Название
В греческом тексте Нового Завета данное послание называется «К Фессалоникийцам». Оно является вторым каноническим посланием Апостола Павла, адресованного верующим города Фессалоника (ср.1:1).
Автор и время написания
Как и в Первом послании к Фессалоникийцам, Павел дважды называет себя автором данного послания (1:1; 3:17). При написании его присутствовали Силуан (Сила) и Тимофей, сотрудники Павла при создании церкви. Однако, лексика, стиль и содержание учения убедительно свидетельствуют о единоличном авторстве Павла. Данное послание было, скорее всего, написано через несколько месяцев после первого, когда Павел еще находился в Коринфе вместе с Силой и Тимофеем (1:1; Деян. 18:5), т.е. в конце 51 или начале 52 г. по Р.Х. (см. во Введении к 1‑му Фессалоникийцам: Автор и время написания).
Исторический фон и предпосылки написания
Сведения об истории города Фессалоника даны во Введении к 1‑му Фессалоникийцам: Исторический фон и предпосылки написания. Некоторые полагают, что данное послание вышло из‑под пера Павла в Ефесе (Деян. 18:18‑21), но его 18‑месячное пребывание в Коринфе не оставляет сомнений в том, что и Первое и Второе послания к Фессалоникийцам были написаны именно там (Деян. 18:11).
Очевидно, Павел был в курсе состояния дел в Фессалонике благодаря письмам или сообщениям курьеров. Возможно, что посланец, доставивший первое послание, вернулся к Павлу с последними новостями об укреплении и расширении церкви (1:3), а также об усилении гонений. Уже были посеяны первые семена лжеучений, которые начали проявляться в поведении людей. Поэтому Павел обратился к своему возлюбленному стаду, которое было: 1) обескуражено гонениями и нуждалось в укреплении, 2) обмануто лжеучителями в вопросе Пришествия Господа, 3) непослушно Божьим заповедям, в частности, некоторые там отказывались трудиться. В связи с этими тремя моментами Павел пишет следующее: 1) утешение гонимым за веру (1:3‑12), 2) исправление лжеучения и ободрение верующих (2:1‑15) и 3) вразумление для непослушных и недисциплинированных верующих (3:6‑15).
Исторические и теологические темы
Хотя в гл. 1, 2 содержится обширный материал пророческого характера, так как Павел был озабочен опасной ересью лжеучителей по вопросам Дня Господня (Павел показывает, что этот день еще не настал и не настанет, пока не произойдут определенные события), все же лучше всего было бы назвать это послание «пасторским». Главное внимание в нем уделено тому, как сохранить здоровую церковь с действенным свидетельством на основании правильного понимания здравой эсхатологии и повиновения истине.
Эсхатология занимает главное место среди богословских тем. В 1:9 содержится одно из яснейших утверждений о будущем, ожидающем каждого неверующего человека. О церковной дисциплине идет речь в 3:6‑15, и это место следует рассматривать вместе с Мф. 18:15‑20; 1Кор. 5:1‑13; Гал. 6:1‑5 и 1Тим. 5:19, 20. Данные тексты дают полное понимание библейского учения по данной теме.
Проблемы толкования
Проблема вечной награды и вечного наказания, затронутая в 1:5, 12, обсуждается в общих словах, поэтому трудно точно определить некоторые подробности, касающиеся времени. Требуют подробного толкования и вопросы пророческого характера, связанные с Днем Господним (2:2), удерживающим (2:6, 7) и беззаконником (2:3, 4, 8‑10).
План
I. Приветствие Павла (1:1, 2)
II. Утешение Павла для страждущих (1:3‑12)
А. Ободрением (1:3, 4) Б. Увещеванием (1:5‑12)
III. Исправление Павлом ошибок в пророчестве (2:1‑17)
А. Кризис пророчества (2:1, 2) Б. Апостольское наставление (2:3‑12) В. Пасторское утешение (2:13‑17)
IV. Забота Павла о церкви
А. О молитве (3:1‑5) Б. О бесчинном образе жизни (3:6‑15)
V. Благословение Павла (3:16‑18)
1:1, 2 См. пояснение к 1Фес. 1:1.
1:3 должны благодарить Духовная обязанность – благодарить Бога в молитве за совершаемые Им великие дела в жизни Его святых. Она была присуща послушным фессалоникийцам, которые возросли в вере и любви со времени первого послания. Это явилось непосредственным ответом на молитвы Павла (ср. 1Фес. 1:3; 3:12).
1:4 терпением… верою Ни в чем так не проявилось их возрастание в вере и любви (ст. 3), как в терпении и верности, проявленных при враждебности и притеснениях со стороны врагов Христа. Хотя не было нужды об этом говорить, поскольку жизнь фессалоникийцев говорила сама за себя (1Фес. 1:8), в Павле бурлила радость в Господе за их стойкость.
1:5 страдаете Правильное отношение к страданию есть важнейшее требование для того, чтобы войти в Царство Божье. Их помыслы были сосредоточены не на себе, а на Царстве Божьем. Они заботились не о личном благополучии и счастье, а о славе Божьей и об исполнении Его воли. Они не жаловались на несправедливость преследований, а терпеливо сносили незаслуженные страдания (ст. 4). Такое поведение было «доказательством» того, что очищение через страдание являлось работой мудрого Бога с целью сделать Своих возлюбленных достойными Царства (ср. 2:12), т.е. совершенными (ср. Иак. 1:2‑4; 1Пет. 5:10). Верующие должны быть готовы к скорби (ср. 1Фес. 3:3), поскольку они живут и совершенствуют свой характер в греховном окружении. Страдание нельзя считать свидетельством того, что Бог забыл о них: оно свидетельствует о том, что Бог с ними, что Он делает их блаженными (ср. Мф. 5:10; Рим. 8:18; 2Кор. 12:10). Таким образом, фессалоникийцы явно показывали, что их спасение, обусловленное лишь верой в Иисуса Христа, настоящее, потому что они, как и Христос, добровольно страдали ради Бога и ради Его Царства. Они страдали невинно от человеческого гнева, направленного против Христа и Его Царства (Деян. 5:41; Флп. 3:10; Кол. 1:24). «Царство Божие» употреблено здесь как духовный синоним спасения (см. пояснение к Мф. 3:2).
1:6 Богом воздать С одной стороны, праведный суд Божий действует как освящение для верующих (ст. 5), с другой стороны – как воздаяние нечестивым (ср. ст. 8). В сфере духовного воздействия мщение и наказание осуществляются Богом, но не человеком (ср. Втор. 32:35; Пр. 25:21, 22; Рим. 12:19‑21; 1Фес. 5:15; Отк. 19:2). Бог решает, когда воздать и как воздать.
1:7 отрадою вместе с нами Павел также страдал за справедливое дело Христово. Он, как и фессалоникийцы, надеялся на высшую награду и отраду за свои страдания ради Царства, которое наступит с приходом Христа для суда над нечестивыми. Господь Иисус дал обет, что придет и исполнит два дела: даст покой и совершит возмездие (ср. Мф. 13:40‑43; 24:39‑41; 25:31‑33; Лк. 21:27, 28, 34‑36; Ин. 5:24‑29). в явление Господа Иисуса Несомненно, речь идет о явлении Христа как Судьи. Первая часть этого явления случится в конце семилетней скорби (ср. Мф. 13:24‑30, 36‑43; 24:29‑51; 25:31‑46; Отк. 19:11‑15). Окончательное явление Христа как судьи произойдет у Великого Белого Престола после Тысячелетнего Царствования Христа на земле (Отк. 20:11‑15). При явлении Христа для суда с Ним обязательно будут Ангелы (ср. Мф. 13:41, 49; 24:30, 31; 25:31; Отк. 14:14, 15).
1:8 в пламенеющем огне Огонь – это символ суда (Ср. Исх. 3:2; 19:16‑20; Втор. 5:4; Пс. 103:3; Ис. 66:15, 16; Мф. 3:11, 12; Отк. 19:12). совершающего отмщение Буквально эти слова означают «дать полное наказание» (ср. Втор. 32:35; Ис. 59:17; 66:15; Иез. 25:14; Рим. 12:19). не познавшим Бога Ср. 1Фес. 4:5. Речь идет об отсутствии личной связи с Богом через Иисуса Христа (ср. Ин. 17:3; Гал. 4:8; Еф. 2:12; 4:17, 18; Тим. 1:16). Возмездие вытекает не из факта преследований христиан, а из факта непослушания Божьему повелению о том, что надо уверовать (ср. Деян. 17:30, 31; Рим. 1:5; 10:16; 15:18; 16:19), и призыву спасаться от своего греха во имя Господа (Рим. 10:9‑13; 1Кор. 16:22; Евр. 10:26‑31). Спасение никогда не достигается делами, а только верой в Иисуса Христа (Еф. 2:8‑10).
1:9 вечной погибели См. пояснение к Мф. 25:46. Павел объясняет длительность и протяженность того, что в Писании называется «ад». Во‑первых, он вечен, поэтому ничего нельзя вернуть назад. Во‑вторых, «погибель» означает разрушение, но не уничтожение, т.е. это новое состояние существования сознания, которое гораздо хуже прежнего (ср. Отк. 20:14, 15). Оно характеризуется отсутствием Бога и Его славы (ср. Мф. 8:12; 22:13; 25:30; Лк. 16:24‑26).
1:10 когда Он приидет Т.е. когда наступит День Господень, несущий неверующим наказание и разрушение. При явлении великой славы Христовой верующие обретут отраду и покой и разделят Его славу (ср. Флп. 3:21; 1Ин. 3:2). Это будет откровение славы верующих, о котором говорил Павел (Рим. 8:18, 19). В этот момент все верующие будут восхвалять Его, включая членов Фессалоникийской церкви, которые поверили благовествованию Павла.
1:11 молимся В данном послании даны четыре примера молитвенной жизни Павла (ср. ст. 12; 2:16, 17; 3:1‑5, 16). Здесь, как и в ст. 5, он молится о том, чтобы они поступали достойно христианского звания (ср. 1Фес. 2:19; Еф. 4:1; Кол. 1:10), живя согласно «призванию к спасению» (ср. Рим. 8:30; 11:29; Гал. 4:13‑15; 1Кор. 1:26; Кол. 1:3‑5; 1Фес. 2:12), в праведности, в делах веры имеющих силу.
1:12 да прославится Достойное хождение (ст. 11) позволяет Богу прославится в нас, что является Его наивысшей целью (ср. 2:14; 1Кор. 10:31; 1Пет. 4:11).
2:1 пришествии Господа нашего Иисуса Христа Это пятое упоминание о пришествии Христа в посланиях к Фессалоникийцам (ср. 1Фес. 2:19; 3:13; 4:15; 5:23; см. пояснение к 1Фес. 2:19). Особенностью данного упоминания является следующее выражение «нашем собрании к Нему», которое говорит о том, что все верующие соберутся вместе у Господа Иисуса, что явно подразумевает Восхищение Церкви, описанное в 1Фес. 4:13‑18 и Ин. 14:1‑3. Ср. Евр. 10:25, где это выражение употреблено еще только однажды в Новом Завете. Фессалоникийцы ожидали этого события (ср. 1Фес. 1:10; 3:13; 5:9).
2:2 спешить колебаться Это выражение означало землетрясение (Деян. 16:26) и болтанку корабля, бросившего якорь при сильном ветре. Наряду со словом «смущаться» оно описывает состояние тревожного возбуждения, которое охватило церковь. Они были крайне удручены, потому что ожидали Восхищения, встречи с Господом, которая должна была произойти перед Днем Господним. Они ожидали, что будут взяты во славу и отраду неба, минуя гонения и гнев Божий. Должно быть, Павел учил их, что они не увидят Дня Господня (1Фес. 5:2‑5; ср. Отк. 3:10), но они были смущены доставшимися на их долю преследованиями, думая, что, возможно, уже наступил День Господень. Это заблуждение усугублялось некоторыми утверждениями о том, что это действительно День Господень. Павел назвал источниками этих утверждений «дух», «слово» и «букву». Наиболее вероятно, что под «духом» подразумевалось лжепророчество, подобное описанному в 1Ин. 4:1‑3. «Слово» означало устную, а «буква» – письменную речь. Сильный и вредный эффект этой лжи заключался в том, что информация шла как бы от Павла («как бы нами посланного»). Кто бы ни говорил им о наступлении Дня Господня, это воспринималось как сказанное или написанное Павлом. Таким образом, ложь получала апостольскую санкцию. Результатом были шок, страх и тревога. Очевидно, они ожидали Восхищения до Дня Господня. Потому что если бы они ожидали его после, то они бы возрадовались о скором пришествии Христа. Личное исправление Апостолом этой ошибки было очень важным и объясняет, почему Павел пишет окончание послания собственноручно (3:17; ср. Гал. 6:11). день Христов Есть лучшие источники текста, где вместо «Христов» стоит «Господень» (см. пояснение к 1Фес. 5:2, где об этом «дне» говорится подробнее). Представление о том, что День Господень уже наступил, противоречило тому, о чем Павел уже учил их относительно Восхищения. Эту ошибку, которая так сильно смутила фессалоникийцев, Павел исправляет в ст. 3‑12, где он показывает, что «день» еще не наступил и не может наступить, пока «не откроется человек греха» (ст. 3).
2:3, 4 отступление День Господень не может произойти, пока не произойдет преднамеренный отход от ранее провозглашенной позиции или обязательства (этот термин означал военное, политическое или религиозное восстание). Некоторые утверждают (на сомнительных с точки зрения лингвистики основаниях), что отступление подразумевает «отбытие» в смысле Восхищения. Контекст же указывает на религиозную деформацию, которая описывается далее в ст. 4. Здесь подразумевается определенное событие, а не просто обычное отступничество, которое существует во все времена. Павел имеет в виду вероотступничество. Это уникальное, исключительное событие. Ключом к определению этого события является определение главной личности, что и делает Павел, называя ее «человеком греха». В некоторых текстах употребляется «беззаконник», что по смыслу одно и то же, поскольку грех равняется беззаконию (1Ин. 3:4). Это тот, кого называют «вождем, который придет» (Дан. 9:26) и «небольшим рогом» (Дан. 7:8), которого Иоанн называет «зверем» (Отк. 13:2‑10, 18), а большинство знает его как антихриста. Из контекста явственно возникает реальная личность, которая в будущем совершит то, что предсказывает о нем Писание. Он называется также «сыном погибели» или разрушения – выражение, употребленное относительно Иуды Искариота (Ин. 17:12). «Отступление» – это мерзость запустения, которая происходит посреди великой скорби, о чем говорится в Дан. 9:27; 11:31 и в Мф. 24:15 (см. пояснения там же). Этот человек – не сатана, хотя сатана является стоящей за ним силой (ст. 9), и им движут желания дьявольские (ср. Ис. 14:13, 14). Павел имеет в виду сам акт величайшего вероотступничества, когда является последний антихрист и направляет все события к наступлению Дня Господня. Очевидно, он будет выглядеть сторонником религии, так что Бог и Христос до вероотступничества не будут казаться его врагами. Он возвышает себя и противопоставляет Богу тем, что входит в храм – место поклонения Богу – и объявляет себя самого богом, требуя у мира поклонения себе. Этим актом дьявольского самообожествления он совершит великое отступничество от Бога. В первые три с половиной года скорби он поддерживает отношения с Израилем, но затем разрывает их (ср. Дан. 9:27), а в последние три с половиной года под его правлением наступает великая скорбь (ср. Дан. 7:25; 11:36‑39; Мф. 24:15‑21; Отк. 13:1‑8), заканчивающаяся кульминацией в виде Дня Господня.
2:5 говорил вам Несовершенный вид глагола указывает на многократность действия в прошедшем времени. Очевидно, Павел не раз объяснял им подробности Божьих планов на будущее. Здесь он напомнил им некоторые моменты, подтверждавшие неправоту лжеучителей в отношении Дня Господня. Ранее Павел говорил им о явлении антихриста накануне Дня Господня, и поскольку он еще не явился, то они не могли находится в том дне.
2:6 не допускает Поскольку фессалоникийцы были наставлены и понимали, что именно не допускает пришествие антихриста, то Павел в данном послании не говорит об этом прямо. Поэтому было предложено несколько предположений, определяющих в ст.6, 7 эту силу: 1) человеческое правительство, 2) проповедь Евангелия, 3) заточение сатаны, 4) провидение Божье, 5) влияние Иудейства, 6) Церковь, 7) Святой Дух, 8) Михаил. Что бы ни под‑ разумевалось под силой, которая не допускает антихриста (ст. 3, 4, 8‑10) и не дает явиться во всей полноте его вероотступничеству и злу, она должна быть больше силы человеческой или даже ангельской. Сила, удерживающая сатану от явления окончательного вероотступничества и самого лжехриста, должна быть абсолютно сверхъестественной. Чтобы удержать сатану, нужна сила Божья, чтобы человек греха, сын погибели не пришел раньше позволенного Богом времени. Причина того, что Бог не допускает сатану, заключается в Божьей полноте времени, как это было в случае с приходом на землю Иисуса Христа (Гал. 4:4), потому что Бог контролирует действия сатаны.
2:7 тайна беззакония В обществе уже действует дух беззакония (ср. 1Ин. 2:18; 4:3), но тайна еще не раскрыта полностью и откроется в том, кто открыто противостанет Богу и святотатственно займет Божье место на земле, которое Бог уготовал Иисусу Христу. Дух такого человека уже действует (см. 1Ин. 2:18; 4:3), но человек, который полностью воплотит этот дух, еще не пришел. Подробнее о тайне см. пояснения к Мф. 13:11; 1Кор. 2:7; Еф. 3:4, 5. взят от среды Речь идет не об удалении из какого‑то места, следовательно, здесь говорится не о Восхищении Церкви, а о движении в сторону. «От среды» не значит отсутствие (ср. Кол. 2:14, где наши грехи удаляются как препятствия на пути к Богу); см. пояснения к ст. 3, 4. Явление антихриста будет удерживаться до середины скорби, и ему останется 42 месяца царствования (Дан. 7:25; Отк. 13:5).
2:8 И тогда откроется По определению свыше в середине скорби Бог допустит сатану, поддерживающего дух беззакония (ст. 7), который, наконец, сможет осуществить свое желание уподобиться Богу в том, что будет обитать в человеке, который исполнит его волю, как некогда Иисус исполнил волю Божью. Это соответствует Божьему плану об осуждении зла в День Господень. Господь… убьет Их смерть наступит от руки Божьей (ср. Дан. 7:26; Отк. 17:11), и этот человек, и его соучастник, лжепророк, будут брошены живыми в озеро огненное, горящее серою, и будут навечно отделены от Бога (Отк. 19:20; 20:10). пришествия Своего Здесь пришествие Господа рассматривается не со стороны Восхищения Церкви, а со стороны Его пришествия для суда, когда Он победит силы сатаны и установит Свое Тысячелетнее Царство (Отк. 19:11‑21).
2:9, 10 того Эта личность будет совершать великие дела, показывающие его сверхъестественную силу. Все это будет обманом и искушение мира, который будет поклоняться ему и попадет под проклятие. Подробнее о грядущем беззаконнике говорится в Отк. 13:1‑18 (см. пояснения там же).
2:10 погибающих Его влияние ограничивается обманом неспасенных, которые будут верить его лжи (ср. Мф. 24:24; Ин. 8:41‑44). Они погибают в обмане из‑за того, что ослеплены сатаной и не видят истины спасительного благовестия. Ср. Ин. 3:19, 20; 2Кор. 4:4.
2:11 действие заблуждения Люди, которые предпочитают грех и ложь истине Евангелия, получат суровое наказание, как и все грешники. Бог Сам вынесет приговор, по которому они никогда не вырвутся из‑под влияния лжи. Они принимают зло за добро, ложь за истину. Таким образом Бог использует сатану и антихриста как Свои орудия суда (ср. 3Цар. 22:19‑23).
2:12 осуждены Бог всегда судит отвергающих Его волю, предавая их нечистоте и пагубным страстям (Рим. 1:24‑28), поэтому в последние дни Бог окончательно решит судьбу тех, кто упорно продолжает следовать за сатаной и его ложным «христом». Как это было во все века, люди, привыкшие к отвержению истины, осуждаются на то, что оставлены пожинать плоды своего греха.
2:13, 14 освящение… ко спасению Как в личности антихриста были особые черты (ст. 10‑12), так и у спасенных есть свои характерные свойства. В этих двух стихах Павел говорит об особенностях спасения, отмечая, что верующие есть «возлюбленные Господом», избранные для Спасения от начала (ср. Отк. 13:8; 17:18), отделенные от греха Духом и призванные к вечной славе, т.е. к тому, чтобы разделить славу Господа нашего Иисуса Христа. Главный акцент Павел ставит на то, что фессалоникийцам нет нужды волноваться или беспокоиться (ст. 2), думая, что они пропустили Восхищение и оказались в дне суда Господня. Они были предназначены не к суду, а к славе, и потому они не будут среди обманутых и осужденных в День Господень.
2:15 стойте… держите В этих словах содержится прямой призыв правильно воспринять великие истины, только что высказанные Павлом. Колебания должны смениться твердостью и силой. На место лжеучения должна прийти верность истине.
2:16, 17 Это одно из многих благословений Павла, записанных в его посланиях. В нем он призывает силу Божью, основанную на Его любви и благодати, – истинный источник ободрения и укрепления (ср. 3:5, 16).
3:1 молитесь за нас Павел часто упоминает о молитвенной поддержке своего служения другими церквами (ср. Рим. 15:30‑32; Еф. 6:18, 19; Кол. 4:2, 3; 1Фес. 5:25; Флм. 22). В частности, он просил их молится за то, чтобы слово Божье быстро распространялось и в будущем (ср. Деян. 6:7; 12:24; 13:44‑49) и воспринималось с достойным почтением.
3:2 беспорядочных и лукавых людей Это были Павловы враги в Коринфе, откуда он писал, находясь там на служении (ср. Деян. 18:9‑17), которые рьяно противились ему и благой вести.
3:3 верен Господь Ср. Плач. 3:23. Бог верен в отношении творения (Пс. 118:90), Его обетований (Втор. 7:9; 2Кор. 1:18; Евр. 10:23), спасения (1Фес. 5:24), искушения (1Кор. 10:13), страдания (1Пет. 4:19), а здесь и верен в укреплении и охране от сатаны (ср. Ин. 17:15; Еф. 6:16; 1Фес. 3:5).
3:5 Еще одно благословение Павла (ср. ст. 16; 2:16, 17), такое обычное для его посланий.
3:6 Завещеваем же вам Указания Павла были не простыми рекомендациями, а властными повелениями судьи (ср. ст. 4, 6, 10, 12). Здесь он требует, чтобы послушные христиане отделились и не сообщались с верующими, привыкшими к непослушанию. Это поясняется далее в ст. 14. преданию Были предания ложные (Мк. 7:2‑13; Кол. 2:8) и истинные (ср. 2:15). Предания Павла заключались в преподанном им богодухновенном учении.
3:7 подражать нам Павел призывает фессалоникийцев подражать ему (ср. ст. 9; 1Фес. 1:6), поскольку сам он подражает примеру Христа (ср. 1Кор. 4:16; 11:1; Еф. 5:1).
3:8‑10 трудиться Особое указание о необходимости усердно трудиться для своего пропитания. Хотя у Павла и было апостольское «право» получать поддержку, он предпочел сам зарабатывать себе на жизнь, чтобы показать пример (ср. 1Кор. 9:3‑14; Гал. 6:4; 1Тим. 5:17, 18).
3:11, 12 Но слышим Стало известно, что несмотря на устные и письменные наставления Павла (1Фес. 4:11), некоторые не хотели трудиться (ср. 1Тим. 5:13). Таким было дано повеление одуматься и начать жить своим трудом.
3:13 не унывайте Трудолюбивые верующие устали поддерживать ленивых и готовы были прекратить всякую помощь нуждающимся, отказаться от благотворительности. Павел напоминает им, что по‑прежнему есть действительно нуждающиеся в помощи, и фессалоникийцы не должны забывать о них.
3:14 не сообщайтесь Это выражение означает «не смешиваться» в смысле человеческих контактов. Не следует сообщаться с явно непослушными христианами (ст. 6), чтобы устыдить их и, возможно, понудить их к покаянию и послушанию Слову Божьему. См. Мф. 18:15‑17; 1Кор. 5:9‑13; Гал. 6:1, где подробнее говориться о том, как относиться к вовлеченным в постоянный и нераскаянных грех.
3:15 врага… брата Целью этой дисциплинарной меры не является полный разрыв отношений. К нераскаянному греху нужно относится однозначно строго, но не забывать, что речь идет о брате в Господе, поэтому все дальнейшие предупреждения о его грехе должны делаться по‑братски. О наставлениях по церковной дисциплине, см. пояснения к Мф. 18:15‑20.
3:16 Господь мира Павел знал, что эта характеристика Бога будет самой важной в свете той яростной духовной борьбы, которая велась за души фессалоникийцев (ср. 1:2; 1Фес. 1:1; 5:23). Сравните другие благословения Павла, высказанные для этой церкви в ст. 5; 2:16, 17; 1Фес. 3:11‑13; 5:23.
3:17 знаком Павел часто Писал через секретаря (ср. Рим. 16:22). В таких случаях, как, вероятнее всего, и в этом послании, Павел ставил в конце свою подпись (ср. 1Кор. 16:21; Кол. 4:18), чтобы у читателей не было сомнений в истинности его авторства (см. пояснение к 2:2).
3:18 Ср. 1Фес. 5:28.