Критерий канона?

На первыйвзгляд кажется, что решение этой проблемы кроется в установлении определенного критерия того, является книга канонической или нет. Но каким бы многообещающим ни казался такой подход на первый взгляд, он не жизнеспособен.

История показывает, что фактически церковь так и не смогла установить критерий (или даже несколько критериев).

Апостольский авторитет. Наиболее известный критерий канона – авторство апостолов. Если какой-то документ был написан апостолом, то его следует включить в канон. Но трудности, связанные с установлением авторства апостолов, очевидны.

Например, Евангелие от Марка, Деяния, написанные Лукой, Послание к евреям, Послание Иуды и Послание Иакова не были написаны апостолами. Некоторые ученые справились с этой проблемой, признав апостольство в тех, кто был близок к кругу апостолов. Таким образом, то, что они написали, ассоциировалось с авторитетом апостолов.

Совершенно очевидно, что такой подход ослабляет апостольство как критерий канона.

Еще большие трудности возникли в случае с «предыдущим» письмом к коринфянам (1 Кор. 5:9) и письмом Павла к церкви в Лаодикии (Кол. 4:16). Возможно, были и еще письма и письменное общение, как видно из Флп. 3:1. Эти документы, обладающие таким же апостольским авторитетом, как и другие канонические письма Павла, тем не менее не вошли в Новый Завет.

Древность. Другой предложенный критерий связан с древностью литературного сочинения. Только наиболее ранние документы были включены в канон. Этот критерий натыкается на те же самые трудности: «предыдущее» письмо к коринфянам (1 Кор. 5:9) более древнее, чем, скажем, Послание к евреям.

Публичное чтение. Некоторые предлагали считать каноническими только те документы, которые сначала читались вслух и использовались для общего богослужения. Однако это осложняется тем, что некоторые апокрифические сочинения тоже зачитывались вслух и использовались в богослужениях ранней церкви. Но в то же время нет никаких доказательств тому, что в таких целях использовались 2 Петра, 2 и 3 Иоанна или Послание Иуды.

Вдохновение. Хотя вдохновение необходимо для канона, дело оказывается сложнее. «Предыдущее» письмо Павла к коринфянам и его письмо в Лаодикию обладают полным апостольским авторитетом и были вдохновлены Богом. Эти письма, как и некоторые другие послания апостолов, свидетельствуют, что существовал более обширный материал, вдохновленный Богом. Трудно сказать, насколько обширен этот материал, но ясно, что не все послания были включены в канон.

Теперь ясно, что Церкви не удалось установить критерий. Более того, видно, что попытки настаивать на одном из критериев обречены на провал.

Если мы будем настаивать на апостольстве, то это заставит нас пуститься в сложнейшие исторические исследования. В таком случае мы сводим процесс установления канона к простому изучению истории и ограничиваем его нашим ошибочным человеческим пониманием. Так можно разрушить даже Новый Завет как канон, как абсолютный авторитет.

Вместо этого мы должны признать канон Нового Завета состоявшейся и ценной реальностью. Канон – это уникальное понятие. Оно не совпадает с тем, что мы называем апостольством, и даже с тем, что мы понимаем под вдохновением. Каноническим можно считать все, что принадлежит к Новому Завету.