Уильям МакДональд

Комментарии МакДональда - Осия

Оглавление

Введение

1 глава

2 глава

3 глава

4 глава

5 глава

6 глава

7 глава

8 глава

9 глава

10 глава

11 глава

12 глава

13 глава

14 глава

Введение

книге пророка Осии мы находим одно из самых захватывающих откровений об истинной природе греха, а также одно из самых ясных описаний Божественной любви. Читая историю Осии, нельзя не проникнуться душевными терзаниями этого пророка. Вы можете превознести человечество до высот Бесконечного, но не забывайте, что грех ранит сердце Бога." Г. Кэмпбелл Морган

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Хотя книга Осии не относится к повествовательному жанру, она содержит в себе элементы рассказа, которые вплетаются в канву пророческого тек-ста. Краткое содержание книги таково: Осия женился на Гомери, которая родила ему троих детей – Изреель, Лорухаму и Лоамми. Гомерь была женщиной прелюбодейной, но, несмотря на это, Осия окружил ее большой любовью, выкупил из рабства и не допустил полной деградации.

Традиционный перевод Ос. 1:2, по всей видимости, подтверждает мысль, что Бог повелел пророку жениться на женщине, которая уже была блудницей.

Многие читатели Библии видят здесь нравственную проблему: как может святой Бог просить одного из Своих пророков жениться на "жене блуднице"? И как может подчиниться такому повелению человек высоких моральных принципов? Чтобы решить эту проблему, было предложено, по крайней мере, три объяснения:

1. Некоторые считают, что это просто притча, которая иллюстрирует Божью любовь к грешному Израилю, и ее не следует понимать буквально. Однако перед нами типичный повествовательный жанр, подобно Ис. 7:3 или Иер. 13:11 – эти тексты также содержат Божьи повеления, но никому не приходит в голову видеть в них притчу. Бесспорно, история Осии чудесным образом иллюстрирует Божью любовь к грешному Израилю, но будет ошибкой считать, что описанные в книге события – всего лишь художественный прием.

2. Другие соглашаются с тем, что Бог действительно повелел Осии жениться на Гомери, и тот подчинился. Действительно, к такому выводу подталкивает здравая герменевтика (тем не менее, см. ссылку 2). В этом случае благая цель – т.е. спасение – оправдана таким сомнительным средством, как позор пророка.

Этому взгляду можно противопоставить следующий аргумент: если Го-мерь была блудницей еще до брака, то образ Израиля (который не всегда был "беспутным") выходит уж слишком мрачным.

3. Третьи утверждают, что Осия женился на невинной девушке, которая позже стала блудницей. Этот взгляд делает образ пророка и его жены более подходящим для иллюстрации отношений между Иеговой и Его неверной женой, Израилем. Он также соответствует высоким идеалам пророка и Библии относительно чистоты брака. Сторонникам этого взгляда трудно всерьез воспринимать страдания Осии из-за своего разрушенного брака, если он заведомо женился на падшей женщине, какой была Гомерь.

Сильный аргумент против этого взгляда состоит в простом факте, что женщина, на которой Бог повелел пророку жениться, названа "женой блудницей" (Ос. 1:2)!

Складывается впечатление, что даже сама наша неприязнь к браку с падшей женщиной еще больше подчеркивает ту благодать, которую Бог проявляет к грешному Израилю (и церкви тоже) – ведь Его святость намного превосходит праведность любого пророка или проповедника.

Какое бы толкование вы ни выбрали, поступок Осии очень ярко иллюстрирует (одними словами этого не выразить) удивительную Божью благодать к грешному, заблудшему Израилю и, соответственно, ко всем грешникам, которые обращаются от злых путей своих к Божьей любви.

II. Aвторство

Осия был сыном Беерии. Его имя означает "спасение" – по сути, это то же имя что и Джошуа, греческой формой которого является "Иисус". Живя в соответствии со своим именем, Осия пророчествовал о спасении, которое Иегова пошлет Своему народу, когда придет Мессия установить Свое Царство. По большей части Осия нес свое служение для Израиля, хотя некоторые отрывки имеют отношение и к иудейскому царству.

III. Bремя написания

Осия пророчествовал во время царствования израильского царя Иеровоама II (сына Иоаса) и иудейских царей Озии, Иофама и Ахаза. Это был продолжительный период в восьмом веке (до Р.Х.), который растянулся на несколько десятков лет. Харрисон полагает, что служение Осии "продолжалось с 753 года вплоть до падения Самарии в 722 году".

IV. Исторический фон и тема

Осия предсказал вторжение ассирийцев в Северное Царство и падение Самарии.

Когда жена ушла от него, чтобы жить в позоре и грехе, Бог повелел Своему слуге выкупить её на рынке и снова окружить заботой и любовью. Целью такого шага было проиллюстрировать взаимоотношения Бога с Израилем, который также назван Ефремом, Иаковом и Самарией. Божий народ оказался неверным; поклоняясь идолам, он нравственно деградировал. За это он на многие годы лишится царя; жертвоприношений и идолов уже не будет. Таково настоящее положение израильского народа.

В будущем, однако, когда Израиль обратится к Господу с покаянием, Он проявит к нему великую милость. Ефрем навсегда излечится от тяги к идолопоклонству и обратит свое лицо к Богу. Генри Гехман пишет:

История Осии демонстрирует неисчерпаемую благодать Бога, которой не сможет помешать никакой человеческий грех. Главная мысль этой книги заключается в том, что могущественная и непрестанная любовь Бога к Израилю не успокоится, пока не приведет Его народ в состояние гармонии с собою. А Кемпбелл Морган обращает внимание на то, что за любым наказанием всегда стоит Бог любви:

Главное во всех этих пророчествах – это то, что Бог, с Которым эти люди были в близких отношениях, явил Себя, как нежно любящий, бесконечно сочувствующий Отец, Который если даже гневается и в ярости судит, то делает это только из-за любви и на основе любви, чтобы достичь сокрытых в Его сердце благих целей. Во всех этих текстах чувствуется пульс Его любящего сердца.

Содержание

I. ОТВЕРЖЕНИЕ ИЗРАИЛЯ, ОТРАЖЕННОЕ В ИМЕНАХ ТРЕХ ДЕТЕЙ ОСИИ (1:1-9)

II. ОБЕТОВАНИЕ ВОССТАНОВИТЬ ИЗРАИЛЬ (1:10 – 2:1)

III. ИЗРАИЛЬ ЗА НЕВЕРНОСТЬ ОЖИДАЕТ ГРОЗНЫЙ СУД (2:2-13)

IV. ИЗРАИЛЮ ПРЕДСКАЗАНО БЛАГОСЛОВЛЕННОЕ БУДУЩЕЕ (2:14-23)

V. ВЫКУП ЖЕНЫ ОСИИ СИМВОЛИЗИРУЕТ ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗРАИЛЯ К ИЕГОВЕ (ГЛ. 3)

VI. БОГ СТАЛ ПРОТИВНИКОМ ДЛЯ СВОЕГО НАРОДА (ГЛ. 4 – 10)

A. Грехи народа (4:1-6)

Б. Грехи священников (4:7-11)

B. Идолопоклонство народа (4:12-14)

Г. Особый призыв к Иуде (4:15-19)

Д. Недостойное поведение священников, народа и царской семьи (5:1-7)

Е. Бог угрожает Израилю и Иуде судом, но намерен терпеливо ждать их покаяния (5:8-15)

Ж. Бог призывает Израиль покаяться (6:1-3)

З. Греховность Израиля и Иуды (6:4-11)

И. Порочность Израиля разоблачена (Гл. 7)

К. Угроза вторжения по причине идолопоклонства и союзов с иностранцами (Гл. 8)

Л. Пророчество о пленении Израиля из-за его порочности (Гл. 9 – 10)

VII. БОГ И В ГНЕВЕ НЕ ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ МИЛУЮЩИМ (11:1 – 14:1)

VIII. БОГ ПРИЗЫВАЕТ ИЗРАИЛЬ ПОКАЯТЬСЯ И НАСЛАДИТЬСЯ ЕГО БЛАГОСЛОВЕНИЯМИ (14:2-10)

1 глава

I. Oтвержение израиля, отраженное в именах трех детей осии (1:1-9)

1:1-5 Господь повелевает Осии, сыну Беерии, взять в жены падшую женщину (см. Введение, "Уникальное положение в каноне", где содержится дискуссия по поводу этического аспекта такого брака). Пророк послушался и женился на Гомери, дочери Дивлаима.

Своему первому ребенку они дали имя Изреель ("Бог рассеет"), которое символически указывало на планы Господа относительно Своего народа: ассирийская армия сокрушит Израиль в долине Изрееля.

1:6, 7 Второго ребенка назвали Лорухама ("Непомилованная"). Это означало, что Бог не будет более миловать Израиль, но отправит его в плен. Иуду же спасет от захватчиков.

1:8, 9 Третьему ребенку дали имя Лоамми, что значит "не Мой народ". Бог больше не признавал Израиль Своим народом. Некоторые также полагают, что Осия сомневался, был ли этот ребенок действительно его.

II. Oбетование восстановить израиль (1:10 – 2:1)

1:10, 11 Наказание Израиля, однако, было временным. Бог снова соберет Израиль с Иудой и признает их Своим народом. Это произойдет во время второго пришествия Христа.

Судя по контексту, во второй части стиха 10 речь идет об Израиле, но Павел цитирует эти слова в Рим. 9:26 по отношению к язычникам. Это пример того, что когда Дух Святой цитирует Ветхий Завет в Новом Завете, у Него "Своя экзегетика".

2 глава

2:1 В главе 2 Бог повелевает Осии обратиться к "верному остатку", который Он называет "Амми" ("мой народ") и "Рухама" ("Помилованные").

III. За неверность бог угрожает израилю грозным судом (2:2-13)

2:2, 3 Этот "верный остаток" должен взывать к остальному народу, умоляя его оставить идолопоклонство и блуд. В противном случае Бог разоблачит грешников донага и уморит жаждой.

2:4, 5 Он также не помилует детей этого нечестивого народа, потому что они дети блуда. Их мать – блудница, которая пошла за лжебогами, наивно полагая, что от них получает пищу, одежду и роскошь.

2:6, 7 Бог поставит на ее идолопоклоннических путях различные преграды и препятствия, так что она, измучившись, решит, наконец, возвратиться к Нему (первому мужу).

2:8 Не знала она, что это Бог обеспечивал ее всем необходимым, посылал роскошные дары, в том числе золото и серебро, из которых она потом сделала себе идола Ваала.

2:9, 10 Таким образом, Бог отнимет у нее пищу и одежду, откроет срамоту ее.

2:11-13 Всякое веселье и религиозные торжества прекратятся; будут уничтожены виноградные лозы и смоковницы (о которых она думала, что это дары ее любовников); блудницу ждет наказание за дни служения Ваалу.

IV. Израилю предсказано благословенное будущее (2:14-23)

2:14-17 После грозных судов Бог восстановит и утешит Израиль. Он даст ему виноградники, и народ будет петь как во время выхода из земли Египетской. Израиль будет называть Бога "Иши" ("муж мой"), а не "Ваали" ("мой господин"). Люди очистятся от нечистоты поклонения ваалам – даже забудут все их имена.

2:18-20 Народ будет жить безопасно и мирно благодаря союзу, который Бог заключит для них с полевыми зверями и другими животными; Он позаботится, чтобы все хищники стали безобидными. Войн больше не будет. Израиль навек обручится с Господом в правде и суде, в благости и милосердии.

2:21-23 В тот день Изреель (Израиль) уже не будут рассеивать – но засеивать. Народ соберется на своей родной земле; небо и земля объединятся вместе, чтобы благословлять их обильными урожаями.

По этому поводу Дж. Уильямс предлагает следующее полезное разъяснение:

Изреель (Израиль), которого Бог посеет для Себя на земле (ст. 23), воззовет к зерновым культурам, виноградной лозе и оливковому маслу с просьбой позаботиться об их нуждах; злаки, лозы и деревья воззовут, в свою очередь, к земле, чтобы она сделала их плодоносными; земля же, стремясь стать плодородной, начнет умолять небо о дожде, а небо обратится к Иегове с просьбой наполнить его водою. Иегова же не будет взывать ни к кому, потому что Он Сам есть Великая Первопричина. В ответ на просьбу Он наполнит небо влагой, которую оно изольет на землю дождем – в результате земля произведет злаки, виноград и масло, так что у Израиля будет все необходимое, а небо и земля объединятся в любви. Именно тогда Бог сжалится над Израилем, признает его Своим народом, а Израиль признает Его своим Богом.

3 глава

V. ВЫКУП ЖЕНЫ ОСИИ СИМВОЛИЗИРУЕТ ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗРАИЛЯ К ИЕГОВЕ (Гл. 3)

3:1-3 Затем Господь повелел Осии пойти на рынок и выкупить свою неверную жену, заплатив за ее грех пятнадцать сребреников и полтора хомера ячменя – именно столько платили за выкуп женщины из рабства. После этого между ними в течение многих лет не должно быть супружеских отношений, хотя в конечном итоге бывшая блудница снова обретет статус законной жены. Это иллюстрирует прошлое, настоящее и будущее израильской нации. Изменяя Иегове, Израиль бегал за своими "любовниками" (идолами), но Бог возвратит его к Себе.

3:4, 5 Настоящее положение еврейского народа описывается в стихе 4 – уже много веков нет у них ни царя, ни князя (царской семьи), ни жертвенника (жертвоприношения левитов давно прекращены), ни ефода (символ первосвя-щеннического служения левитов), ни терафимов (домашних богов). Будущее же Израиля описывается в стихе 5 – они обратятся к Господу, сохраняя верность в любви и страхе.

4 глава

VI. БОГ СТАЛ ПРОТИВНИКОМ ДЛЯ СВОЕГО НАРОДА (ГЛ. 4 – 10)

A. Грехи народа (4:1-6)

4:1-3 Бог стал противником для Израиля из-за его неверности, зла, безбожия, клятвопреступлений, обмана, убийств, воровства и прелюбодеяний. В стихе 2 упоминаются пять из десяти заповедей, нарушение которых привели землю в состояние такого морального упадка. Даже природа станет пустыней в результате грядущего суда.

4:4-6 Как священники, так и пророки обвиняются в преступном нерадении о богопознании. Именно из-за недостатка ведения истребится Божий народ – они забыли закон Бога своего.

Б. Грехи священников (4:7-11)

4:7-11 Чем больше люди грешили, тем больше приносили жертвоприношений к большой радости падких к наживе священников. Таким образом, морально деградировал не только народ, но и священство. Наказанием для них станет полное порабощение блудом, вином и другими напитками – чем больше будут потворствовать своим греховным желаниям, тем меньше будут получать удовлетворения.

В. Идолопоклонство народа (4:12-14)

Далее следует описание идолопоклонства, в котором погряз народ. Они искали руководства у дерева, поклоняясь деревянным божкам на вершинах гор в тени деревьев. Мужчины подавали ужасный пример, и женщины следовали ему.

Г. Особый призыв к Иуде (4:15-19)

Иуда получил от Бога предупреждение не брать пример с нечестивого Израиля, который упорно не желает оставить своих идолов – он больше возлюбил срам, чем славу. В "Исправленной Стандартной Версии" стих 16 звучит так: "Израиль упорен, словно упрямая телица. Может ли Господь пасти его на просторном пастбище, как овец?"

5 глава

Д. Недостойное поведение священников, народа и царской семьи (5:1-7)

Священники, народ и царь одинаково виновны в идолопоклонстве. Израиль осквернился. Ефрем стал блудницей. Израиль и Иуда будут наказаны за свои преступления, потому что Господу они изменили. Когда поведут своих овец и волов для жертвоприношения в храм, то не найдут Его.

Е. Бог угрожает Израилю и Иуде судом, но намерен терпеливо ждать их покаяния (5:8-15)

5:8-12 Отраженные в этих стихах события описаны в 4 Цар. 16. Израиль (Ефрем) с Сирией вторглись в Иудею. С помощью Ассирии иудеи, однако, нанесли ответный удар и захватили часть территории. Три города колена Вениаминова получают предупреждение о грядущем наказании: "Вострубите рогом в Гиве. Протрубите – в Раме. Возглашайте в Беф-Авене: За тобой, Вениамин!" (ст. 8). Разрушительные действия Бога по отношению к дому Иудину будут подобны вреду от моли и червя.

5:13-15 Когда увидел Ефрем болезнь свою, то обратился за помощью к Ассирии. Однако не получил исцеления, так как Иуда уже нанял против него ассирийскую армию (что входило в Божьи планы). Бог возвратится в место Свое, чтобы терпеливо ждать, когда же Израиль с Иудой признают свои грехи и взыщут Его лица.

6 глава

Ж. Бог призывает Израиль покаяться (6:1-3)

Стихи 1-3 – это реакция Израиля на Божий призыв покаяться (5:15). На первый взгляд их покаяние кажется очень искренним и чистосердечным. Но если присмотреться, нет конкретных грехов, которые они решили бы оставить; их обращение поверхностно и лицемерно – к такому выводу приходишь, читая оставшуюся часть главы, где Бог продолжает выражать Свой протест. Только в последней главе находим искреннее покаяние народа – евреи решительно отрекутся от идолов и признают свою нужду в Божьей благодати.

Возможно, стих 2 содержит намек на воскресение Христа, которое произошло "через два дня в третий день". Если это так, обетование будущего восстановления Израиля основано на предсказании о Христовом воскресении. Не исключен также намек на последние три дня Великой Скорби – два дня Израиль будет лить слезы раскаяния, а на третий день нация возродится, и придет Мессия.

З. Греховность Израиля и Иуды (6:4-11)

6:4-6 Через пророков Бог осудил Израиль и Иуду за неверность. Он больше милости хотел, а не жертвы; боговеде-ния, а не всесожжений.

6:7-11 "Они же, подобно Адаму, нарушили завет" (ИВ). Порочность Израиля описана в стихах 7-10; используются такие эпитеты, как "город нечестивцев", "разбойники" и "сборище священников", убивающих путешественников. Иуде также назначена жатва страданий (ст. 11), перед тем как Бог восстановит Свой народ (некоторые полагают, что жатва означает благословение, а не осуждение).

7 глава

И. Порочность Израиля разоблачена (Гл. 7)

7:1-7 Развращенность Ефрема велика – злодейство, воровство, обман, злые дела, прелюбодеяние, пьянство. Народ с князьями порабощены похотью и страстями.

7:8-10 Они смешивались с другими народами, теряя расовую чистоту, и не прислушивались к предупреждениям Господа. Ефрем сравнивается с неповороченным хлебом, что указывает на несбалансированность – один бок буханки пригорел, а другой еще не допекся. Говоря коротко, Ефрем окончательно испортился.

7:11, 12 Ефрем, как глупый голубь, "летит" за помощью в Египет и Ассирию. Но Господь набросит сеть на "голубя" и накажет народ.

7:13, 14 Они удалились от Господа, что выявило неискренность их покаяния. Хотя и взывали к Нему, но не от всего сердца. Это не был тихий плач подлинного раскаяния – скорее, надрывный рев раненого животного.

7:15, 16 Господь учил их, как одерживать победы, как дисциплинировать и укреплять себя. Они же больше полагались на идолов, что привело к поражению и унижению.

8 глава

К. Угроза вторжения по причине идолопоклонства и союзов с иностранцами (Гл. 8)

8:1-3 Захватчики из Ассирии сравниваются с кружащим над Израилем орлом или грифом. Люди нарушили закон, обрекая себя на гибель, которая уже близка. Они хотя и утверждают, что знают Бога, на практике же с презрением Его отвергают.

8:4-6 Бог не одобряет разделение царства на Израиль и Иудею. Идолопоклонство народа вызвало гнев Божий: "Доколе не могут они очиститься?" – или, выражаясь современным языком: "Когда же они, наконец, научатся делать добро?!"

8:7-10 Зерно не даст муки, Израиль будет рассеян среди народов. Бог накажет Ефрем за то, что обращался за помощью к Ассирии и искал союзников среди чужих племен. Поэтическая фраза "они начнут страдать" в новом переводе Короля Иакова (примечание на полях) звучит как "они начнут слабеть".

8:11-14 Израилю грозит гибель и жестокие страдания за то, что он поклоняется идолам и уповает на большое количество укрепленных городов.

9 глава

Л. Пророчество о пленении Израиля из-за его порочности (Гл. 9 – 10)

9:1, 2 Израилю нечему радоваться. Из-за идолов он не получит тех урожаев, на которые рассчитывает. Идолопоклонство – это духовное прелюбодеяние. Френсис Шеффер объясняет это следующим образом:

Обратите внимание на аллегорический прием, который использует Бог: жатва в самом разгаре; одна из женщин, пользуясь тем, что на поле раздолье и свобода, спит за деньги с мужчинами прямо на сене, хотя вокруг кипит работа. Вот во что превратился некогда Божий народ. Такова жена-прелюбодейка, которая отступила от живого Бога.

9:3, 4 По причине блудодеяний народ отправится в плен; не буквально в Египет, а в Ассирию, где тяжелая жизнь напомнит им египетское рабство. Евреи практикуют синкретизм – поклоняясь идолам, пытаются поклоняться и Иегове. Однако такое "смешанное" поклонение не угодно Богу, да и самим поклоняющимся удовлетворения не приносит.

9:5-9 Их око не порадуется праздникам на своей земле; вместо этого их ждет плен. Шатры Ефрема опустеют; зарастут крапивой и терном. Время изгнания приближается – с ним и гибель лжепророков.

9:10-17 Израиль подавал большие надежды; он сравнивается с созревающими плодами, с первой ягодой на смоковнице. Но вместо того чтобы плодоносить, погряз в идолопоклонстве, чем навлек на себя бесплодие и гибель своих детей. Выражение "отниму у них" (всех детей) в стихе 12 не следует воспринимать слишком буквально. Мужское население, конечно, очень сократится, но не исчезнет. За то, что Ефрем променял славу на мерзость, Бог вынес ему приговор: "Не будет ни рождения, ни беременности, ни зачатия!"

10 глава

10:1, 2 Когда-то Израиль был пышным ветвистым виноградом. Теперь он бесплоден, потому что пользовался Божьими благословениями лишь для того, чтобы все больше погрязать в идолопоклонстве. Бог обвиняет народ в двуличности. Разделилось сердце их, и они виноваты в том, что допустили это.

10:3, 4 Люди заявляли, что им не нужен ни Бог, ни царь. Такие слова показывают, насколько низко пал израильский народ. Когда-то на горе Синай они вручили себя Богу, чтобы Он управлял ими через Моисея и Аарона. После этого, однако, последовал долгий период постепенного отступничества, низшей точкой которого стал отказ вообще признавать какого-либо царя. Эту духовную деградацию можно увидеть в сменяющих друг друга формах правления, против которых евреи всякий раз восставали: 1) теократия (правление Бога); 2) правление Моисея (пророка-законодателя); 3) правление Иисуса Навина (духовного и военного лидера); 4) правление судей; 5) монархия (правление царей); 6) анархия (отсутствие власти). Они заключали заветы, произнося пустые клятвы, и этим навлекли на себя суд, который поразит землю, как ядовитая трава.

10:5-8 Золотой телец Беф Авена будет захвачен и отнесен в Ассирию. Вместо того чтобы любить Бога, Который много раз их спасал, они прилепились к золотому тельцу. В словах Бога звучит, по-видимому, сарказм, когда Он говорит: "За тельца Беф-Авена восплачет народ... и жрецы будут плакать о славе его, потому что она отойдет от него". Неудивительно, что Бог готов излить на них Свой гнев! Погибнет царь Самарии, идольские святыни будут разрушены; люди станут взывать к горам и холмам, чтобы те пали на них.

10:9, 10 Было время, когда все израильские племена выступили против Гивы с целью наказать колено Вениами-ново за грех (Суд. 20). Однако с тех пор история Израиля – это непрерывный ряд преступлений. На этот раз Бог поднимет другие народы, чтобы наказать людей, связанных общим грехом.

10:11 Когда-то Ефрем был как обученная телица, задача которой состояла лишь в том, чтобы молоть зерно. Теперь же на нее возложат ярмо плена; Иуду также принудят к рабскому труду.

10:12-15 Единственный путь к спасению – покаяться и взыскать Господа. Но Израиль больше полагается на колесницы и воинов, поэтому пожнет плоды такой греховной самоуверенности: землю опустошит война, все твердыни будут разрушены, Самария падет, а царя убьют. Упомянутый в стихе 14 Салман это Салманассар III, хотя существует мнение, что речь идет о царе Моава Саламане.

11

VII. Бог и в гневе не перестает быть милующим (11:1 – 14:1)

Для лучшего понимания текста следует различать, где в следующих четырех главах говорит Осия, а где – Бог

Господь: 11 :1 – 12:1

Осия: 12 :2-6

Господь: 12 :7-11

Осия: 12 :12 – 13:1

Господь: 13 :2-14

Осия: 13 :15 – 14:4

Господь: 14 :5-9

Осия: 14 :10

11 глава

11:1-4 В любви Своей Бог из Египта вызвал Израиля (Исх. 12). (Эти слова также относятся к Господу Христу – см. Мф. 2:15.) Но чем больше Бог влек их к Себе, тем дальше они уходили прочь, следуя за своими идолами. Он обращался с Ефремом очень нежно, а они даже не осознавали, что это Господь врачевал их.

11:5-8 За то что народ отвернулся от Бога своего, Он отправит его в изгнание – но не в Египет, а в Ассирию. Сердце Господа сжимается при мысли, что Ему придется опустошить Израиль, как некогда города долины: Адму и Севоим.

11:9-12 Эти стихи говорят о будущем. У Бога есть план восстановить и благословить Свой народ; Он не истребит Ефрема. В еврейской Библии стих 12 является началом следующей главы. По всей вероятности он означает (как нам дает перевод Короля Иакова), что Иуда во времена Осии еще оставался верным Господу, в то время как Израиль наполнен был ложью и лукавством. По версии же Новой Стандартной Библии Иудея не отставала от Израиля в его бунтарстве.

12 глава

12:1, 2 Ефрем пасет ветер – чтобы выжить, ему приходится заключать союзы с Ассирией и Египтом. У Бога большие претензии и к Иуде. Он накажет Иакова (Иудею), пусть его грех и не так ужасен, как Ефрема.

12:3 Здесь упоминается патриарх Иаков. Хотя некоторые библейские тексты выставляют его в неприглядном свете, в данном случае он поставлен в пример как человек, который обращался к Богу и побеждал.

12:4-6 Ангел (ст. 4) отождествляется с Богом Саваофом и Господом (ст. 5). Это тот же Ангел (или Ангел Господень), который явился Агари (Быт. 16:7-11), Аврааму (Быт. 18:1-33; 22:11, 15, 16) и Иакову (Быт. 31:11-13; 48:16; см. также Исх. 3:2, 6-15 и Числ. 22:22-35). Евангельские христиане в большинстве своем верят, что речь идет о втором Лице Троицы до Его воплощения.

Бог увещевает Ефрема подражать Иакову, который больше полагался на Божью силу, чем на свою (см. Быт. 32:28).

12:7, 8 Но Ефрем – хитрый хананей; этот самонадеянный хвастун и обманщик считает себя неуязвимым.

12:9 Бог напоминает народу: всем, что у него есть, он обязан Тому, Кто вывел его из Египта. Если бы только Израиль был послушным! – Он поселил бы его в кущах, как в дни праздника (кущей).

12:10-12 Иегова неоднократно говорил к пророкам (для народа), но безрезультатно. Галаад и Галгал – две области северного царства, разделенные Иорданом – придут в полное запустение по причине идолопоклонства. При этом упоминается, что их предок, Иаков, бежал в Сирию, где был скромным пастухом – стерег овец в Месопотамии.

12:13 Бог по Своей великой милости рукою Моисея (пророка) вывел потомков Иакова из Египта, где они были рабами.

12:14 Но Ефрему все равно. Своим идолопоклонством он раздражил Господа, поэтому кровь его будет на нем самом. Бог вернет время "египетского позора" и поношение его обратит. на него.

13 глава

13:1 Ефрем в свое время (до того как обратился к идолам) добился всеобщего признания в Израиле, к его словам прислушивались. Но поклонение Ваалу привело народ к гибели.

13:2, 3 Люди все больше погружаются в идолопоклонство – заставляют целовать золотых тельцов! Поэтому рассеются, как утренний туман; исчезнут, как роса; унесутся ветром, как мякина или дым из трубы.

13:4-8 Это Господь спас Израиля – вывел из Египта и заботился о нем в пустыне. Но они забывали Его и обращались к идолам. Поэтому Господь поступит с ними жестоко... как дикий зверь.

13:9-13 Если Господь станет противником, кто спасет от руки Его? Связано в узел беззаконие Ефрема, его грех сбережен для судного дня. Муки родильницы постигли его, а он все еще не в положении рождающихся детей, т.е. не в родовом канале. Смысл метафоры в том, что Ефрем никак не "разродится" покаянием, несмотря на угрозу Божьего суда.

13:14 В Исправленной Стандартной Версии первая часть этого стиха стоит в вопросительной форме: "Спасу ли Я их от ада? Стану ли избавлять от смерти?" На эти риторические вопросы есть один ответ: "нет". Наоборот, Бог призовет жало смерти, разрушительную силу Шеола (ада), и жалости не будет в Нем. В 1 Кор. 15:55 этот стих, однако, цитируется в ином смысле.

13:15 – 14:1 Далее Бог предсказывает опустошение Израиля и Самарии ассирийцами ("восточный ветер").

14 глава

VIII. Бог призывает Израиль покаяться и насладиться его благословениями (14:2-10)

14:2-4 Бог призывает Израиль обратиться к Нему и даже предлагает слова молитвы покаяния (этой молитвой евреям еще предстоит помолиться). Упоминаются такие грехи как надежда на Ассирию, упование на коней Египта и идолопоклонство. Народ соглашается с тем, что Бог – единственная их надежда.

14:5-8 В прекрасной поэтической форме Господь обещает исцеление, любовь, обновление, красоту, возрождение и рост.

14:9 В этом стихе продолжается речь Бога (не Осии). Господь хочет, чтобы идолопоклонство осталось в прошлом – ведь это Он защищает и заботится о Своем народе.

14:10 Заканчивая пророчество, Осия подчеркивает, что мудрость и благоразумие обретаются лишь теми, кто познаёт пути Господни.

=====

Примечания

(Введение) Морган, соглашаясь с Эвальдом и следуя таким библейским переводам, как Английская Исправленная Версия и Американская Стандартная Версия, переводит Ос. 1:2 следующим образом: "Когда Иегова в первый раз обратился к Осии". Этим он хочет показать, что пророк ссылается на прошлый опыт общения с Богом, что фактически он говорит: "Еще давно, когда мое служение только началось, еще до того как в моей жизни произошла эта трагедия, Иегова говорил со мной – это Он повелел мне взять в жены Гомерь". Хотя текст недвусмысленно называет Гомерь блудницей, точно не указывается, была ли она таковой в начале супружеской жизни. Конечно же, Бог уже тогда знал о греховных наклонностях Гомерь, которые в будущем проявились в ее поведении. Предвидя это, Он повелел Осии жениться на Гомери; Он прекрасно понимал, как это повлияет на жизнь и служение пророка. Однако вначале Гомерь не проявляла своей греховной сущности, и дети родились еще до уличения ее в неверности (G. Campbell Morgan. Hosea: The Heart and Holiness of God, стр. 9).

(6:7-11) на древнееврейском языке слово "человек" и "Адам" пишутся одинаково.

(12:7, 8) Хананеи были настолько искусными дельцами, что слово "хананей" стало синонимом слова "торговец".

(14:9) В оригинальном тексте нет знаков препинания, но большинство переводов соглашаются с предлагаемой пунктуацией.