Приложение-2

Слово, обращенное к профессиональным консультантам и церковным служителям

Вопрос 1. Кто нам нужен? Консультанты?

Пастыри? Друзья? Какая роль отводится профессиональному консультированию?

Профессиональная помощь дает оптимальные результаты в решении тех проблем, которые лучше всего изучены на практике. На чем основаны притязания специалистов на признание их профессионалами в той или иной области? За признанным мастерством стоит глубокое изучение существующих работ по данной тематике, овладение практическим применением этих знаний, подкрепленное опытом супервизии при работе с данными проблемами. Квалификация специалиста подтверждается аттестатом, выданным соответствующим учреждением, который и определяет уровень компетенции.

Но проблемы, доступные для практического изучения, по сути своей не отражают душевных страданий или борьбы. Они скорее соответствуют относительно предсказуемым моделям поведения, описанным в терминах причин их возникновения, природы и разрешения. Естественно, подобными проблемами и должны заниматься специалисты, которые основательно изучили все их составляющие и умеют применять свои знания на практике.

В первом приближении проблемы личности можно разделить на четыре категории:

1. Проблемы, которые вызваны или в значительной степени усугубляются органическими факторами. Эти нарушения, как правило, поддаются существенной коррекции при физиологическом или медикаментозном вмешательстве. Сюда относятся психотические реакции, тяжелые аффективные нарушения (особенно биполярные реакции и клинические депрессии), обсессивно- компульсивные расстройства (хотя нейрофизиологическая природа последних не имеет убедительных подтверждений, медикаментозное лечение в ряде случаев оказывается весьма эффективным). В эту категорию входят также синдром дефицита внимания с гиперактивностью, а также некоторые случаи психогенных сексуальных расстройств (импотенция, неспособность к оргазму, преждевременная эякуляция и тому подобные).

2. Проблемы, которые не затрагивают нравственные нормы и связаны главным образом с процессами адаптации и обучения. В эту группу я включил многие трудности, относящиеся к учебе (медленное усвоение материала, слабые навыки чтения и так далее), сопряженные нарушения поведения (особенно у детей), и некоторые тревожные расстройства (фобии, приступы паники).

3. Проблемы, которые вызывают серьезную угрозу личному благополучию и жизни человека или общественному устройству. Самые явные из них: попытки самоубийства и асоциальное поведение.

4. Проблемы, возникающие вследствие невладения эффективными навыками взаимодействия между людьми. Специалисты, имеющие богатый опыт семейного консультировании, оказывают действенную помощь в преодолении сложностей, связанных с нездоровыми схемами общения в браке или с трудностями в поведении подростков. В эту категорию попадают и многие неблагополучия в области профессиональной деятельности.

Все эти четыре категории отражают проблемы, связанные с физическим состоянием, процессами обучения или навыками взаимодействия. И почти во всех этих случаях действенную помощь приносит профессионально поставленный диагноз и соответствующая терапия.

Но теперь давайте посмотрим на широкий круг проблем, которые нелегко отнести к какой-то из вышеперечисленных категорий:

• большинство расстройств личности (нарциссизм, трудности с границами личности, диссоциативные расстройства );

Диссоциативные расстройства — группа психических нарушений, характеризующихся изменениями или нарушениями ряда психических функций — сознания, памяти, осознания непрерывности собственной личности и так далее. Обычно в психике эти функции едины, но когда происходит диссоциация, некоторые из них отделяются от потока сознания и становятся до определенной степени независимыми. Например, в состоянии множественной личности утрачивается личностная идентичность и возникает новая; в случаях психогенной амнезии становятся недоступными для сознания отдельные воспоминания. — Прим. ред.

• «неклинические» проблемы настроения (слабые и средние депрессии) и экзистенциальное отчаяние ;

• сложности в отношениях (неспособность к близким отношениям, большинство семейных конфликтов, отчужденность, неконтролируемые вспышки гнева);

• целый сонм повседневных проблем — таких как тревожность, нерешительность, поверхностность, отрицание, обиды, беспокойство, чувство вины, множество сексуальных отклонений (включая извращения и зависимости).

Я предполагаю, что подобные проблемы относятся к вопросам состояния духа. Их корни лежат в отчужденности души человека от Бога, в господстве плоти над движениями души, которые она совершает в ответ на жизненные разочарования. Было бы неверно подвести эти проблемы под концепцию нарушений психики, вызванных болезненными переживаниями. Их следует рассматривать как худые плоды попыток справиться с жизненно важными задачами (обрести смысл жизни, ощутить свою целостность, строить здоровые отношения, справляться с горем) без Бога, без честного взгляда на самого себя и без отдачи себя другим людям. Суть проблем одна — плоть. И решение одно — дух, то есть новое сердце. Новое сердце доверяет Богу и твердо стоит в вере. В нем заключено все необходимое, чтобы воссоединиться с Богом в поклонении и послушании. Оно дает нам возможность обрести целостность и единство с самими собой и с окружающими людьми.

Проблемы, которые относятся к состоянию духа, не требуют услуг специалистов. Здесь необходимо участие мудрого душепопечителя. Иногда, все что нужно, чтобы помочь человеку — это доброе отношение со стороны ровесника или старшего друга, которые выступают в роли душепопечителя. Ведь ответ на отчужденность — это близость и единение.

Вопрос 2. Применимы ли идеи, вытекающие из концепции единения сердец, в работе профессионалов?

Однозначно — да. Выше я обозначил две принципиально различных группы проблем: те, что требуют вмешательства специалистов (психозы, расстройства внимания и прочие), и те, что относятся к духовной сфере и к тесно связанным с ней душевным битвам. Мои идеи по поводу единения вполне уместны в работе с хорошо известными из повседневной жизни психологическими неблагополучиями, но они ни в коем случае не могут заменить компетенции специалиста.

Но относительно проблем второй группы я убежден, что подлинную основу попечению о человеке дает именно глубокое понимание природы отчуждения души и уникальности роли, которую играют для ее исцеления общность и воссоединение. Это понимание подразумевает знание и библейского учения о человеке, и богословия Триединства Бога, и смысла Благой Вести, открытой нам Новым Заветом.

В настоящее время я по-прежнему занимаюсь обучением, супервизией и время от времени — психотерапией. Все, что я делаю в этих областях, опирается на мои представления о состоянии души, изложенные в этой книге.

Вопрос 3: Верно ли, что для оказания помощи в проблемах, связанных с духовной сферой, совсем необязательно участие профессиональных консультантов и психотерапевтов?

Теоретически — да. Но одновременно следует признать, что очень немногие христиане видят те богатые возможности для исцеления души, которые несут дружба и пастырские отношения. Еще меньше задумываются о том, что именно требуется для исцеления. Как редко в нашей жизни мы имеем возможность вне кабинета консультанта серьезно поговорить о своих трудностях с человеком, который нас выслушает и поймет!

Пока богатые ресурсы церковных общин останутся нераскрытыми — законное место по оказанию помощи людям будет принадлежать профессионалам. И я убежден: то, что консультанты делают для людей, не имеет жесткой связи с их специальными навыками. Они скорее выступают в роли настоящих друзей, мудрых пастырей и опытных духовных наставников. Качества, необходимые для успешного консультирования, в большей степени связаны с мудростью и характером, чем с подготовкой и уровнем образования. Но где еще приобретать мудрость и характер, как не в христианских сообществах? Если же наши церковные братства молчат, то мы с надеждой поворачиваемся к специальным учреждениям — оттуда мы ожидаем помощи обученных и образованных людей. И тогда выясняется, что эффективность деятельности специально подготовленных людей больше зависит от мудрости и личных качеств, чем от профессиональных знаний и методик.

Вопрос 4. Что же должна делать Церковь?

Церковные общины должны сосредоточиться на вопросах общности и единения. Их задача — стать источником, несущим людям благодать, пронизанную мудростью. В недрах приходов должны возрастать истинные друзья, пастыри и духовные наставники.

Обратите внимание, что я больше говорил о сообществах и братствах, нежели о церковных общинах

как таковых. В западном обществе слово «церковь» редко ассоциируется с тем, что я подразумеваю, говоря о сообществе. Обычно понятие церковь означает организацию, которая имеет определенные цели, мало связанные с задачей построения настоящего братства. Чтобы преуспеть в своей деятельности, церковь больше заинтересована в практическом сотрудничестве с прихожанами, чем в достижении подлинной общности.

Говоря о сообществе, несущем исцеление душам, я представляю себе группу людей, для которых определяющим становится достижение единения. Именно эта цель является главной и определяет остальные цели и стремления — не изучение Библии, не проповедь, не миссионерская деятельность, не музыка, не общественные мероприятия и даже не рост числа прихожан. Главное — единение: с Богом (в поклонении и служении Ему), с другими людьми (в служении им в любви) и с самими собой (в обретении целостности). Все остальное становится либо путем к единению, либо его результатом. Любить Бога и любить ближних — вот суть намерений Господа для Его народа.

Когда центральной задачей общины является единение, тогда на первое место в размышлениях выходят следующие вопросы:

• Из чего складывается дружба ?

• Что значит быть пастырем для других? Что значит быть душепопечителем ?

• В чем заключается духовное руководство ? Кто его может осуществлять?

Здоровое братство строится на дружбе: на людях, которые с готовностью посвящают себя искусству заботы о других людях. Источником, который наполняет это искусство богатейшим содержанием, является Благая Весть. Здоровое братство строится на пастырстве: на людях, которые посвящают себя искусству наставления и ободрения людей. Пастырями становятся те, чей жизненный опыт позволяет вселять в людей надежду, подтверждая, что и они с Божьей помощью сумеют успешно справиться со всем, что бы ни случилось.

В здоровом братстве должно быть и духовное водительство — искусство открывать для себя глубочайшие тайники души, чутко прислушиваясь к руководству Святого Духа, и идти рядом с ближним, помогая ему своим присутствием. Образом жизни духовных наставников, дающих подлинное понимание самих себя и других людей, должно стать привычное размышление о библейских принципах. Они должны окунуться в духовное мировосприятие (когда истина динамично воздействует на их жизнь). Часто бывает, что духовные руководители растут, черпая, в свою очередь, от своих духовных наставников. Они много читают — и духовных классиков и просто хорошие книги — и извлекают уроки и из жизненных ситуаций, и из произведений искусства. Они учатся распознавать и разрушать устремления и помыслы плоти и в то же время не терять видения того, как прекрасно может преобразиться жизнь ближнего.

Когда же у человека возникают проблемы, связанные с физическим состоянием или чисто практическими сторонами жизни, здоровые общины охотно направляют своих собратьев за помощью к специалистам. Но сама община неустанно печется о душах своих членов — друзья, пастыри и духовные наставники всегда на своих постах.