Религия и атеизм в условиях Социализма

Как отмечается в новой редакции Программы КПСС, «всемирно–исторический поворот человечества к социализму, начатый Октябрьской революцией, закономерный результат общественного развития». В нашей стране социализм победил полностью и окончательно. Социалистический строй не только навсегда покончил с эксплуатацией человека человеком, социальным угнетением, открыв широчайший простор динамическому и планомерному развитию производительных сил, он обеспечил единство прав и обязанностей всем гражданам, подлинную демократию, утвердил нерушимый союз рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, устранил национальное неравноправие. Социализм создал передовую культуру, открыл массам доступ ко всем источникам знания. В условиях социалистического строя господствующей стала марксистско–ленинская идеология, «сложился основанный на социальной справедливости, коллективизме и товарищеской взаимопомощи социалистический образ жизни, дающий человеку труда уверенность в будущем, духовно и нравственно возвышающий его как творца новых общественных отношений, собственной судьбы».

XXVII съезд КПСС принял новую редакцию Программы Коммунистической партии — программу дальнейшего совершенствования социализма, продвижения нашего общества к коммунизму на основе ускорения социально–экономического развития страны. В ней подчеркивается необходимость формирования гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. В ряду задач идейно–воспитательной работы выдвигается и атеистическое воспитание. В Программе КПСС говорится: «Партия использует средства идейного воздействия для широкого распространения научно–материалистического миропонимания, для преодоления религиозных предрассудков, не допуская оскорбления чувств верующих. Выступая за неукоснительное соблюдение конституционных гарантий свободы совести, партия осуждает попытки использовать религию в ущерб интересам общества и личности. Важнейшая составная часть атеистического воспитания — повышение трудовой и общественной активности людей, их просвещение, широкое распространение новых советских обрядов и обычаев».

Формирование всесторонне развитой личности, вооруженной научно–материалистическим мировоззрением, естественно, требует преодоления пережитков прошлого в сознании и поведении людей, в том числе и религиозных пережитков. На это и направлено атеистическое воспитание. В процессе совершенствования социализма, повышения эффективности идеологической работы партии возрастает необходимость повышения действенности атеистического воспитания, атеистической работы, обогащаются ее формы и методы, накапливается положительный опыт. Жизнь отсекает те ее формы, которые перестают давать практический эффект, заставляя вести поиск новых подходов к формированию атеистической убежденности масс. Таким образом, важными факторами действенности атеистического воспитания являются его постоянное совершенствование, целенаправленность, стремление к достижению конкретных результатов, связанных в конечном счете с преодолением религии, утверждением научно–материалистического миропонимания.