Гал`атам, Посл`ание ап. П`авла
(непринятие,отвержение) (Суд 9.26,28,30,31,35-37,39,41)—сын (потомок) Еведа, житель Сихема,поднявший возмущение против Авимелеха.
(Нав 24.30; Суд2.9)—гора в уделе Ефремовом, близ которой был похоронен И.Навин (во 2Ц 23.30названа Нахле-Гааш, а в 1Пар 11.32—Нагале-Гааш).
(сборщикподатей) (Неем 11.8)—аналог. Асаия,г.
(холмистый)—а)священнический город удела Вениаминова на северо-запад от Иерусалима. Доприхода евреев был главным городом евеев (Нав 11.19), которые хитростью сумелизаключить союз с И.Навиным и сохранить свою жизнь (Нав 9.15). Над этим городомво время битвы израильтян с аморреями Господь по слову И.Навина остановилсолнце (Нав 10.13). Здесь долгое время находилась скиния и здесь Господь во снеявился Соломону (3Ц 3.5). В настоящее время на месте города расположенонебольшое селение Эль-Джиб с остатками Гаваонского пруда (2Ц 2.13); (См. Гева,Массифа,в, скиния)
б) (Зах 14.10)—см. Гева.
—жителиГаваона, при этом во 2Ц 21.1-4,9 имеются в виду коренные его жители—евеи (Нав9.7), которые во 2Ц 21.2 названы аморреями. В 1Пар 8.29; 9.35, очевидно,имеются в виду израильтяне, потомки Вениамина.
(садовник)(Есф 2.21; 6.2)—один из евнухов-привратников во дворце Артаксеркса (Ксеркса) (воригинале стоит другое имя—Бикхан, что значит «дар судьбы»).
(холм,возвышенное место) (3Ц 15.27; 16.15,17)—аналог. Бене-Верак (отдан левитам) (вНав 19.44; 21.23 назван Гиввефон, в 1Пар 6 не упомянут).
(2Ц 5.25)—см.Гева.
(возвышение)(Ин 19.13)—площадка, место судилища, как видно, расположенное вне претории.Греческое ее название (Лифостротон) показывает, что она была выложена каменноймозаичной кладкой.
(человекБожий) (Дан 8.16; 9.21; Лк 1.19,26)—Ангел (вестник) Божий, явившийся Даниилу,Захарии и Марии.
(великие)(Неем 11.14)—отец (предок) Завдиила (возможно, это не имя и выражение следовалоперевести: «сын великих»). (См. имя)
(1Пар11.38)—отец (предок) Мивхара.
(счастье,удача)—а) седьмой сын Иакова и первенец Зелфы, служанки Лии, родоначальникколена Гадова. Удел этому колену—обширнейшее пространство на восток от среднеготечения Иордана, был дан еще до входа Израиля в обетованную землю; (См. коленаИзраилевы)
б) (1Ц 22.5; 2Ц24.11,13,14,18,19; 1Пар 21.9,11,13,18,19; 29.29; 2Пар 29,25)—прозорливецДавида;
в) (Ис 65.11)—языческоебожество (солнца или счастья), почитавшееся у финикиян и вавилонян. (См. Мени)
(Быт 36.35,36;1Пар 1.46,47)—сын (потомок) Бедада, один из царей едомских.
(Зах12.11)—город удела Манассиина в долине Изреельской рядом с Мегиддо.
(Быт 44.5;Лев 19.26; Чис 12.8; 4Ц 17.17; 21.6; 2Пар 33.6; Иер 14.14; Иез 21.21,29; Мих5.12)—попытка угадывания или предсказания событий. Гадание было строгозапрещено законом (Лев 19.26). В Пс 77.2 слово «гадание» означает «тайна». (См.волхвы, прорицатель)
(Быт 36.39;1Пар 1.50,51)—один из царей едомских.
(Мк 5.1; Лк 8.26,37)—местность на восток от Геннисаретского озера, названнаятак по городу Гадара (в Мф 8.28 названа Гергесинской, очевидно, по другомугороду—Гераса, расположенного значительно дальше на юго-восток, чем первый).
(мирт) (Есф2.7)—первоначальное имя Есфири.
(Вт18.10,14; Иер 29.8; Дан 2.27; 5.7,11; Мих 3.7)—предсказатели, прорицатели. (См.волхвы)
(Бог моесчастье) (Чис 13.11)—сын (потомок) Содия, представитель колена Завулонова средиразведчиков земли.
(счастливый)(Чис 13.12)—сын (потомок) Сусия, представитель колена Манассиина среди разведчиковземли.
—а) (стадо) (Быт35.21)—город или местность (положение не известно);
б) (стена) (Нав 12.13)—один изгородов, покоренных И.Навиным (возможно, он же в 1Пар 2.51 назван Бефгадер).(См. Гедеритянин)
(Гадов) (4Ц15.14,17)—отец (предок) Менаима.
(2Ц23.36)—прозвище Бани, очевидно, по его происхождению из колена Гадова.
(2Ц24.5)—по-видимому, долина некоей горной реки, протекавшей южнее Ароера (вдругих переводах названа ущельем). (См. долины)
(1Ц13.7)—удел Гадов.
(Быт 10.27;1Пар 1.21)—аналог. Алмодад.
(Быт 1.25;7.14,21; 8.19; Лев 22.5)—пресмыкающиеся (ползающие) животные (ящерицы, змеи ит.п.)
(местоисточников) (Нав 15.34)—аналог. Адифаим. (См. Енаим)
(Быт 10.19; Вт2.23; Нав 10.41; 11.22; 13.3; 15.47; Суд 1.18; 16.1,2,21; 3Ц 4.24; 4Ц 18.8; Иер25.20; 47.1,5; Ам 1.6,7; Соф 2.4; Зах 9.5; Деян 8.26)—один из пяти главныхфилистимских городов, отданный по жребию колену Иудину, но так и не взятый им.Расположен на берегу Средиземного моря южнее остальных филистимских городов.(См. Филистимляне)
(стригущий)—а)(1Пар 2.46а)—один из сыновей (потомков) Халева;
б) (1Пар 2.46б)—сын Харана,сына Халева (но, может быть, предыдущий—см. сын).
(Нав 10.33;12.12; 16.3,10; Суд 1.29; 2Ц 5.25; 3Ц 9.15-17; 1Пар 14.16; 20.4)—левитскийгород на западной границе удела Ефремова (в Нав 21.21; 1Пар 6.67; 7.28 названГезер, а во 2Ц 21.18,19—Гоб).
(Езд 2.48;Неем 7.51)—аналог. Аккув,в.
—а) (Деян19.29)—македонянин, спутник ап. Павла;
б) (Деян 20.4)—дервянин (изДерв), сопровождавший ап. Павла на пути в Малую Азию;
в) (3Ин 1)—один из любимыхучеников ап. Иоанна, возможно, следующий;
г) (Рим 16.23; 1Кор1.14)—коринфянин, которого крестил ап. Павел и в доме которого, очевидно, частособирались и останавливались верующие (возможно, предыдущий).
—а) (Быт 12.8;13.3; Нав 7.2,3-5; 8.1-3,5,9,10,12,14,17,18,20,21,23-26,28,29; 10.1,2; 12.9;Езд 2.28; Неем 7.32; 11.31)—город в уделе Вениаминовом восточнее Вефиля,который после поражения был превращен И.Навиным в вечные развалины, но позжебыл вновь отстроен. Теперь на его месте нет ничего (в Ис 10.28 назван Аиаф);
б) (Чис 21.20)—моавитский городна вершине Фасги (то есть в наиболее высоких местах указанных гор);
в) (Иер 49.3)—аммонитскийгород, как полагают, рядом с Есевоном.
(маленький)(Езд 8.12)—отец (предок) Иоханана.
(терн,колючка)—а) (1Пар 24.10)—священник из рода Елеазара, глава седьмой священническойчреды;
б) (Езд 2.61; Неем 7.63)—одиниз предков священников, вернувшихся из плена с Зоровавелем и исключенных изсвященства, так как не могли найти своей родословной записи;
в) (Неем 3.4,21)—предокМеремофа (возможно, предыдущий).
(неровный)—а)обширная область на восток от Иордана, простирающаяся от реки Арнон на юге доВасана на севере (4Ц 10.33). Эта земля славилась хорошими пастбищами, богатойрастительностью и была отдана коленам Рувимову и Гадову. Иногда этим именемназывается вся земля на восток от Иордана (Вт 34.1; Нав 22.9). Судьи ИзраиляИаир (Суд 10.3) и Иеффай (Суд 11.1), а также пророк Илия (3Ц 17.1) были родомиз Галаада (во времена Христа эта область называлась Перея);
б) (холм свидетель) (Быт31.47-48)—название груды камней (написание в оригинале отличается от другихмест), насыпанной Иаковом в честь примирения с Лаваном (в ст. 49 названа Мицпа,Лаван назвал ее по-арамейски Иегар-Сагадуфа);
в) (Чис 26.29,30; 27.1; Нав17.1,3; Суд 11.1,2; 1Пар 2,21; 7.14)—сын Махира, сына Манассии;
г) (1Пар 5.14)—аналог. Буз,а;
д) (Ос 6.8; 12.11)—город вГалааде, возможно, Рамоф,а.
—а) (1Пар9.15)—аналог. Авда,б;
б) (1Пар 9.16; Неем 11.17)—одиниз предков Авды (см. Авда,б).
—16якнига Нового Завета (см. Библия), письмо ап. Павла к верующим в Галатии,написанное им около 57 г.из Ефеса (или Македонии, или Коринфа) незадолго перед написанием Послания кРимлянам. В нем ап. Павел обличает тех, кто принял благую весть о спасениичерез веру, но потом снова вернулся под ярмо закона. Оно является наиболеесильным Посланием Апостола язычников, болевшего за чистоту и полноту обращениясвоих подопечных.
(Деян 16.9;18.23; 1Пет 1.1; 1Кор 16.1; Гал 1.2; 3.1; 2Тим 4.10)—провинция (область) МалойАзии, заселенная переселившимися сюда и смешавшимися с местным населениемкельтами (галлами). Их племена в 389 г. до РХ напали на Рим и сожгли его,затем, 100 лет спустя проникли вдоль Дуная во Фракию и Грецию, произведя тамстрашное опустошение, и, наконец, пришли в Малую Азию, где и осели. В 26 г. по РХ их область былапокорена римлянами и обрела более упорядоченную и даже процветающую жизнь. Ап.Павел проповедовал здесь Евангелие во время своих второго и третьегомиссионерских путешествий.
(круг)—а) (Вт11.30; 4Ц 2.1; 4.38)—город или местность в районе Сихема;
б) (Нав 4.19,20; 5.9,10; 9.6;10.6,7,9,43; 14.6; Суд 2.1; 1Ц 7.16; 10.8; 11.14,15; 13.7,8,12,15; 15.33; 2Ц19.15; Ос 4.15; 9.15; 12.11; Ам 4.4; 5.5; Мих 6.5)—место первой стоянкиизраильтян после их перехода Иордана. Здесь они установили двенадцать камней,взятых из реки, здесь были обрезаны и праздновали первую Пасху в земле обетованной,здесь было снято с них «посрамление Египетское». Расположен Галгал междуИорданом и Иерихоном (возможно, он же в Неем 12.29 назван Беф-Гаггилгал);
в) (Нав 12.23)—один изХанаанских царских городов (или земель) (положение не известно);
г) (Нав 15.7)—место или городна границе удела Вениаминова между Иерусалимом и Иорданом (в Нав 18.17 названоГелилоф).
(Иез10.13)—этот стих в оригинале дословно записан так: «Колеса те я слышал былиназваны вращающимися колесами».
(Мф4.18; 15.29; Мк 1.16; 7.31; Ин 6.1)—пресноводное озеро, размерами в длину около20 км ив ширину около 12 км,богатое рыбой и расположенное в живописной местности между плодородной Галилеейи богатым пастбищами Васаном. Наибольшая глубина озера составляет 60м и егоповерхность на 240м ниже уровня Средиземного моря. На его берегах и вприбрежных городах (особенно в Капернауме) Иисус провел большую часть Своегоземного служения. С севера в это озеро втекает, а с юга из него вытекает Иордан.Оно также называется:
• море Киннереф (Чис 34.11; Вт3.17),
• Хиннароф (Нав 11.2),
• море Хиннерефское (Нав 12.3;13.27),
• Геннисаретское озеро (Лк5.1),
• море Тивериадское (Ин 21.1).(См. также Иордан)
(округ)—область севернее Самарии на запад от Галилейского моря. В Галилее былирасположены те города, которые Соломон отдал царю Тирскому (3Ц 9.11), и онаназывалась страной языческой (Ис 9.1; Мф 4.15). Здесь были расположены уделыАсиров, Неффалимов, Завулонов и Иссахаров. Галилея, особенно южная, славиласьбогатой растительностью и множеством источников и рек. Почти каждый ее холм былвиноградник, а долина—хлебное поле. В Назарете жил молодой Иисус. В ГалилееГосподь, явив Себя миру, провел большую часть Своего земного служения, здесь Онсовершил большую часть известных нам чудес. Галилея (как и Самария, Иудея,Идумея, Перея и Десятиградие) была отдельной римской провинцией и частьюИзраильского царства. Галилеяне были в презрении у иудеев за их смешение сязычниками и нечистую религию. Отличались они и выговором (Мк 14.70). ВсеАпостолы Христовы были галилеянами, за исключением Иуды Искариота, который былиз Иудеи.
(Лк13.1,2а)—последователи Иуды Галилеянина (Деян 5.37), который, основываясь насловах закона (Вт 17.15), призывал бороться со всякой иноземной властью (не изевреев). В 6 г.по РХ он возглавил бунт против римлян, который был буквально потоплен в крови,ибо в своей борьбе Галилеяне шли на любые крайности, не считаясь ни с собой, нис друзьями, ни с родными. Этим прозвищем служащие первосвященника пыталисьочернить и ап. Петра, и Самого Господа (Мф 26.69; Мк 14.70). (См. Зилот)
(груды) (Ис10.30)—город удела Вениаминова, по-видимому, недалеко от Гивы и Бахурима (в 1Ц25.44 назван Галлим).
(1Ц 25.44)—см.Галим.
(Деян18.12,14,17)—брат известного философа Сенеки, судья. В 53 г. по РХ был назначен проконсуломАхаии и проявил себя мудрым правителем. По свидетельству Иеронима, он, поприговору Нерона, в 65 г.покончил с собой (как и его брат до него).
(ворожей,обаятель) (Неем 3.12)—отец (предок) Шаллума (в Неем 10.24 назван Лохеш).
(1Пар2.52)—в оригинале два слова «Хаци, Галменюхот» не являются именами собственными,а означают: «половина Манахафян» (как и в ст. 54). (См. Манахаф,а)
(Быт 14.5)—место вземле Замзумимов.
(Иез27.11)—«воины из Гамады» или «отборные воины» (точное значение не известно).
(наградаБожия)—а) (Чис 1.10; 2.20; 7.54,59; 10.23)—сын (потомок) Педацура, главный вколене Манассиином при исчислении израильтян в пустыне Синайской;
б) (Деян 5.34; 22,3)—фарисей,известный законоучитель, член синедриона, по преданию—внук Гиллеля.
(контроль,проверка) (Неем 3.31)—одни из ворот храма или дворца (слово «проверка» переданокак название ворот). (См. имя, храм)
(множество)(Иез 39.16)—аллегорическое название города (места) погребения многочисленныхполчищ Гога, пораженных Господом.
(вознагражденный) (1Пар 24.17)—священник из рода Ифамара, глава двадцать второйчреды священников.
(рассеяние)(1Пар 24.15)—священник из рода Ифамара, глава восемнадцатой чреды священников.
(составитель мазей) (Неем 3.8)—профессия Ханании переведена как имя отца (воригинале: «Ханания, один из составителей мазей...», см. имя).
(1Пар23.9)—аналог. Берия,г.
(горный,горец)—а) (2Ц 23.11,33; 1Пар 11.34)—см. Шаге;
б) (1Пар 11.35)—см. Араритянин.
(грубый) (2Ц23.38; 1Пар 11.40)—Итритянин (Ифриянин), один из главных воинов Давида.
(грубый) (Иер31.39)—один из холмов рядом с Иерусалимом.
(Вт 11.29;27.12; Нав 8.33; Суд 9.7)—гора в центре Палестины, в уделе Ефремовом, с которойпроизносились благословения. Напротив нее, севернее, расположена гора Гевал(несколько выше первой), с которой произносились проклятия. Сихем (нынешнийНаблус) расположен между этими горами. Гора Гаризим впоследствии сталасвященной горой самарян (Ин 4.20).
(1Пар 4.19)—воригинале весь стих читается иначе: «Сыновья жены Годии, сестры Нахама были:отец Кеилы, Гармит, и Ешфемоа, Маахатянин», поэтому Гармит означает, видимо,название семьи. (См. имя)
(1Пар11.27)—см. Хародитянин.
(1Пар2.52)—один из сыновей (потомков) Шовала из колена Иудина (в 1Пар 4.2 названРеаия).
(возвышенный)(1Пар 4.8)—отец (предок) Ахархела (в оригинале не ясно).
(1Пар9.7)—один из предков Саллу.
(Езд2.55)—аналог. Амий (в Неем 7.57 назван Софереф).
(слабый, хилый)(Быт 36.11,16; 1Пар 1.36)—аналог. Амалик,а.
(Есф4.5,6,9,10)—евнух, приставленный служить царице Есфири.
(точило,пресс для выжимания гранатового сока)—а) (Нав 19.45; 21,24; 1Пар 6.69)—аналог.Бене-Верак;
б) (Нав 21.25)—см. Билеам.
(точилоисточника) (4Ц 14.25)—город в уделе Завулоновом недалеко от Назарета. В этомгороде родился или жил пророк Иона (в Нав 19.13 назван Геф-Хефер).
(Неем10.1)—см. Ахалия.
(горячий,сожженный) (Быт 22.24)—один из сыновей Нахора, брата Авраама, от Реумы.
(убежище) (Езд2.47; Неем 7.49)—аналог. Аккув,в.
(тьма, мрак)(1Ц 23.19; 26.1,3)—холм в пустыне Зиф (см. Зиф,б).
(Чис33.8)—см. Пи-Гахироф.
(Чис34.4)—см. Аддар,а.
(селоисточников) (Чис 34.9,10)—город на северной границе земли Ханаанской (в районеДамаска) (в Иез 47.17; 48.1 назван Гацар-Енон).
(Иез47.17; 48.1)—см. Гацар-Енан.
(Иез47.16)—город на северной границе земли Ханаанской.
(1Пар4.3)—дочь Етама из колена Иудина.
(селение,огороженное место)—а) (Нав 15.25)—аналог. Адада (в оригинале стоит:«Кириаф-хецрон (иначе Гацор)»);
б) (3Ц 9.15)—см. Асор,а;
в) (Неем 11.33)—город в уделеВениаминовом (точное положение не известно).
(золотых делмастер) (Неем 3.31)—профессия Малхии переведена как имя отца (в оригинале: «Малхия,один из золотых дел мастеров»). (См. имя)
(Нав15.25)—аналог. Адада.
(бесполезный)(1Пар 11.34)—Гизонитянин, отец двух или нескольких главных воинов Давида (вэтом стихе вместо двоеточия должна быть запятая или точка с запятой—см. Яшен).
(холм) (Нав18.24; 21.17; 4Ц 23.8; 1Пар 6.60: 8.6; 2Пар 16.6; Езд 2.26; Неем 7.30; 11.31;12.29; Ис 10.29)—священнический город в уделе Вениаминовом на северо-восток отРамы и Гивы Вениаминовой (в 1Ц 14.5; 3Ц 15.22 назван Гива, во 2Ц 5.25—Гавая, ав Зах 14.10—Гаваон).
—а) (Вт 11.29;27.4,13; Нав 8.30,33)—см. Гаризим;
б) (Пс 82.8; Иез27.9)—финикийский город, который греки назвали Библос и на месте которого нынерасположен Джубейл (несколько севернее Бейрута). В Нав 13.5 назван «земляГевла», а в 3Ц 5.18 его жители—Гивлитяне.
(муж, великийчеловек) (3Ц 4.19)—сын (потомок) Урия, один из приставников Соломона над провизией.
(Ис10.31)—город на север от Иерусалима, поблизости от Анафофа.
(Нав 13.5)—см.Гевал,б.
(Есф2.3,8,15)—царский евнух, смотритель гарема Артаксеркса (Ксеркса).
(Иеговавелик)—а) (1Пар 25.3,9)—левит, сын Идифума, глава второй чреды певцов;
б) (Езд 10.18)—один изсвященников, имевших жену иноплеменку.
(срубающий)(Суд 6—8; Евр 11.32)—сын Иоаса из колена Манассиина, житель Офры, призванный Господомспасти народ от нашествий мадианитян. Он был прозван Иероваалом (см.) послетого, как смело разрушил капище Ваала у своего отца. Из добычи, взятой умадианитян, Гедеон сделал золотой ефод (Суд 8.27), что явилось сетью для негосамого и всего его дома. Он был судьей Израиля 40 лет и имел 70 сыновей, но всеони погибли.
(огороженноеместо, овчарня) (Нав 15.36; 1Пар 12.4)—аналог. Адифаим.
(1Пар27.28)—житель или уроженец Гадера (см. Гадер,б).
(овчарни)(Нав 15.41; 2Пар 28.18)—аналог. Адифаим.
(местоовчарен) (Нав 15.36)—аналог. Адифаим.
(стена,укрепление)—а) (Нав 15.58; 1Пар 4.4,18)—город в Иудее севернее Хеврона;
б) (1Пар 8.31; 9.37)—аналог.Авдон,г;
в) (1Пар 12.7)—город (илиместо) в уделе Вениаминовом.
(Мф5.22,29,30; 10.28; 18.9; 23.15; Мк 9.43,45,47; Лк 12.5; Иак 3.6)—греческоеназвание долины сынов Енномовых (по-еврейски Ге-Хинном), протянувшейся с южнойстороны Иерусалима, в которой на месте, называемом Тофет, при царях Ахазе иМанассии сожигались в жертву Молоху дети (2Пар 28.3; 33.6; Пс 105.37-38). ЦарьИосия, уничтожая идолопоклонство, осквернил это место (4Ц 23.10), сделал егосвалкой, на которой, как говорит предание, всегда горел огонь. В устах Господаэто слово употребляется как символ мучения осужденных, адского огня (ср. Мф18.8; Лк 16.14). (См. ад)
(Нав 21.21;1Пар 6.67; 7.28)—см. Газер.
(пенящийсяисточник) (1Ц 28.4; 31.1,8; 2Ц 1.6,21; 21.12; 1Пар 10.1,8)—горная цепь вюго-восточной части Изреельской долины в уделе Иссахаровом. Здесь в битве сфилистимлянами пали Саул и трое его сыновей.
(1Пар7.35)—глава поколения в колене Асировом (повидимому, он же в ст. 32 назван Хофам).
(круги,места) (Нав 18.17)—см. Галгал,г.
(Чис13.13)—отец (предок) Аммиила (см. Аммиил,а).
(1Пар1.39)—один из сыновей (потомков) Лотана, сына Сеира (в Быт 36.22 назван Геман).
(Быт 36.22)—см.Гемам.
(Иеговасовершитель)—а) (Иер 29.3)—сын (потомок) Хелкии, один из посланных царем Седекиейв Вавилон, с которым пророк Иеремия передал свое письмо пленникам;
б) (Иер 36.10-12,25)—сын(потомок) Сафана, писец, в комнате которого при доме Господнем были прочитаныслова пророчества об Израиле.
(Мф 14.34; Мк 6.53)—область на северо-западном и западном побережьи Геннисаретскогоозера. Название местности происходит от названия древнего города Хиннереф(позже—Геннисар или Геннисарет), располагавшегося в районе города Магдалы.
(Лк 5.1)—см. Галилейское море.
(кража,похищение) (3Ц 11.20)—сын Адера.
(поток) (2Пар32.30; 33.14)—источник в начале Енномовой долины на запад от Иерусалима,заперев который, Езекия создал так называемый верхний пруд (Ис 7.3; 36.2). Изнего он провел воду в город (4Ц 20.20; Ис 22.11). Ниже в долине был еще один,нижний пруд (Ис 22.9). Некоторые полагают, что Геон и Гион (см.)—один и тот жеисточник, вытекающий из восточного склона горы Сион, но это маловероятно. (См.водопровод, Драконовый источник)
(зерно)—а) (Быт46.21; 1Пар 8.3)—аналог. Ард;
б) (Суд 3.15)—отец (предок)Аода (возможно, предыдущий; см. также Иеминий);
в) (2Ц 16.5; 19.16,18; 3Ц2.8)—отец (предок) Семея (возможно, предыдущий);
г) (1Пар 8.5)—аналог. Авиуд,в;
д) (1Пар 8.7)—аналог. Ахия,е.
(зерно, крупица)(Исх 30.13; Лев 27.25; Чис 3.47; 18.16; 1Ц 2.36; Иез 45.12)—самая мелкаяденежная единица и единица веса у древних евреев, равная 1/20 сикля, то естьоколо 0,6 г.(См. вес, деньги)
(Быт 10.19;20.1,2; 26.1,6,17,20; 2Пар 14.13)—филистимский город на юг от Газы.
(1Пар4.39)—некоторые полагают, это Герар (см.), но более вероятно, это другой городдальше на юго-запад по побережью.
(Быт 15.21;Вт 7.1; Нав 3.10; 24.11; Неем 9.8)—одно из хананейских племен. (См. народыдревней Палестины)
(Быт 10.16;1Пар 1.14)—один из сыновей Ханаана, сына Хама, родоначальник Гергесеев.
(Мф 8.28)—см. Гадаринская страна.
(1Пар26.21)—см. Гирсон,а.
(1Пар29.8)—см. Иахав,а.
(Быт 45.10;46.28,29,34; 47.1,4,6,27; 50.8; Исх 8.22; 9.26)—область в Египте в низовьяхНила, в северо-восточной части его дельты, пригодная для пастбищ и длявыращивания овощей (Чис 11.5). До сих пор эта область является самойплодородной частью египетской территории. (См. Раамсес)
(мост) (Вт3.14; Нав 12.5; 13.11,13; 2Ц 3.3; 13.37,38; 14.23,32; 15.8; 1Пар2.23)—провинция Сирии восточнее Васана, доставшаяся в удел полуколенуМанассиину, но так им и не завоеванная. Царь этой провинции Фалмай был отцомМаахи, жены Давида, от которой родился Авессалом (во 2Ц 2.9 эта провинция (иличасть ее), возможно, названа Ашур). (См. также Сирия)
(Нав 13.2;1Ц 27.8)—по-видимому, одно из арабских племен, обитавших на юге Палестины.
(величие Божие)(Чис 13.16)—сын (потомок) Махия, представитель колена Гадова среди разведчиковземли.
(точило, место илипресс для выдавливания сока)—один из главных филистимских городов (1Ц 6.17),расположенный на границе с уделом Иудиным. Часто оказывался в зоне военных действийи, по-видимому, был вскоре разрушен, так как у поздних пророков среди другихфилистимских городов не упоминается (Соф 2.4; Зах 9.5-6). Из жителей Гефа уДавида был военный отряд из 600 человек (2Ц 15.18). (См. Аведдар, Филистимляне)
(Быт 10.23;1Пар 1.17)—один из сыновей (потомков) Сима, сына Ноя, родоначальник одного изарамейских племен.
(пресс длявыжимания масла) (Мф 26.36; Мк 14.32)—сад (Ин 18.1) на склоне Елеонской горы,отделенной от Иерусалима неширокой долиной с потоком Кедрон. Это место полносвятого значения для каждого христианина на земле, ибо напоминает нам о великойдушевной скорби и о молитвенной борьбе до кровавого пота нашего Спасителя иГоспода Иисуса Христа со смертью, из которой Он вышел окончательнымпобедителем. Именно здесь было подготовлено основание Его победы, совершеннойна кресте. Здесь Он был предан Иудой в руки солдат и народа. После разрушенияИерусалима в 70 г.римляне срубили все деревья вокруг города на большом расстоянии, поэтому отпрежней Гефсимании ничего не осталось, но осталось ее непреходящее духовноезначение.
(Пс8.1; 80.1; 83.1)—музыкальный инструмент (возможно, связанный с праздникомжатвы, ибо «геф» значит точило, пресс), или особый способ исполнения, или ещекакой-то неизвестный музыкальный термин. (См. музыка)
(Нав19.13)—см. Гафхефер.
(2Ц 6.10,11;15.18,19,22; 1Пар 13.13)—уроженец или житель Гефа.
(1Пар2.47)—один из сыновей (потомков) Иегдая из колена Иудина.
(Неем 2.19;6.1,2,6)—Аравитянин, возможно, один из местных начальников, противившийся восстановлениюИерусалима.
(прорывающийсявперед) (2Ц 2.24)—город или местность в районе Гаваона.
(От 9.17;21.20)—драгоценный в древности камень красно-коричневого или красно-желтогоцвета с блеском как у алмаза, добывавшийся в основном в Эфиопии. В настоящеевремя слово «гиацинт»—лишь технический термин, означающий поделочные камни скрасно-золотистым цветом (циркон, гранат, обожженный аметист). В Иер 10.9 этимсловом обозначена одежда багряного цвета. (См. багряница, драгоценные камни,яхонт)
(сильный,храбрый) (Езд 2.20)—аналог. Арах,б (в Неем 7.25 стоит: уроженцев Гаваона).
(холм)—а) (Нав15.57)—город в гористой южной части удела Иудина (он же, видимо, назван Гивея в1Пар 2.49);
б) (Суд 19.12-16; 20; 1Ц 10.26;11.4; 13.2; 14.2; 15.34; 2Ц 21.6; 1Пар 12.3; Ис 10.29; Ос 5.8; 9.9;10.9)—Вениаминова или Саулова, город на север от Иерусалима недалеко от Рамы (вНав 18.28 назван Гивеаф); (См. холм)
в) (1Ц 14.5; 3Ц 15.22)—см.Гева.
(Нав 19.44;21.23)—см. Гавафон.
(Нав18.28)—см. Гива,б.
(1Пар 2.49)—см.Гива,а.
(3Ц5.18)—см. Гевал,б.
(возвеличение) (1Пар 25.4,29)—левит, сын Емана, глава двадцать второй чредыпевцов.
(возвеличенный)—а) (Езд 2.47; Неем 7.49)—аналог. Аккув,в;
б) (Езд 2.56; Неем7.58)—аналог. Амий.
(3Ц 4.14)—отец(предок) Ахинодава.
(срубание)(Чис 1.11; 2.22; 7.60,65; 10.24)—отец (предок) Авидана.
(вырезание)(Суд 20.45)—пустынное место севернее Гивы и восточнее Вефиля, куда бежали уцелевшиевениамитяне.
(долинавидения) (4Ц 4.12,14,25,27,29,31,36,41; 5.20,21,25; 8.4,5)—слуга пророкаЕлисея.
(1Пар11.34)—см. Гашем.
(Неем12.36)—аналог. Азариил,д.
(хвала) (Суд12.13,15)—отец (предок) Авдона.
(изгнание) (Нав15.51; 2Ц 15.12; 23.34)—город в нагорной части Иудеи, возможно в районе Хеврона.
(2Пар28.18)—город в низменной западной части Иудеи (точное положение не известно).
(Исх 29.40; 30.24;Лев 19.36; 23.13; Чис 15.4-7,9; Иез 4.11; 45.24; 46.5,7,11,14)—мера жидких тел,равная примерно 4л. (См. меры)
(садовник)(Неем 12.4)—аналог. Амария,е (в Неем 10.6; 12.16; назван Гиннефон).
(Неем 10.6;12.16)—см. Гиннефой.
(поток) (3Ц1.33,38,45)—источник в долине Кедрон севернее Силоамского пруда вне восточнойстены Иерусалима (от него впоследствии царь Езекия проложил туннель для подводаводы в город). (См. водопровод, Геон)
(1Ц27.8)—одно из арабских племен, обитавших на юге Палестины.
(странник,изгнанник) (Исх 2.22; 18.3)—один из сыновей Моисея (в 1Пар 23.15,16; 26.24назван Гирсон).
(изгнание)—а)(Быт 46.11; Исх 6.16,17; Чис 3.17,18,21,23,25; 4.22,24,27,28,38,41; 7.7; 10.17;26.57; Нав 21.6,27; 1Пар 6.1,16,43,62,71; 23.6,7)—старший сын Левия,родоначальник поколения левитов (в 1Пар 26.21 назван Герсон);
б) (Суд 18.30)—отец (предок)Ионафана из колена Манассиина (по некоторым манускриптам: из потомков Моисея; втаком случае см. след.);
в) (1Пар 23.15,16; 26.24)—см.предыдущ. и Гирсам;
г) (Езд 8.2)—один из главпоколений священников, вышедших из Вавилона с Ездрою.
(два точила)(2Ц 4.3; Неем 11.33)—город в уделе Вениаминовом (точное положение не известно).
(струя, поток)(Быт 2.13)—одна из рек рая.
(Неем11.21)—аналог. Авда,б.
(Иов23.12; Иез 2.1; Мф 17.5; Лк 3.2,22; Ин 6.68; Евр 6.5; 12.25)—слово, известие;говорить слово, возвещать.
(Иер31.39)—место рядом с Иерусалимом (точное положение не известно).
(2Ц 21.18,19)—см.Газер.
—а) (1Пар5.4)—аналог. Ваал,д;
б) (Иез 38.2,3,14,16,18;39.11,15; От 20.7)—князь Роша, Мешеха и Фувала, то есть предводитель дикихязыческих стран севера (Иез 38.15; 39.2). Его варварские полчища не разпроникали через Кавказские горы и опустошали страны юга. В 626 г. до РХ от одного изтаких набегов особенно сильно пострадала Сирия, Палестина и прилегающие страны(Иер 4.6). Варвары дошли тогда почти до Иерусалима. В последнее время они вчисле других народов (а может быть и во главе их) предпримут отчаянноенаступление на народ Божий (От 20.7). Под словом Рош подразумевают Россию, подсловом Мешех—Москву или Московию, а под словом Фувал—племена по берегам Черногоморя. (См. Магог, Мешех а, Рош б, Фувал)
(Нав 10.3)—царьХевронский, один из союзников Адониседека.
(величие) (1Пар7.37)—аналог. Беера,б.
(евр.«шанах»—обновляющееся, возвращающееся)—основной отрезок времени измерения историческихсобытий, равный полному циклу сезонных изменений. У разных народов год начиналсяи измерялся по-разному. У евреев после выхода их из Египта год по Божиемуповелению (Исх 12.2) стал считаться с месяца Авив (Нисан), которыйсоответствует апрелю. А по возвращении их из вавилонского плена был узаконентак называемый гражданский год, начинавшийся с месяца Афаним (Тишри), которыйсоответствует октябрю. И такое решение было, очевидно, не случайным. В этоммесяце заканчивались все полевые работы (Вт 16.13) и все праздники, установленныезаконом, в этом месяце провозглашался юбилейный год (Лев 25.8-13) и, крометого, в законе уже были указания на этот месяц, как на конец года (Исх 23.16;34.22).
В различных странах счет годамвелся зачастую самостоятельно от начала правления определенных царей или отизвестных важных событий и со временем так запутался, что сейчас многие древниесобытия разные исследователи определяют с большой разницей в числе лет.
Евреи вели счет годам отрождения патриархов, затем от выхода из Египта, от постройки храма, от началаплена. В годы сирийского владычества они должны были принять Селевкидский календарь(началом которого считался 312г. до РХ—год покорения Вавилона); затем—Маккавейский,учитывающий древнее летосчисление; затем—римский (берущий за начало отсчета 753 г. до РХ—год основанияРима). В 11 в. у евреев было принято летосчисление от сотворения мира (3761 г. до РХ по раввинскомуопределению). По этому календарю осенью 1992 г. наступил 5753 год. (См. также время,месяцы, праздники)
(1Пар 5.24)—аналог.Азриил,а.
—а) (1Пар9.7)—аналог. Гассенуя;
б) (Езд 2.40)—глава поколениялевитов, вернувшихся из плена с Зоровавелем (в Езд 3.9; Неем 12.8 назван Иуда,а в Неем 7.43—Годева).
(1Пар3.24)—аналог. Аккув,а.
(Неем 7.4)—см.Годавия,б.
(величиеИеговы)—а) (1Пар 4.19)—глава рода в колене Иудином; (См. Гарми)
б) (Неем 8.7; 9.5; 10.10)—одиниз левитов (глава поколения), участвовавший в молитве и призыве заключить договорс Богом, приложивший печать под этим договором и пояснявший закон во времячтения его Ездрой;
в) (Неем 10.13)—аналог.Венинуй;
г) (Неем 10.18)—аналог. Азур,а.
(Иеговавелик)—а) (4Ц 25.22-24; Иер 39.14; 40.5-9,11-16; 41.1-4.6,9,10,16,18; 43.6)—сын(потомок) Ахикама (известного придворного царя Иосии), поставленныйНавуходоносором начальником над оставшимся в Иудее народом;
б) (Иер 35.4)—отец (предок)Анана;
в) (Иер 38.1)—сын (потомок)Пасхора, один из князей при дворе Седекии;
г) (Соф 1.1)—сын (потомок)Амории, один из предков пророка Софонии.
(ущелье,теснина) (4Ц 17.6; 18.11; 19.12; 1Пар 5.26; Ис 37.12)—город и провинцияАссирийской империи при реке Хавор (см.), куда были переселены израильтяне.
(Вт31.10)—см. седьмой год.
(Быт 14.1,9; Нав12.23)—слово означает «язычники», «языческий» и, видимо, не есть названиегорода или местности, но их характеристика (то же слово в оригинале стоит и вИс 9.1). (См. имя)
(выезд,высылка) (Вт 4.43; Нав 20.8; 21.27; 1Пар 6.71)—левитский город и город убежищав уделе Манассиином на восток или северо-восток от Геннисаретского озера.
(лоб, череп)(Мф 27.33; Мк 15.22; Ин 19.17)—место вне северной (древней) стены Иерусалима,куда был выведен для казни и где был распят на кресте Господь Иисус Христос.Люди не могут с определенностью указать это место. В северо-западной частиИерусалима находится церковь Гроба Господня, построенная в 335 г. царицей Еленой якобынад гробом, в котором был положен Господь. Но это место находится внутри стен,которые были и во времена Христа. Вне же стен по соседству с Дамасскимиворотами находится небольшой скалистый холм до сих пор издали напоминающийверхнюю часть черепа, который и мог быть Голгофой. По преданию, в этом холмебыла пещера Иеремии, в которой пророк плакал о разрушении Иерусалима и где написалкнигу Плач Иеремии.
(1Ц 17.4,23;21.9; 22.10; 2Ц 21.19; 1Пар 20.5)—филистимский великан из Гефа, возможно, одиниз Енакимов (Нав 11.22), пораженный молодым Давидом камнем из пращи (во 2Ц21.19, по-видимому, описка переписчика, ибо по-еврейски слово «Вифлеемского»читается также, как «Лахмия, брата»—ср. 1Пар 20.5).
—чистая позакону птица. Писание отличает ее кротость, незлобивость. Господь и верующимговорит: «будьте ... просты, как голуби» (Мф 10.16). И на Иисуса Христа послеЕго крещения Дух Святой сошел также в телесном виде голубя (Мф 3.16; Ин 1.32).Закон давал право бедным людям приносить в жертву вместо агнца голубя (Лев 5.7;12.8), в связи с чем разведение голубей в древней Иудее было распространеннымзанятием.
(совершенство)(Быт 10.2,3; 1Пар 1.5,6; Иез 38.6)—сын Иафета, сына Ноя, родоначальник, как полагают,некоторых северных народов.
(Ос 1.3)—дочьДивлаима, блудница, которую пророк по слову Господа взял себе женою.
(Исх16.16,32.33,36)—мера объема сыпучих тел, равная 1/10 ефы, то есть примерно2,4л. (См. меры)
—один изгородов в долине Сиддим, уничтоженных Божиим судом за их крайнюю греховность(2Пет 2.6). (См. Содом)
(3Ц16.21,22)—отец (предок) Фамния.
—очень часто вСвященном Писании символ высоты, силы, величия (Пс 67.17). В древности людитвердо верили что Бог, как и все их боги, обитает на горах, которые подняты отземли к небу, поэтому и жертвенники и богослужения устраивались на горах ивозвышенных местах (ср. Евр 12.22). (См. высоты)
Очень многие великие и славныедела Божии совершались на горах:
• на Араратской гореостановился Ноев ковчег (Быт 8.4);
• на горе Мориа Авраам былпризван совершить свою самую великую жертву (Быт 22.2);
• на горе Синай был дан закон(Исх 19.20);
• на горах Гаризим и Гевал былипроизнесены благословения и проклятия (Вт 11.29; Нав 8.33-35);
• Господь Иисус Христос частоподнимался на горы для молитв;
• на горе Он преобразился предучениками (Мф 17.1-2);
• с Елеонской горы Господьвознесся на небо и таким же образом Он обещал вернуться (Деян 1.11-12).
Горой в Священном Писании частоназывается место обитания народа, колена, например:
• гора Сеир, гористая местностьна юго-запад от Мертвого моря, место обитания потомков Исава;
• гора Неффалимова (Нав 20.7),местность на северо-запад от озера Мером, удел Неффалимов;
• гора Ефремова (Нав 20.7;21.21), гористая местность на запад от среднего течения Иордана, удел Ефремов;
• гора Иудина (Нав 11.21; 20.7;21.11), гористая местность на запад от Мертвого моря—занимает большую частьудела Иудина;
• гора Израилева (Нав11.16,21)—это вся земля на запад от Иордана;
• гора Аморрейская во Вт 1.20означает всю обетованную землю.
Кроме перечисленных выше вБиблии упомянуты следующие отдельные горы: Кармил, Ермон, Ор, Хорив, Ливан,Нево, Фасга, Сион.
(возвышение)(Нав 10.33)—царь Газера.
(Быт50.10,11)—в еврейском тексте «гумно Атада». (См. имя)
—птица отрядаголубиных, несколько меньших размеров, чем голубь.
(Иов 21.22; Ос11.7; Ам 9.6; Кол 3.1,2)—высшее, верхнее.
—верхняякомната (Мк 14.15), верхняя часть постройки (2Пар 3.9).
—этим словом вБиблии обозначается всякое место поселения людей, и большое и малое, поэтомугородов в древней Палестине было много. В Нав 15 в уделе Иудином, который ссевера на юг занимал не более 70км а с запада на восток—не более 60 км, только по названиямперечислено 92 города кроме тех, которые в ст. 45-47 названы просто городами.Таким образом, в этом уделе каждый город должен был отстоять от другого всреднем не более, чем на 2-3 км.Некоторые города были, повидимому, очень небольшими (Суд 9.51) и большинствоиз них не были совсем защищены, зато некоторые были очень хорошо защищеныстенами, башнями, рвами, неприступными скалами. Такими были Иерусалим, Иерихон,Лахис, Тир и др. (по свидетельству Иосифа Флавия Навуходоносор 15 лет осаждалТир и не смог его взять, после чего пошел в Египет, чтобы грабежом удовлетворитьсвои измученные войска—Иез 29.18).
Первые же города, построенныелюдьми, были предназначены для самопрославления человека (Быт 4.17; 11.4-9). Вгородах, построенных Нимродом (Быт 10.10-12), впервые возникло и распространилосьидолопоклонство. Города всегда этим особенно отличались и их общий характер неизменился до сих пор. Евреи долго не жили в городах и не стремились к этому(Неем 11.2), но когда обосновались в них, стали такими же идолопоклонниками,как и прочие народы (4Ц 17.7-8).
—см.убежища города.
—а)(Ион 1.2; 3.3)—Ниневия;
б) (От 11.8; 16.19)—Иерусалим вземном, греховном смысле;
в) (От 14.8; 17.18;18.10,16,18,19,21)—Вавилон, как символ нечестия и греха;
г) (От 21.10)—новый Иерусалим.
(Пс 47.3; Мф 5.35)—Иерусалим.
(Ис60.14)—Иерусалим, в котором слава Господа (Иез 48.35).
—а) (2Ц5.7,19; 3Ц 2.10; 8.1; 1Пар 11.5,7; 15.1,29; 2Пар 8.11; 9.31; Ис 22.9)—крепостьСион, составившая позже юго-западную часть Иерусалима; (См. Иерусалим, Сион,б)
б) (Лк 2.4,11)—Вифлеем.
(2Пар25.28; Лк 1.39)—Иерусалим.
(Зах8.3)—Иерусалим.
(Иез22.2; 24.6,9; Наум 3.1)—Иерусалим (ср. 4Ц 24.3,4).
(Быт24.10)—см. Харран.
(Вт34.3; Суд 3.13)—Иерихон (во 2Пар 28.15—город пальм). В Суд 1.16, по-видимому,имеется в виду Енгедди.
(Ис1.26)—Иерусалим.
(Есф 3.15; 8.14; 9.11,12)—Сузы, столица Персии (точнее—летняя резиденцияперсидских царей).
(Мф 10.5)—Самария (страна).
(4Ц23.8)—неизвестные ворота древнего Иерусалима. (См. ворота)
(Ис19.18)—один из египетских городов—Гелиополис (во многих манускриптах: «городразрушения»).
(1Пар 4.23;Пс 2.9; Ис 45.9; Иер 18.2; 19.1,11; Плач 4.2; Мф 27.7,10; Рим 9.21)—мастер поизготовлению глиняной посуды, которая была в древности наиболеераспространенной. Для горшечника характерно то, что его материал—глинаабсолютно, буквально послушна его рукам.
(Чис5.18,19,23,24,27)—вода, приготовляемая священником для испытания жены, накоторую у мужа возникло подозрение в неверности.
(Исх12.8; Чис 9.11)—например, листья цикория, которые по закону евреи должны былиесть с Пасхою в память о своих страданиях в египетском плену. Они были такжесимволом будущих страданий Спасителя.
(Лев 26.16;Вт 28.22; 32.24; Мф 8.14; Мк 1.30; Лк 4.38; Ин 4.52; Деян 28.8)—острая формалихорадки (но, возможно, и другие болезни).
—принятая врусском языке форма обращения к Богу. В некоторых местах Библии этим словом переведенои просто обращение «господин» (Мф 25.11, ср. 21.30; Ин 4.19), которое в старинулюди на востоке неизменно употребляли в отношении более знатного, старшего илиобладающего властью. В Мф 8.2; 13.51; Лк 5.8 (ср. 5.5), 9.57; Ин 5.7; 9.36 (ср.9.38) это обращение к Иисусу в оригинале также не есть обращение к Богу, нотолько как к Учителю и Пророку. (См. Господь)
(Еф 1.21;Кол 1.16)—духовные силы. (См. власть)
—см. Бог.Словом «Господь» (Адонаи), начиная с 3 в. до РХ, заменялось имя «Иегова» причтении священных текстов из страха произносить само имя Вседержителя.Освященное употреблением этого имени Самим Господом, оно стало Его именем,неразрывно связанным в сердцах верующих с образом Спасителя (относительно Исх 32.5 см. Ваал,а). В Мф25.11; Рим 14.4 в оригинале стоит «господин». (См. Господи)
(Лк 2.7;10.34,35)—дом для ночлега. Как и большинство домов древнего востока представляласобой постройку с двором внутри, помещениями для складов и скота внизу и длялюдей—над ними, на галерее. Гостиницы строились у дорог (каравансараи) и былинемногочисленны. В них часто царили грубость и нечистота, поэтому большинствопутников пользовались гостеприимством частных домов, которое всегда былораспространено и высоко почиталось на востоке.
(Быт6.14)—название дерева (материала), из которого Ной построил ковчег. Значениеслова не ясно (возможно, означает просто «смолистое дерево»).
(1Пар25.4,28)—левит, один из сыновей Емана, глава двадцать первой чреды певцов.
(Иеговавелик) (4Ц 8.26; 11.1-3,13,14,20; 2Пар 22.2,10,11,12; 23.12,13,21; 24.7)—дочь Амврия,жена Иорама, царя иудейского. Способствовала сильному распространениюидолопоклонства в Иудее. После смерти Охозии (ее сына), она истребила всех егопотомков (кроме Иоаса, спасенного Иосавефою) и захватила власть.
(лев Божий)(Нав 15.17; Суд 1.13,14; 3.9,11; 1Пар 4.13)—сын (потомок) Кеназа, брат Халева(в русской Библии ошибка перевода—см. Библия), первый судья Израиля.
(Иеговаспасает)—а) (Неем 12.32)—аналог. Азария,ц;
б) (Иер 42.1)—отец (предок)Азарии (см. Азария,ч) (в 4Ц 25.23 назван Маахитянин, в Иер 40.8—Махафа, а в Иер43.2—Осаия).
(1Пар3.18)—один из сыновей Иехонии, царя иудейского.
—а) (Нав 10.41;11.16)—область в юго-западной части Иудеи;
б) (Нав 15.51)—аналог. Афека.
(Пс 45.5;86.3)—Иерусалим.
—см.ученость.
(Вт 8.8; 1Ц 14.2; Иол 1.12; Агг 2.19)—дерево из породы миртовых с красноватойкорой, ярко-красными цветами без запаха и сочными плодами (гранатами) в жесткойкожуре.
(по-евр. «риммон») (Чис 13.24; 20.5; 3Ц 7.18,20; 4Ц 25.17; Песн 4.3,13; 6.7,11;7.13; 8.2; Иер 52.22,23)—плоды гранатового дерева (гранаты), высоко ценившиесяна востоке в древности.
—это то, чторазделило и продолжает разделять человека с Богом, его Творцом. Сотворивчеловека прекрасным и совершенным, Бог даровал ему полную свободу, в том числеи свободу добровольно принять любовь Божию в сознательном послушании и полномдоверии. Слова в Быт 1.28, переведенные в русской Библии как «плодитесь,размножайтесь», в оригинале обозначают: «растите, совершенствуйтесь иумножайтесь числом» (при этом без знания добра и зла—Быт 2.16-17, и обладаябессмертием—Быт 2.9,16, которое, согрешив, человек потерял—Быт 3.24). Ясно, Богхотел, чтобы человек выбрал путь совершенствования через послушание, но Он неотнял у него возможности и ослушаться, то есть сделать собственный идобровольный выбор. Некоторые говорят, почему Бог не закрыл этот путь? Но тогдаразве была бы свобода человека истинной? Имея возможность убить, развеобязательно нужно убивать? Не более ли заслуги в том, чтобы сдержаться? Если бычеловек был во всем автоматически послушен воле Божией, он был бы робот, но Богхочет иметь дело со свободной личностью, способной сделать правильный выбор,имея все возможности. И у Бога был Свой, возможно, длительный, но благодатныйплан приведения человека к полному совершенству, но человек избрал свой,быстрый путь сравняться с Богом (Быт 3.5) через чувственное познание,поддавшись искушению. Так грех через Адама вошел в мир, а им и смерть (Рим5.12). И человек продолжает грешить, уклоняясь постоянно на свою дорогу (Ис59.2; 1Ин 3.4). Грехом поэтому называется также и каждое отдельное преступлениезаповедей Божиих. Но даже если человек это сознает, он не может искупить себяиз рабства греха (в котором он остается по наследству) собственными силами, ибоничего, как раб, своего не имеет, но только веруя в искупление, совершенноеради нашего спасения ценою невинной Крови Спасителя нашего Иисуса Христа,человек может спастись. В еврейском тексте «грех» и «жертва за грех»обозначается одним термином (2Кор 5.21) и в этом смысле нужно понимать Быт 4.7.(См. искупление, спасение)
(Дан 8.21;10.20; 11.2)—небольшая страна в юго-восточной части Европы. Находясь напобережье Средиземного моря, и являясь главным торговым маршрутом древности,она получила быстрое развитие. Как мировая империя Греция установилась впроцессе так называемых Персидских войн (500-336 гг. до РХ). Александр Великийсвоими блестящими победами (336-323 гг. до РХ) покорил себе почти весьизвестный тогда мир и, как рассказывают историки, дойдя до Индии плакал, чтобольше нечего было завоевывать. Греческий язык стал мировым. Греческая философияи культура, расцвет которых пришелся на тот же период, оказали неизгладимоевлияние на ход всей мировой истории и развитие многих соседних (особенноевропейских) народов. Около 270г. до РХ в Александрии—втором после Афин центре наук иучености того времени, был сделан перевод всех книг Ветхого Завета на греческийязык (все книги Нового Завета были написаны сразу по-гречески). Греция названаИаван в Иез 27.13 и Иония—в Зах 9.13. (См. Афины, Ахаия, Еллин, Македония)
(Ин19.20; Деян 21.37; От 9.11)—см. язык.
(Лев 11.13; Вт14.12)—нечистая по закону птица из породы хищных, крупная размерами и неприятнаяна вид. Питается падалью, отбросами.
—местозахоронения, погребения. Гробы часто устраивались в естественных углублениях земли,пещерах или вырубались в сплошной скале. В таком гробе Иосифа из Аримафеи,находившемся в саду близ Голгофы, был положен Господь. Гроб этот представлялсобой помещение, как бы комнату, размерами 3м на 4м и высотой 2м, в глубинекоторой по бокам были два возвышения, как бы ложа, на одном из которых и былоположено тело Иисуса, обвитое по иудейскому обычаю пеленами. Вход в гроб дляпредохранения от зверей всегда плотно закрывался тяжелым камнем. Дляпогребения царей и богатых людей строились гробницы аналогичные по конструкции,но богато украшенные. (См. погребение)
(Лк13.35)—грядущий (от старослав. грясти—приближаться, приходить, неожиданнопоявляться).
(Вт10.7)—аналог. Алуш (в Чис 33.32,33 назван Хор-Агидгад).
—площадка наровном и открытом месте для вымолачивания и вывеивания зерна, а также для временногохранения снятого урожая (снопов).
(расписанный,раскрашенный) (Быт 46.24; 1Пар 7.13)—один из сыновей (потомков) Неффалима (вЧис 26.48 назван Гуний).
(расписанный,раскрашенный)—а) (Чис 26.48)—см. Гуни;
б) (1Пар 5.15)—аналог.Авдиил,а.
(жилище) (4Ц9.27)—место близ Ивлеама в Изреельской долине.
(жилищеВаала) (2Пар 26.7)—место на юге Палестины (точное положение не известно).
—этим словомпереведено название некоего струнного музыкального инструмента (по-евр.киннор), изобретенного еще в глубокой древности (Быт 4.21) и похожего, какполагают, на арфу (см.). Во многих местах упоминается вместе со свирелью. (См.музыка)