Глава 21

Луки 21,1-4 Драгоценный дар

Луки 21,5-24 Пророчество о грядущих несчастьях

Исторический фон этой главы

Понимание самого отрывка

Луки 21,25-38 Бодрствуйте

Луки 21,1-4 Драгоценный дар

Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;

Увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, И сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; Ибо все от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

Во дворе женщин храма стояли тринадцать кружек для добровольных пожертвований: их называли трубами, потому что они имели форму трубы, с узкой верхней и широкой нижней частью. Каждая кружка была предназначена для определенной жертвы — за дерево для сожжения жертвы; за фимиам на жертвеннике, за содержание золотых сосудов и на другие цели. Вот около этих труб сидел Иисус.

После напряженных дебатов с посланцами синедриона и саддукеев Он устал и голова Его опустилась на руки. Подняв глаза, Он увидел много людей, опускавших свои жертвы в трубы. Потом пришла бедная вдова. Все, чем она владела, были эти две лепты. А лепта была самой мелкой монетой, ее название переводится как: «тонкая»монета. Она соответствовала 1/4 коп. серебром, и следовательно пожертвование бедной вдовы составляло всего лишь 1/2 коп. серебром. Но Иисус сказал, что она пожертвовала больше всех, потому что она отдала все, что у нее было. Ценность подарка определяется двумя моментами:

1. Во-первых, душевным состоянием дающего. Дар, который дается против воли, или вызывает у дающего неприятное чувство, дар, который дается напоказ, или для демонстрации щедрости, теряет большую часть своей ценности. Действительным является лишь дар от всего сердца, которое просто не может поступать иначе.

2. Во-вторых, относительной ценностью пожертвования. Что для одного человека мелочь, для другого огромная сумма. Дар богатых, бросавших свои пожертвования в кружки — трубы, не представляли для них особой ценности; две же лепты вдовы составляли все ее состояние. Другие, несомненно, давали, подсчитав, что они могут дать; она же пожертвовала с задушевной щедростью все, что она имела.

Дар не является даром, если он не составляет ценности для дающего. Дар лишь в том случае доказывает нашу любовь, если нам приходится обходиться без чего-то, что нам нужно самим, или если нам приходится работать вдвойне, чтобы осуществить его. А ведь как мало людей жертвуют Богу так! Кто-то описывает человека, весело поющего в церкви:

Когда б я целый мир отдал, То дар мой был бы слишком мал. Что же за любовь Твою я дам? Ничто! Я твой всецело сам.

и одновременно тщательно ощупывающего в кармане монету, дабы убедиться, что он опустит в кружку гривенник, а не полтинник.

Тот, кто может читать строки о вдове и двух лептах без уничижительной самокритики — бесчувственный человек.

Луки 21,5-24 Пророчество о грядущих несчастьях

И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал:

Придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.

И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?

Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение; ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко. Не ходите вслед их.

Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь: ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.

Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство;

Будут большие землетрясения по местам, и глады и моры, и ужасные явления и великие знамения с неба.

Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;

Будет же это вам для свидетельства.

Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать;

Ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам.

Преданы также будете и родителями и братьями, и родственниками и друзьями, и некоторых из вас умертвят;

И будете ненавидимы всеми за имя Мое.

Но и волос с головы вашей не пропадет.

Терпением вашим спасайте души ваши.

Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его:

Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него,

Потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей:

И падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

Исторический фон этой главы

Со стиха 5 эта глава становится трудной. Трудность эта в том, что в ее основе лежат четыре различные концепции.

1. Во-первых, концепция Дня Господня. Иудеи делили время на два века — век нынешний, совсем плохой и порочный, который уже невозможно исправить, а только разрушить; и век грядущий — золотой век Божий и господства Израиля. Но между этими двумя веками иудеи помещали День Господа — страшный день космического переворота и разрушения, отчаянные родовые муки нового века.

Этот день должен быть днем страшной кары. «Вот приходит День Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее» (Ис. 13, 9, ср. Иоил. 2, 1.2; Ам. 5, 18-20; Соф. 1, 14-18). Этот день настанет неожиданно. «День Господень так придет, как тать ночью» (1 Фес. 5, 2; ср. 2 Пет. 3, 10). Это будет день, когда содрогнется мир. «Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим… Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его» (Ис. 13, 10-13; ср. Иоил. 2, 30.31; 2 Пет. 3, 10).

Концепция Дня Господа была одной из главных в религиозном веровании иудеев во времена Иисуса; всем были знакомы эти страшные картины. Стихи 9, 11, 25 и 26 настоящего отрывка восходят к этой концепции.

2. Во-вторых, предсказанное разрушение Иерусалима. В 70-ом году римляне взяли Иерусалим после страшной осады, в ходе которой жители города были доведены до людоедства. Римлянам приходилось брать город буквально камень за камнем. Иосиф Флавий говорит, что в ходе осады погибло несметное число жителей — 1.100 000, — 97.000 были уведены в плен. Народ Израиля был уничтожен; храм был сожжен и разорен. Стихи 5, 6, 20-24 настоящего отрывка ясно указывают на событие, которое еще должно было наступить.

3. В-третьих, концепция Второго пришествия Христа. Иисус говорил уверенно о Своем Втором пришествии и раннехристианская церковь ждала Его. Мы сможем лучше понять места Нового Завета, относящиеся ко Второму пришествию, если будем помнить, что с этим событием связывали многое из того, что относится ко Дню Господню. В ст. 27 и 28 настоящего отрывка определенно говорится о нем. Считали, что до Второго пришествия многие станут претендовать, что они Христос и сбудутся знамения и ужасы. В ст. 7-9 настоящего отрывка говорится об этом.

4. И, наконец, в нем говорится о будущих гонениях. Иисус ясно предвидел и предсказал те страдания, которые ждут в будущем Его народ за верность к Нему. Об этом говорится в ст. 12-19 настоящего отрывка.

Это место станет на много понятнее и полезнее, если учтем, что в его основе лежат четыре ясно связанные между собой идеи, и не единая концепция.

Понимание самого отрывка

Поводом для пророчества Иисуса послужило высказывание о великолепии храма. Колонны порталов и аркады храма были высотой более двенадцати метров и каждая из них была высечена из цельного куска мрамора. Из орнаментов самой красивой была огромная золотая виноградная лоза, каждая кисть которой была размером в рост человека. Лучшее описание того храма приведено у Иосифа Флавия в «Иудейских войнах», книга 5, часть 5. В этом месте Иосиф Флавий пишет следующее: «Внешняя сторона портала храма поражала и ум и глаза, потому что он был весь покрыт тяжелыми золотыми плитами, которые уже при первых лучах солнца отражали пламенный блеск и заставляли пытавшихся смотреть на храм, отвращать глаза свои, как будто они смотрели на само солнце. Но чужеземцу храм издали казался покрытой снегом горой, потому что все части, не покрытые золотом, блистали первозданной белизной». Иудеи не могли себе представить, чтобы величие и блеск храма были бы обращены в прах.

Из этого отрывка мы узнаем некоторые важные сведения о Христе и о христианской жизни.

1. Иисус указывал на знамения истории. Другие могли не видеть признаков приближающейся катастрофы, но Он видел, что лавина бедствий вот-вот обрушится. Человек лишь тогда поймет знамения, если он видит их глазами Бога.

2. Иисус был совершенно честен. «Вот, — сказал Он, — что ждет вас, если вы решитесь следовать за мной». В разгар борьбы за праведное дело один из ее героических предводителей писал своему другу: «Головы катятся на песок; иди и прибавь к ним свою». Иисус предлагал Своим последователям не легкий путь, но путь героев.

3. Иисус обещал Своим ученикам, что они никогда не будут одинокими в горе. История явно показала, что мученики христианской веры и в страданиях, и перед смертью, испытывали чудесные минуты близости и единства со Христом. Тюрьма может стать дворцом, эшафот — троном, буря жизни — солнечным летом, если Христос с нами.

4. Иисус говорил о сохранности, немного превосходящей все опасности земной жизни. «Но и волос с головы вашей, — сказал Он, — не пропадет». Многое, о чем здесь упомянуто, подытоживают следующие стихи И. С. Проханова:

Не храм, не золотое зданье,

Не круг отобранных друзей,

Христова Церковь есть собранье

Крестом искупленных людей.

Собранье душ с пустыни юга,

От западных, восточных стран,

От севера, где вечна вьюга

И страшен снежный ураган.

Не для покоя в мире этом,

Христова Церковь избрана;

Здесь Богом и Его заветом

Ей только битва суждена.

Но день уж близок и великий

Глава — Жених Ее — идет:

Уж слышны радостные клики

Сквозь шум морей и гром невзгод.

Обновленный во Христе человек может умереть в тюрьме, но он никогда не погубит свою душу. Его ждет Спаситель в вечном Иерусалиме.

Луки 21,25-38 Бодрствуйте

И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится.

Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются.

И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.

Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.

И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья:

Когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето; Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.

Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет:

Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно:

Ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;

Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.

Днем Он учил в храме; а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.

И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.

В этом отрывке заключены две важные концепции.

1. Во-первых, концепция о Втором пришествии Иисуса Христа. Об этом много рассуждали и спорили. Нам не дано знать, когда это будет и как оно будет. Но в этой идее заключена одна важная мысль — история развивается к определенной цели. Стоики придерживались идеи цикличности в развитии истории. По их теории приблизительно через каждые три тысячи лет землю пожирает мировой пожар, после чего развитие начинается сначала, и история повторяется. Это значило, что история не имеет никакой цели и ведет в никуда, а люди вечно топчутся в топчаке. Христианская же концепция истории заключается в том, что история развивается к определенной цели, при которой Иисус Христос будет Господином всего мира. Вот все, что мы знаем и что нам, собственно, нужно знать.

2. Во-вторых, необходимость быть на страже. Христианин никогда не должен тешить себя мыслью, что все сложилось к лучшему и никаких изменений не будет. Он должен всегда жить в ожидании. Героиня одного писателя не нисходит от того, что делают другие. «Я знаю, — говорит она, — что в один знаменитый день мне предстоит делать нечто великое, и я хочу всегда быть готовой, выполнять его». Мы всегда должны жить с мыслью о вечности, зная, что мы постоянно должны готовить себя к тому, чтобы явиться пред Богом. Нет ничего более возвышенного, чем жизнь христианина.

3. Иисус проводил дни в храме среди толпы народа; ночи же Он проводил под открытым небом наедине с Богом. В спокойные часы одиночества обретал Он силы, чтобы говорить с народом; Он мог смело встретиться с людьми, потому что Он приходил из присутствия Бога.