Введение — Неожиданный поворот

Можно ли назвать эту книгу очередным этапом моего литературного пути? Нет, работа над ней оказалась удивительным приключением, неожиданным поворотом — еще лет пять назад я и не предполагал ничего подобного.

Долгое время по закоулкам моего разума бродили неясные мысли… И вдруг совсем недавно они приняли отчетливые формы и оттеснили все остальные размышления. Четверть века я ломал голову над людскими проблемами и пытался понять, какую помощь в их решении могу оказать я, психолог. И вот — меня захватила идея, которая увела меня с привычных и проторенных дорог в бескрайние просторы неизведанного.

Я понял, что в единении, в общении двух человек, когда их души переплетаются так же тесно, как тела в интимной супружеской близости, происходит некое трудноуловимое чудо. Один человек передает другому неведомую силу, которая несет исцеление самым глубоким ранам души того, кто ее принимает. И принимающий радуется, обретая внутреннюю полноту и здоровье. Дающий же радуется еще больше от осознания своей целительной силы. В сердце каждого христианина обитает добро, неизмеримо более могущественное, чем все зло на свете. Вот оно, благо — оно таится в сердце, дожидаясь случая излиться и сотворить чудо. Но как же редко совершаются такие чудеса!

Что бы вы подумали о преуспевающем хирурге, если бы он отказался от своей специальности и занялся изучением проблем здорового питания? Вряд ли бы вы сочли его поступок разумным. Почему бы ему не продолжить занятия серьезной работой, которая приносит огромную пользу людям? Ведь на свете не так уж много врачей, которые имеют достаточно высокую профессиональную подготовку, позволяющую проводить сложные операции.

Да, такое резкое изменение сферы деятельности было бы неоправданным, если бы не одно «но». Допустим, этот хирург обнаружил, что изменение системы питания способно остановить развитие болезни. И этот подход оказался намного более действенным, чем оперативное вмешательство. Тогда, изучая вопросы питания и пищеварения, хирург будет стремиться разработать такой метод, при котором пациентам не потребуются полостные операции с трудно предсказуемыми последствиями. Врач сделает все, чтобы исцеление приносили овощи, а не скальпель!

Вот так совсем недавно мне самому пришлось круто изменить направление. Сейчас я работаю для будущего. Я надеюсь, что придет время, когда верующие люди — братство рядовых прихожан — в тесном общении друг с другом сами смогут осуществлять целительную работу, которая сейчас ложится на плечи специалистов в области психологии и психиатрии. Души людей будет врачевать то особое единение, которое стало возможным благодаря Евангельской Вести.

Давайте представим себе, что Бог заложил в душу каждого Своего чада особые «вещества», которые имеют силу предотвращать и исцелять болезни души. Господь повелел нам делиться этими веществами и предусмотрел для этого особые отношения — единение сердец. Представьте себе, что нам действительно дано такое предназначение, поверьте в него. Наверное, тогда у вас сразу возникнет желание понять, какие же вещества даровал нам Бог и как мы можем делиться ими с другими людьми.

Надеюсь, что я сумею показать вам, что Господь именно так и задумал. Именно такими Он и замыслил отношения между Своими детьми. Он вложил в нас силы, способные врачевать души и творить чудеса, если наши сердца объединяются. Главная трудность состоит в том, что мы в это не верим, и потому даже не задумываемся о дивных возможностях, которые несем в своих душах.

Я вижу христианскую Церковь как братство, в котором люди ищут подлинного общения. В этом общении мы обмениваемся целебными веществами: я отдаю вам силу, которую Бог вложил в меня, а вы изливаете в мою душу благо, которым Он наделил вас. Но ни один из нас ничего не теряет: если мы отдаем целебные силы ближнему, они, как любые духовные дары, только укрепляют наши души.

Так что же это за целебные вещества или силы, скрытые в моей душе и способные воздействовать на вашу жизнь? Каким образом я могу их вам передать? И как я сумею получить от вас то, что необходимо мне? Что для этого требуется от меня и от вас? Что представляет собой общение, в котором люди исцеляют друг друга?

Я — профессиональный психотерапевт, и последние двадцать пять лет я занимался чем-то вроде сердечной хирургии. Я вторгался в те глубинные сферы жизни обратившегося ко мне человека, в которые никто, кроме психотерапевта, и не заглядывает — обычно их не исследует даже сам человек. Предполагается, что это может делать только дипломированный специалист. Непрофессионалы за такое не берутся. Последние четырнадцать лет я занимался преподавательской деятельностью — готовил будущих специалистов в области психотерапии. Я оглядываюсь на это время с глубоким удовлетворением: я и сам достиг успеха в своей области, и помог другим людям в их профессиональном становлении. Здравый смысл подсказывал мне, что этой благородной деятельности следует посвятить всю оставшуюся жизнь.

Однако сейчас я занимаюсь совсем другим. Я смотрю на верующих людей — членов различных церковных общин, для которых понятие «ходить в церковь», помимо прочего, подразумевает и участие в различных служениях. У меня есть веские основания считать, что эти люди таят в себе огромные возможности. В их душах скрыты силы, которые способны исцелять разбитые сердца и восстанавливать ущерб, нанесенный в прошлом. Эти силы способны придать мужество тем, кто пал духом. Они укрепляют ослабевших и побуждают их продолжать путь. Они подвигают одиноких на поиски общения. Они наполняют разочарованных подростков и упрямых детей новой, созидательной энергией. Они дарят надежду множеству людей, которые ощущают себя отверженными, одинокими и никому не нужными. Я сейчас все больше склоняюсь к мысли, что под словами «ходить в церковь» в первую очередь подразумевается особое участие в жизни наших братьев и сестер. Мне кажется, что одной из главнейших задач церковной общины является обеспечение возможности единения между ее членами. Я полагаю, что для каждого конкретного человека такая близость возможна не со всеми прихожанами, а лишь с несколькими членами церкви.

Я вижу, как слаженно трудятся пальцы руки, выводя эти строки. Мне бы хотелось, чтобы столь же тесная связь, такое же сплоченное взаимодействие присутствовало между отдельными членами христианских общин. Сердце доставляет кровь ко всем органам, вплоть до кончика каждого пальца. Мозг управляет всеми движениями пальцев, чтобы они могли выполнить задачу. Если поранен даже мизинец, то организм мобилизует силы, чтобы предоставить поврежденному месту все необходимое. Весь организм работает, чтобы справиться с инфекцией, залечить рану и полностью восстановить палец.

А что говорит об устройстве Церкви наш самый надежный источник — Библия? Оказывается, Церковь «составляется и совокупляется посредством всяких взаимно скрепляющих связей…» (Еф 4: 16). Значит ли это, что когда моя жизнь рушится, связь с церковной общиной может удержать ее от краха? Ведь Церковь — это тело, которое «при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф 4:16).

Но как эти таинственные процессы происходят на самом деле? Каким образом в Теле Христовом достигается подлинное единение людей друг с другом? Я не настолько компетентен в богословии, чтобы обсуждать мистические основы церковного единства. Однако некоторые аспекты «собрания верных» вполне возможно рассмотреть и в рациональной плоскости.

Мне кажется, что настало время уделить самое пристальное внимание отношениям между членами Церкви. Чем мы делимся друг с другом? Что мы удерживаем внутри себя? Могут ли эти скрытые сокровища изменять жизнь другого человека? Пришло время осознать, что именно в Церкви происходит высвобождении той преобразующей и исцеляющей силы, которую Бог вложил в сердце каждого члена христианского братства. Это братство Иисус назвал Своим Телом. Подобно многоклеточному организму, оно составляется из огромного числа верующих людей, каждый из которых тесно соединен с немногими ближними.

Размышляя о целительной силе общения, я задаюсь множеством вопросов. Каковы методы ведения битвы за чью-то душу? Как достичь подлинной близости с этим человеком? Подразумевает ли попечение о душе исследование глубинных проблем, которые стоят за рассказом о сексуальном надругательстве? Может ли духовное единение исцелять первопричины приступов панического страха, неудержимой тяги к воровству в магазинах или пищевой зависимости? Неужели в нас действительно есть сила, которая способна исцелять тяжело больные души, причем делать это в самых, казалось бы, обычных отношениях?

Когда апостол Павел проповедовал о Христе, «чтобы представить всякого человека совершенным» (Кол 1:28), задумывался ли он о таком феномене, который современные люди называют «психологическими проблемами»? Павел утверждал, что сила Христова могущественно действует в нем, когда он трудится, «вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости» (Кол 1:29). Может ли та же сила помочь измученным родителям, чей сын-наркоман находится на краю гибели? Или чья дочь неудержимо набирает вес, потому что «заедает» все свои проблемы? Что за сила струилась от апостола Павла к людям, ради которых он них вновь и вновь пребывал «в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» (Гал 4:19)? Может ли эта сила помочь женщине, страдающей от раздвоения личности, или мужчине, абсолютно не способному строить близкие отношения?

Меня увлекла идея, что Бог вложил в каждого из нас невероятные силы, которые способны исцелять и нас, и наши отношения. Если мы откроем наши сердца и выпустим эти силы наружу, они станут совершать ту благую работу, которой сейчас занимаются только специалисты. Я верю, что под руководством Духа Святого эти целительные силы обеспечат человека всем необходимым для личностного роста и для продвижения по пути к зрелости. У меня есть ресурсы, чтобы помочь моей жене стать цельной личностью, причем я владею ими не как психолог, а как муж-христианин. Я могу влиять на жизнь моих детей, помогать друзьям и способствовать исцелению разных людей. Главным условием реализации этого Божьего дара является мое благочестие — постоянное движение к достижению личной святости. А достичь ее гораздо труднее, чем получить самую лучшую подготовку в области психологии.

Я представляю себе церковную общину как объединение людей. Каждый член общины тесно связан с несколькими ближними: сердца людей, входящих в эту маленькую группу, предельно открыты друг для друга. Эти «микробратства» не замкнуты — они взаимодействуют с другими «ячейками» общины, делятся жизненным опытом, участвуют в службах, несут совместное служение. Наполняясь жизненными силами, люди в таких «микросообществах» идут ко все более глубоким отношениям и открытости.

Итак, передо мной стоит двоякая задача.

1. Понять, какой станет христианская жизнь и сами люди, которые к ней стремятся, если мы откроем друг другу сердца и станем делиться тем благом, что Господь вложил в них. Безусловно, делать это мы будем добровольно — никакие насильственные действия, даже преследующие столь благородную цель, как «исправление» чужой жизни, недопустимы.

2. Понять, что представляет собой община, которая побуждает своих членов укреплять и ободрять ближних. Какое оно, это братство, где действуют воскрешающие силы, способные коснуться наиболее глубоких, пугающих или, казалось бы, давно погибших частиц человеческой души?

Я уверен, что Христос совершает такие чудеса, на которые не способна ни одна сила в мире. В основе этой книги лежит моя вера в то, что Евангелие — это Благая Весть о спасении и жизни вечной, которую может обрести каждый человек, искренне верующий, «что Иисус есть Христос, Сын Божий» (Ин 20:31).

Спасительная вера несет в себе дар вечной жизни. Смысл этого дара гораздо глубже, чем простое «юридическое» прощение грехов и, как следствие, гарантированное будущее. Более подробно я скажу об этом позже. Сейчас лишь добавлю, что как часть Тела Христова, я получаю Его силу, действие которой особенно мы видим в отношении Спасителя к людям. Мысль, что Евангельская Весть даровала мне все необходимое для проявления этой созидающей силы в отношениях с ближними, наполняет меня необычайной радостью. Господь может совершить через меня Свои дивные дела в жизни других людей!

Я молюсь, чтобы по мере того как будет углубляться наше понимание общности и единства, церковная жизнь становилась бы для нас важнее всего на свете. Я молюсь, чтобы она была наполнена деятельностью по созиданию «малых братств» — общин, где люди едины, и их сердца открыты друг для друга.

Как я пережил кризис среднего возраста Не так давно мне исполнилось пятьдесят лет. Люди, достигшие этого рубежа, пересматривают прошедшую жизнь, анализируют себя. Не стал исключением и я. И вот, заглянув в свою душу, я понял, что мне чего-то не хватает. Меня поразило, что за полвека я так и не пережил полноценный жизненный кризис, который ставит под сомнение все прошлые достижения и все планы на будущее. Нет, я не почувствовал себя ущербным, но остро ощутил, что сильно отстал от жизни. Я стал молиться Богу и просить Его внести ясность в этот вопрос. И Господь оказался верен — кризис разразился во всей полноте.

Двадцать пять лет я занимался психологией: половина из них была посвящена психотерапевтической практике, а половина — преподаванию. И вот, отдав большую (и лучшую) часть своей жизни этой работе, я пришел к выводам, которые заставили меня полностью изменить направление деятельности. Нельзя сказать, что мои новые идеи пришли как озарение. Нет, они долго зрели во мне, пока в один прекрасный день не оформились окончательно. Позвольте мне предложить их вашему вниманию.

• Если у человека возникают неблагополучия в личностной сфере или в области отношений, принято говорить о «психологических нарушениях». Но за этим понятием стоит страдающая душа, которая ищет то, что может дать ей только подлинное единение с людьми. Я полагаю, что не вполне корректно говорить о «нарушении», которое требует определенного «лечения». Специально для поборников жесткой морали я хочу подчеркнуть, что за внутренней борьбой человека стоит нечто большее, чем простое упрямство или слабая воля, которую следует взять в ежовые рукавицы. Под ворохом всех психологических и житейских проблем скрывается душа, израненная и страдающая. Она нуждается в подпитке жизненными силами, которую способно дать только братство верующих. Если она не припадет к этому живительному источнику — то погибнет.

• Мы должны нести страдающим людям нечто другое, отличное от того, что делают профессиональные психологи, «исправляя» «нарушения психики». Дело не в поврежденной психике. Корни душевных баталий уходят в отчужденное состояние души, в нищету духа. Человеку требуется гораздо большее, чем призывы «делать то, что правильно» и последующий отчет перед психотерапевтом или даже психотерапевтической группой. Не секрет, что в малых группах часто не возникает полноценных отношений и процветает именно подотчетность. Улучшение поведения, которое достигается в результате увещевания — это не решение проблемы, хотя иногда оно и является этапом изменений. Вместо того чтобы лечить психику или осуждать грешников, мы должны напоить одинокую душу живой водой, которая доступна только в общности, единении и братстве.

В современном мире (особенно это характерно для западных церквей) наблюдается кризис попечения о душе. Его углублению способствуют законнические настроения, которые царят во многих общинах. Когда блюстители правил стараются подогнать других людей под определенные стандарты — пусть даже эти стандарты взяты из Библии — они не заглядывают в глубины человеческих сердец. С другой стороны, кризис душепопечения вряд ли может быть преодолен путем подготовки большего числа специалистов-психотерапевтов. Мы не решим вопрос, даже если создадим при каждом приходе центры психологического консультирования .

• Основная потребность практически любого современного человека — это потребность в подлинном общении, в достижении единства. Такого единства, в котором у всех имеется один родной дом — сердце Бога. В этой общности люди, достигшие мудрости и смирения, становятся пастырями, ведущими тех, кто еще плохо знает дорогу. Здесьте, кто пребывает в борьбе и страданиях, в доверии берутся за руку, протянутую им собратьями, и все продолжают путь — в одной связке.

После того, как я обнародовал свои идеи, от меня стали уходить студенты, а друзья забеспокоились. Я ловил немало недоуменных взглядов и, боюсь, даже приобрел несколько ненужных приятелей. Но, с другой стороны, меня удивило и обрадовало то, сколько людей поддержало меня: «Ты на верном пути. Иди вперед!» Один психиатр написал мне, что расценивает мои действия как профессиональное самоубийство, но затем прибавил: «Все это очень вовремя!»

Я согласен с его мнением. Действительно, для своей прежней работы я, скорее всего, умер. И сделал это вовремя: пришла пора двинуться дальше нравоучительных установок. Ведь многие привыкли считать, что деятельность церкви заключается в том, чтобы наставлять людей в библейских законах и затем побуждать их поступать правильно. Однако этот подход показал свою неэффективность. Назрела необходимость найти другой способ оказания друг другу помощи в жизненных страданиях и борьбе. Этот способ должен качественно отличаться от тех, что предлагает нам наша культура, озабоченная лечением всего и вся. Согласитесь: ненормально за каждым трудным переживанием или нездоровой схемой поведения выискивать психологическое нарушение, требующее специального лечения.

Необходимо освободиться от оков морализаторства, и одновременно давно пора реально оценить возможности психологической помощи: ведь очень часто на нее смотрят как на панацею от всех бед.

Я хочу вместе с вами поразмышлять вот о чем: что требуется, чтобы небольшая группа людей, скажем,

семья или двое друзей, могли стать целительным братством? Возьмем, например, такую пару — отец и замкнувшийся сын, который приносит семье одни неприятности и огорчения? Я хочу понять, как отец может изменить жизнь подростка, используя те целительные ресурсы, что дал ему Бог. Я хочу узнать, как направить женщину, страдающую от злобного характера своего мужа, на путь восстановления полноценных семейных отношений.

Я хочу, чтобы мы обрели способность честно взглянуть на свои страхи, на неуверенность в себе, на зависимость от людского мнения — на все неблагополучия, которые прячутся за нашей внешней стороной, открытой для взоров окружающих. Я хочу, чтобы мы без стыда и без гордыни могли говорить о темных и мрачных долинах наших душ. Я всем сердцем желаю, чтобы каждый из нас мог рассказать о своих обидах и ранах, об отвержении и о неудачах, которые он пережил. Я хочу, чтобы мы умели делиться всем этим с близкими надежными людьми, которым мы доверяем . С теми, кто выслушает нас и поймет, что нашу боль нельзя просто взять и убрать. С теми, кто не будет думать, что с нами что-то не в порядке и что нас нужно направить подлечиться к психотерапевту. С теми, кто не скажет, что нам нужно выкинуть все из головы и просто заняться делом.

С другой стороны, я не хочу, чтобы мы сосредоточивались исключительно на сложностях. Совершенно ни к чему, чтобы наше внимание привлекали только отвратительные и ужасные события жизни. Не надо притворяться, что дела идут лучше, чем на самом деле,

но не следует и смаковать тягостные переживания. Я хочу, чтобы мы увидели драгоценный дар Божий, который скрывается под всеми страданиями и проблемами. Бог поместил это сокровище в каждое сердце. В каждую душу Он вложил могущественные силы, побуждающие нас к добру. Они хранятся в самых укромных уголках обновленной души. Именно об этом и говорит Новый Завет. Никакое насилие или отвержение, никакие неудачи не способны разрушить дивное, прекрасное и жизнеутверждающее сокровище нашего сердца. Вот в чем суть!

В воскресенье мой друг посетил христианский реабилитационный центр для молодых людей, страдающих от различных достаточно разрушительных проблем. Утром проходило совместное собрание обитателей центра и их родителей. Вдруг встала молодая девушка — слезы текли по ее лицу, губы тряслись.

— Последние три года я была проституткой, — призналась она перед всеми. — Мне так горько, так жаль, что нельзя изменить прошлое.

Она сказала это и застыла перед собравшимися людьми, одинокая и беззащитная. И тут к девушке устремился отец. Он обнял дрожащую дочь и проговорил:

— Я смотрю на тебя и не вижу проститутки. Ты — омыта, чиста. Я вижу свою прежнюю прекрасную дочь.

— Папочка, милый! От меня так давно ушла радость: я не чувствовала себя твоей маленькой девочкой… А сейчас я вновь ощутила ее! — ответила юная женщина.

Я очень хочу, чтобы мы не обращались друг к другу как праведник к грешнику, или как врач к пациенту. Я мечтаю, чтобы один человек смотрел на другого как святой на святого, как отец на сына, как друг смотрит на друга или любящий на свою избранницу. Мы просто обязаны вселять друг в друга уверенность, что по милости Божьей в каждом из нас под слоем грязи скрыт Его образ. Даже если вы, глядя на себя, не можете увидеть ничего, кроме грязной корки, нужно верить, что ростки добра способны пробиться сквозь нее — ведь вы владеете силой, которая позволит им расти.

Эта книга призывает вас к исцеляющим отношениям. Она направлена против законничества, которое убеждено, что закон все еще находится вне человека и без принуждения никто не станет его исполнять. Покажет вам, что не стоит делать ставку исключительно на специально подготовленных психологов и не следует верить, что в психологии заключена большая преобразующая сила, чем благочестие и открытость для Бога. Надеюсь, что эта книга поможет нам приблизиться к тому времени, когда самые глубокие раны и страдания будут получать исцеление в самых обычных отношениях между самими обычными людьми.

Бог наделил нас силой быть целителями в Его руках. Необходимо выпустить эту силу на свободу.

Я обращаюсь к обычным людям, к матерям, отцам и детям, к мужьям и женам, к друзьям и сослуживцам — ко всем, кто понимает, что сами, в одиночку, мы ничего не можем. Без любви, мудрости и участия других людей мы не сможем состояться как личности. Я обращаюсь к тем, кто жаждет уйти от жалкого одинокого прозябания и обрести свой, пусть небольшой, круг общения, но не представляет себе, как это сделать. Я адресую свою книгу тем людям, кто всем сердцем желает благотворно повлиять на жизнь своих близких, но не находит в себе сил выполнить эту задачу. Знаете ли вы, как правильно относиться к жестокому или подавленному супругу? Понимаете ли, какие отношения надо строить с болезненно застенчивой девочкой, не покидающей своей комнаты, когда другие дети весело играют вместе? А как подойти к человеку, который вам совершенно не симпатичен? Или к тому, кто обидел вас? Как сделать шаг навстречу другим людям, если вы боитесь, что вас не примут? А как помочь подруге, которая впадает в беспокойство по любому, самому ничтожному поводу?

Я пишу и для тех умудренных опытом супругов, которые, видя проблемы в молодых семьях, хотят им помочь, но не знают как. Я пишу и для отца, чей взрослый сын отвергает всякие попытки общения. Я пишу и для того мужчины, чья возлюбленная занята с утра до вечера — она кажется такой уравновешенной и собранной, а на самом деле не способна на близкие и открытые отношения.

Когда вы прочитаете эту книгу, я думаю, у вас возникнет новое представление о том, что вы можете дать другим людям. Вы поймете, каким образом вы сумеете привнести благотворные изменения и в свою жизнь, и в жизнь близких вам людей.

А начну я книгу с истории моего старшего сына, который преодолел серьезные трудности именно благодаря силе единения сердец. Дальше я разъясню, какие три условия необходимы, чтобы люди несли друг другу исцеление, и покажу на примере известного духовного деятеля, как эти условия работают (главы 1-3). Затем я перейду к вопросу о том, почему общность людей обладает такой великой силой, и почему другие пути оказания помощи по сравнению с ней оказываются менее эффективными. Все мы в определенной степени отчуждены от других людей. Я все больше убеждаюсь, что именно это невыносимое состояние отчужденности вызывает так много сложностей в нашей жизни. Основная мысль, которую я развиваю дальше (главы 3-7), — что Благая Весть, принесенная нам Христом, примиряет нас с Богом, с самими собой и с другими людьми. Евангелие даровало нашим прощеным сердцам живительную, чудодейственную силу, которая преодолевает пропасть отчуждения и соединяет всех нас в одно живое Тело. У нас есть, чем поделиться с ближними, и наш дар может полностью изменить ход чьей-то жизни.

В следующих главах (8-14) я задаюсь вопросами: почему истинное единение встречается так редко? Что препятствует его достижению? Почему мы с такой готовностью соглашаемся на фальшивые отношения, идем на притворную близость, хотя ни к чему хорошему это не приводит? Что мы должны сделать, чтобы убрать препятствия, которые стоят на пути к удовлетворению наших истинных потребностей?

Затем (главы 15-18) я предлагаю план построения истинных исцеляющих отношений. Мы вместе подумаем, как увидеть, кем мы можем стать, и как помочь друг другу достичь этого прекрасного состояния.