Название
Четкое указание об авторстве в 1:1 дает название посланию. Чтобы отличить его от 1‑го Петра, его называют по‑гречески «Петра Б», или «2 Петра».
Автор и время написания
Автором 2 Петра является апостол Петр (см. во Вступлении к 1‑му Петра). В 1:1 он сам говорит об этом. В 3:1 он ссылается на свое первое послание. В 1:14 он ссылается на предсказание Господом его смерти (Ин. 21:18, 19), а в 1:16‑18 он говорит о том, что был свидетелем Преображения (Мф. 17:1‑4). Однако критики развернули большую дискуссию об авторстве 2‑го Петра и его праве помещаться в каноне Писания. Они спорят о нем больше, чем о любой другой новозаветной книге. Отцы церкви не сразу признали его. Ни один из отцов церкви не ссылался на 2‑е Петра до тех пор, пока это не сделал Ориген в начале третьего столетия. Древний церковный историк Евсевий включил 2‑е Петра в список спорных книг вместе с посланиями Иакова, Иуды, 2‑м и 3‑м Иоанна. Даже ведущие реформаторы с сомнениями приняли его.
Вопрос различия стилей языка двух посланий может быть удовлетворительно разрешен. Петр засвидетельствовал, что прибегал к помощи писаря Силуана при написании 1‑го Петра (ср. 1 Пет. 5:12). Петр либо использовал другого писаря при написании 2‑го Петра, либо написал его сам. Различия в словарном составе 2‑х посланий можно объяснить различием их тематики. 1‑е Петра было написано в помощь страдающим христианам. 2‑е Петра было направлено против лжеучителей. С другой стороны, существует удивительное сходство в словарном составе обеих книг. Приветствие «благодать и мир вам да умножатся» совершенно идентично в обеих книгах. Автор использует такие слова как «драгоценный», «благость», «добродетель», «очевидец». Это лишь несколько примеров из обоих посланий. Некоторые же другие слова из 2‑го Петра совпадают со словами Петра в книге Деяний. Это «принявшим» (1:2; Деян. 1:17), «благочестие» (1:3,6, 7; 3:11; Деян. 3:12) и «мзда неправедная» (2:13, 15; Деян. 1:18). Оба послания описывают одно и то же событие из Ветхого Завета (2:5; 1Пет. 3:18‑20). Некоторые ученые указывали, что в словарном составе 1‑го и 2‑го Петра существует столько же сходства, сколько между 1‑го Тимофею и Титу – двумя посланиями, бесспорно приписываемыми Павлу.
Различия в тематике также объясняют некоторые акценты (эмфазы*), как например, почему в одном послании говорится о близости Второго пришествия Христа, а во Втором говорится о его промедлении? 1‑е Петра прежде всего было обращено к страдающим христианам, и потому в нем говорилось о близости Пришествия Христа, чтобы ободрить их. 2‑е Петра говорит о лжеучителях и потому объясняет причину, почему скорое возвращение Христа еще не произошло. Другие различия, указываемые критиками: в одном послании говорится о Воскресении Христа, а в другом о Его Преображении. Противоречия эти кажутся надуманными.
Кроме того, нелепо думать, что лжеучитель мог написать подложное письмо против лжеучителей. Во 2‑м Петра не содержится никаких новых, необыкновенных или ложных доктрин. Если 2‑е Петра – подделка, оно должно было быть написано глупцом, не имевшим для этого никаких оснований. Это слишком невероятно. Отсюда вывод следующий: когда автор называл себя в послании Петром, он писал правду.
Нерон умер в 68 г. по Р.Х., и предание говорит, что Петр умер во времена гонений Нерона. Послание могло быть написано незадолго до его смерти (1:14; приблизительно 67‑68 гг. по Р.Х.).
Исторический фон и предпосылки написания
Со времени написания и отправки первого письма у Петра появилась сильная озабоченность появлением лжеучителей в церквах Малой Азии. Хотя эти лжеучителя уже создали проблемы, Петр считал, что их лживые доктрины и аморальный образ жизни приведут к еще большему разрушению в будущем. Таким образом, Петр в своем последнем изъявлении воли и завещании (1:13‑15) писал возлюбленным христианам об опасных учениях, с которыми они столкнутся.
Петр точно не указывает место написания этого послания, в отличие от 1‑го Петра (1Пет. 5:13), однако наиболее вероятным кажется, что Петр написал его из римской тюрьмы, где он ожидал близкой смерти. Вскоре после написания послания Петр был казнен. Согласно преданиям, его распяли вниз головой (см пояснение к Ин. 21:18).
В приветствии Петр ничего не говорит о тех, кому адресовано послание, однако, согласно 3:2, Петр писал Второе послание тем же людям, которым адресовано 1‑е Петра. В Первом послании он обращается к ним как к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии» (1 Пет. 1:1).Эти провинции были расположены в Малой Азии на территории современной Турции. Христиане, которым писал Петр, были преимущественно из язычников (см. пояснение к 1:1).
Исторические и теологические темы
2‑е Петра было написано, чтобы выявить и обезвредить лжеучителей и защитить Церковь от их вторжения. Петр наставляет христиан в том, как защитить себя от лжеучителей и их лжи. Эта книга – самое четкое и яркое описание лжеучителей в Писании, сравнимое только с Посланием Иуды.
Описание лжеучителей является общим. Петр не говорит о конкретных лжерелигиях, культах или учениях. В общей характеристике он сообщает, что они учат разрушительным ересям. Они отрицают Христа и искажают Писание. Они дискредитируют истинную веру. Они смеются над Вторым пришествием Христа. Петр был озабочен выявлением аморальности лжеучителей, которая проникла в суть их учения. Поэтому он более подробно описывает лжеучителей, чем их доктрины. Нечестие – продукт не учения истины, но продукт «пагубных ересей» (2:1).
Среди рассуждений Петра о лжеучителях можно обнаружить и другие темы. Он хотел побудить своих читателей развивать в себе христианский характер (1:5‑11). Он замечательно объясняет, как верующий может получить уверенность в спасении. Петр также хотел убедить своих читателей в богодухновенности апостольских посланий (1:12‑21). В конце послания он описывает причины, по которым откладывается Второе пришествие Христа (3:1‑13).
Еще одной темой послания является важность познания. Слово «познание» употребляется в различных формах 16 раз в этих трех коротких главах. Не лишним будет сказать, что Петр указывает как на лучший путь борьбы с лжеучителями – это познание истинного учения. Другими отличительными чертами 2‑го Петра являются прямое утверждение богодухновенности Писания (1:20, 21), предсказание будущей гибели мира в огне (3:8‑13) и признание посланий Павла как богодухновенных Писаний (3:15, 16).
Проблемы толкования
Вероятно, самой важной проблемой является истолкование 1:19‑21 из‑за его глубоких рассуждений о природе и подлинности Писаний. Это место вместе с 2Тим. 3:15‑17 необходим для правильного взгляда на богодухновенность Библии. Замечание Петра, что Господь «искупил» лжеучителей (2:1) вызывает богословскую проблему истолкования в отношении природы искупления. Споры ведутся также о том, каких ангелов имел в виду Петр в 2:4. Многие из тех, кто верит, что можно потерять спасение, ссылаются на 2:18‑22. Это место, обращенное к лжеучителям, не противоречит утверждению, обращенному к верующим в 1:4. Кого же Господь не хочет наказывать (3:9)? Все эти проблемы рассматриваются в пояснениях.
План
Приветствие (1:1, 2)
I. Познайте ваше спасение (1:3‑11)
А. Подкрепляемое силой Божьей (1:3, 4) Б. Подтверждаемое христианскими добродетелями (1:5‑7) В. Удостаиваемое обильной награды (1:8‑11)
II. Познайте ваше Писание (1:12‑21)
А. Подтвержденное апостольским свидетельством (1:12‑18) Б. Вдохновенное Духом Святым (1:19‑21)
III. Познайте ваших противников (2:1‑22)
А. Вводящих в заблуждение при своем проникновении лжеучителей (2:1‑3) Б. Осужденных своим беззаконием (2:4‑10а) В. Надменных в своей нечистоте (2:10б‑17) Г. Разрушительных в своем влиянии (2:18‑22)
IV. Познайте пророчества (3:1‑18)
А. Уверенность в дне Господнем (3:1‑10) Б. Освящение народа Божьего (3:11‑18)
1:1 Симон Петр См. во Вступлении. раб и Апостол Петр называет себя и смиренным, и достойным. Как раб, он находился на одном уровне с другими христианами, послушными рабами Христа; как Апостол, он был уникальным, призванным Богом, обладавшим полномочиями очевидцем воскресения Христа (см. пояснение к Рим. 1:1). принявшим Послание адресовано к тем же людям, что и 1‑е Петра (ср. 3:1; 1Пет. 1:1; см. во Вступлении к 1, 2 Пет.). Слово «принявшим» не было широко распространенным и означало «получившим что‑либо в избытке» (ср. Деян. 1:17). Часто переводится «получившим» и может означать «достигнутым Божьей волей». Петр здесь подчеркивает, что спасение достигается не личными усилиями, навыками, достоинством, но приходит исключительно по Божьей благодати. равно драгоценную Греческое слово, которое переведено как «равно драгоценную», употреблялось для обозначения равенства в чине, положении, почете, социальном статусе, цене или достоинству. В древнем мире оно употреблялось также по отношению к странникам, пришельцам, которые получали право гражданства. Петр здесь подчеркивает, что все христиане получили одну и ту же драгоценную спасающую веру. Нет христиан первого или второго сорта в зависимости от духовного, расового или полового различия (Гал. 3:28). Поскольку Петр писал преимущественно язычникам, он мог подчеркивать, что они получили ту же веру, что и иудеи (ср. Деян. 10:44‑48; 11:17, 18). веру Петр говорит о субъективной вере, т. е. о власти христианина поверить в свое спасение. Вера есть способность верить (Еф. 2:8, 9). Хотя вера и верование выражают человеческую сторону спасения, Бог все равно должен даровать эту веру. Бог возбуждает веру, когда Дух Святой пробуждает мертвую душу в ответ на слышание Слова Божьего (ср. Деян. 11:21; Еф. 2:8; Флп. 1:2). по правде Петр пишет, что верующие получили спасение из‑за Божьей праведности, излитой на них. Эта праведность не признает иных различий между людьми, кроме того, что грехи одних более вопиющи, чем грехи других. Итак, они не только имеют веру, потому что Бог дает ее им, но и спасены, потому что Бог дал им Свою праведность (см. пояснения к Рим. 3:26; 4:5; 2Кор. 5:21; Флп. 3:8, 9). Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа Греческая конструкция этой фразы содержит только один артикль, стоящий в начале, что говорит о том, что вся фраза относится к одной и той же Личности. Таким образом, Петр называет Иисуса Христа одновременно Спасителем и Богом (ср. Ис. 43:3, 11; 45:15, 21; 60:16; Рим. 9:5; Кол. 2:9; Тит. 2:13; Евр. 1:8).
1:2 познании Это слово имеет здесь гораздо более широкое, глубокое и личное значение, чем слово знание. Драгоценная вера христиан построена на познании истины о Боге (ср. ст. 3). Христианство не является мистической религией, оно основано на объективной, исторической, открытой и рациональной истине о Боге и предполагает, что эту истину необходимо принять и поверить в нее. Чем глубже и шире это познание Господа, тем больше умножаются благодать и мир.
1:3 От Божественной силы Его «Его» относится к Иисусу Христу. Сила Христа является источником полноты и стойкости верующих (Мф. 24:30; Мк. 5:30; Лк. 4:14; 5:17; Рим. 1:4; 2Кор. 12:9). все потребное для жизни Подлинный христианин всегда уверен в спасении и будет хранить себя и возрастать, потому что получил все необходимое, чтобы достичь вечной жизни через силу Христа. благочестия Быть благочестивым означает благоговейно, послушно относится к Богу и исполнять Его заповеди. Петр подразумевает, что истинный верующий не должен просить Бога о большем (словно что‑то необходимое для поддержания его веры, силы или сохранности было упущено), чтобы стать благочестивым, поскольку он уже имеет всякий духовный источник, чтобы проявлять, поддерживать и совершенствовать благочестивый образ жизни. познание Призвавшего «Познание» является ключевым словом во 2‑ом Петра (ст. 2, 5, 6, 8; 2:20; 3:18). Во всем Писании оно предполагало личное познание (Ам. 3:2) и использовалось даже для описания интимной близости (Быт. 4:1). Здесь имеется в виду не поверхностное знание о Христе, т. е. лишь знание фактов о Нем, но искренняя, личная жизнь со Христом, основанная на покаянии в грехах и личной вере в Него (ср. Мф. 7:21). Призвавшего нас славою и благостию Это призвание, как и всегда, когда оно употребляется в новозаветных посланиях, означает успешный призыв к спасению (ср. 1Пет. 1:15; 2:21; 5:10; см. пояснение к Рим. 8:30). Этот спасающий призыв основан на понимании грешником всемогущества Христа и Его морального совершенства, что доказывает, что Он есть Господь и Спаситель. Это предполагает, что евангелизм должен быть основан на Личности Христа и Его делах как Богочеловека, что и привлекает людей к спасению (ср. 1Кор. 2:1, 2). Крест и Воскресение более полно раскрывают Его «славу и благость».
1:4 великие и драгоценные обетования Т. е. обетование вечной жизни с избытком. причастниками Божеского естества Это не отличается от концепции рождения свыше, возрождения (ср. Ин. 3:3; Иак. 1:18; 1Пет. 1:2, 3), пребывания во Христе (ср. Рим. 8:1) и членства в семье Троицы (Ин. 14:17‑23). Драгоценное обетование спасения делает нас детьми Божьими уже на земле (Ин. 1:12; Рим. 8:9; Гал. 2:20; Кол. 1:27) и, таким образом, мы приобретаем Божью природу через обладание Его вечной жизнью. Христиане не становятся маленькими богами, но они – «новые твари» (2Кор. 5:17) и имеют живущего в них Духа Святого (1Кор. 6:19, 20). Верующие приобретут еще более Божью природу, когда получат прославленное тело, подобно Иисусу Христу (Флп. 3:20, 21; 1Ин. 3:1‑3). удалившись от растления Слово «растление» означает разложение или гниение. «Удалившись» или «избежав» относится к успешному спасению от опасности. Во время спасения верующие удаляются от силы, которая нравственно уродует мир и влияет на человека через его падшую грешную природу.
1:5 то Имея данные Богом в ст. 3, 4 благословения, верующие не могут оставаться самодовольными и равнодушными. Такое обилие Божьей благодати призывает к полному посвящению. прилагая... все старание. Т. е. максимум усилий. Христианская жизнь не означает путь за Богом без усилий и преодоления трудностей. Хотя Бог и излил Свою чудесную силу в верующего, христианин сам должен прилагать усилия, для дисциплинирования себя одновременно с работой в нем Бога (ср. Флп. 2:12, 13; Кол. 1:28, 29). покажите в вере вашей «Покажите» иначе можно перевести как «дайте щедро и обильно». В греческой культуре это было характеристикой руководителя хора, который отвечал за обеспечение нужд хора и хористов. Слово означало не умеренное, бережливое, но щедрое, с избытком обеспечение. Бог дал нам веру и все необходимое для благочестия (ст. 3, 4). Мы показываем это нашим усердным стремлением к личной праведности. добродетель В списке добродетелей, перечисленных Петром на первом месте стоит слово, которое в классическом греческом языке означало данную Богом способность совершать подвиги. Оно также могло означать совершенный образ жизни. Оно никогда не означало скрытую или показную добродетель, но добродетель, которая проявляется в жизни. Петр пишет здесь о моральной силе и стараниях, которые помогают совершенствоваться. рассудительность Означает интуицию, правильное понимание и применение истины. Эта добродетель включает прилежное изучение и исполнение истин Слова Божия.
1:6 воздержание Буквально «удержание себя в». В дни Петра воздержание употреблялось по отношению к спортсменам, которым необходимо было ограничивать и дисциплинировать себя. Христианин должен контролировать страсти, телесные похоти, вместо того чтобы позволить им управлять собою (ср. 1Кор. 9:27; Гал. 5:23). Добродетель, направляемая познанием, дисциплинирует желания и ставит их в подчинение человеку. терпение Способность поступать правильно, не поддаваясь искушениям или испытаниям. Терпение – это духовная сдерживающая сила, дающая постоянную, непоколебимую выносливость: христианин скорее умрет, чем уступит врагу. Это добродетель, которая не только дает силы переносить все со смирением, но и дает трепещущую надежду. благочестие См. пояснения к ст. 3.
1:7 братолюбие Т. е. братскую привязанность, взаимную жертвенность по отношению друг к другу (ср. 1Ин. 4:20). любовь См. 1Кор. 13; 1Пет. 4:8.
1:8 не останетесь без успеха «Остаться без успеха» означает быть бездеятельным, праздным или бесполезным (ср. Тит. 1:12; Иак. 2:20‑22). Если эти добродетели умножаются в жизни христианина, он не останется бесполезным или безуспешным. без... плода Т. е. (ст. 5‑7) безрезультатным (ср. Мф. 13:22; Еф. 5:11; 2Фес. 3:14; Иуд. 12). Когда эти христианские качества отсутствуют в жизни верующего (ст. 5‑7), он становится подобным на нечестивого или лицемерного верующего. Однако, когда эти качества умножаются в христианской жизни, они служат проявлением «Божьего естества» внутри верующего (см. пояснение к ст. 4).
1:9 сего Качества, упомянутые в ст. 5‑7 (см. ст. 10). слеп, закрыл глаза Считающий себя христианином, но не имеющий качеств, упомянутых выше, не способен оценить свое истинное духовное состояние и поэтому может быть не уверен в спасении. забыл Недостаточное усердие и недостаточное стремление к духовным добродетелям вызывает духовную амнезию. Человек, не способный оценить свое духовное состояние, не будет иметь твердой веры. Он может быть спасен и может получить все благословения, перечисленные в ст. 3, 4, но, не имея добродетелей из ст. 5‑7, он будет жить в сомнениях и страхе.
1:10 делать твердым ваше звание и избрание Это означает мишень, в которую Петр целился в ст. 5‑9. Хотя Бог «уверен» в том, кто Его избранные, и даровал им вечное спасение (см. пояснение к 1Пет. 1:1‑5; ср. Рим. 8:31‑39), христианин не всегда имеет уверенность в спасении. Уверенность рождается, когда Дух Святой открывает, что спасение вечно. Уверенность – это убежденность человека в том, что он обладает вечным спасением. Другими словами, верующий, который стремится к духовным качествам, названным выше, своими духовными плодами подтверждает свое призвание (ср. ст. 3; Рим. 8:30; 1Пет. 2:21) и избранность (ср. 1Пет. 1:2) Богом ко спасению. никогда не преткнетесь Если христианин стремится к качествам, перечисленным Петром (ст. 5‑7), и видит, что его жизнь полезна и плодотворна (ст. 8), он не преткнется о сомнения, отчаяние, страх, испытания, но будет радоваться уверенности в своем спасении.
1:11 свободный вход в вечное Царство Петр пишет чудесные слова, чтобы принести радость уставшему христианскому сердцу. Свободный вход на небеса – надежда и реальность для христиан, которые живут верной, плодотворной жизнью на земле. Петр считает, что христиане, которые следуют перечисленным добродетелям (ст. 5‑7), должны не только радоваться уверенности в настоящем, но и радоваться предстоящей щедрой награде в будущей жизни (ср. 1Кор. 4:5; Отк. 22:12).
1:12, 13 Для того Истина всегда нуждается в повторении, потому что верующие легко забывают ее. Ср. 2 Фес. 2:5; Иуд. 5.
1:13, 14 храмине… храмину Смерть означает, что человек оставляет свою земную храмину, т.е. тело (ср. 2Кор. 5:1). Петру было около 70 лет, когда он писал это послание (вероятно, в римской тюрьме), и он ожидал близкой смерти. Начались гонения на христиан при Нероне, и Петр мученически умер вскоре после написания этого послания. Предание утверждает, что он был распят вниз головой, как и просил, считая себя недостойным быть распятым подобно своему Господу.
1:14 Христос открыл мне Христос пророчествовал о смерти, которой Петр умрет, почти 40 лет назад (см. пояснения к Ин. 21:18, 19).
1:15 после моего отшествия Петр хотел быть уверенным, что после его смерти народ Божий будет иметь постоянное напоминание об истине, поэтому он написал это богодухновенное послание.
1:16 возвестили Это слово означало получение нового откровения, того, что раньше было скрыто, а теперь открылось. силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа Так как перед этой фразой употребляется только один определенный артикль, она означает «могущественное пришествие» или «пришествие в силе». Лжеучителя, которые противостояли Петру, пытались оспорить доктрину Второго пришествия Христа (см. 3:3, 4), о которой Петр говорил и писал (1 Пет. 1:3‑7, 13; 4:13). хитросплетенным басням Слово «басни» относилось к мифическим историям о богах и чудесах (ср. 1Тим. 1:4; 4:7; 2Тим. 4:5; Тит. 1:14). Сознавая, что лжеучителя и их последователи будут пытаться дискредитировать его послание, обвиняя его в том, что он сочинял басни и мифы, чтобы увлечь людей за собой и приобрести богатство, власть и почет, как поступали сами лжеучителя, Петр приводит в следующих стихах доказательство, что истину о Боге он написал под воздействием Духа Святого. очевидцами Его величия Слово «мы», которое стоит в начале этого стиха, относится к апостолам. С одной стороны, все апостолы были очевидцами величия Христа, особенно Его чудес, телесного Воскресения и Вознесения на небеса. Петр, однако, имеет в виду другое событие, которое он описывает в следующем стихе. Царское величие Христа, открытое при этом событии, было преддверием величия Христа, которое явится при Его Втором пришествии (ср. Мф. 16:28; см. пояснение к 17:1‑8). Преображение было короткой вспышкой славы, которая торжественно откроется в последнем откровении Христа (Отк. 1:1). Следует отметить, что земное служение Иисуса – исцеления, учение, приобретение душ для Его Царства – было прообразом того Царства, которое Он установит при Своем возвращении.
1:17 велелепной славы Относится к светлому облаку славы на горе Преображения, из которого Господь говорил к ученикам (Мф. 17:5). Сей есть Сын Мой Возлюбленный Означает «одной природы со Мной». Таким образом, Отец подтверждает Божью природу Христа (ср. Мф. 17:5; Лк. 9:27‑36).
1:18 будучи с Ним Петр подчеркивает, что нет никаких оснований верить лжеучителям, отвергавшим величие Христа и достоверность Его Второго пришествия, поскольку они не были на горе Преображения и не видели прообраза Царства и славы Христа, в отличие от Петра, Иакова и Иоанна.
1:19 вернейшее пророческое слово «Пророческое слово» относится не только к ветхозаветным большим и малым пророкам, но ко всему Ветхому Завету. Конечно, весь Ветхий Завет был написан «пророками» в самом прямом смысле, поскольку авторы писали и говорили Слово Божие, что и являлось задачей пророков, и они ожидали пришествия Мессии (ср. Лук. 24:27). Этот перевод может означать, что очевидцы величия Христа во время Преображения подтверждали Писание. Однако, скорее всего, греческая конструкция этой фразы подразумевает другое. Она говорит: «И мы имеем более верное пророческое слово». Оригинальный контекст этого предложения подтверждает утверждение, что Петр ставил Писание выше личного опыта. Пророческое слово (Писание) – полнее, постояннее и авторитетнее, чем опыт любого человека. Слово Божие является самым достоверным подтверждением учения о Личности, искуплении и Втором пришествии Христа, чем даже свидетельство очевидцев‑апостолов. вы хорошо делаете, что обращаетесь Петр предупреждал верующих, что, для того, чтобы они могли различить лжеучителей, они должны тщательно изучать Писание. светильнику, сияющему в темном месте Глубокий мрак падшего мира мешает людям увидеть истину, пока не воссияет свет. Светильник есть свет откровения Слова Божьего (ср. Пс. 118:105; Ин. 17:17). доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда Оба эти образа говорят о явлении (парусиа) Иисуса Христа (ср. Лк. 1:78; Отк. 2:28; 22:16). утренняя звезда в сердцах ваших Второе пришествие будет не только внешним преображением всей вселенной (3:7‑13), но также внутренним преображением всех живущих к приходу Христа верующих, навсегда удалив любые остававшиеся сомнения. Совершенное, но ограниченное откровение Писаний будет заменено совершенным и полным откровением Иисуса Христа во время Второго пришествия (ср. Ин. 14:7‑11; 21:25). Тогда Писание исполнится, а верующие уподобятся Христу (1Ин. 3:1, 2), получат совершенное знание и все пророчества упразднятся (см. пояснения к 1Кор. 13:8‑12).
1:20 зная прежде всего то Призыв к утверждению в истине, что Писание имеет Божье происхождение. пророчества в Писании Т. е. все Писание. Преимущественно относится ко всему Ветхому Завету, а в соответствии с этим и ко всему Новому (см. пояснения к 3:15, 16). разрешить самому собою В греческое слово, переведенное как «разрешить», означает «развязать» и говорит о том, что ни один человек не может сам «связать» или «развязать» истину Писания. Петр говорит не столько о толковании Писания, сколько о его происхождении и источнике. Лжепророки «связывали» и «развязывали» собственные идеи, но никакая часть Божьего откровения не может быть скрыта или открыта человеком (пророком) без помощи Святого Духа (см. ст. 21).
1:21 по воле человеческой Так как Писание имеет не человеческое происхождение, оно и не является результатом человеческой воли. Здесь подчеркивается мысль, что ни одна часть Писания не была создана по воле человека. Библия – не есть результат человеческих усилий. Пророки иногда записывали даже то, что не было им полностью понятно, но, тем не менее, старались верно передавать то, что Бог им открывал. движимы Духом Святым Это означает, что они постоянно вдохновлялись Духом Божиим (ср. Лк. 1:70; Деян. 27:15, 17). Дух Святой – божественный Автор и Создатель Писания. Только в Ветхом Завете авторы приписывают свои писания Богу свыше 3800 раз (напр. Иер. 1:4; ср. 3:2; Рим. 3:2; 1Кор. 2:10). Хотя авторы Писания принимали самое непосредственное участие в процессе написания Библии, ими руководил Бог посредством Духа Святого Бог. Авторы, применяя личные способности, мышление и словарный запас, составляли и безошибочно записывали точные слова Божии. Таким образом, оригинальные тексты Писания были богодухновенными (ср. 2Тим. 3:16) и непогрешимыми, т. е. безошибочными (Ин. 10:34, 35; 17:17; Тит. 1:2). Петр писал о богодухновенности, которая создала непогрешимый оригинальный текст (ср. Пр. 30:5; 1Кор. 14:36; 1Фес. 2:13).
2:1 лжепророки Петр подробно описывает лжеучителей в этой главе, чтобы христиане всегда могли распознать их свойства и методы. Величайший грех отвергавших Христа и самое разрушительное дело сатаны заключаются в неправильном преподнесении истины и последующем обмане. Нет ничего опаснее, когда кто‑то говорит о Божьем спасении душ, а в действительности способствует разрушению этих душ сатаной (ср. Втор. 13:1‑18; 18:20; Иер. 23; Иез. 13; Мф. 7:15; 23:1‑36; 24:4, 5; Рим. 16:17; 2Кор. 11:13, 14; Гал. 3:1, 2; 2Тим. 4:3, 4). в народе «Народ» в Новом Завете обозначает Израиль (ср. Деян. 26:17, 23). Петр считает, что сатана прилагает все усилия для разделения верующих, используя обман лжеучителей (ср. Ин. 8:44). Со времен Евы он только и занимается обманом (см. пояснения ко 2Кор. 11:3, 4). введут пагубные ереси Лжеучителя выдавали себя за христианских пастырей, учителей и благовестников (ср. Иуд. 4). «Ереси» означали придуманные людьми лжерелигии, которые вели к разделению и раздорам (ср. 1Кор. 11:19; Гал. 5:20). Греческое слово «пагубные» обычно означало «проклятые». Это слово используется в послании 6 раз и всегда означает погибель (ст. 1‑3; 3:7, 16). Вот почему так трагично, когда Церковь становится жертвой терпимого отношения к учениям, не соответствующим Писанию, и из терпимости к небиблейским учениям и идеям делает ложную добродетель символом любви и единства (см. 2Фес. 3:14; 1Тим. 4:1‑5; Тит. 3:9‑11). отвергаясь... Господа Фраза выражает глубину преступления и вины лжеучителей. Редко используемое греческое слово, которое здесь переведено как «Господь», употребляется в Новом Завете 10 раз и означает Того, Кто обладает высшей властью, человеческой или Божьей. Петр предупреждает здесь о том, что лжеучителя отвергали высшую власть Иисуса Христа. Их ереси включали в себя отрицание Непорочного зачатия, Божьей природы, телесного Воскресения и Второго пришествия Христа, но основная ошибка лжеучителей заключалась в том, что они не хотели подчиниться Христу. Все лжерелигии содержат ошибочное учение о Христе. искупившего их Слово, которое Петр здесь употребляет, имеет скорее сравнительное, чем богословское значение и говорит о человеческом управлении имуществом. Господин покупал рабов, и рабы находились в полной зависимости от своего господина (примеры см. в Ветхом Завете, см. во Втор. 32:5, 6, где Господь говорит об искуплении Израиля, хотя они отвергали Его). В богословском смысле эта аналогия может рассматриваться как обязанность подчинения Богу, от которой отказались лжеучителя. Кроме того, лжеучителя заявляли, что они христиане и что Господь действительно искупил каждого из них. Петр с сарказмом пишет о таких заявлениях, говоря о грядущей гибели лжеучителей. Таким образом, это место описывает нечестивый характер лжеучителей, которые говорили о Христе, но отвергали Его господство в своей жизни. скорую погибель Относится либо к физической смерти, либо к суду по возвращении Христа (Пр. 29:1; 2Фес. 1:7‑10).
2:2 многие последуют их разврату Многие люди будут считать себя христианами, но при этом будут отвергать господство Христа в своей жизни, отказываясь быть послушными слугами Христа и Его Слова, вместо этого следуя похотям плоти, влиянию мира и сатаны. Такие номинальные христиане во время суда подвергнутся осуждению Господа за лицемерие (Мф. 7:21‑23; ср. Иуд. 4, 7). Отрицание господства Христа и одновременные притязания на то, чтобы считаться верующим, пагубно влияют на других людей и дискредитируют благую весть. путь истины будет в поношении Насмешки и оскорбления по отношению к благой вести об Иисусе Христе со стороны мира возникают потому, что номинальные христиане, которые говорят, но не следуют за Господом, разоблачают себя как лицемеров.
2:3 из любостяжания Т. е. из‑за бесконтрольной алчности. Петр показывал, что настоящим побудительным мотивом лжеучителей служила не любовь к истине, а любовь к деньгам (см. ст. 14). Они эксплуатировали людей с помощью своей лжи. суд им давно готов Бог намеревается осудить лжеучителей и всех отступников, и это намерение существует давным‑давно, повторяется на протяжении всего Ветхого Завета и будет исполнено в свое время (см. Иуд. 4). погибель их не дремлет Петр отождествляет погибель с живым существом, словно погибель является палачом, который не спит, бодрствует и готов к действию. Поскольку Бог есть Бог истины, Он осудит всех лжецов и обманщиков (ср. Пр. 6:19; 19:5, 9; Ис. 9:15; 28:15, 22; Иер. 9:3, 5; 14:14; 23:25, 26; Отк. 21:8, 27).
2:4 если Лучше перевести как «поскольку», так как нет сомнений в исторической достоверности суда, о котором упоминает Петр. Стихи 4‑10 представляют собой одно длинное предложение, которое с 9‑го стиха отвечает на слово «если». Чтобы никто не думал, что любящий и милосердный Бог не осудит нечестивых лжеучителей и обманутый ими народ, Петр приводит три убедительных примера осуждения нечестивых в прошлом. Эти примеры создают ясное представление о будущем и окончательном суде над лжецами и обманщиками. Хотя смерть нечестивых не приносит Богу удовлетворения (Иез. 33:11), Он вынужден осудить нечестие, потому что этого требует Его святость (2Фес. 1:7‑9). ангелов согрешивших Это ангелы, согласно Иуд. 6, «не сохранившие своего достоинства», т. е. в образе мужчин вступавшие в беспорядочные связи с женщинами. Вероятно, это относится к падшим ангелам в Быт. 6 (сынам Божиим): 1) перед потопом (ст. 5; Быт. 6:1‑3), пренебрегших своим положением и последовавших своим похотям; 2) перед разрушением Содома и Гоморры (ст. 6; Быт. 19). См. пояснения к Быт. 6:1, 2; Иуд. 6. адского Петр заимствует слово из греческой мифологии для обозначения преисподней —«тартар». Греки считали, что «тартар» – это место, которое находится еще ниже, чем «гадес» (ад) и предназначено для самых нечестивых людей, богов и бесов. Иудеи обычно использовали этот термин для обозначения места, где находятся падшие ангелы. Это слово описывало глубочайшую яму, самое ужасное место пыток и вечных страданий. Иисус в духе спустился туда, когда Его тело находилось в гробнице, и до Своего Воскресения проповедовал о Своей победе над бесами (см. пояснения к Кол. 2:14; 1Пет. 3:18, 19). узами... мрака Демоны боялись идти в преисподнюю и умоляли Иисуса во время Его жизни на земле не посылать их туда (ср. Мф. 8:29; Лк. 8:31). Не все демоны связаны. Некоторые пребывают на земле и в поднебесье (ср. Отк. 12:7‑9), некоторые временно связаны (см. пояснения к Отк. 9:1‑12). Только эти, из‑за описанного в Быт. 6 греха, связаны надолго. блюсти на суд Надолго заключенные во мраке бесы подобны узникам, заключенным в ожидании окончательного приговора. «Тартар» – временное местопребывание в том смысле, что в день суда согрешившие ангелы, о которых говорится здесь, будут брошены в озеро огненное (Отк. 20:10).
2:5 не пощадил первого мира Это второй пример для подтверждения неизбежного Божьего суда над лжеучителями в будущем, это суд над древним миром, который существовал до потопа (ср. Быт 6‑8). Человечество уменьшилось до восьми человек в результате приговора этого суда (ср. 1Пет. 3:20). проповедника правды См. Быт 6:9; 7:1. Жизнь Ноя свидетельствовала о праведности, когда он призывал людей покаяться и спастись от Божьего гнева.
2:6 города Содомские и Гоморрские Это третий пример для подтверждения неизбежности будущего Божьего суда над нечестивыми – полное разрушение Содома и Гоморры и их окрестностей (ср. Быт. 13; 18:16‑33; 19:1‑38; Втор. 29:23). Суд Божий уничтожил все живое на этой территории огнем. См. пояснения к Иуд. 7. показав пример Имеется в виду образец или модель. Бог показал всем грядущим поколениям, что нечестие приводит к осуждению.
2:7, 8 праведного Лота... избавил Он был праведен, как и все спасенные через веру в истинного Бога. Праведность вменилась ему, как и Аврааму (Быт. 15:6; Рим. 4:3, 11, 22, 23), по благодати через веру. Лот был духовно слаб (Быт. 19:6), неустойчив (Быт. 19:8) и подвержен пьянству (Быт. 19:33‑35). Сердце его было склонно к Содому (Быт. 19:16), хотя он ненавидел грех этих городов и приложил все старания, чтобы защитить ангелов Божиих от осквернения. Он послушался Бога и не обернулся (Быт. 19). В обоих случаях суд Божий был сокрушительным по отношению к живущим людям (один раз по отношению ко всей земле, а другой раз по отношению к региону, расположенному к югу от Мертвого моря). Вместе с тем, Петр указывал, что народ Божий был спасен (ст. 5; ср. ст. 9). В греческом слово, переведенное как «утомленный», означает, что Лот был измучен (в значении «изведен») аморальным, жестоким поведением людей, живших в Содоме и Гоморре и их окрестностях. К сожалению, иногда современных верующих беспредельные грехи в сегодняшнем обществе не шокируют.
2:9 избавлять благочестивых от искушения В греческом слово, переведенное как «искушение», может означать нападение с целью уничтожения (ср. Мк. 8:11; Лк. 4:12; 22:28; Деян. 20:29; Отк. 3:10) и относится к суровому Божьему наказанию. Пример плана Божьего состоит в том, чтобы спасти благочестивых от суда, который падет на неправедных. беззаконников соблюдать Нечестивые подобны узникам, которые ожидают окончательного приговора в тюрьме (ср. ст. 4). Последний суд над нечестивыми называется судом перед великим белым престолом (Отк. 20:11‑15), где нечестивые всех времен предстанут пред Богом для последнего суда, после которого Бог ввергнет их в озеро огненное.
2:10 идут вслед скверных похотей плоти Ср. Иуд. 6. Подобно нечестивым во времена Лота и Ноя, лжеучителя во дни Петра были рабами «скверных похотей плоти». презирают начальства За словом «начальства» стоит то же греческое слово, что и за «господин», т. е. «Господь» (ст. 1). Лжеучителя внешне отождествляли себя с Христом, но в жизни они не подчинялись Его господству. В этом стихе говорится о двух главных признаках лжеучителей: 1) похоть и 2) надменность. дерзки, своевольны «Дерзки» означает «бесстыдны», «наглы» или «непокорны». «Своевольны» означает «упрямы», «своенравны». злословить высших Ср. Иуд. 8. «Злословить» означает насмехаться и прокли нать, «высшие» относится к ангелам, возможно, к падшим ангелам. Падшие ангелы имеют уровень существования в сверхъестественном мире, у которого есть сан (звание, титул) и при нем необыкновенное свойство, которое вне человеческой природы (Еф. 6:12). Некое почтение принадлежит тем, кто переступил пределы времени. Следовательно, не должно быть никакого легкомыслия относительно сатаны и его ангелов. Возможно, что лжеучителя пытались оправдать свои нечестивые похоти, ссылаясь на ангелов из Быт. 6, «не сохранивших своего достоинства» (Иуд. 6). Хуление даже падших ангелов со стороны лжеучителей показывало их презрение и пренебрежение по отношению к любым властям, будь то хорошим или плохим.
2:11 Ангелы, превосходя крепостью В других переводах сказано способностью, возможностью. Относится к святым ангелам, которые превосходят людей в возможностях. не произносят укоризненного суда В отличие от лжеучителей, которые открыто не повинуются высшим властям, святые ангелы настолько почитают Своего Господа, что они не будут оскорблять любую власть. Даже Архангел Михаил, признавая наличие и способности сатаны, отказался злословить его (см. пояснения к Иуд. 8, 9), но воззвал к Господу (см. пояснения к Зах. 3:2). Верующие не должны проявлять наглость и глупость, относясь пренебрежительно или желая приказывать сверхъестественным силам, духам, особенно же сатане.
2:12 как бессловесные животные (Ср. Иуд. 10). Лжеучителя не чувствовали присутствия и силы бесов или святых ангелов, но, подобно диким животным, не подчиняющимся дисциплине, дерзким и надменным, они вмешивались в сверхъестественный мир, злословя то, чего не понимали. истребятся Поскольку они жили подобно животным, «рожденным на уловление и истребление», лжеучителя погибнут подобно животным. Лжеучителя не могут отказаться от своих инстинктов, и потому будут уничтожены собственным безрассудством.
2:13 возмездие за беззаконие Аморальность и надменность не будут существовать вечно. Они будут сокрушены и уничтожены. вседневной роскоши Согрешение днем, а не под покровом темноты было признаком особой безнравственности в римском обществе (ср. 1Фес. 5:7). Лжеучителя были настолько охвачены бунтом, что удовлетворяли свои похоти, не дожидаясь ночи. Необузданные похоти поглотили их. срамники и осквернители Ср. Иуд. 10. Т.е. они были как грязные пятна и струпья... Их характер был противоположен Христу (1Пет. 1:19). Церковь должна быть подобна своему Господу (Еф. 5:27). наслаждаются… пиршествуя с вами Лжеучителя, притворяясь учителями истины, вместе с христианами принимали участие в церковных вечерях любви и вели себя надменно и аморально даже при христианском общении. Даже прикрывая свою развращенность религиозными беседами, они казались грязными пятнами на церковных собраниях (ср. 2Ин. 9:11; Иуд. 12).
2:14 Глаза… исполнены любострастия Лжеучителя настолько потеряли моральный контроль над собой, что не могли взглянуть на женщину, не увидев в ней потенциальную сексуальную партнершу (ср. Мф. 5:28). Похоти полностью управляли ими, так что они непрерывно грешили. прельщают неутвержденные души Метафора взята из рыболовства и употребляется также в стихе 8. «Прельстить» означает «поймать на приманку». Лжеучителя не могли пленить утвержденных в Слове, но делали своими жертвами слабых, колеблющихся, молодых верующих (см. 3:16; ср. Еф. 4:14; 1Ин. 2:13). сердце их приучено к любостяжанию Слово «приучить» часто использовалось по отношению к тренировкам спортсменов. Лжеучителя тренировали, готовили и развивали свой разум для сосредоточения на запретных мыслях, к которым влекли их похоти. Они были искусными, ловкими, опытными в удовлетворении своих желаний. сыны проклятия Древнееврейское выражение, означающее осуждение на муки ада за грех, который владел их жизнью и за их вопиющее нечестие. Ср. Гал. 3:10, 13; Еф. 2:1‑3; 1Пет. 1:14.
2:15 Оставив прямой путь «Прямой путь» является в Ветхом Завете символом послушания Богу (ср. Деян. 13:10). Валаама Ср. Иуд. 11. Валаам служит примером лжепророков. В Ветхом Завете этот пророк пошел на компромисс ради обещанной ему платы: он предпочел богатство и славу верности и послушанию Богу (Чис. 22‑24). Бог удержал его от готовности проклясть Израиль с помощью говорящей ослицы (ст. 16; ср. Чис. 22:21‑35).
2:17 безводные источники В этом стихе Петр использует два поэтических образа («источники» и «облака»), которые символизируют основные ценности на Среднем Востоке. Источник без воды мог принести огромное разочарование в жаркой и сухой стране, подобно этому лжеучителя претендовали на то, чтобы быть духовным источником, способным напоить жаждущую душу, но в действительности они не могли ничего дать. облака… гонимые бурею Появление облаков обещало дождь, но иногда сильный ветер мог разогнать облака и оставить землю раскаленной и сухой. Казалось, что лжеучителя обещают духовную свежесть, но ничего подобного они не могли дать (ср. Иуд. 12). мрак вечной тьмы Имеется в виду преисподняя (ср. Мф. 8:12; Иуд. 13).
2:18 произнося надутое пустословие Ср. Иуд. 16. Т.е. показное многословие. Лжеучителя обманывали слабых высокопарными словами, стараясь показать свою ученость, глубокую духовную интуицию и даже претендуя на получение прямого откровения от Бога. Они могли противоречить очевидному историческому учению Писания, которое в некоторых случаях не могли объяснить должным образом из‑за отсутствия надлежащей подготовки и мудрости от Бога (ср. 1Кор. 2:14). На самом деле в их словах не содержалось ничего действительно ученого, духовного или Божьего. уловляют в плотские похоти Тем не менее, несмотря на пустую болтовню, лжеучителя увлекают своей философией других тем, что обращаются к народу на более низком и примитивном уровне. Обольщение, а не истина, было их целью. Они предлагали людям такую религию, которая могла оправдывать и удовлетворять их плотские желания и чувственность. Петр мог также подразумевать, что лжеучителя, в частности, преследовали следующую цель: соблазнить женщин через сладострастие. едва отстали… заблуждении Лучше перевести как «только что избежавшие», или «пытавшиеся». Эти слова относятся не к спасенным людям, но к людям, которые были ранимы из‑за сильного чувства вины и множества забот: разведенным и одиноким, которые хотели начать жизнь сначала, страдали из‑за последствий греха и искали помощи в религии или Боге. Лжеучителя эксплуатировали таких людей.
2:19 Обещают им свободу Лжеучителя обещали людям, «пытавшимся избавиться» от трудностей и борьбы свободу в их жизни, которую те искали. рабы тления Лжеучителя не могли дать обещанную ими свободу, поскольку сами были порабощены тлением, от которого люди пытались убежать. побежден… раб Тот, кто предает себя во имя свободы в руки лжеучителей, которые сами являются узниками, тоже становится узником. Рабство тления ожидает всех последователей лжеучителей.
2:20 избегнув скверн мира «Скверны» означали гнилые ядовитые испарения. В моральном смысле слово означает смертоносное влияние. Петр отмечает, что лжеучителя и их последователи хотели «избежать» разлагающего влияния мирской системы и искали религию, даже Иисуса Христа (не в Божьем, а в своем понимании; см. пояснение к ст. 1). Но лжеучителя никогда искренне не обращались ко Христу. Они слышали истинное Благовестие и принимали его, но впоследствии отвергли истинного Христа. Таким образом, они совершили отступничество как народ в Евр. 10:26, 27. Их конец был хуже начала (примеры отступничества см. Лк. 11:24‑26; 12:47, 48; 1Кор. 10:1‑12; Евр. 3:12‑18; 6:6; 10:26, 38 и далее; 1Ин. 2:19; Иуд. 4‑6).
2:21 возвратиться назад от… святой заповеди Буквально «повернуть назад». Этот стих описывает извращенность и отступничество лжеучителей. Они познали христианскую веру (путь праведности; ср. Мф. 21:32) и даже истинное учение Писания, однако их жизнь показала, что в итоге они отвергли Христа (ср. Евр. 10:26‑31). Такие лжеучителя, о которых писал Петр, не появились вне христианства. Они всегда воспитываются в церкви, наполовину внутри нее, наполовину вне ее; но на самом деле отвергают истину и пытаются соблазнить других, чтобы удовлетворить свои амбиции.
2:22 пес… свинья Два образных изображения отступничества. Первое взято из Пр. 26:11, а второе Петр привел сам.
3:1 возлюбленные Обращение к читателям показывает пастырскую заботу Петра (ср. 1Пет. 5:1‑4). второе послание Т. е. второе после 1 Петра (см. во Вступлении). ваш чистый смысл Похвала, которая показывает, что Петр верил, что его читатели были истинными христианами. «Чистый» означает «неоскверненный», «не смешанный с соблазнами мира, плоти и сатаны». Насколько же отличаются истинные верующие от извращенного отступничества лжеучителей (2:10‑22)! Петр старался напомнить своим читателям истину, которую они уже знали – что их освященный разум и духовная проницательность помогут им определить и опровергнуть лжеучителей.
3:2 святыми пророками Имеются в виду ветхозаветные пророки, которые были святы в отличие от нечестивых лжеучителей. Слово Божие было записано этими пророками в Писании (см. пояснения к 1:19‑21). В частности, эти пророки предупреждали о грядущем суде (например, Пс. 49:1‑6; Ис. 13:10‑13; 24:19‑23; Мих. 1:4; Мал. 4:1, 2) и даже о Пришествии Господа (Зах. 14:1‑9). заповедь Петр имеет в виду предупреждения о суде, которые делали он и другие апостолы (Иуд. 17). Апостолами вашими В 260 главах книг Нового Завета апостолы (см. пояснения к Рим. 1:1; Еф. 4:11) Христа 300 раз ссылаются на Второе пришествие. Откровение Нового Завета о том, что, придя, Христос соберет Своих, предупреждает об эсхатологическом суде, сообщает об установлении Его царства, учит, что Бог приведет нас к вечной праведности и является неоспоримым доказательством Второго пришествия Христа и суда над нечестивыми.
3:3 Прежде всего знайте «Прежде всего» указывает на первостепенную важность, а не на начало списка. Основная задача Петра в этой части послания – предупредить христиан, что лжеучителя будут пытаться отрицать последний суд и украсть надежду верующих. явятся наглые ругатели Когда лжеучителя оспаривали истинность Второго пришествия Христа или любого другого учения Писания, они делали это с насмешками (ср. Ис. 5:19; Иуд. 18). в последние дни Относится к периоду между первым и Вторым пришествиями Христа (ср. Деян. 2:17; Гал. 4:4; 2Тим. 3:1; Евр. 1:2; 1Пет. 1:20; 1Ин. 2:18, 19; Иак. 5:3; Иуд. 18). Этот период будет отмечен выступлениями против христианской истины и особенно против надежды на возвращение Христа. поступающие по собственным своим похотям «Поступать» означает способ поведения, образ жизни. Петр снова выступает против образа жизни лжеучителей, которые отличались блудными похотями (ср. 2:2, 10, 13, 14, 18) и пренебрежением к браку. Лжеучителя, которые не знали истины и не знали Бога, были не в состоянии сдержать свои похоти. Они насмехались над утверждением о Втором пришествии Иисуса Христа, потому что хотели безнаказанно предаваться нечистым блудным удовольствиям. Они желали эсхатологии, которая одобряла бы их поведение (ср. 1Ин. 2:28, 29; 3:2,3).
3:4 где обетования пришествия Его Ранняя Церковь верила, что Иисус скоро вернется (1Кор. 15:51; 1Фес. 1:10; 2:19; 4:15‑18; 5:1, 2). Ругатели выдвигали против близости Пришествия Иисуса эмоциональные доводы, но не библейские доказательства. Они иронизировали над обманутыми надеждами. отцы Это ветхозаветные патриархи – Авраам, Исаак и Иаков (ср. Рим. 9:5; Евр. 1:1). все остается так же Этот довод против Второго пришествия Христа основывался на теории примитивного деизма, который утверждал, что все природные явления происходят по одним и тем же законам от начала времен. Лжеучителя также считали, что Бог не вмешивается в земные дела. Они учили: «История не закончится катаклизмом последнего суда, потому что это противоречит законам вселенной. Такого суда никогда не было в прошлом, поэтому мы не должны ожидать его и в будущем. Напротив, вселенная является стабильной, замкнутой, постоянной системой, которая управляется неизменными законами и принципами развития. В прошлом не было никаких катастроф, поэтому никаких катастроф не будет и в будущем. Не следует ожидать Божьего вмешательства и сверхъестественного суда над человечеством».
3:5 Думающие так Лжеучителя в своем стремлении избежать доктрины суда умышленно игнорировали два предыдущих сверхъестественных катаклизма – творение и потоп. вначале словом Божиим… составлены Бог из ничего создал вселенную, но не по естественным законам, а мгновенно, в шесть дней. Все шло не в согласии с постоянным неизменным законом развития, но в шесть дней, каждый из которых равен 24 часам, была создана вся совершенная вселенная (см. пояснения к Быт 1:2). земля составлена из воды и водою Земля была сотворена между двумя видами вод. В самом начале творения Бог отделил верхние воды, из которых образовал небо (твердь) вокруг всей земли, от нижних вод, которые покрывали землю и образовали источники, реки, озера и моря. См. пояснения к Быт. 1:2‑9.
3:6 Потому Т. е. из‑за воды. Бог, создав верхние и нижние воды, создал внутри творения средство его разрушения. тогдашний мир Относится к миру, существовавшему до потопа. Этот мир был окружен небесным водами с одной стороны и земными источниками, реками, озерами и морями с другой стороны, между которыми был небесный свод. Мир до потопа был защищен от разрушительных солнечных ультрафиолетовых лучей, имел мягкий климат без дождей, бурь и ветров и характеризовался большой продолжительностью жизни людей (Быт. 5), обильным плодородием земли. погиб, быв потоплен водою Второй великий сверхъестественный катаклизм, который наносит удар теории примитивного деизма – всемирный потоп, который распространился по всей земле и уничтожил первоначально созданный мировой порядок. Согласно Быт. 7:11, потоп произошел из двух источников: во‑первых, «разверзлись все источники великой бездны» и извергли из себя газ, пыль, воду, пламя; во‑вторых, «окна небесные отворились» и вода обрушилась на землю. Всемирный потоп был катаклизмом, от которого погибло все живое на земле, кроме 8 человек и пары представителей от каждого вида животных (см. пояснения к Быт 7:11‑24). Из этих двух великих событий очевидно, что мир существует не по законам примитивного деизма.
3:7 нынешние Человечество со времен потопа живет в другой мировой системе. Одним из доказательств различий между двумя мировыми системами является разница в продолжительности человеческой жизни: в настоящее время она составляет 70 лет, а не 900, что для людей до потопа было обычным возрастом. Петр указывает на третий вид мировой системы, который возникнет после будущего катаклизма. содержимое тем же Словом Современная мировая система сохраняется для будущего суда, который придет через Слово Божие, так же как творение и потоп. Бог снова Словом сотворит все, после того как существующий порядок будет разрушен. сберегаются огню Бог поставил радугу на небе как завет того, что Он никогда больше не разрушит мира водой (Быт. 9:13). В будущем Бог разрушит небеса и землю огнем (ср. Ис. 66:15; Дан. 7:9, 10; Мих. 1:4; Мал. 4:1; Мф. 3:11, 12; 2Фес. 1:7, 8). В настоящей вселенной небеса полны звезд, комет и астероидов. Ядро земли также представляет собой жидкое озеро огня, температура которого 12 400 градусов по Фаренгейту. Человечество отделено от раскаленного земного ядра только десятками километров земной коры. Более того, творению угрожают атомные взрывы. Как человек создал разрушительные бомбы, взрыв которых приводит к смерти, так Бог может разрушить всю вселенную взрывом атомной энергии (см. пояснения к ст. 10‑12). на день суда… нечестивых человеков Земля ожидает дня суда и погибели нечестивых людей. Благочестивых уже не будет на земле, когда Бог пошлет на нее огонь суда (ср. 1Фес. 1:10; 5:9).
3:8 один день, как тысяча лет Божие представление о времени очень отличается от человеческого. С человеческой точки зрения, Второе пришествие Христа кажется очень нескорым (ср. Пс. 89:5). С точки зрения Бога это не так долго. Помимо этой общей ссылки, в этой фразе, возможно, содержится особое указание на то, что между первой фазой Дня Господня в конце великой скорби (Отк. 6:17) и последней фазой в тысячу лет спустя в конце Тысячелетнего Царства, когда Господь создаст новое небо и новую землю (см. пояснения к ст. 10, 13; Отк. 20:1‑21:1), на самом деле пройдет одна тысяча лет.
3:9 Не медлит Т. е. «не мешкает», «не опаздывает» (ср. Гал. 4:4; Тит. 1:6; Евр. 6:18; 10:23, 37; Отк. 19:11). долготерпит нас «Нас» означает спасенных, народ Божий. Он ожидает, чтобы они спаслись. Бог проявляет безмерное терпение, прежде чем производит суд (ср. ст. 15; Иоил. 2:13; Лк. 15:20; Рим. 9:22; 1Пет. 3:15). Бог переносит бесконечную хулу против Своего имени, вместе с бунтом, убийствами, продолжающимися нарушениями Его заповедей, терпеливо ожидая, пока Свои откликнутся на призыв к искуплению. Не слабость или медлительность откладывают последний суд, а терпение. не желая, чтобы кто погиб «Кто» должно относиться к тем, кого Господь избрал и призовет к полному искуплению, т. е. «нас». Так как все место неоднократно упоминает о наказании Богом нечестивых, Его терпение говорит не о том, что Он спасет всех, но что Он ждет всех Своих избранных. Он знает, что не все спасутся, поскольку написано, что Он уничтожит мир и нечестивых с теми, кто подвергнется наказанию и пойдет в преисподнюю. Это произойдет потому, что они развращены и достойны только адского пламени и отвергли единственный путь к спасению через Иисуса Христа, а не потому, что они были сотворены для геенны и предназначены пойти туда. Путь проклятия есть путь нераскаявшегося сердца, это путь того, кто отвергает Личность и жертву Иисуса Христа и продолжает грешить (ср. Ис. 55:1; Иер. 13:17; Иез. 18:32; Мф. 11:28; 13:37; Лк. 13:3; Ин. 3:16; 8:21, 24; 1Тим. 2:3, 4; Отк. 22:17). чтобы все пришли к покаянию «Все» (ср. «нас», «кто») относится к верующим, которые придут ко Христу и составят народ Божий. Причина того, что Второе пришествие Христа и суд откладываются, не в том, что Господь медлит исполнить Свое обещание, и не в том, что Он хочет осудить как можно больше нечестивых, и не в том, что Он слаб перед лицом зла, но в том, что Он откладывает Свое пришествие, потому что Он терпелив и желает дать людям время для покаяния.
3:10 день Господень См. во Вступлении к Иоилю: Исторические и теологические темы; см. пояснения к 1Фес. 5:2. «День Господень» – специальное выражение, указывающее на особое вмешательство Бога в человеческую историю для совершения суда. Относится к будущему суду над нечестивой землей и прекращению существования современной мировой системы. Ветхозаветные пророки представляли последний день Господень как кромешную тьму и проклятие, когда Господь изольет Свой гнев, чтобы отстоять Свое имя, поразить Своих врагов, явить Свою славу, установить Свое царство и уничтожить мир (ср. Ис. 2:10‑21; 13:6‑22; Иез. 13:30; Иоил. 1:2; Ам. 5; Ав. 15; Зах. 14; Мал. 4; 2Фес. 1:7; 2:2). Это произойдет в конце периода скорби на земле (Отк. 6:17) и повторится 1000 лет спустя в конце Тысячелетнего Царства, перед созданием нового неба и новой земли (ст. 13; Отк. 20:1‑21:1). как тать ночью День Господень придет внезапно и сокрушительно для неготовых (см. пояснение к 1Фес. 5:2). небеса с шумом прейдут «Небеса» здесь означают физическую вселенную, «шум» говорит о грохоте и треске, которые происходят при пожаре. Бог испепелит вселенную, вероятно, атомной реакцией, которая уничтожит всю известную нам материю (ст. 7, 11, 12, 13). стихии же, разгоревшись, разрушатся «Стихии» – это составные части атома, на которые в конечном счете делится вещество и которые составляют всю созданную материю. Петр имеет в виду, что атомы, нейтроны, протоны и электроны разрушатся (ст. 11). земля и все дела Вся физическая материальная земля, существующая сейчас, и вся вселенная будут поглощены огнем. Ср. Ис. 24:19, 20; 34:4.
3:11 какими должно быть… вам Это скорее утверждение, чем вопрос, и говорит о том, какими совершенными мы должны быть. Это прямой призыв к христианам следовать в своей жизни Божьим стандартам в свете реальности грядущего суда и вечности (ср. 1Кор. 4:15; 2Кор. 5:9). святой жизни и благочестии «Святой жизни» относится к образу жизни христиан, в котором они должны отделить себя от греха. «Благочестие» относится к духу благоговения, который покрывает христианские отношения и управляет сердцем.
3:12 ожидающим и желающим Одним из мотивов для святой жизни и благочестия является ожидание. «Желающим» означает «страстно ждущим какого‑либо события». Христиане не должны бояться будущего дня Господня, но ожидать его с нетерпением (ср. 1Кор. 1:7; 16:22; 1Ин. 2:28; 3:3). дня Божия «День Божий» это не то же самое, что «день Господень». «День Божий» относится к вечному состоянию, когда прежние небо и земля будут разрушены огнем, а новые созданы. Вероятно, Петр употребляет это выражение, потому что Павел подразумевал в 1Кор. 15:28 вечную славу нового творения, когда Бог будет все во всем. Когда день Божий наступит, человеческий «день» закончится. Развращение вселенной человеком и сатаной прекратится и будет осуждено окончательно и навсегда. небеса разрушатся См. пояснения к ст. 7, 10, 11. Новый мир, в котором пребывает праведность (ст. 13), требует, чтобы Господь вначале разрушил старую вселенную, находящуюся под проклятием греха (ср. Рим. 8:19‑22).
3:13 нового неба и новой земли «Обетование» новой вселенной берет свое начало в Ветхом Завете (например, Пс. 101:26; Ис. 65:17; 66:22). Слово «новый» означает качественно новый, т. е. отличный от предыдущего, а не хронологически новый. обитает правда Вселенная будет качественно новой, потому что праведность будет постоянно пребывать в ней (ср. Ис. 60:19‑22; Отк. 21:1‑7).
3:14. неоскверненными и непорочными Христиане должны иметь благочестивый характер и непорочную репутацию. Эти качества прямо противоположны качествам лжеучителей (ср. 2:13), но подобны качествам Христа (1Пет. 1:18). в мире Когда вернется Христос, каждый христианин обретет радость мира во Христе, когда верующий не будет бояться наступления дня Господня или Христова суда (ср. Флп. 4:6, 7). Иметь этот мир означает иметь твердую уверенность в своем спасении и жить в послушании Христу (ср. 1Ин. 4:17).
3:15 долготерпение Господа нашего… спасением. В дополнение к тому, что он уже объяснял в стихе 9 о терпении Господа, и о причинах, по которым Он откладывает Свой суд, Петр говорит о том, что в отпущенное время христиане обязаны спасать души.
3:15б, 16 неудобовразумительное Так как Павел (до Петра) написал все свои послания и умер, читатели 2‑го Петра могли уже получить все послания о будущих событиях от Павла. Некоторые объяснения Павла были хотя и возможны, но трудны для истолкования. Тем не менее, Петр использовал письма Павла для подтверждения своего наставления.
3:16 невежды и неутвержденные… превращают В дни Петра (как и сегодня) существовало невежественное и вредное искажение апостольского учения о будущем (ср. ст. 3, 4; 2Фес. 2:1‑5; 3:6‑12). к собственной своей погибели Тот факт, что извращение посланий Павла вело к вечному осуждению, доказывает, что послания Павла были богодухновенны. прочие Писания Одно из наиболее очевидных утверждений в Библии, подтверждающее, что послания Павла являются Писанием. Петр свидетельствовал о том, что Павел написал Писание, но лжеучителя отвергали этот факт. Новозаветные апостолы были уверены, что они говорили и писали Слово Божие (1Фес. 2:13), как это делали и ветхозаветные пророки. Петр сознавал, что новозаветные авторы принесли Божью истину, которая завершила Библию (1Пет. 1:10‑12).
3:17 будучи предварены о сем Так как христиане предупреждены о появлении лжеучителей, которые будут извращать и искажать Писание, они должны быть более бдительны. берегитесь, чтобы вам не увлечься Всякий раз, когда верующий внимательно слушает лжеучителя, он подвержен риску сбиться с пути (ср. 2Тим. 2:14‑18; Тит. 1:10‑16).
3:18 возрастайте в благодати и познании Петр заканчивает свое послание заключительным утверждением наставления, с которого начал (1:2‑11). Стремление христиан к духовной зрелости и глубокому познанию Господа Иисуса Христа приведет их к твердости в учении и сохранит христиан на верном пути. Ему слава Призыв к прославлению Христа показывает, что Петр признавал Божью природу Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом (ср. 1:1; Ин. 5:23).