"Священный канон представляет нам книгу по истории и исторической науке, в которой так нуждается наше поколение, изобилующее историческими трудами, но, тем не менее, неспособное к восприятию и осмыслению." Паулус Кассел
Вступление
I. Oсобое место в каноне
Книга Иисус Навин служит необходимым мостиком между Книгами Моисея и историей Израиля в земле Ханаан. Как в иудейской последовательности книг, так и в современном христианском порядке расположения Иисус Навин является шестой книгой Ветхого Завета. Для христиан это – первая из двенадцати "исторических книг" (от Иисуса Нави-на до Есфирь), для иудеев она является первой книгой того, что они называют "Бывшие Пророки" (от Иисуса Навина до Ездры-Неемии, где Руфь и Паралипо-менон расположены в конце иудейского Ветхого Завета).
Дженсен подчеркивает важность этой книги следующими словами:
"В известном смысле Иисус Навин является кульминацией развития истории, в то же самое время, являясь началом нового жизненного пути Израиля. Таким образом, это историческое связное звено определяет стратегическое положение этой книги в Ветхозаветных Писаниях".
II. Aвторство
Несмотря на то, что автор нам неизвестен, вызывают доверие древние предания, которые гласят, что по большей части она была написана самим Иисусом Навином, а закончена после его смерти первосвященником Елеазаром и его сыном Финеесом. Книга Иисуса Навина содержит живописные описания, которые наводят на мысль о том, что автор являлся очевидцем этих событий. Также встречаются отрывки с повествованием от первого лица ("я, мы"), такие как 5:1,6. Также, в книге конкретно указано, что Иисус Навин записал некоторые документы (18:9; 24:26). То, что Раав была жива (6:25) во время написания книги также говорит в пользу того, что Иисус Навин был главным автором.
III. Bремя написания
Дата написания Иисуса Навина частично зависит от даты написания Исхода (15-й или 13-й век до н.э.) Факты говорят в пользу более ранней и более консервативной даты – середины 1400-х до н.э. То, что книга была написана между 1400 и 1350 годами кажется наиболее вероятным по следующим причинам: эта книга должна была быть написана до Соломона (сравн. 16:10 с 3 Цар. 9:16), а также до его отца Давида (сравн. 15:63 с 2 Цар. 5:5-9). Ввиду того, что в 13 главе Иисуса Навина (13:4-6) Финикийцы называются "Сидонянами", это должно было происходить до 1100-х до н.э., когда Тир покорил Сидон, и до 1200 до н.э., потому что Филистимляне оккупировали Палестину после того времени, однако во времена Иисуса Навина они не являются проблемой.
IV. Исторический фон и тема
Подобно тому, как Исход является историей о том, как Бог выводит Свой народ из Египта, Иисус Навин – история о том, как Бог ведет Свой народ в Землю Обетованную. Он завершит доброе дело, которое Он начал, несмотря на неверие этой нации. Как мы увидим, люди не изменились, им все также не достает веры. Тем не менее, Слово Божье будет исполнено, и семя Авраама обоснуется на обетованной земле (Быт. 15:13-16), чтобы пустить там корни и вырасти. События этой книги следуют за событиями, изложенными в последней главе Второзакония. Израильский народ расположился в Моавитской равнине на восточной стороне реки Иордан. Моисей умер, а Иисус Навин стал главнокомандующим. Он намеревался перевести народ через Иордан в Землю Обетованную.
Закон, представленный Моисеем, не может привести Божий народ к принадлежащему ему наследию. Только воскрешенный Христос, олицетворяемый Иисусом Навином, может это сделать.
Нам необходимо приостановиться для того, чтобы рассмотреть некоторые важные факты из жизни Иисуса Навина. Моисей сменил его имя с Осии на Иисус (Чис. 13:17). Он был из колена Ефрема (Чис. 13:8) и являлся личным слугой Моисея (Ис. Нав. 1:1). С ранних лет он участвовал в сражениях на стороне Господа. Он вел Израильтян в их первом сражении против Амаликитян (Исх. 17), являясь единственным полководцем, который у них был со времен Египта. Но не военная отвага, а духовная жизнестойкость и вера помогли Иисусу Навину сменить Моисея на посту главы нации. Будучи юношей, он постоянно посещал скинию Господа (Исх. 33:11). Он был с Моисеем на горе Сион (Исх. 32:17). Вместе с Халевом они были единственными, кто увидел Землю Обетованную глазами, полными веры, когда тридцать восемь лет назад народ был в Кадес-Варни (Чис. 14:6-10). Обученный Моисеем, теперь он был назначен Иеговой, хотя ему уже было за девяносто лет.
Содержание
IV. Исторический фон и тема
I. ЗАХВАТ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 1 – 12)
A. Приготовления к переходу Иордана (Гл. 1)
Б. Соглядатаи в Иерихоне (Гл. 2)
B. Переход через Иордан (3:1 – 5:1)
Г. Обряды в Галгале (5:2-12)
Д. Захват Иерихона (5:13 – 6:27)
Е. Операция в Гае (7:1 – 8:29)
Ж. Подтверждение Завета в Сихеме (8:30-35)
З. Союз с жителями Гаваона (Гл. 9)
И. Южный поход (Гл. 10)
К. Северный поход (Гл. 11)
Л. Обзор завоеваний (Гл. 12)
II. ЗАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 13 – 21)
A. Земли, которые еще нужно захватить (13:1-7)
Б. Раздел земли (13:8 – 19:51)
1. Уделы Рувима, Гада и половины колена Манассии (13:8-33)
2. Удел Иуды (Гл. 14, 15)
3. Удел Иосифа (Гл. 16, 17)
4. Уделы остальных колен (Гл. 18, 19)
В. Города-убежища (Гл. 20)
Отступление по городам-убежищам
Г. Города Левитов (Гл. 21)
Д. Жертвенник на восточной стороне Иордана (Гл. 22)
Е. Прощальное обращение Иисуса Навина к лидерам Израиля (Гл. 23)
Ж. Прощальное обращение Иисуса Навина к народу Израиля (24:1-15)
З. Обновление Завета в Сихеме (24:16-28)
И. Смерть Иисуса Навина (24:29-33)
I. ЗАХВАТ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 1-12)
А. Приготовления к переходу реки Иордан (Гл. 1)
1:1-9 Сначала Господь дал торжественное указание Иисусу, сыну Навину, касающееся задания, которое ждет его впереди. Эта земля была обещана Израилю, но он должен был получить ее во владение от горы Нево на юге до Ливана на севере, от Средиземного моря на западе до реки Евфрат на востоке (см. стихи 3, 4). Иисус Навин должен быть твердым, очень мужественным и послушным. Сейчас, как и тогда, мы можем быть уверены в успехе, когда мы наполняем наши сердца и умы Словом Божьим и послушны ему (ст. 8)
Три раза Господь говорит Иисусу Навину быть твердым и очень мужественным (ст. 6,7,9). Величина и продолжительность предстоящего задания, бремя предводительства над таким упрямым народом и отсутствие его духовного наставника, Моисея, вероятно, лежали в то время на Иисусе Навине тяжким грузом. Но Господь не призвал его, не дав ему для этого сил. У Иисуса Навина было множество хороших поводов для того, чтобы быть твердым: обетование Бога (ст. 5, 6), верная победа; Слово Божье (ст. 7, 8), ориентир; присутствие Божье, подкрепляющая сила. Т. Остин Спаркс пишет: "Здесь происходит настоящее сражение веры. Не то, кем являемся мы, а то, кем является Он! Не наши чувства, а Его факты". 1:10-18 Люди должны были заготовить продовольствие для своего пути в землю Ханаанскую. Что касается двух с половиной колен, которые обосновались на восточной стороне Иордана, Иисус На-вин напомнил мужчинам, что они должны помочь в захвате земли, после чего они могут вернуться в свои семьи (ст.
12-15). Они с готовностью на это согласились (ст. 16-18). Любому из отступивших грозила смерть.
В некоторых гимнах переход через Иордан сравнивается со смертью, а земля Ханаанская является олицетворением небес. Но в Ханаане возник конфликт, тогда как на небесах конфликтов не бывает. На самом деле, земля Ханаанская олицетворяет наше настоящее духовное наследие. Оно нам полностью принадлежит, но мы должны обрести его во владение через послушание Слову и провозглашение обетований, подвизаясь добрым подвигом веры.
Б. Соглядатаи в Иерихоне (Гл. 2)
2:1a Готовясь к вторжению, Иисус, сын Навин, послал двух соглядатаев из Сит-тима в Иерихон. Это не говорило о том, что ему не хватало веры, скорее, дело было в военной стратегии. Им не нужно было осматривать всю землю, как это делалось ранее, требовалось только заглянуть на шаг вперед.
2:16-24 Соглядатаи укрылись в доме блудницы по имени Раав. Как отмечали Кайл и Делицш: "То, что они вошли в дом такого человека, не вызвало слишком много подозрений". Из рассказа ясно, что Раав была наслышана об удивительных победах, которые Господь даровал Иудейскому народу (ст. 8-11). Она пришла к выводу, что их Бог должен быть истинным Богом, и поэтому она уверовала в Него, истинно обратившись к Нему. Она доказала подлинность своей веры, укрыв соглядатаев, несмотря на то, что это означало предательство своей страны.
Соглядатаи пообещали пощадить Раав и ее семью, если она повесит червленую веревку в окне своего дома и если ее домашние останутся дома во время нападения на Иерихон (ст. 6-21). Алая веревка заставляет нас задуматься о доме, защищенном кровью, как на первую Пасху (Исх. 12).
Когда посланники Царя Иерихонского спросили Раав, где соглядатаи, она им сказала, что они уже покинули город (ст. 5). Пока мужи Иерихонские искали их на дороге, ведущей к Иордану, Раав послала соглядатаев в западном направлении на гору. Проведя там три дня в укрытии, соглядатаи бежали через Иордан, доставив Иисусу Навину уверенный отчет (ст. 22-24).
Раав была оправдана "делами", а не "словами" (Иак. 2:25). Библия не одобряет ее обман (ст. 4, 5), но она одобряет ее веру (Евр. 11:31). Иаков также называет ее поступок делом веры (Иак. 2:25). Она рисковала жизнью, чтобы спасти жизни соглядатаев, потому что она верила в силу и верховную власть их Бога. Таким образом, во времена нашего Господа некоторые из тех, кто не являлся частью Израильской нации, проявили больше веры, чем те, кто своими глазами видел Его славу (Лк. 7:2-9). Большая вера, где бы она ни находилась, всегда вознаграждается (см. главу 6), ибо она угодна Богу (Евр. 11:6).
В. Переход через Иордан (3:1 – 5:1)
3:1-13 Пришло время пересечь реку Иордан, которая к тому времени разлилась. Священникам было сказано идти первыми, неся ковчег завета (обычно ковчег носили сыны Каафовы, как в книге Чисел 4:1-15, но в этом особенном случае его должны были нести священники). Народу был дан приказ следовать за ковчегом на расстоянии, но постоянно держать его в поле зрения. Ковчег говорит о Христе. Мы должны хранить уважительное расстояние, не пытаясь непочтительно раскрывать тайны, касающиеся Его Личности, которые слишком глубоки для человеческого разума. Самые худшие ереси в истории христианства возникли из-за бесстыдных попыток это сделать. Но мы должны всегда держать Христа в поле зрения. Это гарантирует нам победу.
3:14-17 Когда ноги священников коснулись вод Иордана, произошло чудо.
Река остановилась у города Адам, который находился за несколько миль к северу. Вода там стала стеной, а вся вода, оставшаяся на дне реки ниже того места, стекла в Соленое (Мертвое) Море.
Похожие остановки течения Иордана рядом с тем местом, где, несомненно, находился Адам, имели место в 1267 году, когда в течение десяти часов река была запружена, и в 1927 году – в течение двадцати одного часа. Оба раза это произошло в результате землетрясений. Однако, Д. К. Кэмпбелл утверждает, что здесь есть много аргументов, которые наводят на мысль не просто об удачном совпадении во времени, но и об особенном чуде.
Совпало множество сверхъестественных составляющих: (1) Все произошло так, как было предсказано (3:13, 15) (2) Все совпало по времени (ст.15) (3) Это событие произошло, когда река разлилась (ст. 15) (4) Водная стена продержалась на месте много часов, вероятно целый день (ст. 16) (5) Мягкое, размокшее дно реки мгновенно высохло (ст. 17) (6) Как только люди перешли на другой берег и священники вышли из реки, вода сразу же вернулась (4:18). Столетиями позже пророки Илия и Елисей перешли ту же самую реку по суше на восток (4 Царств 2:8). Вскоре после этого, Елисей перешел ее обратно по суше. Если переход реки Израильтянами под предводительством Иисуса Навина необходимо объяснить природным феноменом, то тогда нужно заключить, что произошло два землетрясения одно за другим, что позволило пересечь Иордан Илии и Елисею. Это является довольно смелым утверждением. Бог, представленный ковчегом, вел их в Иордан так же, как повел бы их к победе на запад от Иордана. Он показал, что именно Его присутствие, которое заставило реку расступиться перед Израилем, давало им надежду на триумф, а не их собственные способности или качества.
Священники зашли на середину дна реки и стояли там, пока весь Израиль не перешел на другой берег.
4:1-24 Господь дал указание, чтобы двенадцать мужчин (по одному из каждого колена) взяли по одному камню со дна Иордана и соорудили памятник на том месте, где Израиль расположился, перейдя на западный берег Иордана. Этот монумент был возведен в Галгале в качестве постоянного напоминания будущим поколениям о том, как Бог чудесным образом остановил течение Иордана, чтобы Израильтяне смогли перейти его и выйти на сушу.
Колена, получившие свои уделы на восточной стороне Иордана, – Рувим, Гад и половина колена Манассии – послали вооруженных воинов, чтобы помочь своим братьям в захвате Ханаанской земли. Несмотря на то, что объединенные силы двух с половиной колен составляли более 100 000 человек (см. Числа 26), только сорок тысяч перешли через Иордан, остальные, вероятно остались для того, чтобы охранять свою землю и защищать свои семьи.
После того, как все люди перешли на другой берег, включая мужчин из двух с половиной колен, и после того, как взяли двенадцать камней со дна Иордана, Иисус Навин установил эти двенадцать камней посреди Иордана, где стояли священники. Потом, как только священники с ковчегом завета дошли до западного берега, вода Иордана хлынула вновь полным потоком.
Камни на дне реки символизируют умершего Христа. Камни на западном берегу символизируют воскресшего Христа.
Остановив течение Иордана, Господь возвысил Иисуса Навина в глазах всего Израиля, как Он ранее возвысил Моисея. До этих пор Иисус Навин был слугой, скромно служившим в тени Моисея, познавая пути Божьи. Теперь пришло время его возвышения, ибо "смиренные возвысятся" (Лк. 14:11).
Люди пересекли Иордан на десятый день первого месяца, за пять дней до сорокалетней годовщины Исхода из Египта, как раз во время для того, чтобы успеть подготовиться к Пасхе (см. Исх.12:2, 3).
5:1 Языческие обитатели Ханаана были охвачены паникой, услышав о том, как Иудейская армия чудом перешла через Иордан.
Г. Обряды в Галгале (5:2-12)
5:2-9 Эта глава повествует о событиях, произошедших в Галгале, первом месте, где Израиль расположился станом в Ханаане. Там произошло обрезание мужчин (ст. 2-9). Там у них прошла первая на Ханаанской земле Пасха (ст. 10). Там закончилась манна (ст. 11-12), и там Иисус Навин повстречался с Вождем воинства Господня, Иисусом Христом (ст. 13-15).
Под руководством Господа Иисус Навин возобновил обряд обрезания. Все мужчины, вышедшие из Египта были обрезаны, но все воины тем временем вымерли (Втор. 2:16). В течение сорока лет обряда обрезания не существовало. За сорок лет странствования выросло новое поколение, и теперь им необходимо было исполнить этот обряд в знак того, что они вновь во всей полноте обрели все обетованные благословения. Пока они странствовали по пустыне, Египтяне постоянно над ними насмехались из-за того, что они никак не могли обрести Землю Обетованную. Но как только они оказались в обетованной земле, посрамление было снято (ст. 9). "Второй раз" (ст. 2) означает второй раз, когда обрезание начало применяться этой нацией.
5:10 Пасху праздновали через четыре дня после перехода через Иордан (в четырнадцатый день месяца). Обратите внимание на веру Иисуса Навина. Несмотря на то, что он находился на территории врага, он был послушен Богу, обрезая воинов и соблюдая Пасху. Эти действия были названы "самыми невоенными".
Через обрезание и Пасху Господь призывал Свой народ к основам их взаимоотношений с Ним. Оба эти обряда в пустыне не соблюдались.
Обрезание являлось символом завета между Богом и Авраамом, и Бог, по своей верности, хранил Свое безусловное обетование, даровав им эту землю (Быт. 15:18-21). Также обрезание представляло собой самоосуждение и удаление плотской нечистоты, жизненно необходимые для победы. Пасха напоминала им об искуплении. Иегова искупил их и освободил от Египетского рабства. Соблюдая Пасху, Иудеи следовали слову Господа, данному через Моисея сорока годами ранее во время первой Пасхи (Исх. 13:5). Благодать была поводом для того, чтобы Бог призвал и вывел Свой народ из Египта. Верность явилась гарантией того, что Он их приведет в Обетованную Землю.
5:11, 12 Манна говорит о Воплощенном Христе, хлебе, пришедшем с небес для того, чтобы позаботиться о наших нуждах в пустыне. Плодородие земли олицетворяет Воскресшего Христа после обретения благословений земли Ханаанской. Мы питаемся и тем и другим. Манна кончилась в то утро, когда они впервые испробовали иссушенные зерна. "Бог – такой замечательный и пунктуальный Кормилец!"
Д. Захват Иерихона (5:13 – 6:27)
5:13, 14a Человек в 13-м стихе был Ангелом Иеговы – Господь Иисус в одном из Своих явлений до воплощения. Он представился Вождем воинства Господня. Христос приходит не просто для того, чтобы нам помочь, и, конечно же, не для того, чтобы причинить нам вред; Он приходит для того, чтобы обрести полный контроль.
5:146, 15 Здесь мы видим убедительное доказательство того, что Иисус На-вин находился в присутствии Господа и полностью это осознавал. Простые ангелы никогда не принимали поклонение, а здесь Ангел Господень требует поклонения, доказывая этим Свою божественную природу. Иисусу Навину придется испытать на себе то, что Моисей был вынужден узнать в самом начале своего служения (Исх. 3) – святость и верховенство Господа.
6:1-21 Завоевание Ханаана происходило посредством трех военных операций – центральной, северной и южной. Центральная операция, направленная на разделение и захват, состояла из двух крупных сражений, одно происходило в Иерихоне, другое – в городе Гай. Иерихон был укрепленным городом, но его стены и ворота послужили только для того, чтобы удержать всех его жителей внутри для суда, им не удалось воспрепятствовать Израилю. Этот город находился довольно низко и в топографическом (260 м ниже уровня моря), и в моральном смысле. Этот город был обречен, так как он стоял на Божьей земле, и его законные обитатели пришли, чтобы востребовать свою собственность. В нашей жизни есть много вещей, маячащих подобно Иерихону и препятствующих нам в обретении того, что нам принадлежит. Может быть, мы обескуражены своими явно нескончаемыми испытаниями. Мы тоже увидим чудеса, если только будем провозглашать победу, которую дает нам Господь, и верой идти вперед, не сводя глаз с Господа в надежде на успех. Страх перед Иудеями привел к тому, что Иерихон был забаррикадирован еще до появления захватчиков. В течение шести дней Израильтяне обходили город, один раз в день, ночью возвращаясь в Галгал. На седьмой день они обошли город семь раз. Когда священники вострубили в бараньи роги (трубы), Израильтяне воскликнули громким голосом. Стены упали, и Божий народ смог войти в город.
Некоторые из тех, кто изучает Библию, думают, что стены опустились на землю как лифт, что позволило Израильтянам перешагнуть через эти стены и войти в город. Как бы то ни было, это случилось благодаря вере народа Божьего (Евр. 11:30). Обратите внимание, что между 6-м и 12-м стихами ковчег упоминается семь раз.
Все в городе было "проклято", то есть, обречено Господом на истребление как первые плоды Ханаана. За исключением Раав и ее семьи, все обитатели и весь скот должны были быть уничтожены, а серебро, золото, медь и железо нужно было положить в сокровищницу Господа. Ничего нельзя было брать для себя.
Зная, насколько Хананеи были морально развращены, нетрудно догадаться, почему Господь приказал истребить все живое в Иерихоне. Вместо того, чтобы критиковать Господа за то, что Он заслуженно осудил нечестивых, мы должны восхищаться Его благодатью, которая уберегла от суда Раав и ее родственников.
6:22-27 Вера, которая сокрушила стены (Евр. 11:30), также вызволила оттуда Раав и ее родственников (Евр. 11:31). Благодать Бога обеспечила ей не только безопасность, а также и место в родословной Давида и, в итоге, Господа Иисуса Христа (Мф. 1:5, 6). Благодать не только спасает нас от погибели, но также гарантирует нам возвышение (Рим. 8:29, 30). Вера – это рука, которая берет благодать. После того, как Раав и ее семью вывели из города в безопасное место, город сожгли. Иисус Навин произнес проклятие на каждого, кто попытается отстроить заново Иерихон в виде крепости, произнеся пророчество, что старший сын этого человека умрет, когда будет заложено основание, а его младшего сына настигнет смерть, когда будут возведены врата. См. 3 Царств 16:34, чтобы увидеть исполнение этого проклятия.
Е. Операция в Гае (7:1 – 8:29)
Седьмая глава разбирается с вопросом греха в Ханаане. Несмотря на то, что люди уже перешли Иордан, они все также были склонны грешить. Здесь мы находим историю о поражении Израиля в городе Гай и победе Израиля над грехом в Ахоре.
7:1-5 Когда Иисус Навин послал соглядатаев в Гай, они вернулись с уверенностью в том, что город был плохо защищен, и что не нужно посылать более двух или трех тысяч воинов на его захват. Но когда армия, состоящая из приблизительно трех тысяч человек, пошла на Гай, вместо победы они столкнулись с поражением.
7:6-10 Часто за победой следует поражение, когда мы этого ожидаем меньше всего. Именно тогда мы полностью уверены в своих силах. Люди не помолились до начала своего похода на Гай, и Господь не давал им приказа туда идти, как Он это сделал в случае с Иерихоном. Соответственно, с болью они узнали, что не все так хорошо, что что-то изменилось. Хананеи не стали сильнее, но Израиль ослабел по причине наводнившего лагерь греха. И хотя провинился только один человек, вина была на всей нации (ст. 11) и погибло тридцать шесть человек (ст. 5). Господь сказал Иисусу Навину, что нужно было не молиться, а действовать (ст. 10).
7:11-26 Иисус Навин узнал, что причиной поражения явился грех в лагере. Кто-то ослушался Господа и занялся мародерством при захвате Иерихона. Здесь не говорится, каким образом удалось найти виновного, вероятно, они бросили жребий. В любом случае, круг постепенно сужался сначала до колена, потом до семьи, потом до дома, затем до человека – Ахана. Он признался в том, что украл вавилонскую одежду, две сотни сиклей серебра и слиток золота. Он также признался в том, что спрятал это все в полу под своим шатром. "Увидел я ... мне полюбилось ... и я взял" (ст. 21). История Ахана является красочной иллюстрацией Иакова 1:14, 15. "Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть".
Ахан сам навлек на себя проклятие, взяв то, что было под запретом (Втор. 7:26). Может показаться суровым то, что всей семье Ахана пришлось разделить его участь, но грех – это серьезно. Вера Раав спасла весь ее дом. А грех Ахана вынес приговор его дому. Более того, они должны были знать о его действиях, так как все украденное было спрятано под шатром. Может быть, его дети даже были вовлечены в этот грех.
Урок, который Господь преподал своему народу, очевиден: грех оскверняет весь лагерь, и как только он всплывает на поверхность, его необходимо полностью искоренять.
В качестве наказания за грех, Ахана и его семью побили насмерть камнями, а затем сожгли. Также были сожжены все его имущество и все украденное. Х. Дж. Блейр примечает:
"Смертью Ахана был искуплен акт святотатства, и место, где произошла эта трагедия, долина Ахор, стала дверью надежды, когда люди опять устремились вперед".
8:1-29 Со второй попытки Иисусу На-вину и его армии удалось захватить Гай посредством засады. Несмотря на то, что подробности засады понять довольно сложно, главный план, кажется, заключался в следующем: группа Израильтян под покровом ночи прокралась мимо Гая и укрылась в западной части города. Утром все остальные воины напали на город с севера. Когда мужчины Гая пошли в контрнаступление, Иисус Навин и его люди специально начали отступать, уводя жителей от своего города. Затем Иисус Навин простер свое копье, что явилось сигналом для людей в засаде войти в город и поджечь его. Увидев, что их город охвачен огнем, люди Гая бросились в панику. Что позволило Израильтянам накрыть их с двух сторон и истребить.
В 3-м стихе говорится, что в засаде у города участвовало тридцать тысяч человек, тогда как в 12-м стихе говорится только о пяти тысячах. Может быть, было две засады. Но тридцать тысяч кажется слишком большим количеством, в котором не было нужды. Некоторые считают, что тридцать тысяч должно быть истолковано как тридцать военачальников, так как слово "тысяча" на древнееврейском также имеет значение "начальник". Другие полагают, что человек, который переписывал Писания, по ошибке написал тридцать тысяч вместо пяти. Пять тысяч людей (ст. 12) могли быть посланы для отражения всевозможных атак воинов из Вефиля, расположенного на две мили западнее Гая.
В этом сражении Иудеям было позволено оставить себе скот и добычу. Если бы Ахану хватило терпения, он бы получил свою добычу, и ему бы не пришлось платить за это собственной жизнью.
В первом сражении Израиль потерял тридцать шесть человек, в этот раз они не потеряли ни одного, как свидетельствуют Библейские записи. Очистившись от скверны, они опять были в безопасности посреди военных действий. Победа в жизни христианина обусловлена не отсутствием конфликта, а присутствием и защитой Господа посреди конфликта.
Ж. Подтверждение Завета у Сихема (8:30-35)
8:30-35 Следуя Слову Божьему (Втор. 27:2-6) Иисус Навин построил на горе Гевал жертвенник и записал на камне Закон Моисея. Половина колен Израи-левых собралась у горы Гаризим, другая половина – у горы Гевал. Иисус Навин встал в долине между ними и, либо сам читал благословения и проклятия из книги Закона Моисея, либо просил это делать Левитов (Втор. 27:14). "В Писании часто говорится, что люди сделали то, что они только приказали сделать".
З. Союз с жителями Гаваона (Гл. 9)
9:1-27 Известия о военных достижениях Израиля заставили всех Хананейс-ких царей объединиться против Иисуса Навина и Израиля (ст. 1, 2). Но жители Гаваона и трех других городов – Кефира, Беерофа и Кириаф-Иарима (ст. 3, 17), решили, что противостоять захватчикам бесполезно. Они знали, что Израильтянам было приказано истребить всех языческих обитателей этой земли. Но они также знали, что по отношению к народам за пределами Ханаана таких указаний не поступало (Втор. 20:10, 15).
Если им удастся убедить Иисуса Навина и его армию, что они пришли издалека, их не убьют.
Итак, они переоделись в ветхие изодранные одежды и залатанные сандалии и принесли с собой иссохший и плесневелый хлеб и рваные мехи для вина. Они сказали Иисусу Навину, что пришли издалека, и их внешний вид являлся тому подтверждением.
Израильтяне не обратились к Господу за советом касательно этого вопроса, а заключили союз с жителями Гаваона. Через три дня все открылось, и Иудеи хотели убить обманщиков как можно быстрее. Но правители решили не нарушать союз, пощадив жителей Гаваона. Однако, с этих пор они должны были служить Израильскому обществу в качестве дровосеков и водовозов, прислуживая у жертвенника Господа.
Иисус Навин и князи поступили мудро, сохранив свою клятву, несмотря на то, что были в этом обмануты. Позднее Саул пытался уничтожить жителей Гаваона, и был за это наказан (2 Цар. 21).
И. Южный поход (Гл. 10)
10:1-6 В 10-й главе описан южный поход. Когда цари пяти Ханаанских городов услышали о том, что жители Гава-она перешли в лагерь Израильтян, они поняли, что это сделало уязвимым центральный горный район, поэтому они решили напасть на Гаваон. Жители Гавао-на направили Иисусу Навину прошение о военной помощи.
10:7, 8 И опять Иисус Навин услышал из уст Господа эти утешающие слова: ,Не бойся их". Он слышал эти слова до победы в Иерихоне и до увенчавшейся успехом осады Гая. Эти слова гарантировали триумф независимо от величины противостояния.
10:9-11 Получив от Господа уверенность в победе, Иисус Навин вступил в схватку с вражескими силами в Гаваоне, обратив их в бегство. При разгроме врага произошло два чуда. Первое – пошел сильнейший град, который убил больше людей, чем Израильтяне. Но заметьте, что град падал избирательно, убивая только врагов.
10:12-15 Потом по просьбе Иисуса Навина, солнце и луна остановились, (или "задержались"), предоставив Израильтянам достаточно времени для того, чтобы продолжать преследовать и истреблять врагов, пока они не добежали до укрытий своих окруженных стенами городов. Выражение, что солнце и луна остановились, является в буквальном смысле образным. Мы говорим, образно выражаясь, что солнце встало или село. Многие пытались объяснить природными явлениями, что там произошло на самом деле. Но достаточно того, что мы знаем, что это было чудо, продлившее день сражения. Сперджен говорит:
"Нам не нужно задаваться вопросом, как Он это сделал... Наше дело не пытаться смягчить чудеса, а прославлять за них Бога". Книга Праведного (ст. 13) означает "Книга Праведника". В наши дни такой книги не существует, и безусловно, она была не богодухновенна.
Это сражение стоило Израилю огромных трудов. Всю ночь они были в пути, а потом сражались целый день – самый длинный день в истории человечества. Они превзошли все мыслимые пределы, но все равно победа принадлежала Богу (ст. 10, 11) Мэтью Хенри со своей обычной проницательностью приводит свои наблюдения:
"Зачем Иисусу Навину нужно было так истязать себя и своих людей? Разве Бог ему не пообещал, что он обязательно предаст врагов в его руки? Он правда пообещал; но обещания Господа предназначены не для того, чтобы замедлять и замещать, а для того, чтобы воодушевлять и побуждать к действиям". 10:16-27 Пять царей загнали в пещеру в Македе, а затем убили и повесили на
пяти деревьях, после чего похоронили в пещере.
10:28-39 Вслед за этим Иисус Навин захватил следующие Ханаанские города (ст. 28): Ливна (ст. 29, 30), Лахис (ст. 31, 32), Газер (ст. 33), Еглон (ст. 34, 35), Хеврон (ст. 36, 37) и Давир (ст. 38, 39). Царь Хеврона, упомянутый в 37-м стихе являлся преемником убитого в 26-м стихе царя.
10:40-43 Этот отрывок подводит итог южному походу.
Разрушение, которое упоминается в этой главе, нужно воспринимать в общем, как замечает Хейли:
"Иисус Навин слишком быстро пронесся над этим регионом, чтобы полностью смести его с лица земли. Он истребил всех, за кем гнался, но он не останавливался для того, чтобы исследовать каждое укрытие. Это было предоставлено каждому колену в своем собственном уделе".
К. Северный поход (Гл. 11)
11:1-9 Новости об умножающихся успехах Израиля заставили северных царей объединиться. Они собрались все вместе у вод Меромских, севернее Галилейского Моря (озера). Иисус Навин со своей армией напали на них и одержали победу. Затем, повинуясь Господу, Иисус Навин перерезал сухожилия их лошадям и сжег колесницы. Перерезав сухожилия ног у лошадей, он оставил их бессильными.
11:10-15 Столицу Асор сожгли, остальные города, стоявшие на его возвышениях были разорены, но не сожжены. Вероятно Иисус Навин считал, что города на возвышениях пригодятся Израильтянам, которые будут там жить. Все жители городов погибли, а всю добычу унесли Израильтяне. Полное послушание приносит полную победу (ст. 15).
11:16-20 В этих стихах описывается захват Иисусом Навином земли от Едома (Сеира) на юге до горы Ермон на северо-востоке и долины Ливанской на северо-западе. Гаваону удалось избежать разрушения. Иерусалим оставался непобежденным до времен Давида. (Го-шен, о котором говорится в 16-м стихе, находился не в Египте, а в месте, расположенном южнее Палестины.)
11:21-23 Особенно подчеркивается тот факт, что Енакимы были истреблены во всех городах кроме Газы, Гефа и Азота. "И успокоилась земля от войны" (ст. 23) в том смысле, что все главные сражения уже были в прошлом, хотя еще оставалось много "чистки".
Л. Обзор завоеваний (Гл. 12)
12:1-6 Первые шесть стихов переносят нас назад в то время, когда Бог даровал Моисею победу над Сигоном, царем Ам-морейским, и Огом, царем Васанским. Эти победы причислены к общему числу завоеваний, так как эту территорию на восток от реки Иордан заняли два с половиной колена.
12:7-24 Прежде, чем Израиль перешел через Иордан, Господь дал им обещание: "И предаст царей их в руки твои, и ты истребишь имя их из поднебесной: не устоит никто против тебя, доколе не искоренишь их" (Втор. 7:24). Здесь перечислен тридцать один случай, когда Господь оказался верным (ст. 7-24). Иисус Навин поразил тридцать одного царя на западной стороне Иордана.
II. ЗАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 13 – 21)
A. Земли, которые еще нужно захватить (13:1-7)
13:1-6 Иисус Навин состарился, а вся земля, обещанная Израилю, еще не была ими занята. В стихах 2-6 описываются земли на юго-западе и северо-востоке, которые все еще были населены язычниками. Мы также знаем, что земля на востоке от Евфрата была обещана Иудеям, но так и не была ими занята. 13:7 Господь поручил Иисусу Навину разделить уже завоеванную землю между девятью коленами и половиной колена Манассии.
Б. Раздел земли (13:8 – 19:51)
1. Уделы Рувима, Гада и половины колена Манассии
13:8-33 Двум с половиной коленам уже была выделена земля на востоке от Иордана. Это описано в следующих стихах: вся территория, которую заняли два с половиной колена (ст. 8-13); Рувим (ст. 15-23); Гад (ст. 24-28); и половина колена Манассии (ст. 29-31).
Левиты не получили удел для колена (ст. 14), так как это было колено священников, и сам Господь являлся их уделом особенным образом (ст. 33).
Без Левита остается одиннадцать колен. Но двое сынов Иосифа, Ефрем и Манассия, включены вместо Иосифа, таким образом, получается опять двенадцать. Двое сынов Иосифа добавлены потому, что Иаков усыновил их обоих, как своих собственных детей, до своей смерти (Быт. 48:5).
Мы находим специальное упоминание о том, что Валаам также был среди убитых при переходе через Иордан (ст. 22). Господь не забыл о том ужасном бедствии, которое этот нечестивый пророк причинил Его народу (см. Чис. 2325). "И наказание за грех ваш. постигнет вас" (Чис. 32:23).
В 25 стихе возникает интересная проблема. Колено Гада имело во владении часть земли Аммонитян, что было запрещено во Второзаконии 2:19. Но ранее эта земля была отнята у Аммонитян Сигоном, царем Аморитян, и составляла часть его царства. Поэтому к тому времени, когда Израиль отвоевал эту землю у Сигона, она уже не принадлежала Ам-монитянам. Город Давир, упомянутый в 26-м стихе, – это не тот же самый город, что упоминается в предыдущей главе. Этот город находился на восточной стороне Иордана, тогда как город, который отвоевал Иисус Навин, находился на западной стороне.
2. Удел Иуды (Гл. 14,15)
14:1-5 С этой главы начинается распределение земель на западной стороне реки Иордан между девятью с половиной коленами. Господь заповедал Моисею, что распределение должно происходить посредством жеребьевки. Скорее всего, это означает, что общее расположение удела колена определялось жеребьевкой, а размер территории пропорционально количеству людей в колене (Чис. 26:53-56).
14:6-15 Первым в списке колен идет Иуда (14:6-15:63). Люди из колена Иуды возглавляли Израильские армии (см. Чис. 10:14) и были самым большим и самым могущественным коленом, предметом гордости которого была армия из 76 000 воинов.
Прежде чем были установлены территориальные границы, Дух Божий записывает благородную просьбу Халева о городе Хевроне. Несмотря на то, что к тому времени ему уже исполнилось восемьдесят пять лет, его вера, храбрость и сила не ослабли. Он жаждал еще больше духовных завоеваний и получил Хеврон в качестве своего удела.
Хеврон означал не только сам город, но и окружающую его страну (ст. 12). Этот город уже был захвачен ранее Иисусом Навином (10:36, 37). Позже он был отдан священникам, но окрестности Халев оставил себе в удел.
Халев избежал бедствия, отнявшего жизни у неверующих соглядатаев сорок пять лет тому назад (Чис. 14:36-38). Он был в безопасности во время скитаний в пустыне. Он пережил несколько лет войны в Ханаане. Он знал, что Бог сохранил ему жизнь, пообещав награду за его веру, не для того, чтобы предать его в руки сынов Енака. Ну и что из того, если они окажутся великанами? Они находились на его земле, и он их выдворит силой Божьей. Он все так же смотрел на
происходящее глазами веры и не обращал внимания на то, как это выглядело внешне. В этом и заключался секрет его непоколебимой силы и удивительного успеха. Он не собирался уходить в отставку (хотя ему было уже восемьдесят пять лет), пока не получит все, что ему принадлежит.
15:1-12 Границы Иуды описаны в стихах 1-12. В наше время очертить их с точностью не представляется возможным. В связи с этим у многих может возникнуть вопрос, зачем все эти подробности изложены в Библии. Ответ конечно же состоит в том, что все эти подробности представляются важными в глазах Бога. Они богодухновенны и полезны, полны ценных духовных уроков.
15:13-20 В 14 стихе записан захват Халевом Хеврона. Он предложил свою дочь Ахсу любому, кто захватит Ки-риаф-Сефер (Давир) (ст. 16). Племянник Халева, Гофониил, захватил город и получил невесту (ст. 17). Позже он стал первым судьей Израиля (Суд. 3:9). Ахса убедила Гофониила попросить у ее отца поле (ст. 18). Ее слова "ты дал мне землю полуденную" свидетельствуют о том, что Гофониил это сделал и получил поле. Затем Ахса попросила верхние и нижние источники, чтобы поливать эту землю.
Некоторые города, такие как Давир и Хеврон, пришлось завоевывать несколько раз из-за партизанского противостояния Хананеев (см. пояснения к 10 главе). Также стоит заострить внимание на том, что существовало несколько городов с одинаковым названием (напр.,
Давир).
15:21-63 Города, расположенные на территории Иуды, перечислены в стихах 21-63. Некоторые из этих городов должны быть нам знакомы из нашего изучения патриархов: Хеврон (ст. 54) (также называемый Кириаф-Арба и Мамре) был известен Аврааму, Исааку и Иакову (Быт. 13:18, 35:27), и они все были там захоронены (Быт. 23:17-20). Вероятно поэтому он был так дорог Халеву, обладавшему духовной проницательностью. Вирсавия (ст. 28) означает "колодец клятвы", патриархи проводили много времени в этом городе. Это было место обновления, восстановления и отдыха (Быт. 21:31, 26:33, 46:1). Иерусалим (ст. 63) удерживался Иевусеями. Только во время правления Давида их наконец-то вытеснили из Иерусалима (2 Цар. 5:6, 7).
Эти города стали для Иуды богатым наследием и послужили мощным стимулом к укреплению их веры. Бог Авраама, Исаака и Иакова находился среди их детей для того, чтобы исполнить Свое давнее обетование.
Пересчитав города, перечисленные в стихах 21-32, мы обнаружим, что там их тридцать восемь, хотя в 32-м стихе говорится, что их только двадцать девять. Девять из этих городов принадлежали Симеону, чей удел находился внутри границ Иуды (19:1-9). Поэтому остается двадцать девять городов, которые принадлежали Иуде. Подобная проблема с числами встречается в стихах 33-36, где перечислено пятнадцать городов, но возможно Гедера и Гедерофаим – это названия одного и того же города, таким образом в общем получается четырнадцать городов, упомянутых в стихе 36.
Обратите особое внимание на последний стих. Верхняя часть города, гора Сион, не была занята до времени правления Давида. Нижняя часть города Иерусалим, была занята Иудой (Суд. 1:8), а впоследствии захвачена Иевусеями (Суд. 1:21). Упоминается, что Иерусалим принадлежал как Вениамину (18:28), так и Иуде; он находился на границе, разделявшей эти два колена.
3. Удел Иосифа (Гл. 16,17)
16:1-4 Следующим идет колено Иосифа. Иосифу было предоставлено первородство (т. е. двойная доля, 1 Пар. 5:1), которой лишился Рувим (Быт. 49:4). Общие границы территории Иосифа изложены в стихах 1-4. Эта территория, безусловно была поделена между Ефремом и половиной колена Манассии, расположившимся на западной стороне Иордана.
16:5-10 Границы Ефрема описаны в стихах 5-10. Обратите особое внимание на стих 10. Неудачные попытки изгнать Хананеев принесли Израилю много бед в их более поздней истории.
17:1-13 Удел Манассии располагался частично в Галааде и Васане, на восточном берегу Иордана (ст. 1), а другая часть находилась на западной стороне (ст. 7-11). Территория на западной стороне Иордана с севера была обнесена шестью Ханаанскими крепостями – Беф-Сан, Ивлеам, Дор, Ен-Дор, Фаанах и Мегиддон (ст. 11, 12).
Некоторые из городов Ефрема находились на территории Манассии, а некоторые города Манассии занимали территорию Асира и Иссахара (ст. 7-12).
Дочери Салпаада получили наследство вместе с сынами Манассии, как Бог заповедал Моисею (ст. 3, 4) (Чис. 27:1-7). Это было сделано для того, чтобы дом Салпаада гарантировано получил удел, несмотря на то, что там не было наследников мужского пола. Дочери Салпаада должны были выходить замуж за мужчин из своего собственного колена, чтобы земля, принадлежавшая Манассии, не перешла к другому колену через брак (Чис. 36:1-13).
17:14-18 После того, как Ефрем и Манассия получили свои граничащие уделы на западной стороне Иордана, они начали жаловаться, что им достался только один участок земли (ст. 14) и что их стесняли крепости на севере (ст. 16). Иисус Навин обратил все их доводы против них. Когда они сказали, что им нужно больше земли, потому что их много (ст. 14), он посоветовал им использовать свои людские ресурсы для того, чтобы расчистить лес и расположиться на освободившейся территории (ст. 15). Когда они жаловались на то, что на их территории были Хананеи с железными колесницами (ст. 16), он заверил их в том, что у них достаточно сил для того, чтобы выгнать Хананеев (ст. 18). "Один участок" в 14-м стихе означает объединенную территорию Ефрема и Манас-сии на западной стороне Иордана. Когда Иисус Навин сказал "Не один жребий будет у тебя" (ст. 17б), он имел в виду не то, что они получат дополнительную землю, а то, что им нужно занять всю предоставленную им землю.
4. Уделы остальных колен (Гл. 18,19)
18:1 Месторасположение Израиля теперь смещается из Галгала в Силом. Там устанавливается скиния собрания, и остается на том месте до времен Самуила. Здесь продолжается раздел земли.
18:2-10 Иуда и Иосиф получили свои уделы с помощью жеребьевки, но оставалось еще семь колен на западной стороне Иордана, которым еще не были выделены уделы. Поэтому Иисус Навин послал группу людей, по три из каждого колена, для того, чтобы изыскать оставшимся коленам участки земли.
18:11-28 Границы Вениамина определены в стихах 11-20, а города – в стихах 21-28. Удел Вениамина был маленький, но самый лучший. Он занимал центральную часть земли и был первым плодом трудов Израиля в Ханаане.
Галгал находился на территории Вениамина, первое место расположения Израильского лагеря на западной стороне Иордана. Мемориальные камни, установленные там, свидетельствовали об удивительном переходе реки Иордан. Именно там люди отпраздновали первую Пасху в Ханаане, и начали питаться тем, что произрастала земля. Именно там народ опять прошел обряд обрезания, и посрамление Египетское было снято. Едва ли во всем Ханаане можно было найти место с большей исторической значимостью, потому что никакое другое место не несло в себе столько духовных уроков.
Развалины Иерихона все еще виднелись на земле Вениамина. Его стены, когда-то казавшиеся непреодолимыми, теперь были низвергнуты. Часть стены, в которой располагался дом Раав, осталась стоять, как свидетельство Божьей благодати, которая всегда откликается на веру. Любой человек из колена Вениамина мог придти сюда в любое время, когда ему необходимо было новое напоминание о том, что это – война Господа.
Вефиль (дом Божий) заставил сынов Вениамина вспомнить веру своих отцов и верность божественного Освободителя Израиля (Быт. 28:18-22, 35:1-15).
Предполагалось, что Иерусалим будет столицей, но только по пришествии сына Иессея, Иевусеи были изгнаны из своей горной крепости.
Земля Вениамина содержала в себе много свидетельств и признаков прошлых, настоящих и будущих благословений. Какой богатый удел достался младшему сыну Иакова!
19:1-9 Удел Симеона находился посреди удела колена Иуды. Складывается впечатление, что участок земли, доставшийся Иуде, был таким большим, что колено не могло занять всю территорию, поэтому часть его была выделена Симеону. Это было исполнением пророческих слов Иакова касательно Симеона: "Разделю их в Иакове и рассею их в Израиле" (Быт. 49:7).
Вирсавия и Шева (ст. 2) вероятно названия одного и того же города, таким образом, общее число городов – тринадцать, как говорится в 6-м стихе. Некоторые города были перечислены для обозначения границ индивидуальных уделов, хотя и не находились на этой земле, поэтому иногда количество городов не совпадает с числом, упомянутым в тексте (напр., ст. 15, 30, 38).
19:10-39 Далее указаны границы остальных шести колен: Завулона (ст. 1016); Иссахара (ст. 17-23); Асира (ст. 2431); Неффалима (ст. 32-39) и Дана (ст. 40-48). Дан получил некоторые города Иуды (сравн. ст. 41 с 15:33).
19:40-48 Первоначально территория, выделенная Дану, находилась на юго-западе, граничила со Средиземным морем и включала в себя города Иоп-пию и Екрон (ст. 40-46). Позднее, когда эта территория оказалась слишком маленькой, часть колена мигрировала на северо-восток в Ласем и переименовала город, назвав его Даном (ст. 47, 48; см. также Суд. 18).
19:49-51 Раздел страны оканчивается в 51 стихе. Осталось выделить города-убежища (гл. 20) и назначить города левитов (гл. 21), но работа Иисуса На-вина почти подошла к концу. Согласно слову Господа, он получил Фамнаф-Сараи (ст. 50).
В. Города-убежища (Гл. 20)
Следующим шагом было выделение шести городов-убежищ, по три города на каждой стороне реки Иордан, куда могли убежать человекоубийцы, спасаясь от мести за кровь. Человекоубийцей был тот, кто случайно убил другого человека. Мстителем за кровь, обычно являлся близкий родственник убитого, который пытался отомстить за погибшего. Если человекоубийца спасался бегством в город-убежище, там он находился в безопасности вплоть до смерти первосвященника. После этого он мог свободно вернуться в свой родной город.
ГОРОДА-УБЕЖИЩА
Города убежища представляют интерес и важны с теологической точки зрения. МакЛиар описывает эти города в деталях:
"Иудейские комментаторы рассказывают, что последнее время для обеспечения большей безопасности убежища непреднамеренного убийцы – (а) дороги, ведущие в города-убежища, всегда поддерживались в хорошем состоянии, были тщательно отремонтированы и, согласно требованиям, были шириной в 32 локтя (около 16 метров); (б) все препятствия, которые могли замедлить ноги беглеца или помешать его скорости, были удалены; (в) не осталось ни холмика, ни реки без моста; (г) на каждом повороте были установлены указатели со словами "Убежище", чтобы направлять несчастного человека в его бегстве; (д) как только человекоубийца устраивался в таком городе и получал удобное жилище, жители этого города должны были обучить его какой-нибудь профессии, чтобы он мог себя обеспечивать". Эти города олицетворяли Израильскую нацию и ее вину в убиении Мессии. Христос представляет Собой город-убежище, куда кающийся Израиль может бежать в поисках укрытия. Д. Л. Муди заметил, что ,"города-убежища – это прообраз Христа, в связи с чем их названия также имеют большое значение".
Города-убежища и значения их названий следующие:
На западной стороне Иордана
Кедес-Святость
Сихем-Сила
Кириаф-Арба или Хеврон-
Общение На восточной стороне Иордана Рамоф-Галаад-Духовный подъем Голан-Счастье Бецер-Безопасность Подобным образом, Христос дарует каждое благословение, которое несут названия этих городов. Взгляд на карту покажет, что города-убежища были расположены таким образом, чтобы быть удаленными не более чем на сорок восемь километров от любой точки страны. Муди находит применение этому в нашей жизни:
"Подобно тому, как города-убежища были расположены так, чтобы они были доступны из любой части земли, таким же образом и доступ к Христу открыт всем нуждающимся грешникам (1 Ин. 2:1, 2)".
Обратите внимание на параллели между временным спасением, которое предлагалось человекоубийцам в этих городах-убежищах и вечным спасением, которое предлагается грешнику во Христе. Дороги, ведущие в город, были свободны и четко обозначены, так же, как и путь спасения, чтобы никто не ошибся и не потерял свою жизнь. Эти города были разбросаны по всей земле и расположены в пределах легкой досягаемости для всех, так же, как и Христос доступен всем людям. Кризис приводил людей в город-убежище, и часто кризис необходим для того, чтобы привести людей к Господу Иисусу в поисках прибежища. Для провинившегося человека не существовало нейтральной полосы – или он находился в безопасности в городе или подвергался гневу мстителя за кровь. Каждый человек или находится в безопасности во Христе или подвержен суду Божьему (Ин. 3:36).
Г. Города Левитов (Гл. 21)
21:1-42 Согласно заповеди Бога, Левитам было отведено сорок восемь городов (ст. 41) с общественными выгонами для скота, включая города-убежища (Чис. 35:2-8).
Племена Каафовы:
(а) Сынам Аарона (т.е. священникам) – тринадцать городов из уделов Иуды, Симеона и Вениамина.
(б) Остальным сынам Каафа – десять городов из уделов Ефрема, Дана и половины колена Манассии.
Сынам Гирсоновым: тринадцать городов из уделов Иссахара, Асира, Неффалима, и половины колена Манассии.
Сынам Мерариным: двенадцать городов из уделов Рувима, Гада и Завулона.
Каждое колено предоставило по четыре города, за исключением Иуды и Симеона, которые вместе отдали девять городов, и Неффалима, который отдал три города.
Города-убежища, будучи городами Левитов (ст. 13, 21, 27, 32, 36, 38), были разбросаны среди всех колен Израиле-вых, чтобы исполнить пророчество Иакова (Быт. 49:5-7) и содействовать их служению обучения нации.
21:43 Этот стих необходимо рассматривать в свете всего остального Писания. Он не означает, что Израиль занял всю землю от реки Египта до Евфрата; скорее он означает, что земля, разделом которой занимался Иисус Навин, была исполнением обещания Господа, что Он отдаст им всю землю, на которую ступит их нога (Ис.Нав. 1:3).
21:44 Таким же образом, необходимо осторожно истолковывать стих 44. На территории все еще находились враги; еще не все Хананеи были уничтожены. Но в этом не было вины Бога; Он исполнил свое обещание, поразив всех врагов, против которых сражались Израильтяне. И если еще и оставались непобежденные враги и очаги сопротивления, это происходило потому, что Израиль не заявил о своих правах, основываясь на обетовании Бога.
21:45 Обратите внимание на 45-й ст. Господь исполнил все обетования. Ни одно слово не было сказано впустую. Надо отдать должное верности Бога! Но Израиль не овладел всеми обетованиями.
Д. Жертвенник на восточной стороне Иордана (Гл. 22)
22:1-9 Когда закончился раздел земли на западной стороне реки Иордан, Иисус Навин позволил коленам Рувима, Гада, и половине колена Манассии вернуться на свою территорию на восточной стороне Иордана согласно первоначальной договоренности. Он также сказал им забрать с собой свою часть добычи, приобретенной в тех сражениях, в которых они участвовали.
Прошло уже более семи лет с тех пор, как они оставили своих любимых для того, чтобы сражаться с Хананеями. Они стойко переносили боевые тяжести, пока не завладели землей. Мы также призваны своим Главнокомандующим переносить трудности и подвизаться добрым подвигом веры, чтобы приблизить Царство Божье на земле (1 Тим. 6:12; 2 Тим. 2:3).
Приносить такого рода жертву не легко, но она является важной составляющей жизни, которая угодна Богу. Люди с горячим рвением в наши дни востребованы на поле сражения.
"Нужно ли мне уноситься в небеса на цветочном ложе легкой жизни, Пока другие сражались за награду, и плыли через море крови? Конечно, я должен сражаться, если хочу править; придай мне храбрости, Господь;
Я перенесу все трудности, вытерплю
боль, с поддержкой Твоего Слова". Исаак Ваттс
22:10, 11 По дороге домой эти мужчины решили установить жертвенник на берегу реки Иордан. Услышав об этом, другие девять с половиной колен пришли в негодование. Они боялись, что этот жертвенник будет соперничать с тем, что был установлен в Силоме. Они также боялись того, что он в будущем превратится в идолопоклоннический жертвенник, и что Бог накажет за это всю нацию.
22:12-20 До провозглашения войны коленам на восточной стороне Иордана, Израильтяне направили им делегацию, чтобы с ними побеседовать и предложить им землю на западной стороне Иордана, если они посчитают свою собственную территорию нечистой (ст. 19).
Разговаривая с людьми, соорудившими жертвенник, Финеес и другие вспоминают, как Израиль пострадал из-за греха в Фегоре (ст. 17; см. также Чис. 25) и пригрешения Ахана (ст. 20; см. также гл. 7).
Они воспринимали этот жертвенник как еще одну угрозу их благосостоянию; что и вызвало такую острую реакцию с их стороны. Они, как нация узнали, что грех оскверняет весь лагерь, и что Бог возлагает на весь народ ответственность за поведение отдельных личностей.
22:21-29 Затем мужи Рувима, Гада и половины колена Манассии поясняют, что это не был жертвенник для всесожжений. Это просто был памятный жертвенник в свидетельство будущим поколениям о том, что колена по восточную сторону Иордана являлись на самом деле частью Израильской нации.
22:30-34 Остальные колена были удовлетворены таким объяснением, и войны удалось избежать. Восточные племена назвали этот жертвенник "Свидетель" в ознаменование того, что он был свидетельством среди колен по обе стороны Иордана того, что Господь – истинный Бог.
Е. Прощальное обращение Иисуса Навина к лидерам Израиля (Гл. 23)
Это первое из двух прощальных обращений Иисуса Навина. Здесь он обращается к лидерству Израиля.
Завещание Иисуса Навина быть и смелыми и придерживаться Писаний (ст. 6) являются отголоском слов Господа, обращенных к нему много лет назад (1:7). С тех пор он смог доказать их достоверность в суровых жизненных испытаниях и теперь мог уверенно передать их следующему поколению.
Он напомнил им о верности Господа, явленной в исполнении Его обетований касательно земли и ее языческих обитателей. Бог будет продолжать изгонять врагов, но люди должны были быть послушны Ему. И прежде всего, они должны избегать идолопоклонства окружавших их народов и не связывать себя узами брака с Хананеями. В противном случае, эти язычники будут постоянным источником бед для Израиля.
Ни одно слово Бога не осталось неисполненным (ст. 14). Это не означает, что вся земля оказалась в руках Иудеев, ибо Сам Господь сказал, что Он будет изгонять всех обитателей не сразу, а постепенно (Втор. 7:22). То, что все обещания Господа до сих пор были исполнены, являлось сильным ободрением, которое использовал Иисус Навин, призывая лидеров закончить то дело, которое он начал. Свой призыв он дополнил предостережением (ст. 5, 16) о том, что Иегова будет так же верен в том, чтобы истребить их с доброй земли, как Он будет верен в том, чтобы истребить Хананеев, если они забудут свой завет и обратятся к идолам.
Параллельные стихи к этой главе из Нового Завета находятся во 2 Коринфянам 6:14-18. Отделение от мира жизненно важно для Божьего человека. Невозможно хранить верность Господу и быть связанными с его врагами в то же самое время.
Ж. Прощальное обращение Иисуса Навина к народу Израиля (24:1-15)
24:1-14 Второе прощальное обращение, на этот раз к народу, было произнесено в Сихеме.
Иисус Навин сделал обзор истории Божьего народа, от Фарры и до времен Авраама, Исаака и Иакова. Он напомнил людям о могущественном освобождении от Египетского рабства, о скитаниях в пустыне, и победе над Моавитянами на восточной стороне Иордана. Затем он рассказал об их вхождении в Обетованную Землю, победе в Иерихоне, и истреблении царей в Ханаане (ст. 2-13). Тьма в 7 стихе указывает на Исход 14:19, 20, где облако освещало путь Израильтянам и покрывало тьмой Египтян.
В этом кратком обзоре истории от Бытия до Иисуса Навина отчетливо проступает доказательство верховной власти Бога. Обратите внимание на то, как он излагает эту историю: Я взял (ст. 3), Я дал (ст. 4), Я послал (ст. 5), Я вывел (ст. 6-8), Я не хотел послушать (ст. 10), Я предал их в руки ваши (ст. 11), Я послал (ст. 12), Я дал (ст. 13). Иегова действует согласно Своим вечным намерениям, и кто может удержать Его руку? Такого Бога необходимо бояться и слушаться (ст. 14).
24:15 Здесь не стоял выбор между Господом и идолами: Иисус Навин предполагал, что люди уже решили не служить Богу. Поэтому он призвал их сделать выбор между богами, которым служили их предки в Месопотамии и богами Аморитян, которых они узнали в Ханаане. Благородное решение Иисуса Навина, касающееся его самого и его дома, послужило вдохновением всем последующим поколениям верующих: "А я и дом мой будем служить Господу".
З. Обновление Завета в Сихеме
24:16-28 Когда народ пообещал служить Иегове, Иисус Навин сказал: "Не возможете служить Господу" (ст. 19). Это означает, что они не могли и служить Иегове и поклоняться идолам. Несомненно, Иисус Навин осознавал, что народ уклонится в идолопоклонство, потому что даже тогда у них уже были чужие боги в шатрах (ст. 23). Народ настаивал на том, чтобы дать клятву верности своему Богу, поэтому Иисус Навин установил под дубом большой памятный камень в знак завета, заключенного Израилем. (Святилище Господне, упомянутое в 26-м стихе, означает не скинию, которая находилась в Силоме, а просто святое место.)
Касательно проблемы с идолами, Карл Армердинг пишет:
"Идолопоклонство было грехом, постоянно преследующим Израиль. Их самые древние предки служили другим Богам, как мы увидели (ст. 2). Когда Иаков со своей семьей покинул Лаван, Рахиль унесла с собой божков своего отца (Быт. 31:30-34). Но когда они приехали на место, Иаков приказал своей семье избавиться от этих "странных богов", и спрятал их под дубом, находившемся рядом с Сихемом (Быт. 35:2,4). В том же самом месте Иисус Навин призвал свое поколение избавиться от богов, которым служили их отцы (ст. 14)".
И. Смерть Иисуса Навина
24:29-33 Иисус Навин умер в возрасте ста десяти лет и был похоронен в доставшемся ему городе. Израильский народ хранил верность Богу, пока было живо поколение Иисуса Навина. Мы не знаем, кто записал последние стихи этой книги, но нам и не нужно это знать, в противном случае это обязательно было бы указано.
Кости Иосифа, которые были вынесены из Египта согласно его просьбе, теперь были погребены в Сихеме (Быт. 50:24; Исх. 13:19).
В конце концов, скончался и сын Аарона, Елеазар, и был похоронен в горах Ефрема.
В последних пяти стихах этой книги упоминаются три погребения: Иисуса Навина (ст. 29-31), Иосифа (ст. 32) и Елеазара (ст. 33). Все трое были захоронены на территории Иосифа. Все трое хорошо служили Богу и своей стране. Иисус Навин и Иосиф были великими освободителями в течение своей жизни, а Елеазар был освободителем при своей смерти, ибо он был первосвященником и его смерть освободила всех, кто убежал в город-убежище (20:6). Подобно книгам Бытия и Второзакония, книга Иисуса Навина завершается звоном похоронного колокола в честь великих и благочестивых людей. "Бог хоронит Своих работников, но продолжает Свою работу".