Что происходит с человеком после смерти?
Воскресение при втором пришествии Иисуса Христа
Как долго будет гореть адский огонь?
Как долго длится то, что «навсегда»?
«...Выйти из тела и водвориться у Господа...»
Часто верующие родители обращаются к своим детям с такими словами: «Иисус очень сильно тебя любит, так сильно, что отдал Свою жизнь за тебя на Голгофском кресте. Он воскрес и сейчас молится о тебе перед Отцом Небесным. Он вернется вновь на облаках, чтобы взять тебя в Свой вечный дом. Если ты отдашь Ему свое сердце и станешь христианином, то вовеки будешь пребывать с Ним на небесах. Но если ты не поверишь, что Иисус - твой Спаситель, Он сделает так, что ты будешь вечно гореть в пламени ада».
Ну и ну! Можете себе представить, какое впечатление такие слова производят на ребенка!
Фактически ему сказали, что Бог будет ему мстить, мучая всю вечность, и что наказание это не закончится никогда. И даже после того, как пройдут миллиарды лет мучений в адском огне, у него не будет возможности оттуда выбраться!
Неудивительно, что когда ребенок вырастет и начнет мыслить самостоятельно, его представление о характере Бога и Его любви к людям окажется сильно искаженным. Вместо любящего Отца, Который открывается нам на страницах Священного Писания, учение о вечно горящем пламени ада изображает жестокого, безжалостного господина, не знающего милости и сострадания. Куда же делась любовь, столь возвышенно представленная в Первом послании к Коринфянам? Кто, если не Бог, мог бы соответствовать такому описанию?
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» (1 Послание к Коринфянам 13:4-8).
Является ли бог, который готов жечь грешника в пламени адавсю вечность, Богом долготерпеливым и милосердным? Тот, кто намерен мучить людей в адском огне во веки веков, не может вызвать в душе ничего, кроме страха. Немного времени потребуется человеку, чтобы возмутиться против такого бога.
Бог говорит, что любит нас больше, чем мы любим своих детей: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Книга пророка Исаии 49:15; Евангелие от Луки 11:11-13). Пришлось бы потратить много времени, чтобы найти настолько жестокого родителя, что он стал бы наказывать своего ребенка, «плоть от плоти и кровь от крови своей», сжигая его на огне. Однако в большинстве христианских церквей до сих пор преподается учение о Божьем наказании за грехи в вечно горящем пламени ада.
Давайте постараемся ответить на вопрос, почему возникают подобные учения.
Я возношу к Богу горячую молитву о том, чтобы каждый, читающий эту книгу, мог понять любвеобильный характер нашего милостивого и всемогущего Бога. Человек, внимательно читающий Священное Писание, не может не придти к выводу, что «Бог есть любовь» (1 Послание Иоанна 4:8). Почему же в представлении многих христиан Бог желает, чтобы грешники вечно мучились в аду? Как это возможно, чтобы Бог был одновременно Богом любви и ужасным тираном, который желает мучить людей всю вечность?
Попробуйте сказать человеку: «Если ты не начнешь служить Богу, то Он будет жечь тебя в адском пламени всю вечность». Тогда человек, скорее всего, ответит: «Как я могу служить богу, который настолько жесток?» Не правда ли, здесь есть о чем задуматься...
Бог сказал, что мы должны быть «делателями неукоризненными, верно преподающими слово истины» (2 Послание к Тимофею 2:15). Давайте же исследовать Библию, чтобы в основе наших размышлений лежало лишь Слово Божье.
Начнем с наиболее часто цитируемого текста Священного Писания:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна 3:16).
Рассмотрим этот текст повнимательнее. Согласно сказанному в нем, существует огромная разница между тем, что произойдет с людьми, которые верят в Бога, и теми, кто в Него не верит. Иисус обещает всем, верующим в Него, вечную жизнь. А те, кто не верят в Него, погибнут, иными словами, перестанут существовать. Итак, согласно Евангелию от Иоанна, одни люди будут жить вечно, а другие - погибнут. При этом не сказано, что неверующим придется вечно жить в аду. Напротив, говорится, что верующие будут вечно жить, а нечестивых ожидает смерть.
Каково значение слова погибнуть в рассматриваемом библейском тексте? Когда Иисус говорит о гибели неверующих, что Он имеет в виду? Толковый словарь дает два определения глаголу погибнуть: 1) умереть в результате несчастного случая или акта жестокости; 2) перестать существовать.
Давайте рассмотрим пример. Когда сгорает дом, продолжает ли он существовать? Конечно же, нет. А мебель? Или одежда, которая была в доме? Продолжают ли они существовать еще где-то, или же они исчезли навсегда? Ответ очевиден. Если дом и все, что в нем, действительно сгорели, то больше ничего не существует, все погибло.
Почему же тогда многие христиане полагают, что те, кто не поверил в Иисуса, после смерти продолжат свое существование в вечном огне ада?
Отвечая на этот вопрос, мне хотелось бы обратиться к самой первой книге Библии:«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». (Бытие 3:1-5)
Посмотрите, что произошло. Бог предупредил Адама и Еву о том, что они умрут, как только вкусят плод от дерева посреди рая. Но сатана сказал: «Нет, не умрете». Сатана, «лжец и отец лжи» (Евангелие от Иоанна 8:44), с уверенностью отрицает истинность Божьих слов. То, что было произнесено им, оказалось первой ложью, прозвучавшей на планете Земля. Подобно тому, как Адам и Ева «проглотили» сатанинскую ложь в Едемском саду, большинство христиан «проглатывают» ее и сегодня: они считают, что грех ведет не к смерти, а к вечной жизни в адском пламени. Таким образом, они соглашаются с утверждением сатаны: «Нет, не умрете».
Люди, которые верят в существование вечного адского огня, считают, что он горит постоянно. По их мнению, Божий суд над человеком совершается сразу же после его смерти. Это значит, что умершие люди на самом деле не мертвы: они либо наслаждаются жизнью на небесах, либо страдают от пыток в адском пламени.
Кто же прав - Бог или cатана? Ведет ли к смерти осознанное непослушание Богу, или же оно предполагает сохранение жизни, пусть даже в столь «неприятной» форме? Давайте посмотрим, что Библия говорит о рае и аде.
Прежде всего прочтем: «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Евангелие от Матфея 16:27). Когда же каждый человек, живущий на земле, получит вечное воздаяние?
Согласно приведенному библейскому тексту, человек получает воздаяние не сразу после смерти, но при Втором пришествии Иисуса Христа. В этом тексте, как и во многих других частях Библии, ясно говорится, что Иисус грядет на землю в конце мировой истории, и лишь тогда Он «воздаст каждому по делам его» (Откровение 22:12; Евангелие от Матфея 25:34-46; 2 Послание к Фессалоникийцам 2:8). Итак: 1) ни один нечестивый не получил еще своего вечного наказания; 2) ни один праведник не вознагражден еще жизнью в раю, за исключением Еноха (Послание к Евреям 11:5), Илии (4 Книга Царств 2:11), Моисея (Евангелие от Матфея 17:3) и некоторых других (Евангелие от Матфея 27:52).
Давайте рассмотрим еще один библейский текст: «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» (2 Послание Петра 2:9). Когда наступит Судный день? Мы прочитали в Евангелии от Матфея, что суд произойдет при Втором пришествии Иисуса. Следовательно, если суд еще не состоялся, то нет пока ни одного, кто нес бы наказание в адском огне. Именно об этом говорит Петр, утверждая, что Бог оставляет свое возмездие беззаконникам на день суда.
То же самое сказано Иисусом Христом: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откровение 22:12).
Из этих слов снова явствует, что Иисус будет вершить Свой суд, когда придет на землю во второй раз. Нигде в Библии не говорится, что Господь осуществляет суд над человеком сразу или вскоре после смерти.
Что мы можем узнать из Священного Писания о событиях, связанных со Вторым пришествием Иисуса Христа и Судным днем?
Великое событие возвращения Иисуса на землю предсказано:
«Сказав сие, Он (Иисус Христос) поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деяния святых Апостолов 1:9-11).
Иисус был явно вознесен на небо в облаках небесных, и точно также, явно, Он возвратится вновь: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око» (Откровение 1:7). Из Книги Откровение мы узнаем, как люди будут реагировать, когда увидят Иисуса, возвращающегося на землю:«И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откровение 6:15-17)
В первом Послании к Фессалоникийцам говорится: «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Послание к Фессалоникийцам 4:16-17). Апостол Петр описывает Судный день следующим образом: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Послание Петра 3:10). Петр здесь явно имеет в виду Второе пришествие Христа. По его словам, этот день придет, как тать, то есть как вор. Это не значит, что возвращение Иисуса будет тайным. Оно будет внезапным, неожиданным. Так вор застает врасплох тех, кто не позаботился о своей безопасности.
При Втором пришествии Иисус возвратится на землю как Царь царей. Это событие не будет тайным или незаметным. Когда оно произойдет, те праведники, которые живыми встретят Христа, будут вознесены на облаках навстречу Господу. А что произойдет с умершими праведниками? Может быть, к тому моменту они уже будут на небесах? Может быть, они уже получили свое вознаграждение? Библия говорит об обратном:
«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Послание к Коринфянам 15:51-52).
Ранее, в той же самой главе, Апостол Павел говорит о том, когда произойдет эта удивительная перемена: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Послание к Коринфянам 15:22-23).
Говорится ли где-нибудь в приведенных отрывках Священного Писания, что праведники сразу после смерти обретают нетление? Нет. Здесь сказано: «при последней трубе», «в пришествие Его (Христа)», то есть в Судный день, когда Иисус Христос вернется на землю.
Служители церкви при отпевании зачитывают разбираемые нами библейские тексты. Я слышал эти слова из Священного Писания почти на всех похоронах, на которых мне довелось присутствовать. При этом, как ни странно, священник, цитирующий эти тексты, говорит, что умерший уже находится на небесах с Иисусом. Некоторые утверждают, что душа умершего отправляется на небеса, а тело будет воскрешено при Втором пришествии Иисуса Христа для того, чтобы встретиться с Господом на облаках и там воссоединиться со своей душой.
Однако Библия ясно говорит, что лишь при Втором пришествии, во время воскресения из мертвых, «тленному надлежит облечься в нетление, и смертному облечься в бессмертие» (1 Послание к Коринфянам 15:53-54).
Возможно вам показалось, что, говоря о Втором пришествии Христа и о состоянии человека после смерти, мы отвлеклись от вопроса существования ада. В действительности, все это разделы одной темы. Чтобы понять библейское учение об аде, мы должны вначале выяснить, что, согласно Священному Писанию, происходит с нами, когда мы умираем. Если до Судного дня ни нечестивые, ни праведники не получают воздаяния (Евангелие от Матфея 16:27), (2 Послание Петра 2:9) то, следовательно, мертвые - как праведные, так и нечестивые - спят в своих могилах, а не блаженствуют на небесах и не горят в огне.
О том, что происходит с умершим человеком, Библия сообщает следующее: «И возвратится прахв землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Книга Екклесиаста 12:7). Это согласуется с записью в книге Бытие, где речь идет о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Бытие 2:7). Бог соединил прах земной со Своим дыханием, или духом, чтобы превратить человека в «душу живую». В Библии не сказано, что Бог поместил в Адама душу; Адам стал душою живою после того, как Бог вдохнул в него дыхание жизни. Эти же две составляющие, прах земной и Божий дух, или дыхание, упоминаются Книге Екклесиаста в 12-й главе, 7-м тексте.
Итак, мы имеем следующую формулу: прах земной + Божий дух, или дыхание = душа живая.
Когда Ваш ребенок мастерит домик, он использует доски и гвозди: доски + гвозди = дом. Если он разъединит доски, вытащив из них гвозди, что останется? Дом? Нет, останутся доски и гвозди. А что произошло с домом? Его больше нет, он перестал существовать. Я слышал другие сравнения, например, с электрической лампочкой. Лампочка не может светить, если по ней не проходит электричество. Когда лампочка подключена к потоку электроэнергии, появляется свет. Лампочка+электричество = свет. Когда электричество отключается, свет пропадает. Разумеется, он не «отправляется» в какое-нибудь другое место, чтобы светить там.
Аналогичным образом прекращает свое существование «душа живая» после того, как человек умирает и дух возвращается к Богу. Как тело возвращается в прах земной, из которого оно взято, так и дыхание жизни возвращается к Творцу, Который вдохнул его в человека.
По мнению некоторых людей, текст: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Книга Екклесиаста 12:7) означает, что в момент смерти живая душа, наделенная сознанием, возносится к Богу. Но в таком случае следует вывод, что все люди будут спасены для Царства Небесного. Ведь в этом тексте не говорится, что к Богу возвращаются лишь души праведных. Сказано, что при смерти любого человека к Богу возвращается дух, который Он дал. В Библии (Псалтирь 145:4) говорится, что в тот самый день, когда человек умирает, все помышления его исчезают, иными словами, прекращается существование сознания.
Итак, прах земной плюс дыхание жизни, или дух, равняется живая душа (живой человек). С другой стороны, живой человек минус дыхание жизни равняется прах земной (мертвый человек). Когда человек умирает, умирает ли с ним Божье дыхание жизни? Конечно же, нет. Оно возвращается к Тому, Кто его изначально дал.
Вы можете спросить: «Откуда ты знаешь, что это так?» Давайте вновь позволим Библии ответить на этот вопрос. В Книге Псалтырь написано: «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (Псалтирь 145:4). В этом тексте говорится, что в тот самый день, когда человек умирает, исчезают, то есть прекращают существование, все его мысли. Душа умершего человека не может отправляться напрямую на небеса как сознающая себя сущность, иначе Библия не утверждала бы, что мысли умершего прекращают существование. Если бы сознание умершего человека продолжало жить вне тела, наверняка в Священном Писании было бы сказано о том, что мысли тех, кто оказался на небесах, преисполнены ликованием.
Позвольте привести текст, который настолько однозначен, что вряд ли может вызвать вопросы:
«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают» (Книга Екклесиаста 9:5).
Если бы душа умершего человека была с Богом на небесах, как тогда Библия стала бы утверждать, что этот человек ничего не знает? Ведь на небесах люди будут знать гораздо больше, чем знали на протяжении всей своей земной жизни.
В первом Послании к Коринфянам сказано: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Послание к Коринфянам 13:12). А вот еще одна цитата из той же библейской книги:
«Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Послание к Коринфянам 2:9).
Что же имел в виду Екклесиаст, когда говорил, что мертвые ничего не знают? Следующие его слова поясняют эту мысль: «И любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем» (Книга Екклесиаста 9:6). Будь человек на небесах, он знал бы любовь, не так ли? Будь он в аду, думаю, ему были бы знакомы ненависть и боль.
Бог сотворил Адама, соединив прах земной со Своим дыханием, то есть со Своим духом, дающим жизнь, и человек стал «душою живою» (Бытие 2:7).
Когда человек умирает, происходит обратный процесс: его прах возвращается в землю, а дух - к Богу. Что же остается от «души живой», то есть от самого человека? Он просто перестает существовать, он мертв, он не осознает того, что происходит с ним или вокруг него. Поэтому Библия часто называет смерть «сном».
Сам Иисус Христос использует подобное сравнение. Когда Его друг Лазарь умер, Он сказал Своим ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его» (Евангелие от Иоанна 11:11). Ученики не сразу поняли смысл Его слов: «Господи, если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер» (Евангелие от Иоанна 11:12-14).
Обратите внимание: Иисус не сказал, что после смерти Лазарь отправился на небеса или еще куда-нибудь. Заметьте также, что на протяжении всей истории с Лазарем Иисус ни разу не упоминает о его душе как о разумной субстанции, существующей вне тела и наслаждающейся райской жизнью на небесах. «Дух», возвращающийся к Богу после смерти человека, - это совсем не то, что многие христиане называют «душой» - некоей частью человека, которая продолжает жить после его смерти и сохраняет знание обо всем происходящем. «Дух», возвращающийся к Богу, - это Божественная сила, дающая жизнь. При сотворении Адама из праха земного Бог вдохнул в него дыхание жизни, и Адам стал «душою живою». Когда человек умирает, тело превращается в прах земной, а дыхание жизни возвращается к Богу. Но однажды, в конце времен, при Втором пришествии Иисуса Христа, Бог вновь вдохнет жизнь в воскрешенные тела. Иисус сказал: «Лазарь, друг наш, уснул» (Евангелие от Иоанна 11:11). Если бы в тот момент «душа» Лазаря находилась в раю, это могло бы дать Спасителю прекрасную возможность утешить опечаленных родственников и рассказать людям, что происходит после смерти.
Вместо того, чтобы плакать с Марфой, встретившей Его у дома Лазаря, Иисус мог бы успокоить ее такими словами: «Марфа, сейчас душа твоего брата наслаждается райским блаженством. Это лучшее, что может испытывать человек. Не надо его тревожить и сожалеть о том, что он ушел из этого пораженного грехом мира». Но Иисус не произнес ничего подобного. Он просто сказал: «Лазарь уснул».
Таким образом, умершие находятся в бессознательном состоянии, и так продолжается до воскресения: либо воскресения к вечной жизни при Втором пришествии Иисуса Христа, либо воскресения к вечной смерти через тысячу лет после Его Второго пришествия (смотри Евангелие от Иоанна 5:29; 1 Послание к Фессалоникийцам, 4:16-17; Откровение 20:5-6).История с Лазарем завершилась следующим образом: хотя, к моменту прихода Христа, его тело пролежало во гробе уже четыре дня и даже начало разлагаться, Иисус воскресил его (Евангелие от Иоанна 11:38-44). Если бы Лазарь после смерти оказался на небесах, он, скорее всего, был бы чрезвычайно огорчен тем, что Иисус вызвал его из гроба, возвратив к земной жизни. Представьте себе: Лазарь находится в раю, испытывает благословения вечной жизни с Богом, общается со спасенными праведниками, членами семьи и друзьями, которые умерли и попали на небеса прежде него. Он там, где больше нет ни боли, ни печали, ни смерти. И вдруг… Вдруг он слышит голос Иисуса, зовущий его обратно на землю! Вероятно, в ответе Лазаря прозвучало бы недоумение и даже отчаяние: «Господи, это несправедливо! Почему я должен возвратиться в мое старое, пораженное грехом тело и потом вновь заболеть и умереть? Может быть, Ты выберешь кого-нибудь другого, чтобы на его примере показать Свою силу?»
Затем Лазарь продолжил бы: «Господи, я оказался здесь, потому что Твоею силою одержал победу над грехом и сатаной. А вдруг во второй раз я этого сделать не смогу и после смерти окажусь в аду? Уж если я попал сюда, оставь меня, пожалуйста, здесь». Дорогие друзья, если бы Лазарь после смерти оказался на небесах, я, наверное, не стал бы осуждать его за такие дерзкие слова.
Но Иисус знал, что со смертью Лазаря исчезли все его мысли, боль, печаль, ненависть и даже любовь. Он просто спал в своей могиле, ожидая воскресения. Если бы, призывая Лазаря из гроба, Иисус в тот момент не назвал его по имени, то раскрылись бы все могилы, и все мертвые вышли бы из них. Сегодня те, кто умер в Господе, спят сном забвения. Но очень скоро к ним будет обращен призыв Божий выйти из могил к новой жизни.
Даже Марфа, сестра Лазаря, знала, что тот спит в могиле: «Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Евангелие от Иоанна 11:23-24). Если бы Лазарь после смерти действительно отправился на небеса, Иисус должен был бы поправить Марфу в ее неверном утверждении.
Он мог бы сказать: «Марфа, ты не поняла, что произошло. Нет необходимости ждать конца времен, чтобы наступило воскресение. Твой брат сейчас жив и находится на небесах». Но Иисус ничего подобного не сказал. Он был согласен с Марфой в том, что воскресение к жизни произойдет в «последний день».
Давайте рассмотрим еще один важный отрывок Священного Писания. «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Евангелие от Иоанна 5:28-29).
Обратите внимание: это слова Самого Иисуса, Творца неба и земли. Он говорит, что все, кто находится в гробах, услышат Его голос. Не святые в раю или нечестивые в аду, а спящие в могилах! Если бы праведные были уже на небесах, они услышали бы Его голос оттуда, а не из могил. Если бы нечестивые страдали в аду, голос Иисуса застал бы их там, а не в их гробах. Итак, ясно, что мертвые - и праведные, и нечестивые - до воскресения покоятся в могилах.
Давайте рассмотрим еще несколько текстов, подтверждающих эту истину. Во-первых, «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Послание к Фессалоникийцам 4:16-17).
Этот текст дополняет наше понимание того, что произойдет во время воскресения, в Судный день. Здесь вновь подтверждается, что мертвые во Христе воскреснут из могил и будут восхищены (вознесены) в сретение (навстречу) Господу. Не говорится, что Иисус принесет с Собой на землю живые души святых, которые были в раю. Но сказано, что Он воскресит мертвых и вознесет их на небеса! Обратите внимание также на слова: «Сам Господь сойдет с неба». Разве здесь говорится о том, что с Ним на землю спустятся души умерших?
В Библии есть еще много текстов на эту тему, их перечень можно было бы продолжить. Но я думаю, приведенного достаточно для подтверждения библейской истины о том, что после смерти человек возвращается в прах земной и там ожидает Второго пришествия Христа.
Ответ на этот вопрос мы уже читали у Апостола Петра: «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» (2 Послание Петра 2:9). Обратите внимание: слово «день» употреблено в единственном числе. Здесь не сказано о бесчисленных днях наказания или нескончаемом, никогда не угасающем огне. Речь идет о Судном дне, который настанет при Втором пришествии Иисуса на землю.
Давайте приведем еще несколько примеров из Священного Писания.
Объясняя Свою притчу о пшенице и плевелах, Иисус вновь указывает, что мы получим вознаграждение или наказание в конце времени. «Враг, посеявший их (плевелы), есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего» (Евангелие от Матфея 13:39-40). «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Евангелие от Матфея 16:27).
Итак, никто еще не получил своего воздаяния. Есть несколько исключений, о которых уже упоминалось, - Енох, Моисей, Илия и некоторые святые, воскрешенные в момент смерти Иисуса на кресте. Но это лишь исключения. Все остальные получат свое воз-даяние только в конце времени, когда Иисус придет на землю во второй раз.
«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откровение 22:12), праведникам - вечную жизнь, грешникам - вечную смерть.
Некоторые могут подумать, что я не верю в существование ада. Это не так. Ад упоминается в Священном Писании. Я верю, что пламя ада возгорится, и что оно будет гораздо более жарким, чем полагают многие. Оно будет пылать настолько сильно, что полностью уничтожит грех и грешников, и, выполнив таким образом свое предназначение в Божественном суде, перестанет гореть. Позвольте мне пояснить. Вечно горящий ад, видимо, должен иметь пламя не слишком большой силы, чтобы грешники никогда в нем полностью не сгорали, а постоянно поджаривались. Если бы Бог допустил существование такого ада, о какой любви к человеку могла бы идти речь? Тогда Он был бы не Богом любви, а богом садизма и жестокости.
Позднее мы обсудим несколько библейских текстов, при поверхностном прочтении которых может показаться, что огонь ада никогда не угасает. Но прежде давайте посмотрим, что Библия говорит о судьбе нечестивых в конце времени: «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Книга пророка Малахии 4:1). Согласно пророку Малахии, должен настать день, когда нечестивые сгорят, будут поглощены огнем. В книге Псалтирь говорится: «Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит» (Псалтирь 144:20). «А нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут» (Псалтирь 36:20).
Все эти тексты Священного Писания имеют нечто общее: они говорят о том, что произойдет с нечестивыми в конце времени. Ни в одном из них нет и намека на то, что нечестивые будут вечно гореть в пламени адского огня.
О полном уничтожении нечестивых сообщает нам не только Ветхий Завет. В Новом Завете Иисус Христос говорит: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Евангелие от Матфея 10:28). Ранее мы видели, что прах земной + Божье дыхание жизни = живая душа, то есть человек. В то время как большинство христианских церквей учит тому, что душа человека никогда не умирает, что она бессмертна, в приведенном тексте Иисус подтверждает: душа нечестивого умрет.
Читаем также и в Книге пророка Иезекииля: «Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет» (Книга пророка Иезекииля 18:4). Можно ли выразить Божественное откровение более ясно?
Недавно я был на похоронах своего друга. Священнослужитель произнес очень хорошую проповедь. В конце, обратившись к присутствующим, он сказал: «Однажды и для нас наступит тот день, с которого начнется либо вечность в раю, либо - в аду, ибо душа никогда не умирает». Хотя я знал, что эта мысль не основана на Библии, она звучала достаточно впечатляюще.
Позже я позвонил этому человеку и сказал, что мне очень понравилась его проповедь, но у меня остался вопрос, на который я хотел бы услышать ответ. Служитель согласился, и я задал ему свой вопрос: «Зачем Вы сказали людям, присутствовавшим на похоронах, что душа живет вечно: либо в раю, либо в аду?» Он ответил, что эти слова соответствуют его убеждениям. Тогда я попросил его открыть Книгу пророка Иезекииля, 4-ю главу, 18-й текст. Он нашел этот текст и стал читать: «...душа согрешающая, та умрет» (Книга пророка Иезекииля 4:18).Я предложил ему объяснить значение прочитанных слов. К моему удивлению, священнослужитель сказал, что каким бы ни было это значение, оно никоим образом не влияет на его веру в бессмертие души.
Стараясь быть как можно более тактичным, я заметил, что учение о бессмертии души противоречит Слову Божьему. Он ответил, что так не считает. Тогда я предложил ему еще раз прочитать текст из Книги пророка Иезекииля. Он согласился. На этот раз читал я: «…душа согрешающая, та умрет». Я спросил: «Верен ли этот библейский текст?» - и удивился, когда мой собеседник ответил, что эти слова нельзя воспринимать буквально. «Почему?» - снова спросил я и услышал: «Потому что, при буквальном понимании этого текста, следовало бы признать, что никакого вечно горящего адского пламени нет. А ведь всем известно, что оно существует».
Тогда я сказал, что есть много христиан, и в том числе я сам, которые не считают, что пламя ада вечно. Теперь наступила его очередь удивляться: в этом человеке настолько сильно укоренилась традиционная вера его церкви в бессмертие души и вечные адские муки, что он оказался неспособным услышать то, что об этом говорит сама Библия.
При чтении некоторых библейских текстов создается впечатление, что адский огонь будет гореть вечно. Может показаться, что эти тексты противоречат приведенным выше отрывкам Священного Писания, которые говорят, что огонь ада угаснет после того, как грешники погибнут в его пламени. Давайте рассмотрим эти «проблемные» тексты и постараемся понять, как они вписываются в общую картину библейского учения об аде.
«Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, - так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальство и злословят высокие власти» (Послание Иуды 1:7,8). На первыйвзгляд, в этом отрывке говорится, что в Содоме, Гоморре и окрестных городах пылает вечный пожар. Но позвольте задать Вам вопрос: горят ли сегодня Содом и Гоморра? Ответ, конечно же, отрицательный: эти города сгорели много веков назад, сегодня от них не осталось и следа. Как же тогда понимать приведенный текст? Неужели Библия ошиблась?
Более внимательное рассмотрение данного отрывка и других подобных текстов помогает нам ответить на этот вопрос. В Библии говорится не о вечном горении, а о вечных последствиях того пожара, в котором сгорели Содом и Гоморра. Эти города давным-давно исчезли с лица земли. Ничто не может возвратить их к жизни такими, какими они были когда-то! Даже если бы нашелся тот, кто восстановил бы их на прежнем месте и дал им первоначальные названия: Содом и Гоморра - они не стали бы теми же городами, которые были уничтожены неугасимым огнем. Их жители, их дома были сожжены раз и навсегда. Они понесли наказание за свое нечестие, и последствия этого наказания вечны.
Прочитаем еще один отрывок из Священного Писания: «А если не послушаете Меня в том, чтобы святить день субботний и не носить нош, входя в ворота Иерусалима в день субботний, то возжгу огонь в воротах его, и он пожрет чертоги Иерусалима и не погаснет» (Книга пророка Иеремии 17:27). Эти пророческие слова можно понять так, словно огонь, которым будет сожжен Иерусалим в наказание за грехи его жителей, не погаснет никогда. Однако давайте посмотрим на исполнение данного предсказания. В 52 главе этой же книги рассказывается о том, как был сожжен Иерусалим: «В пятый месяц, в десятый день месяца, - это был девятнадцатый год царя Навуходоносора, царя Вавилонского, - пришел Навузардан, начальник телохранителей, предстоявший пред царем Вавилонским, в Иерусалим и сжег дом Господень, и дом царя, и все дома в Иерусалиме, и все дома большие сжег огнем» (Книга пророка Иеремии 52:12-13). Так об исполнении пророчества, записанного в 17 главе Книги пророка Иеремии, повествует нам 52 глава. Однако там, разумеется, не сказано, что пожар, устроенный вавилонским военачальником, так и не погас. Всем известно, что в Иерусалиме нет никакого пожара, который длился бы уже на протяжении многих сотен лет.
А теперь давайте обратимся к отрывку из Книги Откровение, две части которого, на первый взгляд, противоречат друг другу.
«И вышли (сатана и его сторонники) на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их» (Откровение 20:8,9).
«А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откровение 20:10).
В 8-м и 9-м стихах сказано, что сатана и его сторонники были «пожраны» огнем, ниспавшим от Бога. Толковый словарь дает определение слову «пожрать» как «разрушить, поглотить, уничтожить». 9-й стих ясно говорит, что в заключительный момент мировой истории грех и грешники будут истреблены. Тут нет и намека на то, что Бог собирается мучить грешников целую вечность, поскольку они не смогли достойно распорядиться теми несколькими десятками лет, которые им выпало прожить на земле.
С другой стороны, в 10-м стихе сказано, что сатана и его сторонники будут мучиться «в озере огненном во веки веков».
Каким же образом можно разрешить это кажущееся противоречие? Первая часть отрывка говорит о том, что огонь пожрал, то есть уничтожил, грех и грешников; однако далее сообщается, что дьявол и его последователи будут мучиться в адском огне «день и ночь во веки веков». Который же из этих текстов более верный? А может быть, между ними нет никакого противоречия?
Позвольте мне немного отвлечься и предложить Вам аналогию, которая поможет лучше понять дальнейшие рассуждения. Когда автослесарь проводит диагностику автомобиля, он сначала проверяет работу одного узла, затем другого, потом он определяет, как эти узлы взаимодействуют между собой и с остальными частями системы. Подобным же образом я подхожу к исследованию Священного Писания. Чтобы составить представление о том, какова общая библейская позиция по тому или иному вопросу, я сначала читаю один текст по данной теме, затем другой, третий… до тех пор, пока в моем сознании не сложится целостная картина. Когда же мне встречается «проблемный» текст, я пытаюсь определить, каким образом он вписывается в эту картину.
В нашем случае проведенный анализ текстов Священного Писания показывает, что пламя ада полностью и навечно уничтожит нечестивых. Как же тогда понять 10-й стих 20-й главы книги Откровение, где говорится, что, попав в озеро огненное, дьявол и его сторонники «будут мучиться день и ночь во веки веков»? Ведь это не согласуется с установленной нами позицией Библии по данному вопросу.
Теперь настало время вспомнить, что в оригинале Ветхий Завет написан на древнееврейском языке, а Новый Завет - на древнегреческом.
«Минутку, - скажете Вы, - я не знаю ни еврейского, ни греческого. Как я могу сравнивать привычный для меня русский перевод Библии с текстом, написанным на этих языках?»
Большую помощь в таком изучении может оказать Конкорданс - специальный словарь, в котором содержатся все слова, встречающиеся в Библии. Для каждого слова в Конкордансе приводится соответствующий ему древнееврейский и древнегреческий эквиваленты. Этот словарь устроен таким образом, что, имея под рукой лишь обычный перевод, можно установить, какое именно слово на языке оригинала использовалось в интересующем нас тексте и каковы значения этого слова.
Исследуя книгу Откровение главу 20, стих 10, я обнаружил, что слову «век» в этом стихе соответствует древнегреческое слово aion. Словарь сообщил мне, что значение слова aion имеет множество разных оттенков, но в целом оно указывает на возраст или период времени, будь то в прошлом, настоящем или будущем. Древнееврейским эквивалентом этого слова является olam, которое обычно переводится «вечно» или «навсегда», но оно также неуказывает на бесконечный отрезок времени.
Теперь, узнав, что означает выражение «во веки веков», я начинаю понимать, каков смысл 10-го текста, 20 главы книги Откровение. Он никоим образом не противоречит 9-му, где говорится, что пламя адского огня пожрет грех и грешников. Из 10-го текста становится ясно, что огненное озеро будет гореть на протяжении определенного периода времени до тех пор, пока нечестивые не погибнут навсегда. Огонь произведет действие, последствия которого сохранятся навечно, но это не означает, что вечным будет сам огонь.
Давайте рассмотрим два библейских примера, в которых используется древнееврейское слово olam - «вечно», «навсегда». Один из них содержится в первой Книге Царств: «Анна же не пошла (с ним), сказав мужу своему: когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом и останется там навсегда» (1 Книга Царств 1:22). Что означает «навсегда» в этом случае? На всю вечность? Нет. Прочитав несколько последующих текстов, мы понимаем, что имела в виду Анна: «О сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу» (1 Книга Царств 1:27,28). Итак, «навсегда» означает «на все дни жизни его», столько, сколько он будет жить. Думаю, ни у кого подобное истолкование не вызовет возражений. Часто в своей повседневной жизни мы используем слова «вечно» или «навсегда» подобным же образом. Обращаясь к мужу или жене со словами: «Я буду любить тебя вечно», - мы имеем в виду: «Я буду любить тебя всю жизнь».
Рассмотрим второй пример. Объявляя закон о том, как следует поступить с рабом, который не желает воспользоваться предоставляемой свободой и предпочитает остаться с господином, Моисей говорит: «Пусть господин его приведет его пред богов (судей) и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно» (Исход 21:6). Этому закону несколько тысяч лет. Сегодня нет в живых ни того раба, ни господина, которому он служил. Совершенно очевидно, что слово «вечно» в данном случае означает не «всю вечность», а «всю жизнь», то есть «до смерти раба».
Итак, когда Библия говорит, что нечестивые будут гореть в пламени адского огня «во веки веков», мы должны правильно понимать эти слова, рассматривая их наряду со многими другими библейскими свидетельствами, согласно которым нечестивые будут полностью уничтожены огнем, а не гореть в адском пламени бесконечно.
Справедливости ради надо признать, что существуют отдельные библейские тексты, которые можно понять неоднозначно. На первый взгляд кажется, что они противоречат другим текстам по этой же теме. Но если мы не будем поверхностны при исследовании Священного Писания, если будем «копать глубоко», отыскивая истину как спрятанное сокровище, то обнаружим, что Библия никогда не противоречит сама себе.
В библейской герменевтике (герменевтика - наука, занимающаяся исследованием и разработкой принципов толкования текста) есть такое правило: когда в нашем распоряжении имеется несколько отрывков на одну и ту же тему, более весомыми считаются свидетельства тех из них, смысл которых не вызывает сомнений. Поэтому изучение темы следует начинать с толкования именно таких, однозначных отрывков. Затем, в свете уже полученных результатов, определяется значение более сложных текстов.
Таким образом, если то или иное место в Библии оказывается трудным для понимания, необходимо прежде рассмотреть все, что Священное Писание говорит по данной теме. После этого обычно становится ясно, как понять «проблемный» текст наряду с остальными библейскими свидетельствами.
В Евангелии от Луки записан короткий диалог между Христом и разбойником, распятым вместе с Ним. Иногда этот отрывок приводят как пример, подтверждающий, что сразу после смерти человек отправляется на небеса: «И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же (греч. semeron - сегодня) будешь со мною в раю» (Евангелие от Луки 23:42-43). Из этих слов складывается впечатление, что раскаявшийся грешник в тот же самый день, сразу после смерти, должен оказаться на небесах вместе со своим Спасителем. Но так ли это? Давайте посмотрим.
Как становится ясно из последующих стихов, Иисус умер в пятницу, в день распятия (Евангелие от Луки 23:44-46). Но сразу ли Он отправился на небеса? Через два дня Мария рано утром пришла ко гробу и встретила там Иисуса, воскресшего из мертвых. Обрадовавшись, она протянула к Нему руки, чтобы обнять Его, но «Иисус говорит ей: не прикасайсяко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Евангелие от Иоанна 20:17). Таким образом, к утру воскресенья Он еще не был на небесах. Ясно, что в пятницу, в день смерти Иисуса, Он и раскаявшийся разбойник не могли быть вместе в раю.
Как же тогда объяснить слова, сказанные Иисусом в тот момент, когда Он и разбойник находились на пороге смерти: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю»? Эта фраза приводит в замешательство многих людей. Неужели Библия противоречит другим своим свидетельствам, касающимся времени воскресения человека из мертвых? Может даже сложиться впечатление, чтоИисус сказал разбойнику неправду. Почему Он обещает грешнику немедленную встречу с Ним в раю, если Сам там в ближайшие дни не окажется? Ответ на кажущееся противоречие прост. Если бы запятая стояла после слова «ныне», проблема была бы решена: «Истинно говорю тебе ныне, будешь со Мною в раю». В таком случае «ныне» означает день, в который произнесено обещание, а не время, когда оно будет исполнено. В тот самый день, когда разбойник раскаялся, в тот самый день, когда будущее виделось ему таким безнадежным, Иисус пообещал ему вечную жизнь в раю. И это обещание будет исполнено, когда в конце времени, при Втором пришествии, Иисус вернется на землю во славе. Теперь слова Иисуса находятся в полной гармонии со всеми другими свидетельствами Библии, говорящими о времени воскресения из мертвых.
Однако у Вас может возникнуть законный вопрос: правомерно ли было с нашей стороны передвинуть запятую? Не является ли это вольным обращением со Словом Божьим?
Дело в том, что древнегреческие манускрипты Нового Завета не содержали никаких знаков препинания. В то время текст писался обычно заглавными буквами и без пробелов между словами! А знаки препинания и пробелы были добавлены в текст позднее, при переводе греческих рукописей на другие языки. Библия писалась людьми, находившимися под влиянием Божественного вдохновения. Через этих святых людей древности Бог передавал миру весть спасения. Однако не исключено, что те, кто переводил или переписывал библейские тексты, могли допускать некоторые незначительные ошибки, например, как в нашем случае, не по смыслу расставлять запятые.
Следует также обратить внимание еще на одну деталь в разговоре между Иисусом и раскаявшимся разбойником. Распятый и не просил Иисуса о том, чтобы Тот взял его с Собою в рай. Он сказал: «Помяни (то есть, буквально, вспомни) меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Евангелие от Луки 23:42). Именно так Иисус и сделает, когда Он - и это случится скоро - придет на землю во Второй раз как Царь царей и Господь господствующих, чтобы провозгласить Свое Вечное царство. Тогда раскаявшийся разбойник окажется одним из тех, кто будет воскрешен из могилы и вознесен с Господом на небеса.
Притча Иисуса о богаче и Лазаре (Евангелие от Луки 16:19-31) — это еще один отрывок Священного Писания, который иногда используется как доказательство того, что сразу после смерти человек отправляется в рай или ад. В стихах 22-м и 23-м говорится: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (в рай). Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» (Евангелие от Луки 16:22,23).
Первое, что нужно заметить: мы имеем дело с притчей, то есть аллегорией, иносказанием. Такая форма повествования используется для того, чтобы проиллюстрировать определенную мысль. Подчас Иисусу было трудно достучаться до сердец тех, которые полагали, что хорошо разбираются в Божьем законе, и заранее были уверены в своей правоте. Поэтому Иисус нередко прибегал к помощи притч, стремясь таким образом воздействовать на воображение Своих слушателей. Итак, притча о богаче и Лазаре является иносказанием, а потому не может восприниматься как реальная история.
Давайте разберем эту притчу. Кого представляет богач? Скорее всего, иудеев, считавших себя праведными. Почему мы делаем такой вывод? Только иудей мог взывать к Аврааму как к своему отцу: «и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Евангелие от Луки, 16:24). Кого символизирует нищий, оказавшийся в раю? Возможно, язычников, которых иудеи презирали, так как считали, что язычники недостойны познания истины. Интересно, что Иисус дал нищему из притчи имя Лазарь, ведь так звали близкого друга Иисуса, который умер и затем был Им воскрешен (Евангелие от Иоанна 11).
Давайте рассмотрим некоторые детали этой притчи. Нищий по имени Лазарь умер и был вознесен ангелами на лоно Авраамово, туда, где пребывали праведники. Однако мы уже могли убедиться: Библия ясно говорит, что ангелы соберут всех праведных вместе при Втором пришествии Иисуса, а не после смерти этих людей. Например, в Евангелии от Матфея сказано так:
«Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Евангелие от Матфея 24:30,31).
Здесь ничего не говорится о том, что ангелы постепенно собирают в определенное место всех праведников - каждого после того, как он умирает. Вместо этого читаем, что все они будут собраны при Втором пришествии Иисуса Христа. Таким образом, праведный Лазарь, сразу после смерти оказавшийся в раю, - это условность, необходимая Иисусу для того, чтобы в аллегорической форме показать, что же есть праведность и что - грех.
Далее, если воспринимать эту притчу буквально, мы приходим к выводу, что между раем и адом существует огромная пропасть, но при этом люди, находящиеся по разные стороны пропасти, могут общаться друг с другом: «и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Евангелие от Луки 16:26). Говорится, что богач, находясь в аду, увидел нищего Лазаря, который был в раю. Неужели те, кто будут в аду, смогут видеть находящихся в раю и говорить с ними, и наоборот? Если бы дело действительно обстояло так, не думаю, что хотя бы кто-то из обитателей рая чувствовал себя счастливым. Сможете ли Вы, находясь на небесах, испытывать райское блаженство, если на протяжении бесконечных миллионов лет будете слушать возгласы и стенания дорогих Вам людей, которые оказались потерянными для рая? Не думаю, что мудрый и милосердный Бог мо-жет иметь такие намерения относительно будущего существования человека.
Есть много людей, рассматривающих эту притчу как подтверждение того, что после смерти человек сразу же направляется или в рай, или в ад. Исповедуя теорию бессмертия души, они считают, что в раю или в аду находится не тело, а душа человека. Однако в притче сказано, что в адском огне горело тело богача, а не его бестелесная душа. У богача было физическое тело: он просил Лазаря, чтобы тот омочил в воде конец перста своего и прохладил его язык: «И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Евангелие от Луки 16:23-24). Уже сама эта просьба образна, не так ли? Даже если бы тот, кто мучится в пламени адского огня, получил каплю воды с перста праведника, вряд ли это охладило бы его язык или все тело. С другой стороны, если понимать буквально то, что записано в притче, разве праведник, отправленный из рая в ад, чтобы облегчить муки грешника, не будет попален адским огнем? Весь сценарий этой притчи иносказателен, она не предназначена для того, чтобы дать фактическое описание событий, происходящих по ту сторону реальности.
Что же пытался передать Иисус Своим слушателям посредством этой притчи? Он старался помочь им увидеть, что истина не знает религиозных, культурных или социальных границ. Он хотел, чтобы слушавшие Его поняли: если сердце человека ожесточено, если он в своей самоправедности и самодостаточности не желает знать истину и отказывается ей повиноваться, то он никогда не изменит своего мнения, пусть даже и умерший воскреснет и придет к нему, чтобы рассказать правду о том, как надо жить.
Есть еще один библейский отрывок, в котором Иисус говорит об аде и его пламени: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Евангелие от Марка 9:43-44).
Давайте разберем эти слова. Что означает «где червь их не умирает»?
Некоторые люди предполагают, что слово «червь» означает душу человека, и, судя по этим словам Иисуса, она никогда не умирает. Но текст ничего не говорит о человеческой душе, не так ли? В нем сказано: «Где червь их не умирает». Давайте разберемся, что в данном контексте означает слово «червь».
Прежде всего, что такое «геенна» - слово, которое используется в этом и ряде других отрывков Нового Завета? Геенна - это произнесенное на греческий манер название долины Енном, расположенной в предместье Иерусалима. В этой долине была свалка, куда, согласно санитарным законам израильского общества, свозили трупы животных и всякий мусор. Для сжигания мусора в Геенне почти все время поддерживался огонь, и даже когда он угасал, над долиной постоянно поднимался дым. Несгоревшие остатки поедались червями. Обращаясь к иудеям, Иисус не мог подобрать более подходящей иллюстрации, чтобы изобразить печальную участь нечестивых, которые подвергнутся полному уничтожению.
Оказавшись в Геенне, ничто не могло миновать истребления огнем. Мусор постоянно добавлялся, отсюда образ «никогда не умирающих» червей. И все это вместе подчеркивало неизбежность полного уничтожения всего, что попадет в ад.
При этом всем известно, что в предместье Иерусалима, где расположена долина Енном, или Геенна, больше нет ни свалки мусора, ни сжигающего его огня, ни червей, поедающих все, что от огня остается. Этого всего не существует уже около 2 000 лет. Огонь, поглотив свою добычу, угас.
Притча не должна восприниматься буквально, как фактическое описание реально происходящих событий.
Интересно также отметить, что в арамейском переводе рассматриваемого текста (во времена Иисуса палестинские иудеи разговаривали именно на этом языке) вместо слова «червь» использовано embers, что означает «языки пламени».
Вторая фраза, привлекающая наше внимание в исследуемом отрывке, - это «огонь не угасает» (Евангелие от Марка 9:43-44). В Библии можно обнаружить несколько упоминаний о «неугасимом», или «вечном» огне. Некоторые из них мы уже рассматривали ранее. Данный текст следует воспринимать в том же ключе: «неугасимый» означает, что огонь не погаснет до тех пор, пока не поглотит всю свою добычу. Пламя ада, которое погубит грех и грешников в конце времени, не угаснет, пока те не будут полностью уничтожены.
Подобное воздаяние находится в соответствии с милосердием и любовью Бога к человеку. Адский огонь не предназначен для того, чтобы мучить людей. Бог любит грешника. Но вместе с тем грех несовместим с Божественной сущностью. Когда будут исчерпаны все усилия Бога по спасению людей, отвергающих Его милость и любовь, Он ради новой жизни будет вынужден навечно очистить землю от греха.
Во втором Послании Апостола Павла к Коринфянам, в 5-й главе содержится еще один отрывок, который иногда неверно толкуется: «Итак, мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,- ибо мы ходим верою, а не видением, - то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Послание к Коринфянам 5:6-8).
Некоторые понимают эти слова следующим образом: умирая, мы освобождаемся от смертного тела и оказываемся в присутствии Господа. Это ли имеет в виду Апостол Павел? Говорит ли он, что, как только человек умрет, он перейдет из тленного состояния в нетленное?
Ответить на этот вопрос легко. Апостол Павел уже писал ранее, в первом Послании к Коринфянам, что в Судный день, когда мертвые воскреснут, а живые изменятся, произойдет переход из тленного состояния в нетленное (1 Послание к Коринфянам 15:52-53). Эта перемена совершится не в момент смерти, а при Втором пришествии Иисуса Христа.
Что же имел в виду Апостол Павел, говоря о своем желании «выйти из тела и водвориться у Господа»? Этими словами он просто подчеркивает, что с нетерпеньем ждет Второго пришествия Иисуса и стремится получить то нетление, которое Господь даст ему, когда вернется на землю во славе. Я молюсь о том, чтобы все мы так же желали Второго пришествия Иисуса, как его желал Апостол Павел!
В этой небольшой книге представлена библейская позиция по вопросам, существует ли ад, сколько будет гореть адский огонь, какова будущая участь человека. Мы уделили много внимания текстам, касающимся этой темы. Однако спешу Вас заверить, что не данная тема занимает центральное место в Библии. Бог есть любовь - вот что является краеугольным камнем Священного Писания.
В Своей великой любви к людям Господь не желает, чтобы кто-либо, пребывая во грехах, был несчастен в этой жизни и погиб для вечности. Он хочет, чтобы каждый человек был спасен. Когда хотя бы один грешник выбирает смерть вместо жизни, отказываясь от предлагаемого спасения, сердце Бога, полное любви, испытывает невыразимые страдания (Евангелие от Луки 15:7; 2 Послание Петра 3:9).Но если мы отказываемся от Иисуса Христа как своего Спасителя и принимаем решение оставаться во грехе, то Бог, в Своей любви сотворивший нас свободными, сохраняет за нами право выбора. Таким образом, каждый определяет свою судьбу. «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откровение 20:15). Гибель в огненном озере будет последствием выбора тех из нас, кто отказался от спасения, несмотря на все попытки Бога привлечь нас к Себе Своей великой любовью.
И даже та смерть, которая ожидает грешников, не является актом возмездия со стороны Бога. Свет и тьма не могут смешаться. Но подобно тому, как тьма рассеивается от источника света, праведность Христова оправдывает и освящает верующего, освобождая его от тьмы греха. Грешные человеческие существа не могут пребывать в присутствии безгрешного, совершенного Бога, если они не защищены праведностью Христа, Которого они верою приняли как своего Спасителя. Когда мы отказываемся от Его праведности, мы отказываемся от того, что защищает нас от разрушения в этой жизни и спасает от смерти для вечности.
Чтобы Бог мог восстановить совершенный мир, Он должен уничтожить грех. Когда мы живем без Бога, то единственное, что мы собою представляем - это грех. Бог любит каждого человека, но Он ненавидит грех, который имеет страшные последствия. Итак, перед каждым из нас есть два пути: или вечная жизнь, если мы принимаем дар спасения в Иисусе Христе, или вечная смерть, если мы отказываемся от этого дара. Пойдя за нас на крестную смерть, Бог тем не менее настолько уважает нашу свободу, что позволяет нам самим выбрать свой путь. Он не может принуждать жить на небесах тех, кто этого не хочет.
Нам обещано, что грех, возникший на планете земля, будет при Втором пришествии Иисуса Христа уничтожен и никогда больше не повторится (Откровение 20:9-10;14-15; Книга пророка Наума 1:9). Грех не возникнет снова, потому что каждый из искупленных настолько глубоко переживет все его ужасные последствия, что сознательно и со всей решимостью навсегда изберет следовать за Иисусом. Среди оказавшихся на небесах не будет тех, кто захочет вновь взбунтоваться против Божьей любви.
Цель этой небольшой книги - не просто поговорить о том, что такое адский огонь, насколько он жарок или как долго он будет гореть. Она о том, что Бог не подвергает людей бесконечным мучениям за то, что они не служат Ему или не согласны с Ним. Эта книга написана для того, чтобы напомнить нам: Бог есть любовь и жизнь, и нет жизни вне Бога. Священное Писание очень красноречиво об этом говорит:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна 3:16).
Библия еще очень многое говорит об аде и смерти. В этой книге не хватило бы страниц, чтобы осветить все вопросы по данной теме. Поэтому мое желание и моя надежда - чтобы каждый читатель самостоятельно продолжил исследование Слова Божьего и убедился на основанииСвященного Писания и собственной жизни, что Бог есть любовь. Если на одну чашу весов поместить библейские свидетельства по теме адского огня, а на другую - доказательства любви Божьей, то, бесспорно, перетянет чаша любви Бога к человеку.
Каждый, кто искренне ищет правду о Боге, найдет ее. Но для этого недостаточно просто перелистать страницы Библии. Необходимо изучать ее, сопоставляя различные тексты и позволяя Слову Божьему самому объяснять себя. Поступая таким образом, мы поймем, что после смерти человек не попадает в рай или ад. Нет. Он спит бессознательным сном до дня воскресения - либо воскресения праведных, когда он получит жизнь вечную, либо воскресения нечестивых, когда его уделом станет вечная смерть. Библия ясно говорит, что Бог не мучит грешников в адском огне на протяжении всей вечности. Единственное, в чем «повинен» Бог, так это в том, что Он настолько нас возлюбил, что отдал на смерть Сына Своего Единородного, чтобы спасти нас от той смерти, которую заслуживаем мы, и дать нам покой и радость в этой жизни и вечную жизнь на небесах.
Вечно ли Бог любит грешника? Да, это воистину так! Он не сможет взять с Собой на небеса тех, кто предпочел смерть, но любить их Он будет всегда. На протяжении всей вечности в сердце Божьем будет место, которое не смогли занять те, кто отвернулся от Него и выбрал смерть, отказавшись от предлагаемого спасения. Он сделает для них наилучшее, что только можно сделать, учитывая их выбор. Они навсегда исчезнут, как будто их никогда и не было.
Бог есть любовь, любовь вечная, не предающая и не забывающая никого. Поэтому Он предложил людям вечную жизнь. Выбор за нами. Давайте примем решение встать на сторону Иисуса, и тогда обещание, данное в книге Откровение, станет нашей великой надеждой:
«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откровение 21:4).