Уильям МакДональд

Комментарии МакДональда - Аггей

Оглавление

Введение

1 глава

2 глава

Введение

"Немногим пророкам удалось в такой сжатой форме раскрыть столько духовной глубины, как это сделал Аггей." Френк Э. Габелен

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Особенностью этой книги – второй по краткости в Ветхом Завете – является то, что она построена вокруг одного простого призыва: восстановите храм! Небольшое количество уцелевших евреев, которые вернулись в Палестину, надолго забросили начавшиеся было восстановительные работы. После 16 лет потерянного времени Бог посылает Аггея, чтобы вывести иудеев из летаргического состояния и возобновить строительство. Пророчество Аггея включает, также суд над нечестивыми народами и обетование будущей славы для Божьего народа.

II. Aвторство

Должно быть, Аггей родился в какой-нибудь праздник, потому что его имя означает "праздничный" (в Ветхом Завете оно нигде больше не встречается). По-видимому, такое имя ему дали верующие родители еще во времена вавилонского плена, в надежде на скорое возрождение Израиля, что стало бы, несомненно, радостным, праздничным событием.

Аггей – первый из трех пророков, которые несли служение в период после плена (два других – Захария и Малахия). Хотя Ездра и упоминает Аггея (Езд. 5:1; 6:14), мы практически ничего не знаем о его жизни. Это учит нас фокусироваться не на "посланнике", а на Посылающем и Его послании, что противоречит современной (и не только) тенденции возвеличивать проповедника.

III. Bремя написания

Пророчество Аггея точно датируется 520 годом до Р. Х. ("второй год царя Дария" – Дария I, Гистапса).

IV. Исторический фон и тема

Аггей – этот пророк пост-вавилонского периода, вернулся в землю Израиля с первой группой переселенцев, которую вывел из Вавилона Зоровавель. Цель его служения – воодушевить народ снова взяться за восстановление храма (Езд.

5:1).

Ключевая фраза книги: "Я с вами! Р говорит Господь" (1:13; 2:4). Другие важные выражения: "обратите сердце ваше на пути ваши" (1:5, 7; 2:15, 18) и "ободритесь ныне" (2:4).

Содержание

I. ПЕРВОЕ ПРОРОЧЕСТВО – ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ШЕСТОГО МЕСЯЦА (Гл. 1)

А. Упрек за нежелание восстанавливать храм (1:1-4)

Б. Нужда и засуха – результат затянувшейся "отсрочки" (1:5-11)

В. Народ, воодушевленный Аггеем, возобновляет восстановительные работы (1:12-15)

II. ВТОРОЕ ПРОРОЧЕСТВО – ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ СЕДЬМОГО МЕСЯЦА (2:1-9)

А. Пророк снова ободряет народ, заверяя его в присутствии Господа (2:1-5)

Б. Слава будущего храма превзойдет славу прежнего храма (2:6-9)

III. ТРЕТЬЕ ПРОРОЧЕСТВО – ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ДЕВЯТОГО МЕСЯЦА (2:10-19)

А. Принесенные жертвы нечисты, пока храм лежит в руинах (2:10-14)

Б. До того как был заложен фундамент храма, народ во всем терпел недостаток (2:15-17)

В. Господь благословит народ, если он возобновит восстановительные работы (2:18, 19)

IV. ЧЕТВЕРТОЕ ПРОРОЧЕСТВО – ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ДЕВЯТОГО МЕСЯЦА (2:20-23)

1 глава

I. ПЕРВОЕ ПРОРОЧЕСТВО – ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ШЕСТОГО МЕСЯЦА (Гл. 1)

A. Упрек за нежелание восстанавливать храм (1:1-4)

Это пророчество датируется вторым годом царя Дария (мидо-персидского владыки). Господь упрекает народ Иудеи за то, что они бесконечно долго оттягивают вопрос о восстановлении храма, в то время как сами живут в домах удобных и украшенных.

Б. Нужда и засуха – результат затянувшейся "отсрочки" (1:5-11)

Народу не помешало бы извлечь уроки из своего ближайшего прошлого. Когда они пренебрегали домом Господа, то страдали от голода, жажды и нужды. Поэтому теперь, когда Господь велит им возобновить восстановление храма, следует прислушаться к Его словам. Пока дом Божий в запустении, их ожидает только засуха – больше ничего.

B. Народ, воодушевленный Аггеем, возобновляет восстановительные работы (1:12-15)

Зоровавель (правитель Иудеи), первосвященник Иисус и весь вернувшийся из плена остаток народа послушались слов

Господа и начали восстанавливать храм, через двадцать три дня после первого пророчества.

2 глава

II. ВТОРОЕ ПРОРОЧЕСТВО – ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ СЕДЬМОГО МЕСЯЦА (2:1-9)

А. Пророк снова ободряет народ, заверяя его в присутствии Господа (2:1-5)

Месяц спустя (в седьмой месяц) народ разочаровался в своем строительстве, вспомнив славу прежнего храма. Пророк велит вождям народа ободриться и не бояться, потому что дух Божий пребывает среди них.

Б. Слава будущего храма превзойдет славу прежнего храма (2:6-9)

Бог ободряет вождей народа, уверяя их, что слава последнего храма (храма тысячелетнего царства) будет больше славы всех предыдущих храмов. Обычно считается, что "Желаемый всеми народами" – это Мессия, Который вернется в храм. Контекст однако, наталкивает на мысль, что здесь вероятно идет речь о сокровищах народов (см. примечание на полях Новой Версии Короля Иакова). Золото и серебро для украшения храма рекой потечет в Иерусалим. В стихе 9 сказано: "Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего..." – т.е. эти два храма рассматриваются как одно целое. Следует также отметить, что для будущего храма обещана не только слава, но и мир.

III. ТРЕТЬЕ ПРОРОЧЕСТВО – ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ДЕВЯТОГО МЕСЯЦА (2:10-19)

А. Принесенные жертвы нечисты, пока храм лежит в руинах (2:10-14)

Третье пророчество было произнесено в двадцать четвертый день девятого месяца. Бог повелел народу спросить священников о двух вещах: 1) Если освященное мясо, которое несут в полах одежды, коснется другой пищи, станет ли эта пища священной? Священники правильно отвечали, что нет. 2) Если осквернившийся от прикосновения к мертвецу коснется этой пищи, станет ли она нечистой? Священники правильно отвечали, что да.

Отсюда вывод: "Святой никого не освящает, а нечистый оскверняет всех". Или по-другому: "Служение Богу и поклонение Ему не освящают грех, но грех оскверняет и служение Богу и поклонение Ему". Это должно было напомнить народу, что их жертвоприношения есть скверна и сами они нечисты, пока храм лежит в руинах.

Б. До того как был заложен фундамент храма, народ во всем терпел недостаток (2:15-17)

Когда еще не приступали к восстановлению храма, народу не хватало зерна и вина; их урожаи страдали от ржавчины, блеклости хлеба и града. Также и позже, постоянные задержки в строительстве навлекали Божий суд – трудности и лишения.

В. Господь благословит народ, если он возобновитвосстановительные работы (2:18, 19)

От того дня, как они заложили фундамент храма Господня, Бог не благословлял их, но теперь все изменится.

IV. ЧЕТВЕРТОЕ ПРОРОЧЕСТВО – ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ДЕВЯТОГО МЕСЯЦА (2:20-23)

Пророк ободряет народ обещанием Бога уничтожить власть язычников и установить царство Мессии.

Зоровавель здесь символизирует Господа Иисуса Христа. Бог потрясет и ниспровергнет престолы языческих царств, после чего наступит тысячелетнее царство Христа. Печать указывает на божественную власть Мессии, которую Он получит, чтобы царствовать над миром.