Уильям МакДональд

Комментарии МакДональда - Наум

Оглавление

Введение

1 глава

2 глава

3 глава

Введение

"Описания Наума необычайно ярки и высокохудожественны; эта книга заслуживает места среди лучших литературных творений Ветхого Завета." Ч. Х. Райт

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Эта небольшая книга хотя и написана евреем, предсказывающим разрушение столицы языческого мира того времени (Ниневии), не является националистическим трактатом, но осуждением милитаризма и тирании в целом – и тем более, если они направлены против Божьего народа. Бог покарал Свой народ за отступничество и грехи, используя язычников, однако "орудие" наказания также подлежит наказанию. Р. К. Харрисон пишет об этом следующее:

"Автор этого маленького грозного пророчества в сильных и запоминающихся выражениях показывает, что Бог того самого народа, который так презирают ассирийцы, на самом деле является Дизайнером судеб всех наций и Надзирателем над всей землей. Перед Его справедливым судом даже величайшие мировые державы склонятся смиренно, в стыде."

II. Aвторство

Наум был родом из Елкоса. Точное месторасположение этого города неизвестно, но его часто отождествляют с Капернаумом (евр. Кефар Нахум – "город Наума") – селением на берегу Галилейского моря. Имя пророка означает "утешитель".

III. Bремя написания

Хотя Наум не приводит никаких дат, время написания книги можно определить с точностью до пятидесяти лет. По всей видимости, пророчество было написано после падения Но-Аммона (Фив) в 663 г. (до Р. Х.), потому что Наум упоминает об этом событии (3:8) – и до разрушения Ниневии в 612 г. (до Р. Х.). Следовательно, Наум пророчествовал в период долгого правления идолопоклонника Манассии (696-642), вероятно, в 663-654 гг. (до Р. Х.).

IV. Исторический фон и тема

Наум Елкосеянин обращается к Иудее с посланием утешения, предсказывая гибель ассирийцев и возрождение Божьего народа. Его пророчество является как бы продолжением книги Ионы, в которой повествуется о покаянии Ниневии. Из пророчества Наума мы видим однако, что ниневитяне вернулись к прежнему образу жизни, чем навлекли на себя Божий гнев. Тем не менее, наш Господь поставил жителей Ниневии в пример фарисеям; если первые способны были покаяться, последние – нет (Мф. 12:41).

Эта маленькая книга является классическим осуждением милитаризма. Ассирийцы были безжалостны к своим врагам. В своих записях о военных победах они хвастливо описывают, как развешивали на шатрах и стенах городов кожу, содранную живьем с пленных. Даже если в этих словах больше бахвальства, чем правды, это все равно свидетельствует об их кровожадной натуре.

Также они презирали Бога Израиля, не подозревая однако, что Он контролирует всё происходящее на земле, и что по Его воле Ниневия падет.

Наум предсказал разрушение Ниневии – столицы Ассирии и крупнейшего города того времени. Хотя это пророчество уже исполнилось буквально, оно также касается и "эсхатологического Ассура", который в будущем станет угрожать Божьему народу.

Содержание

I. ХАРАКТЕР БОГА-СУДЬИ (1:1-8)

II.НЕОТВРАТИМОСТЬ СУДА НАД НИНЕВИЕЙ (1:9-15)

III. ОПИСАНИЕ ОСАДЫ НИНЕВИИ (2:1-12)

IV. БОГ НЕ ОТСТУПИТ ОТ СВОЕГО НАМЕРЕНИЯ РАЗРУШИТЬ НИНЕВИЮ (2:13 – 3:19)

1 глава

I. Xарактер Бога – Судьи (1:1-8)

1:1-5 Бог описывается здесь как ревнитель и мститель. С одной стороны – Он

страшен в гневе, с другой – долготерпелив и велик могуществом. В Его руке вся Вселенная с ее обитателями. Его ревность праведна. Это ревность мужа к любимой жене, а не завистливое отношение к чужому счастью. Ведь Израиль – "жена" Иеговы (см. книгу пророка Осии).

1:6-8 Когда Бог наказывает, никто не сможет этому воспрепятствовать. В то же время Он благ к надеющимся на Него. Его гнев обрушится на Ассирию всепотопляющим наводнением и разрушит ее столицу Ниневию.

II. Hеотвратимость суда над Hиневией (1:9-15)

1:9-11 Эти слова обращены к ассирийцам. Бог намерен уничтожить их. Тот, кто умышляет против Господа, падет (вероятно, это относится к Сеннахириму или дерзкому Рабсаку).

1:12, 13 Хотя ассирийцы пока безопасны, они будут посечены. И наоборот, хотя Израиль был отягощен Господом, его ждет счастливое будущее, потому что Бог сокрушит невыносимое ассирийское ярмо.

1:14 Далее Господь обращается непосредственно к ассирийскому царю. Его имя будет забыто, его храм с идолами разграбят враги. Господь приготовит ему могилу, и будет он в презрении.

1:15 В этом стихе говорится о вестнике, возвещающем Иудее мир, потому что гибель ждет Ассирию. Похожие слова записаны Павлом в Рим 10:15, но там они используются в контексте бла-говестия (см. Ис. 52:7).

2 глава

III. Oписание осады Ниневии (2:1-12)

2:1 В первых десяти стихах этой главы речь идет об осаде Ниневии вавилонянами. "Разрушитель" – это, возможно, Господь или те же вавилоняне. Пятью повелениями пророк иронично призывает обезумевших от страха ниневитян готовиться к осаде: "охраняй твердыни, стереги дорогу, укрепи чресла, собирайся с силами".

2:2 Господь восстановит величие Своего народа. Израиль снова возвысится – хотя и не обязательно в ближайшее время. Южное царство еще не уведено в плен, но уже платит дань.

Следует отметить однако, что существует альтернативный перевод этого стиха с диаметрально противоположным смыслом. В своем почти 400-странич-ном комментарии к этому небольшому пророчеству Вальтер А. Майер переводит еврейское слово "восстановит" как "отсечет", а "величие" – как "гордость" (это его обычное значение). Он пишет: "Выражение "Иегова отсечет гордость Иакова" ретроспективно описывает уже свершившийся Божий суд над Иудеей (родиной пророка) за то, что она в надменности своей забыла Всемогущего. Вероятно Наум, записывая это пророчество, вспоминал нашествие Сеннахирима, который хвастался тем, что опустошил Иудею."

Образ Израиля как опустошенного или истребленного виноградника – вполне уместный литературный прием, который часто используется в Ветхом Завете (Пс. 79:13 и далее; Ис. 5:5, 6; Иер. 12:10; Ос. 10:1).

2:3-6 Воины осаждающей армии изображены (ст. 3, 4) в их излюбленных цветах: вавилоняне одеты в красное, а их союзники Мидяне – в багряное. (Ассирийская форма была голубой.) Обычно считается, что "храбрые свои", которые спотыкаются на ходу (ст. 5), – это ассирийские защитники. Но, судя по контексту, речь идет о вавилонских захватчиках. Речные воды хлынули в город – фундамент размывается, дворец разрушается.

2:7-10 Царица отведена в плен. Жители бегут из города, не обращая внимания на крики "Стойте!" Серебро и золото Ниневии разграблено; унесены все ее запасы и драгоценная утварь. Город опустошен. У всех от ужаса искажены лица.

2:11, 12 Эти стихи будет легче понять, если вспомнить, что эмблема Великобритании – лев, а Соединенных Штатов – орел. Ассирийцы были просто помешаны на львах. Их рисунки и скульптура наполнены образами львов с человеческими лицами (и наоборот, людей с лицами львов). Без сомнения, они отождествляли себя со львами и пытались вести себя соответствующе.

Иронично сравнивая Ниневию с львиным логовом, Наум словно сыпет соль на рану. Он еще больше уязвляет самолюбие побежденных ассирийцев, используя такие метафоры как лев, львица, львенок, логовище львов – в двух стихах семь раз!

IV. Бог не отступит от своего намерения разрушить Ниневию (2:13 – 3:19)

2:13 Господь Саваоф постановил разрушить Ниневию. Сам Бог выступил против нее, поэтому у города нет шансов на спасение. Ее колесницы будут сожжены, и меч пожрет львят (воинов). Не будет более слышим шум войск, никто больше не станет жертвой Ассирии.

3 глава

3:1-3 В главе 3 продолжается описание падения Ниневии и указываются следующие причины: это город кровей, ограбивший множество других городов; он полон обмана и убийства. Поэтому теперь вавилонская конница атакует со сверкающими мечами, и на улицах нет конца трупам.

3:4-7 Народ осужден за блудодеяния и чародейства, за то, что развращает другие нации, оскверняя их идолопоклонством. Иегова откроет перед всеми мерзкую сущность "блудницы" приятной наружности. Он сделает ее презренной, что будет справедливым наказанием.

3:8-10 Ниневия не избежит кары, как не избежал ее Но-Аммон (Фивы) – этот величественный город, символ объединенной мощи Эфиопии и Египта.

Что же касается союзников, то Фивы полагались на коптов и ливийцев, которые служили подкреплением. Земли обитания этих народов обычно отождествляются с Ливией, но в этом вопросе не следует быть слишком дог-матичным. Эфиопия (или земля "Фут") могла простираться далеко на юг вплоть до территории современного Сомали.

3:11-13 Ниневия опьянеет (как Египет), испив из чаши Божьего гнева. Она созрела для суда подобно смоковнице со спелыми плодами. Все укрепления ее падут, когда ворота земли откроются перед врагами настежь.

3:14-17 Ниневия падет, несмотря на тщательнейшую подготовку к осаде – ее жители увеличили запасы воды и где нужно укрепили крепости глиняными кирпичами. Хотя ее князья, военачальники и купцы многочисленны как звезды в небе, они покинут город, словно разлетевшиеся рои мошек при первых лучах солнца.

3:18, 19 Пастыри (вожди) Ассирии уже спят смертным сном. Нации нанесена смертельная рана. Весть о падении Ниневии вызовет великую радость, потому что многие пострадали от ее рук. Ниневия пала в 612 г. до Р. Х.

Пророчество Наума исполнилось в такой точности, что спустя много лет воины Ксенофонта и Александра Македонского даже не догадывались, что проходят по руинам некогда величественной Ниневии.

Местоположение древней Ниневии долгое время оставалось тайной. Ее руины был обнаружены только в XIX веке.