3.7. Наука противоречит религии

По крайнем мере, христианской, иудейской и исламу. Здесь, безусловно, тоже надо уточнять, какая религия имеется в виду.

Врезка 3.21. Где наука и религия противоречат

(А — М. Войнаровский) Надо ли говорить о таких явлениях в науке, как коррупция, бездумное поклонение авторитетам, бахвальство, вера, демагогия, некомпетентность, излишняя заумность? Разумеется, о таких недостатках можно и нужно говорить. Однако. Обратите внимание, что я употребил слово «недостатки». То есть, такие черты считаются в научной среде неправильными. То, от чего всеми силами полагается избавляться.

Отличие науки от религии просто: в науке стараются избавиться от элемента веры. В религии стараются культивировать элемент веры. И в науке, и в религии могут быть утверждения, которые принимаются без доказательств. Но реакция ученого и священника на такие утверждения противоположна. Что происходит, когда появляется возможность убедиться в правильности знания, которое ранее принималось на веру? То есть, возможность проверить верование? Например, появляется возможность узнать, действительно ли Земля плоская?

Если ученый видит возможность экспериментально проверить такое утверждение, то он его проверяет. Если проверка показывает, что утверждение неверно, он его отбрасывает. Какой-то определенный исход эксперимента (подтвердилось/не подтвердилось) ценится намного меньше, чем тот факт, что эксперимент вообще стал возможным. Ценится знание истины, а не то, соответствует истина прежним верованиям или нет.

Если священник видит возможность экспериментально проверить верование, то его устроит только такой вариант проверки, который подтверждает это верование. Иной вариант отвергается до последней возможности.

Возникает вопрос: почему новые научные теории часто отвергаются ортодоксальными учеными? Это похоже на то, как богословы отвергают все, что противоречит вере. Похоже, да не совсем. Общее в этих ситуациях лишь то, что отвергается новое, которое противоречит старому. А разница в том, по каким причинам новое может быть отвергнуто.

Если священник отвергает новую теорию, то делает это только потому, что она противоречит старой. Старое есть всегда лучшее, поскольку постулаты веры исходят из далекого прошлого, а новое, как правило, вносит в них какие-нибудь изменения.

Если ученый отвергает новую теорию, то делает это потому, что она в чем-то хуже старой. Менее точная, более сложная, труднее проверяемая.

Старые теории прошли много разных испытаний на прочность. Поэтому придумать новую теорию лучше старой просто трудно, хотя и вполне возможно. Это постоянно делается, постоянно обнаруживаются новые интересные законы природы. Но это — все-таки сложное занятие, и не каждому дано. А тщеславие человеческое велико. В результате, с одной стороны появляются многочисленные «отвергнутые», страдающие манией величия в слабой форме, которые ноют и ноют… А с другой стороны, возникает консерватизм, как реакция на это нытье и этих больных на голову. К счастью, научный консерватизм не идет ни в какое сравнение с религиозным. Он вполне преодолим, если новая теория действительно хороша. Сильнейший удар по консерватизму нанес Internet, который снимает вопрос о разрешении на публикации.

А что происходит с теми верованиями, которые пока проверить нельзя? И здесь есть существенная разница между наукой и религией.

В религии такие верования являются нормой и не вызвают каких-либо проблем.

В науке стараются свести количество верований к необходимому минимуму. Из равноценных выбираются самые простые (Бритва Оккама). Те верования, которые вообще не дают никаких ощутимых выгод для научных рассчетов, объявляются «ненаучными». Заметьте, не ложными и не истинными, а ненаучными.

Еще одна тема, в связи с которой сравнивают науку и религию. Это — влияние авторитетов. И в науке, и в религии к мнению авторитета прислушиваются больше, чем к мнению новичка. Но то же самое можно сказать и о хоккее, и о живописи и о многом другом. Авторитет — это тот, кто уже доказал, что он хорошо разбирается в своей области. Это значит, что он не так часто ошибается, как новичок. Вполне естественно ожидать от авторитета более точных суждений.

Можно найти много других черт, одинаковых для науки и для религии. Например, то, что все ученые и инженеры — люди, а не суслики. То же самое можно сказать и о регилиозных деятелях. Грызунов среди них как-то не встречал. Те и другие дышат, думают, чувствуют и мечтают. Но любое количество общих черт не позволяет поставить знак равенства между наукой и религией. Потому, что есть одна разница, но большая. Это — критерий истины. И священники, и ученые стремятся к тому, что они называют истиной. Но истиной они называют совершенно разные вещи.

Для ученого истина — то, что подтверждено экспериментом.

Для священника истина — то, что согласуется с постулатами веры.

В качестве постулатов веры выступают обычно древние священные тексты и откровения «святых». А о том, что можно называть экспериментом, мы еще поговорим.

Под религией я понимаю систему взглядов, полученную с помощью критерия истины, который приведен выше. Важно понять, что в религиозном познании эксперимент не отвергается. Например, «молитесь — и будете услышаны» — чем не эксперимент? И в чем же разница? Во-первых, для религии эксперимент имеет меньший приоритет, чем постулаты. На тот случай, если эксперимент не сработает, заготовлен набор универсальных объяснений: «мало молился», «пути господни неисповедимы». Причем, эти объяснения проверить экспериментом уже нельзя. Во-вторых, эксперимент в рамках религии ограничен: огромное количество вещей принимаются на веру просто так, без каких бы то ни было экспериментов.

Насколько точно эти критерии истинности соответствуют современным религиозным культам? Не будучи теологом, я не могу с уверенностью судить обо всех религиях. Для христианских и мусульманских конфессий то, что я сказал, верно. Религия, которая, вероятно, не вписывается в приведенную систему — это буддизм. Там слишком много экспериментов. Можно ли считать буддизм наукой? Например, древней психологией? Чтобы судить об этом, я слишком мало знаю о буддизме.

Я надеюсь, мы прикончили фантома, который шепчет: «в науке есть свои верования»? Дело не в наличии верований, дело в их количестве. В науке верования старательно изживаются, а в религии — старательно укрепляются. Понятно, что в результате в науке гораздо меньше верований, чем в повседневной жизни, а в религии — гораздо больше. Они как бы стоят рядом с человеком и перетягивают его каждая на свою сторону. Наука шепчет: «не верь, проверяй». А религия: «верь, не проверяй».

Разницу между наукой и религией мы увидели. А есть ли разница между наукой и философией? Да, она есть. Но этот фантом — не такой слабачок, как предыдущий. Чтобы вытащить его за ушко да на солнышко, с ним придется повозиться…

Религиозные деятели достаточно ясно говорят о том, что религия отличается от науки. Они этот факт признают. Ученые и инженеры с этим согласны. Ученый может быть верующим, но такой ученый понимает разницу между религией и наукой; понимает, где он вступает в область религии, а где — в область науки.

С философией не так. Наука старательно отмежевывается от философии. А философия столь же старательно притворяется наукой.

Иные ученые матом кроют философов и попытки привнести философские рассуждения в науку. Иные равнодушно эти рассуждения игнорируют. Иные употребляют философию в своих трудах, но лишь в качестве лирического отступления. Но крайне сложно найти научное рассуждение, которое бы опиралось на какие-то философские идеи. К такому рассуждению сразу возникает недоверие. Максимум, что допускается — это использовать красивые словечки, на которые столь щедры философы.

Забавно, что философы, встречая свои словечки в научных теориях, радостно подпрыгивают и наивно восклицают: «Вот! А ведь об этом впервые сказал такой-то философ в таком-то году!» Увы, их ждет разочарование. Возмем к примеру атомы, о которых говорил философ Демокрит. Есть ли у них что-то общее с физическими атомами? Оказывается, ничего, кроме названия. У Демокрита атом имеет четкую геометрическую форму твердого тела (например, пирамиду). Настоящий атом — нечто вроде размытого облачка. У Демокрита атомы цепляются друг за друга какими-то крючочками. Настоящие атомы притягиваются и отталкиваются подобно магнитам, проникая друг в друга. У Демокрита атомы неделимы. Настоящие атомы состоят из элементарных частиц. У Демокрита атомы не имеют цвета. Настоящие атомы способны излучать свет, и по цвету этого света можно с большой точностью определить, какие атомы его излучили (спектральный анализ). В одном лишь пункте угадал Демокрит: у него атомы тоже не могут быть мокрыми.

Многие философы не желают мириться с тем, что философия — это не наука. Мой лектор по философии с комичным пафосом восклицал: «Философия — не наука! Философия — выше науки!» Правда было неясно, как же он измерял ту высоту. Часто философы всячески мимикрируют под науку. А когда обнаруживают различия, то начинают заметно грустить и спрашивать друг друга: ах, с этим надо что-то делать?

Первая проблема философии в том, что она слишком стремится предъявить свои прошлые заслуги. Доходит до того, что вспоминается происхождение слова «философия», которое переводится как «любовь к мудрости». Назвать-то можно всяко, ты поди это докажи! Может быть, лет эдак две тысячи тому назад философы и впрямь любили мудрость. А сейчас?

Вторая проблема философии в том, что она слишком широко раскрывает свой жадный ротик. Философия всегда претендовала на знание неких всеобщих закономерностей, единых для всех наук. Выступала в роли эдакого связующего и направляющего звена. При этом ни одной обещанной общей закономерности философия, сколь ни тужилась, не родила. Только вымыслы, ничем не подтвержденные. Тихо и мирно роль связующего звена взяла на себя математика. Которая есть почти в любой науке: спокойно помогает, не претендуя на высшее знание и не унижаясь до служанки.

Третья проблема философии в том, что она потеряла предмет исследований. Философ далекого прошлого — это всесторонне образованный человек, знающий арифметику, риторику, историю, музыку, право. Обычно ученый-универсал. В те времена объем научных знаний был невелик, несколько наук могло успешно уместиться в одной голове. Потом науки стали развиваться, и возникла неизбежная специализация. Астрономия, математика, химия, физика, медицина, механика выделились в отдельные дисциплины, объем специфических знаний в них стал быстро расти. Но осталось много других областей, где было непонятно, с чего начать. Здесь и нашли свою «экологическую нишу» господа философы.

Со временем все новые области знания откалывались от философии и становились самостоятельными науками. Мне трудно сказать, помогали ли сами философы этому процессу. Допустим, что помогали. Ученый, посвятивший себя изучению определенной области, разбирался в ней намного лучше, чем любой философ. Ему гораздо проще было открыть в своей области что-то новое. Философ же со своей «любовью к мудрости», причем ко всей мудрости без разбора, пытался объять необъятное. Если где-то что-то он и угадывал, то ему не хватало знаний довести начатое до конца и хотя бы проверить: угадал или нет?

Итак, все новые науки откалывались от философии. Однако это не могло продолжаться вечно. В какой-то момент от философии осталось пустое место. Некоторое время еще можно было цепляться за области, находящиеся на стыке нескольких наук. Но вскоре и там появились промежуточные научные направления, например биофизика на границе между физикой и биологией, кибернетика на границе между анатомией и математикой.

«Последними из могикан» стали психология с кибернетикой (оторвавшие от философии область гносеологии и сознания), абстрактная теоретическая физика (подмявшая под себя онтологию), социология (занявшаяся вопросами морали и общества) и математическая логика (которая стала наводить порядок в правилах рассуждений). После этого от философии осталась кучка праха, грустно напоминающая о былом величии.

Оставим в стороне вопрос о том, чем была философия. Это — дело истории. Если бы физика состояла лишь из исторических воспоминаний, которые нельзя применить в настоящем, то кому бы она была нужна? Но старые физические теории по-прежнему можно применять для создания машин и для нахождения новых, более точных теорий. Вопрос стоит по-другому: что такое философия сейчас?

А сейчас философия — это ничто. Клуб любителей старины. Рассадник фантомов. Угадайте, кто особенно любит применять фантомы? Философия. Хотя и не она одна. Политика, идеология, реклама, пропаганда вносят не меньший вклад.

Ах, да. Есть еще одна область, традиционно относящаяся к философии. Это — мечания о высоком, сумасшедшие гипотезы, полет фантазии, однако более-менее логичный и последовательный. Думаете, это — нынешняя философия? Нет. Сейчас это называется научной фантастикой, science fiction, sci-fi. Научная фантастика, в отличии от философии, не притворяется. Она честно признает, что пишет ложь. Но эта ложь интересна, увлекательна и красива. Она сохраняет для потомков радужные мечты и нехорошие предчуствия предков. Именно как мечты и предчувствия, а не откровения.

Любое количество общих черт не позволяет поставить знак равенства между наукой и философией. Потому, что есть одна разница, но большая. Это — критерий истины. И философы, и ученые стремятся к тому, что они называют истиной. Но истиной они называют совершенно разные вещи.

Для ученого истина — то, что подтверждено экспериментом.

Для философа истина — то, что говорит он сам, и те философы, кто ему нравится.

Фантом терпимости, о котором мы уже говорили, цветет в среде философов пышным цветом. Поскольку у философии нет предмета, то и критерия истинности у нее тоже нет. Всякое мнение, высказанное неизвестно когда и неизвестно зачем, может быть признано «заслуживаюшим внимания». Философ ориентируется только на собственные пристрастия и соглашается с идеями, которые похожи на его собственные. Как только философ начинает верить в чьи-то откровения, он углубляется в религию. Как только он пытается проверить свои слова опытом, он превращается в ученого. Тот и другой вариант философу не по нраву. Ведь это ограничивает его желание считать истиной только то, что ему хочется. В религии ему придется ограничить свободу своих суждений религиозными догмами. А в науке — результатами экспериментов и запретом на бесполезные идеи.

Парадоксально, но факт: философы — люди весьма доброжелательные и приятные в общении. Со своим культом терпимости они готовы принять любые ваши идеи. Они готовы высказать вам свои и после долгого и многословного обсуждения почерпнуть у вас то, что понравится. И порадовать вас позднее повторением ваших идей с благодарной ссылкой на автора. Если, конечно, вы не против того, что ваши идеи будут полностью вырваны из контекста и искажены почти до неузнаваемости. Будучи философом, вы как бы играете в беспроигрышную лотерею: никто и никогда не сможет привести аргументов, которые обесценивают ваши идеи. Правда, никто и никогда не извлечет из них никакой пользы, помимо философской. Кстати, очень многие философы легко признают, что никакой практической пользы философия не приносит, за исключением удовольствия от самого процесса философствования.

Но при всей приятности отдельных философов сама философия в целом — это яд. Яд для разума, который хочет развиваться в сторону знаний, хоть как-то связанных с реальной жизнью, а не глюками древних болтунов. Многочисленные фантомы вносят помехи в логическое мышление, а ассоциативное мышление они снабжают иллюзорными образами и понятиями, за которыми не стоит никаких фактов из жизни. В результате человек, который не замечает опасности философии, неизбежно и неуклонно глупеет.

* * *

Помните, мы говорили, что христианство — это, помимо прочего, еще и утверждения, которые можно проанализировать. Так давайте посмотрим, кто такой Сатана.

Врезка 3.22. Кто такой Сатана?

(А — Vivekkk) За неверие в сатану раньше жгли на кострах точно также, как за неверие в Христа.

Сатана — существует? «Да», — отвечает христианство (см. Библию). Сатана — творение или бог? Если творение, то его действия полностью определимы волей Бога, так как при актуализировании потенциального существа (типа дьявола) Творец заложил все, что может актуализироваться, то есть заложил заранее способность дьявола к творению зла. Значит, Бог сам через своего аватару — дьявола творит зло. Тогда не понятно — кому мы молимся и строим храмы?

Если дьявол — бог, то он вечный противник другого бога, однако в этом случае мы впадаем в крайний дуализм. Один бог — творит, другой бог — уничтожает. Не понятно тогда, почему есть только два бога? Может, их три или четыре? А если Сатана также гарантирует личное бессмертие человеку и наслаждения после смерти? Чем он будет отличаться от бога Яхве?

Другое дело, когда мы понимаем, что рассказы о боге — сказки для пенсионеров (которые даже по уголовной статистике — самые доверчивые после детей) и детишек. А суть дела — в социальных табу и судьбе вещей. Мы не удивляемся — мы знаем, что так происходит всегда и при любых обстоятельствах.

Врезка 3.23. Что хочет бог?

(А — Vladoldprince) В свое время по России себя оскопили (т. е. отрезали половые органы) сотни тысяч людей. Такую операцию БЕЗ веры в правильность своих действий не сделаешь. И скопцы, и проповедники скопчества оперировали Писанием и волей божией.

Они утверждали, что «так хочет бог». А вот церковь скопцов активно преследовала, ругала еретиками и наказывала с помощью светской власти весьма сурово.

Кто же из них прав? И чего же действительно хочет бог?

И почему ты, если ты можешь разговаривать с богом и ПРАВИЛЬНО понимать его поступки, не хочешь ответить на мои вопросы, заданные здесь о сожжении семьи попа?

Во-первых, если это произошло по его воле, то зачем требовать расследования, искать поджигателей, судить их. Ведь уже ясно, что люди действовали не по своей воле. Они оказались заложниками, инструментом в руках бога.

Во-вторых, если такова воля божья, и все в раю, то почему патриархия тербует расследования? Патриархия и клерикалы не верят в волю божию?

В-третьих, как нам найти, увидеть в акте сожжения семьи с малолетними детишками МИЛОСТЬ и ЛЮБОВЬ бога?

Врезка 3.24 Опыты по созданию жизни

(А —?) В конце 50-х гг. XX столетия американские биофизики Стэнли Миллер, Хуан Оро, Лесли Оргел в лабораторных условиях имитировали первичную атмосферу планет (водород, метан, аммиак, сероводород, вода). Колбы с газовой смесью они освещали ультрафиолетовыми лучами и возбуждали искровыми разрядами (на молодых планетах активная вулканическая деятельность должна сопровождаться сильными грозами). В результате из простейших веществ очень быстро формировались любопытные соединения, например 12 из 20 аминокислот, образующих все белки земных организмов, и 4 из 5 оснований, образующих молекулы РНК и ДНК. Разумеется, это лишь самые элементарные «кирпичики», из которых по очень сложным правилам построены земные организмы.

Врезка 3.25. Демон Гирина.

(А — Cha_ru): Этот демон — существо очень экстравагантное: больше всего он любит создавать виртуальные миры и ставить над их обитателями всяческие антигуманные эксперименты. Самый интересный вопрос — какими будут образы богов в их виртуальных религиях.

Возможно, этот демон — просто садист, хотя Гирин не исключал, что это демон пишет диссертацию о том, как его сомнительные опыты влияют на религиозность жителей виртуальных миров. Самый интересный вопрос — какими будут образы богов в их виртуальных религиях. Возникнет ли у обитателей адекватное представление о конструкторе их мира (демоне Гирина) или они придумают что-то весьма далекое от истины (например, всеблагого и любящего творца, воплощающего все лучшие из мыслимых качеств).

Как выяснилось, его миры устроены достаточно просто: в их пространстве присутствуют собственно разумные обитатели и всякая всячина, т. е. предметы, которые, в зависимости от обстоятельств, могут приносить обитателям пользу или вред — смотря как себя с ними вести. Поскольку демон Гирина склонен к садизму, всякая всячина в его мирах довольно коварна: стоит ошибиться — и она разрывает неосмотрительного обитателя на части самым мучительным образом.

Опыты показали, что обитатели виртуального мира, если только им удается наладить разумную кооперацию между собой, создают в ходе кооперации те или иные религии, мифы и космогонии. Свойства всякой всячины объясняли привычками неких особых существ — богов, которые создавали тот или другой ее вид исходя из своих личных предпочтений. Понемногу изучая свой виртуальный мир, обитатели понемногу уточняли представления о свойствах всякой всячины и, соответственно, о характере создавших ее богов. В какой-то момент они обнаруживали, что нет особой разницы, создана ли всякая всячина какими-то богами или она сама по себе как-то появилась и размножилась. Но главным следствием развития познания становилось умение использовать себе на пользу практически любую всякую всячину, даже самые коварные ее разновидности. На этой стадии мир утрачивал для демона Гирина всякую привлекательность, и он продавал его по дешевке какому-нибудь другому демону.

Но в некоторых мирах спонтанно возникал другой поворот событий, делавший такой мир неиссякаемым источником восторгов для демона-садиста. Это происходило в случае, если у обитателей появлялась идея о «всеблагом боге» (ВББ). Религия, созданная на основе идеи ВББ, имела совсем иную космогонию. Всякая всячина в ней априорно подразделялась на давалок (добрая всячина) и кусалок (злая всячина). При этом предполагалось, что ВББ сперва создал только обитателей и давалки для них (безо всяких кусалок). Кусалки появились позже из-за непокорности первых обитателей воле ВББ и представляют собой форму в высшей степени справедливого возмездия, несущего, к тому же, воспитательную функцию — вернуть обитателей в состояние благотворного повиновения воле ВББ. В такой ситуации какой-либо поиск путей полезного использования «кусалок» или нейтрализация вредных свойств «давалок» сразу воспринимался как святотатство — кусалки полагалось принимать со смирением, давалки считать абсолютно полезными, а возникающие несоответствия объяснять греховностью натуры обитателей.

Религии ВББ оказывались настолько выгодны автократам, занимавшим высшую точку в системе общественной кооперации, что они всячески содействовали распространению этих религий. Действительно, эти религии крайне эффективно примиряли обитателей с любыми неприятностями (исходящими как от всякой всячины, так и от самого автократа) — любая беда априорно считалась справедливым наказанием за грехи и приближала к ВББ. Согласно этой религии, даже обитатели, разорванные на части, получали якобы новую жизнь рядом с ВББ в волшебном мире сплошных давалок.

Иногда вера в ВББ и его волшебный мир настолько вытесняла обычные технические приемы воздействия на всякую всячину, что ставила обитателей на грань вымирания. Но даже тогда вера не ослабевала, а наоборот, усиливалась — поскольку обитатели считали все происходящее волей ВББ и ничего не предпринимали, кроме молитв и покаяний все возрастающей интенсивности.

В качестве примера демон Гирина привел исторические факты, когда целые города вымирали от эпидемий, все больше времени молясь ВББ и все меньше внимания уделяя гигиене.

Некоторые такие миры, тысячелетиями балансирующие на грани вымирания, составляют предмет профессиональной гордости демона-садиста, его золотой фонд, жемчужину его коллекции.

С особым умилением демон рассказывал о том, сколько обитателей были заживо разорваны соплеменниками за то, что недостаточно отзывались о творце мира или ставили под сомнение его всеблагость. Из этого демон Гирина делал вывод, что из него вышел вполне достоверный ВББ, никак не хуже других. Он специально акцентировал мое внимание на том, что обитателей, верящих в его всеблагость, никакими силами невозможно было разубедить. Демон, оказывается, выиграл у своего приятеля крупное пари по этому поводу: одного обитателя последовательно лишили всего имущества, истребили всю его семью и, наконец, стали отрывать конечности по одной. Бедняга до последней конечности продолжал молиться Создателю (то есть демону Гирина), называя его всеблагим и всемилостивейшим.

На самом деле, результат такого обсуждения был бы вполне предсказуем. Для любого мира, где есть разумные существа и потенциальная возможность развития, совершенно безразлично, был мир создан добрым божеством, злым божеством, безразличным божеством, или возник сам собой. Это никак не влияет ни на «качество» мира с точки зрения его разумных обитателей, ни на религиозные представления этих обитателей относительно личных качеств богов.

Врезка 3.26. Альтернатива: благоглупые мысли или размышление

(А — Константин Смирнов) Биология — слишком молодая наука, чтобы ответить уже сейчас на все вопросы, которые задает человек, привыкнув тут же получать ответ, хотя бы и дурацкий. С другой стороны, не получив избыточно информативный ответ на ВСЕ вопросы, заявлять с кривой ухмылкой о несостоятельности науки — принцип бездельников, не имеющих никакого понятия, каким трудом собираются крупицы знания в единую систему.

Теория эволюция не измышлена за ночь в тишине на горе Елеонской. Она — плод долгого сбора и анализа фактов. Эволюционирует сама теория эволюции. Если доказательства достоверности эволюционистского подхода к изучению жизни на Земле Вам кажутся огульными, то значит Вы слишком много про них слышали от обиженных философов и богословов, и теперь стоит заняться делом — почитать их авторов.

Ваша склонность к претенциозным штампам может привести Вас к мысли, что и математика — сборник сказок, втиснутых в какую-нибудь оболочку. Согласно преданиям, например, число «пи» равно трем. Что, будем отрицать математику только потому, что она не противоречит ничему, кроме одной-единственной цифры, полученной путем неточных измерений криворуких мудрецов древности?

Я не видел, как эволюционирует чешуя рептилий в оперение. Не присутствовал. Поэтому и не скажу «как». Возможно, биологи ответят. Может, и не ответят. Ну и что? Вам-то Ваш бог тоже не рассказывал, как он за день миллионы видов сотворил. Так что Ваш аргумент не более весомый, чем мой. Не видели, как мир за шесть дней создавали — вот и не говорите об истинности Библии.

Но посмотрите, пожалуйста, в микроскоп на конструкцию процессора своего компьютера (не поленитесь его вскрыть ради такого открытия), и скажите, могло ли такое чудо появиться постепенно? Конечно же нет! Оно создано сразу. И создано богом. Ведь процессор посложнее крючочков птичьего пера.

Получается, что Вы поверите в эволюцию, если на Ваших глазах тот самый тушканчик станет слоном. Эволюция — очень долгий процесс, и появление новых органов и редукция старых происходит в сотни раз дольше того смешного срока, который отводит Библия на существование нашей планеты. О какой же лаборатории Вам, простите, хватает ума говорить? В лаборатории Вам покажут мутации вирусов и бактерий. Эти зверюги могут мутировать действительно быстро. Этого Вам хватит, чтобы конструктивно подойти к эволюционной науке?

Как и все христиане, Вы необыкновенно последовательны. Если эволюционная теория не отвечает пока на все вопросы, то Вы заявляете о ее несостоятельности и превозносите Библию. А того, что Библия не отвечает ни на один вопрос ВООБЩЕ, видеть упрямо не желаете.

Вопрос на засыпку. Если женщина, согласно Библии, рождена из ребра Адама, то почему у всех мужчин полный набор женских половых органов? Не спешите мне отвечать, что я свихнулся. Методично поищите информацию. Ответьте мне на вопрос о глистах у животных, что грузил Ной на свое судно — их тоже было по паре? Ну хотя бы на эти. Я задам Вам еще тысячу таких же вопросов, на которые Вы никогда не найдете ничего в Вашей книге сказок, которую мусолят уже два тысячелетия любители готовых ответов.

Если же Вы предложите мне отказаться от логики, благодарю покорно.

Если наука еще не ответила на все вопросы, то спасибо ей за то, что она уже ответила на многие и многие, на которые долгие века вообще запрещено было искать ответы. А единый ответ «по воле божьей» так же исполнен смысла, как мычание коровы в ответ на любое человеческое слово.

А к чему вообще лаборатория? Поставьте рядом болонку и сенбернара. Внешне они отличаются, не правда ли? Вам покажется, что это абсолютно разные животные, и такими их, естественно, создал бог. Но, тем не менее, все разнообразие пород собак вывели люди, причем за очень короткий промежуток времени. Вот Вам пример эволюции, пусть не естественной, а искусственной. Пример естественной эволюции — почти каждый год появляется новый штамм вируса гриппа. Та же самая эволюция, просто у вирусов гриппа смена поколений происходит в тысячи раз быстрее чем, допустим, у млекопитающих, поэтому и эволюция у них быстрее протекает. Или это бог каждый год нам новый вирус присылает? Заняться ему больше нечем?

Вообще я уверен, что ни в чем не убедил господина Константина Истомина, а он никогда не убедит меня. Религиозность (или ее отсутствие) зависит от образа мышления человека, а не от наличия (или отсутствия) каких либо знаний. Для меня, например, сверхъестественное не существует просто априори, в деда мороза, бога и бабу ягу перестал верить в пятилетнем возрасте. Искренне не понимал, как взрослые дяди и тети могут верить в это. Человек же религиозный по натуре может, например, досконально изучить физику, биологию и астрономию, понять всю сложность мира и, тем не менее, в глубине сознания быть абсолютно уверенным, что вся эта сложность наделена смыслом и кто-то создал ее осознанно.

Нам никогда не переубедить их, а им — нас. Все споры бессмысленны.

А темы никакой нет, к сожалению. И альтернативы нет. Есть сравнивание (с Вашей подачи) несравнимых процессов. Давайте формализуем.

Что рассматривается? Ограничимся органической жизнью.

1. Акт сотворения.

1.1. Креационисты это рассматривают всем известно как.

1.2. Эволюционисты его не рассматривают. Это совсем другой вопрос. Он разрабатывается на стыках физики, химии, математики, информатики и еще множества других наук. Это глубоко продуманные гипотезы, разрабатываемые теории и прочее. Все это далеко от завершения, но я уверен, рано или поздно, появиться теория, которая непротиворечивым образом этот акт объяснит. Причем, экспериментально проиллюстрирует, сотворив искусственную жизнь. Тот взрыв блестящих идей и достижений в биологии в последнее время убеждает в этом.

И будет это, Константин, будет. Но, что интересно, даже такое достижение никого ни в чем не убедит. Сказано будет, что уж если человек смог это сделать, то уж наш несчастный, затюканный господь и подавно смог. Причем сделал это раньше. Извините, но приоритет на нашей стороне.

Я тут снова не могу удержаться от ссылок на литературу. У Станислава Лема это вопросы были досконально разработаны. Там в одном обществе, на одной планете смогли произвести акт сотворения, причем сделали его обычной технологией. И что же, церковь тут же приняла догмат о КОСВЕННОМ СОТВОРЕНИИ. Мол, все ерунда, приоритет наш, просто бог наделил сотворенных им тварей способностями самим творить жизнь.

О чем спорить-то будем, Константин? У кого это лучше получилось?

2. Развитие органического мира.

2.1. Креационисты — органический мир неизменен.

2.2. Теория эволюции. Выстроенные теории о роли мутаций, естественного отбора. Палеонтологические данные. Данные молекулярной биологии. Всего не перечесть. Основной вывод — формы изменяются, приспосабливаются к среде. И, кстати, усложнение форм есть способ такого приспособления.

Извините, Константин, но тут споры просто смешны. Аргументы несравнимы. И серьезные религиозные деятели в эти споры и не влезают, чтобы авторитет не уронить. Одна их часть занята размышлениями о нравственном законе в душе (в вопрос о звездном небе над головой уже лет 100 не влезают), другая согласится хоть с тем, что Иисус был огурцом, лишь бы финансовые потоки шли в нужную сторону.

Так о чем спорим, Константин? Какая и чему альтернатива?

А альтернатива вот в чем. Либо сидеть и разводить благоглупые мысли о чудесном устройстве этого мира, либо удивиться этому миру и попытаться понять его. Именно понять, а не искать откровения в полуграмотных писаниях и причитаниях.

По-вашему, рассматривать в качестве альтернативы благоустроенной городской квартире землянку у городской свалки вполне возможно.

Получается, что мы просто по-разному подходим к понятию «альтернатива». Наверное, следует договориться, что же мы вправе считать таковой. Библейские мифы, я уже говорил Вам, не дают ответа ни на один вопрос, эволюционная теория, в тесном сплетении с другими науками, — отвечает на многие. И поэтому, по критерию применимости для развития знаний о мире практической альтернативы эволюционизму быть не может. С другой стороны, если человеку очень приятно быть деградировавшим потомком бога, для него не будет никакой эстетической альтернативы библейским дифирамбам человеку.

Я согласен с Denis’ом. Когда мы говорим об альтернативе, мы предполагаем два или несколько разных путей достижения конкретного результата. У науки и религии слишком разные цели и потому разные результаты их применения. Если Вам страшно умирать насовсем, то наука бессильна перед Вашими страхами. А если Вы хотите постигать и обустраивать окружающий мир, уже мифология наших предков будет совершенно беспомощна и бесполезна.

Вот и получается то, о чем справедливо говорит Александр Довженко, — нет альтернативы науке в вопросе о происхождении жизни. Есть сравнивание двух подходов. Впрочем, ясное дело, нет альтернативы и религии. Тем, кто преисполнен счастливой мыслью о вечности своего существования. Но — обратите внимание — альтернатива эта не в вопросе, каким образом появился человек. А куда поглубже — какой инструмент для постижения мира использовать изначально — мифологию или логику.

Вот и получается альтернатива — общеобразовательная школа или воскресная. Выбирай! Но пока в воскресной школе не преподают эволюционную теорию, древним еврейским, а заодно и индийским, папуасским и пр. мифам не должно быть места в школах общеобразовательных. Если Вы ратуете за альтернативу, будьте последовательны: в христианских храмах наряду с изображениями Христа, Марии и святых, должны быть изображения дриопитека, питекантропа, неандертальца, кроманьонца. Школа — это храм науки. Науки, Константин. А значит, и святым фантазиям там не место, так же, как портрету Ч. Р. Дарвина в золотом окладе — в христианских молельнях и семинариях.

Единственное место в общей школе должно быть отведено религии — уроки истории. Куда денешься от нее (религии), когда изучаешь кровавые страницы человеческой истории?

Врезка 3.27. Вопросы к богу

(А —?) Чем занимался бог во время того, как террористы в Беслане стреляли детям в спину?

Чем занимался бог во время сталинских репрессий?

Чем занимался бог во время гитлеровской власти?

Чем занимался бог в моменты зверств инквизиции?

Чем занимался и занимается бог сейчас, когда ежедневно погибают от голода тысячи людей?

Почему бог не явится нам всем?

Почему не уничтожит или исцелит (духовно) Сатану?

Почему, наконец, не сделает всех людей счастливыми в одно мгновение?

Кого больше любит бог: Сатану или Человека? Если Человека, то почему погибают миллиарды людей, а Сатане хоть бы что?

Врезка 3.28. Святой отец жжот

Феофан Прокопович: «…Множество животных, которые возникают без совокупления родителей, а сами по себе из гнили, не было необходимости укрывать в ковчеге, каковы мыши, черви, осы, пчёлы, мухи, скорпионы».

Врезка 3.29. Будет ли Вам радостно в раю, если Ваши близкие будут в аду?

(А —?) Как христиане относятся (и/или должны относиться) к тому, что согласно их религии, как минимум, 2/3* людей в мире после смерти направляются в ад? Включая, весьма возможно, кого-то из их близких друзей и родственников. Может ли радость загробной жизни быть полной в вечной разлуке с теми, кто тебе дорог? (*исходя из того, что христиане на данный момент составляют приблизительно 33 % от населения земли, и допуская даже, что абсолютно все христиане попадают после смерти в рай)

Врезка 3.30. Кто определяет, когда человек умрет?

(А —?) Христианство говорит, что человек умирает только тогда, когда Бог решит, что пора. Либо, если человек кончает самоубийством. Но давайте взглянем масштабнее. Средняя продолжительность жизни крестьянина в царской России была 30 лет. В 20-м веке, в связи с успехами медицины, продолжительность жизни возросла до 60–70 лет. Откуда взялись эти лишние 40 лет? Т. е. получается, что не Бог определяет, когда человеку умереть, а человек?

Врезка 3.31. Клонирование Голиафов

(А — Antirex) Все знают легенду о Давиде и Голиафе: Давид поразил воина «по имени Голиаф, из Гефа; ростом он — шести локтей и пяди… и древко копья его, как навой у ткачей.» (1 Цар.,17:4–7).

И всё бы хорошо, но этого настырного Голиафа пришлось попозже убивать ещё раз другому воину: «Было и другое сражение в Гобе; тогда убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, Голиафа Гефянина, у которого древко копья было, как навой у ткачей.» (2 Цар.,21:19).

Вот и думай: то ли в те древние времена в славном городе Геф серьёзно занимались клонированием Голиафов вместе с древками копий, то ли авторы этих «боговдохновенных» сочинений (1 Цар. и 2 Цар.) просто не поделили этого Голиафа… А вы как думаете?

Врезка 3.32. Зачем нужно молиться?

(А — В. Светличный) Когда молятся за себя: Бог всеведующий и так знает, что вам нужно. Зачем его дополнительно упрашивать? Или Богу надо, чтобы его упрашивали?

Когда молятся за других: Тут к тому, что я написал выше, добавляется то, что, молясь за кого-то, Вы тем самым просите Бога вмешаться в жизнь другого человека, но при этом будет нарушена его свобода воли. Бог вроде против нарушения свободы воли?

Врезка 3.33. Про всемогущество

(А —?) Скажите, действительно ли имеет смысл говорить о всемогущем (кто может АБСОЛЮТНО все) Боге? Если мы признаем его объективное существование, то мы потеряем почву реальности сразу и навсегда. Мы, к примеру, не сможем говорить о прошлом, будущем, даже настоящем, всё когда-либо произошедшее, происходящее или могущее произойти потеряет непреложность своего существования, так как могут вне зависимости от чего бы то ни было (кроме воли Бога) быть переписаны заново.

Врезка 3.34. Может, лучше будет забивать каждый день по пять гвоздей?

(А — А. Гезалов) Мне очень хотелось бы знать хотя бы приблизительное количество людей, которые были спасены за почти 2000 лет существования христианства. Ну, хотя бы с точностью до порядка. Заодно интересно было бы получить такие оценки по различным конфессиям — сколько было спасено православных, сколько — католиков, сколько протестантов, ну и так далее. Логично предположить, что у Вас такие оценки имеются, поскольку Вы для себя выбрали именно православие как наиболее истинное направление христианства, отсюда вывод, что в рамках православия было спасено больше всего людей, и у Вас такие оценки имеются. Если же таковых оценок у Вас нет, то чем Ваша вера лучше веры, например, в то, что спастись возможно, забивая каждый день по пять гвоздей?

Врезка 3.35. Вас еще не отлучили от церкви?

(А — Krot (AFAQ)) Согласно правилу шестого Вселенского собора:

80. Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения.

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/canons1/25.html

Согласно статистическим данным, например, Аналитического центра Юрия Левады, с 1991 по 2002 год число причащающихся не реже раза в месяц составляет от 2 до 5 % от общего количества населения.

Несколько раз в год 12–6 %. http://www.levada.ru/community.html

ВОПРОС: Соблюдает ли РПЦ правило Вселенского собора и отлучает (не признаёт за принадлежащих к своей пастве) причащающихся реже раза в месяц?

Врезка 3.36. Какая из родословных Иисуса правильная?

(А — Antirex) Откройте Новый Завет на первой странице. Видите «родословие» Иисуса? От Авраама до Иисуса оно занимает 42 поколения. У Луки тоже есть родословие Иисуса, но в нём уже 56 поколений от Иисуса до Авраама. Как сие возможно? Обратите внимание и на несовпадение имен. Так 42 или 56?

Врезка 3.37. Плохо, что боговдохновенные авторы плохо знают первоисточники

(А —?) Когда я читал Евангелие от Иоанна, меня удивила неосведомлённость боговдохновенного автора в некоторых вещах.

1) У Иоанна читаем: «Бога не видел никто никогда.»(Иоанн, 1:18)

Хотя в Ветхом Завете говорится иное: «И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя.»(Быт.32:30)

2) Иоанн утверждает: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.»(Иоанн,3:13)

А Ветхий Завет рассказывает: «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо.»(4 Цар.,2:11)

Вопрос: Мог ли автор «боговдохновенных» писаний получить от бога информацию, совершенно противоположную данным Ветхого Завета? Или евангелист Иоанн просто плохо знал первоисточники?

Врезка 3.38. Он улетел и обещал вернуться. Обманул?

(А —?) В Евангелиях Иисус не раз говорит о своём скором возвращении.

«Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий» (Мат.10:23).

«Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мат.16:28).

«Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет» (Лука 21:32).

Здесь Иисус обещает скорое своё 2-е пришествие. Он обращается к своим слушателям-современникам: «говорю вам». Он уверяет, что они «не вкусят смерти», а он уже придёт.

Почему все умерли почти 2000 лет назад, а он не выполнил обещания? Почему все города Израилевы обойдены сотни раз, а он не пришёл?

Врезка 3.39. Вопрос про сотворение мира.

(А —?) Перед тем, как бог отделил свет от тьмы, были только тьма и бог. Откуда взялся бог, если даже сотворению Вселенной придумали «логичное» объяснение?

Бог отделил свет от тьмы. Как? Стенку поставил? И откуда он взял свет? Заметьте: солнца и звёзд тогда ещё не было!

Бог создал всех зверей, птиц и т. д. единовременно. Но почему же человечество до сих пор находит останки динозавров, живших миллионы лет назад, в то время как не находят останков тех же лошадей или кур того же возраста?

Врезка 3.40. Христианский Путь не эффективен?

(А —?) Христианство существует уже 2000 лет. За это время оно проникло в самую глубь общества и имеет (имело) огромное влияние в большой части Мира на человечество, несравнимое с влиянием любого другого вероучения. Христиане заявляют, что они приняли для себя 10 заповедей и заповедь Христа о любви как Законы Господа.

При этом, в массе своей христиане никогда и нигде полностью не соблюдали эти «Законы Бога». И сейчас не соблюдают. Те единичные примеры праведников и подвижников не оказывают на массы христиан никакого положительного влияния.

Срок прошел достаточный, чтобы увидеть уж если не «торжество Царства истины», то хотя бы подвижки в этом направлении. Но таких тенденций нет, т. к. даже сами христиане говорят, что все стало в этом вопросе хуже, чем раньше. Вопрос: не означает ли такая ситуация, что христианство — это «неистинный» Путь? Что для того, чтобы душа человека стала совершеннее, чтобы человек стал праведнее, — христианский путь не эффективен?

Врезка 3.41. Новые технологии — новые вопросы к христианству

(А —?) В 2004 году только в США созданием искусственной жизни занимались более 100 лабораторий, а Европейский союз выделил 9 млн. долларов на проект «Программируемая эволюция искусственной клетки», в том числе на открытие в Венеции первого института по созданию искусственной жизни — Европейского центра живых технологий. Сейчас ученые проводят опыты по созданию только простейших одноклеточных живых существ. Однако, трудности создания более сложных организмов являются чисто техническими, и если возможно создание вирусов, то можно предположить, что при достаточном развитии технологий станет возможным получение искусственным путем каких угодно сложных живых существ. Теперь предположим, что люди создали искусственного человека (точнее, тело человека: душу людям создать как бы не под силу). Что будет представлять из себя этот человек? Пускай, он не будет человеком в полном смысле этого слова, а только его внешним подобием, — человекообразным животным. Как всякое животное, он будет иметь способность к размножению, значит, от его брака с другим человеком («полноценным», имеющим душу) может родиться ребенок. Но кем будет этот ребенок: человеком или животным?

Врезка 3.42. Бог есть Сатана?

(А —?) Вот два фрагмента из Ветхого Завета.

(1) «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду.» (2 Цар.,24:1) и (2) «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян.» (1 Пар.,21:1)

Кто из авторов ошибся? Кто «возбудил Давида сделать счисление Израильтян» — Бог или сатана? А может, тогда, Сатана и есть бог?