Спиритизм

Начало развития спиритизма в новое время связано с деятельностью американца Эндрью Джемсона Дэвиса (1826–1900), который прославился своими «видениями», «беседами с духами» и «пророчествами». Дэвис родился в семье бедного сапожника на маленькой ферме в Блуминг–Грове штата Нью–Йорк; мать Эндрью страдала истерией, отец был алкоголиком; в школу Эндрью пошел только в десятилетнем возрасте, но вскоре прекратил занятия ввиду полного отсутствия способностей к усвоению наук. Через некоторое время одна очень набожная вдова–фермерша наняла молодого Дэвиса в качестве пастуха к себе на ферму, и вот именно здесь происходит «просветление» будущего апостола спиритизма. Приученный своей хозяйкой к длительным церковным службам и ревностному изучению катехизиса, Дэвис научился приводить себя в состояние религиозного экстаза и в это время «пророчествовал». Вскоре юный Дэвис приобрел репутацию ясновидца. Слава Дэвиса в 1843 г. дошла до некоего Левингстона, который занимался гипнозом и нашел в семнадцатилетнем Дэвисе подходящего медиума, т. е. посредника между людьми и «миром духов». Совместно с Дэвисом и при участии священника Смита Левинг–стон в течение нескольких лет гастролировал по городам США, демонстрируя беседы Дэвиса с духами умерших. Как это ни удивительно, но полуграмотный Дэвис оставил после себя большое литературное наследство. По–видимому, он не писал, а диктовал свои книги, вызывавшие бурную реакцию читателей: одни возмущались скандальным невежеством Дэвиса, другие приходили в восторг от его «откровений». Дэвис издал следующие книги: «Принципы природы, ее божественные откровения и голос к человечеству», «Философия общения с духами», «Великая гармония» и «Магический жезл».

В 1850 г. Дэвис был приглашен властями к расследованию .действий нечистой силы» в селе Гайдсвиле, где в семье Фуксов якобы был открыт ,стук столов» и откуда началось так называемое «столоверчение», занятие, типичное и поныне для всех спиритических кружков и обществ.

В 70–е годы прошлого столетия и в начале XX столетия имели место попытки некоторых лиц распространить спиритизм и в России. Большая заслуга в разоблачении спиритизма как мошенничества и грубого суеверия принадлежит Д. И. Менделееву. Д. И. Менделеев указал на то, что при известном состоянии сильного нервного возбуждения людям может пригрезиться такое, чего в действительности нет и не бывает. К тому же само по себе непосредственное чувственное восприятие человеком объективного мира отнюдь не всегда соответствует действительному положению вещей: между сущностью и кажимостью явления, как правило, дистанция огромного размера. Что касается столоверчения, «хождения блюдца», то и это объясняется просто: причина подобных явлений в незаметных глазу, бессознательных движениях рук участников спиритического сеанса, в результате чего блюдце начинает двигаться, стол стучать и т. п. «Спиритические явления, — писал Д. И. Менделеев, — происходят от бессознательных движений или сознательного обмана…»

Ф. Энгельс показал, как явления гипноза в середине прошлого века стали областью шарлатанских махинаций для любителей легкой наживы, действовавших нередко под покровительством духовенства, которое охотно поддерживало тогда и поддерживает теперь версию о «божественном» и «сверхъестественном» происхождении гипнотических явлений, якобы доказывающих существование бессмертной души. И нет ничего удивительного в том, что истолкованные подобным образом «чудесные» факты гипнотического внушения послужили поводом для спиритических мистерий. Дело дошло до того, что в популярных журналах в Англии, Германии, Франции, США стали печатать фотографии духов, якобы вызванных спиритами из «загробного мира».

Спиритизм и поныне в моде в западном мире, несмотря на то что наука вынесла ему свой приговор. «Свободный мир» открывает прежде всего свободу для шарлатанства, откровенного обмана масс. Ныне на Западе существуют официально зарегистрированные спиритические общества и клубы, издается специальная литература, в которой пропагандируется спиритизм. Дикое суеверие продолжает существовать при поддержке тех сил, которым выгодно распространение мистицизма, затемняющего сознание людей.