Канон и откровение

Свидетельствование апостолов в работе для Господа показывает нам очень важную характеристику всех устных откровений: взаимосвязь между актом искупления и словом откровения. Слово Божие дано нам для объяснения Его спасения. Эта взаимосвязь проходит через всю историю искупления, которая началась в Едемском саду и достигла апогея в жизни, смерти, воскресении и вознесении Христа. История откровения тесно связана со всей историей искупления.

История искупления носит эпохальный характер. Она развивается резкими скачками, а не гладким путем эволюции. Следовательно, подъемы в истории искупления сопровождаются такими же подъемами в устном откровении. Откровения Ветхого Завета, например, связаны с критическими ситуациями, подобно исходу из Египта, с ключевыми событиями в период монархии, с пленением и с возвращением переселенцев.

Негативная сторона этой взаимосвязи проявляется в вопросе о каноне и его закрытости. Время пассивности в истории искупления совпадает с затишьем в истории откровения. Восстановление храма и возвращение переселенцев из ссылки – вот последние критические события вплоть до пришествия Христа. После этого наступил перерыв. История искупления приостановилась перед последним всплеском накануне пришествия Христа.

Точно так же после возвышения Христа и основания Церкви наступил перерыв в развитии истории искупления. В ней остается только одно событие: возвращение Христа. Откровение тоже ставило в центр первое пришествие Христа, а после этого наступил период молчания.

Об этом свидетельствует исчезновение апостольства, института пророчества, установленного Христом специально для того, чтобы обеспечить понимание откровения и трактовки искупления, т. е. того, что было заложено в Его личности и труде.

Сказать, что история искупления «приостановилась» до возвращения Христа – это не значит отрицать реальность и искупительное значение того, что происходит в церкви сегодня. Это не является основанием церкви, но является зданием, воздвигнутым на уже законченном раз и навсегда основании искупления, которое заложил Сам Христос.

Что касается церкви сегодня, то можно сказать, что история откровения закрыта до второго пришествия Христа.

Ожидание нового откровения в любой форме идет вразрез с самим Писанием. Мы видим связь между актом искупления (в глобальном масштабе, раз и навсегда) и словом откровения. Если

не хватает первого, то нет места и последнему. Полнота или отсутствие откровения – это функция законченного труда Христа (Евр. 1:2).

Признавая искупительный и исторический характер откровения, мы постараемся посмотреть на канон с соответствующей точки зрения. Откровение – это не божественная информация и указание «только для меня». Конечно, влияние откровения на верующего должно быть сугубо личным, но оно не должно быть индивидуалистическим. В откровении есть то, что применимо к обстоятельствам и состоянию конкретного верующего, но в целом оно отличается полнотой, носит общий характер и является заветом. Оно дается для всего Божьего народа в целом. И если мы впадем в индивидуалистическое непонимание откровения, мы вынесем из этого только чувство недостаточности и неполноты Библии. Нам будет трудно понять, что Божье откровение Его народу обладает полнотой и канон Нового Завета закрыт.