Уильям МакДональд

Комментарии МакДональда - Софония

Оглавление

Введение

1 глава

2 глава

3 глава

Введение

"Если кто-то хочет соприкоснуться со всеми тайнъми пророческими изречениями в кратком их изложении, дайте ему прочитать эту небольшую книгу пророка Софонии." Мартин Буцер (1528)

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Многим людям нравится наблюдать за жизнью королевского двора и впитывать благородные манеры царственных особ. К таковым, по всей видимости, можно причислить и Софонию, великого правнука благочестивого царя Езекии и, таким образом, троюродного кузена богобоязненного царя Иосии, во времена которого он жил. К сожалению, между правлением Езекии и Иосии пролегла черная полувековая полоса греховного царствования Амона и Манассии. Софония, вероятно, имел доступ ко Двору в столице Южного царства.

II. Aвторство

У нас очень мало сведений о Софонии, сыне Хусия. Его имя означает "Иегова скрывает", т. е. защищает или оберегает. Его генеалогия, как мы уже отметили, восходит к царскому роду. Что касается стиля книги, то Софонии присуще противопоставлять свет и тьму, рисуя при этом очень мрачную картину дня Господня, в которой, однако, едва заметно высвечивается будущая слава Израиля и покаяние язычников. Как отмечает Хьюитт, пророк не старается смягчить свое послание:

"Он не намерен изменять свой стиль в угоду кому бы то ни было. Он прямо осуждает грех, провозглашает о суде с поразительным бесстрашием и завершает книгу вдохновенной песней надежды, предвосхищающей приход Тысячелетнего Царства."

III. Bремя написания

Софония нес служение в период правления Иосии (640-609 гг. до Р. Х.). Среди верующих ученых нет единогласия касательно того, писал ли он свою книгу до великого пробуждения в 621 г. (до Р. Х.) или после. Если до него, то его пророчество, вероятно, способствовало духовному подъему. Однако некоторые моменты в книге – такие как цитирование недавно найденного Закона – предполагают дату после 621 г. Из Соф. 2:13 следует, что во время написания книги Ниневия еще не пала. Так как ее разрушение имело место в 612 году, можно сделать вывод, что Софония пророчествовал где-то между 621-612 годами.

IV. Исторический фон и тема

Вероятно, Софония пророчествовал в Иерусалиме – "с места сего" (1:4). Исторический контекст данного пророчества описан в 4 Цар. 21-23 и первых главах Иеремии.

"Софония видел угрожающие орды скифов, застилающие горизонт – они быстры и ужасны в своем стремительном передвижении. Положение Иудеи было очень щекотливым. Она оказалась в тяжелейшей ситуации, так как со своими ничтожными ресурсами не могла даже надеяться, чтобы противостать такой грозной силе. Когда между великими державами к северу и югу от Иудеи возникала борьба за мировое господство, оказавшиеся "между молотом и наковальней" слабые страны часто становились невольными участниками военных действий, обрекая себя на гибель. Понимая, что ситуация в мире накаляется, Софония стал проповедником праведности, беспощадно бичуя зло своего времени." В своей маленькой книге Софония семь раз использует выражение "день Господень" – отсюда тема книги: Божий суд ждет Иудею за ее непослушание. Другие ключевые фразы – "ревность" и "посреди него". Бог ревнует в том смысле, что видит в идолопоклонстве измену Себе. Он "посреди" людей прежде всего как праведный Судья (3:5), и лишь затем – как Победитель Своих врагов (3:15).

Содержание

I. БОГ ПОСТАНОВИЛ СВЕРШИТЬ СВОЙ СУД (Гл. 1)

A. Над всей землей (1:1-3)

Б. Над Иудеей и Иерусалимом (1:4-6)

B. Жертвоприношение как образ дня Господнего (1:7-13)

1. Приглашенные гости – враги Иудеи (1:7)

2. Жертва – грешный народ Иудеи (1:8-13)

Г. Ужасы дня Господня (1:14-18)

II.  БОГ ПРИЗЫВАЕТ ИУДЕЮ К ПОКАЯНИЮ (2:1-3)

III.  ОБРЕЧЕННЫЕ НА ГИБЕЛЬ ЯЗЫЧЕСКИЕ НАРОДЫ (2:4-15)

A.Филистимляне (2:4-7)

Б. Моавитяне и аммонитяне (2:8-11)

B. Эфиопия (2:12)

Г. Ассирия и в первую очередь Ниневия (2:13-15)

IV. БОГ ПРОВОЗГЛАШАЕТ ИЕРУСАЛИМУ "ГОРЕ" (3:1-7)

A. Неповиновение, безответственность, неверие и нераскаянность (3:1, 2)

Б. Жадность князей и судей (3:3)

B. Легкомыслие и вероломство пророков, кощунства священников (3:4)

Г. Явление Господа в суде (3:5-7)

V. СЛОВА УТЕШЕНИЯ ДЛЯ "ВЕРНОГО ОСТАТКА" (3:8-20)

A. Уничтожение нечестивых язычников (3:8)

Б. Обращение к Богу уцелевших народов (3:9)

B. Восстановление рассеявшегося Израиля (3:10-13)

Г. Радость по поводу второго пришествия Христа (3:14-17)

Д. Благие деяния Бога для Своего народа (3:18-20)

1 глава

I. БОГ ПОСТАНОВИЛ СВЕРШИТЬ СВОЙ СУД (Гл. 1)

А. Над всей землей (1:1-3)

Библейские пророки часто в начале книги указывали имя своего отца (иногда и деда), потому что евреи в немалой степени были "ориентированы на родословные" – как сказали бы мы сегодня. Но Софония, сын Хусия, превзошел всех, прослеживая свою родословную до четвертого поколения – для того, без сомнения, чтобы мы знали о его царском происхождении. Он был правнуком царя Езекии.

Эта глава описывает, как уничтожение земли в целом, так и Иудеи с Иерусалимом в частности. Бог истребит все с лица земли.

Б. Над Иудеей и Иерусалимом (1:4-6)

Жители Иерусалима будут наказаны за свое идолопоклонство, за поклонение Ваалу, звездам (воинству небесному) и Милхому, божеству аммонитян.

В. Жертвоприношение как образ дня Господнего (1:7-13)

1. Приглашенные гости – враги Иудеи (1:7)

Приготовил Господь жертвенное заклание; Иудея – жертва, а вавилоняне – приглашенные гости.

2. Жертва – грешнъй народ Иудеи (1:8-13)

Бог посетит Иудею за идолопоклонническую практику и одежду, а также за насилие и обман. Рыдания будут слышны в разных местах столицы – у ворот Рыбных, у других ворот и на холмах – когда захватчики устроят резню и грабеж.

Г. Ужасы дня Господня (1:14-18)

Здесь дано самое впечатляющее в Библии описание дня Господа. Это день Божьего гнева на людей (в частности на Иудею) по причине их грехов. Это день войны, скорби и бойни. На основе стихов 15 и 16 был написан известный, ставший классикой, латинский гимн, посвященный Божьему суду.

"В 1250 году Томас из Челано, взяв за основу стих 15, написал свой знаменитый гимн "Dies irae, dies illa" ("Этот день – день гнева"). Это день гнева, тревоги, горя, опустошения, разорения (у еврейских слов "опустошение" и "разорение" схожее звучание – "шоах" и "умешоах" – что подчеркивает определенную монотонность процесса наказания), тьмы, мрака, облака и мглы, трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен." Бог ревниво следит за сердечными привязанностями Своего народа. Он не потерпит "соперников".

2 глава

II. БОГ ПРИЗЫВАЕТ ИУДЕЮ К ПОКАЯНИЮ (2:1-3)

Бог призывает народ необузданный (в др. переводах "бесстыдный") покаяться. По-видимому, в стихе 3 имеются в виду уцелевшие праведные иудеи. Если они взыщут Господа, то укроются в день гнева Господня.

III. ОБРЕЧЕННЫЕ НА ГИБЕЛЬ ЯЗЫЧЕСКИЕ НАРОДЫ (2:4-15)

A. Филистимляне (2:4-7)

В стихах 4-15 Софония предсказывает суд над народами, окружающими Иудею с запада, востока, юга и севера. Первой упоминается земля филистимская. Пророк также использует другое название этой нации: народ критский. Их города – Газа, Аскалон и Азот – будут покинуты и опустеют. Господь сотрет их с лица земли и отдаст всю страну Иудее, которая будет использовать ее в качестве пастбищ.

Б. Моавитяне и аммонитяне (2:8-11)

Далее следуют Моав и Аммон. Богу известны их высокомерные слова и превозношение над Его народом. Эти земли ожидает полное опустошение – остаток народа Божьего будет жить там. Стих 11 предвосхищает Тысячелетнее Царство, когда Господь истребит всех богов земли.

B. Эфиопия (2:12)

Эфиопия будет наказана Божьим мечом (вавилонским царем). Некоторые исследователи – например, Фейнберг – отождествляют "эфиоплян" и египтян.

"Судьба Эфиопии была тесно связана с Египтом, в котором правили эфиопские династии (см. Иер. 46:9 и Иез. 30:5, 9). Имеются все причины полагать, что здесь под термином "эфиопляне" подразумевается Еги-пет."

Г. Ассирия и в первую очередь Ниневия (2:13-15)

Навуходоносор уничтожит также и Ассирию. Ниневия станет убежищем для зверей и птиц, и всякий, проходя мимо нее, посвищет и махнет рукой.

3 глава

IV. БОГ ПРОВОЗГЛАШАЕТ ИЕРУСАЛИМУ "ГОРЕ" (3:1-7)

A. Неповиновение, безответственность, неверие, нераскаянность (3:1, 2)

Представленный в образе женщины Иерусалим осужден как нечистый и оскверненный Притеснитель. Он был непокорен – на Господа не уповал, к Богу своему не приближался.

Б. Жадность князей и судей (3:3)

Князья его подобны рыкающим львам, а судьи его жадны, как вечерние волки.

B. Легкомыслие и вероломство пророков, кощунства священников (3:4)

Его пророки – люди, которым нельзя доверять; священники – осквернители святыни. Фейнберг дает такой комментарий:

"В стихе 4 мы встречаем единственное в этой книге осуждение пророков. Они виновны в легкомыслии, в том, что играют с огнем и шутят с очень серьезными вещами. В их жизни и учении чувствуется бесхребетность, беспринципность. По сути, они предатели, потому что, поощряя людей в их отступничестве от Бога, выказывают этим свою неверность Ему, хотя и утверждают, что говорят от Его имени. Своими нечестивыми делами они осквернили святилище.

Для них нет ничего святого. Они попирают закон, извращая его простые требования и искажая его ясное значение, когда "наставляют" людей."

Г. Явление Господа в суде (3:5-7)

Несмотря на все грехи и развращенность народа, Господь посреди него, чтобы праведно судить. Он наказывал другие народы, полагая, что это непременно научит Иудею бояться Его. Иуда, однако, все больше опускался и деградировал.

V. СЛОВА УТЕШЕНИЯ ДЛЯ "ВЕРНОГО ОСТАТКА" (3:8-20)

A. Уничтожение нечестивых язычников (3:8)

Бог увещевает "верный остаток" (верных иудеев) ждать, пока Он не уничтожит всех Своих врагов огнем ревности.

Б. Обращение к Богу уцелевших народов (3:9)

Уста чистые – это, по всей видимости, не намек на общемировой язык в будущем, а пророчество о том времени, когда люди чистыми (от идолопоклонства) устами будут славить Иегову, когда все народы будут служить Ему единодушно.

B. Восстановление рассеявшегося Израиля (3:10-13)

Когда наступит Тысячелетнее Царство, язычники возвратят рассеявшихся по всему миру иудеев обратно в их страну в качестве дара Господу. Грешники, тщеславящиеся своею знатностью, будут уничтожены, и "верному остатку" больше уже нечего будет бояться. Спасется лишь народ смиренный и простой – тот, кто уповает на имя Господне и живет праведно.

Г. Радость по поводу второго пришествия Христа (3:14-17)

В стихах 14-20 приведена песнь возрожденного Израиля, восхваляющая Иегову за Его могущественное избавление и прославляющая Его любовь, которую Он явил ради Израиля и Себя Самого. У Дочери Сиона много причин, чтобы ликовать, торжествовать и радоваться! Не только ее враги повержены, но теперь среди нее обитает Царь-Мессия, Сам Господь. Уже нет повода для страха, потому что Господь Бог силен спасти народ Свой по любви Своей.

Д. Благие деяния Бога для Своего народа (3:18-20)

Так как народ скоро постигнет суд, Господь завершает Свою грозную речь обещанием (которое обязательно сбудется) совершить в жизни "святого остатка" радикальнейшие перемены к лучшему. Вместо поношения, на которое сетуют изгнанники, Господь приведет их в почет и именитость на всей этой земле.