Учреждение женской монашеской общины

Позднее, в рамках своей учительской деятельности, Будда по просьбе своей тети Махапраджапати (sKye-dgu’i bdag-mo chen-mo) основал в Вайшали (Yangs-pa-can) общину монахинь. Сначала он не хотел учреждать такой общины, но затем решил, что это будет возможно в том случае, если монахиням будет предписано соблюдение большего числа обетов, нежели монахам. Поступая так, Будда не подразумевал этим, что женщины в сравнении с мужчинами являются менее дисциплинированными и нуждаются в большем обуздании с помощью соблюдения большего числа обетов. Скорее, он опасался, что основание женской общины создаст дурную славу его учению, послужит причиной преждевременного исчезновения учения. Прежде всего, Будда хотел избегнуть возникновения неуважительного отношения к общине в целом, поэтому община монахинь должна была быть вне каких-либо подозрений в безнравственном поведении.

В общем, однако, Будда не хотел разрабатывать правила и велел уменьшать их количество, в случае ненужности признавая их недействительными. Его политика показывает взаимодействие двух истин – глубочайшей абсолютной истины и относительной истины, обусловленной местными традициями. Несмотря на то, что с точки зрения истины абсолютной нет никаких проблем в учреждении женского монашеского ордена, тем не менее, чтобы избежать презрительного отношения обычных людей к буддийскому учению потребовалось установить большее количество правил для монахинь. На уровне абсолютной истины мнение общества не имеет никакого значения, однако, относительная истина заключается в том, что для буддийской общины важно заслужить уважение и доверие общественности. Таким образом, в современную эпоху и в современном обществе, где любое предубеждение, проявленное со стороны буддийских обычаев в отношении монахинь, женщин вообще или любой другой социальной группы вызывает неуважительное отношение к буддизму, подход Будды заключается в изменении этих обычаев в соответствии с нормами времени.

В конце концов, терпимость и сострадание являются основными идеями учения Будды. Например, Будда побуждал новых учеников, которые раньше поддерживали другие религиозные общины, продолжать поддержку тех общин. Также, внутри буддийской общины он учил ее членов заботиться друг о друге. Например, если кто-то из монахов болел, другие монахи должны были заботиться о нем, потому что все они являлись членами буддийской семьи. Это также служит ценным наставлением для всех буддистов-мирян.