"Эта книга уникальна тем, что в ней акцент делается не столько на пророчестве, сколько на самом пророке. Читателя смиряет и назидает эта история, раскрывающая состояние души Ионы и показывающая дисциплинарные воздействия любящего Бога." Джордж Уильямс
Введение
I. Уникальное положение в каноне
Иона (евр. "голубь") – единственный из пророков, чья книга посвящена не содержанию пророчеств, а личному опыту автора. Его жизнь символически отображает прошлое, настоящее и будущее Израиля. Эта аналогия просматривается в следующем:
1. Он (Израиль) должен был свидетельствовать о Боге язычникам.
2. Он не захотел, чтобы Божья благодать распространилась и на язычников.
3. Он был брошен в море (языческий мир), которое поглотило его, но не привело к ассимиляции.
4. Он был возвращен на сушу (восстановление Израиля на его земле), чтобы стать благословением для всех народов.
В аналогию не вписывается лишь раздражение Ионы в главе 4 – нигде в Библии не сказано, что Израиль будет огорчен спасением язычников, которые получат благословения в Тысячелетнем Царстве!
II. Aвторство
От первого лица написан только "гимн" Ионы, когда он находился в чреве большой рыбы. Тот факт, однако, что остальные три главы написаны от третьего лица – т. е. другой повествует об Ионе, а не он сам о себе – не исключает его полного авторства (традиционная точка зрения). На "историческое время" (третье лицо в прошедшем времени) иногда переходят и другие авторы библейских книг, в том числе Моисей. Тем не менее, вопрос об авторстве данной книги остается открытым, так как имя автора не указано.
III. Bремя написания
Миссия Ионы в Ниневию совпала со временем правления (793-753 гг. до Р.Х.) самого могущественного монарха Северного царства, Иеровоама II (4 Цар. 14:23). Хотя ассирийские надписи не упоминают о великом пробуждении, имевшем место в этот период времени, некоторые исторические события перекликаются с книгой Ионы. Широко известно, что язычники в древности считали голод и солнечное затмение божественным предзнаменованием грядущих бедствий. Не исключено поэтому, что Господь воспользовался случившимся в Ассирии голодом (765 и 759 гг. до Р. Х.) и полным солнечным затмением (15 июня 763 г. до Р. Х.), чтобы приготовить сердца ниневитян к благовестнической деятельности Ионы. Также почву для его служения мог подготовить временный переход к монотеизму царицы Семирамиды и ее сына-соправителя Ададнирари III (810-782 гг. до Р. Х.).
IV. Исторический фон и тема
Иона был сыном Амафии ("верный" [Богу]). В 4 Цар. 14:25 мы узнаем, что его родина – галилейский город Гафхефер.
Он пророчествовал в те дни, когда Ассирия угрожала Северному царству, Израилю. Бог послал его призвать к покаянию жителей Ниневии, столицы Ассирии. Миссия эта пророку не понравилась – он боялся, что если город покается, Бог его пощадит. Ассирийцы были особо жестоким народом. Если верить их собственным письменам, они сдирали со своих врагов кожу живьем, складывали в груды их черепа и совершали другие ужасные вещи. В 4 Цар. 18:19 (и далее) записаны высокомерные, полные богохульств слова Рабсака, посланника ассирийского царя Сеннахирима.
Поэтому Иона бежал в Фарсис, но... оказался в чреве большой рыбы. Господь вызволил его, и пророк, смирившись, отправился проповедовать в
Ниневию. Город покаялся, и Бог пощадил его. к большому неудовольствию Ионы!
Господь Иисус использовал пребывание Ионы в ките как символ Своей смерти, погребения и воскресения (Мф. 12:40; 16:4).
Эта книга – настоящая иллюстрация к Рим. 3:29 – "Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников".
Также можно провести параллель между историей Ионы и Рим. 11:12, 15. Когда пророка бросили в море, это послужило к спасению язычников на корабле. Когда же кит выбросил его на сушу, это спасло целый город. Так и отпадение Израиля – "богатство миру" (языческому). Насколько же больше благословений принесет миру возрождение Израиля!
Содержание
I. НЕПОСЛУШАНИЕ ПРОРОКА (1:1-2:1)
A. Призвание Ионы (1:1, 2) Б. Бегство Ионы (1:3)
B. Шторм на море (1:4-10)
Г. Иона в чреве кита (1:11-2:1)
II. ИЗБАВЛЕНИЕ ПРОРОКА (2:2-11)
А. Молитва Ионы (2:2-10)
Б. Ответ Бога (2:11)
III. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ БОЖЬЕГО ПОСЛАНИЯ ЧЕРЕЗ ИОНУ (Гл. 3)
A. Угроза суда (3:1-4)
Б. Покаяние всего города (3:5-9)
B. Отсрочка суда (3:10)
IV. НЕДОВОЛЬСТВО ПРОРОКА (Гл. 4)
A. Молитва-ропот Ионы (4:1-3)
Б. Бог обращается к пророку (4:4)
B. Иона вне стен города (4:5)
Г. Наглядный урок благодати суверенного Бога (4:6-11)
I. НЕПОСЛУШАНИЕ ПРОРОКА (1:1-2:1)
А. Призвание Ионы (1:1, 2)
Бог послал Иону проповедовать в Ниневию, столицу Ассирии – главного врага Израиля. По-человечески можно понять чувства пророка, который не хотел туда идти (см. выше "Исторический фон и тема").
Б. Бегство Ионы (1:3)
Иона ослушался Бога и сел на корабль, отправляющийся в Фарсис (вероятно, порт на южном побережье Испании). Х. Ч. Вудринг так комментирует этот бунт пророка:
"Бог хотел, чтобы Иона отправился в Ниневию, расположенную в пятистах милях к северо-востоку от Палестины – он же предпринял путешествие в 2000 мили на запад. Бог хотел, чтобы Иона добрался до места назначения сушей вдоль "плодородного полумесяца" – он же избрал ужасное морское путешествие (иудеи терпеть не могли моря). Бог послал Иону в одну из величайших столиц того времени – он же отправился в далекий торговый порт на границе цивилизованного мира. Господь хотел быть со Своим пророком – Иона же попытался убежать от присутствия и силы Бога."
В. Шторм на море (1:4-10)
Господь навел (букв. "швырнул") на море крепкий ветер, и соделалась. великая буря, которая угрожала уничтожить корабль и моряков. Корабельщики – которые были язычниками (вероятно, финикийцы) – бросили жребий, чтобы определить, кто является причиной бедствия. Виновным оказался еврей Иона, который бежал от лица Господа.
Г. Иона в чреве кита (1:11-2:1)
1:11-16 Вопрос "что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас?" раскрывает природу большинства людей, готовых спасти свою шкуру любой ценой. Тем не менее, эти язычники оказались на редкость благородными – для настоящих морских волков. Когда Иона посоветовал бросить его в море, они вместо этого приложили все усилия, чтобы пристать к земле. К "крайнему средству" прибегли только потому, что море все продолжало бушевать против них.
2:1 Посланный Господом большой кит проглотил Иону, который пробыл внутри него три дня и три ночи. (Чудо заключается не в том, что кит смог проглотить человека, а в том, что пророк не погиб у него в желудке).
II. ИЗБАВЛЕНИЕ ПРОРОКА (2:2-11)
А. Молитва Ионы (2:2-10)
Молитва Ионы, которой он воззвал к Богу из чрева кита, наполнена благодарностью за спасение от смерти в морских водах, а не за избавление из "недр желудка", которое произошло уже после молитвы. Молитва эта примечательна тем, что содержит фрагменты из Псалтыря. Дж. Сидлоу Бакстер анализирует ее следующим образом:
"В молитве Ионы нет никаких прошений. Она состоит из благодарения (ст. 3-7), раскаяния (ст. 8, 9) и обновления своего посвящения Богу (ст. 10). Это воистину псалом восхваления, благодарственный молебен (Te Deum), славословие. Я знавал человека, который восхвалял Бога пением, засунув голову в пустую бочку из-под муки, в надежде, что она снова наполнится! Но воспевать Бога, мучаясь посреди океана в брюхе кита, – совершенно беспрецедентный случай." Молитва Ионы предвосхищает будущее покаяние Израиля. Когда народ признает Иисуса Мессией и Спасителем, Бог восстановит его и снова изольет все Свои благословения.
Упоминание чрева преисподней в стихе 3 побудило некоторых людей предположить, что Иона умер в чреве кита и через три дня был воскрешен. Однако еврейское слово "шеол" может означать могилу, загробную жизнь и другие понятия. Вероятно, здесь оно используется метафорически в значении "бездна" или же является идиомой, наподобие современного выражения "адские глубины".
Хотя весьма сомнительно, что Иона в буквальном смысле умер и воскрес, Сам наш Господь увидел в этом событии символ Своей смерти, погребения, трехдневного пребывания во гробе и славного воскресения (Мф. 12:40). Это, помимо прочего, показывает, что Христос считал Иону реальной личностью, а не просто персонажем "притчи", как утверждают некоторые современные проповедники.
Б. Ответ Бога (2:11)
Когда Иона признал, что спасение исходит от Господа, кит изверг Иону на сушу.
III. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ БОЖЬЕГО ПОСЛАНИЯ ЧЕРЕЗ ИОНУ >(Гл. 3)
A. Угроза суда (3:1-4)
Итак, Господь снова повелел Ионе идти в Ниневию, и на этот раз пророк повиновался. Придя в этот город великий, он объявил, что через сорок дней. Ниниевия будет разрушена.
Б. Покаяние всего города (3:5-9)
Жители Ниневии, поклонявшиеся Дагону (богу-рыбе), очевидно поняли, что случилось с Ионой – история свидетельствует, что у людей, переживших подобное, на коже из-за действия пищеварительных соков (рыб) появлялись характерные пятна. Вероятно, увидев такие пятна на Ионе, народ воспринял это как знак свыше. Поэтому весь город покаялся и поверил Богу, от большого из них до малого. Был объявлен пост для людей и скота. Все – от царя до животных – покрыты были вретищем.
B. Отсрочка суда (3:10)
В результате Бог пощадил Ниневию и отвратил от нее бедствие. Однако из истории мы знаем, что ассирийцы вернулись к греховному образу жизни, так что после 150-летнего периода Божьей милости их столица все-таки была разрушена.
IV. НЕДОВОЛЬСТВО ПРОРОКА (Гл. 4)
А. Молитва-ропот Ионы (4:1-3)
Иона был раздражен тем, что Бог пощадил этих язычников, врагов Израиля. Он так сильно огорчился, что даже просил себе смерти – возможно боялся, что Ассирия снова станет угрожать Израилю.
Большинство врагов избранного народа подверглись со стороны Бога суровому суду; естественно, любого еврея шокировала бы весть, что Господь спас, а не погубил Ассирию. Иона, как проповедник, понимал, что Бог долготерпеливый и многомилостивый. Но он также был уверен, что Господь всегда обрекает на гибель таких грозных врагов Своего народа, как этот. Другими словами, среднему еврею показалось бы вопиющей несправедливостью проявление такого милосердия к одному из злейших врагов Израиля в период Ветхого Завета.
Б. Бог обращается к пророку (4:4)
Пытаясь пробудить у Ионы совесть, Господь задает ему вопрос: "Неужели это огорчило тебя так сильно?"
В. Иона вне стен города (4:5)
Вместо ответа Иона вышел из Ниневии и сел с восточной стороны у города в ожидании дальнейших событий.
Г. Наглядный урок благодати суверенного Бога (4:6-11)
4:6-8 Там, вне городских стен, произрастил Господь Бог растение, чтобы уберечь Иону от солнца – пророк был очень доволен. Но на другой день Бог сделал так, что червь подточил растение, и оно засохло. К тому же, Господь послал знойный восточный ветер, который вместе с палящим солнцем довел Иону до того, что он изнемог и просил себе смерти.
4:9-11 Тогда Бог объяснил Своему пророку, что если тот так огорчился из-за растения, то у Него намного больше причин пожалеть город, в котором только детей более ста двадцати тысяч, не говоря уже о множестве скота.
Мораль этой небольшой книги проста: Бог любит весь мир – не только иудеев, но и язычников.
=====
Примечания
(3:1-4). "Ниневия вместе с близлежащими городами и селениями представляла собой обширный агломерат. Чтобы обойти его (80/96 км), пророку потребовалось три дня". Montague S. Mills, The Minor Prophets, A Survey, стр. 55. 4 (4:6-8) Для своего непокорного пророка Господь употребил четыре "наглядности": кита (2:1), растение (4:6), червя (4:7) и жаркий восточный ветер (4:8).