Мораль иудаизма

Заповеди Моисея

Идеологи иудаизма, повторяя библейскую версию о том, что правила морали были открыты богом Яхве пророку Моисею на горе Синай, пытаются убедить верующих, что эти правила установлены на вечные времена для всех людей. Однако анализ моральных предписаний Пятикнижия показывает, что подобные утверждения построены на ложной основе. В так называемом декалоге первые три заповеди запрещают человеку иметь других богов, кроме Яхве: «Да не будет у тебя других богов пред лицем моим» (Исх., 20: 3); не поклоняйся и не служи чужим богам, а самому Яхве не делай «кумира и никакого изображения» (Исх., 20: 4) и, наконец, не произноси «имени господа, бога твоего, напрасно, ибо господь не оставит без наказания того, кто произносит имя его напрасно» (Исх., 20: 7).

Приведенные положения ничего общего с нормами нравственности не имеют. Они являются требованиями религиозного характера и вызваны были борьбой сторонников монотеизма против последователей многобожия, отражавшей классовую борьбу монархических властей рабовладельческого государства с первобытнообщинными и родовыми традициями.

Далее в декалоге говорится: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх., 20:8). Книга Исход мотивирует святость субботы тем, что сам бог почил в этот день, закончив после шестидневных трудов сотворение мира. Второзаконие предписывает «соблюдать день субботний», потому что Яхве вызволил свой народ из египетского рабства. Этим разнобоем в библейских текстах воспользовались раввины. Они опутали субботу своими предписаниями и запретили в этот день зажигать огонь, приготовлять пищу, обсуждать какие–либо дела, работать в поле, лечить больных, хоронить умерших и т. п. И верующие, одурманенные раввинами, покорно исполняли ненужные обряды, еще более проникаясь слепой верой в святость и не–нарушимость субботы. Действительное же происхождение субботних запретов никакого отношения к морали не имеет. В глубокой древности у иудеев суббота была посвящена духу Луны. Этим днем отмечались фазы Луны, а потому «день покоя» отмечался каждые семь дней. Верования древних иудеев и нашли отражение в библейской заповеди о субботе.

Пятая библейская заповедь гласит: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх., 20: 12). Требование уважать родителей — одно из элементарнейших правил морали, сложившихся в человеческом коллективе до появления каких бы то ни было религиозных представлений. Тем, что оно фигурирует в ветхозаветном декалоге, воспользовались иудейские клерикалы. Они толковали это требование в том смысле, что оно дает им право подавлять вольнодумные устремления молодежи, воспитывать ее в духе смиренности и послушания, расправляться с теми, кто поднимал бунт «против тяжелой руки наших отцов».

Что касается остальных пяти заповедей (см. Исх., 20: 13–17), то их содержание также имеет земное происхождение. Ничего абсолютного и сверхъестественного в них нет. С возникновением частной собственности и института рабства сложились нормы «не кради», «не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его». Так как значительная часть Ветхого завета была написана в период господства рабовладельческих общественных отношений, то авторы Библии, защищая эти отношения, включили в моральный кодекс требования, охраняющие устои рабовладения.

Моральная доктрина Талмуда

Моральные принципы Талмуда зиждутся на основных догматах и вероисповедных положениях декалога. Талмудисты повторяют библейскую версию о том, что правила морали были открыты пророку Моисею на горе Синай богом Яхве. Записанные в форме заповедей в Торе, они, мол, незыблемы и вечны, пригодны для всех людей и времен.

Заповеди, которые талмудисты преподносят как данные людям свыше, в действительности сложились в эпоху расцвета рабовладельческого общества. В трактате Нидда повторяется заповедь: «вечно пользуйся службою рабов». Согласно Талмуду, раб не считался личностью. С ним обращались, как с вещью. Он мог быть продан, подарен, сдан в наймы, взят за долги, отдан по завещанию, заложен и т. д.

В вавилонском Талмуде, который редактировался в эпоху становления в иранском государстве феодальных общественных отношений, нашло свое выражение и то обстоятельство, что в IV — V вв. рабский труд становится невыгодным, малопроизводительным. «Раб не зарабатывает даже столько, сколько он проест». Рабы «спят больше, чем все другие».

Будучи обобщенной формой выражения устоев рабовладельческого общества, талмудическая мораль открыто защищала интересы рабовладельцев, духовной и земельной аристократии. Талмудисты учили, что народ подобен виноградной лозе; к виноградным гроздьям приравниваются мудрецы, а к листьям труженики, которые своим физическим трудом обязаны кормить мудрецов.

Защищая устои неравенства и несправедливости, мораль Талмуда отстаивает основную религиозную идею о бренности земной жизни, о том, что земная жизнь дана лишь для того, чтобы приготовить себя к будущей «потусторонней» жизни на небесах. В угоду угнетателям талмудисты обещают эксплуатируемым взамен тяжелой жизни на земле вечное счастье в загробном мире.

Отвлекая верующих от реальной действительности, . Талмуд твердит, что все их дела должны совершаться во имя бога (Абот, III, 12). Смысл жизни, по Талмуду, сводится, таким образом, к страху божьему, к заботе о спасении души, к отказу от борьбы за изменение и улучшение земной, единственно реальной жизни.

Идеал человека

Иудейская мораль строго придерживается дуалистической точки зрения на природу человека. Это нашло свое выражение в учении о том, что человек состоит из души и тела, что в нем постоянно борются добро и зло.

Добро и зло, основные категории нравственности, понимаются главным образом в религиозном плане. Добро, по иудаизму, — то, что способствует выполнению заповедей господних.

Современный иудейский теолог Гольдшмидт, который по израильскому радио часто читает проповеди на моральные темы, пытается доказать своим слушателям, что добро связано исключительно с праведным образом жизни, с беспрекословным выполнением всех предписаний бога Яхве, что добро творит тот, кто гасит в себе стремление к познанию окружающего, отказывается от борьбы против социальной неустроенности.

Иудейский моральный кодекс пронизан идеей о том, что в самой человеческой природе заложена склонность ко злу. Поэтому идеологи иудаизма призывают человека бояться бога, служить ему всем сердцем и всей душой. Единственный источник счастья, учат теологи иудаизма, — это божья милость. Только она способна избавить человека от зла и направить его на путь добра.

Хотя Талмуд утверждает, что бог создал всех людей по своему образу и подобию, талмудисты тем не менее освящают классовые различия. Талмуд подчеркивает, что человек человеку рознь. Особенно часто Талмуд напоминает амхаарцу (буквально–народу земли), что человек — существо низкое и презренное. В понятие «амхаарец» Талмуд объединяет людей, не знающих Тору, рабов, мелких обездоленных крестьян и им подобных. На каждом шагу идеологи иудаизма третируют амхаарца. Зато они непрестанно воспевают богачей, зажиточных хозяев и особенно тал–мидхахамов (т. е. знатоков Библии и Талмуда).

К учению о социальном неравенстве Талмуд добавляет .детально обоснованную» проповедь о греховности человека. Греховность — источник зла и причина смерти. Призывая к отрешению от земной жизни, от участия в борьбе прошв гнета и эксплуатации, Талмуд учит, что земная жизнь для того дана человеку, чтобы в ней приготовиться к будущей. Так как час смерти сокрыт от человека, то необходимо, по мнению иудейских теологов, ежеминутно быть к нему готовым. А это значит — неустанно проводить свои дни в покаянии и смирении, в молитвах и постах, в страхе перед лицом божьим.

Автор средневековой нравоучительной книги «Орхот цадиким» («Пути праведных»), подводя итоги иудейским поучениям о нравственных правилах поведения человека, писал: «Созерцание деяний божьих и дневных его творений, обнаруживающих беспредельную и всеобъемлющую премудрость, в связи с анализом собственной ничтожной, скудоумной и беспомощной особы вызывает в человеке, с одной стороны, любовь к богу и страстное желание познать его сущность, а с другой–благоговение и страх перед ним». Забитый, покорный раб, лишенный чувства достоинства, — вот идеал человека по иудаизму.

Женщина в моральной системе иудаизма

В моральной системе иудаизма особое внимание уделено женщине. Духовно унижая женщину, Талмуд приписывает ей только отрицательные качества: лень, завистливость, болтливость, истеричность и т. п. Все рады, заявляют талмудисты, при рождении сына и грустны, если рождается дочь.

Женщина, по Талмуду, — рабыня своего мужа: «Все, что человек хочет делать с женой, он делает, — вроде как мясо с бойни». Удел женщины: девушкой — быть под властью отца, супругой — находиться под властью мужа.

Женщина — узница. Она должна сидеть дома, взаперти, замыкаться в четырех стенах своей комнаты, ни с кем не общаться, проводить свою жизнь в полном уединении.

Талмуд отказывает женщине в гражданских правах. Она, как и раб, не может явиться в суд, призывать свидетелей или быть свидетелем. Она не имеет права на образование. Ей запрещено читать книги. Даже знакомиться с Библией ей не позволено. «Обучать свою дочь Торе, — говорится в Талмуде, — это то же, что воспитывать ее в распутстве».

В своих комментариях к ветхозаветному мифу о сотворении Евы из ребра Адама иудейские теологи поносят женщину. Оказывается, бог долго раздумывал, из какой части Адамова тела сотворить Еву. Сотворю я ее, рассуждал он, не из головы — чтобы она не поднимала высоко голову, не из глаза — чтобы не подсматривала, не из уха — чтобы не подслушивала, не из уст — чтобы не болтала, не из сердца — чтобы не была завистлива. Наконец бог решил сотворить ее из скрытого органа, чтобы она была скромной, — из ребра. «При каждом органе, который бог создавал ей, он приговаривал: «Будь скромной, будь скромной» (Берешит рабба, VIII, 3).

Талмуд запрещает женщине заниматься общественным трудом. Онадол–жна работать только дома для мужа своего. Женщина предназначена для рождения детей. Отказаться от брака–преступление и грех. Брак совершается не по любви, не по выбору, не по доброй воле, а по принуждению. Так относится иудаизм к женщине, основываясь на поучениях «священных» книг.

Семейно–брачный кодекс иудаизма

В Талмуде разработан бракоразводный кодекс, призванный регулировать семейные отношения, сложившиеся в эпоху рабовладения. Основу общества, по учению талмудистов, составляет семья, которая складывается следующим образом: 1) домовладыка — полновластный господин семейства, 2) женщина средство прибавления семьи, 3) рабы, обязанные трудиться. В соответствии с таким пониманием основ общества талмудисты рассматривают брак как имущественную сделку, в силу которой женщина попадает под неограниченную власть мужа. Сделке предшествует сговор, который облекается в письменную форму. В нем перечисляются обязанности нареченных, определяются размер приданого и способы его уплаты.

Законы в области семейных отношений, брака и развода, созданные талмудистами и зафиксированные в Талмуде, были типичны для рабовладельческого общества. Однако семейное право в Талмуде толкуется в религиозном духе, окружено туманом мистики. Браки, учат талмудисты, заключаются на небесах. В Талмуде сказано: за 40 дней до рождения ребенка бог назначает ему супругу в его будущей земной жизни.

В этой «священной» книге подчеркиваются особые права мужчин. Мужу разрешается разводиться с женой по любому поводу. Один из талмудистов, рабби Акиба, утверждал, что даже если мужчина просто увидел женщину более красивую, чем его жена, то он вправе дать жене развод.

Раввины и поныне ревностно соблюдают талмудическое бракоразводное право. В государстве Израиль в вопросах семьи, брака и развода синагога одержала полную победу. «Счастье тысяч семейств, — пишет прогрессивная деятельница Рут Лю–бич, — находится в руках клерикалов. Существующий закон о браке–позор для страны».

Гражданское законодательство Израиля — одно из самых отсталых в мире. Поучения Талмуда о женщине возведены в закон. Женщины не имеют права на получение наследства, не могут выступать в суде первой инстанции в качестве свидетелей. Женщина лишена права на развод. Только мужчина имеет право решать вопрос о разводе. Если же муж отказывается развестись с женой, то ни одна судебная инстанция не может расторгнуть брак.

Фатализм

Талмуд принижает не только человеческое достоинство женщины, но и вообще личность человека. Поучения Талмуда проникнуты фатализмом. Талмудист Элеазар Каппор учил: «Знай, что все — по счету, соразмерно содеянному; не уверяй себя, что могила для тебя — убежище, ибо не по своей воле ты родился, не по своей воле живешь, не по своей воле умрешь и не по своей воле отдашь отчет царю царей, святому».

Фатальная обусловленность действий человека лишает его какого–либо выбора, вся его жизнь зависит от слепых внешних сил. Моральные мотивы человека побуждают его, учат иудейские проповедники, вести праведное, богоугодное существование, не обращая никакого внимания на процессы реальной действительности.

Религиозная проповедь о фатальной обусловленности всех поступков человека противоречит учению иудаизма о рае и аде, о загробном прянике и кнуте. Поэтому талмудисты, вопреки логике, выдвинули положение о том, что «все предвидено, и свобода дана» (Абот, III, 15). Этим внутренне противоречивым и надуманным положением они пытались спасти одно из важнейших моральных правил иудаизма, заключающееся в том, что за всякое человеческое деяние ожидается справедливое воздаяние на небе со стороны бога Яхве.

Этический иудаизм

За последнее время проповедникам иудейского вероучения приходится усиленно приспосабливаться к новым социальным условиям жизни. Если до XX в. эти проповедники занимались главным образом толкованием религиозных догматов и обрядов, то в нашу эпоху иудейские клерикалы во имя спасения своих позиций выдвигают на первое место этическую ценность иудаизма.

По мнению одного из современных столпов иудаизма в США, М. Винера, настало время, чтобы узконациональную, полную запретов религию превратить в «чисто этическую религию». Винер, как и другие иудейские богословы, заявляя, что источником нравственных идей иудаизма являются Ветхий завет и Талмуд, рекомендует извлечь из библейского декалога и многочисленных поучений Талмуда нормы и принципы для некой универсальной религии.

Раввины в нашей стране в своих устных выступлениях также пытаются осовременивать обветшалые ветхозаветные предписания. Адепты этического иудаизма рассматривают все категории морали абстрактно, в отрыве от социальных условий, породивших формы общественного сознания. Они скрупулезно разбирают вопросы об отношении человека к богу, защищая при этом культ частного интереса и индивидуального счастья. Они требуют от человека эгоистической заботы о спасении своей души и об обеспечении себе личного благоденствия в потустороннем мире.

Вполне понятно, что нравоучения иудаизма противоречат коммунистическому воспитанию и мешают формированию таких качеств характера, как гордость, независимость, сознание собственного достоинства и творческая активность.

Вера в приход мессии (машиаха), в индивидуальное бессмертие, в существование загробного мира и небесного царства является одним из главных догматов иудейства. Проповедью о приходе мессии идеологи иудаизма усыпляли народ, создавая фантастические картины общественного переустройства, которое якобы зависит от морально–религиозного поведения людей. Талмудисты и современные иудейские клерикалы защищают богословскую идею о том, что жизнь всей вселенной, отдельного человека, его будущность зависят от строгого исполнения заповедей бога, его Торы и декалога.

В трактате Сангедрин перечисляются безнравственные лица, которые не имеют удела в будущем мире. К таким лицам отнесены утверждающие, что нет воскресения мертвых, те, кто говорит, что Тора не от бога, те, кто читает светские книги, кто «свергает иго», «разрушает завет», эпикурейцы и т. п.

Учение Талмуда о мессианском царстве уже в I в. н. э. получило ярко выраженную эсхатологическую окраску, и к талмудистам в определенной мере можно отнести слова Ф. Энгельса, характеризующие первоначальных христиан как людей, серьезно отнесшихся к суду небесному, к наградам и карам в потустороннем мире, создавших небо и ад и тем самым нашедших выход, «который вел страждущих и обездоленных из нашей земной юдоли в вечный рай» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 483).

В моральных поучениях Талмуда земной греховной жизни противопоставляется идеальная жизнь на небесах. Это раздвоение мира в сознании человека является отражением социальной придавленности человека в эксплуататорском обществе. Гнет и унижение вызывают религиозное самоотчуждение человека и водворяют его на небесах. Поэтому борьба с религией в условиях капитализма сводится не только к критике религиозных поучений, но и к борьбе за социальный прогресс, демократию и социализм.

* * *

Мы рассмотрели основные положения морали иудаизма. Следует упомянуть о том, что в настоящее время эти положения толкуются иудейскими проповедниками в форме, которая, по их мнению, должна отвечать требованиям современности. Так, некоторые современные иудейские богословы, приспосабливаясь к требованиям коммунистической нравственности, усиленно отыскивают сентенции Талмуда, благословляющие ремесло и любовь к ближнему, и выдают их за требования гуманизма и справедливости, якобы характерные для иудаизма, стараются согласовать этику Талмуда с требованиями коммунистической морали. Однако попытка отождествить коммунистическую нравственность с моральными поучениями иудаизма не выдерживает критики, ибо мораль иудаизма фактически защищает частную собственность, гнет и эксплуатацию.