Второе послание было написано вскоре после первого, и целью его, вероятно, было исправить ошибки, которые могли возникнуть на основании некоторых отрывков его первого послания, касающихся второго пришествия Христа, будто оно вот-вот должно наступить. В данном послании апостол тщательно старается предотвратить всякое неверное толкование его выражений, сделанных на языке пророчеств Ветхого Завета, и объясняет фессалоникийцам, что прежде наступления дня Господня должно произойти много промежуточных событий, хотя, говорит он, день этот близок. Кроме того, в связи с переживаемыми ими скорбями, он утешает их, а затем дает ряд наставлений и указаний относительно их христианского долга.
После введения (ст. 1, 2) апостол начинает это послание с того, что дает высокую оценку фессалоникийцам, ст. 3, 4. Затем он утешает их в переносимых ими скорбях и гонениях (ст. 5-10) и говорит о том, как он молится за них Богу, ст. 11, 12.
Стихи 1-4. Здесь содержатся:
I. Введение (ст. 1, 2), аналогичное введению предыдущего послания. Повторение тех же самых слов и выражений, которые встречались в первом послании, показывает нам, что служители должны не столько заботиться о разнообразии языка и изяществе стиля, сколько о том, чтобы проповедовать истинные и полезные доктрины. И должны при этом остерегаться, чтобы в погоне за новыми методами проповедования и новой фразеологией не ввести понятий и учений, противоречащих основам христианской веры, на которых были утверждены как церковь в Фессалонике, так и все истинные церкви, то есть церкви, находящиеся в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе.
II. Высказывание Павла о том, какое высокое мнение он имел о фессалоникийцах. Он не только питал к ним глубокую привязанность (которую выразил в своем первом послании и опять проявляет ее в своем благочестивом пожелании им благодати и мира), но и высоко ценил их.
1. Каким образом он выражает свое уважение к ним.
(1) Он прославляет Бога за них (ст. 3): Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия... Апостол предпочел выразить свое одобрение фессалоникийцам в форме благодарности Богу, а не похвалы в их адрес; что составляло предмет его радости, он почел необходимым сделать предметом благодарения Богу. Это вполне справедливо, так и должно делать, ибо мы обязаны благодарить Бога за все доброе, что находим в себе и в других; это не только акт нашей доброжелательности к нашим братьям, но и наш долг перед Богом -благодарить за них Бога.
(2) Кроме того, он хвалится ими в церквах Божиих, ст. 4. Апостол никогда не льстил своим друзьям, но ему доставляло удовольствие говорить о них хорошо, с целью прославления Бога и ради ободрения других. Павел не хвалился ни своими собственными дарами, ни своим трудом среди них, но хвалился благодатью Божией, что излилась на них, поэтому его похвала была доброй - все одобрение он отсылал в их адрес, для себя же находил удовольствие в том, чтобы благодарить и прославлять Бога.
2. За что Павел одобрял фессалоникийцев и благодарил за них Бога: за возрастание их веры, любви и терпения. В предыдущем послании (1Фес 1:3) он благодарил за их веру, любовь и терпение, здесь же за то что они возрастают в этих добродетелях, за то что они были не только искренними христианами, но и растущими духовно. Заметьте: там, где есть истинная благодать, будет и рост в благодати. Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. А где есть возрастание в благодати, там вся слава должна принадлежать Богу. Мы так же обязаны Богу за совершенствование в благодати и за прогресс в добрых делах, как и за самый первый труд благодати в нас, за самую начальную благодать. Мы можем впадать в искушение воображать о себе, что хотя мы и не могли сделать себя хорошими, когда были плохими, но, став хорошими, можем сами себя сделать еще лучше. Однако мы так же зависим от благодати Божией в деле нашего духовного роста, как зависели от нее, когда еще ничего не имели. Предметом благодарности и прославления апостола за фессалоникийцев было следующее:
(1) Возрастание их веры, ст. 3. Они были утверждены в истине евангельских откровений, убеждены в евангельских обетованиях и в уповании на мир иной. Рост их веры проявлялся в делах веры, а где вера растет, там и другие добродетели растут соответственно.
(2) Умножение их любви, любви к Богу и ближнему, ст. 3. Примечание: где возрастает вера, там будет изобиловать и любовь, ибо вера действует любовью. Причем их любовь возрастала в каждом как друг к другу, так и ко всем, а не только к некоторым. Среди них не было разделений, как в других церквах.
(3) Их терпение, которое, так же как и вера, возрастало в гонениях и скорбях. А терпение тогда имеет свое совершенное действие, когда оно переносит все испытания. Фессалоникийцы претерпели много преследований за правду, а также и другие скорби, связанные с этим бедственным временем. Все они выдержали с верой, как бы видя Невидимого и взирая на воздаяние. И все это они вынесли с терпением, не с апатией, а с терпением, проистекающим из христианских принципов, которые хранили их спокойными и покорными, сообщали им внутреннюю силу и поддержку.
Стихи 5-10. Упомянув о преследованиях и скорбях, какие фессалоникийцы претерпевали, в основном, за дело Христово, апостол показывает им теперь, что должно их утешать в этих переживаниях.
I. Он говорит, что уже здесь, на земле, они имеют блаженство и преимущества, связанные со скорбями, ст. 5. Страдания содействуют их усовершенствованию, в них испытывается их вера и упражняется терпение, так что они удостаиваются Царствия Божия. Их страдания были залогом того, что они достойны называться христианами, так как оказались способными страдать за Христа. Поистине, если религия чего-нибудь стоит, то она стоит всего, и те, кто не могут решиться пострадать ради нее, либо вообще не имеют религии, либо не знают, в чем состоит ее ценность либо не умеют ее ценить. Кроме того, их терпение в страданиях, с точки зрения праведного суда Божьего, делает их достойными небесной славы, достойными не на основании заслуг, но на основании соответствия, не потому, что они заслуживают неба, но потому, что становятся годными для него. Никакими страданиями и тем более никакими трудами мы не можем заслужить неба. Но терпением в скорбях мы подготавливаемся для радости неба, обещанной всем страдальцам за дело Христово.
II. Затем он говорит о будущем воздаянии, какое получат гонители и гонимые.
1. Этим будущим воздаянием будет:
(1) Наказание гонителей: Бог воздаст скорбью оскорбляющим вас, ст. 6. Нет ничего, что более верно отмечало бы человека, обреченного на вечную погибель, чем дух гонения и вражды против имени Божьего и Его народа. Как вера, терпение и стойкость святых в их страданиях являются залогом их вечного покоя и вечной радости, так гордость, злоба и нечестие их преследователей - залогом их вечной погибели. Ибо каждый человек носит в себе и вынесет с собой из этого мира либо свое небо, либо свой ад. Бог воздаст скорбью тем, кто причинял скорбь Его народу. Он делает это иногда и в этой жизни, свидетельствуя об ужасном конце многих гонителей. Но главным образом Он совершит это в будущем мире, где уделом нечестивых будет плач и скрежет зубов.
(2) Вознаграждение гонимых: Бог воздаст им отрадою (англ. покоем. - Прим. переводчика), ст. 7. Это тот покой, что еще остается для народа Божьего, покой от греха и скорби. Хотя теперь много скорбей у праведного, однако от всех их избавит его Господь. Будущий покой с избытком восполнит все его скорби в настоящее время. Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется тогда. В небе достаточно благ, чтобы компенсировать все, что мы потеряли или выстрадали в этом мире во имя Христа. Апостол говорит: ... а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами... В небесах служители будут покоиться вместе со всем народом Божиим, все, кто страдал здесь, на земле, будут вместе радоваться на небе; самый наименьший христианин будет покоиться вместе с величайшим апостолом. Более того, если мы страдаем с Христом, то будем и царствовать с Ним, 2Тим 2:12.
2. Относительно будущего воздаяния надо заметить:
(1) Его непременность, доказываемая праведностью и справедливостью Божией: Ибо праведно пред Богом (ст. 6) воздать каждому по его делам. Мысль об этом должна устрашать всех нечестивых гонителей и ободрять гонимых праведников, ибо если существует праведный Бог, то будет и праведное воздаяние. Страдающие дети Божий ничего не потеряют по причине своих страданий, а их враги ничего не приобретут через свое преимущество перед ними.
(2) Время, когда совершится это праведное воздаяние: ...в явление Господа Иисуса с неба... ст. 7. Это будет день откровения праведного суда от Бога, ибо тогда Бог будет судить мир по правде посредством предопределенного Им Мужа, то есть Иисуса Христа, праведного Судии. Праведность Божия, проявляющаяся сейчас в делах Его промысла, не так ясно видна всем людям, как она будет явлена в процессе великого судного дня. Священное Писание определенно свидетельствует нам о том, что будет праведный суд Божий, и мы обязаны принимать откровение, данное нам здесь относительно Христа, а именно:
[1] Что в тот день Господь Иисус явится с неба. Сейчас небеса содержат Его, скрывают. Но в тот день Он откроется, станет видимым. Он придет в силе и великолепии вышнего мира, откуда мы ожидаем Спасителя.
[2] Он явится со Своими могущественными ангелами, или с Ангелами силы Его, ст. 7. Они будут сопровождать Его, придавая торжественность этому великому дню явления Его; будут служителями Его справедливости и милости в тот день; будут созывать преступников на Его суд и собирать избранных, а также будут исполнителями Его приговора.
[3] Он придет в пламенеющем огне, ст. 8. Огонь будет идти перед Ним, попаляя Его врагов. Земля и все дела на ней сгорят, стихии, разгоревшись, разрушатся от палящего жара. Это будет огонь испытывающий - для испытания дел всех людей, очищающий- для очищения святых, которым надлежит участвовать в чистоте и блаженстве нового неба и новой земли, и поядающий огонь - для нечестивых. Для всех тех, кто окажется соломой в тот день, Его свет будет проницающим и Его сила - сожигающей.
[4] Для одних это явление будет устрашающим, а для других радостным.
Во-первых, для одних это будет страшный день, ибо тогда Он будет совершать отмщение нечестивым.
1. Тем, кто грешил против законов естественной религии и противился свету природы, кто не познал Бога, хотя невидимое Его через рассматривание творения видимо, ст. 8.
2. Тем, кто восстает против света откровения, кто не покоряется благовествованию Господа нашего Иисуса Христа. Суд будет состоять в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет. В этом преступлении окажутся повинными многие те, кто не хочет верить Евангелию, и те, которые притязают на то, что верят, но не повинуются ему. Примечание: веровать в истины Евангелия надо для того, чтобы покоряться его предписаниям, требуется послушание веры. Для упомянутых здесь людей явление нашего Господа будет страшным, потому что они будут осуждены на погибель, ст. 9. Заметьте здесь:
(1) Они подвергнутся наказанию. Хотя наказание грешников может долго откладываться, однако в конце концов они будут наказаны. Их наказание будет соответственным их преступлениям, они получат только то, что заслужили. Они делали греховные дела и должны принять возмездие за грех.
(2) Наказанием их будет не что иное, как вечная погибель, не уничтожение их самих, но лишение блаженства, не только для тела, но и для души.
(3) Эта погибель будет вечной. Они будут всегда умирать, и никогда не умрут. Их наказание будет длиться в течение всей вечности. Цепи тьмы - это вечные цепи и адский огонь - это вечный огонь. Это наказание неизбежно должно быть таковым, так как налагается вечным Богом на бессмертные души, оказавшиеся вне Божией милости и благодати.
(4) Эта вечная погибель придет от лица Господа, то есть непосредственно от Самого Бога. Сейчас Бог наказывает грешников посредством творений, Своих орудий; но тогда Он возьмет это дело в Свои собственные руки. Это будет погибель от Всемогущего, более страшного, чем огонь, который вышел от Господа и сжег Надава и Авиуда.
(5) Она придет от славы могущества Его, или от Его славного могущества. Не только праведность Божия, но и Его славное всемогущество прославится в погибели грешников, и кто знает силу гнева Его? Он может повергнуть в геенну.
Во-вторых, для других, а именно, для святых, для тех, кто веровал в Евангелие и повиновался ему, это будет радостный день. Тогда подтвердится свидетельство апостола об этом дне, ст. 10. В этот светлый благословенный день 1. Христос будет прославлен Своими святыми, вызовет их удивление. Они будут созерцать Его славу и восхищаться Им, будут прославлять Его благодать и восхищаться чудесами Его силы и благости к ним, воспоют Ему аллилуйя в этот день Его торжества за совершенную в них победу и за дарованное блаженство. 2. Христос будет прославлен и явится дивным в Своих святых. Его благодать и сила будут прославлены и возвеличены в тот день, когда откроется, что Он приобрел для всех верующих в Него, что сотворил в них и что излил на них. Как сила гнева Его проявятся в погибели Его врагов, так сила благодати Его возвеличится в спасении святых. Заметим: то, что совершит Христос в верующих в Него, вызовет некогда удивление мира. И теперь они являются удивлением для многих, но какое они вызовут удивление (или, точнее, Христос, Чье имя Чудный) в тот великий славный день, когда совершится тайна Божия! Христос не столько будет прославлен в ангелах, которых приведет с Собою с неба, сколько в святых Своих, Своих многих сынах, которых приведет в славу.
Стихи 11-12. В этих стихах апостол опять говорит фессалоникийцам о своей усердной и постоянной молитве за них. Он не мог быть с ними, однако постоянно помнил о них, они всегда были в мыслях его; он желал им блага и не мог лучше выразить свое расположение и благожелательность к ним, как посредством постоянной усердной молитвы к Богу за них: Для сего и молимся всегда за вас... Заметьте: размышления о втором пришествии Христа и ожидание его должны побуждать нас молиться как о самих себе, так и о других. Нам следует бодрствовать и молиться, как повелел наш Спаситель Своим ученикам (Лук 21:36): Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого. Заметим:
I. О чем молился апостол, ст. 11. Очень важно быть хорошо наставленным, о чем надо молиться. Без божественного наставления мы не знаем, о чем молиться, а без божественной помощи не умеем молиться так, как должно. Наши молитвы должны соответствовать нашим надеждам и чаяниям. Итак, апостол молится за них,
1. Чтобы Бог начал в них Свой добрый труд благодати - так можно понимать выражение: чтобы Бог наш соделал вас достойными звания. Мы призваны к высокому и святому званию, мы призваны к Царству Божьему и к славе Его. Надеждой нашего звания является наследство святых, наслаждение тем блаженством и той славой, которые откроются, когда Иисус Христос явится с неба. И если таково наше призвание, то мы должны усердно заботиться о том, чтобы быть достойными его, то есть соответствующими ему, приготовленными для этой славы. Так как сами по себе мы не можем удостоиться его, но только по благодати Божией, то нам следует молиться, чтобы Бог соделал нас достойными этого звания, и тогда мы окажемся достойными его, то есть молиться, чтобы Он подготовил нас к участию в наследии святых во свете, Кол 1:12.
2. Чтобы Бог продолжил это начатое доброе дело и совершил всякое благоволение благости. Благоволение Божие означает Его благие намерения относительно Своего народа, вытекающие из Его благости и исполненные благости к ним; именно из нее проистекают к нам все блага. Если в нас есть что-то доброе, то это является плодом благости Божией в нас и обязано благоволению Его благости к нам, поэтому и называется благодатью. У Бога, у Его благоволения и благодати имеется множество разнообразных намерений относительно Его народа, и апостол молится, чтобы все они осуществились, или совершились в отношении фессалоникийцев. Много добрых дел благодати начато в сердцах детей Божиих, которые исходят из благоволения благости Божией к ним, и мы должны желать, чтобы все они могли быть совершены до конца. В частности, Павел молится, чтобы Бог совершил в них дело веры в силе. Заметим:
(1) Совершение дела веры необходимо для совершения всякого другого доброго дела. И (2) Дело веры не только начинается силой Божией, но и продолжается, и завершается ею.
II. Почему апостол молился об этом (ст. 12): Да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа... Цель, к которой мы должны стремиться во всем, что мы делаем и желаем, - чтобы Бог и Господь Иисус Христос могли быть во всем прославлены. Наше собственное блаженство и блаженство других должны быть подчинены этой конечной цели. Наши добрые дела должны так светить перед людьми, чтобы они могли прославить Бога, чтобы Христос мог быть прославлен в нас и через нас, и тогда мы будем прославлены в Нем и с Ним. В этом состоит великая цель и намерение благодати нашего Бога и Господа Иисуса Христа, которые открываются нам и совершаются в нас. Или таким образом: согласно благодати Бога и Христа, которая открылась нам и излилась на нас Богом и Христом, нам дано указание все делать во славу нашего Творца и Искупителя.
Апостол проявляет большую заботу о том, чтобы воспрепятствовать распространению заблуждения относительно второго пришествия Христа, в какое впали некоторые из фессалоникийцев, полагавших, что уже наступает день Христов, ст. 1-3. Затем он переходит к опровержению заблуждения, против которого предостерегал их, указывая на то, что приходу Христа должны предшествовать два великих события - всеобщее отступление и появление антихриста; относительно последнего апостол сообщает им много примечательного - о его имени, характере, о его возвышении и падении, о его правлении, о грехе и погибели его подчиненных, ст. 4-12. Затем он ободряет их против ужасов этого отступления и призывает к стойкости, ст. 13-15. И в заключении молится о них, ст. 16,17.
Стихи 1-3. Как видно из этих стихов, некоторые из фессалоникийцев, вероятно неправильно поняли учение апостола о пришествии Христа, изложенное в его первом послании, и полагали, что оно очень близко, что Христос уже грядет для суда. Или, может быть, некоторые из них притязали на особое откровение Духа Святого по этому вопросу или на особое знание, полученное от самого апостола, когда он был среди них, или через его послание, адресованное им или кому-то другому. Апостол старается исправить эту ошибку и предотвратить распространение этого заблуждения. Заметьте: Если среди христиан возникают ошибки и заблуждения, то мы должны приложить все старания, чтобы исправить их и воспрепятствовать их распространению. Добрые люди должны стараться предотвратить заблуждения, могущие возникнуть в результате ошибочного истолкования их слов и поступков, даже если сказанное и сделанное ими было совершенно невинным и хорошим. Мы имеем дело с искусным врагом, который использует всякую возможность, чтобы навредить, и иногда употребляет даже слова Священного Писания для внедрения заблуждений.
I. Как ревностно и усердно старается апостол предотвратить ошибочные взгляды: Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа... и далее, ст. 1. Он обращается с ними, как с братьями, хотя мог бы повелевать им, как отец своим детям; он проявляет большое милосердие и снисходительность к ним, стараясь снискать их расположение, доверие. С людьми, которых мы хотим уберечь или спасти от заблуждения, надо обращаться с кротостью и любовью. Это наилучший путь к достижению цели; жесткое и грубое обращение может только вызвать раздражение у них и настроить против выдвигаемых нами доводов. Апостол умоляет и даже заклинает их в необычайно торжественной форме: Молим вас, братия, о пришествии и далее. Эти слова звучат как заклинание, смысл их состоит в следующем: если они веруют, что Христос придет, и желают, чтобы Он пришел, и радуются в надежде на Его приход, то должны тщательно избегать заблуждения со всеми вытекающими из него последствиями, против которого он собирается их предупредить. Заметим здесь следующее:
1. Не подлежит никакому сомнению, что Христос придет судить мир, что Он придет во всем великолепии и силе вышнего мира в последний день, чтобы совершить суд над всеми. Какие бы сомнения или заблуждения ни возникали относительно времени Его пришествия, само Его пришествие - непреложный факт. Это было предметом веры и надежды всех святых в течение многовековой истории церкви. Более того, это было предметом веры и надежды святых Ветхого завета, со времен Еноха, седьмого от Адама, который сказал: «Се, идет Господь со тьмами святых (Ангелов) Своих» (Иуд. 14).
2. При втором пришествии Христа святые Его соберутся все вместе к Нему. Это упоминание о собрании всех святых к Христу в пришествие Его показывает, что апостол имел в виду приход Христа для суда над миром, а не приход Его для разрушения Иерусалима. Он говорит о буквальном, а не образном пришествии. Это собрание святых составит часть славы Христа в тот день и будет завершением блаженства святых Его.
(1) Они все будут собраны вместе. Это будет общее собрание всех святых, и никого, кроме святых, там не будет. Будут собраны вместе все ветхозаветные святые, имевшие познание о Христе посредством теней закона и видевшие этот день на расстоянии, и все новозаветные святые, получившие жизнь и бессмертие посредством света Евангелия. Тогда придут от четырех ветров небесных все, кто живет сейчас, кто жил в прошлом и кто будет еще жить, от начала до конца времени. Они соберутся все вместе.
(2) Они будут собраны ко Христу. Он будет великим центром их единства. Они соберутся к Нему, чтобы сопровождать Его, быть Его помощниками и быть представленными Им Отцу; чтобы вечно быть с Ним и вечно наслаждаться совершенным блаженством Его присутствия.
(3) Учение о втором пришествии Христа и нашем собрании к Нему имеет огромную важность для христиан, иначе бы оно не было предметом апостольского заклинания. Мы должны поэтому не только верить этим истинам, но высоко ценить их и смотреть на них как на представляющие большой интерес для нас и оказывающие большое влияние на нас.
II. Против чего конкретно апостол предупреждает фессалоникийцев: чтобы они не обманывались относительно времени пришествия Христа, не колебались умом и не смущались. Заблуждения ума приводят к ослаблению нашей веры и вызывают смущение, а слабые верой и колеблющиеся умом легко поддаются обману и становятся жертвой обольстителей.
1. Апостол не хотел, чтобы они были обмануты: Да не обольстит вас никто никак... ст. 3. Существует много таких, кто только и ожидает случая, чтобы обольстить; они располагают многими способами обольщения, поэтому мы должны быть осмотрительными и стоять на страже. Некоторые обманщики претендуют на новые откровения, другие неправильно истолковывают Писания, третьи же осмеливаются на выдумки, грубые подделки. Люди будут использовать разные средства обмана и хитрые уловки, но мы должны остерегаться, чтобы никто и никакими средствами не мог нас обмануть. Конкретный вопрос, относительно которого апостол предостерегал их, чтобы они не обманывались, касался близости пришествия Христа, - они думали, будто оно должно было произойти во дни апостолов. Эта ошибка, казавшаяся многим безобидной с виду, тем не менее, была ошибкой, могущей повлечь за собой печальные последствия для многих. Поэтому:
2. Апостол предупреждает их, чтобы они не спешили колебаться умом и смущаться.
(1) Он не хотел, чтобы вера их поколебалась. Мы должны быть уверены во втором пришествии Христа, должны быть утвержденными в этой вере. Для фессалоникийцев, ожидавших скорого пришествия Христа, существовала опасность: обнаружив свою ошибку (или ошибку тех, кому они слишком доверялись) относительно времени прихода Христа, они могли потерять веру в сам факт Его пришествия. Они же не должны колебаться умом в таком важном вопросе, представляющем собой предмет веры и надежды всех святых. Лжеучения, подобно ветру, взметающему волны, способны смущать умы людей, которые иногда бывают неустойчивы, как вода.
(2) Он не хотел, чтобы они лишились утешения, смущались или боялись из-за ложных тревог. Вероятно, пришествие Христа было представлено им как нечто устрашающее, так что смутило многих серьезных христиан из их среды, в то время как оно должно быть предметом надежды и радости верующего человека. Может быть, многих смущала мысль о внезапности пришествия Христа или страх оказаться неготовыми к этому дню. Мысль о втором пришествии Христа должна побуждать нас всегда бодрствовать и молиться, но она не должна ввергать нас в уныние и тревогу.
Стихи 3-12. В этих стихах апостол опровергает ошибочное мнение, против которого он предостерегал фессалоникийцев, и объясняет им, почему они не должны думать, будто день Христов уже наступает. Несколько событий должны предшествовать второму пришествию Христа, в частности, должно иметь место I. Общее отступление: ...доколе не придет прежде отступление... ст. 3. Под этим отступлением не следует понимать отпадение в государстве, то есть отпадение от гражданского правительства, но отступление в сфере духовной, религиозной, отступление от здравого учения, от установленного богослужения, от церковного руководства и от святой жизни. Апостол говорит не об отступлении отдельных верующих из иудеев или язычников, но о некоем великом отступлении, которое будет всеобщим, хотя и постепенным, и даст возможность открыться антихристу человеку греха. Об этом, напоминает апостол (ст. 5), он говорил им, когда был с ними, с тем расчетом, несомненно, чтобы они не соблазнялись и не претыкались на этом. Мы должны заметить, что как только христианство утвердилось и укоренилось в мире, так сразу же началось и отступление. Так было и в ветхозаветной церкви: за периодами прогресса в религии следовали периоды упадка. Например: вскоре после того, как начали призывать имя Господа, всякая плоть извратила путь свой; вскоре после заключения завета Бога с Ноем люди начали строить вавилонскую башню, делая вызов небу; вскоре по заключении Богом завета с Авраамом потомки его эмигрировали в Египет; вскоре после насаждения и укоренения народа израильского в земле Ханаанской они забыли Бога и стали служить Ваалам; вскоре по возвращении из плена был общий упадок благочестия, как сообщают об этом книги Ездры и Неемии. Поэтому не следует удивляться тому, что вскоре после становления христианства должно было начаться отступление.
II. Откровение человека греха (ст. 3), то есть антихриста, возьмет свое начало из этого общего отступления. Апостол далее говорит об откровении беззаконника (ст. 8), подразумевая под этим, что тогда откроется его беззаконие на погибель его; здесь же он, по-видимому, говорит о его возникновении, которое будет вызвано общим отступлением, подразумевая при этом, что все виды лжеучений и разложения будут исходить от него. Большие диспуты велись по вопросу о том, кто или что подразумевается под человеком греха и сыном погибели. Если нельзя сказать с определенностью, что под ним подразумевается, в основном или исключительно, власть и тирания папства, тем не менее ясно, что сказанное здесь очень точно соответствует ей. Ибо заметьте:
1. Имена, какими названа эта личность, или, вернее, государство и власть, о которых говорится здесь. Он назван человеком греха, чтобы отметить его крайнее нечестие: он не только сам делает беззаконие, но и содействует греху и беззаконию других, одобряет грех и повелевает грешить. Он назван также сыном погибели, потому что сам обречен на верную гибель и является орудием погибели многих других, как тел, так и душ их. Эти имена очень подходят папскому государству, ему соответствует также 2. Характеристика, приведенная здесь, ст. 4.
(1) Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею. Именно такими были епископы Рима: они не только противились Божьему авторитету и авторитету гражданских властей, но ставили себя выше Бога и земных правителей, требуя большего подчинения своим повелениям, чем повелениям Бога или гражданских властей.
(2) В храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Как Бог присутствовал в древнем храме и там было поклонение Ему, и как сейчас Он присутствует в Своей церкви и со Своей церковью, так и упоминаемый здесь Антихрист - это узурпатор божественной власти над христианской церковью, претендующий на божественные почести. К кому это может быть лучше применимо, как не к епископам Рима, которым давались такие богохульные титулы, как: Наш Господь Бог папа, Второй Бог на земле, Владычество Бога есть то же самое, что владычество папы ?
3. Его выдвижение, о котором здесь говорится, ст. 6 и 7. Относительно этого нам следует заметить два момента:
(1) Нечто препятствует или не допускает открыться ему, пока не будет взят удерживающий теперь. Предполагается, что это была Римская империя, которую апостол считал ненужным называть более прямо в то время; примечательно то, что пока эта власть существовала, она препятствовала епископам Рима подняться на высоту господства, какой впоследствии они очень быстро достигли.
(2) Тайна беззакония должна была постепенно достигать своей высоты. Так это и было в действительности: всеобщее извращение учения и поклонения в римской церкви происходило постепенно, узурпирование власти епископами Рима тоже было постепенным, не сразу, и благодаря этому тайна беззакония легко и незаметно пришла к господству. Апостол справедливо называет ее тайной беззакония, потому что нечестивые замыслы и действия скрывались под лживыми претензиями, по меньшей мере, они были скрыты от взора и наблюдения большинства. Под маской благочестия проникали предрассудки и идолопоклонство; под видимостью ревности о Боге и о Его славе процветали ханжество и преследования. Апостол говорит, что эта тайна беззакония уже тогда начала действовать - уже в действии. Еще во времена апостолов пришел враг и посеял плевелы. Уже в их дни были дела николаитов, то есть людей, притязавших на ревность о Христе, тогда как в действительности они были противниками Его. Гордость, тщеславие и любовь к миру среди пасторов церкви и начальствующих в ней, таких как Диотреф и подобные ему, были ранними проявлениями тайны беззакония, которая постепенно достигла ужасной высоты в видимой церкви Рима.
4. Описывается падение, или разрушение, царства антихриста, ст. 8. Имя главы этого антихристианского царства - беззаконник, то есть это беззаконная личность, которая утвердит человеческую власть вопреки и в противовес божественному владычеству Господа Иисуса Христа. Но когда он таким образом откроется как человек греха, когда это обнаружится перед миром, то это будет верным предзнаменованием его погибели и первым шагом к ней. Апостол заверяет фессалоникийцев, что Господь убьет и истребит его; убиение будет предшествовать его окончательному истреблению и будет осуществлено Духом уст Его, Его словом повеления. Чистое слово Господа, сопровождаемое Духом Божиим, обнаружит тайну беззакония и убьет и устранит власть антихриста. В свое время эта власть будет полностью и окончательно истреблена явлением пришествия Христа. Заметим: пришествие Христа для истребления беззаконника будет сопровождаться особой славой и исключительным великолепием.
5. Далее апостол описывает царство и правление этого человека греха. Здесь мы должны заметить:
(1) Его пришествие, или правление, будет, в общем, по действию сатаны, великого врага душ человеческих, противника Бога и людей. Он есть отец всякого заблуждения и лжи, заклятый враг истины, враг Иисуса и всех Его верных последователей. Более конкретно, оно будет с силою и обманом сатаны. Это царство будет претендовать на божественную поддержку, но в действительности это будет по действию сатаны. Будут претензии на знамения, видения, чудеса; именно посредством них папское владычество утвердилось вначале и поддерживалось ими. Однако это были ложные знамения для поддержки ложных учений, ложные чудеса, или только претензии на чудеса, которые служили их делу; в сущности это были подделки, или мошеннические приемы, рассчитанные на обман людей; эти диавольские уловки, с помощью которых поддерживалось антихристово царство, общеизвестны. Апостол называет их всяким неправедным обольщением, ст. 10. Другие могут называть это благочестивым обманом, но апостол называет неправедным и нечестивым обольщением. В сущности, всякий обман (все противоположное истине) является нечестивым. Человек греха будет применять много коварного искусства, выступая под различными благовидными масками, чтобы прельстить неосторожные и неустойчивые души своими лжеучениями и подчинить их своей власти.
(2) Описываются те, кто будут его добровольными подданными, или наиболее вероятно будут таковыми, ст. 10. Это те, что не приняли любви истины для своего спасения. Они слышали об истине, но не полюбили ее; они не могли выносить здравого учения и поэтому легко приняли ложное. Они имели некоторое представление о том, что истинно, но впали в сильные предрассудки и поэтому стали жертвой обольстителей. Если бы они любили истину, то были бы сохранены в ней и ею. Ничего нет удивительного в том, что они так легко оставили истину, которую никогда не любили. Эти люди названы погибающими, или потерявшимися; они находятся в погибельном состоянии, в опасности погибнуть навеки. Ибо 6. Далее провозглашается о грехе и наказании подданных царства антихриста, ст. 11, 12.
(1) Их грех состоял в том, что они не веровали истине, но возлюбили неправду. Они не любили истину и потому не верили ей, а так как они не верили истине, то находили удовольствие в неправде, в злых делах и любили ложные учения. Заметьте: заблуждающийся разум и порочная жизнь обычно сопутствуют и содействуют друг другу.
(2) Наказание их состоит в том, что пошлет им Бог действие заблуждения, так-что они будут верить лжи. Таким образом Бог накажет людей за их неверие, за их нелюбовь к истине и любовь к греху и злу. Это не значит, что Бог является виновником греха, но, оставаясь праведным, Он лишает иногда Своей благодати таких грешников, как упомянутые здесь: предает их сатане и его обольщению, предоставляет их самим себе, в результате чего, конечно, следует грех, самое худшее беззаконие, кончающееся вечной погибелью. Бог справедлив, совершая духовные суды и впоследствии подвергая вечному наказанию тех, кто не возлюбил истину Евангелия, не поверил ей, не жил в соответствии с ней, но предавался в уме своем ложным учениям, а в своей практической жизни и поведении - беззаконию.
Стихи 13-15. Здесь заметьте:
I. Утешение, какое могут найти фессалоникийцы перед ужасной перспективой этого отступления, ст. 13, 14. Они были избраны к спасению и призваны к достижению славы. Заметьте: когда мы слышим об отступлении многих, то должны утешаться и радоваться тому, что по избранию благодати существует верный остаток, который сохраняется Богом и будет сохранен до конца; особую радость мы можем иметь в том случае, если у нас есть основание надеяться, что принадлежим к этому числу. Апостол считал себя обязанным благодарить Бога за это: Мы же всегда должны благодарить Бога за вас. Он часто благодарил за них Бога и продолжает и сейчас благодарить, и для этого была основательная причина – они были возлюбленные Господом, что доказывалось сохранением их от отступления. Это сохранение святых обязано:
1. Неизменности избрания благодати, ст. 13. Они были возлюблены Богом, потому что Бог избрал их от начала. Он возлюбил их любовью вечной. Относительно избрания Божьего мы можем заметить:
(1) Это избрание извечно - от начала, не от начала евангельского века, но от начала творения, прежде основания мира, Еф 1:4.
(2) Цель их избрания - спасение, совершенное и вечное спасение от греха и погибели, а также полное обладание всякими благами.
(3) Средством для достижения этой цели являются освящение Духом и вера истине. Таким образом, цель и средства в деле избрания связаны вместе, и их нельзя отделять друг от друга. Бог избрал нас не потому, что мы были святыми, а для того чтобы мы стали таковыми. Будучи избранными Богом, мы не должны жить так, как нам вздумается. Спасение есть цель нашего избрания, а средством для достижения этой цели является освящение, приготовляющее нас к спасению; освящение совершается Духом Святым, Автором его, а с нашей стороны - верой. Без веры в истину не может быть ни истинного освящения, ни сохранения в благодати, ни достижения спасения. Вера и святость должны быть соединены вместе, так же как святость и блаженство. Поэтому Спаситель молился о Петре, чтобы не оскудела вера его, Лук 22:32.
2. Действенность евангельского призыва, ст. 14. Будучи избранными к спасению, они были призваны к нему благовествованием. Кого Он предопределил, тех и призвал, Рим 8:30. Благовествование является внешним средством призвания Божьего, а внутреннее действие Духа Святого делает это призвание реальным, действительным. Заметьте: куда бы ни пришло Евангелие, оно призывает и приглашает людей к получению славы; это призыв к чести и блаженству, а именно: к славе Господа нашего Иисуса Христа, к славе, которую Он приобрел, и к славе, которой Он обладал, чтобы разделить ее с теми, кто верует в Него и подчиняется Его Евангелию. Они будут с Христом, чтобы созерцать Его славу, чтобы прославиться вместе с Ним и разделить Его славу. За этим следует:
II. Увещание быть стойкими и постоянными: Итак, братия, стойте и держите предания... ст. 15. Заметьте: апостол не говорит: «Вы избраны Богом, и поэтому можете жить спокойно и беспечно», - но предостерегает: Итак, братия, стойте... Божия благодать, избравшая и призвавшая нас, не только не подавляет нашего усердия и старания, но, наоборот, поощряет и вдохновляет нас к решительным действиям и усилиям. Так апостол Иоанн, обращаясь к тем, кто получил помазание от Духа Святого и в ком оно пребывало, дает им дополнительное наставление: Итак, дети, пребывайте в Нем (1Иоан 2:27,28). А апостол Павел призывает фессалоникийцев твердо держаться своего исповедания: ...держите предания, которым вы научены, то есть евангельского учения, что апостол передал им, через слово или послание. Так как в то время канон Священного Писания еще не был составлен и поэтому апостолы передавали некоторые истины путем проповеди под руководством непогрешимого Духа Святого, то христиане должны были соблюдать эти истины как исходящие от Бога. Другие же истины были переданы впоследствии в письменном виде, как например в первом послании фессалоникийцам; эти послания писались авторами, движимыми Духом Святым. Заметьте: из сказанного не следует делать вывода о том, что и в наши дни, когда канон Священного Писания уже составлен, устные предания можно рассматривать как равноценные Священным Писаниям. Учений и наставлений, переданных апостолами по вдохновению свыше, мы должны твердо держаться, но только тех, которые находим в Священном Писании, так как не имеем достоверного свидетельства в пользу других, переданных ими.
Стихи 16-17. В этих стихах приводится горячая молитва апостола за фессалоникийцев; заметим в ней следующее:
I. К кому он обращается: Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог Отец наш... Мы можем и должны направлять свои молитвы не только к Богу Отцу, через посредство нашего Господа Иисуса Христа, но также и к Самому Господу нашему Иисусу Христу. И должны во имя Его молиться к Богу не только как к Его Отцу, но и как к нашему Отцу в Нем и через Него.
II. Откуда Павел черпает ободрение для своей молитвы - из размышлений о том, что Бог уже сделал для него самого и для них: Возлюбивший нас и давший нам утешение вечное и надежду благую во благодати... ст. 16. Заметим здесь:
1. Любовь Божия есть источник всех благ, какие мы имеем или надеемся иметь. Наше избрание, призвание, оправдание и спасение все это обязано любви Божией во Христе Иисусе.
2. Из этого источника изливается и все наше утешение. Утешение святых- это вечное утешение. Утешения святых никогда не умирают, они не умирают вместе с ними. Духовные утешения, какие дает Бог, никогда не будут отняты от святых, и Бог не отнимет их: Он возлюбил их вечною любовью, поэтому они имеют вечное утешение.
3. Основанием их утешения является надежда на жизнь вечную. Они радуются в надежде на славу Божию и не только терпеливы, но и радостны в скорбях. Их надежда основана на любви Божией, на обетованиях Божиих и на опыте познания силы, благости и верности Божией. Это есть надежда благая во благодати; независимая благодать и милость Божия - вот то, на что они надеются и на чем основаны их надежды, а не их собственные заслуги или достоинства.
III. О чем апостол просит Бога для фессалоникийцев - чтобы Он утешил их сердца и утверддил их во всяком слове и деле благом, cт. Бог даровал им утешение, и он молится, чтобы они могли более изобиловать утешениями. Была благая надежда во благодати, что они будут сохранены, и он молится об их утверждении. Примечательно то, что утешение и утверждение объединены здесь. Поэтому заметьте:
1. Утешение является средством к утверждению, ибо чем больше мы получаем наслаждения в слове Божием, в делах и путях Божиих, тем более вероятно, что мы будем утверждаться в них.
2. Наше утверждение на путях Божиих есть верное средство для достижения утешения. Если же мы колеблемся в вере, сомневаемся умом своим или запинаемся и хромаем на пути исполнения своих обязанностей, то неудивительно, что нам чужды наслаждения и радости веры. Что лежит в корне всех наших беспокойств и непостоянства, как не отсутствие утвержденности в вере? Мы должны быть утверждены во всяком добром слове и деле, в слове истины и в деле правды. Христос должен быть прославлен нашими добрыми делами и добрыми словами. Искренние верующие стремятся делать то и другое, и, поступая таким образом, они могут надеяться на утешение и утверждение, пока не достигнут в конце концов совершенной святости и блаженства в небе.
В заключение предыдущей главы апостол искренно молился о фессалоникийцах, а теперь просит их, чтобы они молились о нем; ободряет их, чтобы они уповали на Бога, и добавляет еще некоторые прошения за них, ст. 1-5. Затем он дает повеления и указания с целью исправления имевшихся среди них беспорядков, о которых он был извещен (ст. 6-15), и заканчивает послание благословением и молитвой, ст. 16-18.
Стихи 1-5. В этих словах заметьте:
I. Апостол желает, чтобы его друзья молились о нем: Итак молитесь за нас, братия... ст. 1. Он всегда вспоминал их в своих молитвах и хочет, чтобы и они не забывали о нем и его сотрудниках, чтобы приносили их в своих сердцах к престолу благодати.
1. Это единственный способ, посредством которого общение святых поддерживается и тогда, когда они разлучены друг с другом и не могут молиться вместе. Будучи разделены большими расстояниями, они все-таки могут встречаться у престола благодати и, не имея других возможностей, могут таким путем получать сами и оказывать другим самую реальную и очень большую помощь.
2. Народ Божий обязан молиться за служителей, и не только за своих пасторов, но и за всех верных служителей. 3. Служители нуждаются в молитвах народа Божьего, поэтому должны просить их об этом. Как замечательно смирение этого великого апостола, и как оно обязывает к подражанию: он был таким сильным в своих молитвах, и тем не менее не пренебрегает молитвами самых слабых христиан, но желает их. Заметьте, далее, о чем апостол желает и указывает фессалоникийцам молиться:
(1) О6 успехе евангельского служения: ...чтобы слово Господне распространялось и прославлялось... ст. 1. Апостол заботился более всего о великих вещах. Он больше ревновал о том, чтобы имя Божие святилось, чтобы Царство Его прогрессировало, чтобы воля Его творилась, чем о своем насущном хлебе. Он хотел, чтобы слово Господне распространялось, имело успех, чтобы дело Божие в мире двигалось вперед, а не назад, и не только вперед, но и вширь. Все силы ада поднимались тогда и поднимаются теперь, чтобы воспрепятствовать слову Господню, его распространению и успеху. Поэтому мы должны молиться, чтобы это сопротивление было сломлено, чтобы Евангелие могло иметь свободный доступ к ушам, сердцам и совести людей, чтобы оно прославилось в обращении грешников, в поражении злословящих его и в святом поведении святых. Бог, прославивший и возвеличивший Свой закон, прославит и возвеличит Евангелие и через это прославит Свое собственное имя. Что же касается добрых служителей и добрых христиан, то они должны довольствоваться быть малыми, самыми наименьшими, быть ничем, лишь бы возвеличился Христос и прославилось Его Евангелие. Павел находился в то время в Афинах, или, как думают некоторые, в Коринфе, и желал, чтобы фессалоникийцы молились о нем, чтобы он имел такой же успех там, какой был у него в Фессалонике, чтобы и другим было так же хорошо, как и им.
(2) О безопасности евангельских служителей. Он просит, чтобы они молились не о возвышении, а о сохранности их: ...чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей... ст. 2. Те, что являются врагами проповеди Евангелия и гонителями проповедующих его, суть люди безрассудные и лукавые. Они действуют против всех правил и законов разума и религии, они виновны как в самом большом безрассудстве, так и в нечестии. Величайшее безрассудство мира, равно как и нечестие его проявляется не только в принципах атеизма и неверия, но также в порочной и безнравственной практике жизни, и особенно в преследованиях. Благочестивые и верные служители нуждаются в духовной защите и поддержке, ибо они подобны знаменосцам, принимающим на себя самый большой удар. Поэтому все, кто желает успеха делу Христову в этом мире, должны молиться о служителях. Ибо не во всех вера. Многие не верят Евангелию, не принимают его, и поэтому неудивительно, что они так неотступно и с такой злобой стараются противодействовать ему, порицать служение и бесчестить служителей слова. Многие лишены элементарной честности, и нет уверенности, что можно быть в безопасности среди них. Поэтому мы должны молиться, чтобы Бог избавил нас от людей, не имеющих ни совести, ни чести и не думающих о том, что они говорят или делают. Мы можем быть иногда в большей или меньшей опасности от ложных и притворных друзей, как и от открытых и заклятых врагов.
II. Он побуждает их уповать на Бога. Мы должны не только просить у Бога благодати Его, но также уповать на нее, быть уверенными в ней, и смиренно ожидать того, о чем просим.
1. Блага, каких мы можем ожидать от благодати Божией, - утверждение и защита от лукавого. Самые лучшие христиане нуждаются в этих благах:
(1) В том, чтобы Бог утвердил их. Апостол уже молился об этой благодати для них (2:17), а теперь ободряет их, чтобы они ожидали ее. Мы можем стоять только до тех пор, пока Бог держит нас, если Он не охраняет нас на Его путях, то наши ноги спотыкаются, и мы падаем.
(2) В том, чтобы Бог сохранил их от лукавого (англ. от зла. - Прим. переводчика). Мы так же нуждаемся в том, чтобы благодать Божия хранила нас до конца, как нуждались в том, чтобы она начала в нас свое доброе дело. Зло, содержащееся в грехе, есть величайшее зло но существуют еще другие виды зла, от которых Бог также охраняет святых Своих для Своего небесного царства, - от зла, которое в мире, и от всякого зла.
2. Что ободряет нас уповать на Божию благодать: ...верен Господь. Он верен Своим обещаниям, Он есть Господь, Который не может солгать и не изменяет тому, что вышло некогда из Его уст. Если Он дал когда-то обещание, то оно обязательно исполнится. Он верен Своим отношениям с нами, Он верный Бог и верный друг, и мы можем уповать на Него, что Он будет верен всем отношениям, какие заключил со Своим народом. Будем же заботиться о том, чтобы и нам быть истинными и верными в своих обещаниях и в отношениях, какие мы имеем с этим верным Богом. Он добавляет:
3. Другое основание для надежды, что Бог утвердит и сохранит их, а именно: что они исполняли и будут исполнять повеленное им, ст. 4. Апостол имел эту уверенность в них, и она основывалась на его уверенности в Боге ибо иначе в человеке нельзя быть уверенным. Послушание их описывается как исполнение того, что им повелевали он и его сотрудники, а это было не что иное, как заповеди Господа; ибо апостолы не имели никакого иного поручения, кроме того, чтобы учить людей соблюдать все, что Господь повелел, Мат 28:20. На опыте их послушания в прошлом апостол обосновывает свою уверенность в том, что они будут исполнять повеленное им и в будущем, так как есть только одно основание для надежды: И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним, 1Иоан 3:22.
III. Павел возносит краткую молитву за них, ст. 5. Это молитва о духовном благословении. Апостол молится о двух вещах величайшей важности:
1. Чтобы сердца их были управлены в любовь Божию, то есть в любовь к Богу как к самому совершенному и прекрасному Существу, превосходящему все другие существа. Любить Бога - это не только самое разумное и необходимое условие нашего счастья, но это само счастье. Это составляет главную часть блаженства неба, где наша любовь достигнет совершенства. Мы никогда не сможем достичь этой любви, если Бог Своей благодатью не управит наши сердца, ибо наша любовь склонна прилепляться к другим вещам. Заметьте: мы причиняем сами себе большой вред, когда любим недостойных любви; это наш грех и наше несчастье, что мы склонны любить дурных людей. Когда Бог управляет наше сердце в любовь к Себе, тогда от других привязанностей надо очиститься.
2. Чтобы любовь к Богу была соединена с терпением Христовым. Без веры в Иисуса Христа не существует истинной любви к Богу. Мы должны ожидать Христа, а это возможно лишь при наличии веры в Него, в то, что Он приходил некогда во плоти и придет опять в славе. Мы должны ожидать второго пришествия Христа и стараться быть готовыми к нему. Ожидать надо с терпением, мужественно и стойко перенося все, что встречается нам на земном пути. Мы нуждаемся в терпении, и нуждаемся в божественной благодати, чтобы иметь христианское терпение, терпение Христово, то есть терпение ради Христа и по примеру Христа.
Стихи 6-15. Похвалив фессалоникийцев за их послушание в прошлом и выразив свою надежду на их послушание в будущем, апостол переходит теперь к наставлениям и указаниям относительно тех, кто поступал неправильно, чтобы устранить имевшиеся среди них беспорядки. Заметьте: даже в самой лучшей христианской общине могут быть плохие люди и могут случаться беспорядки, требующие исправления. По эту сторону неба совершенства не найти, однако плохие нравы приводят иногда к введению добрых законов. Существовавшие среди фессалоникийцев беспорядки, о которых стало известно апостолу, послужили поводом для добрых законов, которые мы находим в этих стихах; они остаются полезными и для нас, и для всех, кого они касаются.
I. Нарушения, имевшие место среди фессалоникийцев.
1. В общем, там были поступающие бесчинно, не по преданию, которое они приняли от апостола, ст. 6. Некоторые из братьев были виновны в бесчинном поведении: они жили беспорядочно, не по правилам христианства, не в соответствии со своим исповеданием христианской веры, не по предписаниям, переданным апостолом, которые они приняли и притязали на уважение их. Заметьте: кто принял Евангелие и исповедует свою покорность ему, должен и жить по Евангелию. Если же этого нет, то такого следует считать поступающим бесчинно.
2. В частности, среди них были такие, которые ничего не делали, а суетились, ст. 11. Апостол был так хорошо осведомлен об этом, что имел достаточно оснований, для того чтобы дать повеления и указания относительно таковых- как они должны себя вести и как следует церкви поступить с ними.
(1) Среди них были праздные люди, которые ничего не делали, не трудились. Это не означает, что они были пьяницами и чревоугодниками, но они были ленивыми, а потому бесчинными людьми. Никто не может оправдаться тем, что не делает никакого зла, каждый человек обязан делать добро в тех обстоятельствах и среди тех людей, где провидение поставило его. Возможно, эти люди придерживались неверных понятий относительно близости пришествия Христова (на основании неправильного понимания некоторых отрывков из первого послания), и это послужило для них поводом к тому, чтобы оставить свою работу и жить в праздности. Заметьте: использовать религию для прикрытия праздности или какого-либо другого греха означает оскорблять ее и впадать в грубое заблуждение. Если мы уверены, что день Господень близок, то должны невзирая на это исполнять свои повседневные обязанности, чтобы, когда Господь придет, Он мог найти нас трудящимися. Раб, ожидающий пришествия своего Господа, должен трудиться так, как Он повелел, чтобы быть готовым, когда Он придет. Или, может быть, эти бесчинные люди воображали, будто дарованная им во Христе свобода означала освобождение от трудовых обязанностей и занятий, связанных с их званием в этом мире, тогда как слово Божие призывает: Каждый оставайся в том звании, в котором призван, 1Кор 7:20. Быть усердным в нашем частном звании гражданина есть долг, требуемый от нас общим званием христианина. Или же, возможно, общая благотворительность бедным братьям, что существовала среди христиан в те времена, давала повод для некоторых жить в праздности, в расчете на материальную поддержку церкви. Какова бы ни была причина их праздности, но они заслуживали порицания.
(2) Были также среди них суетливые люди. Как следует из контекста, те же самые праздные люди были и суетливыми. Кажется, в этом есть некоторое противоречие, но в действительности так и бывает обычно: люди, не занимающиеся своим собственным делом или пренебрегающие им, склонны вмешиваться в чужие дела. Если мы праздны, то сатана и наше собственное развращенное сердце быстро найдут, чем нас занять. Человеческий ум необыкновенно деятелен, и если он не занят добрыми делами, то будет изобретать злые. Заметьте: суетливые люди - это люди, поступающие бесчинно, они склонны к пустому любопытству, любят вмешиваться в то, что их не касается, сами волнуются и возбуждают других волноваться по поводу чужих дел. Апостол предупреждал Тимофея (1Тим 5:13): При том же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
II. Добрые законы, поводом для которых послужили эти плохие нравы. Заметим следующее:
1. Чьи это были законы: это были повеления апостолов нашего Господа, данные во имя их и нашего Господа, то есть были повелениями Самого Господа. Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа... ст. 6. И еще: Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом... ст. 12. Апостол говорит с властью и в то же время с мольбой: там, где надо устранить или предотвратить беспорядки, необходимо применять то и другое. Власть Христа внушает нам благоговение и послушание, а Его благодать и благость привлекает нас к Нему.
2. В чем состояли эти добрые законы и правила. Апостол дает указания всей церкви, повеления- бесчинным и наставления тем, кто хорошо себя вел.
(1) Его повеления и указания всей церкви.
[1] Как им следует обращаться с тем, кто поступает бесчинно (ст. 6): ...удаляться от такового, а затем иметь его на замечании и не сообщаться с ним, чтобы устыдить его, но не считать его за врага, а вразумлять, как брата. Мы должны тщательно соблюдать указания апостола относительно обращения с бесчинными братьями. При наложении церковных взысканий надо проявлять осторожность. Во-первых, того, кто подозревается или обвиняется в непослушании слову Божьему, поступающего вопреки ему, следует взять на замечание, то есть надо иметь достаточно доказательств его виновности, прежде чем предпринимать дальнейшие меры. Во-вторых, необходимо в дружеской форме увещевать его, указывая ему на его грех и напоминая о его христианском долге. Это должно быть сделано в частном порядке, Мат 18:15. Если же он не послушает, тогда, в-третьих, надо удалиться от него и не общаться с ним, то есть не поддерживать близких отношений и христианского общения с таковым. Это необходимо по двум причинам, а именно: чтобы нам не научиться его плохим путям, ибо кто поддерживает контакт с пустыми и праздными людьми, тот и сам рискует уподобиться им. Другая причина состоит том, чтобы устыдить и таким образом исправить согрешивших: чтобы праздные и суетливые люди, увидев, что их распущенное поведение вызывает отвращение у всех мудрых и добрых людей, могли устыдиться и начать вести себя более порядочно. Побудительным мотивом нашего удаления от согрешившего брата должна быть любовь к нему, хотя в то же время мы должны испытывать ненависть к его пороку; даже на того, кому церковь вынесла порицание, не следует смотреть как на врага (ст. 15), ибо если это порицание исправит его, то его честь и утешение могут быть восстановлены, а также его право на церковные привилегии как брата.
[2] Каким должно быть их общее поведение. Оно должно соответствовать примеру, какой оставили им апостол и бывшие с ним: Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам... ст. 7. Те, что насаждали веру среди них, оставили им добрый пример; служители и должны быть примером для стада. Долг же христиан состоит в том, чтобы поступать не только по преданиям апостолов и по учению, проповеданному ими, но также и по примеру, какой они оставили им, подражать им так, как они подражали Христу. В качестве конкретного доброго примера апостол приводит их трудолюбие, которое было так отлично от поведения бесчинных: «Мы не бесчинствовали у вас (ст. 7), мы не проводили свое время праздно, в праздных визитах, в праздных разговорах, в праздных занятиях». Они усердно трудились в своем служении, в проповеди Евангелия, а также и в добывании средств к существованию (ст. 8): ...ни у кого не ели хлеба даром... Павел справедливо мог бы потребовать материальной поддержки от церкви, так как проповедующий Евангелие имеет право жить от проповеди. Это справедливый долг народа Божьего перед своими служителями, и апостол имел власть, или авторитет потребовать его исполнения (ст. 9), но он отказался от своего права из любви к ним и ради Евангелия, чтобы быть примером для их подражания ему (ст. 9), чтобы они могли научиться, как заполнять свое время, как использовать его на то, что заслуживает одобрения.
(2) Тем, кто жил праздно, Павел повелевает исправить свое поведение и заниматься своим делом. Когда он был среди них, то дал им указания по этому вопросу, а также оставил добрый пример: Ибо, когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь, ст. 10. У иудеев была такая поговорка: Кто не трудится, тот не заслуживает еды. Трудящийся достоин пропитания, но чего достоин бездельник? Такова воля Божия, чтобы каждый человек имел какую-то профессию, был прилежным в ней и трудолюбивым; никто не должен жить, как бесполезные трутни. Таковые поступают из внутреннего стремления уничтожить приговор: В поте лица твоего будешь есть хлеб твой. Это не просто желание апостола, который сам был деятельным человеком и поэтому хотел, чтобы и другие были такими же; это была заповедь Господа Иисуса Христа, чтобы мы, работая в безмолвии, ели свой хлеб, ст. 12. Люди обязаны тем или иным образом зарабатывать себе на жизнь, иначе они едят не свой хлеб. Заметьте: труд противопоставляется праздности, и безмолвие – суетливости, то есть вмешательству в чужие дела. Мы должны стараться быть тихими и делать свое дело. Это превосходное, но редкое сочетание - быть деятельным и в то же время молчаливым, деятельным в своем собственном деле, но молчаливым в отношении чужих дел.
(3) Он увещевает тех, кто делает добро, не унывать, ст. 13. Он как бы хочет сказать им: «Продолжайте и преуспевайте. Господь с вами, когда вы с Ним. Смотрите, чтобы вам пребыть в том, что вы делаете, то есть в добрых делах. Держитесь своего пути, и держитесь его до конца. Никогда не следует оставлять своего дела, оно никогда не должно надоедать вам. Когда вы придете на небо, у вас будет достаточно времени для отдыха, ибо для народа Божия еще остается субботство».
Стихи 16-18. В заключении к посланию содержатся благословение и молитва апостола за фессалоникийцев. Пожелаем себе и своим друзьям тех же благословений. Апостол объявляет, или желает им три благословения:
I. Чтобы Бог даровал им мир. Заметим:
1. Мир- это такое благословение, которое можно объявить или пожелать. Под миром мы можем понимать всякое благоденствие. В данном случае под ним понимается мир с Богом, мир души и совести, мир между собой и со всеми людьми.
2. Этот мир Павел желает им иметь всегда, чтобы они всегда имели все блага.
3. Мир во всем (англ. всеми средствами. - Прим. переводчика), чтобы как они пользуются всеми средствами благодати, так могли бы с успехом употреблять все средства и методы мира. Ибо мир нередко достигается с трудом, хотя всегда является желанным.
4. Чтобы Сам Господь дал им этот мир, так как Он есть Господь мира. Если мы имеем какой-то мир, то его дал нам Бог, Творец мира и согласия. Мы никогда не сможем достичь мира ни внутри себя, ни мира со своими ближними, если Бог мира не даст нам того и другого.
II. Чтобы присутствие Божие было с ними: Господь со всеми вами! Ничего больше нам не нужно, для того чтобы быть счастливыми и спокойными, ничего лучшего мы не можем пожелать ни себе, ни своим друзьям, чем благословенного присутствия Господа с нами и с ними. Оно будет направлять и охранять нас на всех путях, какими мы пойдем, и будет нашим утешением во всех обстоятельствах, в каких мы окажемся. Именно присутствие Божие делает небо небом, а землю – подобием его. Если Бог с нами, то не важно, где мы находимся; не имеет значения, что кого-то нет с нами, если Он с нами пребывает.
III. Чтобы благодать Господа нашего Иисуса Христа была с ними. Так апостол закончил и свое первое послание к Фессалоникийцам. Только благодаря благодати нашего Господа Иисуса Христа мы можем надеяться иметь мир с Богом и наслаждаться Его присутствием, потому что именно Он сделал далеких от Бога близкими Ему. Именно эта благодать, которая есть все во всем, может сделать нас счастливыми. Этой благодатью апостол восхищается и прославляет ее по всякому поводу, в ней он находит свое наслаждение и упование. Закончив этим благословением, или приветствием, написанным его собственной рукой, что было знаком, отличающим все его послания (в то время как остальное было написано секретарем), он позаботился о том, чтобы церкви, которым он писал, не были обмануты поддельными посланиями, что могло привести, как он знал, к опасным последствиям.
Будем благодарны за то, что, благодаря замечательному, особому попечению Провидения, мы имеем канон Священного Писания сохраненным в чистом и неповрежденном виде по истечении ряда веков, и не дерзнем что-либо добавить к нему или отнять от него. Будем верить в божественное происхождение Священных Писаний и сообразовывать нашу веру и жизнь с ними, как единственным и достаточным правилом, так как они могут умудрить нас во спасение верою в Иисуса Христа.