Яблоко, яблоня

Яван (Иаван)

Явление

Явор

Ягаре-Оргим

Ягненок

Яд

Язва

Язва (моровая)

Язык (речь)

Язык

Язычник

Яйцо

Яма

Якорь

Ямин (Иамин)

Ярмо, иго

Ясень

Ясли

Яспис

Ястреб.

Ятба

Яфий

Яффа (Иоппия)

Яхазиил

Яхзеия

Яхин (Иахин)

Яхонт

Ячмень

Яшен

Ящерица

Яблоко, яблоня

Яблоко, яблоня. Яблони в Палестине встречаются относит. редко. Лишь в окрестностях Ашкелона их произрастает много, причем хороших сортов. Но и до того как израильтяне овладели Ханааном, видимо, яблоня [евр. таппуах] была известным и любимым деревом, на что указывают названия отдельных местностей (ср. Нав 15:34,53; 17:7). В более поздние времена яблоня упоминается Иоилем среди произрастающих в стране деревьев (Иоил 1:12). Особое место занимает образ яблони в Песне Песней (Песн 2:3; 7:9; 8:5). Соломон в Притч 25:11 сравнивает уместно сказанные слова с золотыми Я. Неверно понятое в лат. пер. слово — были пере-путаны лат. слова малюм («яблоко») и малюс («зло») — привело к ошибочному представлению (нашедшему отражение и в иск-ве), будто Ева сорвала с древа познания добра и зла Я. (Быт 2:9,17). Ева сорвала с дерева «плод» (Быт 3:6).

Яван (Иаван)

Яван (Иаван) («иониец, ионийский грек»), сын Иафета (Быт 10:2,4). В Библии именем Я. названы также малоазийские греки (Ис 66:19) и населенные греками города (Иез 27:13). В евр. тексте Иоил 3:6 (в Синод. пер. — «еллины»); Дан 8:21; 10:20; 11:2 (в Синод. пер. — «Греция»); Зах 9:13 (в рус. пер. -> Иония) словом «Я.», вероятно, названы греки из Селевкии.

Явление

Явление: 1) в общеупотребит. значении это слово означает событие, воспринимаемое че-ловеком. Но иногда под Я. подразумеваются такие процессы, к-рые доступны только внутреннему зрению, как, напр., -> сновидения или -> видения (1Цар 3:5; Дан 8:1; Деян 16:9). В особо значимые для Царства Божиего моменты Господь приближал небесный мир к Своим избранникам, чтобы укрепить их веру (Быт 18:1; Суд 6:12; 13:3; Мф 17:3). К такого рода Я. относятся и Я. Бога в образе ангела (Быт 18:1; Быт 32:2 и след.; Чис 22:32; Нав 5:13-15; Мф 28:2; Мк 1:13; 16:5; Лк 1:11; 22:43; Деян 12:7-11 и др.), а также Я. природы (Исх 19:16; 20:18; 24:17 и др.). Слава Господа являлась народу Израиля также в облаках и огне (Исх 16:10; Лев 9:23,24 и др.); 2) обетования ВЗ о Я. Господа (Пс 93:1; 101:17; Ис 60:2; Зах 9:14; Мал 3:2) частично исполнились в Иисусе или полностью исполнятся в великий день Второго пришествия Иисуса Христа. Сын Божий, вочеловечившись, явился в этот мир (2Тим 1:10; 1Ин 1:2; 3:8; Евр 9:26). Воскресший явился во плоти не только ангелам, но и Своим апостолам (1Тим 3:16; Деян 13:31; 9:17; 26:16,19; 1Кор 15:1-8). В конце времен Он явится в Своей Божьей славе (Мф 24:30; 2Фес 1:10; 1Пет 5:4; Евр 9:28), это Я. спасет верующих и истребит неверующих (2Фес 2:8; 1Тим 6:14; 2Тим 4:1; Тит 2:13). -> Второе пришествие Иисуса.

Явор

Явор [евр. тидхар]. Слово, перевед. на рус. язык как Я., согл. Талмуду, обозначает вид можжевельника Juniperus phoenicea, схожего с более известным можжевельником J.com-munis (Ис 41:19). Главное различие между ними заключается в том, что ароматные ягоды дерева, произраставшего в Палестине, бы-ли не темно-синего, а красного цвета. Это де-рево было широко распространено в Финикии, и то обстоят-во, что в Ис 60:13 оно называется «славой Ливана» (в Синод. пер. — «певг»), позволяет с уверенностью утверждать, что это действит. был можжевельник.

Ягаре-Оргим

Ягаре-Оргим [евр. Яаре-Орегим, букв. «леса ткачей»], отец Елханана, одного из храбрых у Давида, уроженец Вифлеема (2Цар 21:19). В 1Пар 20:5 он назван -> Иаиром (4).

Ягненок

Ягненок -> Агнец, ягненок.

Яд

Яд: 1) [евр. хема, «яд»] (Втор 32:24; Иов 6:4; Пс 57:5), вещество, вызывающее отравление, — может означать также ярость (Быт 27:44) или гнев (4Цар 5:12); 2) [евр. рош], слово, к-рым называют ядовитое, горькое на вкус растение (Втор 29:18; Пс 68:22; Иер 23:15; Ос 10:4), может также обозначать змеиный Я. (Втор 32:33). Ср. -> Желчь; 3) Я. применялся при изготовлении отравленных стрел (Иов 6:4) и отравленных напитков (Мк 16:18); 4) человеч. язык — это «неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак 3:8; ср. Рим 1:29; 3:13).

Язва

Язва -> Болезнь.

Язва (моровая)

Язва (моровая) -> Болезнь.

Язык (речь)

I. ОСНОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Из всех земных созданий способность говорить присуща только человеку (см. помимо речей Бога, также Быт 3:1; 1Кор 13:1; 2Кор 12:4). С помощью Я. происходит общение людей, передается приобретенный и свой личный опыт. Т.о., Я. заключает в себе возможность оказывать влияние на людей. С помощью Я. человек может выразить свое отношение к про-исходящему и вступить в дискуссию и обмен мнениями (ср. Быт 2:23). Посредством Я. (молитвы) люди могут говорить с Богом, равно как и Бог говорит с ними (ср. -> Ответ, отвечать). Библия не содержит никакой особой философии Я. или учения о Я., она рассматривает Я. как дар, данный человеку при его сотворении (Быт 2:19 и след.).

II. ЯЗЫК ПОД ВЛАСТЬЮ ГРЕХА

Первый же диалог, приведенный в Библии (Быт 3:1 и след.), свидетельствует о том, что Я. уже порабощен грехом. Речь змея совращает человека к злу, и Адам замыкается перед Богом как раз после разговора с Ним (ст. 10 и след.). Оказавшись во власти греха, Я. перестает быть средством общения. Эта особенность Я. ведет ко -> лжи. Человеческая речь в принципе отличается от речи Бога. Слова человека могут быть ложью. Божьи слова всегда ис-тинны (Чис 23:19). Ложь разрушает общность людей и создает вражду между ними (ср. Иак 3:1-12). Наряду с этим над человеческой речью с определ. времени тяготеет еще и особое Божье проклятие. Когда люди, объе-динившись в противлении Господу, решили построить «башню высотою до небес» и «сделать себе имя», Бог «смешал язык всей земли», разрушив тем самым еще имевшееся благодаря общему Я. внешнее единство людей (Быт 11:1-9). Смешение Я. свело на нет возмущение людей и их выступления против Бога. Разделением Я. и созданными т.о. границами между народами Бог лишил Я. большей части тех возможностей, к-рыми он обладал (см. Ин 8:43). Я. как пособник греха становится проклятием и вместо того, чтобы объединить человечество, образует разделяющую преграду между людьми (Втор 28:49; Пс 80:6; Ис 33:19; Иер 5:15). Слово «Я.» становится равнозначным слову «народ» (Откр 7:9; 13:7; 17:15). В этом порабощении Я. грехом проявляется сущность греха как власти, разрушающей сначала общение человека с Богом, и, как следствие, общение людей между собой.

III. ЯЗЫК ПОД ВЛАСТЬЮ БЛАГОДАТИ

Несмотря на грех, Бог в Своем милосердии продолжает общение с людьми (см. Быт 3:9,11) и позволяет им говорить с Ним на их Я. Это относится также и к Израилю, но следует иметь в виду, что и этот народ испорчен грехом (см. Иез 3:5-7). Служение Иисуса является -> спасением, а значит, и исцелением. Поэтому речь учеников благодаря Божьей милости может быть исцелена от лжи (Мф 5:33-37). Верующий должен отвергать ложь, злую речь и все прочее, искажающее Я. (Еф 4:25,29; 5:4; Кол 3:8 и след.). Обновление верующего Божьей силой включает в себя и об-новление Я., на к-ром он говорит; внутри Церкви Я. вновь становится связующим средством (Еф 5:19; Кол 3:16), а в Духе Церковь восхваляет Бога на многих Я. (1Кор 14:27 и след.), человеческих и ангельских (1Кор 13:1; -> Говорение языками). Это с особой ясностью проявляется в событии Пятидесятницы, к-рое было чем-то большим, чем языковое чудо (Деян 2:1-11). Оно явилось предзнаменованием нового мира, где Я. уже не подвержен Божьему проклятию и спасение является совершенным.

Язык

Язык как инструмент человеч. речи может использоваться как для греха (Иак 3:5 и след.), так и для прославления Бога (Флп 2:11). От греховных речей предостерегают Книга Иова, Псалмы и Притчи. Я. грешника — носитель лукавства (Иов 15:5), лести (Пс 5:10; Рим 3:13) и лжи (Пс 49:19; 77:36). Пререкания (Пс 30:21), лесть (Притч 6:24), зло и грех вообще (Иов 20:12; ср. Пс 38:2) исходят от него. В метафорич. значении Я. назван змеей (Пс 139:4), бичом (Иов 5:21), мечом (Пс 56:5; 63:4). Я. благочестивых, напротив, восхваляет и славит Господа (Пс 65:17; 125:2), говорит о Его праведности (Пс 34:28). Богобоязн. человек остерегается обманывать и грешить в своих речах (Иов 27:4; Пс 38:2), ибо знает, что нет слова на его Я., к-рого не знал бы Бог (Пс 138:4). Во многих местах Библии слово «Я.» синонимично словам «речь», «слово». -> Гово-рение языками.

Язычник

Язычник -> Народ, II.

Яйцо

Яйцо. В Библии Я. упоминается в числе продуктов питания (Лк 11:12 и др.), но белок Я. назван недостаточно вкусным (Иов 6:6). Птицы, высиживающие Я., находились под особой охраной (Втор 22:6). Человек, приобретающий богатство неправедным путем и не умеющий им распорядиться, сравнивается с куропаткой, сидящей на Я., к-рых она не несла (Иер 17:11).

Яма

Яма, углубление в земле (2Цар 18:17) или оборудованное углубленное место для хранения или размещения чего-н. (-> Колодец, источник -> Водоем; Исх 21:33; Иер 38:6; Мф 12:11); часто Я. выкапывали для того, чтобы устроить западню (Пс 7:16; 56:7).

Якорь

Якорь. Слово «Я.» в Евр 6:19 употреблено как символ надежды, к-рая должна удерживать нас рядом с Христом. -> Корабль, кораблестроение.

Ямин (Иамин)

Ямин (Иамин) (евр. «десница»): 1) внук Иакова, сын Симеона. Его потомки образовали один из родов колена Симеона (Быт 46:10; Исх 6:15; Чис 26:12); 2) потомок Иерахмеила из колена Иуды (1Пар 2:27); 3) левит, современник Ездры (Неем 8:7).

Ярмо, иго

Ярмо, иго. Я. — это деревянный хомут, с помощью к-рого запрягали двух животных в плуг или повозку. Я. крепилось веревками (Ис 58:6). Закон запрещал запрягать в одну упряжку двух разных животных, напр. вола и осла (Втор 22:10). Размер участка поля, обрабатываемого за день упряжкой волов, служил мерой площади (1Цар 14:14; -> Меры длины, площади, объема и веса, I,3). Коровы, предназнач. для принесения в жертву, никогда не должны были носить Я. (Чис 19:2; Втор 21:3), т.е. не должны были раньше служить человеку (см. 1Цар 6:7, а также цвет. ил. 2).

Ярмо для вола. Каждая вилка такого ярма надевалась на затылок животного и закреплялись тесёмками под шеей. Дышло повозки вставляется в верхнюю маленькую вилку и закрепляется петлёй, которая оттягивается назад и скользит по дышлу. В Библии Я. часто служит символом угнетения. Пр. Иеремия появлялся на людях с Я. на шее, что должно было символизировать будущее господство Вавилона. Когда лжепророк Анания разбил деревянное Я. (см. Лев 26:13; Иез 30:18; Наум 1:13), Господь пообещал возложить на евреев и на другие народы Я. железное, т.е. подвергнуть их еще более тяжкому гнету (Иер 27; 28; ср. Втор 28:48). Народ достигнет независимости, когда скинет враждебное Я. (Быт 27:40) или когда Я. будет снято с него (Ис 14:25). Все это говорит о том, что освобождение народа достигается отнюдь не его собств. силами. Однако Я. обозначает не только неправедный и враждебный гнет, жестокий и тяжкий по своей сути (3Цар 12:4; Ис 47:6), но и благое и милостивое владычество Бога (Мф 11:29,30). Это Я. израильтяне постоянно разбивали своим нежеланием отказаться от идолослужения (Иер 5:5). Ап. Павел предостерегает христиан против преклонения «под чужое ярмо с неверными» (2Кор 6:14). Повседневное общение с неверующими не должно превращаться в Я., т.е. вести христианина к зависимости от богопротивных принципов. Ис-пользуемый Павлом образ Я., вероятно, перекликается со сказанным во Втор 22:10. Выражение «нести иго в юности» означает «учиться с детства смирению пред Богом» (Плач 3:27). В Деян 15:10; Гал 5:1 под игом под-разумевается гнет предписаний Закона.

Ясень

Ясень. Этим словом в Ис 44:14 переведено евр. название дерева орен, к-рое, возм., обозначает благородный лавр (Laurus nobilis).

Ясли

Ясли. Вифлеемские Я. [греч. фатнэ] (Лк 2:7,12), вероятно, были теми яслями, куда обычно клали корм для скота и к-рые имелись в Палестине в каждом крестьянском доме (-> Дом, строительство дома, I,2).

Яспис

Яспис -> Драгоценные камни.

Ястреб.

Ястреб. Словом «Я.» в трех местах Синод. перевода (Лев 11:16; Втор 14:15; Иов 39:26) передано др.-евр. слово нец. Это слово обозначает нечистую для израильтян птицу, предположит. из малых хищных птиц Палестины, таких как Я., ястреб-перепелятник и сокол (ср. «с породою его» Лев 11:16). Частым зимним гостем, прежде всего в Иорданской долине, является собственно ястреб-перепе-лятник (Accipiter nisus); иногда он выводит птенцов в сев. холмистых местностях. Распространен в Палестине и несколько более крупный Я. (Accipiter gentilis). Из соколов представлен целый ряд различных видов, чаще всего это перелетные птицы (ср. Иов 39:26); среди прочих весьма распространена пустельга обыкновенная (Falco tinnunculus) и настоящий сокол, или сапсан (Falco peregri-nus).

Ятба

Ятба (от евр. «быть добрым, хорошим»), родной город Мешуллемеф, матери иуд. царя Аммона (4Цар 21:19). Местоположение города точно не известно. Согласно Иерониму, Я. находилась в уделе Иуды. Но т.к. из названного стиха это однозначно не следует, то нек-рые исследователи отождествляли Я. с Иотапатой Иосифа Флавия, располож. в долине Завулоновой. Возм., это совр. Йодфат, находящийся в 15 км сев. Назарета.

Яфий

Яфий -> Иафиа.

Яффа (Иоппия)

Яффа (Иоппия) (евр. «прекрасная»). Вероятно, название этого приморского города, располож. на границе удела Дана (Нав 19:46; ср. Суд 5:17), связано с евр. словом, означающим «становиться красивым», «украшать», «украшаться». В док-тах из архива Телль-Амарны этот город назван Я-пу или Я-а-пу, у асси-рийцев — Я-ап-пуу, в новозаветное время он назывался Иоппия [греч. Иоппа] (Деян 9:36, 43), а сегодня — это Яффа [евр. Яфо]. Строевой лес для первого и второго храмов привозился в Иерусалим из Ливана по морю через Я. (2Пар 2:16; Езд 3:7). В Я. Иона сел на корабль, чтобы «бежать от лица Господня» (Иона 1:3). Здесь же Петру в видении было явлено полотно с чистыми и нечистыми животными (Деян 10:8 и след.). См. ил. на стр. 592.

Сплав леса из Ливана для строительства дворца Саргона II в Дур-Шаррукене (Хорсабаде).

Яхазиил

Яхазиил -> Иахазиил (Яхазиил, Иозиил, Озиил), 5.

Яхзеия

Яхзеия [«да узрит Яхве (страдания, чтобы помочь)»], сын Фиквы, израильтянин, современник Ездры (Езд 10:15).

Яхин (Иахин)

Яхин (Иахин) [«да утвердит Он (Бог)»]: 1) сын Симеона (Быт 46:10; Исх 6:15), прародитель одного из родов колена Симеона (Чис 26:12). В 1Пар 4:24 он назван Иаривом, но возм., это ошибка переписчика; 2) глава 21-й чреды священников во времена Давида (1Пар 24:17); 3) священник, живший в Иеру-салиме после возвращения из вавил. плена (1Пар 9:10; Неем 11:10); 4) Иахин и Воаз — названия двух почти девятиметровых медных столбов, к-рые царь Соломон распорядился установить по обе стороны входа в храм (3Цар 7:15-22,41,42; 2Пар 3:15-17). Во время разрушения храма Навузарданом они были разбиты, а металл отвезен в Вавилон (4Цар 25:13-17). Нек-рые исследователи объясняют эти названия как сокращенные надписи на столбах. Медные столбы ученые сравнивают с каменными обелисками егип. или финик. храмов. Стоящие у входа в храм каменные колонны встречались в архитектуре Сирии, Финикии и Кипра; позднее этот стиль был воспринят архитектурой Ассирии и финикийских колоний в Зап. Средиземно-морье. Колонны же храма Соломона были отлиты из металла. Венчающие их шарообразные или чашеобразные капители (3Цар 7:41) в др.-евр. языке носят то же название, что и сосуд (чашечка) для елея, располож. в верхней части светильника (он упоминается в Зах 4:2,3). Поэтому эти колонны можно рассмат-ривать и как огромные светильники или огненные жертвенники (эта версия была подтверждена археол. находками У.Ф.Олбрайта; он указывал на рисунки в гробницах, располож. в окрестностях города Мареши на юге Палестины, где справа и слева от входа были обнаружены изображения чаш для возжигания огня или курения благовоний).

Яхонт

Яхонт -> Драгоценные камни.

Ячмень

Ячмень [Hordeum sativum; евр. сеора; греч. крите]. На Ближнем Востоке и сегодня выращивают различные сорта ячменя. Его сеют в ноябре, а урожай собирают в первой половине апреля (в Египте — в марте). Град (седьмая егип. казнь) уничтожил в Египте урожай Я. (Исх 9:31). Простолюдины при выпечке хлеба заменяли дорогостоящую пшеницу Я. (Суд 7:13; Руфь 3:15; 4Цар 4:42; Иез 4:9; Ин 6:9,13). Смеш. с соломой Я. шел на корм лошадям (3Цар 4:28). В рим. войске ячменный хлеб был пищей провинившихся солдат. Пятью ячменными хлебами и двумя рыбами Иисус насытил последовавших за ним в пустыню 5 тыс. человек, не считая женщин и детей (Ин 6:9 и след.).

Яшен

Яшен, отец или более отдаленный предок Ионафана (7), одного из храбрых у Давида (2Цар 23:32). В 1Пар 11:34 он назван Гашемом Гизонитянином.

Ящерица

Ящерица (Lacertidae). В Палестине Я. встречаются повсеместно. Известно несколько их видов. ВЗ относит Я. к нечистым животным (Лев 11:29 и след.). В Лев 11:30 названы следующие рептилии: 1) под ЛЕТАА, возм., под-разумевается насекомоядное пресмыкающееся геккон (Platydactylus muralis); 2) ХАМЕ-ЛЕОНОМ [евр. коах] в Синод. пер., предположит., назван нильский варан (Varanus nilo-ticus). Он достигает длины свыше 2 м, имеет темную окраску (от темно-оливкового до черно-зеленого) с расположенными поперечными рядами желтыми пятнами. Часто встречается в сев. Африке; 3) ХОМЕТ — так назван другой, точно не установленный вид ящериц, возм., Chalcides sepoides — змеевидная ящерица с маленькими, тонкими лапками; 4) под ЯЩЕРИЦЕЙ [евр. цав], возм., подразумевается крупная травоядная рептилия Uromastix spinipes.