Зачем деве гимен

Девственную плеву издавна сопровождают красивые и поэтичные метафоры: «девичий лоскут», «печать девственности», «стража», «задвижка целомудрия», «пояс чистоты», «цветок девственности». В Европе традиционно символом девственности считались земляника, лилия, ландыш. Их изображения помещались на гербы и плащи. Символом Девы Марии считалась маргаритка…

Зачем природа наделила девочек девственной плевой (гименом)? Ответ на этот сакраментальный вопрос не столь прост, каким может показаться с первого взгляда. Все гипотезы о происхождении гимена сходятся в одном. Раз он возник, значит, был… зачем-то нужен. Самым распространенным мнением является то, что он помогал уберечь популяцию людей от эпидемий…

Что интересно, у самок обезьян гимена нет. Вероятно, обезьяны, в отличие от людей, не опасаются эпидемий… Девственная плева в виде пленки, отделяющей внутренние половые органы от внешних, рассасывается еще на стадии плода обезьяны в утробе матери. В действительности всякой нормальной обезьяне девственная плева вовсе ни к чему. Сексуальное поведение самки обезьяны регламентируется не нравственно-этическими предписаниями и нормами, как у нас с вами, а состоянием готовности ее половой системы. Например, у самки шимпанзе, если она не беременна и не кормит детеныша грудью, каждые 36 дней наступает эструс — состояние сексуальной готовности. Об этом оповещаются все в обезьяньем сообществе. В первую очередь самцы. Обширная припухлость в генитальной области самки в это время хорошо заметна. Кроме того, самки сами добиваются благосклонности самцов в этот период. Часто смотрят на пенис, который у самцов шимпанзе весьма крупный и приметный. Самцы нюхают и тщательно обследуют гениталии самки. После того как они убедились, что она действительно в эструсе, следует спаривание. Обычно самцы спариваются с самкой по очереди, не проявляя друг к другу враждебности. В конце группового спаривания один из самцов может установить с самкой более постоянные отношения, уведя её прочь и образовав «супружескую пару». Однако когда самку уводят, она колеблется и, услышав негодующие крики других самцов, стремится вернуться обратно. Чего «жених», естественно, позволить «невесте» не может, и толчками и оплеухами понуждает самку следовать за собой. Так дело обстоит у шимпанзе, а как же у человека?

Как следует из этнографических данных, чем проще и примитивнее отношения людей в сообществе, тем девственности невесты уделяется меньше внимания. В ряде случаев, как, например, в Чили, мамаши столь энергично подмывают своих дочерей, что девственная плева уничтожается еще в раннем возрасте. У многих народов — жителей Юго-Восточной Азии вступлению девушки в брак должен предшествовать ритуал обязательной дефлорации. При этом сама дефлорация считается сложной и неприятной процедурой, опасной не только для женщины, но и для мужчины, так как вместе с кровью в него может проникнуть злой дух. В этом непростом деле «жениху» необходимы многоопытные помощники. В роли таковых часто выступают жрецы, вооруженные специальным фаллическим инструментом. У некоторых народов замужеству предшествует коллективная дефлорация, производимая всем мужским населением деревни. Причем групповое совокупление с «невестой» в этом случае происходит вполне публично и в торжественной праздничной обстановке. Этнографы считают такое положение вещей своеобразной данью, которую жених платит своим старшим товарищам — мужчинам, за право обладания невестой. Считают, что и в средневековой Европе «право первой ночи» как сексуальная привилегия сеньора имело ту же основу. Если замужеству девушки не предшествовала процедура дефлорации, в той или иной форме, то считалось, что такая невеста способна навлечь на весь ее род неисчислимые беды. Сходство между «сексуальными обычаями» людей и обезьян разительное! Только из этого не совсем понятно, кто у кого позаимствовал эти обычаи — люди у обезьян или обезьяны у людей?

И сегодня иногда в медицинские центры обращаются странные женщины лет за сорок или молодые девушки с просьбами избавить их от девственности. В основном они свои просьбы аргументируют тем, что все их подруги уже давно не девочки или замужем, а они все никак… У них, как говорят психологи, возникает комплекс «старых дев», от которого они стремятся избавиться, ликвидировав гимен хирургическим путем. И когда они сделают это, им действительно становится легче жить. Они словно бы переходят в сообщество жен, будучи не замужем…

Однако все же более распространены у большинства народов совсем другие взгляды на девственность. В глубокую древность уходят своими корнями представления, что девственность дочерей, особенно дочерей выдающихся людей, необходимо тщательно охранять. К примеру, в цыганских семьях до сих пор царит домострой. Дочь не имеет права выходить замуж без позволения отца. Молодых «провожают» в палатку и, окружив ее, ждут доказательства невинности невесты. Пара должна предъявить табору брачную простыню с кровавым пятном. Если жених и невеста согрешили до свадьбы, то их сурово накажут. Жениха могут запороть до смерти, а невесту обрить наголо и пустить «по кругу».

В некоторых районах тропической Африки у девочек зашивали и продолжают зашивать до сих пор большие половые губы с целью сохранения их девственности. Для той же цели иногда продевается через них кольцо. В средневековой Европе XVI века были в особой моде «пояса верности», изготовленные из железа и толстой проволоки, запирающиеся на замки. Один ключ сам закованный в латы с головы до ног рыцарь брал с собой в поход. Второй ключ — вручал священнику. Но уже тогда в ходу были отмычки…

С другой стороны, дефлорация девушки рассматривалась молодыми мужчинами как подвиг, «сексуальная кража», которая повышала репутацию юноши и его социальный статус. Девственность — как «дар», присвоение которого, даже путем обмана и насилия, давало мужчине определенные привилегии и позволяло жениться на представительнице более знатного рода. Христианство и мусульманство придают девственности мистический характер. Например, в образе Богоматери Мать и Дева сливаются воедино, разобщая тем самым символ материнства и символ сексуальности. Девственницы, особенно по монашескому обету, считались в средние века христовыми невестами. По воззрениям Церкви, девственница не может быть одержима дьяволом. Эти соображения заставили святую инквизицию провести специальное исследование попавшей в плен Жанны д’Арк. Было также замечено, что девы-воительницы вместе с невинностью теряют боевую доблесть. Древнегреческая богиня-воительница Афина была непорочной. А атрибутом девственности олимпийской богини Артемиды считалась неуловимая лань.

Часть современных людей, не вполне осознанно, являются выразителями подобных представлений о девственности. Похоже на то, что иногда столкновение двух диаметрально различных взглядов на девственность: девственность — это благо, девственность — это зло, упрятанных в толще народных представлений, может приводить к довольно неприятным последствиям в современной жизни. Отдельные представители того или иного этноса могут поступать в соответствии с традицией своего народа, не осознавая в полной мере свои поступки и то, насколько они соотносятся с традицией другого народа. Супруги довольно часто могут быть выразителями разных культурных традиций. В этом случае ими будут управлять, как говорил К. Юнг, архетипы сознания, или коллективное бессознательное… И это бессознательное для самих будущих супругов может стать полной неожиданностью.

Не так давно в Самаре произошла одна история, начавшаяся романтической влюбленностью, а кончившаяся ужасной трагедией. Андрей ухаживал за Любой давно, а когда узнал, что Люба девственница, воспылал к ней удвоенной страстью и тут же предложил выйти за него замуж. Назначили день свадьбы, купили роскошное платье невесте. Перед женитьбой друзья устроили Андрею мальчишник, где посоветовали проверить невинность невесты — вдруг товар порченый! Домой он вернулся взвинченный и сразу полез к невесте — «проверять». Люба сначала не сопротивлялась, но когда жених задрал ей подол, начала отбиваться и кричать. Кончилось тем, что Андрей ударил Любу, и та, вырвавшись, совершенно вне себя выбежала во двор и угодила под проезжавшую мимо машину. Девушка попала в больницу, и врачам пришлось ампутировать ей руку. Но Андрей ни за что не захотел оставлять свою невесту и даже в таком состоянии готов был взять ее замуж, ведь она была его девушкой! Люба тоже любила Андрея, но почему-то не хотела, чтобы жених лишил ее девственности. И вскоре по больнице пошли слухи, что каждую ночь к Любке ходят мужики, и больные, и врачи-практиканты. Однажды вечером, когда Андрей пришел навестить невесту, та откинула простыню и продемонстрировала жениху свое прекрасное тело. Андрей прильнул к Любе, но она, загадочно улыбаясь, произнесла роковую фразу: «Ты не получишь меня девочкой, я тут со всеми…» Не владея собой, Андрей задушил Любу подушкой. Андрея признали вменяемым, судили и приговорили к 10 годам тюрьмы. Как говорится у Шекспира: «Нет повести печальнее на свете…» Однако драмы могло и не быть, если бы взгляды на девственность невесты у молодых людей совпадали, тем более они очень любили друг друга…

Впрочем, чаще происходит иначе. Современные девушки мечтают вернуть себе девственность. Повернуть время вспять женщинам помогает восстановление гимена — «зашивание». Вот вполне типичная история. Не дождалась одна невеста своего парня из армии, но, к своему счастью, узнала, что можно «всё» вернуть обратно, посетив в частной клинике врача-гинеколога, который ей за умеренную плату и аборт сделал, и девственность вернул. Есть сведения, что и раньше в истории девицы с успехом восстанавливали девственную плеву. Так, в новелле Сервантеса «Подставная тётка» упоминается о напёрстке и игле, позволяющих молодой особе отдать, даже не единственный, а «три листка». Конечно, в полном смысле слова гимен восстановить нельзя, но создать иллюзию его присутствия можно. Эта операция нетрудная и неопасная. Отверстие стягивают узлом приблизительно так, как полиэтиленовый пакет с печеньем. Вся операция от силы занимает минут пять. Однако, как говорят сами врачи, девственность надо «использовать» в течение недели, иначе швы просто-напросто разойдутся. «Долгоиграющая» девственность стоит дороже, и возиться с ней врачам приходится около часа. Зашивают входное отверстие влагалища специальными нитями, которые только через неделю рассасываются. Зато искусственная девственная плева выглядит вполне натурально, пожелай кто-либо её рассмотреть повнимательнее… И вновь испеченная девочка-целочка может вновь смело примерить на себя давно забытый образ. Что любопытно, образ этот притягивает не только молодежь. «Зашиваться» приходят дамы после 40, имеющие кучу детей и мужей. Кто-то в таком состоянии ностальгирует по девичеству. Кто-то хочет сделать приятное мужьям на годовщину свадьбы, ко дню рождения. Особый наплыв у работников медицинских центров под Новый год. «Молодые» украшают спальню цветами и желают в Новом году друг другу начать свою жизнь сначала, по крайней мере, сексуальную… Некоторые приходят «зашиваться» не раз и не два. В постоянных клиентках медицинских центров ходят и путаны. Арабы очень ценят «девочек» и платят за них в пять раз больше. Одну представительницу самой древней профессии ее «мамка» приводила «зашиваться» аж десять раз, и это далеко не предел, как утверждают врачи. Сами пациентки считают, что приходить к одному и тому же гинекологу более трех раз неприлично. Особая категория клиенток — это женщины Востока. Здесь надо сделать все так, чтоб комар носа не подточил. За неверность невеста может поплатиться жизнью. Помимо демонстрации жениху своей искусственной девственной плевы невесты умудряются подбрасывать на брачное ложе окровавленное куриное сердечко. Восток — дело тонкое… Небольшой процент малолетних пациенток приводят их родители со словами: «Зашейте мою девочку, её изнасиловали!» Иногда своих жён приводят мужья, получившие их уже «попорченными». Лишая их «невинности» повторно таким своеобразным способом, они стремятся восстановить задним числом свои права на жену и свой статус мужа.

Конечно, в жизни разное бывает, а при желании можно зашить и рот. Но проблема эта явно психологическая. Обыденное, народное сознание приписывает девственности особую ценность. Индивидуальное сознание считывает всеобщую установку и стремится ей соответствовать.

Куда проще жить обезьянам, не решающим сложных нравственно-этических проблем типа: зачем человеку гимен. Думается, однако, само его отсутствие у обезьян не есть то единственное, что отличает обезьяну от человека. В конце концов можно и обезьяну «зашить», подарив ей тем самым искусственный гимен, которого у нее никогда не было. Но от этого она не перестанет быть обезьяной и вряд ли изменится к лучшему…