Общее предисловие к посланиям апостола Павла

Трудности, связанные с чтением писем

Античные письма

Непосредственное положение

Устное слово

В Новом Завете нет другого столь же интересного раздела, как послания апостола Павла. И это потому, что из всех родов литературы, письма (послания) лучше всех других изображают личность автора. Деметрий, один из древнегреческих литературных критиков, писал однажды: «Каждый человек раскрывает свою душу в своих письмах. В любом другом роде литературного творчества можно разглядеть характер автора, но ни в одном — столь ясно, как в эпистолярном» (Деметрий. О стиле стр. 227). И именно потому, что Павел оставил нам так много писем, мы считаем, что хорошо знаем его. В них Павел обнажил свой ум и душу людям, которых он так сердечно любил; ещё ныне мы можем видеть в них его поразительную мудрость, пытающуюся преодолеть и разрешить проблемы ранней церкви, и осязать его благородное сердце, горящее любовью к людям, даже если они ошибались и заблуждались.

Трудности, связанные с чтением писем

С другой же стороны часто бывает и так, что именно письма труднее всего понять. Деметрий (О стиле стр. 223) приводит высказывание Артемона, издателя писем Аристотеля, заявившего, что письмо следует писать так же, как пишут диалоги, потому что письмо — одна часть диалога. Другими словами, читать письмо, это как бы слушать одну часть телефонного разговора. Поэтому, читая послания Павла мы часто попадаем в затруднительное положение: у нас нет письма, на которое он отвечал; мы не знаем всех обстоятельств, с которыми ему приходилось сталкиваться и в которых он писал свои послания; лишь из каждого из них можем мы восстанавливать положение и ситуацию, побудившие Павла написать то или иное послание. Прежде чем предполагать, что мы полностью поняли написанное Павлом послание, мы должны попытаться восстановить ситуацию, в которой Павел написал его.

Античные письма

Жаль, что послания (письма) Павла вообще когда-то назвали посланиями, ибо в самом буквальном смысле слова они являются письмами. Открытие и публикация древних папирусов явилось событием чрезвычайной важности, пролившим новый свет при толковании Нового Завета. В античном мире папирус использовался как материал, на котором писалось большинство документов. Папирус изготавливали из лент сердцевинок камыша, росшего на берегах Нила. Эти ленты накладывались одна поверх другой, образуя некое подобие современной коричневой обёрточной бумаги. Пески египетской пустыни явились идеальным консервантом папируса, ибо он, хотя и очень тонок, может сохраняться вечно, если на него не попадёт влага. Поэтому археологи при раскопках в Египте смогли спасти из куч мусора сотни документов; брачные договоры, правовые соглашения, правительственные формуляры и, интереснее всего, частные письма. При чтении бросается в глаза, что почти все они написаны определённой формой. Знакомясь с ними мы видим, что письма Павла написаны по той же форме. Вот одно из этих античных писем. Это письмо солдата по имени Апион к своему отцу Эпимаку. Он пишет из Микен своему отцу, что, совершив морское путешествие в штормовую погоду, благополучно прибыл в город.

«Апион посылает сердечнейшие приветствия своему отцу и господину Эпимаку. Более всего я молю богов, чтобы ты был здоров и в хорошем расположении духа и чтобы дела у тебя, у моей сестры, её дочери и у моего брата происходили благополучно. Я благодарю Господа моего Сераписа (его бог), который хранил меня, когда я находился в опасности в море. По прибытии в Микены я получил проездные деньги от Цезаря — три золотых. Дела мои идут прекрасно. Поэтому я прошу тебя, мой дорогой отец, напиши мне пару строк, во-первых, чтобы я знал, как ты поживаешь, и, потом, о моих братьях, и, в-третьих, дабы я мог поцеловать твою руку, потому что ты хорошо воспитал меня и поэтому, я надеюсь, если будет на то воля Божия, я скоро получу повышение. Передай Капито мои сердечнейшие приветствия, а также моим братьям и Серениле и моим друзьям. Я посылаю тебе мой маленький портрет, нарисованный Эвктемоном. Моё воинское имя — Антоний Максим. Я молюсь о твоём добром здравии. Серений шлёт наилучшие пожелания, Агафос, паж Даймона, и Турбо, сын Галлония» (Г. Миллиган. Избранное из греческих папирусов, стр. 36).

Апиону не пришло бы в голову, что мы будем читать его письмо 1800 лет после того, как он написал его. Оно показывает, как мало изменчива человеческая природа. Юноша думает о быстром продвижении по службе. Кто может быть Серенила, как не девушка, которую он оставил? Он посылает своим родным домой античный эквивалент современной фотографии. По составу это письмо раскладывается на несколько разделов: 1. Приветствие. 2. Молитва о здравии получателя. 3. Благодарение богам. 4. Особые сообщения. 5. В конце письма приводятся особые приветствия и приветы. Как мы покажем ниже, каждое из посланий Павла состоит, в сущности, из подобных разделов.

1. Приветствие: Рим. 1, 1; 1 Кор. 1, 1; 2 Кор. 1,1; Гал. 1, 1;Эф. 1, ;Фил. 1, 1;Кол. 1, 1,2;1 Фее. 1, 1;2Фес. 1,1-

2. Молитва: в каждом отдельном случае Павел молит о благодати (и мире) от Бога людям, которым он пишет:Рим. I, 7; 1 Кор. I, 3;2Кор. 1, 2; Гол. 1, 3; Эф. 1, 2; Фил. 1,3; Кол. 1,2;1 Фес. 1, 1; 2 Фес. 1,2.

3. Благодарение: Рим. 1, 8; 1 Кор. 1, 4; 1Кор. 1,3; Еф. 1, 3; Фил. I, 3; 1 Фее. 1, 3; 2 Фее. 1, 3.

4. Особое содержание: основная главная часть посланий.

5. Особые приветы и личные приветствия: Рим. 1; 1 Кор. 16, 19; 2 Кор. 13, 13; Фил. 4, 21, 22; Кол. 4, 12-15; 1 Фее. 5, 26.

Когда Павел писал письма, он использовал общепринятую форму. Дайсман говорит о них так: «Они отличаются от содержаний писем египетских папирусов не как от писем вообще, но лишь как письма, написанные Павлом» Когда мы читаем послания Павла, мы читаем не академические сочинения или богословские трактаты, а человеческие документы, написанные другом своим друзьям.

Непосредственное положение

За исключением некоторых, все послания Павла были написаны для того, чтобы разрешить какую-либо непосредственную проблему; они не трактаты, которые он писал, усевшись спокойно в тишине своего кабинета. В Коринфе, Галатах, Филлипах или в Фессалониках возникала какая-то опасность, и он писал письмо, с тем, чтобы разрешить её. При этом Павел нисколько не думал о нас, а исключительно о людях, которым он писал. Дайсман пишет об этом так: «Павлу не приходила в голову мысль добавить к уже существующей обширной иудейской эпистолярной литературе несколько новых сочинений, ещё меньше он думал о том, что он обогащает или дополняет священные книги своего народа . . . Он и представления не имел о том, какое место займут его слова в мировой истории, он даже не помышлял о том, что однажды люди будут рассматривать их как часть Священного Писания. Мы должны всегда помнить, что вещь не обязательно должна быть преходящей только потому, что она была написана для решения непосредственной проблемы, на злобу дня. Все знаменитые песни о любви были написаны для одного человека, но они продолжают жить для всего человечества. И именно потому, что послания Павла были написаны для того, чтобы предотвратить угрожающую опасность или разрешить неотложную проблему, в них всё ещё бьёт пульс жизни. И потому что человеческие нужды и обстоятельства не меняются, Бог говорит через них и ныне.

Устное слово

В связи с этими посланиями следует отметить ещё один важный факт. Павел поступал так же, как поступало большинство людей его времени. Он обычно сам не записывал свои послания, а диктовал их секретарю, в конце собственноручно подписывался. (Мы даже знаем имя одного из тех людей, которые записывали его послания. В Рим. 16, 22, Тертий, секретарь, вписывает и свой привет, прежде чем закончить письмо.) В 1 Кор. 16, 21 Павел говорит: «Моё Павлово приветствие собственноручно» (ср. 1 Кол. 4, 18; 2 Фее. 3, 1).

Это объясняет многое. Иногда Павла трудно понять, потому что его предложения начинаются и не оканчиваются; грамматический строй его нарушается, состав предложения сложный. Но было бы неверно думать, будто он сидел спокойно за столом, тщательно оттачивая каждое предложение. Представьте себе человека, расхаживающего взад и вперёд по небольшой комнате, изливая поток слов, в то время как его секретарь торопливо старается записать их. Во время составления письма перед его мысленным взором представали люди, которым он писал, и он изливал им своё сердце в словах, вырывавшихся из его уст в задушевном желании помочь.