1. Иллюстративное толкование

Если мы используем такой подход, то тогда история Давида и Ионафана учит нас о дружбе; молитва Анны о ребенке учит нас о настойчивости в молитве; борьба Иакова с Богом у места Пенуэл иллюстрирует нашу духовную борьбу; победа Давида над Голиафом учит нас о победе над «голиафами» в нашей жизни; Иисус Навин учит, как быть лидером, и так далее. Персонажи Нового Завета – включая и Христа – тоже главным образом дают нам «жизненные уроки». Д. Ван Дейк, один из сторонников искупительно-исторического метода, предупреждает, что иллюстративный подход сводит священные события искупительной истории почти что к урокам, которые мы могли бы выучить и на примере других, небиблейских персонажей: «Обращаясь к нормативным утверждениям Писания, я мог бы проповедовать и о смерти принца Вильяма І таким же образом (используя примеры), как я мог бы проповедовать, например, о смерти Иакова; в качестве отпугивающего примера я мог бы рассказать как о жизни Наполеона, так и о жизни Навуходоносора, потому что в обоих случаях необходимо привести нормативы»[4]. Другими словами, такое толкование предполагает, что существует «истина», находящаяся где-то за пределами Писания (или, по крайней мере, за пределами определенного текста), которая иллюстрируется этим библейским отрывком или персонажем. Но такой подход – это отрицание Sola Scriptura на практике, привнесение небиблейских «истин» в изучаемый текст. Разве мы не можем найти в небиблейской истории примеры получше, чем Давид?