Введение ко второму посланию Петра

Книга, которую игнорировали, и ее содержание

Люди не знающие закона

Отрицание Второго пришествия

Сомнения молодой церкви

Возражения

Второе послание Петра.

От имени апостола Петра

2 Петра 1,1 Человек, отворивший двери

2 Петра 1,1 (продолжение) Славное служение

2 Петра 1,2 Самые важные познания

2 Петра 1,3-7 Величие Иисуса Христа для людей

2 Петра 1,3-7 (продолжение) Снаряжение в дорогу

2 Петра 1,3-7 (продолжение) Ступени добродетели (1)

2 Петра 1,3-7 (продолжение) Ступени добродетели (2)

2 Петра 1,8-11 В пути

2 Петра 1,12-15 Пастырская забота

2 Петра 1,16-18 Благовествование и право нести его

2 Петра 1,19-21 Слова пророков

2 Петра 2,1 Лжепророки

2 Петра 2,1 (продолжение) Грехи лжепророков и их конец

2 Петра 2,2.3 Плоды лжи

2 Петра 2,4-11 Гибель порочных и спасение праведных

2 Петра 2,4-11 (продолжение) Портрет порочного человека

2 Петра 2,12-14 Обманывать себя и других

2 Петра 2,15.16 Дурной путь

2 Петра 2,17-22 Опасность отступничества

2 Петра 3,1.2 Принципы проповедования

2 Петра 3,3.4 Отрицание Второго пришествия

2 Петра 3,5.6 Разрушение мира во время потопа

2 Петра 3,7 Разрушение огнем

2 Петра 3,8.9 Милосердие и долготерпение Божьи

2 Петра 3,10 Страшный день

2 Петра 3,11-14 Нравственное состояние

2 Петра 3,11-14 (продолжение) Приближение дня

2 Петра 3,15.16 Извращение писания

2 Петра 3,17.18 Прочная основа и непрерывный рост

Введение ко второму посланию Петра

Книга, которую игнорировали, и ее содержание

Второе послание Петра — одна из книг Нового Завета, на которую люди не уделяют должного внимания. Лишь немногие могут сказать, что читали его, меньше людей детально изучали его. Английский богослов Е. Ф. Скотт говорит: «Оно во всех отношениях уступает Первому посланию Петра…» и далее: «Это самая незначительная книга в Новом Завете». Второе послание Петра лишь с большим трудом было включено в Новый Завет и в течение долгих лет христианская Церковь, казалось, ничего не знала о его существовании. Но, прежде чем обратиться к его истории, рассмотрим в общем его содержание.

Люди не знающие закона

Второе послание Петра было написано для борьбы с верованиями и деятельностью определенной категории людей, представлявших угрозу Церкви. Послание начинается утверждением, что христианин — это человек, который избежал растления похотью (1,4) и должен помнить, что очищен от прежних грехов (1, 9). На него возложено обязательство быть образцом добродетели, которая приведет его к христианской любви — венцу всех христианских достоинств (1,5-8).

Посмотрим, за что автор послания упрекает этих людей. Они извращают Писание, чтобы оно отвечало их интересам (1,20; 3,16); порочат христианство (2, 2); они алчны и обирают своих собратьев (2,3.14.15). Они осуждены и разделяют судьбу согрешивших ангелов (2,4), а также тех, кто жил до потопа (2,5), жителей Содома и Гоморры (2,6), и лжепророка Валаама (2,15). Это — бессловесные животные, находящиеся во власти природных инстинктов (2,12) и своей похоти (2,10.18). Глаза их исполнены любострастия (2,14); они наглы и высокомерны (2,10.18), проводят дни в безудержной роскоши и попойках (2, 13); они говорят о свободе, но свободой они называют необузданное своеволие и развращенность, потому что они — рабы своей похоти (2,19). Они не только сами ушли с пути истинного, но вводят в заблуждение и уводят с пути истинного других (2, 14.18). Они хуже тех, кто вообще не знал пути истинного, потому что они, зная, что такое добродетель, сами погрязли в грехах, подобно псу, возвращающемуся к своей блевотине, и вымытой свинье, возвращающейся в грязь (2,20.22).

Совершенно очевидно, что Петр описывает здесь людей, нарушающих закон, использующих благодать Божию для оправдания своих грехов. Вероятнее всего тогда это были гностики, утверждавшие, что лишь дух благ, а материя в сути своей порочна, а поэтому, все равно, что мы делаем со своим телом и, следовательно, можно спокойно удовлетворять все свои желания. Эти люди вели совершенно аморальный образ жизни и побуждали к этому других. Они оправдывали свои поступки, извращая понятие о благодати и толкуя Писание в своих интересах.

Отрицание Второго пришествия

Кроме того, эти люди отрицали Второе Пришествие Иисуса Христа (3,3.4). Они утверждали, что мы живем в устойчивом мире, в котором все остается неизменным, и что Бог настолько нетороплив в Своих действиях, что можно считать, что Второе Пришествие вообще не наступит. Второе послание Петра отвечает таким людям, что этот мир непрочен, что он был уничтожен водою во время потопа и будет уничтожен огнем во время светопреставления (3,5-7). То, что эти люди считали медлительностью Бога, есть, в действительности, Его долготерпение, потому что Он хочет дать людям еще одну возможность раскаяться (3,8.9). Но День Господень, день светопреставления, приближается (3,10). Будет новое небо и новая земля и поэтому человеку, если он хочет спастись в день страшного суда, совершенно необходимо сохранять себя в благочестии (3,11-14). В этом с Петром совершенно согласен и Павел, как бы трудны для понимания ни были его послания, и как бы ни извращали их лжеучителя (3,15.16). Христианин должен стоять крепко, твердо опираясь на веру и возрастая в благодати и познании Иисуса Христа (3, 17.18).

Сомнения молодой церкви

Таково содержание послания. На него долгое время смотрели с сомнением и с опасением. До начала третьего столетия о нем вообще ничего не было слышно. В 170 г. оно не было включено в Мураториев Канон, который был первым официальным списком книг Нового Завета; его не было ни в древней латинской версии Священного Писания, ни в Новом Завете ранней сирийской церкви.

Великие ученые Александрии тоже либо не знали о нем ничего, либо высказывали сомнения по его поводу. Климент Александрийский, живший на рубеже второго и третьего столетия и написавший конспект книг Священного Писания, по-видимому, не включил в него Второе послание Петра. Ориген говорит, что Петр оставил после себя одно послание признанное всеми, и «возможно, еще второе, потому что этот вопрос спорный». Еще один говорил: «Нельзя забывать, что это послание поддельно: его можно публично читать, но оно не входит в канон Писания».Великий ученый и епископ Евсевий, проведший изучение христианской литературы, сделал такое заключение: «Послание Петра, которое называют его первым посланием, признано всеми; древние пресвитеры часто использовали его в своих писаниях как неоспоримо подлинное и оригинальное; а то, которое ходит под именем второго послания, мы получили как неканоническое, хотя, поскольку оно оказалось полезным для многих, его прилежно читают наравне с другими Писаниями».

Лишь в четвертом столетии Второе послание Петра заняло свое место в Новом Завете.

Возражения

Почти все ученые, как древние, так и современные, считают, что Петр не является автором второго послания. Даже Кальвин считал невозможным, чтобы Петр мог так отзываться о Павле, как это получило отражение в Втором послании Петра (3,15.16), хотя Кальвин и был готов считать, что послание было написано кем-то по просьбе Петра. Каковы же доводы против авторства Петра?

1. Раннехристианская Церковь очень медлила с принятием этого послания и сделала это неохотно. Если бы не было сомнения, что оно действительно написано Петром, Церковь сразу бы приняла его. Но дело обстояло совершенно иначе. В течение первых двух столетий его, насколько нам известно, вообще не цитировали, в течение еще больше одного столетия на него смотрели с сомнением и подозрением, а приняли его лишь в конце четвертого века.

2. Ужа само содержание послания вызывает сомнения в том, что оно могло быть написано Петром. В нем ни разу не говорится о страданиях Господних, Воскресении и Вознесении Иисуса Христа; не говорится о Церкви, как о подлинном Израиле; о вере, которая есть единство несокрушимой надежды и доверия; о Святом Духе, о молитве, о крещении; в нем нет страстного призыва к людям следовать высшему примеру Иисуса Христа. Если убрать эти элементы из Первого послания Петра, в нем едва ли вообще что-нибудь останется, и тем не менее, во Втором послании Петра ничего этого нет.

3. Оно и по характеру и по стилю совершенно отличается от Первого послания Петра. Это понимал уже Иероним (330-149 гг.), один из выдающихся учителей Церкви и толкователь Ветхого Завета, писавший: «Симон Петр написал два послания, получившие название соборных, причем многие отказываются признать подлинность второго, потому что оно отличается от первого по стилю». Греческий стиль этого второго послания очень сложен. Его называли претенциозным, притворным и непонятным, единственной новозаветной книгой, которую перевод только улучшает. Епископ Чейз писал: «Послание производит впечатление искусственности и риторичности. В нем отчетливо видны признаки сознательных усилий. Складывается впечатление, что автор сознательно стремится писать стилем, до которого он вовсе не дорос». Он заключает, что литературные качества второго послания не вяжутся с мыслью о том, что оно было написано Петром. Моффат говорил: «Второе послание Петра более риторично и претенциозно, чем Первое послание Петра, а его языковые и стилистические особенности показывают, при его громоздкости и непонятности, что оно значительно отличается от первого и уступает ему и по замыслу».

Можно, правда, утверждать вместе с Иероним, что точно так же, как Первое послание Петра было написано под диктовку Петра Силуаном, так Второе послание Петра писал под диктовку другой его личный секретарь, и что именно этим объясняется разница в стиле. Дж. Б. Мейор, сравнивая оба послания и цитируя один из великих отрывков Первого послания Петра, заявляет: «Я полагаю, что читавший сии слова, не может не видеть, что ни у Павла, ни у Иоанна нельзя найти более прекрасного и живого описания секрета раннего христианства или силы, преодолевшей мир, чем в совершенном сочетании веры, надежды, любви и радости, которое пропитывает это короткое послание (то есть Первое послание Петра). Никто не может утверждать того же по отношению ко Второму посланию Петра; даже если оно интересно и наполнено глубокими мыслями, в нем нет того сильного чувства, той пламенной любви, которые характеризуют Первое послание Петра… Никакие обстоятельства не могут объяснить перемену в стиле, которая так бросается в глаза при сравнении этих двух посланий».

Этот крупный и осторожный ученый пришел к заключению, что различие между Первым и Вторым посланиями Петра, которое лежит не столько в стиле, сколько в духе, в котором они были написаны, можно объяснить лишь тем, что они были написаны разными людьми. И правда, если смотреть с чисто лингвистической точки зрения, 369 слов из Первого послания Петра не встречаются во Втором послании Петра и 230 слов из Второго послания Петра не встречаются в Первом послании Петра.

Но они отличаются не только по стилю: автор может изменить свой стиль и словарь, обращаясь к иной аудитории и по иному поводу, но различие в духе и позиции, с которой написаны эти два послания, настолько велико, что это маловероятно, чтобы оба послания написал один и тот же человек.

4. Некоторые факты во Втором послании Петра почти неопровержимо указывают на более позднюю дату его написания. Прошло уже столько времени, что люди почти совсем оставили надежду на Второе Пришествие (3,4). Об апостолах говорится, как о фигурах прошлого (3,2). Отцы христианской веры, то есть ее основатели, стали уже фигурами далекого прошлого; от возникновения христианской веры до написания Второго послания Петра прошли многие поколения (3,4).

В послании есть такие ссылки, которые можно объяснить только тем, что прошли многие годы. Слова о скорой смерти Петра очень похожи на слова о пророчестве Иисуса в Иоан. 21,18.19а. Четвертое Евангелие было написано не раньше 100 года. Заявление Петра о том, что он собирается оставить после своей смерти нечто, что продолжит его учение, очень похоже на место в Мар. 1,12-14.

Но прежде всего надо принять во внимание указание на послания Павла (3,15.16). Из этого очевидно, что послания Павла были известны и использовались во всей Церкви; они являются общественным достоянием и, более того, на них смотрят как на Священное Писание на одном уровне с «прочими Писаниями» (3,16). Эти послания были собраны и опубликованы не раньше 90 года, после чего потребовалось еще много времени на то, чтобы они были признаны Священным Писанием. Практически невозможно, чтобы кто-нибудь мог написать так раньше, чем во второй половине второго столетия.

Все это указывает на то, что Второе послание Петра относится к более позднему времени. Его не цитировали до третьего столетия. Крупные ученые молодой Церкви считали, что оно не было написано Петром, хотя они и не ставили под сомнение его пользу. В послании есть такие места и параллели, которые можно объяснить лишь тем, что прошло много лет. Очень интересным в связи со Вторым посланием Петра является тот факт, что оно было написано последним из всех книг Нового Завета и последним было включено в него.