в состоянии сердца нашего ближнего. Вот перед нами — беспокойное, ожесточенное, глупое сердце, которое может изменить только Дух Святой.

И тогда у нас остается только два пути: прийти в отчаяние или взыскать Бога, иными словами — вступить в новую схватку. Мы начинаем отчаянную борьбу за наши отношения с Богом, мы ищем Его присутствия, сражаемся со страхами и гоним прочь сомнения в том, что Он рядом. Мы начинаем искать Господа всем своим существом.

Бог обещал, что мы найдем Его, если взыщем Его всем сердцем — то есть, прежде и сильнее всего остального («остальное» — это, например, решение проблемы или немедленное облегчение страдания). Если искать так, то мы найдем Бога — в Его Слове. После долгого неуправляемого полета в темноте мы приземлимся на твердую почву истины, свидетельствующей нам о том, что Вечный и Всемогущий Бог возлюбил нас. И мы поверим, что в каждое мгновение Господь творит что-то хорошее. И найдем Его в наших сердцах — в святых побуждениях и добрых желаниях, в мудрых намерениях — во всем, что в совокупности отражает образ Христа.

Если говорить более привычным языком, то энергия Христа высвобождается тем полнее, чем сильнее мы отвергаемся от себя.

Опытные хирурги имеют законное основание доверять своему умению оперировать. Хорошие механики испытывают приятное чувство уверенности, когда автомобилист описывает странные звуки, идущие из- под капота. Этим людям совершенно не нужно отказываться от себя в своей профессиональной деятельности. Наоборот, им нужно оставаться самими собой и, используя свою квалификацию, лечить людей и исправлять моторы.

Но вне сферы профессиональной деятельности мы не в состоянии восстановить душу для жизни в праведности без энергии Христа. Когда родитель говорит с ребенком о духовной брани, то для исцеления детской души нужна именно сила Христа. Осознав, что значит бороться, вооружившись Христовой силой и изведав на опыте, насколько она могущественна, мы познаем ни с чем не сравнимую радость быть орудием исцеления человеческой души в Божьих руках.

Путь к силе Христовой идет через признание горькой, страшной правды — за ней мы открываем ободряющую и радостную Божью истину.

Вот отец узнает, что его женатый сын имеет любовную связь на стороне. Эта новость разбивает отцовское сердце. Что делать? Оплакивать своего блудного сына? Или бросаться искать выход? Станет ли он тут же обдумывать, как ему отреагировать на это известие? Побежит ли за советом к людям, которых уважает, чтобы попытаться решить эту проблему? Или он позволит тяжести события полностью сокрушить его сердце? И там, под обрушившимся на него горем, сумеет обрести Божий мир?

Если несчастный отец сосредоточится на деталях и фактах и решит, что самое важное — понять, что делать, то он рискует поддаться побуждениям плоти.

— Я справлюсь! — вот как отзовется в душе ее голос. — Я ведь многое могу!

• Я построю свой город;

• Я зажгу свои огни, и все станет ясно;

• Я подмажу стены моих укреплений;

• Я вырою свои колодцы.

Но, может быть, отец подойдет к ужасному известию по-другому. Вот он молится в одиночестве. Вот плачет вместе с женой, и они молятся вместе, взявшись за руки. Отец предстоит перед Господом в полной нищете духа, в ничем не прикрытой наготе души, раздавленный чувством вины, горем и страхом. Он убивает в себе все стремления собственноручно справиться с ситуацией, взять ее под свой контроль. И тогда он постепенно начинает открывать в себе чистый, животворный, невероятно прекрасный источник, воды которого обладают неземной силой.

Его битва закончилась: отец выходит из нее с миром и доверием в сердце. Его эгоистичная требовательность сломлена, он приобрел уверенность, что в борьбе за сыновнюю душу через него будет действовать Бог. Отец верит, что им будут руководить милосердие и мудрость, данные свыше.

Теперь отец может говорить с сыном — говорить так, как говорил бы Христос. У него нет осуждения — но он твердо стоит на позиции нравственности. У него нет горечи — его сердце наполнено милосердием. В его словах нет отчаяния — в них звучит надежда, и они с мудрой проницательностью затрагивают самые глубокие уровни сердца сына. Вот так, благодаря Божественному Сыну земной отец становится орудием в руках Духа Святого и обретает способность явить своему согрешившему чаду сердце Бога-Отца.

Когда мы говорим с близкими, особенно если постигшая их беда в самом разгаре, — тогда значение имеет только сила Христа, изливающаяся из наших сердец.

Когда мы сталкиваемся с правдой о том, что происходит в жизни других людей, какой бы печальной или отвратительной она ни была, это заставляет нас заглянуть в самую сердцевину нашей собственной души. И там мы находим жизнь. Ужасная правда, стоящая перед нами, побуждает нас укреплять эту жизнь и освящать себя ради ближнего своего (Ин 17:19). И тогда мы обретаем свободу — мы можем, не беспокоясь ни о какой специальной подготовке, говорить от всего сердца, чтобы пробудить в сердце другого человека Христову жизнь.

В сердцевине нашей души заключена жизнь Христа — это самая полная истина о нас. Когда трудности, с которыми мы сталкиваемся, приводят нас именно к тем глубинам души, где заложено основание нашей личности, мы можем изливать Христову жизнь в другие сердца. Открыв в себе эту жизнь, мы верим в нее. Побуждения, глубже всего укорененные в нашей душе, вложены в нас Господом. Нам нужно найти их и взрастить, чтобы они стали сильнее, чем помыслы плоти. По мере того как добрые стремления растут, мы все свободнее делимся силой Христа с другими людьми, вступая в борьбу за их души. Вооруженные этой силой, мы будем обращаться к человеку с подлинной мудростью. Если нужно обличение, мы обличим его с любовью и в подходящее время. Мы зададим ему действительно насущные вопросы. Мы сможем найти и показать ему истинный путь, который приведет к пробуждению доверия и послушания в сердце человека.

Вот некоторые выводы, которые следуют из этого подхода:

Вывод 1. Питать энергию Христа в своем сердце подразумевает: изучать Библию, молиться, участвовать в богослужениях и нести какое-либо служение в церкви. Доверие своему сердцу никогда не означает отказа от духовной дисциплины.

Центральная тема Писания — Христос. Сам Он говорил со своими современниками, превосходно зная Ветхий Завет, который досконально изучал с детства, как было предписано для еврейских мальчиков.

Почему же нам нужно равняться на меньшее? Говорить, следуя своим порывам — опасное дело. Эти порывы должны быть подкреплены растущим и углубляющимся пониманием Библии и всегда оставаться в пределах соответствующих библейских доктрин.

Допустим, кто-то скажет вам: «Мне кажется, тебе нужно развестись с мужем. Он совсем не отвечает твоим потребностям. Ты достойна лучшего». Очевидно, что этим советчиком движет не сила Христа — его слова противоречат Писанию.

Точно так же нельзя доверять своим порывам без живой молитвенной практики. А еще к сердцу Господа все более приближают нас углубляющееся воцерков- ление и самоотверженное служение людям и Богу. А чем ближе мы к Его сердцу, тем сильнее становятся наши добрые побуждения.

Вывод 2. Способность действовать силой Христа усиливается по мере того, как мы, в стремлении понять людей, их проблемы и пути помощи, привыкаем мыслить по-библейски.

Для того чтобы наша помощь людям несла исцеление, нужно, чтобы мы видели суть их проблем с библейской точки зрения. За последние тридцать-сорок лет сформировался взгляд, что оптимальный способ приобретения необходимой проницательности — это специальное обучение на психолога или консультанта, в котором церкви, как правило, участия не принимают.

Наверно, пришло время рассмотреть другие возможности. Ведь любой христианин, не обладающий лицензиями и дипломами, несет в себе силу, способную исцелять сердца ближних. А раз так, то может быть, церквям стоит взять на себя ответственность за подготовку людей к более осмысленному единению — вооружить их библейским пониманием борьбы, которая происходят в сердцах? Пусть это станет частью христианских образовательных программ, воскресных школ и катехизационных занятий.

Забота о душе меньше связана с «научным» анализом ситуации и больше — с чуткостью к голосу Бога, которая позволяет понять Его указания: в каком направлении и когда двигаться. Однако при полном отсутствии понимания происходящего просто невозможно увидеть пути, предлагаемые Богом. Если мы хотим помочь человеку, то нам не следует быть отстраненно объективными. Но субъективность не означает, что мы можем бездумно полагаться исключительно на свои представления. Необходимо иметь и знания. Тогда мы сумеем понять, что сказать мужчине, пристрастившемуся к порнографии или женщине, снедаемой ненавистью к самой себе. Нам нужна мудрость, крупицы которой мы приобретаем из Библии и у тех людей, кто много и глубоко размышлял о тех или иных проблемах.

Несомненно, обучение нам тоже нужно. Но чем обуславливается действенность помощи? Она больше зависит от единения сердец, чем от применения конкретной методики. Она больше определяется силой жизни Христа, изливаемой из глубин сердца, чем навыками интерпретации. Община верующих вполне может предложить соответствующее обучение, которое откроет дорогу к более глубокому и мудрому единению собратьев.

Вывод 3. Правила ведения беседы с человеком, которому требуется помощь, имеют значение в основном для тех, у кого еще нет опыта.

Я смотрю в будущее и вижу, как создаются программы обучения, которые помогают людям научиться говорить с силой Христа, полной мудрости и знания. Эти программы предусматривают и лекции, и применение наглядных пособий, и книги, и суперви- зию, и критику. Мне хочется, чтобы помогающие люди имели предварительное представление, с какой стороны подойти, например, к человеку, который потерял всякое желание жить.

Я так же предвижу, что по мере того как мы будем закаляться в боях, необходимость в формальных моделях библейски обоснованного общения будет уменьшаться.

Майкл Джордан, бесспорно, является лучшим игроком за всю историю баскетбола. И вот однажды, в решающем матче, тренер собрал команду, в которой играл Майкл, на перерыв. До финального свистка оставались считаные минуты. Тренер дал игрокам план окончания игры. Он обратился к каждому игроку в отдельности, и каждый получил особые указания. Когда он подошел к Майклу, то опустил свои записи и сказал:

— Майкл, а ты делай то, что сам знаешь.

Сначала нам нужно обучиться основам эффективного ведения беседы: не давать немедленно советов, избегать конфликтов, осуждения и нравоучений, стараться уловить то, о чем человек прямо не говорит, но что может оказаться важным. Постепенно Дух Святой Сам будет направлять нас к наиболее естественной форме беседы.

Эта книга — призыв к единению. Призыв стать плечом к плечу со своими собратьями, когда они сражаются с плотскими помыслами. Призыв открыть для них свои сердца и дать им вкусить животворную силу Христа, чтобы пробудились и окрепли их добрые стремления.

Мы рассмотрели некоторые принципы единения, которые, я надеюсь, дадут нам необходимое понимание и подтолкнут к практическим шагам. Вот эти принципы:

• Примером для наших отношений служит Единый Вечный Союз — Пресвятая Божественная Троица.

• Основанием единения является Благая Весть. Бог дает нам возможность получить прощение грехов. Он обещает, что в будущем мы станем жить в совершенном единстве. Он открывает нам дорогу к глубокому единению с Ним, с самими собой и другими людьми.

• Условием единения становится Новый Завет — удивительное соглашение, установленное Богом. Бог вкладывает стремления к добру непосредственно в наши сердца. Новый Завет открывает нам новый путь к взаимодействию между людьми — духовное единение пробуждает все доброе, что есть в сердцах. Теперь мы можем не полагаться на такие малоэффективные средства, как увещевания или психологическая работа с внутренними проблемами.

• Бог хочет, чтобы мы умертвили плоть, которая является источником злых помыслов. Ее голос пытается заставить нас поверить, что мы только выиграем, если последуем ее зову. Бог помогает нам умерщвлять плотские побуждения — Он дает нам время побыть в пустыне, ведет через непроницаемую тьму, допускает неожиданные трудности и открывает глаза на тот урон, который наш эгоизм приносит близким людям.

Слава, которой облек нас Христос, дает нам власть являть другим людям сердце Отца. Мы вступаем в битву задушу ближнего, мы приобретаем видение того, каким он может стать. Мы открываем сокровенные глубины своих сердец, чтобы дать свободу скрытой в нас жизни Христа — мы изливаем Его силу в опустошенные сердца, чтобы пробудить в них жажду делать добро.

В самом начале книги я рассказал историю о моем сыне Кепе. В одном месте я написал так: «Какая-то целительная сила излилась из моего сердца, пробила броню, в которую была закована душа Кепа, и достигла самых сокровенных ее уголков». Потом, размышляя о том времени, когда сын был исключен из университета, я добавил: «Через меня излилась такая сила, которой я никогда раньше не ощущал столь глубоко и полно».

И затем я задал вопрос: «Может ли так произойти и в ваших отношениях?» Сейчас я могу ответить на него: «Да, может», и надеюсь, что вы присоединитесь ко мне.

Но, к сожалению, как часто из нас изливается отнюдь не целительная сила! Дети разочаровывают нас, друзья вызывают тревогу, а супруги отдаляются — и мы убегаем от подлинного взаимодействия. Чаще всего мы ограничиваемся поучениями, а если ситуация осложняется — предлагаем обратиться к консультанту.

Во многих случаях взаимодействия с людьми мы активно строим «собственные города». Мы пытаемся достойно выглядеть, вписаться «в рамки», нам хочется кого-то поразить. Скуку или нетерпение мы прикрываем подчеркнутой вежливостью. Нередко мы склонны деловито «прояснять» проблемы и ситуации: мы спорим по тому или иному вопросу, отстаивая свою точку зрения, или чрезмерно радуемся, когда все с нами соглашаются. Иногда мы начинаем «отделывать» наши хлипкие стены — мы напоминаем себе, что мы заслуживаем благословений: ведь мы серьезно относимся к вере и активно участвуем в Божьих делах. А раз так, то значит мы можем избежать самых суровых невзгод. Однако чаще всего мы «роем собственные колодцы» — делаем все возможное, чтобы чувствовать себя наиболее комфортно, а если этого не удается, стараемся сгладить неприятные переживания, на время забыть о них при помощи быстропреходящих удовольствий.

Во всех этих стараниях задействована плоть, а в ней нет животворящей силы. Плотские побуждения препятствуют единению. Какое бы сообщество ни сложилось на таких принципах — оно, несмотря на первоначальные успехи, будет оставаться поверхностным, слабым, готовым в любой момент развалиться.

Но может быть совсем по-другому. Я постоянно учусь, что значит высвобождать энергию Христа — в отношениях и с моими клиентами, и с сыном, который переживает кризис, и с другом, который находится в борьбе. Я учусь этому в повседневном общении с женой.

В сердце каждого из нас, в самые сокровенные его глубины, Дух Святой вложил удивительную силу — и никакое горе, никакие неудачи не способны изгнать ее оттуда. Наш дух жив благодаря действующей в нем жизни Христа.

Однако без наших собственных усилий наш дух не станет себя проявлять. Нам нужно его оживлять: пробуждать и вскармливать, верить в него, ценить и всячески укреплять.

Трудные времена способствуют оживлению духа, если мы не убегаем от испытаний, открываемся им. Оживление духа невозможно и без твердого решения молиться, причем не по обязанности, а из желания лучше узнать Бога. Необходимо также всестороннее исследование Библии: и самостоятельное чтение, и обучение у хороших учителей.

Когда мы, не лукавя, смотрим на правду о своей жизни и не пытаемся укрыться за многочисленными деталями и обстоятельствами, то для нас открываются те глубины души, где сокрыта Христова жизнь. Она готова к действию. Когда Христос нужен нам по-настоящему, то мы всегда Его находим. И узнаем Его как самую замечательную Личность, которую только можно встретить. А потом, иногда даже без специальных усилий, все чаще поступаем подобно Ему.

Мы спрашиваем своего сына, чем мы можем ему помочь — и его жизнь поворачивается в другую сторону. Мы по-новому — сердечно и благодарно — улыбаемся своим супругам, и они оттаивают и делают шаг навстречу нам. Мы слушаем друзей, которые исповедуют нам свои грехи, и наше сердце наполняется благодатью — она течет в сердца дорогих нам людей и побуждает их искать Бога, как никогда раньше. Мы смотрим на людей, о которых мы знаем, что они не любят нас, и от всего сердца желаем им добра — и в нашей душе не возникает и тени лицемерия.

Когда мы вступаем в битву за душу человека, когда видим то, что Дух Святой уже давно замыслил для его жизни, когда энергия Христа, облеченная в наши слова, изливается в сердца наших ближних — тогда мы едины! И вот тогда происходит подлинное исцеление душ.

Слышите голос Триединого Бога, который раздается, когда Божественные Личности внимательно смотрят на нас? Я словно слышу, как Они восклицают в один голос:

— Наш план работает! Люди пока ничего не понимают. Но уже скоро грядет время!

И я верю — грядет время подлинного единения.