Апостолы: представители Христа

Греческое слово «апостолос» связано с глаголом «посылать, отправлять» и относится в общем смысле к посланникам или (формально) к делегатам. Традиционно новозаветный апостол рассматривался как человек религиозный, миссионер, посланный провозглашать Благую Весть.

Однако недавние исследования Нового Завета кое-что прояснили в личности апостолов. В иудейских письменных источниках, современных Новому Завету, встречается слово shaliah (шалиах) – «посылать». Но это слово не имело религиозного значения. Оно относилось к человеку, имевшему власть вести дело в интересах другого человека или группы людей. Это был представитель, обладавший властью. Кроме того, человек этот (shaliah) тесно связан с тем, кто послал его. Так, в Талмуде говорится, что skaliah – это все равно, что пославший его.

То же проявилось и в фигуре апостола Нового Завета. В Иоанна 13:12 много говорится об авторитетности (парадоксально, но этот авторитет, власть служить другим, проявился в том, что Иисус омыл ноги ученикам). Суть 16 стиха – авторитет апостола: «раб не больше господина своего, и посланник (апостол) не больше пославшего его». Двадцатый стих говорит и о посланнике, и о пославшем его: «Принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня».

Так мы видим уникальность и полноту апостольского авторитета. Апостолы, о которых написано в Новом Завете, за редким исключением, называются «апостолами Христа». А раз так, то они – представители Христа. Например, в Послании к Галатам 4:14, где Павел говорит о себе как об ангеле-апостоле (1:1,2), его приняли «как Христа Иисуса».

В Новом Завете встречаются отрывки, где слово «апостол» употребляется в более широком смысле. 2 Кор. 8:23 и Флп. 2:23 (возможно, и Деяния 14:4,14) – в этих стихах говорится о посланниках местной церкви, которым поручено какое-то особое задание. («Посланникам/апостолам церквей» 2 Кор. 8:23). Они отличаются от апостолов Христа в узком смысле слова «во первых» (1 Кор. 12:28 и Еф. 4:11), т.е. они – первые в церкви. В каком значении это слово встречается в Рим. 16:7, сказать трудно.