Библиотека soteria.ru
Толкование к Деяниям Апостолов
Уильям Баркли
Дата публикации: 01.03.14 Просмотров: 26859 Все тексты автора Уильям Баркли
Глава 26
Деяния 26,1-11 Защита обращенного
Деяния 26,12-18 Покоренный служитель
Деяния 26,19-23 Миссия принята
Деяния 26,1-11 Защита обращенного
Агриппа сказал Павлу: позволяется тебе говорить за себя. Тогда Павел, простерши руку, стал говорить в свое защищение:
Царь Агриппа! почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи,
Тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев. Посему прошу тебя выслушать меня великодушно.
Жизнь мою от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все Иудеи;
Они издавна знают обо мне, если захотят свидетельствовать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению.
И ныне я стою перед судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам,
Которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь. За сию-то надежду, царь Агриппа, обвиняют меня Иудеи.
Что же? Неужели вы невероятным почитаете, что Бог воскрешает мертвых?
Правда, и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея;
Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы и, когда убивали их, я подавал на то голос;
И по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах.
Необычайным в Новом Завете является тот факт, что великие деятели первохристианской Церкви никогда не боялись говорить о том, кем они когда-то были. И здесь, в присутствии царя, Павел признается, что когда-то и он пытался искоренить христиан во всем мире.
Известный евангелист Браунлоу Норт в молодости своей вел жизнь, очень далекую от христианского идеала. Однажды, когда он собирался взойти на церковную кафедру, он получил письмо. Автор письма сообщал ему, что у него есть доказательства о постыдных поступках, совершенных Браунлоу до того, как он обратился; автор далее грозил Браунлоу прервать службу и сообщить всем прихожанам о совершенном им грехе. Браунлоу взял письмо с собой на кафедру и зачитал его прихожанам; и он рассказал о совершенном им грехе, но он добавил, что Христос банею возрождения сделал его другим человеком и что Он может и их сделать другими. Сам факт своего стыда он обратил в доказательство славы Христовой.
Денней указывал, что главная задача христианства, в основном, состоит в том, чтобы обратить нечестивых людей в благочестивых. Истинные христиане никогда не боялись указывать на себя как на живой пример силы Христовой. Правда, человек никогда не может сам изменить себя; но истинно верно и то, что, к чему он сам не способен, то совершит Иисус Христос.
В этом отрывке Павел подчеркивает, что в центре его проповеди стоит воскресение. Он свидетельствует не о человеке, который жил и умер, но Кто жив и вечно присутствует во славе Своей. Для Павла каждый день Пасха — день воскресения Христова.
Деяния 26,12-18 Покоренный служитель
Для сего идя в Дамаск со властью и поручением от первосвященников,
Среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною.
Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на Еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна.
Я сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь;
Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе,
Избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя,
Открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными.
Это очень интересный отрывок.
1) Греческое слово апостолос означает человека, который послан вперед. Так, например, посол — апостолос или апостол. Интересно отметить, что посланник синедриона также назывался апостол синедриона. Это значит, что Павел начал свой путь как апостол синедриона, а окончил его апостолом Христа.
2) Павел торопился и продолжал свое путешествие в полдень. Путник, если он только не торопился отчаянно, останавливался на отдых и пережидал полдневную жару. Отсюда мы видим, что Павел очень торопился с миссией гонения христиан. Вне всякого сомнения, он пытался актами насилия заглушить пробуждавшиеся в его сердце сомнения.
3) Воскресший Христос говорил Павлу, что «трудно ему идти против рожна». Когда молодого быка впервые запрягали в ярмо, он пытался вырваться из-под ярма на свободу. Если этот бык был запряжен в одноручный плуг, пахарь держал другой рукой длинную палку с заостренным концом против задних ног быка и, каждый раз, когда бык взбрыкивал задними ногами, он бился об острый рожон. Если же быка запрягали в телегу, то спереди телеги имелся брус с острыми деревянными шипами, которые опять же ранили быка, если он взбрыкивал. Таким трудным путем смиряли молодого быка и так пришлось научиться подчиняться и Павлу.
В стихах 17 и 18 поданы результаты того, что Христос делает для людей:
а) Он открывает им глаза. Когда человек обратился к Христу, Он дает человеку способность видеть вещи, которые были недоступны ему раньше.
б) Он обращает их от тьмы к свету. Пока человек не встретит Христа, он как бы блуждает на ложном пути; когда же он встретил Христа, Он светит ему, и человек идет к Нему по освещенной дороге.
в) Он обращает их от власти сатаны к Богу. До этого человек находился во власти зла, а ныне всепобеждающая сила Божия дает ему возможность жить в торжествующей добродетели.
г) Верою в Него получают они прощение грехов и жребий с освященными. Нет более наказания за прошлые грехи; жизнь будущая очищена и преобразована.
Деяния 26,19-23 Миссия принята
Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению,
Но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле
Иудейской и язычникам проповедовал, чтобы они покаялись и
обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния.
За это схватили меня Иудеи в храме и покушались растерзать. Но получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет,
То есть что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам.
Здесь Павел живописно обобщил сущность своей проповеди:
1) Он призывал людей к покаянию. Греческое слово, переведенное в Библии покаяться, означает буквально изменить свои намерения. Покаяться значит осознать, что мы ведем неверный образ жизни, и что необходимо принять совершенно новую систему ценностей. Покаяние включает в себя две ступени: сожаление о том, чем мы были прежде и намерение измениться по милости Божией.
2) Он призывал людей обратиться к Богу. Так часто мы отвращаемся от Бога: это бывает по легкомыслию, но и сознательно, когда мы умышленно вращаемся в темных уголках нашей души. Но, как бы там ни было, Павел взывает к нам, чтобы Бог, Который ничего в нашей жизни не значил, стал основой нашей жизни.
3) Он призывает людей делать дела, достойные покаяния. Доказательством истинного раскаяния и обращения к Богу является образ жизни человека. Но дела, достойные покаяния являются не столько результатом того что жизнь человека регулируется новыми законами, сколько следствием новой любви. Человек, познавший любовь Божию в Иисусе Христе, знает, что, согрешив, он не просто нарушает закон Божий, но пронзает сердце Его.
Деяния 26,24-32 Царь тронут
Когда он так защищался, Фест громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия.
Нет достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла:
Ибо знает об этом царь, перед которым и говорю смело; я отнюдь не верю, чтобы от него было что-нибудь из сего скрыто; ибо это не в углу происходило;
Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь.
Агриппа сказал Павлу: ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином.
Павел сказал: молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз.
Когда он сказал это, царь и правитель, Вереника и сидевшие с ними встали
И, отошедши в сторону, говорили между собою, что этот человек ничего достойного смерти или уз не делает.
И сказал Агриппа Фесту: можно было бы освободить этого человека, если бы он не потребовал суда у кесаря. Посему и решился правитель послать его к кесарю.
Еще большее впечатление, чем сказанное в этом отрывке, производит на читателя атмосфера, ощущаемая за этими словами. Павел был узником, в момент на нем были узы, о чем он сам говорит. И все же, эти слова безошибочно передают впечатление, что именно он является главной фигурой среди них. Фест говорит с ним не как с преступником. Он, несомненно, знал из биографии Павла, что он был образованным раввином; он, конечно, видел и комнату Павла, заполненную свитками папируса и рукописями на пергаменте — первыми христианскими книгами. Под судом скорее Агриппа, а не Павел, речь которого Агриппа слушает. В конце даже довольно раздраженная публика не видит, собственно говоря, причины посылать Павла на суд в Рим, или куда-либо еще. Павел обладает силой, ставящей его на голову выше всех других. Сила Божия передается в греческом языке словом дюнамис, от которого происходит слово динамит. Человек, рядом с которым стоит воскресший Христос, не боится никого.