Бог – это канон

Мы не должны искать чего-то вне канона Нового Завета. И тем не менее, канон указывает нам на то, что лежит за его пределами – он указывает на Бога, Который является и Источником, и Автором.

Собрание документов Нового Завета нельзя считать просто историческим феноменом, который объясняется только с помощью имманентных факторов. Новый Завет – это не просто рассказ о том, «что было». Скорее, это исторический феномен, которым Бог, Строитель и Господин истории, утверждает Себя как Канон.

Эти наблюдения обеспечивают нам ответ на вопрос о закрытом и открытом каноне. В том смысле, что Бог является автором всего так же, как и составляющих частей, канон Нового Завета является завершенным или закрытым.

Этот вывод требует оговорки. Происхождение канона Нового Завета отличается от того, что принято в церкви. Нам важно не спутать существование канона (деяние Бога) с его отражением (деянием церкви). Деятельность церкви – утверждения отцов, решение соборов, и т. д. – все, что связано с содержанием Нового Завета, – не создает канона.

Такая позиция не предполагает, что Писание свалилось к нам прямо с небес. Канон Нового Завета связан с откровением в истории. Нам важно, с одной стороны, учитывать важность истории, а с другой стороны – не возводить историю в критерий канона. Над этим нужно серьезно подумать. Лучше всего начать с понятия апостольства.