В материалах июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС в числе важных задач идеологической, массово-политической работы партии указано на необходимость активнее вести пропаганду научно-материалистических взглядов среди населения, больше уделять внимания атеистическому воспитанию. Большие возможности в этом отношении представляет многоплановая проблема «Атеизм и медицина». Множество интересных данных о научных достижениях медицины позволяет на конкретных примерах показать торжество материалистического взгляда на мир. В то же время богатство информационного материала таит в себе и некоторые опасности. Лектор может увлечься рассказом о новых методах лечения, эффективных лекарственных препаратах, уникальных операциях и обойти морально-этические проблемы, которых в области медицины немало. К сожалению, это бывает не так уж редко и существенно снижает мировоззренческую значимость лекций. А ведь вопросы, связанные со здоровьем, в равной степени волнуют всех — и верующих, и неверующих, и лекции, в которых они затрагиваются, всегда собирают полную аудиторию.

Стремясь сохранить и укрепить влияние религии на массы, богословы заявляют ныне о своей готовности заключить союз с наукой, пытаются искать новые трактовки вопросов, касающихся жизни и смерти, здоровья и долголетия. Вместе с тем они настойчиво утверждают, что только религия способна воспитывать людей в духе высокой нравственности, говорят о необходимости оказывать помощь больным, престарелым и одиноким людям. Идею полезности религиозной морали нередко разделяют и неверующие, вот почему очень важно на конкретных примерах показать несостоятельность этой позиции.

Рассказывая об огромных возможностях сегодняшней медицины, нельзя забывать, что иногда она еще бывает бессильна. Надежда на исцеление, вспыхнувшая под влиянием информации о новых средствах и методах лечения, может смениться тяжелым разочарованием и даже ожесточением. Среди слушателей всегда могут оказаться люди, которые встретились с невниманием или равнодушием со стороны работников здравоохранения или социального обеспечения и в результате потеряли веру и в медицину, и в гуманизм. Поэтому каждая лекция, раскрывающая вопросы медицины и атеизма, должна не только нести слушателям информацию о прогрессе медицинской науки, но и пробуждать в них лучшие человеческие качества: гуманность, сострадание к чужому горю, доброту и отзывчивость. Говорить об этом общими фразами нельзя, нужны конкретные примеры и глубокая личная убежденность в правоте своих взглядов. Полезно обращаться к художественной литературе, кинофильмам, театральным постановкам, так как подобные примеры всегда находят эмоциональный отклик у слушателей.

Более подробные рекомендации методического характера изложены нами ранее в пособии «Медицина и религия», выпущенном Ленинградской организацией общества «Знание» в 1982 г. Противоречия во взглядах научной медицины и религии на природу болезней и методы их лечения, вопросы жизни и смерти раскрыты в брошюре «Болезнь и смерть — зло или благо?» (М., 1983). В данной работе мы касаемся лишь некоторых аспектов проблемы «Атеизм и медицина» и надеемся, что она поможет лекторам в творческой разработке ее конкретных тем с учетом аудитории и использованием местных материалов. В заключение еще раз подчеркнем, что лектор, выступающий по столь ответственной теме, должен обладать разносторонними знаниями и глубокой убежденностью.