Мэтью Генри

Комментарии Мэтью Генри - Наум

Оглавление

1 глава

2 глава

3 глава

1 глава

В данной главе представлено:

(I) краткое посвящение этой книги (ст. 1).

(II) Величественная демонстрация славы Бога: Его гнев и справедливость в адрес нечестивцев, Его милость и благодать по отношению к Своему народу; в обоих случаях демонстрируется Его величие и сила (ст. 2-8).

(III) Каким образом это (по предположению большинства толкователей) касалось уничтожения Сеннахирима и Ассирийской армии, когда они осадили Иерусалим, что послужило запоминающимся и ярким примером силы справедливости Бога и Его милости. Все это вселило ужас в Его врагов и ободрило Его верных слуг (ст. 9-16).

Стих 1. Это заглавие заставляет нас задуматься:

(1)о великом городе, против которого в данной книге провозглашается слово Господне. Это - бремя Ниневии (в англ. пер.), не только тягостное пророчество о Ниневии, а жернов, привязанный к ее шее. Это пророчество касалось Ниневии и Ассирийской монархии, царским городом которой в то время она была. Около 100 лет ранее Иона во имя Бога предсказывал скорое разрушение этого города, но тогда жители Ниневии покаялись и город был пощажен, а указ не вошел в силу. Тогда жители Ниневии четко увидели, сколько пользы получили, отвратившись от своих злых путей, ибо благодаря этому их город был спасен; но вскоре они вернулись к своему пути и город стал еще хуже, чем раньше - городом кровей, наполненным обманом и грабительством. Они пожалели о своем покаянии и, подобно псу, вернулись на свою блевотину, стали хуже, чем были раньше. Тогда Бог послал к ним не пророка, как Иону, а данное пророчество, чтобы они прочитали свой смертный приговор, который в данном случае не подлежал пересмотру. Отметьте: отсрочка не будет продляться, если не будет длиться покаянное расположение. Если люди сворачивают с хорошего пути, на который они стали, то должны быть готовы к тому, что Бог лишит их Своего благоволения, которое начал им оказывать (Иер 18:10).

(2) О бедном пророке, через которого Господь провозглашал Свое слово: это книга видений Наума Елкосеянина. Пророк четко предвидел бремя Ниневии, ибо видел его в своем видении (это книга видений) и записал, чтобы после того, как он уйдет, события можно было сравнить с предсказанием и подтвердить. Единственная информация о самом пророке заключается в том, что он был Елкосеянин, из города Елкес или Елкос, который (как сообщает Иероним) находился в Галилее. Некоторые обращают внимание, что Писание чище всего мело сообщеет о сим их пророках, чтобы наша вера не основывалась на их авторитете, в лишь на благословенном Духе, благодаря которому эти пророчества появлялись.

Стихи 2-8. Ниневия не знала Бога, не знала, что Он борется против нее, и поэтому в данных стихах ей сообщают, Кто такой Бог; и всем нам было бы полезно верой принять то, что здесь говорится о Нем; эти слова вызывают огромный ужас у нечестивцев и утешают благочестивых людей, ибо это прославленное описание Владыки мира подобно столпу облачному и огненному, который был обращен яркой стороной к Израилю, а темной — к египтянам. Пусть каждый получит то, что ему причитается: пусть грешники прочтут это послание и вострепещут, пусть святые прочтут его и возрадуются. В данных стихах явлен гнев Божий, проливающийся с небес на Его врагов, а также Его благоволение и милость, предназначенные для Его верных подданных; в обоих случаях демонстрируется Его всемогущая власть, которая делает Его гнев очень ужасным, а Его милость & очень желанной.

I. Он - Бог непреклонной справедливости, Бог ревнивый, и Он отомстит Своим врагам; пусть Ниневия знает это и трепещет веред Ним. Их идолы - ничтожные творения; они собой не представляют никакой угрозы, а Бог Израиля велик, и Его нужно сильно бояться, ибо (1) Он возмущен оскорблениями и обидами, нанесенными Ему теми, кто отрицает Его существование или какое-либо из Его совершенств и противопоставляет Ему других богов, кто уничтожает Его законы, требует ответа за Его действия, высмеивает Его слово или обижает Его народ. Пусть таковые знают, что Иегова - единственный живой и истинный Бог, что Он ревнитель и мститель! Он ревнует об утешении поклоняющихся Ему, ревнует о земле Своей (Иоил 2:18) и не допустит, чтобы им причиняли вред. Он мститель и страшен в гневе! Он имеет ярость (дословно), но не похож на человека, у которого ярость является неуправляемой страстью, ибо сказал: «Гнева нет во Мне» (Ис 27:4);

Он владеет ею, как приличествует праведному Богу, чтобы сделать Свою справедливость более отточенной и явить более ужасной для тех, которые в противном случае не благоговели бы пред ней. Он - Господь гнева (в иудейском переводе);

Он имеет гнев, но владычествует и руководит им. Наш гнев часто одерживает верх над нами, и мы похожи на человека, не владеющего духом своим, а наш Бог всегда господствует над Своим г невом и уравнял стезю гневу Своему (Пс 77:50).

(2) Ои принял решение взыскать с тех, кто оскорбляет Его. В данных стихах сказано, что Он не только мститель, но и обязательно отомстит,, Он сказал, и Он сделает, Он поклялся в этом (Втор 32:40,41). Кем бы ни были Его противники и враги, Он заставит их прочувствовать Его негодование; и хотя приговор, вынесенный Его врагам, не приводится в исполнение сразу, но Он хранит гнев, который изольется на них в день гнева. В адрес Своего народа, который покаялся и смирился перед Ним, Он не вечно негодует, а на своих врагов Он вечно будет изливать Свой гнев. Он не оставляет без наказания нечестивца за его грех, в котором он упорствует и не желает раскаиваться (ст. 3). Они нечестиво отошли от своего Бога (Пс 17:22, англ.пер.) и не желают вернуться, и таковых он не оставит без наказания. Смиренные просители убедятся, что Он милостив, а наполненные презрением попрошайки убедятся, что Он суров и что дверь милости не отворяется на их громкие, но запоздалые крики: «Господи, Господи». Это откровение о гневе Божьем, проливающемся на Его врагов, касается Ниневии (ст. 8) и всех, кто продолжает упорствовать в своих преступлениях: «Но всепотопляющим наводнением Он разрушит до основания Ниневию». Халдейская армия захватит страну ассирийцев и опустошит ее. Когда Божьи суды приходят по Его повелению, то для любого народа они похожи на потоп, который они не могут сдержать или преодолеть. Врагов Его постигнет мрак; ужас и бедствие будут следовать за ними, куда бы они ни пошли; они будут преследовать, пока те не окажутся в полном мраке. Если они попробуют убежать от преследующего их мрака, то упадут там, где окажутся.

II. Он - Бог непреодолимой силы и может противостать Своим врагам, как бы много их ни было и какими бы могущественными и сильными они ни были. Бог велик могуществом Своим (ст. 3), и поэтому очень выгодно иметь Его своим другом и плохо иметь Его своим врагом. В данных стихах:

1. Сила Бога подтверждается и провозглашается с помощью различных примеров ее проявления в царстве природы, где мы постоянно сталкиваемся с ее видимыми результатами при обычном ходе природы, а иногда - при поразительных изменениях этого хода.

(1) Если мы будем взирать на небеса, то и там найдем доказательства Его силы, ибо Он шествует в вихре и в буре. Повсюду, где шествует Бог, Его сопровождает вихрь и буря, чтобы вызвать ужас у Его врагов (Пс 17:10 и далее). Везде, где наблюдается вихрь и буря, Бог руководит ими, контролирует их, прокладывает через них Свой путь и с их помощью достигает собственные цели. Он разговаривал с Иовом из бури, и даже бурный ветер исполняет Его слово. В вихре шествие Его, то есть когда Он идет, то Его невозможно понять и методы Его провидения непостижимы для нас; Писание так и говорит: «Его путь в море». Облака — пыль от ног Его, Он топчется по ним, ходит по ним, поднимает так, как Ему угодно, как человек своими ногами поднимает облако пыли. Только благодаря позволению или, скорее, узурпации дьявол стал князем, господствующим в воздухе, ибо эта власть находится в руке Бога.

(2) Если мы заглянем в великие бездны, то увидим, что море принадлежит Ему, ибо Он сделал его; и если Ему угодно, то Он запретит морю — и оно высыхает, и все реки иссякают, которые его постоянно пополняют. Доказательства этой Своей силы Он привел, когда разделил Красное море и Иордан, и Он может сделать то же самое, когда Ему угодно.

(3) Если мы оглянемся вокруг себя и посмотрим на землю, то и там найдем доказательства Его силы, когда в результате иссушающей жары и летней засухи или холода и зимнего мороза вянет Васан и Кармил и блекнет цвет на Ливане — самые красивые и крепкие цветы увядают. Его сила часто проявляется во время землетрясений, когда горы трясутся (ст. 5), холмы тают и стекают и становятся одного уровня с долинами. Если Ему угодно, то земля сгорает пред лицом Его (в англ.пер.) из-за палящего жара солнца, ибо Он может спалить ее огнем с небес, как сделал с Содомом, и в конце Он сожжет вселенную и всех живущих на ней. Земля и все дела на ней сгорят, ибо велик Господь и велика крепость Его.

2. Это, в частности, касается Его гнева. Если Господь является всемогущим Богом, то отсюда можно сделать вывод: «Пред негодованием Его кто устоит?» (ст. 6). Жители Ниневии один раз увидели, что Бог медлен на гнев (как Он сам говорит в ст.3), и, возможно, на основании оказанной им в тот раз милости подумали, что могут быть дерзкими по отношению к Нему; но они убедятся в том, что Он не только человеколюбивый и милосердый, но также справедливый и ревнивый, и, показав справедливость Своего гнева, в следующий раз показывает его силу и полную неспособность врагов соперничать с Ним. Напрасно самые могучие и отважные грешники думают, что им удастся успешно выступить против силы Его гнева. (I) В данной ситуации Бог предстает как огонь поядающий - ужасный и могущественный. В данных стихах Он демонстрирует, насколько негодует, видя грех, и пламя гнева Своего; Его гнев разливается не как вода, а как огонь, как огонь и сера, пролившиеся на Содом (Пс 10:6). Ад - это ярость гнева Божьего (Отк 16:19). Гнев Божий настолько яростен, что сметает все перед собой: скалы, которые казались непоколебимыми, распадаются пред Ним. Они иногда раскалываются из-за извержения подземных вулканов; подобные явления являются слабым прообразом ярости гнева Божьего, изливающегося на грешников, имеющих каменные сердца, ибо еще ни один человек, ожесточивший свое сердце против Него, не процветал.

(2) Перед этим огнем грешники похожи на солому, слабую и бессильную, которая является абсолютно неравным соперником для гнева Божьего.

[1] Они не могут выстоять против него, противостать ему и отвести в сторону его удары: «Пред негодованием Его кто устоит?» Пред Ним не устоят ни самые гордые и дерзкие грешники, ни мир нечестивцев, ни согрешившие ангелы.

[2] Они абсолютно не способны устоять перед ним, поддержать свой дух и сохранить радость: «Кто стерпит пламя гнева Его?» Ему не только невозможно противостоять, но и невозможно вынести его. В этом мире человек может вынести некоторые знаки недовольства Бога, но кто может вынести пламя Его гнева, когда он мгновенно обрушивается на душу? Поэтому давайте трепетать пред Ним, благоговеть и не грешить (англ. пер.).

III. Он - Бог безграничной милости и в Своем гневе помнит о милости. Пусть устрашатся грешники на Сионе, которые продолжают упорствовать в своих преступлениях, а вот уповающим на Бога не стоит трепетать перед Ним, ибо (1) Господь долготерпелив (ст. 3) и медлен на гнев (англ.пер.);

Его нелегко разгневать, Он готов оказать милость даже тем, кто оскорблял Его, в том случае, если они покаются.

(2) Когда знаки Его ярости, направленной против нечестивцев, бушуют повсеместно, тогда Он старается сохранить безопасность и утешить Свой народ (ст. 7): «Благ Господь к тем, кто благ, и для таковых Он будет убежищем в день скорби». Отметьте: та же могущественная сила, которая проявляется для устрашения и уничтожения нечестивцев, применяется для защиты и удовлетворения народа Божьего; Он может и спасать и уничтожать. В день государственного бедствия, когда Божьи суды бушуют и опустошают все на земле, Он будет прибежищем для тех, кто верой вверяет себя Его защите, кто уповает на Него и исполняет свой долг перед Ним, кто посвятил себя Ему. Он знает таковых, признает их Своим народом, ознакомлен с их ситуацией, знает, что для них лучше и что предпринять для того, чтобы эффективно помочь им. Возможно, они неприметны и на них обращают мало внимания в этом мире, но Господь знает их (Пс 1:6).

Стихи 9-15. Похоже, эти стихи указывают на уничтожение ассирийской армии под предводительством Сеннахирима, что вполне можно считать частью наказания, обрушившегося на Ниневию - главный город Ассирийской империи, а также залогом уничтожения самой Ниневии, которая была уничтожена 100 лет спустя. Именно об этом событии много говорил Исаия, который, скоpee всего, был современником данного пророка. Здесь обратите внимание:

I. На провокацию ассирийцев в адрес справедливого и ревнивого Бога, за что Он, несмотря на то что является долготерпеливым, решает отомстить (ст. 11): «Из тебя произошел умысливший злое против Господа — Сеннахирим и его оратор Рабсак». Они сочинили оскорбительное письмо не только против Езекии и его народа но и против самого Бога, подвергая сомнению Его возможности и ставя Его на один уровень с богами язычников, которые не могут защитить своих поклонников; тем самым они разубеждали народ Божий уповать на Негоу подстегивая их просить защиты у великого царя, царя Ассирии. Они задумали изменить отличительную черту Иерусалима, чтобы он больше не принадлежал Господу и не был святым городом. Этот человек, этот могущественный человек (так он сам считает), вышедший из Ниневии и умысливший зло против Господа, навлек на нее это наказание. В то время никто более дерзко и нечестиво не оскорблял Владыку небес и земли. Сеннахирим был нечестивым советчиком, который советовал народу Божьему не надеяться на защиту Бога, а подчиниться царю Ассирии, а также старался, чтобы реформация Езекии не коснулась их (Пc 36:7) и в данных стихах пророк увещевает этого нечестивого советчика (ст. 9): «Что умышляете вы против Господа! Как же вы глупы и нечестивы, составляя заговор против Бога, словно можете перехитрить божественную мудрость и одолеть всемогущего Бога!» Отметьте: врата ада замышляют много зла против Господа и интересов Его царства в этом мире, но это тщетно (Пс 2:1,2). Сидящий на небесах посмеется над планами притворщиков, замышляющих зло против Него, и быстро разрушит их.

II. За это Бог поразит их великим истреблением; оно не сразу обрушится на всю монархию, гибель которой была отложена до того времени, пока не наполнилась мера ее беззаконий, но оно:

1. Коснется армии. Бог совершит истребление ее; она будет полностью уничтожена одним ударом; один удар ангела-губителя уложит их намертво, и бедствие уже не повторится, ибо в нем не будет необходимости. С некоторыми грешниками Бог быстро расправляется, уничтожая их дело. Божественное мщение не действует согласно одному определенному правилу и не следует одним постоянным путем, а той или иной стезей, в зависимости от того, острый ли это приступ болезни, или она приобрела хронический характер; с помощью медленной смерти Бог полностью истребит всех Своих врагов, которые упорствуют, замышляя против Него злое. У нас есть основания полагать, что ассирийская армия имела тот же дух и вместе со своими военачальниками говорила те же речи, и теперь Бог наказывает воинов, хотя они всего лишь говорили то, чему их учили; окажется, что они сами своими делами навлекли на себя божественный гнев (ст. 10).

(1) Они как терновник сплелись друг с другом и делают друг друга еще хуже; они все больше озлоблялись против Бога и Его Израиля, ожесточали сердца и укрепляли руки друг друга в своем нечестии. Поэтому Бог поступит с ними, как поступает земледелец с кустом терновника, когда не может выкорчевать его: он предает его всего огню.

(2) Они как пьяницы, одурманенные гордостью и яростью, а таковые будут невозвратимо истреблены и уничтожены. Они будут похожи на пьяниц, у которых кружится голова и которые приближаются к собственной гибели; они споткнутся и упадут и будут опозорены, над ними справедливо будут смеяться.

(3) Они пожраны будут совершенно, как сухая солома, которую неумолимо и невозвратимо пожирает огонь. Суды Божьи являются огнем пожирающим для тех, кто делает себя соломой для них. В адрес этой великой армии вновь звучит угроза (ст. 12), что хотя они безопасны и многочисленны и не боятся внезапных атак осажденных, ибо их много, но они будут посечены и исчезнут', они обязательно будут скошены, как косят траву и пшеницу, и не смогут оказать никакого сопротивления, когда будет проходить ангел-губитель, посланный с поручением истребить их. Отметьте: самонадеянность грешников и упование на собственную силу часто являются предзнаменованием приближающейся гибели.

2. Коснется царя. Он замышлял злое против Господа и надеется избежать наказания? — У него ничего не выйдет (ст. 14): «А о тебе Господь определил; указ издан, и он гласит: «Не будет более семени с твоим именем»; память о тебе изгладится, и о тебе больше не будут говорить, как раньше; рассказы о твоих славных походах рассеются на крыльях молвы, которая будет прославлять их». Так как после Сеннахирима на престол взошел его сын, то многие полагают, что здесь речь идет о свержении Ассирийской империи, которое имело место вскоре после этого. Отметьте: кто умышляет злое против Господа, тот навлекает зло на себя и свою семью, наносит ущерб собственным интересам и губит собственное имя, бесчестя имя Бога. Далее ему угрожают, (1) что идолы, которым они поклоняются, будут выброшены из их храма - истуканы и кумиры из дома бога твоего. Некоторые полагают, что это пророчество исполнилось, когда двое сыновей убили мечом Сеннахирима, когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего; и мы можем предположить, что из-за этого варварского отцеубийства храм впоследствии считался оскверненным, его идолы были истреблены, а поклоняющиеся этим идолам больше не приходили туда. Или эти слова можно воспринять в общем смысле как означающие полную гибель Ассирии: вражеская армия полностью опустошит страну, и враги не пощадят даже истуканов их богов. Тем самым Бог хотел показать им, что одним из оснований Его противостояния им было их идолопоклонство.

(2) Что в том месте будет находиться могила Сеннахирима - в доме его бога (понимают некоторые);

там он будет убит, и там его похоронят, ибо он будет в презрении; он останется там лежать, неся на себе знак позора, раз в своей жизни потерял даже уважение и любовь собственных сыновей, и в результате двое из них убили его. Или, возможно, здесь подразумевается позорное падение самой Ассирийской империи, на руинах которой восстал Вавилон. Писание подробно описывает, как много шума было но поводу гибели этого когда-то грозного государства, но впоследствии ставшего презренным (Иез 31:3,11,15,16). Отметьте: кто сделал себя презренным из-за своих позорных грехов, того Бог сделает презренным из-за его позорного наказания.

III. Благодаря этим событиям Бог совершит великое избавление Своего народа и города, называвшегося Его именем. Гибель врагов Церкви - это спасение Церкви; и великим можно назвать спасение, которое было совершено для Иерусалима, благодаря уничтожению армии Сеннахирима.

1. Таким образом, осада Иерусалима будет снята: «И ныне Я сокрушу ярмо его, лежащее на тебе, с помощью которого он удерживает тебя в рабстве, и узы твои разорву, которыми, похоже, ты привязан ко гневу ассирийцев». Эта огромная победоносная армия для жителей Иудеи была подобная ярму и узам, когда она захватывала их земли и устраивала повсюду стоянки для своих солдат. Когда она обложила осадой Иерусалим, то он оказался в узах и кандалах; но когда ангел-губитель совершил свое дело, то узы Иерусалима были разорваны и он вновь получил свободу. Это событие было прообразом великого спасения, благодаря которому Иерусалим в вышних стал свободным.

2. Враг будет настолько ослаблен и угнетен духом, что больше не будет совершать подобных попыток, и цель, ради достижения которой было послано это бедствие, будет достигнута благодаря благодати Бога; в результате больше не будет повода для подобного сурового наказания.

(1) Бог больше не будет поражать Иерусалим; Его гнев отвратится, и Он скажет: «Достаточно»; благодаря этому страху Господь совершит Свое дело на горе Сионе (Ис 10:12) и скажет: «А тебя, хотя Я отягощал, более не буду отягощать»; горькое лекарство не будет больше прописываться, если только это не будет необходимо и не потребует состояние пациента, ибо Бог не по изволению сердца Своего наказывает.

(2) Враг больше не осмелится нападать на Иерусалим (ст. 15): «Не будет более проходить по тебе нечестивый, как это было раньше, чтобы опустошить тебя, ибо он совсем уничтожен будет и не сможет этого сделать. Его армия будет истреблена, дух - сокрушен, и сам он - уничтожен.

3. Благая весть о великом избавлении будет возвещена и с радостью принята во всем царстве (ст. 15): «Пока Сеннахирим побеждал и сокрушал все перед собой, то каждый день приносили плохие вести; но теперь вот: на горах - стопы благовестника, возвещающего благую весть - ноги евангелиста; он идет по горам, и его приближение видно издалека, по мере того как ноги несут его; как приятно еще раз увидеть благовестника, возвещающего мир, после того, как мы принимали так много посланников Иова! Мы находим, что эти слова использует другой пророк, чтобы проиллюстрировать милость, проявленную Богом, когда Он избавил Свой народ от Вавилонского плена (Ис 52:7). Это не значит, что пророки крали слова друг у друга (как поступали лжепророки, Иер 23:30), они говорили под воздействием одного Духа и часто использовали одни и те же выражения; и, возможно, очень полезно было бы служителям свидетельствовать о соответствии своих слов общим истинам (1Тим 6:3), используя тот же самый образец здравого учения (2Тим 1:13). Эти слова из пророчеств Исайи и Наума также процитированы апостолом, где они говорят о великом искуплении, которое совершил для нас наш Господь Иисус, и возвещают об этом миру с помощью вечного Евангелия (Рим 10:15). Служители Христа являются посланниками, которые принесли благую весть и благовествовали мир чрез Иисуса Христа. Как прекрасны ноги этих благовестников\ Как желанно это послание для тех, кто видит собственное бедственное положение и опасность, которой он подвергается из-за греха! Обратите внимание: принесший эту благую весть несет вместе с ней призыв к Иудее праздновать праздники свои и исполнять обеты свои. Пока длилось это бедствие, (1) обычный ход праздников был прерван. Inter arma silent - Голос закона невозможно услышать среди возгласов, сопровождающих сражение. Пока Иерусалим был окружен армиями, люди не могли попасть туда, чтобы поклониться Богу, но теперь, когда осада была снята, они должны были вновь соблюдать свои праздники. Праздники Господни будут вдвойне приятней для народа Божьего, если в течение какого-то времени он был лишен этих привилегий и теперь Бог милостиво восстановил и дал возможность совершать их, ибо мы познаем ценность подобных милостей, когда лишаемся их.

(2) Они дали обеты Богу, что если Он избавит их от этой беды, то они совершат для Него какое-то необычное служение, чтобы почтить Его; и теперь, когда они освобождены, пророк призывает их исполнить обеты; теперь настало время исполнить ранее данные обещания, ибо лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Слова «не будет более проходить по тебе нечестивый» можно воспринять как обещание о том, что будет совершено благое дело реформации, начатое Езекией; нечестивцы не будут больше, как раньше, приступать со всех сторон, ибо будут истреблены. Бог разрушит попытки нечестивых врагов, нападающих извне; и если этому сопутствует обуздание и реформация нечестивцев, проживающих среди народа Божьего, которые являются более опасными врагами, то это несомненно является милостью.

2 глава

Теперь мы приблизимся к Ниневии - великому городу; она не приняла предостережения об уничтожении ее армий и падении царя, и поэтому, раз она упорствует в своей враждебности к Богу, то должна быть готова к тому, что Бог выступит против нее. В данной главе предсказано:

(I) приближение врага, который уничтожит Ниневию, и ужас, который вызовут его военные приготовления (ст. 1-5).

(II) Взятие города (ст. 6).

(III) Плен царицы, бегство жителей, конфискация всех богатств города и великое оцепенение, которое охватит его (cr.7-10).

(IV) Все это прослеживается до истинных причин, повлекших за собой наказание; это - их грех против Бога и Его выступление против них (ст. 11-13). Все это исполнилось, когда Навуходоносор в первый год своего правления, вместе с Киаксаром, царем Мидийским, завоевал Ниневию и стал хозяином Ассирийской монархии.

Стихи 1-10. В данных стихах:

I. Сигнал боевой тревоги послан Ниневии (ст. 1). Пророк говорит об этом как о событии близком, ибо нет сомнений в том, что оно произойдет: «Посмотри вокруг себя — и ты увидишь, что поднимается на тебя разрушитель. Навуходоносор, прославившийся своими походами, прославится еще больше тем, что сокрушит многие народы, и начнет он с тебя; он разгонит и рассеет тебя», - так некоторые понимают слово. Вавилон назван молотом всей земли (Иер 50:23). Навуходоносор дерзко, смело и открыто нападает на Ниневию: «Он поднимается на тебя, подтверждая свой план уничтожить тебя; поэтому берись за оружие, Ниневия, и охраняй твердыни, защищай свои башни и хранилища, стереги дорогу, поставь стражников на подходах к городу; укрепи чресла; ободряй своих солдат, воодушевляй их и себя; собирайся с силами, как поступают города, когда к ним приближается враг». Все это говорится с иронией: «Делай все, что можешь, но ты не сможешь отвести в сторону удар данного суда, ибо нет ни совета, ни силы против Господа».

II. Манифест возвещен, и показаны причины для данной войны (ст. 2): «Восстановит Господь величие Иакова, как величие Израиля», то есть (1) ассирийцы жестоко обращались с Иаковом - с двумя коленами (смиряли и умерщвляли их), как и с Израилем -десятью коленами; они опустошили их и виноградные ветви их истребили. За это Бог взыщет с них; хотя это было сделано давно, но теперь этому царству и его главному городу Ниневии придется ответить за это. Бог сражается с ними за притеснение Иакова. Или (2) Бог теперь через Навуходоносора собирается отвратить гордость Иакова с помощью пленения двух колен, как Он отвратил гордость Израиля, отправив его в плен. Он решил совершить это и наслать опустошителя; а враг, которому надлежит сделать это, должен начать с Ниневии и вначале уничтожить ее, смирив ее гордость. Бог смотрит на гордые города и смиряет их, даже те, которые близки Ему. Самария смирилась, и Иерусалим должен был смириться, а его гордость - унижена; так разве не следовало смирить и Ниневию — этот гордый город? Опустошители опустошили города и истребили виноградные ветви в стране Иакова и Израиля; так разве не следовало лишить превосходства Ниневию, которым она так гордилась?

III. Детально описывается ужас, который вызовет армия захватчиков, выступившая против Ниневии; все будет содействовать тому, чтобы она выглядела более грозной.

1. Щит героев его красен, а возможно и другое оружие и облачение, словно они уже окрашены кровью, которую пролили; или, возможно, тем самым они хотели подчеркнуть, что всех предадут мечу; они вывесили красный флаг в знак того, что никого не будут щадить.

2. Воины его в одеждах багряных; их одежды не только красного цвета, который извещает, что они собираются совершить кровавое дел, но и богатые, свидетельствующие о богатстве армии и наличии средств, необходимых для ведения войны.

3. Огнем сверкают колесницы в день приготовления к бою\ когда они приближаются, то летят стремительно, как молнии; колеса высекают искры из камней, а всадники, управляющие колесницами, яростно гонят их, как это делал Ииуй. Или, находясь в открытых колесницах, они держали в руках зажженные факелы, когда совершали передвижение ночью, подобно тому как солдаты Гедеона несли светильники в кувшинах, чтобы освещать себе путь и вызывать ужас у врагов, воспламеняя все окружающее.

4. Кипарисы волнуются (англ.пер.);

подразумеваются великие мужи Ниневии, которые превосходили своих соседей, подобно тому как величественный кипарис превосходит кустарник; или данные слова подразумевают, что самые крепкие деревья будут волноваться из-за сотрясения земли, которое произведет великая армия.

5. Военные колесницы вызовут ужас (ст. 4): «По улицам несутся колесницы, то есть управляющие ими всадники будут в ярости»; вы бы подумали, что сами колесницы в ярости; их будет так много, и они будут нестись с таким неистовством, что даже на площадях, где, казалось бы, всегда достаточно места, они будут греметь, задевая друг друга; а металлические колесницы будут так ярко сиять в лучах солнца, что будут похожи на светильники ночью; они будут бежать стремительно и неистово, как молния. Военачальники Навуходоносора здесь названы его храбрыми, его отважными воинами (написано на полях), его героями, таковых он вызывает и приказывает немедленно без отлагательства занять свои ответственные посты, ибо он приступает к военным действиям и решил немедленно занять поле боя и начать осаду Ниневии. Храбрые его будут помнить (читают некоторые);

они будут помнить об обязанностях, соответствующих их должности, и оказанном им доверии, поэтому будут так стараться исполнить свое дело, что будут спотыкаться на ходу своем - торопиться более, чем требует ситуация. Они будут спотыкаться, но не упадут, ибо будут поспешать на стены города и прокладывать траншеи; таким образом они позаботятся о защите, или будет приготовлен особый путь, прикрывающий от стрел осажденных, и они обложат город плотным кольцом осады. Их действия будут настолько энергичными, что в конце концов речные ворота отворятся (ст. 6);

ворота, выходящие на реку Тигр, на которой построена Ниневия, будут атакованы (или открыты) врагом в первую очередь, и захватчики войдут через эти ворота. После этого дворец разрушится - то ли дом царя, то ли храм Нисроха - его бога (одно и то же слово обозначает дворец и храм). Когда Бог небес выходит сражаться с народом, то ни дворцы, ни его цари, ни храмы, ни боги не смогут защитить и укрыть его; они неизбежно погибнут вместе с ним.

IV. Предсказываются последствия этих событий; нетрудно догадаться, какими мрачными они будут.

1. Царица попадет в руки врага (ст. 7): «Хуззаб будет уведена в плен (англ.пер.);

она будет определена (читают некоторые);

хотя она будет в безопасности, ибо ее будут скрывать и спрячут в тайном месте, но будет обнаружена (написано на полях) и уведена в плен с большим позором, чем обычные пленники». Она будет обнажена и подвергнется осмеянию, и рабыни будут вести ее (в англ.пер.), ибо из-за слабости и робости она не сможет справиться со своим страхом и муками, которые вдвойне тягостнее и страшнее для тех, кто не привык к ним; они будут сопровождать ее, но не для того, чтобы ободрить и рассеять тревогу, а чтобы оплакать себя и выразить недовольство сложившейся ситуацией; они будут стонать, как голуби, как голуби долин (Иез 7:16), известные своим заунывным стоном (Ис 38:14; 59:11). Они будут ударять себя в грудь от скорби и отчаяния, словно бьют в барабан, ибо именно этот смысл имеет данное слово.

2. Хотя в городе много обитателей, но никто не сможет поднять голову или оказать сопротивление захватчикам (ст. 8): «Ниневия со времени существования своего была как пруд, полный водою, и наполнялась людьми, как пруд - водою (а вода символизирует народы, Отк 17:15) или как эта вода - рыбой; с давних времен это был густонаселенный город; во времена Ионы там проживало 1220 маленьких детей (Иона 4:11), и чаще всего города и страны из года в год умножали численность своих жителей; но хотя у нее было много рук, чтобы служить государству, но они не смогут вдохновить друг друга быть смелыми и побегут как малодушные». Их военачальники будут делать все возможное, чтобы вдохновить их, и кричать: «Стойте, стойте, не бойтесь, и мы победим». Но никто не будет даже оглядываться, в них не останется и малейшей искры отваги, и каждый будет считать, что самое мудрое суметь скрыться; они даже не будут оборачиваться, чтобы посмотреть, кто зовет их. Отметьте: в день бедствия Бог может лишить духа даже самых смелых и дерзких, и они уже не будут такими, как раньше, и не оправдают возложенных на них надежд, а будут похожи на пруд, вода в котором высохла и ушла.

3. Богатство города станет добычей, а его богатое убранство попадет в руки победоносного врага (ст. 9);

вот как они будут вдохновлять и побуждать друг друга грабить: «Расхищайте серебро, расхищайте золото», так военачальники будут подстрекать солдат использовать подвернувшуюся возможность; здесь серебра и золота достаточно для всех, и нет конца запасам драгоценной утвари. Так как Ниневия со времен существования своего была как пруд, полный водою, то насобирала огромное количество ила; но всякая драгоценная утварь, которой она славилась, и все сосуды желаний теперь станут добычей и гордостью завоевателей. Отметьте: кто готовит одежду, как брение, и копит серебро, как прах, тот не знает, кто будет носить это одеяние и делить серебро (Иов 27:16,17). Так был разграблен, опустошен и разорен этот богатый город (ст. 10). Посмотрите на суетность мирского богатства: вместо того чтобы защищать своих владельцев, оно подвергает их опасности и побуждает врагов причинять им больше зла.

4. У солдат и жителей не будет желания встать на защиту города. Их сердца растают, как воск на огне; их колени будут трястись (как это было с Валтасаром в предсмертных муках, Дан 5:6), так что они не смогут стоять на земле или спастись бегством; у всех в чреслах будет сильная боль, как бывает у людей, когда они сильно напуганы, так что они не смогут прямо стоять; и лица у всех потемнеют и станут цвета горшка, который каждый день стоит на огне (именно такое значение имеет это слово). Отметьте: чувство вины в совести наполнит людей ужасом в злой день, и те, которые считают своим счастьем богатства этого мира и к ним направляют свои сердца, будут считать себя погибшими, когда их серебро и золото, их драгоценная утварь будет отнята у них.

Стихи 11-13. В данных стихах описана гибель Ниневии.

1. Этому событию радуются ее соседи, которые теперь припомнили притеснения и злоупотребления властью, в которых она была виновна, за счет которых она роскошествовала и процветала (ст. 11,12): «Где теперь логовище львов? - Его нет; от него не осталось ни следа, ни остатков. Где пастбище для львят, где они насыщались добычей? Князья Ниневии были похожи на львов, хищников; жестокие тираны не лучше, более того, в некоторых отношениях хуже их, ибо от них, как от людей, ожидают гуманного поведения; более того, если бы они были львами, то не охотились бы за себе подобными. Savis inter se convenit ursae — Свирепые львы договариваются между собой. Но в образе человека эти твари обладали жестокостью львов: они ходили по Ниневии, как львы по лесу, и никто не пугал их; все их боялись, и поэтому они не ощущали опасности со стороны кого-либо; хотя никто их не любил, но все боялись — а это все, чего они хотели добиться. Oderint, dum metuant — Пусть ненавидят, лишь бы боялись. Сам царь и все князья считали самым главным своим делом — с помощью насилия и вымогательства обогатить себя и возвысить свою семью; он похищает для насыщения щенков своих (а им нужно немало) и задушает для львиц своих: убивает всех, кто приблизился к нему, и похищает имущество жертвы для своих детей, ибо его жены и наложницы наполняют добычею пещеры свои и логовища свои — похищенным, как это делают львы. Отметьте: многие оправдывают свой грабеж и несправедливые действия тем, что имеют жен и детей, которых нужно обеспечивать, хотя добытое подобным образом не будет им во благо; а те, которые боятся Господа и честно добывают пропитание, будут иметь достаточно для себя и своих семей; истинно они не терпят нужды ни в каком благе, в то время как скимны бедствуют и терпят голод, хотя их пещеры наполнены добычею и похищенным (Пс 33:11).

2. Это признано праведным Судьей неба и земли; это дело совершил Он, и весь мир должен обратить внимание на этот факт (ст. 13): «Вот Я - на тебя, говорит Господь Саваоф». Какого успеха может добиться войско, защищая себя, если Господь воинств выступил против него, чтобы уничтожить? Притеснители в Ниневии думали, что против себя они восстановили только своих соседей, которые для них не были равными противниками и которых они могли легко победить, но оказалось, что они восстановили против себя Бога, Который отстаивает права угнетенных и мстит за зло. Бог выступил против князей Ниневии, и поэтому (1) их военные приготовления бесполезны: «Ясожгу в дыму колесницы твои», Он не говорит: «В огне...» из презрения к ним, ибо одного дыма Божьего негодования достаточно, чтобы сжечь их колесницы; они будут сожжены в тот момент, когда зажжется пламя Его негодования, когда оно будет лишь дымиться, а не гореть. Или эти слова означают, что всадники на колесницах задохнутся от дыма, и тогда их великолепные колесницы станут поношением для их дома (Ис 22:18).

(2) Дети - надежда их семей - будут истреблены: «Меч пожрет лъвенков твоих, которых вы так усердно обеспечивали с помощью притеснения и вымогательства». Отметьте: Бог поступает справедливо, лишая детей или (что одно и то же) утешения, доставляемого детьми, тех, кто становится на греховные пути, чтобы обогатить их, и (как сказал некто) подвергает проклятию их души, чтобы вырастить из своих детей джентльменов.

(3) Они не смогут порадоваться и использовать для себя богатство, которое накапливали за счет мошенничества и насилия: «Я истреблю с земли добычу твою; не только ты не получишь от нее прибыли, но и никто». Некоторые полагают, что здесь идет речь о том, что в будущем у них не будет возможности охотиться за своими соседями.

(4) Их представители не будут уважаемы соседями и не смогут оказывать на них такое влияние, как прежде: «Не будет более слышен голос послов твоих, никто не будет обращать на них внимания». Некоторые полагают, что это ссылка на Рабсака, одного из посланников Навуходоносора, который хулил живого Бога; это беззаконие припомнилось Ниневии намного позже. Недостойны быть услышанными те, кто однажды говорил неуважительно о Боге.

3 глава

Данная глава продолжает пророчество о Ниневии и завершает его.

I. Этот великий город обвиняется в следующих грехах: в убийстве (ст. 1), блуде и колдовстве (ст. 4), во всеобщем нечестии (ст. 19).

II. За это ей угрожают судами: кровью за кровь (ст. 2,3) и позором за позорные грехи (ст. 5-7).

III. Приведены примеры подобных опустошений, обрушившихся за подобные грехи на другие места (ст. 8-11).

IV. Предсказывается, что будет низвержено все, на что они полагались и уповали (ст. 12-19).

Стихи 1-7. В данных стихах:

I. Ниневию привлекают к суду и предъявляют обвинение. Этому великому городу предъявляют серьезное обвинение, и ни ее многочисленность, ни богатство не защитят ее от приведения его в исполнение.

1. Это город кровей, в котором из-за несправедливой войны или под видом отправления правосудия пролилось много невинной крови; или он называется таковым, потому что многие варварские убийства остались ненаказанными; и все это праведный Бог будет расследовать.

2. Он полон обмана; истина изгнана из него; честности нет в нем; никто не знает, кому можно верить или довериться.

3. Он полон грабительства; никого не волнует, какое зло он причиняет и кому: «Не прекращается в нем грабительство», то есть они не могут достаточно насытиться грабежом и притеснением. Они проливали кровь и говорили ложь, охотясь за добычей, с помощью которой могли бы обогатиться.

4. В нем присутствует много блудодеяний, то есть идолопоклонства, духовного блуда, которым она оскверняет себя и к которому совращает соседние народы, как привлекательная блудница; блудодеяниями своими она продает и уничтожает народы.

5. Она искусна в чародеянии и чарованиями своими продает племена (ст. 4). Ниневия стремилась стать всемирной монархией, быть главным городом мира и иметь все соседние народы в своем подчинении; чтобы добиться этой щели, она использовала не только оружие, но и различные хитрости: подчиняла одних и вводила в заблуждение других; она обхаживала их своими чарами, как блудница, чтобы положить им на шею свое ярмо, убеждая, что это будет им выгодно. Она привлекала их вместе с ней участвовать в обрядах идолопоклонства, чтобы тем самым еще крепче привязать к себе и заставить содействовать собственным интересам; с помощью своего богатства, власти и величия она привлекала народы заключать с ней союзы, и благодаря им одерживала над ними преимущество и добивалась успеха. Подобные ее блудодеяния были похожи на блудодеяния Тира (Ис 23:15,17). Такими были ее чарования, с помощью которых она добилась Владычества. За это Бог, Который от одной крови произвел весь род человеческий, боролся с ней, ибо Он никогда не хотел, чтобы один народ стал тираном, а другие - рабами, и считал Своим исключительным правом быть всемирным Монархом.

II. Согласно этому обвинению, Ниневия приговаривается к уничтожению. Горе этому городу кровей! (ст. 1). Посмотрите, что этo за горе.

1. Своей жестокостью Ниневия вселяла страх и уничтожала других, поэтому она будет объята страхом и уничтожена. Кто свергал все, что становилось на его пути, тот рано или поздно встретит достойного противника.

(1) Послушайте сигнал тревоги, который напугает Ниневию (ст. 2);;Это грозная армия, которая приближается к ней; вы можете услышать ее приближение издалека: это хлопанье бича, который яростно управляет лошадьми, заправленными в колесницу; это стук крутящихся колесниц, ржание коня и грохот скачущей колесницы', этот шум вырывает страх, но жители Ниневии еще больше испугаются, когда узнают, что вся эта армия стремительно выступает против них, а они не могут даже поднять против нее голову.

(2) Посмотрите на массовое убийство, которым будет опустошена Ниневия (ст. З): вынут меч, с помощью которого будет совершена эта казнь; сверкает меч и блестят копья ослепительное сияние которых вызывает ужас у тех, против кого они подняты. Посмотрите, какое опустошение они совершают, когда им дано поручение убивать: здесь груды трупов, ибо убитых на земле будет много; нет конца трупам; убитых такое множество, что напрасно совершать обход, чтобы пересчитать их; они лежат так плотно, что проходящие спотыкаются о трупы их на каждом шагу. Уничтожение армии Сеннахирима, которая утром стала грудой трупов, возможно, здесь рассматривается как прообраз подобного опустошения, которому позднее подвергнется Ниневия, ибо к тем, которые не принимают предостережения судов, находящихся на расстоянии, они приблизятся.

2. Ниневия своим блудом и колдовством привлекала других к позорному нечестию, и поэтому Бог подвергнет ее позору и презрению (ст. 5-7): «Вот Я - на тебя, говорит Господь Саваоф»; это означает, что она в высшей степени будет опозорена и обесчещена; она не только потеряет все свои чары, но и предстанет очень отвратительной. Когда станет очевидно, что, заискивая перед соседними народами, она стремилась лишить их свободы и собственности, когда все ее нечестивые хитрости будут выведены на свет, тогда ее нагота будет показана народам. Когда ее гордые планы будут расстроены, суетные и заносчивые надежды на абсолютное и всеобщее владычество не оправдаются, а она окажется не такой значительной и сильной, как казалось, тогда придут посмотреть наготу земли сей, и она вызовет смех. Тогда забросают ее мерзостями, как блудницу на повозке, сделают ее презренною, как отходы. Этот великий город, перед которым заискивали все народы, желая заключить с ним союз, станет позором и посмеянием. Те, которые раньше с уважением смотрели на него и бежали к нему, в поисках защиты, теперь, увидев, побегут от него из страха быть уничтоженными вместе с ним. Отметьте: кто злоупотребляет честью и влиянием, тот справедливо подвергнется позору и будет оставлен всеми, а став ничтожным, он подвергнется презрению и от этого станет еще более презренным. Когда .Ниневия будет опу стошена, то кто пожалеет о шей? Ее горе будет так велико, а его ©сознание таким глубоким, что не допустит помощи из сочувствия или каких-либо утешительных рассуждений; или если таковые будут иметь место, то ни одно из них не послужит во благо: «Где найду я утешителей для тебя?» Отметьте: кто не проявляет сострадания в день своей силы, тот должен быть готов к тому, что не найдет сострадания в день своего падения. Когда раскроется правда о Ниневии в день ее гибели, то все, кто был обманут ее уловками, будут оскорблять ее, и никто не будет оплакивать. Такая судьба ожидает Ниневию, когда она станет зрелищем или позором. Отметьте: чем больше люди демонстрируют свое богатство в то время, когда процветают и злоупотребляют им, тем больше будет их позор в день, когда они будут справедливо уничтожены. «Я сделаю тебя примером», - читает Друз. Отметьте: когда Бог смиряет и повергает гордых грешников, то желает, чтобы другие воспользовались этим примером, не превозносились и не становились самонадеянными и наглыми, когда процветают в этом мире.

Стихи 8-19. Ниневия была извещена о том, что Бог выступил против нее, а это означало, что никто не заступится за нее и не поможет; тем не менее она сама бросает вызов Богу, Его силе и справедливости и говорит: «Я буду иметь мир». Напуганные семьи живут долго, поэтому здесь пророк подробно показывает, насколько тщетно ее упование, которое окажется недостаточным для отражения суда Божьего. Чтобы убедить их в этом:

I. Он показывает им, что другие города, которые были такими же сильными и защищенными, не смогли устоять против судов Божьих. Ниневия падет, и никто не будет оплакивать и утешать ее (ибо ничтожными утешителями окажутся обещавшие мир для тех, на кого Бог пошлет беду);

она не сможет помочь себе: «Разве ты лучше Но-Аммона?» (ст. 8). Он лишает их напрасного упования, приводя имевшие место ранее примеры. Упоминаемый здесь город Но-Аммон был великим городом страны Египетской (Иер 46:25);

некоторые читают «Но». Мы читаем о нем в Книге Иезекииля (30:14-16). Некоторые полагают, что это был Диосполис, другие - Александрия. Как Иерусалиму Бог сказал: «Пойдите и посмотрите, что Я сделал с Силомом» (Иер 7:12), так и здесь Ниневии, великому городу, сказано: «Пойди и посмотри, что Я сделал с многолюдным Но-Аммоном» (анг.пер.). Отметьте: поддерживать в нас святой страх перед судами Божьими помогут размышления о том, что мы не лучше других, которые пали от этих судов до нас. Мы заслуживаем их в той же степени и так же неспособны сражаться с ними, как и они. Это поможет нам примириться со страданиями. Разве мы лучше тех, с которыми обращались подобным образом? Более тог о, разве не были они лучше нас и менее подходили для подобных страданий? Относительно Но-Аммона обратите внимание:

(1) каким прочным было его расположение (ст. 8). Этот город был укреплен и природой и умением человека: он находился между реками. Мил своими несколькими потоками не только наполнял водой его поля, но и окружал его стеной. Его валом было море - море Египетское, похожее на море Тивериадское. И море служило стеною ег; город был окружен стеною, которая должна была сделать место недоступным. Его интересы также значительно поддерживались союзами с другими странами (ст. 9). Ефиопия, или Арабия, служили ему подкреплением то ли за счет богатства, привозимого в него благодаря торговле, то ли за счет военных сил, доставляемых для армии. Весь Египет также делал вклад в укрепление этого густонаселенного города; таким образом, он был безграничен и не было ему конца (можно и так перевести). Он не ставил пределов своим амбициям и не мог насытиться своим богатством и силой; люди бесконечно стекались в него, и он думал, что ему никогда не настанет конец. Но только Бог обладает исключительным правом быть бесконечным. Копты и Ливийцы приходили на помощь ему - два соседних государства в Африке, Мавритания и Ливия, то есть Ливия Киринейская - страна, от которой в значительной степени зависел Египет. Имея такое подкрепление, Но-Аммон, похоже, восседал как царица, и вряд ли ему придется скорбеть.

(2) Каким фатальным окажется его падение (ст. 10): «Но и он переселен, его сила оказалась несостоятельной; даже этот город, который был таким сильным и защищенным, пошел в плен». Эти стихи ссылаются на опустошение в то время хорошо известного города, все еще сохранившееся в памяти людей, хотя и не записанное в истории. Мы не можем считать уничтожение его Навуходоносором (если только не воспримем эти слова в пророческом смысле) примером для Ниневии, ибо поражение Ниневии было одной из первых его побед, а опустошение этого египетского города - одной из последних. Сила и богатство этого великого города не могли послужить ему защитой от военных казней. [1] От самых варварских наказаний: даже младенцы его разбиты на перекрестках всех улиц безжалостными захватчиками, не имеющими сострадания даже к ним. [2] От самых позорных и постыдных наказаний: а о знатных его бросали жребий; они сделали их узниками войны, хотя сами должны были стать их рабами. Захватчики имели так много знатных людей, что не знали, что с ними делать, и поэтому развлекались, бросая жребий о них. Все вельможи его, которые раньше в дни государственных праздников украшали себя золотыми цепями, теперь были окованы цепями железными; они были закованы в кандалы или наручники (подразумевает это слово) не только как рабы, но и как осужденные преступники. Насколько же умерщвляло это явление густонаселенный Но-Аммон, когда с его вельможами и знатными людьми, которые были его гордостью и упованием, так жестоко обращались! И, исходя из этого, он делает предположение о Ниневии (ст. 11): «Так и ты опьянеешь и лишишься рассудка; ты будешь шататься и спотыкаться, как пьяница с чашей гнева Господнего, которая будет дана ему в руку (см. Иер 25:17,27);

ты падешь, не встанешь больше (англ. пер.). Чаша пойдет по кругу и настанет, наконец, твоя очередь, о Ниневия, испить ее; для тебя она будет подобна воде ревнования».

II. Он показывает, что все, на что они уповали, подведет их.

1. Разве не были мужи Ниневии уверены в собственном величии и смелости? Но их сердца затрепещут и оробеют. Они скроются, сбегут от стыда, подвергнувшись позору, сбегут из страха, оказавшись в беде и опасности, не обладая смелоcтью встретить врага лицом к лицу; увидев силу врага и объятые ужасом, не имея собственной силы, они будут искать защиты, придут тайком к своим соседям и будут умолять их о помощи в час нужды. Так Бог может укротить дух царей и отнять у них ум.

2. Они уповают на свои препятствия, укрепления и крепости, которые регулярно «укреплялись и смело возводились? - Они окажутся всего лишь бумажными стенами, подобными смоковнице со спелыми плодами, которые при малейшем сотрясении дерева упадут прямо в рот желающего есть. С такой же легкостью их твердыни подчинятся продвигающемуся врагу по первому же «требованию (ст. 12). Отметьте: твердыни, даже самые крепкие, не защитят от судов Божьих, когда они приходят с поручением. Имение богатого — крепкий город его, но только в тго воображении (Прит 18:12). Предполагается, что они делали свои твердыни самыми прочными, стараясь, чтобы они были надежными и полезными при нападении врага (ст. 14): «Начерпай воды на время осады; запасись большим количеством воды, рггобы не испытывать нужды в том, что особенно необходимо для поддержания человеческой жизни»; здесь подразумевается всякое обеспечение, которым Ниневии велено в шутливом тоне обеспечить себя в ожидании осады. «Прилагай максимальные усилия, Чтобы не умереть от голода и чтобы голод не вынудил тебя подчиниться — но и это не поможет. Укрепляй крепости твои, еще больше совершенствуй их, расположив в ни к людей и оружие, поставив на стены артиллерийское оружие. Пойди в грязь и топчи глину, исправь печь для обжигания кирпичей; прилагай максимальные усилия для возведения сооружений - но все будет напрасно, ибо (ст. 15) там пожрет тебя огонь, если они будут браться штурмом». Именно огнем и мечом во времена войн наносятся огромные опустошения.

3. Они уповали на численность жителей? Разве не благодаря своей численности и отваге они считали свои стены и укрепления самыми крепкими? — Увы, они не пригодятся им; они разрушатся под весом их обитателей (ст. 13): "И народ твой - как женщины у тебяi>, они не имеют ни мудрости, ни смелости; они будут ненадежными, немощными и слабовольными, какими обычно бывают женщины во времена опасности и бедствия; они будут в недоумении и умножат свою скорбь и страхи силой своего воображения, будучи не в состоянии сделать что-то для себя; доблестные мужи станут трусами. О vere Phrygiae, neque enim Phryges - Фригийские женщины, а не фригийские мужчиныi>. Хотя бы ты умножился, как гусеница (ст. 15), как плодовый червь, как саранча, которая собирается в огромный рой, хотя бы купцов у тебя стало более, нежели звезд на небе, хотя бы твои базары были наполнены богатыми торговцами, которые имеют много денег, чтобы заплатить за защиту и средства обороны - тогда (кто-то мог бы подумать) они могли бы оказать врагу теплый прием, но их сердца оробеют; хотя их будет много, как гусениц, но огонь и меч легко и неумолимо пожрут их, как плодовых червей (ст. 15). Их так же много, как этих насекомых-опустошителей, но их враги будут такими же злобными, как они". Он добавляет (ст. 16): «Но эта саранча рассеется и улетитi>». И купцы и враги сравниваются с саранчой. Враги опустошат Ниневию и унесут добычу, не встретив сопротивления, и никто не будет надеяться, что удастся вернуть отнятое. Или данные стихи подразумевают, что богатые купцы, которые придут, чтобы поселиться в Ниневии и значительно умножить свои богатства, вместо того чтобы вложить значительные средства для защиты города (на что надеялись его жители), увидев, что страна оккупирована и город вскоре будет осажден, сами переселятся в другие места и туда же отправят свое нажитое богатство; они расправят свои крылья и улетят туда, где смогут находиться в безопасности, и для Ниневии они не сделают ничего хорошего. Отметьте: очень редко среди тех, которые делили с нами радость, можно найти тех, которые будут делить с нами горе. Саранча остается на полях до тех пор, пока там есть чем питаться, но она улетает, как только все съедено. Люди не хотят терять то, что они добыли. Купцы Ниневии распрощались с ней, как только она попала в беду. Богатство похоже на саранчу, которая внезапно, как орел, улетает к небу (Прит 23:5),

4. Они уповали на силу своих ворот и запоров? Но какой оградой они могут быть против судов Божьих? (ст. 13). Врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей — речные ворота (Наум 2:6), ворота через каналы, проходы и дороги, с помощью которых враг войдет в страну, или ворота городов; как бы прочны ни были и хорошо ни охранялись эти ворота, они не исполнят своей задачи: «Огонь пожрет запоры твои, запоры твоих ворот, и тогда они широко распахнутся».

5. Они уповали на своего царя и князей? - Те не оправдают возложенного на них доверия (ст. 17): «Князья твои - как саранча; те, которые имели богатство и власть как коронованные особы, ослабели и лишились силы, необходимой, чтобы оказать сопротивление, когда враг пришел, как потоп. Военачальники твои, которые должны были вести армию на поле боя, были великими и выглядели величественно, но они - как рои мошек: maximum quod sic — наибольшие представители этого вида; но они так и останутся саранчой - никчемными и бесполезными насекомыми. Они во время холода, когда холодная погода, гнездятся в щелях стен, а когда взойдет солнце, то разлетаются; они улетают, и никто не знает куда. Так поступают и наемные солдаты, которые дремлют, расположившись вокруг Ниневии: когда встает проблема, то они улетают ради собственной безопасности. Наемник бежит, потому что наемник». Царя Ассирийского извещают (и стыдно, что ему об этом нужно говорить, хотя он сам мог бы обратить на это внимание), что спят пастыри его; у них нет ни желания, ни сил заступиться за свое стадо, и они очень недобросовестны при исполнении возложенных на них обязанностей соответственно занимаемым ими должностям: «Покоятся вельможи твои, они погребены в тишине».

6. Так неужели они надеются, что смогут прийти в себя и восстановить свое положение? Но и это им не удастся, ибо когда пастыри поражены, то овцы рассеиваются; народ рассеялся по горам, и некому собрать его; они никогда больше не соберутся вместе, а будут бесконечно блуждать, как рассеянные овцы. Обрушившийся на них суд похож на рану, которая является неисцелимой; в данной ситуации невозможно помочь, нет врачества для раны твоей, нет надежды, что рана, которая для тебя была такой мучительной и болезненной, зарубцуется; твоя ситуация отчаянная (ст. 19), и твои соседи, вместо того чтобы протянуть тебе руку помощи, будут рукоплескать о тебе, радуясь твоему падению; а причина их подобной реакции заключается в том, что ты, тем или иным способом, причинял всем им вред: «На кого не простиралась беспрестанно злоба твоя!» Ты причинял зло всем окружающим; ты всех обижал и оскорблял, и поэтому они не только не будут сочувствовать тебе, но и будут радоваться, видя, что тебя наказывают». Отметьте: кто когда-нибудь причинял вред своим соседям, тот рано или поздно увидит, что все это зло возвращается в его дом; тем самым они лишь готовят себе врагов, когда настанет день их падения, а те, которые не осмеливались раньше поднять против них руку, теперь будут рукоплескать и обличать их в прежних преступлениях, за которые теперь они сполна получают той же монетой. Причинявшие горе будут страдать от различных бедствий, как в данном месте Ниневия.